Понятие международного гуманитарного права

Принцип всеобщего уважения прав человека и основных свобод

Принцип всеобщего уважения прав человека и основных свобод впервые получил признание в качестве принципа международного права в Уставе ООН. Устав ООН является первым международным актом, где данный принцип был закреплен. В преамбуле Устава говорится, что «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций». Одна из целей ООН является «осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии».

После закрепления принципа всеобщего уважения прав человека и основных свобод в Уставе ООН было принято много документов по правам человека. На сегодняшний день существуют различные международные механизмы защиты прав человека: механизм ООН по защиты прав человека, договорные органы по защите прав человека и региональный механизм защиты прав человека.

Согласно этому принципу на государство возлагается обязательство уважать и поощрять права человека. Государство, нарушающее данное обязательство, будет привлечено к международной ответственности.

В ст. 5 Венской декларации и Программе действий 1993 г. было отмечено: «все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны

Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием. Хотя значение национальной и региональной специфики и различных исторических, культурных и религиозных особенностей необходимо иметь в виду, государства, независимо от их политических, экономических и культурных систем, несут обязанность поощрять и защищать все права человека и основные свободы»

Применение международного права вооруженных конфликтов

Это право применяется только в период ведения военных действий, в нем никак не регулируются внутригосударственные проблемы, связанные с насильственными действиями и различными противоречиями. Международное право военных конфликтов действует во время войны и охватывает одинаково стороны, участвующие в войне, независимо от того, кто начал вооруженные действия.

В Женевской конвенции указаны два типа вооруженных конфликтов:

  • международный;
  • внутригосударственный.

К первому типу относятся конфликты, в которых участвуют минимум два государства. Такие ситуации регулируются большим сводом правил, прописанных в Женевской Конвенции и дополнительных правовых актах.

Ко второму типу относятся конфликты, в которых участвует всего лишь одно государство, привлекая только свои вооруженные силы. Противостоят они внутреннему врагу в виде различных вооруженных отрядов. Их действия регулируются меньшим сводом правил, закрепленных в ст.3 Женевских Конвенций.

Стоит отметить большую разницу между международным правом войны и правами человека. Конечно, у них есть схожие нормы, ограждающие свободы людей от противозаконных вмешательств, но права человека действуют только в мирное время, а право вооруженных конфликтов исключительно в военное.

Принципы международного гуманитарного права

Особенности международно-правовой системы – отсутствие стоящего над ее субъектами государственного органа и определение норм международного права самими государствами и международными организациями. Регулирование системы осуществляется за счет общепризнанных принципов международного права. Содержание каждого из принципов базируется на положениях Устава ООН и Декларации о принципах международного права, принципах равноправия и самоопределения народов. Все народы имеют право свободно определять свой политический статус, осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие и уважать это право в соответствии с положениями Устава.

Каждое государство обязано содействовать с помощью совместных и самостоятельных действий осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов, чтобы способствовать дружественным отношениям и сотрудничеству между государствами, проявляя должное уважение к свободно выраженной воле заинтересованных народов.

Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются способами осуществления этим народом права на самоопределение. Каждое государство обязано воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, вправе испрашивать и получать поддержку в соответствии с целями и принципами Устава ООН.

Принцип суверенного равенства государств. Все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Понятие суверенного равенства включает следующие признаки:

1) государства юридически равны;

2) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

3) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

4) территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

5) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

6) государства обязаны выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире

Происхождение международного гуманитарного права

Своими истоками оно уходит в период зарождения первых цивилизаций. Всегда глобальные воины или небольшие вооруженные конфликты подчинялись определенным правилами и обычаям.

Постепенно начали появляться двухсторонние соглашения между странами. Подписывались такие договоры уже после сражений. Затем само государство издавало небольшой список правил, предназначенный для своих вооруженных сил, в котором прописывало правила ведения битв и правильное поведение на поле боя.

Все нормы, прописанные в соглашениях, были ограниченны во времени, т.е. распространялись на одну битву или на конкретную войну, а затем они теряли свою силу. В течение времени эти правила подвергались трансформации в зависимости от эпохи, нравов и места проведения военных конфликтов.

Со временем правила решили упорядочить, систематизировать. Начало кодификации приходится на первую половину девятнадцатого века. Итогом этого стала Женевская Конвенция 1864 года, которую подписали 16 государств. В ней регулировалось положение раненых и больных солдат. Данный международный договор направлен на улучшение их позицию во время ведения военных конфликтов.

Постепенно они дополнялись, основываясь на практическом опыте ведения войны других государств. Эти правовые нормы помогают максимально уменьшить урон от военных действий и соблюдать права людей, не участвующих в сражениях.

Многие государства принимали активное участие в дополнение этих правил, их развитии. Благодаря этому сейчас международное право войны можно назвать универсальным для всех стран.

Принцип невмешательства во внутренние дела государств

Данный принцип является одним из самых настойчивых и наиболее нарушенных принципов в мире. Он закреплен в п. 7 ст. 2 Устава ООН, но его содержание раскрывается в Декларации о принципах международного права 1970 г., в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. и в Декларации о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государства 1981 г.

Невмешательство во внутренние дела означает, что государствам или международным организациям категорически запрещено вмешиваться в дела другого государства без правовой основы. Цель состоит в том, чтобы заставить промежуточное государство следовать определенной политике в его внутренних делах. Это вмешательство также направлено на ограничение свободы государства и нападение на суверенитет и независимость.

Важность принципа невмешательства заключается в том, что он отражает существование международного правопорядка, который регулирует поведение государств и обеспечивает их сосуществование, благодаря их суверенному равенству и свободе выбора политических, экономических, социальных и культурных систем, соответствующих их членам. Принцип невмешательства гарантирует, что государство защищено от внешних воздействий — военных, политических или экономических — другими государствами, чтобы навязывать им свою волю и восприятие и заставлять их совершать или не совершать какие-либо действия

Современное толкование данного принципа не исключает вмешательство во внутренние дела государства в следующих случаях:

  • по просьбе самого государства о вмешательстве иностранного государства, чтобы помочь данному государству устранить внутренние беспорядки или гражданские конфликты, чтобы восстановить легитимность существующей политической системы;
  • право на гуманитарную интервенцию. Однако широкое толкование гл. VII Устава ООН и последующее расширение источников, угрожающих международному миру и безопасности позволило в настоящее время говорить о гуманитарной интервенции для предотвращения массовых и грубых нарушения прав и свобод человека;
  • ответственность по защите. Данный термин впервые был веден в оборот в докладе Международной комиссии по вопросам вмешательства и государственного суверенитета, созданной в Канаде в декабре 2001 г. В докладе отмечается, что в случае если государство не в состоянии защитить свой народ из-за отсутствия желания или возможности это делать, то ответственность по защите населения передается международному сообществу.

Концепция «ответственность по защите» получило дальнейшее развитие в 2004 г., когда Группа высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам утверждала новое правило об ответственности по защите. Согласно этому правилу коллективная международная ответственность может быть использована Советом Безопасности ООН и является крайним средством, в случаях геноцида, массового убийства, этнической чистки, а также серьезных нарушений гуманитарного права, которые суверенные правительства не смогли или не пожелали предотвратить. Группа выдвинула также основные критерии, которые дают право Совету Безопасности ООН использовать военную силу, включая такие критерии, как серьезность угрозы, то, что это является крайним средством, а также пропорциональность ответных мер.

В 2005 г. на Всемирном Саммите ООН была официально признана концепция «ответственность по защите» всем государствам-членам. В Итоговом документе Саммита в п. 138, 139 отмечено, что «каждое государство обязано защищать свое население от геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности.

Эта обязанность влечет за собой необходимость предотвращения таких преступлений, в том числе подстрекательств к ним, путем принятия соответствующих и необходимых мер. … Международное сообщество, обязано использовать дипломатические, гуманитарные и другие мирные средства в соответствии с главами VI и VIII Устава, чтобы содействовать защите населения от этих преступлений и предпринять коллективные действия, своевременным и решительным образом, через Совет Безопасности, в соответствии с Уставом, в том числе на основании главы VII, с учетом конкретных обстоятельств и в сотрудничестве с соответствующими региональными организациями, в случае необходимости, если мирные средства окажутся недостаточными, а национальные органы власти явно окажутся не в состоянии защитить свое население от геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности». Особо важным в этих пунктах является положение о том, что «ответственность по защите» осуществляется только через Совет Безопасности ООН.

Гражданское население и гражданские объекты

Вопросы, связанные с защитой гражданского населения и гражданских объектов во время вооружённых конфликтов, регулируются Четвертой Женевской конвенцией и Дополнительными протоколами 1977 г.

В соответствии с этими документами запрещается:

• делать мирное население, отдельных его представителей или мирные объекты целями ударов;

• наносить неизбирательные удары (не направленные на конкретную военную цель или оружием, не допускающим возможность неизбирательного удара), а также удары, в результате которых можно ожидать избыточное количество жертв среди мирного населения по сравнению с достигнутыми военными успехами;

• использовать голод среди мирного населения как средство войны;

• наносить удары по объектам, имеющим важное значение для жизнеобеспечения мирного населения;

• наносить удары по сооружениям, обладающим значительным энергетическим потенциалом (к таковым относятся плотины, дамбы, АЭС), если высвобождение этой энергии может привести к значительным потерям среди мирного населения (за исключением случаев, когда такие сооружения оказывают непосредственную поддержку вооружённым силам и нет другого разумного способа прекратить эту поддержку);

В то же время, наличие гражданского населения в определённом месте не является препятствием для проведения военных операций в этом месте. Использование гражданского населения в качестве «живого щита» прямо запрещено.

Принцип нерушимости государственных границ

Принцип нерушимости государственных границ нашел свое закрепление в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. Согласно этому акту «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы». Посягательство на границы означает односторонние требования или действия, направленные на изменение границы.

Данный принцип налагает на государства обязанность уважать установленные границы в соответствии с международным правом.

Принцип нерушимости государственных границ также означает: признание существующих границ, отказ от каких-либо территориальных претензий сейчас и в будущем, отказ от любых посягательств на границы государств.

О принципах

Как и характерные любой другой юридической науке, принципы гуманитарного права – это четкая иерархическая структура. Трактовка принципов различна. Тункин говорит о них как максимально общих нормах межгосударственного права. Лукашук определяет принципы как базу правового порядка на межгосударственном уровне. Принципы называют критериями законности и говорят об обязанном наличии предпосылок для их формирования в истории. Фердросс, говоривший о принципах прав, обусловленных войной, считал основными три. Действия конфликтующих могут быть лишь против военных. Методики, избыточно вредящие и приносящие боль, нужно запретить. Коварные способы борьбы необходимо исключить, так как они противоречат воинской чести.

Лаутернах говорит о принципах гуманитарного права как необходимости, гуманности и рыцарстве. Первое предполагает использование только таких средств, которые нужны для покорения противостоящей стороны. Гуманность означает выбор средств, которых достаточно (но не сверх меры), а последнее требует проявлять уважение к противнику и быть благородным.

Персонал гражданской обороны.

Персонал гражданской обороны занимается решением гуманитарных задач по защите гражданского населения от опасностей военных действий, оказывает помощь в ликвидации последствий таких действий и обеспечивает выживание гражданского населения. Невоенные организации гражданской обороны пользуются уважением и защитой ПВК. Международным отличительным знаком гражданской обороны является равносторонний треугольник синего цвета на оранжевом фоне. На оккупированной территории и в районах боевых действий невоенный персонал гражданской обороны должен иметь специальное удостоверение.

Лица из состава вооруженных сил, прикомандированные к организациям гражданской обороны, пользуются правовой защитой и, оказавшись в руках противника, считаются военнопленными, если они прикомандированы на весь период конфликта и занимаются исключительно задачами гражданской обороны. При этом они обязаны носить ясно различимые международные знаки гражданской обороны и иметь удостоверение, подтверждающее их статус.

Эти лица могут быть вооружены только личным оружием, которое применяется исключительно для поддержания порядка и для самозащиты. Они не принимают непосредственного участия в военных действиях, не причиняют ущерба противной стороне и действуют только в пределах национальной территории. Персонал, отвечающий за защиту культурных ценностей. Уважением и международно-правовой защитой пользуется также персонал, деятельность которого связана с защитой и охраной культурных ценностей в период вооруженного конфликта.

К культурным ценностям относятся движимые и недвижимые предметы и объекты, являющиеся культурным наследием каждого народа (например, музеи, церкви, мечети, произведения искусства, коллекции книг и т. п.). Такому персоналу, оказавшемуся во власти противника, должна быть предоставлена возможность продолжать выполнение своих функций, если культурные ценности, которые ему поручено охранять, также попадают в руки противника. Чтобы обозначить персонал, отвечающий за защиту культурных ценностей, используются международно-признанные знаки, представляющие собой щит бело-голубого цвета.

Операции по принуждению к миру.

Операции такого типа предусмотрены Уставом ООН (глава VII). Участвующие в них силы могут действовать под командованием ООН или отдельных государств. групп государств, региональных организаций, уполномоченных Советом Безопасности ООН. В этом случае воинским контингентам ставятся конкретные боевые задачи и они имеют право применять силу в интересах выполнения своего мандата. В операциях такого типа нормы ПВК применимы в полном объеме.

Воин-миротворец должен неукоснительно следовать установленным нормам поведения, в том числе международно-правовым. Это позволит ему успешно выполнить почетную миссию и заслужить доверие и уважение всех сторон, вовлеченных в конфликт, тем самым достойно представлять государство, гражданином которого он является.

Русская армия всегда был известна своими гуманными традициями, что подтверждается многочисленными примерами из ее истории.

К комбатантам относятся:

• личный состав регулярных вооружённых сил и включенные в них полувоенные или вооружённые организации, личный состав ополчений и добровольческих отрядов, включённые в состав вооружённых сил;

• партизаны, личный состав ополчений и добровольческих отрядов, включая организованные движения сопротивления, если они отвечают 4 требованиям, приведённым выше;

• население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками;

• вооружённые участники национально-освободительных движений, борющихся против колониализма, расизма и иностранного господства в осуществлении своего права на самоопределение (только для стран-участниц Дополнительного протокола I 1977 г.).

Военные журналисты, интендантский, военно-медицинский состав и военные юристы считаются некомбатантами, несмотря на то, что входят в состав вооружённых сил.

Субъекты международного гуманитарного права

Особенности международного права – создание и регулирование государствами межгосударственных отношений.

Государства являются основателями международных прав и обязанностей и выступают как основные субъекты международного права. Они обладают исключительным и неотъемлемым свойством, базирующимся на политической организации власти, – государственным суверенитетом.

Государство как субъект международного права не может применять свою власть в отношении другого государства, что выражено в неподчинении одного государства законодательству другого.

Государство как субъект международного права способно устанавливать права и обязанности, приобретать права, нести обязанности и самостоятельно осуществлять их. Участие государства в международном правотворчестве связано с принятием обязательств и их выполнением.

Прекращение существования СССР как субъекта международного права привело к образованию Российской Федерации как суверенного государства с самостоятельным международно-правовым статусом. Это относится и к другим государствам – союзным республикам, создавшим СНГ. Российская Федерация получила основные компоненты международно-правового статуса СССР. В договорах, заключенных РФ с отдельными государствами, использован новый термин «государство-продолжатель».

Международное право не содержит нормы, дающей решение вопроса о международно-правовом статусе образований, являющихся составными частями федеративного государства.

Известна практика заключения между федеративными государствами двусторонних договоров, дающих право составным частям этих государств самостоятельно устанавливать и поддерживать международные отношения.

Конституция РФ исходит из признания международной деятельности ее субъектов, но не конкретизирует формы этой деятельности. Сам термин «субъект международного права» использован только в Конституции Республики Татарстан.

Позиция РФ выражена в подписанных ею договорах о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и соответствующих республик.

Международные организации являются субъектами международного права особого рода. Их правосубъектность не аналогична правосубъектности государств, т. к. не вытекает из суверенитета. Источником при осуществлении прав и обязанностей Международной организации и реализации ее компетенции является международный договор, заключенный между заинтересованными государствами. Эти организации как субъекты международного права вторичны, производны по отношению к государствам. Организация становится субъектом, если государства-учредители наделяют ее международными правами и обязанностями. Правосубъектность организации определена теми конкретными задачами и целями, которые установлены государствами в учредительном акте, создающем организацию. Каждая международная организация имеет свой, присущий только ей круг прав и обязанностей. Международные организации подразделяются на всемирные, универсальные организации, цели и задачи которых имеют значение для всех или большинства государств, для международного сообщества в целом, характеризуются универсальным членством, и иные организации, которые представляют интерес для определенной группы государств, что обусловливает их ограниченный состав.

К первой категории относятся Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

Среди организаций второй категории принято выделять региональные международные организации, в которые объединяются государства, находящиеся в пределах района и взаимодействующие с учетом их групповых интересов.

Ограничение методов и средств при ведении военных действий

Нормативно-правовые акты международного права войны запрещают применять оружие массового поражение, т.е. то, которое может причинить вред неопределенному кругу лиц, в том числе и мирному населению. Нельзя применять оружие, которое причиняет комбатанту сильные страдания. Установлен запрет на применение средств, которые способны нанести ущерб окружающей среде.

Таким образом, запрещено использовать:

  • разрывные пули;
  • химическое и биологическое оружие;
  • лазерное ослепляющее оружие
  • противопехотные мины.

Во время ведения боевых действий разрешено применение военных летательных аппаратов. При условии, что авиацию не будут использовать для уничтожения жилых домов, больниц и госпиталей.

Запрещено подвергать обстрелу города и небольшие населенные пункты, которые не имеют возможности защищаться, в них отсутствуют военные базы.

Международно-правовые нормы ограничивающие методы и средства ведения войны.

Санкт-Петербургская декларация 1868 года является первым официальным соглашением между государствами, ограничивающим право противоборствующих сторон на использование боеприпасов определенного типа. Декларация обязывает государства «в случае войны между собой, отказаться взаимно от употребления как сухопутными, так и морскими войсками снарядов, которые, при весе менее 400 граммов, имеют свойство взрывчатости или снаряжены ударным или горючим составом».

Принятая на Гаагской мирной конференцией 1907 года Конвенция (IV), касающаяся законов и обычаев сухопутной войны с прилагаемыми Гаагскими положениями, заложила основу для международно-правового режима, регулирующего ведение военных действий. В статье 22 Гаагских положений закрепляется основополагающий принцип, гласящий, что «воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда неприятелю» (в настоящее время он кодифицирован в ст. 35.1 Дополнительного протокола I). В нескольких последующих статьях раскрывается содержание данного принципа.

Основываясь на уроках, извлеченных в ходе Первой мировой войны, 17 июня 1925 года в Женеве был подписан Протокол о запрещении применения на войне удушающих, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств («Газовый протокол»), устанавливающий запрет на использование смертоносного газа на полях сражений.

Со времени окончания Второй мировой войны было принято значительное число договоров, запрещающих конкретные виды вооружения или типы боеприпасов, либо ограничивающих их применение. Особое значение имеют Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении от 10 апреля 1972 года и Конвенция о запрещении военного или любого враждебного использования средств воздействия на природную среду от 10 декабря 1976 года.

В настоящее время рамочный механизм, установленный Конвенцией о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия 1980 года, служит основой для разработки и принятия индивидуальных протоколов по конкретным излишне жестоким обычным видам вооружения или типам боеприпасов. Среди видов вооружения и боеприпасов, предусмотренных его протоколами, находятся: необнаруживаемые осколки; противопехотные и противотранспортные наземные мины, мины-ловушки и аналогичные устройства; зажигательное оружие; ослепляющее лазерное оружие; и взрывоопасные пережитки войны. Принятая 13 января 1993 года Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении дополняет Газовый протокол 1925 года. Особое значение для обеспечения жизни гражданского населения имеют Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении от 18 сентября 1997 года (так называемая «Оттавская конвенция») и Конвенция по кассетным боеприпасам от 30 мая 2008 года.

Дополнительный протокол I 1977 года впервые в истории международного гуманитарного права заявляет о необходимости проявления заботы о «защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба» во время военных действий. Статья 55 прямо запрещает использование «методов или средств ведения войны, которые имеют целью причинить или, как можно ожидать, причинят такой ущерб природной среде и тем самым нанесут ущерб здоровью или выживанию населения».

По общему мнению, ни Женевские конвенции, ни международное гуманитарное право в целом не запрещают применение ядерного оружия. Вместе с тем неоспоримо, что использование ядерного оружия в вооруженном конфликте, как и любого другого оружия, подпадает под действие существующих положений международного гуманитарного права (Законность угрозы или применения ядерного оружия, Консультативное заключение Международного суда, п. 85).

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий