Почётный знак гражданской обороны ссср

История ГО в России

Впервые мероприятия гражданской обороны в России стали проводиться в годы Первой мировой войны. Появление авиации и химического оружия способствовало нанесению ударов по находящимся в тылу противника объектам экономики и инфраструктуры. Зачастую бомбардировка городов осуществлялась с целью устрашения и деморализации населения. Поэтому военным командованием армии и органами власти стали разрабатываться и проводиться мероприятия по защите населения от опасностей, возникающих в результате ведения боевых действий. Они заключались в проведении светомаскировки, оповещении населения, доведении до населения правил поведения в случае воздушного нападения или применения боевых отравляющих веществ, оказании медицинской помощи, обеспечении населения средствами индивидуальной защиты, борьбе с пожарами, оборудовании укрытий и т.п. Эти мероприятия проводились в крупных городах Российской Империи: Петрограде, Одессе, Севастополе, Варшаве, Минске, Риге, Гродно, Белостоке, Бресте, Таллине. На государственном уровне мероприятия гражданской обороны были впервые проведены во время отражения германского наступления на Петроград в феврале — марте 1918 года. 3 марта 1918 года Комитет революционной обороны Петрограда обратился с воззванием к населению Петрограда и его окрестностей, где довел до них основные требования противовоздушной и противохимической защиты.

После окончания Первой мировой войны мероприятия гражданской обороны получили дальнейшее совершенствование. Как государственная система Гражданская оборона ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и др.

В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.

В 1961 году МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО.

С 1965 года ГО приняла свою окончательную организационную форму, штабы ГО были созданы при каждом ведомстве, во всех городах, крупных посёлках, на крупных предприятиях, была регламентирована их работа и взаимодействие с партийно-государственным аппаратом и военной администрацией. Начались регулярные учения ГО с гражданским населением всех возрастов, от детей до пенсионеров (такие меры проводились и раньше, но теперь они приняли всеобщий и регулярный характер).

В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (Начальник войск ГО).

Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны. При них были созданы штабы ГО и различные службы.

В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС России)

Начальники ГО СССР

  • 1961—1972 — В. И. Чуйков — Маршал Советского Союза,
  • 1972—1986 — А. Т. Алтунин — генерал-полковник (до 1977), генерал армии,
  • 1986—1991 — В. Л. Говоров — генерал армии,
  • 1991—1991 — Б. Е. Пьянков — генерал-полковник.

Управление

Гражданская оборона в России организована иерархически от федерального центра до конкретных организаций (предприятий, заводов, вузов и так далее) — основного звена системы. На каждом уровне создаётся собственное подразделение по гражданской обороне:

  • профильные отделы в конкретных организациях (например, управление мобилизационной подготовки и гражданской обороны МОЭСК, центр по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Московского университета);
  • специальные подразделения местных администраций (например, отдел гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Серпуховского района Подмосковья);
  • территориальные центры гражданской обороны, которые комплектуются из спасательных воинских формирований МЧС (например департамент гражданской защиты Приморского края);
  • специальные подразделения федеральных ведомств (например департамент госслужбы и мобилизационной подготовки Минэнерго России, отдел гражданской обороны Минтранса России);
  • МЧС России.

Руководство гражданской обороной на разных уровнях возложено на соответствующих руководителей — правительство России, глав федеральных и региональных ведомств, местных руководителей и глав организаций. Они принимают основные решения и несут (кроме правительства) персональную ответственность (уголовную и административную) за проведение гражданской обороны.

Координация работы различных сил возложена на региональные, межрегиональные и федеральный центры управления в кризисных ситуациях, созданные в МЧС.

Основные задачи

Основные задачи, решаемые гражданской обороной:

  • защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров, взрывов, выбросов сильнодействующих ядовитых веществ, эпидемий и т.д.);
  • координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;
  • создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой;
  • повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов;
  • специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
  • накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;
  • обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;
  • эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;
  • организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;
  • обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

Основные задачи в области гражданской обороны

№ 123-Ф3, 19 июня 2004 г. № 51-ФЗ, 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ и 19 июня 2007 г. № ЮЗ-ФЗ.

В соответствии с законом основными задачами в области гражданской обороны являются:

· обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их;

· оповещение населения об опасности;

· эвакуация населения, материальных и культурных ценностей;

· проведение аварийно-спасательных работ;

· борьба с пожарами;

· санитарная помощь населению;

· дезактивация техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

· восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Гражданская оборона организуется по территориальному и производственному принципам на всей территории Российской Федерации с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций.

Территориальный принцип заключается в организации гражданской обороны на территории республик в составе РФ, краев, областей, городов, районов, поселков согласно административному делению России.

Производственный принцип заключается в организации гражданской обороны в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на каждом объекте.

Общее руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет правительство. В федеральных органах исполнительной власти руководство ГО возложено на их руководителей.

На местах руководство гражданской обороной входит в обязанности глав органов исполнительной власти субъектов РФ и руководителей органов местного самоуправления.

Начальники гражданской обороны всех степеней несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов средств индивидуальной и коллективной защиты и имущества гражданской обороны, а также за подготовку и обучение населения и персонала объектов экономики действиям в чрезвычайных ситуациях.

Для координации деятельности территориальных отделов и пределах нескольких субъектов РФ используются региональные центры.

Силы гражданской обороны. Российской Федерации состоит из войск, гражданских организаций ГО, аварийно-спасательных служб и формирований.

К войскам гражданской обороны РФ относятся: отдельные мобильные механизированные бригады, полки и батальоны, понтонно-переправочные батальоны, батальоны специальной защиты, отдельные вертолетные отряды, отряды радиационной и химической разведки.

Гражданские организации гражданской обороны создаются в мирное время на базе предприятий, учреждений и организаций независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

ВПоложении о гражданской обороне вРоссийской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 г.

№ 804, излагается система мер по обучению населения в области ГО. В числе важнейших называется создание, оснащение и всестороннее обеспечение профильных учебно-методических центров, курсов ГО и учебно-консультальционных пунктов.

Правовую основу содержания и методики обучения населения основам гражданской обороны составляет также постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» (с изменениями от 15 августа 2006 г.). В число лиц, подлежащих обучению, входят учащиеся образовательных учреждений.

Основные задачи обучения населения в области гражданской обороны и безопасности жизнедеятельности будут рассмотрены ниже, в § 3.10.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите основные задачи гражданской обороны.

2. Охарактеризуйте территориальный и производственный принципы организации гражданской обороны в нашей стране.

3. Кто осуществляет общее руководство гражданской обороной в нашей стране?

4. Что входит в состав сил гражданской обороны?

5. Для чего, по вашему мнению, создаются гражданские организации и формирования гражданской обороны?

Предыдущая891011121314151617181920212223Следующая

Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 571;

Комплекс мероприятий для защиты населения и экономики

Основные мероприятия, проводимые для защиты населения и объектов экономики страны:

  • своевременное оповещение населения об угрозе нападения противника, применения им оружия массового поражения, опасных технологических авариях, стихийных бедствий, информирование о порядке действий в чрезвычайной ситуации;
  • укрытие населения в защитных сооружениях;
  • использование средств индивидуальной защиты;
  • эвакуация, рассредоточение, а также переброс населения в безопасные районы;
  • защита продовольствия, сооружений на системах водоснабжения и водозаборов, сельскохозяйственных животных, фуража и т. д. от заражения радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами и биологическими средствами;
  • защита населения на всей территории страны;
  • дифференцированная защита населения с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации;
  • заблаговременное планирование и проведение защитных мероприятий;
  • необходимая достаточность и максимально возможное использование сил и средств при определении объема и содержания мероприятий по защите населения.

Кто основатель международной организации гражданской обороны?

Непосредственным основателем организации в 1932 году стал французский генерал медслужбы Жорж Сен-Поль, создавший ассоциацию под названием «Женевские зоны», в последующем ставшую МОГО. Под такими зонами подразумевались нейтральные места, где не проводились боевые действия. В таких местах находили приют женщины, маленькие дети и люди пожилого возраста.
В данный момент высший орган международной организации гражданской обороны — это состоящая их делегатов разных государств Генеральная Ассамблея. Она собирается для проведения сессий раз в двухлетний период, а при необходимости озвучивает сбор на специальные сессии, созываемые по просьбе участвующих государств. На каждой проведенной сессии проводится выбор страны, в которой будет проведен следующий сбор.

Устав международной организации гражданской обороны получил одобрение в далеком 1966 году. Он позволил МОГО стать именно межправительственной организацией. Такой важнейший документ фактически является международной конвенцией и содержит основные задачи Организации.

В Российской Федерации

Основная статья: Гражданская оборона в России

Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и другого.

В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.

В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (начальник войск ГО).

Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны

При них были созданы штабы ГО и различные службы.
Также важной организацией в системе гражданской обороны являлся ДОСААФ. ДОСААФ проводил обучение молодежи по стрельбе, плаванию, вождению автомобиля, парашютизму, пилотированию самолётов и радио коммуникации.

В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС России)[нет в источнике]

В России 4 октября отмечается День гражданской обороны.

Войска гражданской обороны

Нагрудный знак подразделений ГО предприятий (СССР)

В 1970-е годы были созданы новые виды формирований ГО повышенной готовности — сводные отряды и команды механизации работ. Позже войска гражданской обороны в своём составе имели полки ГО (размещённые в крупных городах СССР), а также Московское военное училище гражданской обороны (город Балашиха).

С 1991 года войска гражданской обороны в России находятся в подчинении ГКЧС России (затем — МЧС России).

На войска ГО возлагаются следующие основные задачи:

  • ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуации (угроз чрезвычайных ситуаций) природного и техногенного характера, обеспечение ввода других сил в зоны заражения и катастрофического затопления;
  • проведение санитарной обработки населения, специальной обработки техники и имущества, обеззараживания зданий, сооружений и территории;
  • проведение пиротехнических работ;
  • участие в проведении эвакуации населения и его первоочередном жизнеобеспечении;
  • участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры

В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» (1998), свои задачи войска ГО выполняют самостоятельно или совместно с невоенизированными формированиями ГО, а при необходимости — с Вооруженными Силами Российской Федерации и другими воинскими формированиями.

Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 1265, на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны сформированы спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (сокращённо — спасательные воинские формирования).

Численность на 1 сентября 2009 года установлена в 15 000 человек. В 2012 году — 18 000 человек.

Начальники ГО СССР

  • 1961—1972 — В. И. Чуйков — Маршал Советского Союза,
  • 1972—1986 — А. Т. Алтунин — генерал-полковник (до 1977), генерал армии,
  • 1986—1991 — В. Л. Говоров — генерал армии,
  • 1991—1991 — Б. Е. Пьянков — генерал-полковник.

Система гражданской обороны

Систему гражданской обороны составляют:

  • органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;
  • силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;
  • фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;
  • системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики (предприятие, завод, вуз и т. д.).

Руководителем гражданской обороны объекта является руководитель предприятия (а руководителем гражданской обороны административно-территориальной единицы — глава исполнительной власти). Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность (уголовную и административную) за организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне на соответствующих предприятиях и территориях.

История ГО в России

Впервые мероприятия гражданской обороны в России стали проводиться в годы Первой мировой войны. Появление авиации и химического оружия способствовало нанесению ударов по находящимся в тылу противника объектам экономики и инфраструктуры. Зачастую бомбардировка городов осуществлялась с целью устрашения и деморализации населения. Поэтому военным командованием армии и органами власти стали разрабатываться и проводиться мероприятия по защите населения от опасностей, возникающих в результате ведения боевых действий. Они заключались в проведении светомаскировки, оповещении населения, доведении до населения правил поведения в случае воздушного нападения или применения боевых отравляющих веществ, оказании медицинской помощи, обеспечении населения средствами индивидуальной защиты, борьбе с пожарами, оборудовании укрытий и т.п. Эти мероприятия проводились в крупных городах Российской Империи: Петрограде, Одессе, Севастополе, Варшаве, Минске, Риге, Гродно, Белостоке, Бресте, Таллине. На государственном уровне мероприятия гражданской обороны были впервые проведены во время отражения германского наступления на Петроград в феврале — марте 1918 года. 3 марта 1918 года Комитет революционной обороны Петрограда обратился с воззванием к населению Петрограда и его окрестностей, где довел до них основные требования противовоздушной и противохимической защиты.

После окончания Первой мировой войны мероприятия гражданской обороны получили дальнейшее совершенствование. Как государственная система Гражданская оборона ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и др.

В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.

В 1961 году МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО.

С 1965 года ГО приняла свою окончательную организационную форму, штабы ГО были созданы при каждом ведомстве, во всех городах, крупных посёлках, на крупных предприятиях, была регламентирована их работа и взаимодействие с партийно-государственным аппаратом и военной администрацией. Начались регулярные учения ГО с гражданским населением всех возрастов, от детей до пенсионеров (такие меры проводились и раньше, но теперь они приняли всеобщий и регулярный характер).

В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (Начальник войск ГО).

Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны. При них были созданы штабы ГО и различные службы.

В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС России)

Начальники ГО СССР

  • 1961—1972 — В. И. Чуйков — Маршал Советского Союза,
  • 1972—1986 — А. Т. Алтунин — генерал-полковник (до 1977), генерал армии,
  • 1986—1991 — В. Л. Говоров — генерал армии,
  • 1991—1991 — Б. Е. Пьянков — генерал-полковник.

Комплекс мероприятий для защиты населения и экономики

Основные мероприятия, проводимые для защиты населения и объектов экономики страны:

  • своевременное оповещение населения об угрозе нападения противника, применения им оружия массового поражения, опасных технологических авариях, стихийных бедствий, информирование о порядке действий в чрезвычайной ситуации;
  • укрытие населения в защитных сооружениях;
  • использование средств индивидуальной защиты;
  • эвакуация, рассредоточение, а также переброс населения в безопасные районы;
  • защита продовольствия, сооружений на системах водоснабжения и водозаборов, сельскохозяйственных животных, фуража и т. д. от заражения радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами и биологическими средствами;
  • защита населения на всей территории страны;
  • дифференцированная защита населения с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации;
  • заблаговременное планирование и проведение защитных мероприятий;
  • необходимая достаточность и максимально возможное использование сил и средств при определении объема и содержания мероприятий по защите населения.

В Российской Федерации

Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и другого.

В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.

В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (начальник войск ГО).

Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны

При них были созданы штабы ГО и различные службы.
Также важной организацией в системе гражданской обороны являлся ДОСААФ. ДОСААФ проводил обучение молодежи по стрельбе, плаванию, вождению автомобиля, парашютизму, пилотированию самолётов и радио коммуникации.

В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС России)[нет в источнике]

В России 4 октября отмечается День гражданской обороны.

Войска гражданской обороны

Нагрудный знак подразделений ГО предприятий (СССР)

В 1970-е годы были созданы новые виды формирований ГО повышенной готовности — сводные отряды и команды механизации работ. Позже войска гражданской обороны в своём составе имели полки ГО (размещённые в крупных городах СССР), а также Московское военное училище гражданской обороны (город Балашиха).

С 1991 года войска гражданской обороны в России находятся в подчинении ГКЧС России (затем — МЧС России).

На войска ГО возлагаются следующие основные задачи:

  • ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуации (угроз чрезвычайных ситуаций) природного и техногенного характера, обеспечение ввода других сил в зоны заражения и катастрофического затопления;
  • проведение санитарной обработки населения, специальной обработки техники и имущества, обеззараживания зданий, сооружений и территории;
  • проведение пиротехнических работ;
  • участие в проведении эвакуации населения и его первоочередном жизнеобеспечении;
  • участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры

В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» (1998), свои задачи войска ГО выполняют самостоятельно или совместно с невоенизированными формированиями ГО, а при необходимости — с Вооруженными Силами Российской Федерации и другими воинскими формированиями.

Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 1265, на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны сформированы спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (сокращённо — спасательные воинские формирования).

Численность на 1 сентября 2009 года установлена в 15 000 человек. В 2012 году — 18 000 человек.

Начальники ГО СССР

  • 1961—1972 — В. И. Чуйков — Маршал Советского Союза,
  • 1972—1986 — А. Т. Алтунин — генерал-полковник (до 1977), генерал армии,
  • 1986—1991 — В. Л. Говоров — генерал армии,
  • 1991—1991 — Б. Е. Пьянков — генерал-полковник.

Состав и задачи международной организации гражданской обороны

В данный момент членами этой действующей Организации являются участвующие государства, наблюдатели, ассоциированные члены МОГО.

Главными целями и рабочими задачами этой организации являются:

  • Представление национальных действующих служб по ГО на международном высоком уровне.
  • Создание структур по эффективной защите проживающего населения в разных странах.
  • Разработка специальных обучающих программ, предназначенных для служб обеспечения эффективной защиты.
  • Принятие участия в распространении необходимой населению гуманитарной помощи.
  • Обмен различными проблемными вопросами между государствами.

Управление

Гражданская оборона в России организована иерархически от федерального центра до конкретных организаций (предприятий, заводов, вузов и так далее) — основного звена системы. На каждом уровне создаётся собственное подразделение по гражданской обороне:

  • профильные отделы в конкретных организациях (например, управление мобилизационной подготовки и гражданской обороны МОЭСК, центр по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Московского университета);
  • специальные подразделения местных администраций (например, отдел гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Серпуховского района Подмосковья);
  • территориальные центры гражданской обороны, которые комплектуются из спасательных воинских формирований МЧС (например департамент гражданской защиты Приморского края);
  • специальные подразделения федеральных ведомств (например департамент госслужбы и мобилизационной подготовки Минэнерго России, отдел гражданской обороны Минтранса России);
  • МЧС России.

Руководство гражданской обороной на разных уровнях возложено на соответствующих руководителей — правительство России, глав федеральных и региональных ведомств, местных руководителей и глав организаций. Они принимают основные решения и несут (кроме правительства) персональную ответственность (уголовную и административную) за проведение гражданской обороны.

Координация работы различных сил возложена на региональные, межрегиональные и федеральный центры управления в кризисных ситуациях, созданные в МЧС.

Система гражданской обороны

Систему гражданской обороны составляют:

  • органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;
  • силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;
  • фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;
  • системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики (предприятие, завод, вуз и т. д.).

Руководителем гражданской обороны объекта является руководитель предприятия (а руководителем гражданской обороны административно-территориальной единицы — глава исполнительной власти). Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность (уголовную и административную) за организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне на соответствующих предприятиях и территориях.

Система гражданской обороны

Систему гражданской обороны составляют:

  • органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;
  • силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;
  • фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;
  • системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики (предприятие, завод, вуз и т. д.).

Руководителем гражданской обороны объекта является руководитель предприятия (а руководителем гражданской обороны административно-территориальной единицы — глава исполнительной власти). Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность (уголовную и административную) за организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне на соответствующих предприятиях и территориях.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий