Содержание
- 1 Назначение и модификации Ми-6
- 2 Эксплуатанты
- 3 Тактико-технические характеристики Ми-6
- 4 История создания
- 5 Кабина Ми-6
- 6 Правовая основа деятельности
- 7 Модификации Ми-26:
- 8 Модификации
- 9 Мировые рекорды
- 10 Прототип
- 11 Ми-62
- 12 Эксплуатанты
- 13 Авиапроисшествия и катастрофы
- 14 Рекорды Ми-6
- 15 Интересные факты
- 16 Модификации
- 17 Характеристики конструкции
Назначение и модификации Ми-6
Ми-6 является вертолетом второго поколения. Относительно летно-технических характеристик вертолет превзошел многих своих отечественных и зарубежных аналогов, совершив небывалый прыжок в сфере вертолетостроения на то время. Компоновка Ми-6 была взята за базу для производства многих советских и зарубежных вертолетов.
Транспортно-десантный Ми-6 имел предназначение в переброске войск и военной техники. Транспортная кабина Ми-6 может вместить в себя до 150 человек, бронетранспортер БТР-152 или 2 самоходные машины АСУ-57, различные виды оружия: пушки, гаубицы и т.п.
«Летающий кран» как вариант Ми-6 широко использовался при выполнении краново-установочных работ, транспортировке буровых установок, иного оборудования для разведки полезных ископаемых.
Санитарный вариант вертолета предназначен для эвакуации и перевозки больных и раненых. Грузовая кабина оборудована местом для двух медработников и 40 носилок.
Пассажирский вариант Ми-6 имеет отличную теплоизоляцию. Из удобств на вертолете есть туалет и гардероб. Комфортабельный салон вмещает до 70-80 пассажиров.
Модификация Ми-6ПС предназначена для поиска и эвакуации экипажей космических кораблей. В состав его оборудования входят: спускаемый модуль, стрелы-лебедки, контейнеры со спасательными плотами и лодками. Также имеет комфортабельный салон для отдыха космонавтов.
Противопожарный вариант Ми-6ПЖ предназначен для локализации лесных пожаров. В состав конструкции входит бак с центральной сливной горловиной, который может поместить в себе до 12 т воды, шесть подвесных баков, емкостью по 1,5 т, пенообразователь, насосы и опускаемые штанги, противопожарное и спасательное оборудование.
Также выпущена серия вертолетов Ми-6 военного предназначения с установленным вооружением.
Ми-6ПРТБВ предназначен для перевозки и приведения в действие ракетно-силовых установок, боеголовок баллистических или тактических ракет стратегического значения.
Данная модификация хорошо оснащена маскировочными элементами.
Ми-6 противоразведочный предназначен для противодействия радиоразведке противника. На нем установлены станции РЭП и система АФУ снаружи на фюзеляже. Осуществляет радиоэлектронную борьбу и защиту навигационно-локационных систем ПВО страны от рассекречивания ее противником.
Ми-6ТЗ – топливозаправщик сухопутной и авиационной техники.
Ми-6ВКП предназначен для командного пункта, с которого ведется управление сухопутными и авиационными войсками. В нем присутствует аппаратура узла связи и салон для связистов. Часть АФУ располагается снаружи фюзеляжа вертолета, а другая размещается на земле для создания командного пункта.
Ми-6-ретранслятор оборудован мощной радиолокационной аппаратурой.
Ми-6АЯ − командный центр для управления войсками без связи с землей.
Ми-6А – усовершенствованная модификация, имеющая увеличенный ресурс основных узлов и новое приборное оборудование.
Эксплуатанты
Текущие
- Белоруссия Белоруссия — несколько единиц Ми-6 по состоянию на 2016 год
- Узбекистан Узбекистан — 26 единиц Ми-6 и 2 единицы Ми-22 (Ми-6АЯ), по состоянию на 2016 год
- Лаос Лаос — одна единица Ми-6 по состоянию на 2016 год
Бывшие военные
- СССР СССР
- Алжир Алжир — 4 — 5 единиц Ми-6Т поставлено из СССР в 1972 году
- Вьетнам Вьетнам — 10 единиц Ми-6Т поставлено из СССР в 1966 и 1970 годах
- Египет Египет — 19 единиц Ми-6Т поставлено из СССР в 1965 и 1971 годах
- Индонезия Индонезия — 8 единиц Ми-6Т поставлено из СССР в 1965 году
- Ирак Ирак — от 10 до 13 единиц Ми-6Т поставлено из СССР в 1973 году
- Пакистан Пакистан — 1 единица Ми-6Т поставлена из СССР в 1968 году
- Перу Перу — от 6 до 16 единиц Ми-6Т поставлено из СССР в период с 1971 по 1972 годы
- Польша Польша — 3 Ми-6 состояли на вооружении ВС Польши в 1986-1990 гг; 2 вертолёта были проданы Украине и 1 был передан в музей авиации
- Россия Россия — 10 единиц Ми-6 по состоянию на 2013 год
- Сирия Сирия — 10 единиц Ми-6Т поставлено из СССР в период с 1972 по 1973 годы
- Эфиопия Эфиопия — от 4 до 10 единиц Ми-6Т поставлено из СССР в 1978 году
Тактико-технические характеристики Ми-6
— Главный конструктор: М. Л. Миль- Начало эксплуатации: 1963 год- Конец эксплуатации: 2004 год- Единиц произведено: 926
Экипаж Ми-6
— 5 человек
Вместимость Ми-6
— 65 пассажиров
Габаритные размеры Ми-6
— Длина, м: 33,16- Высота, м: 9,16- Ширина, м: 3,2
Двигатель Ми-6
— Тип двигателя: 2 ГТД ПНПП Авиадвигатель (Соловьев) Д-25В- Мощность, кВт: 2 х 4100
Грузоподъемность Ми-6
— Нагрузка в кабине, кг: 12 000- Нагрузка на подвеске, кг: 8000
Скорость Ми-6
— Максимальная скорость, км/ч: 250- Крейсерская скорость, км/ч: 200
Вес Ми-6
— Масса пустого: 26500 кг- нормальная взлетная масса: 39700 кг- максимальная взлетная масса: 41700 кг
Статический потолок Ми-6
— 2250 м
Практический потолок Ми-6
— 4500 м
Дальность полета Ми-6
— с нагрузкой 8т: 620 км- перегоночная дальность: 1450 км
История создания
Успешно завершив работу над созданием вертолёта Ми-4, главный конструктор М.Л. Миль и коллектив конструкторского бюро приступил в 1952 году к решению сложнейшей задачи по разработке тяжёлого вертолёта грузоподъёмностью до 6 тонн. Внимательно изучив все рекомендации отечественных и зарубежных авторитетов, М.Л. Миль пришёл к мнению строить вертолёт по одновинтовой схеме с несущим винтом большого диаметра.
К концу 1952 года проект новой машины ВМ-6 в черновом виде был готов. Стало понятно, что имеющиеся поршневые двигатели не подойдут для новой машины большой грузоподъёмности и надо осваивать турбовинтовые двигатели. Двигатель Н.Д. Кузнецова решили переделать специально для вертолёта, оснастив его свободной турбиной и вынести вперёд, разместив перед главным редуктором над грузовой кабиной — такое решение было наиболее верным для обеспечения центровки. Это уравновесило тяжёлую длинную хвостовую балку с рулевым винтом и остальную конструкцию машины.
Ми-6
Новый двигатель получил обозначение ТВ-2М, но военные заказчики решили увеличить грузоподъёмность новой машины и главный конструктор переработал проект под два двигателя для получения необходимой мощности.
Проект воздушного гиганта был готов в конце 1953 года, но только 11 июня 1954 года Совет Министров вынес решение о разработке новой машины. В конце декабря этого года полностью уточнили эскизный проект и в 1955 году в июне состоялось утверждение макета вертолёта. Сразу после этого на двух авиационных предприятиях запустили сборку опытного образца машины под названием Ми-6.
Большой диаметр несущего винта имел трудности при разработке, в мировой практике впервые успешно решил проблему его эксплуатации М.Л. Миль. Поэтому лётные испытания задержались до 1957 года.
В начале июня 1957 года ведущий лётчик-испытатель ОКБ Миля Р.И. Капрэлян опробовал машину в режиме висения и уже 18 июня совершил первый полёт по кругу. Второй опытный вертолёт собрали в феврале 1958 года, он получил полную штатную комплектацию, автопилот, систему внешней подвески грузов, крыло с двумя позициями (режим авторотации и нормального полёта).
Установка новых двигателей Д-25В отодвинула сроки госиспытаний на некоторое время. Эти моторы по мощности остались такими же, как ТВ-2М, но были меньше весом и размером и имели левое вращение, поэтому и пришлось ставить другой редуктор. Госиспытания закончились в 1963 году и вертолёт Ми-6 был принят на вооружение в состав специально сформированных вертолётных частей.
Тушение пожара
Кабина Ми-6
Похожее
Ми-28Н Ночной охотник Вооружение. Скорость. Двигатель. Размеры. История
Вертолет Ми-24 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Ка-52 Аллигатор Вооружение. Скорость. Двигатель. Размеры. История
Вертолет Ми-8 Двигатели. Размеры. Вес. История. Дальность полета
Вертолет Ми-26 Двигатели. Размеры. Грузоподъемность. История. Дальность полета
Вертолет AH-64 Апач Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Ка-50 Чёрная акула Вооружение. Скорость. Двигатель. Размеры. История
Вертолет CH-47 Чинук Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет Ми-2 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет Ми-6 Грузоподъемность. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет Ми-12 Двигатели. Размеры. Вес. История. Грузоподъемность
Вертолет Белл UH-1 Ирокез Вооружение. Скорость. Размеры. Двигатель
Вертолет Ми-4 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета
Вертолет Ка-26 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета
Вертолет Ка-27 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет Ка-226 Двигатели. Размеры. История. Вес. Дальность полета
Вертолет Ка-62 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета
Вертолет Ми-38 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета
Вертолет Ми-14 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет Як-24 Двигатели. Размеры. Вес. История. Грузоподъемность
Вертолет Ми-34 Двигатели. Размеры. Вес. История. Дальность полета
Вертолет Ми-1 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета
Вертолет Ка-29 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет Ми-10 Двигатели. Размеры. Вес. История. Грузоподъемность
Вертолет Ка-60 Касатка Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет В-7 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет AH-1 Кобра Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет Ка-25 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет Ка-118 Двигатель. Размеры. История. Грузоподъемность
Вертолет Ка-10 Двигатель. Размеры. История. Вес. Дальность полета
Вертолет Ка-8 Иркутянин Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет Ка-15 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Статический потолок
Вертолет Ка-22 Двигатели. Размеры. Вес. История. Дальность полета
Вертолет Ка-126 Двигатель. Размеры. История. Грузоподъемность
Вертолет Ка-31 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Статический потолок
Вертолет Ка-37 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Вертолет Ка-18 Двигатель. Размеры. История. Вес. Дальность полета
Правовая основа деятельности
До 1994 года деятельность МИ-6 не имела правовой основы в Великобритании. Однако после принятия закона «О разведывательных службах» определённый правовой регламент появился. В этом нормативном акте чётко прописано определение разведывательной деятельности, а также описывается право спецслужб на осуществление деятельности в интересах государства. Помимо этого, закон снимает с сотрудников разведывательных служб ответственность за действия, которые в Великобритании считаются преступлениями, если они осуществлялись в интересах государства и его безопасности. Законом предусмотрено создание специального комитета при парламенте, который должен контролировать деятельность спецслужб, а также следить за распределением бюджетных средств на их содержание.
Модификации Ми-26:
Ми-26 — военно-транспортный вертолет;
Ми-26Т — гражданский вариант военно-транспортного вертолета, созданный в 1983 году. Отличается дополнительным радиосвязным, навигационным и специальным гражданским оборудованием, отсутствием бронирования и другого военного оборудования;
Ми-26А — военно-транспортный вертолет с новым пилотажно-навигационным комплексом, создан в 1985 году;
Ми-26С — модификация, дооборудованная во время ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС системой разбрызгивания дезактивирующей жидкости;
Ми-26ПП — вертолет радиоэлектронной борьбы, созданный в 1986 году;
Ми-26ТП — противопожарный вариант, снабжен баком емкостью 7500 литров для пожарогасящей жидкости, которая направляется на очаг пожара через одну или две насадки;
Ми-26ТЗ — вертолет-топливозаправщик, создан в 1986 году для снабжения горючим авиационной и наземной техники;
Ми-26Л235 — созданная в 1987 году летающая лаборатория геолого-разведочных работ;
Ми-26НЭФ-М — дальний противолодочный вертолет, создан в 1990 году;
Ми-26П — пограничная модификация для полетов в высоких широтах. Построена в 1992 году;
Ми-26ТМ — созданный на «Роствертоле» в 1992-1993 гг. вертолет-летающий кран с кабиной для оператора под фюзеляжем на задней грузовой рампе;
Ми-26ПК — в 1997 году на МВЗ им. М.Л. Миля была построена краново-монтажная модификация с боковой дополнительной подвесной универсальной кабиной оператора;
Ми-26ТП — разработанный на рубеже 20 и 21 веков ряд противопожарных модификаций вертолета, предназначенных для заправки и перевозки в специальных резервуарах 15 тонн пламегасящей жидкости с ее последующим опорожнением над очагами возгорания;
Ми-26Т2/В с сокращенным количеством членов экипажа и современной авионикой на основе комплекса бортового радиоэлектронного оборудования НПК90-2, в том числе и «стеклянной кабиной» с дублированием основных приборов традиционными аналоговыми. Модернизация позволила повысить надежность и безопасность полета, снизить эксплуатационные расходы, обеспечить непрерывный мониторинг текущего состояния агрегатов и систем вертолета в полете и контроль их наработки, улучшить устойчивость и управляемость вертолета и точность висения при выполнении работ с использованием внешней подвески, обеспечить выполнение полетов в любое время суток в простых и сложных метеоусловиях, снизить нагрузку на экипаж и уменьшить его численность до двух-трех человек, расширить номенклатуру полетных заданий и повысить эксплуатационную готовность. В военном варианте Ми-26Т2В предусматривается установка нового бортового комплекса обороны «Витебск». Ми-26Т2В совершил первый полет в 2018 году.
Модификации
Название модели | Краткие характеристики, отличия |
---|---|
Ми-6А | Новая базовая модификация вертолёта, созданная в 1971 году в результате многочисленных доработок |
Ми-6АТЗ | Топливозаправщик на базе транспортного вертолёта Ми-6А |
Ми-6ВКП | Воздушный командный пункт. |
Ми-6М | Базовый противолодочный вертолёт, работы над которым велись в 1958 году. |
Ми-6П | Пассажирская модификация вертолёта (Салон), созданная в 1965 году. |
Ми-6ПЖ | Пожарный вариант. |
Ми-6ПП | Постановщик помех системам радиотехнической разведки и обнаружения типа АВАКС. Серийно не выпускались. |
Ми-6ПРТБВ | Подвижная ракетно-техническая база вертолётного типа. |
Ми-6ПС | Поисково-спасательный вертолёт. |
Ми-6РВК | Ракетно-вертолётный комплекс. |
Ми-6ТЗ | Топливозаправщик для сухопутных войск и авиации. |
Ми-10 | «Воздушный кран», вариант для перевозки грузов на внешней подвеске. |
Ми-22 (Ми-6АЯ) | Воздушный командный пункт. |
Мировые рекорды
В 1961 году Ми-6 стал первой в мире машиной, преодолевший скорость 300 км/ч, считавшейся в то время предельной для вертолётов. Всего на вертолёте Ми-6 установлено 16 мировых рекордов.
Дата установления рекорда | Экипаж вертолёта | Описание |
---|---|---|
30 октября 1957 года | Пилотировал: Р. И. КапрэлянВторой пилот: Герман Г. В.Борттехник: Ф. С. Новиков | В одном полёте установлены два рекорда: груз массой 12 000 кг был поднят на высоту 2432 м и установлен рекорд высоты полёта 2432 м с грузом массой более 10 т. |
16 апреля 1958 года | Пилотировал: С. Г. БровцевВторой пилот: П. И. ШишовБортинженер: В. Ф. Коновалов | Установлен рекорд грузоподъёмности: груз массой 5000 кг был поднят на высоту 5584 м. |
16 апреля 1958 года | Пилотировал: Р. И. КапрэлянВторой пилот: Н. В. Лешин | Установлен рекорд грузоподъёмности: груз массой 10 000 кг был поднят на высоту 4885 м. |
21 сентября 1959 года | Пилотировал: Б. В. ЗемсковВторой пилот: П. И. ШишовШтурман: С. И. КлепиковБортинженер: С. Г. Бугаенко | Установлен рекорд скорости полёта 268,92 км/ч по замкнутому 100-км маршруту (Тушино — Истра — Голицыно — Тушино). |
21 сентября 1961 года | Пилотировал: Н. В. ЛешинВторой пилот: В. П. КолошенкоБортинженер: Ф. С. Новиков | Установлен рекорд скорости полёта 320 км/ч, что было на 10 км/ч выше рекорда американского вертолёта S-61, установленного 17 мая 1961 года. |
11 сентября 1962 года | Пилотировал: В. П. КолошенкоВторой пилот: Г. Р. КарапетянШтурман: С. И. КлепиковБортинженер: В. И. ЩербининБортрадист С. И. Иванов | В одном полёте были установлены четыре рекорда: скорости полёта 284,534 км/ч по замкнутому 1000-км с грузом 1000, 2000 и 5000 кг, а также скорости полёта 294 км/ч по маршруту 500 км. |
13 сентября 1962 года | Пилотировал: Р. И. КапрэлянВторой пилот: Н. В. ЛешинБортинженер: С. И. БугаенкоВедущий инженер по лётным испытаниям: B.C. Отделенцев | В одном полёте установлено три рекорда: высоты полёта 2738 м с грузом 15 000 кг и 20 000 кг, и подъёма максимального груза 20 117 кг на высоту 2000 м. |
15 сентября 1962 года | Пилотировал: Б. К. ГалицкийВторой пилот: В. КозыревШтурман: М. ХаритоновБортинженер: К. МатвеевБортрадист: С. РыбалкоВедущий инженер: Ю. Коншеев | В одном полёте установлено четыре рекорда: достигнута скорость полёта 300,377 км/ч по замкнутому 1000-км с грузом 1000 и 2000 кг, а затем скорость полёта 315,657 км/ч по замкнутому 500-км маршруту. |
26 августа 1964 года | Пилотировал: Б. К. ГалицкийВторой пилот: н/дШтурман: н/дБортинженер: н/д | Установлен рекорд скорости полёта 340,15 км/ч по замкнутому маршруту протяжённостью 100 км |
Прототип
Для начала немного истории по прототипу:
Вертолет Ми-6 разрабатывался в КБ им. М.Л.Миля с 1954 года. Первый полет опытный вертолет совершил в 1957 году. Серийное производство продолжалось до 1981 года. Всего построено около 860 вертолетов в гражданских и военных вариантах. Модификацией является Ми-22 — воздушный пункт управления. Вертолет одновинтовой схемы, с пятилопастным трехшарнирным несущим и четырехлопастным рулевыми винтами. Для разгрузки несущего винта на больших скоростях полета установлено крыло. Неубирающееся шасси трехопрное, с передней самоориентирующейся стойкой. В задней части грузовой кабины установлены грузовые стойки и трапы, в полу кабины имеется грузовой люк для системы внешней подвески. Ми-6 имеет два газотурбинных двигателя мощностью по 5500 л.с. Навигационное оборудование и трехканальный автопилот позволяют производить полеты днем и ночью, в сложных метеорологических условиях. Установлены также УКВ и КВ радиостанции, радиовысотомер, радиокомпас, приемник маркерного маяка. Система управления грузовыми створками и трапами грузовой кабины гидравлическая. На некоторые варианты вертолетов в носовой части устанавливался пулемет калибра 12,7 мм. Ми-6 в пассажирском варианте может поднять 65-90 пассажиров на легкосъемных откидных сиденьях, а в санитарном 41 больного на носилках с двумя сопровождающими. Кроме стран СНГ Ми-6 поставлялся в Индию, Индонезию, Ирак, Пакистан, Египет, Эфиопию, Перу, Сирию, Вьетнам и Польшу.
Ми-62
Отдельных слов заслуживает еще одна интересная разработка конструкторского бюро имени Миля. После того как на вооружении российской армии появился боевой вертолёт Ми-28, оно получило правительственный заказ на разработку очередной модели. Главное требование, которое выдвигалось перед новинкой – это полное соответствие реалиям 21 века. Работа над проектом стартовала в 2000 году и длилась около десяти лет. Её результатом стало то, что на свет появился принципиально новый вертолет – Ми-62. Принцип его работы отличается от аналогичных машин, выпущенных в начале текущего столетия. Если конкретнее, то верхний ротор служит исключительно для взлёта и посадки, а для того, чтобы машина достигла крейсерской скорости, применяются реактивные маршевые двигатели АИ-222-25. Каждый из них развивает мощность, составляющую 5500 лошадиных сил. Даже невзирая на постоянную нехватку финансовых средств, в нынешнем году машина была принята на вооружение отечественной армии.
Эксплуатанты
Текущие
- Белоруссия Белоруссия — несколько единиц Ми-6 по состоянию на 2016 год
- Узбекистан Узбекистан — 26 единиц Ми-6 и 2 единицы Ми-22 (Ми-6АЯ), по состоянию на 2016 год
- Лаос Лаос — одна единица Ми-6 по состоянию на 2016 год
Бывшие военные
- СССР СССР
- Алжир Алжир — 4 — 5 единиц Ми-6Т поставлено из СССР в 1972 году
- Вьетнам Вьетнам — 10 единиц Ми-6Т поставлено из СССР в 1966 и 1970 годах
- Египет Египет — 19 единиц Ми-6Т поставлено из СССР в 1965 и 1971 годах
- Индонезия Индонезия — 8 единиц Ми-6Т поставлено из СССР в 1965 году
- Ирак Ирак — от 10 до 13 единиц Ми-6Т поставлено из СССР в 1973 году
- Пакистан Пакистан — 1 единица Ми-6Т поставлена из СССР в 1968 году
- Перу Перу — от 6 до 16 единиц Ми-6Т поставлено из СССР в период с 1971 по 1972 годы
- Польша Польша — 3 Ми-6 состояли на вооружении ВС Польши в 1986-1990 гг; 2 вертолёта были проданы Украине и 1 был передан в музей авиации
- Россия Россия — 10 единиц Ми-6 по состоянию на 2013 год
- Сирия Сирия — 10 единиц Ми-6Т поставлено из СССР в период с 1972 по 1973 годы
- Эфиопия Эфиопия — от 4 до 10 единиц Ми-6Т поставлено из СССР в 1978 году
Авиапроисшествия и катастрофы
Авиапроисшествия и катастрофы |
||||
Дата |
Бортовой номер |
Место катастрофы/Проишествия |
Погибло/всего на борту |
Краткое описание |
26.01.1983 |
н/д |
близ Торжка |
6/6 |
Отрыв лопасти несущего винта и разрушение хвоста при взлёте |
18.10.1985 |
н/д |
пгт. МосковскийТаджикистан |
1/н.д. |
Военный борт. Аварийная посадка вследствие поломки трансмиссии хвостового винта |
24.06.1987 |
51 |
близ Кутаиси |
1+17/18 |
Военный борт. Падение из-за разрушения подшипника вала привода хвостового винта |
11.12.1987 |
н/д |
близ аэродрома города Кварели |
3/6 |
Падение вертолёта и опрокидывание на бок в условиях учебного полёта |
14.05.1989 |
06003 |
близ Лабытнанги |
0/н.д. |
Тренировочный полет с имитацией отказа двигателя. Разрушился в результате жёсткой посадки. |
1989 |
72 |
аэродром Телави |
0/н.д. |
Посадка на ВПП при выключенных двигателях со скоростью многократно превышающей допустимую |
13.12.1989 |
н/д |
близ Ростова |
5/5 |
Отказ управления во время испытательного полёта с аэродрома «Чкаловский» |
20.03.1990 |
06024 |
близ Киренска |
9/9 |
Отказ управления из-за неисправности гидромеханизма несущего винта |
18.08.1990 |
06023 |
Тюменская область |
5/5 |
Разрушение вертолёта в воздухе из-за нерасчётных перегрузок вследствие обрыва внешнего груза |
15.07.1991 |
н/д |
близ Чирчика |
0/н.д. |
Вынужденная посадка по причине пожара в правом двигателе |
03.03.1992 |
н/д |
близ села Сейдиляр |
12/50 |
Военный борт. Участвовал в гуманитарной миссии во время Карабахского конфликта. Сбит выстрелом из ПЗРК |
12.05.1992 |
н/д |
близ села Вазашен |
8/8 |
Военный борт. Участвовал в эвакуации семей российских пограничников во время Карабахского конфликта. Сбит ракетой ПВО на высоте 2000 м. |
27.02.1993 |
06193 |
аэропорт Steung Treng |
0/14 |
Потеря управления во время посадки при перевозке военных грузов для ООН |
15.10.1993 |
06043 |
близ Нефтеюганска |
0/н.д. |
Разбился |
19.10.1995 |
95 красный |
близ мыса Неупокоевка островаБольшевик |
8/18 |
Столкновение с ледяным торосом высотой 313 метров по причинам непогоды и использования устаревших полётных карт |
19.10.1996 |
н/д |
округ Капит |
1/2 |
Попадание в зону сильного ветра при перевозке древесины на внешней подвеске |
18.08.1997 |
н/д |
близ города Ключи |
0/7 |
Вынужденная посадка после разрушения двух лопастей рулевого винта |
25.09.1999 |
н/д |
близ Ботлиха |
0/н.д. |
Военный борт. Касание земли хвостовой балкой и падение на правый борт при перевозке боеприпасов |
20.03.2000 |
н/д |
округ Капит |
2/5 |
Разрушение в воздухе при подготовке к отцепке груза древесины |
21.02.2001 |
н/д |
близ аэродромаМарково |
0/н.д. |
Вынужденная посадка из-за неполадок в главном редукторе |
01.12.2001 |
92 красный |
близ станицы СтодеревскаяСтавропольского края |
2/18 |
Отказ двигателя и аварийное планирование с высоты 1,5 км |
19.08.2002 |
89 красный |
близ Ханкалы |
127/152 |
Военный борт. Сбит выстрелом из ПЗРК «Игла», сел на минное поле. |
03.05.2003 |
06075 |
близ Читы |
12/12 |
Борт МЧС. Падение во время тушения лесного пожара вследствие наматывания троса водосливного устройства на хвостовой винт. |
02.12.2006 |
29112 |
близ Кандагара |
8/8 |
Разбился в горной местности в сложных метеоусловиях. |
14.07.2009 |
ER-MCV |
Гильменд |
1+6/6 |
При заходе на посадку вертолет был поражен выстрелом из ПЗРК или гранатомета. |
14.12.2010 |
Z3076/D |
аэродромСатвари |
0/8 |
Вертолет индийских военно-воздушных сил рухнул на землю спустя несколько минут после взлёта. |
20.12.2011 |
06121 |
близ Тайлаково |
1/6 |
При перевозке груза дизельного топлива совершил жёсткую посадку и полностью сгорел. |
05.06.2012 |
н/д |
в 200 км от Сургута |
0/5 |
Совершил вынужденную посадку из-за отслоения в отсеке полости винта. |
Рекорды Ми-6
В ходе государственных летных испытаний Ми-6, которые проходили в 1959−1963 гг., были установлены 16 мировых рекордов.
Самые значимые рекорды:
-
подъем груза общей массой 5 тонн на высоту 5600 м;
-
поднятие груза весом свыше 20 т на более чем 2000 м высоты;
-
набор скорости в 300 км/час при перемещении груза 5 т на 1000 км;
-
развитие скорости 320 км/час по замкнутому кругу на 500 км;
-
достижение показателя скорости в 340 км/час на расстоянии 100 км – этот рекорд не превзойден до нынешнего времени.
Рекорды сделали Ми-6 самым грузоподъемным и скоростным вертолетом в мире.
За достижение абсолютного рекорда скорости 320 км/час на Ми-6 конструкторское бюро им. М.Л. Миля получило награду – Международный приз им. Сикорского И.И. «за выдающиеся достижения в развитии сферы вертолетостроения».
Интересные факты
- Когда ОКБ Миля приступило к разработке тяжёлого транспортного вертолёта Ми-6 с максимальной взлётной массой свыше 40 т, самые тяжёлые зарубежные вертолёты того периода имели максимальную взлётную массу не более 15 т.
- Впервые в СССР на серийном вертолёте предусматривалась перевозка грузов на внешней подвеске.
- Именно с Ми-6 в СССР началось развитие вертолётов с газотурбинным двигателем.
- На вертолёте Ми-6 установлено 16 мировых рекордов.
- В 1961 году Ми-6 стал первым в мире вертолётом, преодолевший 300 км/ч, скорость, которая в то время считалась предельной для вертолётов.
- Участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, где часто принимался за Ми-26, также использовавшимся в этой операции. Недавно можно было увидеть несколько машин, находящихся в полуразрушенном виде около села Рассоха на площадке хранения радиоактивной техники. В настоящее время вся радиоактивная техника, которая находилась в отстойнике, переплавлена.
- ОКБ Миля за установление на Ми-6 мирового рекорда скорости в 320 км/ч получило международный приз им. И. И. Сикорского как «признание выдающегося достижения в области вертолётостроительного искусства».
- Ми-6 установлен на Аллее почёта авиации в Нижневартовске (ХМАО).
Модификации
- Ми-6А — Новая базовая модификация вертолёта, созданная в 1971 году в результате многочисленных доработок
- Ми-6АТЗ — Топливозаправщик на базе транспортного вертолёта Ми-6А
- Ми-6ВКП — Воздушный командный пункт.
- Ми-6М — Базовый противолодочный вертолёт, работы над которым велись в 1958 году.
- Ми-6П — Пассажирская модификация вертолёта (Салон), созданная в 1965 году.
- Ми-6ПЖ — Пожарный вариант.
- Ми-6ПП — Постановщик помех системам радиотехнической разведки и обнаружения типа АВАКС. Серийно не выпускались.
- Ми-6ПРТБВ — Подвижная ракетно-техническая база вертолётного типа.
- Ми-6ПС — Поисково-спасательный вертолёт.
- Ми-6РВК — Ракетно-вертолётный комплекс.
- Ми-6ТЗ — Топливозаправщик для сухопутных войск и авиации.
- Ми-10 — «Воздушный кран», вариант для перевозки грузов на внешней подвеске.
- Ми-22 — (Ми-6АЯ) Воздушный командный пункт.
Характеристики конструкции
Аппарат построен по схеме одновинтового агрегата с 8-лопастным несущим винтом. При конструировании вертолета инженеры бились над созданием возможности управляемого шага. Важными нюансами проекта стали 5-лопастные рулевые винты. Что касается двигателей, то их количество равняется двум. В результате удалось достигнуть общей мощности почти в 23 тысячи л. с. Конструкция шасси – неубирающаяся, 3-стоечная.Фюзеляж выполнен из цельного металла и имеет попеременное сечение. В носовой области находится радиопрозрачный обтекатель. За кабиной экипажа располагается отсек для пассажиров и оборудования. Общая площадь, пригодная для перевозки груза, составляет около 40 кв. м. Задний отсек плавно переходит в концевую балку.