Международное право охраны окружающей среды

Международно-правовая охрана Мирового океана. Конвенции

Мировой океан, покрывающий 2/3 земной поверхности — это огромный резервуар, масса воды в котором составляет 1,4 • 1021 кг. Вода океана составляет 97% всей воды на планете. Мировой океан дает 1/6 часть всех белков животного происхождения, потребляемых населением планеты в пищу. Океану, особенно его прибрежной зоне, принадлежит ведущая роль в поддержании жизни на Земле, ведь около 70% кислорода, поступающего в атмосферу планеты, вырабатывается в процессе фотосинтеза планктона. Таким образом, Мировой океан играет огромную роль в поддержании устойчивого равновесия биосферы, и его охрана является одной из актуальных международных экологических задач.

Особое опасение вызывает загрязнение Мирового океана вредными и токсичными веществами, в том числе нефтью и нефтепродуктами, радиоактивными веществами.

Наиболее распространенными веществами, загрязняющими океан, являются нефть и нефтепродукты. В Мировой океан ежегодно поступает в среднем 13-14 млн. т нефтепродуктов. Нефтяное загрязнение опасно по двум причинам: во-первых, на поверхности воды образуется пленка, которая лишает доступа кислорода к морской флоре и фауне; во-вторых, нефть сама по себе является токсичным соединением, при содержании нефти в воде 10-15 мг/кг гибнут планктон и мальки рыб. Настоящими экологическими катастрофами можно назвать крупные разливы нефти при крушении супертанкеров.

Особенно опасным является радиоактивное загрязнение при захоронении радиоактивных отходов (РАО).

Первоначально основным способом избавления от радиоактивного мусора было захоронение радиоактивных отходов в морях и океанах. Это были, как правило, низкоактивные отходы, которые упаковывали в 200-литровые металлические барабаны, заливали бетоном и сбрасывали в море. До 1983 г. 12 стран практиковали сброс радиоактивных отходов в открытое море. В воды Тихого океана за период с 1949 по 1970 г. было сброшено 560 261 контейнеров с радиоактивными отходами.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. обязывает государства защищать и сохранять морскую среду. Государства должны принимать все меры, необходимые для обеспечения того, чтобы деятельность под их юрисдикцией или под контролем не причиняла ущерба другим государствам и их морской среде путем загрязнения. Государства обязаны не переносить ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой или не превращать один вид загрязнения в другой:

В последнее время был принят ряд международных документов, основной целью которых является охрана Мирового океана. В 1972 г. в Лондоне была подписана Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов с высоким и средним уровнем радиации, захоронение радиоактивных отходов с низким и средним уровнем радиации допускается по специальным разрешениям. С начала 1970-х годов осуществляется экологическая программа ООН «Региональные моря», которая объединяет усилия более чем 120 стран мира, совместно использующих 10 морей. Были приняты региональные многосторонние соглашения: Конвенция по защите морской среды Северо-Восточной Атлантики (Париж, 1992 г.); Конвенция по защите Черного моря от загрязнения (Бухарест, 1992 г.) и ряд других.

показать содержание

История международного экологического права.

В зависимости от преобладающих тенденций в решении экологических проблем история международного экологического права может быть условно разделена на четыре основных этапа:

Первый этап 1839—1948 гг. берет начало с двусторонней Конвенции о ловле устриц и рыболовстве у берегов Великобритании и Франции от 2 августа 1839 г. В этот период предпринимались разрозненные усилия на двустороннем, субрегиональном и региональном уровнях по защите и сохранению отдельных объектов живой природы. Усилия проводимых конференций не координировались и не пользовались эффективной поддержкой правительств

Хотя в этот период и было проявлено государствами определенное внимание к экологическим вопросам, выразившееся в заключении более 10 региональных соглашений, тем не менее удалось в какой-то мере решить лишь частные, локальные проблемы

Второй этап 1948—1972 гг. характеризуется появлением многочисленных межправительственных и неправительственных организаций, прежде всего ООН и Международного союза охраны природы, прямо или косвенно связанных с международным природоохранением. Экологическая проблема приобретает глобальный характер, а к ее решению пытаются адаптироваться ООН и ряд ее специализированных учреждений. Заключаются первые универсальные международные договоры и соглашения, направленные на защиту и использование конкретных природных объектов и комплексов.

Третий этап 1972—1992 гг. связан с проведенной в 1972 году в Стокгольме первой универсальной Конференцией ООН по проблемам окружающей человека среды и учреждением по ее рекомендации Программы ООН по окружающей среде, призванной координировать усилия международных организаций и государств в сфере международного природоохранения. В этот период расширяется и углубляется международное природоохранное сотрудничество, заключаются конвенции по вопросам, в глобальном урегулировании которых заинтересовано все человечество, обновляются ранее принятые международные договоры и соглашения, активизируется работа по официальной и неофициальной кодификации отраслевых принципов международного экологического права.

Четвертый этап после 1992 г. Современный период истории международного экологического права берет начало с Конференции ООН по окружающей среде и развитию, которая проходила в Рио-де-Жанейро (Бразилия) в июне 1992 г. Эта Конференция направила процесс кодификации международного экологического права в русло принципов социоприродного развития. Параметры и сроки исполнения положений принятой на Конференции «Повестки дня на XXI век» были уточнены на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в г. Йоханнесбурге в 2002 г. Главный акцент делается на обеспечении экологической безопасности, рациональном природопользовании, достижении устойчивого развития и сохранении окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений.

Формы сотрудничества

Выделяются две формы сотрудничества государств по охране окружающей среды — нормативная (договорная) и организационная.

Договорная заключается в разработке и принятии договоров по различным аспектам проблемы.

Организационная форма реализуется в проведении международных конференций на межгосударственном уровне, а также в создании и деятельности международных организаций

В 1972 г в Стокгольме состоялась созванная по решению Генеральной Ассамблеи ООН Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды. Основным решением конференции стала Декларация принципов — своеобразный свод правил, которыми должны руководствоваться государства и организации при осуществлении действий, так или иначе влияющих на природу

Еще одно важное ее решение — рекомендация Генеральной Ассамблее учредить Программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП), которая была создана и фактически стала международной организацией

Как начало качественно нового этапа в развитии сотрудничества по природоохране оценивается Конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992 г в Рио-де-Жанейро, принявшая основополагающие документы. Декларацию Рио об окружающей среде и развитии, которая развивает стокгольмскую Декларацию 1972 г, и Повестку дня XXI века — свод рекомендаций государствам и организациям по обеспечению устойчивого экологического развития в новом столетии.

Проблемой охраны окружающей среды повседневно занимается большое число постоянных структур — международных организаций общей и специальной компетенции, универсальных и региональных, межправительственных и неправительственных.

Ведущая роль принадлежит Организации Объединенных Наций и прежде всего двум ее главным органам — Генеральной Ассамблее и Экономическому и Социальному Совету. В эту сферу вовлечены и некоторые специализированные учреждения ООН Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) занимается проблемой загрязнения атмосферного воздуха, Международная морская организация (ИМО) — вопросами охраны морской среды, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) — вопросами охраны земель, лесов, вод, флоры и фауны, Международная организация гражданской авиации (ИКАО) разрабатывает стандарты охраны среды от авиационного шума, ЮНЕСКО осуществляет программы международных научных исследований.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) наряду с основной деятельностью по обеспечению мирного использования атома выполняет программу защиты человека и окружающей среды от радиации.

Едва ли не единственным специальным механизмом, обладающим признаками международной организации, по координации сотрудничества в сфере охраны окружающей среды является упоминавшаяся ЮНЕП. Она обладает специальной компетенцией, т. е. в отличие от вышеназванных организаций и органов целиком сосредоточена на данной проблеме В структуру ЮНЕП входят Совет управляющих (главный руководящий орган), Секретариат во главе с директором-исполнителем и Фонд окружающей среды.

Среди неправительственных организаций важнейшее место принадлежит Международному союзу охраны природы и природных ресурсов (МСОП), хотя число неправительственных организаций достаточно велико. Членами МСОП являются государства и общественные организации. Союз разрабатывает международные программы, созывает совещания и конференции, подготавливает проекты конвенций и рекомендаций.

На региональном уровне наиболее заметную роль играют ОБСЕ, Северный Совет, ЕС, ЕЭК ООН. Обозначилось данное направление и в деятельности СНГ, в рамках которого созданы Межгосударственный экологический совет (МЭС) и Межгосударственный экологический фонд.

Международно-правовая охрана животного и растительного мира

Отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и защиты животного мира регулируется как универсальными, так и двусторонними соглашениями, в большинстве из которых участвует наше государство (Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения, 1973 г. и др.). Конвенции определяют объекты животного мира, порядок их использования, устанавливают меры по охране среды их обитания, предусматривают формы государственного регулирования использования живых ресурсов.

Так, целями Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. являются сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов и совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов. Государства определяют компоненты биологического разнообразия, принимают меры по их сохранению и рациональному их использованию, осуществляют оценку воздействия и сведение к минимуму неблагоприятных последствий, регулируют применение биотехнологий и пр.

Международно-правовая охрана животного и растительного мира развивается по следующим основным направлениям.

1. Охрана природных комплексов. Например, в соответствии с Конвенцией о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, 1971 г. государства определили на своей территории соответствующие водно-болотные угодья и включили их в специальный Список, переданный на хранение в Международный союз по охране природы и природных ресурсов. Конвенция предусматривает проведение периодических конференций стран-участниц по выполнению ее положений;

2. Охрана редких и исчезающих видов животных и растений. Международное сотрудничество в этой сфере отношений осуществляется прежде всего на основании Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г. К Конвенции имеются три Приложения. Приложение I содержит перечень видов, находящихся под угрозой исчезновения, торговля которыми оказывает на их существование неблагоприятное влияние. В Приложении II перечислены виды, могущие оказаться под угрозой исчезновения, если торговля ими не будет строго контролироваться. В Приложении III указаны виды, торговлю которыми необходимо контролировать. Конвенция устанавливает правила государственного регулирования торговли редкими видами фауны и флоры.

В соответствии с Соглашением о сохранении белых медведей 1973 г. запрещена добыча белых медведей, кроме случаев использования их в научных целях, местным населением с использованием традиционных методов охоты и некоторых других. Запрещен также экспорт, импорт и доставка на территорию, а также торговля на территории участников Конвенции белых медведей и полученной из них продукцией (шкур и т.п.);

3. обеспечение рационального использования природных ресурсов. Например, Конвенция о сохранении живых ресурсов Антарктики 1980 г. гласит, что любой промысел и связанная с ним деятельность в районе к югу от 60-й параллели южной широты должны подчиняться следующим принципам:

  • предотвращение сокращения численности вылавливаемой популяции до уровней, ниже которых не обеспечивается ее устойчивое пополнение;
  • восстановление истощенных популяций;
  • сведение до минимума опасности изменений в морской экосистеме, чтобы было возможным устойчивое сохранение морских живых ресурсов Антарктики.

На основании норм Конвенции создана Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики, в задачи которой входит сбор информации об использовании ресурсов Антарктики и координация соответствующей деятельности государств-участников.

Понятие и предмет международного права окружающей среды

Международное право окружающей среды (МПОС) — это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права в сфере охраны окружающей среды, ее рационального использования и воспроизводства в целях обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития.

Предметом МПОС являются межгосударственные и иные международные отношения в сфере охраны и рационального использования всех компонентов окружающей среды, которые находятся во взаимосвязи и взаимозависимости и представляют единую систему. К ним прежде всего относятся материковые экосистемы, растительный и животный мир, недра, атмосферный воздух, Мировой океан, околоземное космическое пространство и т.д. Указанные компоненты содержат основные природные ресурсы, необходимые для человека.

Ключевым элементом международного права окружающей среды является концепция «устойчивого развития». Понятие «устойчивое развитие» было выработано с позиций экосистемного подхода, основу которого составляет императив выживания человечества, помещающий экологическую проблематику в общем и концепцию «устойчивого развития» в частности на уровень глобальных проблем. Как отметил К. Аннан, «вся идея устойчивого развития… заключается в том, что окружающая среда и развитие неразрывно связаны между собой»1Аннан К. О всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге — 18.11.2004..

В 1986 г. в Оттаве на Международной конференции по охране природы и развитию были разработаны принципы по обеспечению устойчивого развития:

  • сочетание сохранения природы и развития общества:
  • удовлетворение основных потребностей человека;
  • достижение равенства и социальной справедливости;
  • обеспечение социального самоопределения и культурного разнообразия;
  • поддержание целостности экосистем.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. провозгласила устойчивое развитие стратегическим принципом общества, а фундаментальные принципы и программу действий для достижения устойчивого развития закрепила в «Повестке дня на XXI век», которая предусматривает проведение согласованных действий для сочетания экономической, социальной и экологической составных развития2Доклад Конференции ООН по окружающей среде и развитию. Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 г. Т. I. Нью-Йорк. 1993. С 11.. После конференции в Рио-де-Жанейро началось активное распространение концепции «устойчивого развития» на международном (универсальном и региональном) и внутригосударственном уровнях.

Концепция экологической безопасности объединяет нормы международного права, направленные на обеспечение экологической безопасности как основы международной безопасности, что признано международным сообществом в соответствующих резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН от 5 декабря 1986 г. и 7 декабря 1987 г. Причем защита и улучшение окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов тесно связаны с обеспечением международной безопасности во всех ее аспектах.

Экологическая безопасность — это состояние защищенности человеческого общества, а также государства ог угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду. В экологическую безопасность входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения — ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций.

Существует два основных подхода к экологической безопасности.

1. Изменения в окружающей среде (ее деградация, истощение природных ресурсов) прямо влияют на безопасность государства, так как могут стать источником социальных конфликтов в результате недостатка возобновляемых ресурсов, массовых перемещений населения. Глобальные проблемы (потепление климата, истощение озонового слоя, уменьшение лесного покрова, деградация сельскохозяйственных угодий) могут вызвать экономический упадок, политическую нестабильность, социальные трения.

2. Другая интерпретация экологической безопасности связана с безопасностью индивида, а не государства, так как экологические проблемы не имеют национальных границ. Охрана окружающей среды сохраняет здоровье человечества.

Источники международного права окружающей среды

Международные договоры в области охраны окружающей среды, не требующие для применения издания внутригосударственных актов, применяются к отношениям, возникающим при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором в области охраны окружающей среды применяется соответствующий нормативный правовой акт, принятый для осуществления положений международного договора.

Если международным договором Российской Федерации в области охраны окружающей среды установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в действ. ред.), применяются правила международного договора.

Стокгольмская конференция ООН по охране окружающей среды 1972 г., приняла два основных документа: Декларацию Принципов и План мероприятий.

Декларация принципов включает 26 принципов, выражающих отношение мирового сообщества к проблеме окружающей среды. Важнейшие из них:

  1. право человека на благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь;
  2. сохранение природных ресурсов на благо нынешних и будущих поколений;
  3. экономическое и социальное развитие, имеющее решающее значение для улучшения окружающей среды;
  4. суверенность прав государств на разработку собственных природных ресурсов и ответственность государств за ущерб окружающей среде;
  5. необходимость решать международные проблемы окружающей среды в духе сотрудничества;
  6. избавление человека и окружающей его среды от последствий применения ядерного и иных видов оружия массового уничтожения.

По решению конференции был организован постоянно действующий орган ООН по охране окружающей среды — ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде), образован Фонд окружающей среды.

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, проходящее в Хельсинки в августе 1975 г., приняла Заключительный акт, в котором наряду с политическими вопросами обеспечения безопасности были рассмотрены вопросы экологической безопасности.

Международное экологическое сотрудничество включает:

  1. борьбу с загрязнением атмосферы;
  2. охрану вод от загрязнения;
  3. охрану морской среды;
  4. охрану почвы, заповедников, окружающей среды в городах.

В ходе реализации хельсинских решений странами-участниками впоследствии были приняты Конвенция о трансграничном загрязнении атмосферного воздуха (1979 г.) и Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992 г.).

Венская встреча представителей государств-участников СБСЕ (ноябрь 1986 г.) приняла следующие рекомендации:

  • сокращение выбросов серы до 199б г. на 30%, снижение выбросов углеводородов и других загрязнителей;
  • разработка методов, альтернативных захоронению опасных отходов в море;
  • обмен информацией по потенциально опасным химическим веществам, включая оценку риска для здоровья и окружающей среды.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию (3-14 июня 1992 г., Рио-де-Жанейро) приняла следующие документы:

  1. Декларацию, где сформулированы принципы политики охраны окружающей среды и развития;
  2. Повестка дня — ХXI век: представляющая собой программу действий;
  3. Заявление о принципах охраны и рационального использования лесов;
  4. Конвенцию по климату;
  5. Конвенцию об охране биологического разнообразия.

Особенности принципов международного права окружающей среды

Существует два ключевых специальных принципа права данного вида. Речь идет о принципе неотъемлемого суверенитета страны над своими природными ресурсами и о принципе того, что не будет причинен ущерб окружающей среде вне границ юрисдикции страны.

Стокгольмская декларация, которая была принята на Конференции ООН относительно проблем окружающей человека среды в 1972 г., объединила данные принципы. Так, для государств свойственно иметь суверенное право на то, чтобы разрабатывать свои собственные ресурсы на основании своей собственной политики в сфере окружающей среды и нести ответственность за то, чтобы деятельность, относящаяся к их правомочиям или регулированию, не причиняла ущерб окружающей среде иных стран или районов вне границ действия национальной подсудности.

Декларация, которая была принята на Конференции ООН по окружающей среде, как и Стокгольмская декларация от 1972 г. сформулировали оба принципа

Согласно им для государства свойственно иметь ряд суверенных прав на разработку своих собственных ресурсов, но важно, чтобы не было ущерба для окружающей среды вне их границ

Кроме данных ключевых принципов международное право окружающей среды разработало и ряд иных специальных принципов. Среди них выделяют:

  • принцип обязательного обмена странами данными в ситуациях предполагаемого осуществления определенных опытов или работы, которая возможно является опасной для окружающей среды;
  • принцип взаимных консультаций относительно деятельности, которая осуществляется государствами и является экологически опасной;
  • принцип анализа последствий планируемой деятельности трансграничного экологического характера;
  • принцип развития экологически безопасного характера и др.

Слишком сложно?
Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу

Опиши задание

Заключение

Регулирование экологических отношений между государствами и другими субъектами международного права пока характеризуется довольно высокой степенью фрагментарности и отсутствием системного подхода. В этой области пока нет единого кодифицирующего акта, хотя попытки по его подготовке предпринимаются. В нормотворческой деятельности доминирует пообъектный подход, когда принимаются соглашения, направленные на охрану и использование отдельных природных объектов — животного мира, вод, атмосферного воздуха и др. В некоторых случаях пообъектное регулирование уже достигло высокого уровня развития. Особенно это касается охраны животного мира, где проведена кодификация в рамках Конвенции ООН о биоразнообразии. За последнее время принят ряд соглашений, направленных на комплексное решение отдельных экологических проблем, например проблемы опасных отходов, а также устанавливающих требования для источников экологически вредной деятельности.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий