Правила пожарной безопасности в школе

Содержание зданий (сооружений) и помещений

На чердаках, в подвальных, цокольных, технических этажах и подпольях зданий, коридорах не допускается применять и хранить взрывчатые вещества, ЛВЖ и ГЖ, баллоны с горючим газом и другие взрывопожароопасные вещества и материалы. Чердачные помещения должны содержаться в чистоте.

В помещениях, связанных с пребыванием детей, все виды напольных покрытий должны жестко крепиться к полу.

Запрещается:

  • размещение детей в мансардных помещениях;
  • проведение огневых работ при наличии в помещениях детей;
  • применение для освещения свечей, керосиновых ламп и иных приспособлений с использованием открытого огня;
  • снимать дверные полотна в проемах, соединяющих коридоры с лестничными клетками;
  • оставлять без присмотра включенные в сеть счетные и пишущие машинки, радиоприемники, телевизоры и другие электроприборы (за исключением холодильника), пользоваться этими приборами без несгораемых подставок;
  • использовать электрокипятильники, электрочайники для приготовления пищи в спальнях, игровых комнатах и других помещениях, занятых детьми (за исключением специально оборудованных помещений);
  • устраивать в чердачных помещениях склады, архивы, хранить какие-либо материалы;
  • отогревать замерзшие отопительные водопроводные и канализационные трубы открытым огнем.

Директор обязан обеспечить ежедневное информирование подразделений МЧС о количестве детей и обслуживающего персонала, находящихся в заведении в ночное время. Размещение детей в зданиях следует осуществлять с таким расчетом, чтобы младшие дети располагались на нижних этажах.

Все участники учебно-воспитательного процесса старше 14 лет обязаны знать пожарную опасность применяемых химических реактивов и веществ, способы их тушения и соблюдать требования пожарной безопасности во время работы с ними, а также знать место нахождения средств пожаротушения, индивидуальной защиты органов дыхания и уметь ими пользоваться в случае возникновения пожара.

Количество парт (столов) в учебных классах и кабинетах не должно превышать предельную нормативную наполняемость классных групп в соответствии с действующими ТНПА.

Обратите вниманиеЛестницы и площадки, используемые для подъема пожарными подразделениями на крышу и чердаки, а также ограждения крыш должны подвергаться периодическим испытаниям на прочность. В целях быстрого открывания дверей и люков выходов на кровлю, дверей в технические помещения в зданиях и сооружениях должно быть предусмотрено наличие комплекта ключей с номерными бирками

Ключи должны находиться в установленных местах, доступных для получения в любое время суток. На внутренней стороне дверей (люков) выходов на кровлю и наружной стороне дверей технических помещений должны быть вывешены таблички с указанием назначения помещения и места хранения ключей

В целях быстрого открывания дверей и люков выходов на кровлю, дверей в технические помещения в зданиях и сооружениях должно быть предусмотрено наличие комплекта ключей с номерными бирками. Ключи должны находиться в установленных местах, доступных для получения в любое время суток. На внутренней стороне дверей (люков) выходов на кровлю и наружной стороне дверей технических помещений должны быть вывешены таблички с указанием назначения помещения и места хранения ключей.

Занятия для старшеклассников

Старшеклассники уже в полной мере осознают необходимость соблюдения правил безопасности при пожаре для детей. Но они уже не уделяют этой теме большого внимания, поскольку для них – это повторение пройденного материала. Для этой категории школьников противопожарная тематика должна подаваться, как одна из сторон подготовки к самостоятельной жизни, когда их ответственность становится полной. Они сами будут отвечать за материальные ценности, здоровье и безопасность. Старшеклассники уже на другом уровне усваивают правила поведения  в доме:

  • при выходе из дома нужно проверить электрические приборы и плиту, они должны быть выключенными;
  • над плитой нельзя сушить вещи, это чревато возгоранием;
  • нельзя играть с бенгальскими огнями, пиротехникой, аэрозольными баллончиками, зажигалками, фейерверками, спичками и другими огнеопасными и взрывоопасными предметами;
  • если в помещении пахнет газом, нельзя зажигать огонь и электричество, нужно открыть окна и немедленно вызвать профильную службу – 104, но не с домашнего телефона, а с мобильного;
  • нельзя нагружать газовые трубы, например, использовать их, как спортивный тренажер;
  • бытовые электрические приборы нельзя использовать в ванной комнате или брать их мокрыми руками;
  • нельзя накрывать осветительные приборы тканями или бумагой;
  • если при включении электроприбора в розетку появляются искры, ими не стоит пользоваться.

Пожарная безопасность дома для детей этого возраста крайне важна, поскольку они проводят там одни много времени. На уроках ОБЖ старшеклассники  проходят начальную пожарно-тактическую подготовку: носить боевой комплект, пользоваться пожарным краном и стволом и другие навыки. Им рассказывают о профессии пожарных, как одной из возможных – для самостоятельной жизни. Ученики старших классов примеривают к себе их труд. Целесообразно доверить старшеклассникам занятия по противопожарной безопасности с малышами.

Спортивные состязания по тематике ППБ

Занятие — практикум по пожарной безопасности «Если горит у соседей»

Воспитательные задачи:

— выработать правила безопасного поведения при пожаре у соседей;

— закрепить знания о способах тушения пожара;

— отработать вызов по телефону пожарной службы 01.

Оборудование: огнетушитель, план эвакуации школы, рисунки (горит штора, горит скатерть от утюга, поджигают кнопки в лифте).

Ход занятия

I. Работа по теме занятия.

1. Вводная беседа.

Учитель. Мы с вами уже говорили о том, что делать, если пожар возник в вашей квартире, на природе, в транспорте.

А сегодня мы будем говорить о том, что делать, если вам угрожает пожар, начавшийся в другой квартире.

Если горящая квартира расположена под вашей, или горит на лестнице под вашей квартирой, надо покинуть квартиру, но только если до выхода из подъезда — не более трех этажей. Если же более трех этажей, то путь будет более долгим, и можно задохнуться по дороге или оказаться отрезанным снизу огнем. При возвращении назад вы можете не успеть добежать до своей квартиры и задохнуться от дыма.

Если же горит выше вашего этажа, и кажется, что огонь вам не грозит (огонь при пожаре распространяется вверх), то все равно лучше выйти из квартиры на улицу.

Ну, а что делать, если горит рядом у соседей, и пожар отрезал путь к отступлению? Надо закрыть двери, окна, форточки (ведь дым и огонь распространяются по направлению движения воздуха). Отключите сразу электричество. Полейте водой пол и входную дверь. Закройте нос и рот платком, смоченным в воде.

2. Правила поведения при пожаре в соседних квартирах или на лестничной клетке.

Учитель. Теперь давайте выведем правила, которые надо знать и соблюдать, если горит у соседей.

Что делать, если в подъезде дым?

Дети. Правило № 1.

Не выходить на лестницу и не садиться в лифт. Он может отключиться, и человек, оказавшийся в лифте, задохнется от дыма.

Учитель. Что делать в своей квартире?

Дети. Правило № 2.

Надо защитить свою квартиру от дыма. Закрыть двери, окна, форточки, щели в двери мокрыми тряпками. Полить водой пол и входную дверь.

Учитель. Как сообщить о пожаре?

Дети. Позвонить пожарным и назвать свой точный адрес: улицу, номер дома, номер подъезда, код, этаж.

Учитель. А если нет телефона?

Дети. Если нет телефона, надо махать платком из окна и звать на помощь. Если есть балкон — выйти на него и закрыть за собой балконную дверь.

Учитель. Современные дома строят так, что огонь из другой квартиры не может прожечь пол и потолок в вашей квартире.

Ожидая пожарных, не теряйте головы и не выпрыгивайте из окна. Вас обязательно спасут.

Когда приедут пожарные, надо их во всем слушаться и не бояться.

Пожар может случиться не только в чьем-то доме, но и в школе, в театре и в других людных местах.

Самое главное — не поддаваться панике. В наше время для каждого здания, где бывает много людей, разрабатывают специальный план, на котором показано, как надо спасаться, то есть в какие двери выбегать.

И в нашей школе есть такой план. Он называется «План эвакуации» (показ «Плана эвакуации»). Сегодня мы попробуем эвакуироваться согласно этому плану.

3. Практикум — эвакуация детей из школьного здания согласно плану эвакуации.

II. Итог занятия.

Учитель. О чем мы сегодня говорили на занятии?

Дети. О мерах безопасности при пожаре.

… А лисички взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит:

«Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогите!».

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами и блинами,

И сушеными грибами.

К. И. Чуковский, отрывок из стихотворения «Путаница»

Обеспечение безопасной эвакуации

На объектах должны быть разработаны планы эвакуации людей при пожаре для всех этажей зданий (сооружений) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек.

Не реже одного раза в год необходимо организовывать проведение тренировочных занятий для персонала по эвакуации людей из зданий в соответствии с планами эвакуации и инструкцией, определяющей действия персонала по обеспечению безопасной эвакуации людей, а для объектов с круглосуточным пребыванием детей, инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, людей с нарушениями зрения и дефектами слуха, лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных и иных лиц с особенностями психофизиологического развития — не реже двух раз в год.

По результатам тренировочных занятий должен быть составлен акт.

Это важноДвери эвакуационных выходов на лестничные клетки из коридоров, двери тамбур-шлюзов, вестибюлей, холлов, лифтовых холлов, помещений с массовым пребыванием людей, а также наружные эвакуационные двери не допускается закрывать на замки и запоры, которые не могут быть открыты изнутри без ключа. В помещениях с массовым пребыванием людей не допускается устанавливать глухие решетки на окнах, а также заделывать оконные проемы и загромождать подступы к ним

При наличии в помещениях постоянных рабочих мест от 5 до 50 включительно глухие решетки могут предусматриваться не более чем на 50 % окон

В помещениях с массовым пребыванием людей не допускается устанавливать глухие решетки на окнах, а также заделывать оконные проемы и загромождать подступы к ним. При наличии в помещениях постоянных рабочих мест от 5 до 50 включительно глухие решетки могут предусматриваться не более чем на 50 % окон.

Запрещается фиксировать противопожарные и дымонепроницаемые двери, двери лестничных клеток в открытом положении (если для этих целей не используются устройства, автоматически закрывающие двери при пожаре), а также снимать их.

Для обеспечения безопасной эвакуации не допускается:

  • загромождать проходы, выходы, двери на путях эвакуации, эвакуационные выходы на кровлю, устанавливать выставочные стенды, торговые лотки, мебель, цветы, растения и другое имущество, уменьшающее минимальную эвакуационную ширину и высоту; изменять направление открывания дверей на препятствующее выходу из зданий и помещений; устраивать на путях эвакуации имитацию дверей, устанавливать турникеты и другое имущество, препятствующее безопасной эвакуации;
  • складировать под маршами эвакуационных лестничных клеток горючие материалы и устраивать различные помещения, за исключением узлов управления центрального отопления, водомерных узлов.

Первое, что надо сделать при возникновении пожара, — это закрыть дверь того помещения, где горит огонь. Если вы увидите горящее помещение через окно, не пытайтесь войти в это помещение. Открытая дверь не только выпустит дым и помешает эвакуации; внезапное поступление дополнительного воздуха может привести к распространению пожара с большей скоростью.

Директору на заметкуПосле того как все работники и обучающиеся эвакуированы из здания, следует провести перекличку среди учеников каждого класса, среди учителей и других работников учреждения, чтобы убедиться, что никто не остался в здании.

Организация противопожарных мероприятий

Как проходит организация:

  • Контроль правильного использования механизмов и промышленного транспорта внутри предприятия.
  • Постоянный противопожарный инструктаж работников.
  • Запрет курения на территории организации, создание специальных место под перекуры.
  • Запрет на работы в зданиях, где находятся легковоспламеняющиеся материалы.
  • Осмотр электрической проводки.
  • Постоянный осмотр и проверка лестниц для эвакуации.
  • Соблюдение указаний по хранению горючих материалов.
  • Собирать огнеопасные отходы в отдельные места.
  • Установка специальных выключателей, которые сразу обесточат всё учреждение.
  • Обеспечение открытого доступа к средствам первичного пожаротушения.

Образец плана противопожарных мероприятий

Ниже представлен план мероприятий по пожарной безопасности на заводе.

Название мероприятия Срок выполнения Ответственное лицо
Издать постановление о назначении лиц, ответственных за ПБ, о введении противопожарного режима До 17.06.2019 г. Инженер-технолог Е. А. Иванов
Подготовка к пожароопасному периоду в цеху № 4 Май-июнь Начальник цеха Г. М. Петров
Проведение противопожарных инструкций для всех работников завода 1 раз при приеме на работу и каждые полгода для всех работников Руководитель предприятия М. Р. Сидоров
Оформление плана действий при пожаре, закрепление в уголке по ПБ В течении года Инженер Д. Ю. Михайлов
Техническое обслуживание средств пожаротушения (заряд огнетушителей) Ежегодно Технолог А. В. Шилова
Проведение учебной эвакуации Каждые полгода Начальник цеха № 2 Е. С. Кирилов
Контроль за соблюдением правил ПБ Постоянно Помощник руководителя М. С. Сидоренко
Закупка новых средств пожаротушения Февраль Начальник бухгалтерии М. В. Егорова
Проверка и ремонт сигнализаций Сентябрь Старший электрик А. А. Киселев
Обучение ПТМ Каждый год Старший инженер Д. В. Быстрова

Обратите внимание! Таким образом, противопожарные меры должны приниматься не только на стадии планирования здания, но и в последующем его использовании. Нужно всегда следить за системами пожаротушения и оповещения, а также составлять план противопожарных мероприятий на год

Школы будут приняты только при стопроцентном выполнении всех противопожарных мероприятий.Школы будут приняты только при стопроцентном выполнении всех противопожарных мероприятий.

Правила обращения с огнем в лесу

В большинстве случаев причиной возгорания лесных массивов является беспечность и неосторожность людей

  • Нельзя разводить костер в местах с сухой травой, под кронами деревьев, в торфяниках. Место для костра нужно тщательно выбирать, очищать от огнеопасного материала, а сам огонь разводить в специально выкопанной земляной ямке.
  • Не допускается уходить и оставлять костер непотушенным или тлеющим. Его можно залить водой или засыпать песком.
  • Нельзя разводить костер в сухую и ветреную погоду.
  • Нельзя оставлять на месте отдыха бумагу, пластиковую посуду и предметы из стекла. Последние очень опасны потому, что солнечные лучи фокусируются на стекле, последствием может стать лесной пожар.
  • Нельзя оставлять в лесу самовозгорающиеся материалы.
  • Нельзя использовать в лесу пиротехнику.

Правила обращения с огнем дома

Для детей главное правило — нельзя играть с огнем без присмотра взрослых. Таким образом, исключаются использование и игра с электроприборами (телевизор, микроволновая печь, компьютер), включение газовой плиты, зажжение свечей, игра с лампочками, гирляндами.

Детей старшего возраста можно научить пользоваться плитой, бытовой техникой, однако заострить внимание на том, что если нет большой необходимости в их применении, лучше подождать родителей. Обязательным требованием будет отключение всей техники от электросети после использования

Не нужно настраивать ребенка против огня, но следует максимально честно рассказать о последствиях пожаров.

Дети — большие выдумщики, в их головах роятся тысячи идей, и если заранее не предупредить о результатах таких опасных шалостей, то станет поздно.

Родители должны сами оградить от опасности своего ребенка.

В первую очередь необходимо хранить всю бытовую химию в недоступном для детей месте, вся она имеет высокую степень огнеопасности. Также дети не должны иметь свободного доступа к спичкам, зажигалкам, свечам, а электропровода необходимо спрятать под плинтусы.

Чтобы проверить детские знания о правилах пожарной безопасности нужно проводить небольшие тесты или периодически задавать им вопросы. Например:

  • что делать если начался пожар? (звонить в службу спасения 112 / 01, называть свое имя и адрес);
  • чем потушить только разгоревшийся огонь? (плотным одеялом, мокрым покрывалом, огнетушителем);
  • как нужно вести себя во время пожара? (не паниковать, не прятаться, звать на помощь).

Следует рассказать детям о том, что опаснее самого огня может быть дым. А чтобы не задохнуться во время пожара нужно намочить тряпку или марлю и дышать через нее. Также необходимо опуститься на пол, потому что концентрация дыма там ниже.

Как подготовиться к проверке по пожарной безопасности в школе

Как выполняются мероприятия по пожарной безопасности в школе, контролирует ГПН (Государственный пожарный надзор) МЧС РФ. Это делается в ходе плановых и внеплановых проверок.

  • Плановые проверки соблюдения правил пожарной безопасности в школе проводятся по ежегодному плану. Смотрите пример плана и результаты проведения плановых проверок проверок или на сайте вашей областной прокуратуры (например, для Оренбургской области – здесь http://www.orenprok.ru/right-menu/spspd/plans). Эти проверки проводятся 1 раз в 3 года.
  • Внеплановые проверки проводятся, если в ГПН МЧС поступили заявления от частных или должностных лиц о нарушении требований ПБ в конкретном учреждении. Также их назначают после технического перевооружения, реконструкций, капремонтов. Внеплановой проверки не избежать, если органы власти устанавливают на территории, к которой относится ваша школа, особый противопожарный режим.

По результатам проверок выдаются предписания на устранение нарушений, могут выписываться штрафы. Из размеры зависят от тяжести и повторяемости нарушения (первичное, повторное):

  • на должностное лицо – от 1 до 5 тыс. руб.;
  • на юридическое лицо – от 150 тыс. до 500 тыс. руб. Деятельность предприятия может приостанавливаться на срок до 90 суток.

В некоторых случаях при впервые выявленном нарушении можно «отделаться» предупреждением.

Штрафы накладываются также в случае возникновения на объектах пожаров:

  • на должностных лиц – от 40 тыс. руб. до 50 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 350 тыс. руб. до 400 тыс. руб. Если в результате пожара пострадал или погиб человек – от 600 тыс. руб. до 1 млн руб.

Избежать плановых проверок можно, проведя аудит ПБ. Если независимая оценка пожарного риска будет положительной, плановых проверок не будет до окончания срока действия соответствующего заключения.

Не забывайте, что выполнение мероприятий по пожарной безопасности ежегодно проверяется во время подтверждения готовности школы к началу нового учебного года, которое проводится до 20 августа.

Пожарная безопасность в школах и не толькоПожарная безопасность в школах и не только

Качественную работу ответственного за пожарную безопасность в школе лица подтверждает наличие исправного оборудования и следующих документов по пожарной безопасности:

  • актов обследования вентканалов, дымовых, газовых каналов;
  • актов, подтверждающих проведение огнезащитной обработки деревянных систем здания (например, чердачных стропил);
  • внутренних и наружных противопожарных водоводов, актов их испытаний;
  • декларации ПБ;
  • документации по работам по огнезащите конструкций из металла, лестниц, повышению пределов огнестойкости;
  • документации на противопожарные элементы здания – окна, двери, шторы, люки;
  • инструкций по действиям персонала по эвакуации людей во время пожара;
  • перезаряженных огнетушителей, их паспортов;
  • планов эвакуации, соответствующих знаков;
  • пожарной сигнализации, систем оповещения, пожаротушения, проектной документации, договоров на их обслуживание;
  • пожарных рукавов, заполненных журналов их перекатки (форма 54-Э), соответствующих актов. Если по дате годность пожрукава закончилась, но он находится в рабочем состоянии, проводится его проверка на герметичность. В случае положительного результата срок годности рукава продлевается на 10 лет. Соответствующие документы также должны иметься;
  • приказов о назначении ответственных лиц за пожарную безопасность в здании в целом и в отдельных кабинетах, отделах, мастерских;
  • протоколов замеров сопротивлений изоляции;
  • протоколов испытания наружных противопожарных лестниц, ограждающих кровельных конструкций;
  • расчетов категорий взрывопожарной и пожарной опасности для некоторых категорий помещений;
  • сертификатов на отделочные материалы для внутренних работ;
  • удостоверений о прохождении обучения по ПБ, ПТМ, протоколов проверки знаний, журналов инструктирований;
  • эвакуационных выходов, их размеров, пропускной способности и состояния (свободный доступ, отсутствие хлама).

Кроме того, следует:

  • организовать места для курения;
  • не реже 1 раза в 6 месяцев проводить практические тренировки по эвакуации персонала и учащихся при пожаре для лиц, которые работают в пределах школы.
Школы будут приняты только при стопроцентном выполнении всех противопожарных мероприятий.Школы будут приняты только при стопроцентном выполнении всех противопожарных мероприятий.

Библиотека

Главными действиями в библиотеках с массовым скоплением людей будет организация их эвакуации, для чего нужно придерживаться противопожарных мероприятий:

  • разработать по схеме библиотеки план эвакуации и расстановки огнетушителей;
  • все эвакуационные выходы, а также все виды эвакуационных лестниц должны быть открыты и свободны;
  • между стеллажами библиотек обеспечиваются проходы из негорючих материалов: основной проход — 1,3 м, рабочие — 1,1 м, а между стеллажами и стенами — не меньше, чем полметра;

Уголок для библиотеки

  • ограждение крыши, лестницы и ходы для работников и посетителей библиотек должны быть открыты и в приемлемом состоянии, обязательно должен быть документ о ежегодной проверке лестниц;
  • также необходимо, чтобы места для подъезда пожарных машин всегда были открыты, желательно поставить табличку с просьбой не занимать их;
  • в здании библиотеки не разрешается хранить: легковоспламеняющиеся, горючие растворы, газовые баллоны, краски. Для очистки книг и поверхностей нельзя использовать горючие жидкости.

Важно! Категорически запрещено оставлять включенными в сеть приборы (светильники, микроволновую печь и проч.), тем более, если эти предметы не исправны, пользоваться ими нельзя

Кто несет ответственность за нарушения требований пожарной безопасности в школе – арендодатель или арендатор?

Однозначного ответа, кто отвечает за пожарную безопасность в этом случае, в законодательстве нет. Поэтому если помещение в школе сдается в аренду частной секции или кружку, прописывать границы ответственности за ПБ следует в договоре.

Однако «спихнуть» все на арендатора, например перед проверкой, не получится. Установка системы противопожарной защиты – трудоемкая и затратная работа, которая, как правило, выполняется во время ремонта здания. И арендатор не сможет сделать эти работы сам (физически и финансово).

Поэтому целесообразно разделять ответственность за ПБ следующим образом: ответственность за установку системы противопожарной защиты возлагать на арендодателя, а за соблюдение правил пожарной безопасности (использовать исправные электроприборы, проходить инструктажи, не курить в помещении и т.д.) – на арендатора.

Итак, из этой статьи вы получили представление, как обеспечивается ПБ в школе. Были перечислены мероприятия, которые следует выполнить в первую очередь, обязанности ответственного за ПБ, порядки обучения и разработки по ПБ, даны рекомендации по подготовке заведения к проверке контролирующими органами, а также ориентировочные суммы штрафов за невыполнение требований ПБ.

Также советуем почитать:

  • ГОСТ 12.0.004-2015 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения»
  • Политика работодателя в области охраны труда
  • Государственные нормативные требования охраны труда
  • Постановление 1/29

Обязанности директора педагогического состава

Ответственным за выполнение правил пожарной безопасности в школе является директор. В его компетенцию входит контроль над соблюдением противопожарного режима учебных процессов и работы персонала. Ответственное лицо должно принимать немедленные меры по ликвидации потенциальных угроз и недостатков, которые могут стать причиной возникновения очага возгорания.

Директор или назначенное им ответственное лицо должны осуществлять все виды инструктажей пожарной безопасности: целевые, первичные, повторные или внеплановые, в соответствии с заранее разработанным и утвержденным графиком.

Должен быть разработан и утвержден план эвакуации из здания, а также установлены таблички по пожарной безопасности во всех помещениях и коридорах сооружения. Копии плана с подписью ответственного лица должна быть вывешены в видных местах на каждом этаже и в специализированных кабинетах, представляющих наибольшую угрозу (физики, химии, труда). С планом должны быть ознакомлены как преподавательский состав, так и учащиеся любого года обучения в доступной для них форме.

В соответствии с разработанным планом между учителями и старшеклассниками должны быть распределены порядок действий при чрезвычайных ситуациях, в том числе и при пожаре. В приказе по школе должны быть назначены ответственные за пожарную безопасность при осуществлении различных массовых мероприятий: праздников, утренников, концертов, олимпиад и т.п.

Инструкция по пожарной безопасности школы должна включать нормы поведения при эвакуации учащихся, а также действия персонала и учителей. В ней описаны норма содержания коридоров, главного и эвакуационных выходов, всего здания и прилегающей территории. В соответствии с нормативами все выходы из здания должны быть разблокированы, их нельзя использовать в качестве временных складов для инвентаря и материалов. Ключи от эвакуационных и центральных выходов должны храниться в канцелярии на видном месте в зоне доступности. Дубликаты, как правило, находятся на руках у персонала, рабочие места которого закреплены на первом этаже.

В инструкции должны быть подробно описаны меры безопасности при проведении ремонтных и технологических работ, связанных с пожароопасными процессами – электросварка, приготовление пищи в школьной столовой, практические занятия в кабинете химии и физики при изучении соответствующих тем. К инструкции рекомендуется приложить памятку «Порядок действия при пожаре», разработанную собственными силами в соответствии с действующими нормативами или приобретенную в службе МЧС. Копии данной памятки должны находиться в каждом школьном помещении. В здании должны быть предусмотрены отдельные места для курения, оборудованные первичными средствами для пожаротушения.

Правила обращения с огнем в лесу

В большинстве случаев причиной возгорания лесных массивов является беспечность и неосторожность людей

  • Нельзя разводить костер в местах с сухой травой, под кронами деревьев, в торфяниках. Место для костра нужно тщательно выбирать, очищать от огнеопасного материала, а сам огонь разводить в специально выкопанной земляной ямке.
  • Не допускается уходить и оставлять костер непотушенным или тлеющим. Его можно залить водой или засыпать песком.
  • Нельзя разводить костер в сухую и ветреную погоду.
  • Нельзя оставлять на месте отдыха бумагу, пластиковую посуду и предметы из стекла. Последние очень опасны потому, что солнечные лучи фокусируются на стекле, последствием может стать лесной пожар.
  • Нельзя оставлять в лесу самовозгорающиеся материалы.
  • Нельзя использовать в лесу пиротехнику.

Школьники младших и средних классов

В школе начинается вторая стадия освоения знаний по ППБ. Противопожарная безопасность для детей преподается на уроках ОБЖ, проводятся тематические конкурсы и праздники. Базовые основы ППБ можно включать в план урока, например, на рисовании – предложить детям изобразить последствия неудачной игры с огнем, на математике – решить задачу о пожарных машинах. Уже в младших классах ребенок должен освоить правила безопасного поведения в школе:

  • в помещении школы и на территории нельзя использовать зажигалки, спички и пиротехнику;
  • нельзя оставлять включенными электрические приборы при выходе из помещения;
  • на территории школы запрещено разводить костры;
  • запрещено курение на школьной территории;
  • нужно знать план эвакуации, и уметь им пользоваться, включая аварийные выходы и пожарные лестницы;
  • при появлении запаха дыма и других признаков возгорания, нужно немедленно сообщить учителю или другим работникам школы.

Техника безопасности при пожаре для детей запоминается лучше в ходе мероприятий: выступлений, праздников, конкурсов, спортивных эстафет. Чтобы усилить эффект, лучше задействовать школьников в подготовке. Например, перед экскурсией в пожарную часть устроить выставку работ – поделки или рисунки – по тематике. Или совместно с детьми подготовить сценарий праздника.

Ролевые игры в пожарных

Правила пожарной безопасности для детей начальной и средней школы хорошо усваиваются при проведении викторин, игры «Поле чудес», выступлений «Клуба веселых и находчивых», спортивных соревнований. Момент состязательности усиливает интерес к противопожарной теме, вырабатываются стойкие навыки поведения. Кроме профилактической тематики, школьники точно должны знать, что делать, если в здании случился пожар:

  • при обнаружении огня или задымления нужно немедленно сообщить учителю или другому сотруднику о происшествии;
  • при сигнале тревоги находиться рядом с педагогом и безукоризненно выполнять все его предписания;
  • нельзя паниковать;
  • нужно внимательно слушать, что говорят взрослые;
  • если последовало указание – двигаться на выход, нужно слушать педагога, не мешать другим людям, не бегать, помогать малышам;
  • после выхода из здания нужно и дальше следовать за учителем, он выведет класс к безопасному месту, там нужно оставаться до следующих указаний взрослых;
  • в тушении пожара нельзя принимать участие, если на то нет указаний взрослых;
  • о полученных повреждениях, ожогах и травмах следует сразу сообщать учителю.

Пожарная безопасность детям дается и на учебных занятиях, где школьники усваивают навыки: передвижение гусиным шагом, движение группой, основы обращения с огнетушителем и другие практические знания.

Театрализованное представление в ДОУ

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий