Вертолет ми-6. фото. характеристики. история

Назначение и модификации Ми-6

Ми-6 является вертолетом второго поколения. Относительно летно-технических характеристик вертолет превзошел многих своих отечественных и зарубежных аналогов, совершив небывалый прыжок в сфере вертолетостроения на то время. Компоновка Ми-6 была взята за базу для производства многих советских и зарубежных вертолетов.

Транспортно-десантный Ми-6 имел предназначение в переброске войск и военной техники. Транспортная кабина Ми-6 может вместить в себя до 150 человек, бронетранспортер БТР-152 или 2 самоходные машины АСУ-57, различные виды оружия: пушки, гаубицы и т.п.

«Летающий кран» как вариант Ми-6 широко использовался при выполнении краново-установочных работ, транспортировке буровых установок, иного оборудования для разведки полезных ископаемых.

Санитарный вариант вертолета предназначен для эвакуации и перевозки больных и раненых. Грузовая кабина оборудована местом для двух медработников и 40 носилок.

Пассажирский вариант Ми-6 имеет отличную теплоизоляцию. Из удобств на вертолете есть туалет и гардероб. Комфортабельный салон вмещает до 70-80 пассажиров.

Модификация Ми-6ПС предназначена для поиска и эвакуации экипажей космических кораблей. В состав его оборудования входят: спускаемый модуль, стрелы-лебедки, контейнеры со спасательными плотами и лодками. Также имеет комфортабельный салон для отдыха космонавтов.

Противопожарный вариант Ми-6ПЖ предназначен для локализации лесных пожаров. В состав конструкции входит бак с центральной сливной горловиной, который может поместить в себе до 12 т воды, шесть подвесных баков, емкостью по 1,5 т, пенообразователь, насосы и опускаемые штанги, противопожарное и спасательное оборудование.

Также выпущена серия вертолетов Ми-6 военного предназначения с установленным вооружением.

Ми-6ПРТБВ предназначен для перевозки и приведения в действие ракетно-силовых установок, боеголовок баллистических или тактических ракет стратегического значения.

Данная модификация хорошо оснащена маскировочными элементами.

Ми-6 противоразведочный предназначен для противодействия радиоразведке противника. На нем установлены станции РЭП и система АФУ снаружи на фюзеляже. Осуществляет радиоэлектронную борьбу и защиту навигационно-локационных систем ПВО страны от рассекречивания ее противником.

Ми-6ТЗ – топливозаправщик сухопутной и авиационной техники.

Ми-6ВКП предназначен для командного пункта, с которого ведется управление сухопутными и авиационными войсками. В нем присутствует аппаратура узла связи и салон для связистов. Часть АФУ располагается снаружи фюзеляжа вертолета, а другая размещается на земле для создания командного пункта.

Ми-6-ретранслятор оборудован мощной радиолокационной аппаратурой.

Ми-6АЯ − командный центр для управления войсками без связи с землей.

Ми-6А – усовершенствованная модификация, имеющая увеличенный ресурс основных узлов и новое приборное оборудование.

Эксплуатанты

Текущие

  • Белоруссия Белоруссия — несколько единиц Ми-6 по состоянию на 2016 год
  • Узбекистан Узбекистан — 26 единиц Ми-6 и 2 единицы Ми-22 (Ми-6АЯ), по состоянию на 2016 год
  • Лаос Лаос — одна единица Ми-6 по состоянию на 2016 год

Бывшие военные

  • СССР СССР
  • Алжир Алжир — 4 — 5 единиц Ми-6Т поставлено из СССР в 1972 году
  • Вьетнам Вьетнам — 10 единиц Ми-6Т поставлено из СССР в 1966 и 1970 годах
  • Египет Египет — 19 единиц Ми-6Т поставлено из СССР в 1965 и 1971 годах
  • Индонезия Индонезия — 8 единиц Ми-6Т поставлено из СССР в 1965 году
  • Ирак Ирак — от 10 до 13 единиц Ми-6Т поставлено из СССР в 1973 году
  • Пакистан Пакистан — 1 единица Ми-6Т поставлена из СССР в 1968 году
  • Перу Перу — от 6 до 16 единиц Ми-6Т поставлено из СССР в период с 1971 по 1972 годы
  • Польша Польша — 3 Ми-6 состояли на вооружении ВС Польши в 1986-1990 гг; 2 вертолёта были проданы Украине и 1 был передан в музей авиации
  • Россия Россия — 10 единиц Ми-6 по состоянию на 2013 год
  • Сирия Сирия — 10 единиц Ми-6Т поставлено из СССР в период с 1972 по 1973 годы
  • Эфиопия Эфиопия — от 4 до 10 единиц Ми-6Т поставлено из СССР в 1978 году

Тактико-технические характеристики Ми-6

— Главный конструктор: М. Л. Миль- Начало эксплуатации: 1963 год- Конец эксплуатации: 2004 год- Единиц произведено: 926

Экипаж Ми-6

— 5 человек

Вместимость Ми-6

— 65 пассажиров

Габаритные размеры Ми-6

— Длина, м: 33,16- Высота, м: 9,16- Ширина, м: 3,2

Двигатель Ми-6

— Тип двигателя: 2 ГТД ПНПП Авиадвигатель (Соловьев) Д-25В- Мощность, кВт: 2 х 4100

Грузоподъемность Ми-6

— Нагрузка в кабине, кг: 12 000- Нагрузка на подвеске, кг: 8000

Скорость Ми-6

— Максимальная скорость, км/ч: 250- Крейсерская скорость, км/ч: 200

Вес Ми-6

— Масса пустого: 26500 кг- нормальная взлетная масса: 39700 кг- максимальная взлетная масса: 41700 кг

Статический потолок Ми-6

— 2250 м

Практический потолок Ми-6

— 4500 м

Дальность полета Ми-6

— с нагрузкой 8т: 620 км- перегоночная дальность: 1450 км

История создания

Успешно завершив работу над созданием вертолёта Ми-4, главный конструктор М.Л. Миль и коллектив конструкторского бюро приступил в 1952 году к решению сложнейшей задачи по разработке тяжёлого вертолёта грузоподъёмностью до 6 тонн. Внимательно изучив все рекомендации отечественных и зарубежных авторитетов, М.Л. Миль пришёл к мнению строить вертолёт по одновинтовой схеме с несущим винтом большого диаметра.

К концу 1952 года проект новой машины ВМ-6 в черновом виде был готов. Стало понятно, что имеющиеся поршневые двигатели не подойдут для новой машины большой грузоподъёмности и надо осваивать турбовинтовые двигатели. Двигатель Н.Д. Кузнецова решили переделать специально для вертолёта, оснастив его свободной турбиной и вынести вперёд, разместив перед главным редуктором над грузовой кабиной — такое решение было наиболее верным для обеспечения центровки. Это уравновесило тяжёлую длинную хвостовую балку с рулевым винтом и остальную конструкцию машины.

Ми-6

Новый двигатель получил обозначение ТВ-2М, но военные заказчики решили увеличить грузоподъёмность новой машины и главный конструктор переработал проект под два двигателя для получения необходимой мощности.

Проект воздушного гиганта был готов в конце 1953 года, но только 11 июня 1954 года Совет Министров вынес решение о разработке новой машины. В конце декабря этого года полностью уточнили эскизный проект и в 1955 году в июне состоялось утверждение макета вертолёта. Сразу после этого на двух авиационных предприятиях запустили сборку опытного образца машины под названием Ми-6.

Большой диаметр несущего винта имел трудности при разработке, в мировой практике впервые успешно решил проблему его эксплуатации М.Л. Миль. Поэтому лётные испытания задержались до 1957 года.

В начале июня 1957 года ведущий лётчик-испытатель ОКБ Миля Р.И. Капрэлян опробовал машину в режиме висения и уже 18 июня совершил первый полёт по кругу. Второй опытный вертолёт собрали в феврале 1958 года, он получил полную штатную комплектацию, автопилот, систему внешней подвески грузов, крыло с двумя позициями (режим авторотации и нормального полёта).

Установка новых двигателей Д-25В отодвинула сроки госиспытаний на некоторое время. Эти моторы по мощности остались такими же, как ТВ-2М, но были меньше весом и размером и имели левое вращение, поэтому и пришлось ставить другой редуктор. Госиспытания закончились в 1963 году и вертолёт Ми-6 был принят на вооружение в состав специально сформированных вертолётных частей.

Тушение пожара

Кабина Ми-6

Похожее

Ми-28Н Ночной охотник Вооружение. Скорость. Двигатель. Размеры. История

Вертолет Ми-24 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Ка-52 Аллигатор Вооружение. Скорость. Двигатель. Размеры. История

Вертолет Ми-8 Двигатели. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ми-26 Двигатели. Размеры. Грузоподъемность. История. Дальность полета

Вертолет AH-64 Апач Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Ка-50 Чёрная акула Вооружение. Скорость. Двигатель. Размеры. История

Вертолет CH-47 Чинук Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ми-2 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ми-6 Грузоподъемность. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ми-12 Двигатели. Размеры. Вес. История. Грузоподъемность

Вертолет Белл UH-1 Ирокез Вооружение. Скорость. Размеры. Двигатель

Вертолет Ми-4 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ка-26 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ка-27 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ка-226 Двигатели. Размеры. История. Вес. Дальность полета

Вертолет Ка-62 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ми-38 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ми-14 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Як-24 Двигатели. Размеры. Вес. История. Грузоподъемность

Вертолет Ми-34 Двигатели. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ми-1 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ка-29 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ми-10 Двигатели. Размеры. Вес. История. Грузоподъемность

Вертолет Ка-60 Касатка Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет В-7 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет AH-1 Кобра Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ка-25 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ка-118 Двигатель. Размеры. История. Грузоподъемность

Вертолет Ка-10 Двигатель. Размеры. История. Вес. Дальность полета

Вертолет Ка-8 Иркутянин Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ка-15 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Статический потолок

Вертолет Ка-22 Двигатели. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ка-126 Двигатель. Размеры. История. Грузоподъемность

Вертолет Ка-31 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Статический потолок

Вертолет Ка-37 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ка-18 Двигатель. Размеры. История. Вес. Дальность полета

Правовая основа деятельности

До 1994 года деятельность МИ-6 не имела правовой основы в Великобритании. Однако после принятия закона «О разведывательных службах» определённый правовой регламент появился. В этом нормативном акте чётко прописано определение разведывательной деятельности, а также описывается право спецслужб на осуществление деятельности в интересах государства. Помимо этого, закон снимает с сотрудников разведывательных служб ответственность за действия, которые в Великобритании считаются преступлениями, если они осуществлялись в интересах государства и его безопасности. Законом предусмотрено создание специального комитета при парламенте, который должен контролировать деятельность спецслужб, а также следить за распределением бюджетных средств на их содержание.

Модификации Ми-26:

Ми-26 — военно-транспортный вертолет;

Ми-26Т — гражданский вариант военно-транспортного вертолета, созданный в 1983 году. Отличается дополнительным радиосвязным, навигационным и специальным гражданским оборудованием, отсутствием бронирования и другого военного оборудования;

Ми-26А — военно-транспортный вертолет с новым пилотажно-навигационным комплексом, создан в 1985 году;

Ми-26С — модификация, дооборудованная во время ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС системой разбрызгивания дезактивирующей жидкости; 

Ми-26ПП — вертолет радиоэлектронной борьбы, созданный в 1986 году;

Ми-26ТП — противопожарный вариант, снабжен баком емкостью 7500 литров для пожарогасящей жидкости, которая направляется на очаг пожара через одну или две насадки;

Ми-26ТЗ — вертолет-топливозаправщик, создан в 1986 году для снабжения горючим авиационной и наземной техники;

Ми-26Л235 — созданная в 1987 году летающая лаборатория геолого-разведочных работ;

Ми-26НЭФ-М — дальний противолодочный вертолет, создан в 1990 году;

Ми-26П — пограничная модификация для полетов в высоких широтах. Построена в 1992 году;

Ми-26ТМ — созданный на «Роствертоле» в 1992-1993 гг. вертолет-летающий кран с кабиной для оператора под фюзеляжем на задней грузовой рампе;

Ми-26ПК — в 1997 году на МВЗ им. М.Л. Миля была построена краново-монтажная модификация с боковой дополнительной подвесной универсальной кабиной оператора;

Ми-26ТП — разработанный на рубеже 20 и 21 веков ряд противопожарных модификаций вертолета, предназначенных для заправки и перевозки в специальных резервуарах 15 тонн пламегасящей жидкости с ее последующим опорожнением над очагами возгорания;

Ми-26Т2/В с сокращенным количеством членов экипажа и современной авионикой на основе комплекса бортового радиоэлектронного оборудования НПК90-2, в том числе и «стеклянной кабиной» с дублированием основных приборов традиционными аналоговыми. Модернизация позволила повысить надежность и безопасность полета, снизить эксплуатационные расходы, обеспечить непрерывный мониторинг текущего состояния агрегатов и систем вертолета в полете и контроль их наработки, улучшить устойчивость и управляемость вертолета и точность висения при выполнении работ с использованием внешней подвески, обеспечить выполнение полетов в любое время суток в простых и сложных метеоусловиях, снизить нагрузку на экипаж и уменьшить его численность до двух-трех человек, расширить номенклатуру полетных заданий и повысить эксплуатационную готовность. В военном варианте Ми-26Т2В предусматривается установка нового бортового комплекса обороны «Витебск». Ми-26Т2В совершил первый полет в 2018 году.

Модификации

Название модели Краткие характеристики, отличия
Ми-6А Новая базовая модификация вертолёта, созданная в 1971 году в результате многочисленных доработок
Ми-6АТЗ Топливозаправщик на базе транспортного вертолёта Ми-6А
Ми-6ВКП Воздушный командный пункт.
Ми-6М Базовый противолодочный вертолёт, работы над которым велись в 1958 году.
Ми-6П Пассажирская модификация вертолёта (Салон), созданная в 1965 году.
Ми-6ПЖ  Пожарный вариант.
Ми-6ПП Постановщик помех системам радиотехнической разведки и обнаружения типа АВАКС. Серийно не выпускались.
Ми-6ПРТБВ Подвижная ракетно-техническая база вертолётного типа.
Ми-6ПС Поисково-спасательный вертолёт.
Ми-6РВК Ракетно-вертолётный комплекс.
Ми-6ТЗ Топливозаправщик для сухопутных войск и авиации.
Ми-10  «Воздушный кран», вариант для перевозки грузов на внешней подвеске.
Ми-22 (Ми-6АЯ)  Воздушный командный пункт.

Мировые рекорды

В 1961 году Ми-6 стал первой в мире машиной, преодолевший скорость 300 км/ч, считавшейся в то время предельной для вертолётов. Всего на вертолёте Ми-6 установлено 16 мировых рекордов.

Дата установления рекорда Экипаж вертолёта Описание
30 октября 1957 года Пилотировал: Р. И. КапрэлянВторой пилот: Герман Г. В.Борттехник: Ф. С. Новиков В одном полёте установлены два рекорда: груз массой 12 000 кг был поднят на высоту 2432 м и установлен рекорд высоты полёта 2432 м с грузом массой более 10 т.
16 апреля 1958 года Пилотировал: С. Г. БровцевВторой пилот: П. И. ШишовБортинженер: В. Ф. Коновалов Установлен рекорд грузоподъёмности: груз массой 5000 кг был поднят на высоту 5584 м.
16 апреля 1958 года Пилотировал: Р. И. КапрэлянВторой пилот: Н. В. Лешин Установлен рекорд грузоподъёмности: груз массой 10 000 кг был поднят на высоту 4885 м.
21 сентября 1959 года Пилотировал: Б. В. ЗемсковВторой пилот: П. И. ШишовШтурман: С. И. КлепиковБортинженер: С. Г. Бугаенко Установлен рекорд скорости полёта 268,92 км/ч по замкнутому 100-км маршруту (Тушино — Истра — Голицыно — Тушино).
21 сентября 1961 года Пилотировал: Н. В. ЛешинВторой пилот: В. П. КолошенкоБортинженер: Ф. С. Новиков Установлен рекорд скорости полёта 320 км/ч, что было на 10 км/ч выше рекорда американского вертолёта S-61, установленного 17 мая 1961 года.
11 сентября 1962 года Пилотировал: В. П. КолошенкоВторой пилот: Г. Р. КарапетянШтурман: С. И. КлепиковБортинженер: В. И. ЩербининБортрадист С. И. Иванов В одном полёте были установлены четыре рекорда: скорости полёта 284,534 км/ч по замкнутому 1000-км с грузом 1000, 2000 и 5000 кг, а также скорости полёта 294 км/ч по маршруту 500 км.
13 сентября 1962 года Пилотировал: Р. И. КапрэлянВторой пилот: Н. В. ЛешинБортинженер: С. И. БугаенкоВедущий инженер по лётным испытаниям: B.C. Отделенцев В одном полёте установлено три рекорда: высоты полёта 2738 м с грузом 15 000 кг и 20 000 кг, и подъёма максимального груза 20 117 кг на высоту 2000 м.
15 сентября 1962 года Пилотировал: Б. К. ГалицкийВторой пилот: В. КозыревШтурман: М. ХаритоновБортинженер: К. МатвеевБортрадист: С. РыбалкоВедущий инженер: Ю. Коншеев В одном полёте установлено четыре рекорда: достигнута скорость полёта 300,377 км/ч по замкнутому 1000-км с грузом 1000 и 2000 кг, а затем скорость полёта 315,657 км/ч по замкнутому 500-км маршруту.
26 августа 1964 года Пилотировал: Б. К. ГалицкийВторой пилот: н/дШтурман: н/дБортинженер: н/д Установлен рекорд скорости полёта 340,15 км/ч по замкнутому маршруту протяжённостью 100 км

Прототип

Для начала немного истории по прототипу:
Вертолет Ми-6 разрабатывался в КБ им. М.Л.Миля с 1954 года. Первый полет опытный вертолет совершил в 1957 году. Серийное производство продолжалось до 1981 года. Всего построено около 860 вертолетов в гражданских и военных вариантах. Модификацией является Ми-22 — воздушный пункт управления. Вертолет одновинтовой схемы, с пятилопастным трехшарнирным несущим и четырехлопастным рулевыми винтами. Для разгрузки несущего винта на больших скоростях полета установлено крыло. Неубирающееся шасси трехопрное, с передней самоориентирующейся стойкой. В задней части грузовой кабины установлены грузовые стойки и трапы, в полу кабины имеется грузовой люк для системы внешней подвески. Ми-6 имеет два газотурбинных двигателя мощностью по 5500 л.с. Навигационное оборудование и трехканальный автопилот позволяют производить полеты днем и ночью, в сложных метеорологических условиях. Установлены также УКВ и КВ радиостанции, радиовысотомер, радиокомпас, приемник маркерного маяка. Система управления грузовыми створками и трапами грузовой кабины гидравлическая. На некоторые варианты вертолетов в носовой части устанавливался пулемет калибра 12,7 мм. Ми-6 в пассажирском варианте может поднять 65-90 пассажиров на легкосъемных откидных сиденьях, а в санитарном 41 больного на носилках с двумя сопровождающими. Кроме стран СНГ Ми-6 поставлялся в Индию, Индонезию, Ирак, Пакистан, Египет, Эфиопию, Перу, Сирию, Вьетнам и Польшу.

Ми-62

Отдельных слов заслуживает еще одна интересная разработка конструкторского бюро имени Миля. После того как на вооружении российской армии появился боевой вертолёт Ми-28, оно получило правительственный заказ на разработку очередной модели. Главное требование, которое выдвигалось перед новинкой – это полное соответствие реалиям 21 века. Работа над проектом стартовала в 2000 году и длилась около десяти лет. Её результатом стало то, что на свет появился принципиально новый вертолет – Ми-62. Принцип его работы отличается от аналогичных машин, выпущенных в начале текущего столетия. Если конкретнее, то верхний ротор служит исключительно для взлёта и посадки, а для того, чтобы машина достигла крейсерской скорости, применяются реактивные маршевые двигатели АИ-222-25. Каждый из них развивает мощность, составляющую 5500 лошадиных сил. Даже невзирая на постоянную нехватку финансовых средств, в нынешнем году машина была принята на вооружение отечественной армии.

Эксплуатанты

Текущие

  • Белоруссия Белоруссия — несколько единиц Ми-6 по состоянию на 2016 год
  • Узбекистан Узбекистан — 26 единиц Ми-6 и 2 единицы Ми-22 (Ми-6АЯ), по состоянию на 2016 год
  • Лаос Лаос — одна единица Ми-6 по состоянию на 2016 год

Бывшие военные

  • СССР СССР
  • Алжир Алжир — 4 — 5 единиц Ми-6Т поставлено из СССР в 1972 году
  • Вьетнам Вьетнам — 10 единиц Ми-6Т поставлено из СССР в 1966 и 1970 годах
  • Египет Египет — 19 единиц Ми-6Т поставлено из СССР в 1965 и 1971 годах
  • Индонезия Индонезия — 8 единиц Ми-6Т поставлено из СССР в 1965 году
  • Ирак Ирак — от 10 до 13 единиц Ми-6Т поставлено из СССР в 1973 году
  • Пакистан Пакистан — 1 единица Ми-6Т поставлена из СССР в 1968 году
  • Перу Перу — от 6 до 16 единиц Ми-6Т поставлено из СССР в период с 1971 по 1972 годы
  • Польша Польша — 3 Ми-6 состояли на вооружении ВС Польши в 1986-1990 гг; 2 вертолёта были проданы Украине и 1 был передан в музей авиации
  • Россия Россия — 10 единиц Ми-6 по состоянию на 2013 год
  • Сирия Сирия — 10 единиц Ми-6Т поставлено из СССР в период с 1972 по 1973 годы
  • Эфиопия Эфиопия — от 4 до 10 единиц Ми-6Т поставлено из СССР в 1978 году

Авиапроисшествия и катастрофы

Авиапроисшествия и катастрофы

Дата

Бортовой номер

Место катастрофы/Проишествия

Погибло/всего на борту

Краткое описание

26.01.1983

н/д

близ Торжка

6/6

Отрыв лопасти несущего винта и разрушение хвоста при взлёте

18.10.1985

н/д

пгт. МосковскийТаджикистан

1/н.д.

Военный борт. Аварийная посадка вследствие поломки трансмиссии хвостового винта

24.06.1987

51

близ Кутаиси

1+17/18

Военный борт. Падение из-за разрушения подшипника вала привода хвостового винта

11.12.1987

н/д

близ аэродрома города Кварели

3/6

Падение вертолёта и опрокидывание на бок в условиях учебного полёта

14.05.1989

06003

близ Лабытнанги

0/н.д.

Тренировочный полет с имитацией отказа двигателя. Разрушился в результате жёсткой посадки.

1989

72

аэродром Телави

0/н.д.

Посадка на ВПП при выключенных двигателях со скоростью многократно превышающей допустимую

13.12.1989

н/д

близ Ростова

5/5

Отказ управления во время испытательного полёта с аэродрома «Чкаловский»

20.03.1990

06024

близ Киренска

9/9

Отказ управления из-за неисправности гидромеханизма несущего винта

18.08.1990

06023

Тюменская область

5/5

Разрушение вертолёта в воздухе из-за нерасчётных перегрузок вследствие обрыва внешнего груза

15.07.1991

н/д

близ Чирчика

0/н.д.

Вынужденная посадка по причине пожара в правом двигателе

03.03.1992

н/д

близ села Сейдиляр

12/50

Военный борт. Участвовал в гуманитарной миссии во время Карабахского конфликта. Сбит выстрелом из ПЗРК

12.05.1992

н/д

близ села Вазашен

8/8

Военный борт. Участвовал в эвакуации семей российских пограничников во время Карабахского конфликта. Сбит ракетой ПВО на высоте 2000 м.

27.02.1993

06193

аэропорт Steung Treng

0/14

Потеря управления во время посадки при перевозке военных грузов для ООН

15.10.1993

06043

близ Нефтеюганска

0/н.д.

Разбился

19.10.1995

95 красный

близ мыса Неупокоевка островаБольшевик

8/18

Столкновение с ледяным торосом высотой 313 метров по причинам непогоды и использования устаревших полётных карт

19.10.1996

н/д

округ Капит

1/2

Попадание в зону сильного ветра при перевозке древесины на внешней подвеске

18.08.1997

н/д

близ города Ключи

0/7

Вынужденная посадка после разрушения двух лопастей рулевого винта

25.09.1999

н/д

близ Ботлиха

0/н.д.

Военный борт. Касание земли хвостовой балкой и падение на правый борт при перевозке боеприпасов

20.03.2000

н/д

округ Капит

2/5

Разрушение в воздухе при подготовке к отцепке груза древесины

21.02.2001

н/д

близ аэродромаМарково

0/н.д.

Вынужденная посадка из-за неполадок в главном редукторе

01.12.2001

92 красный

близ станицы СтодеревскаяСтавропольского края

2/18

Отказ двигателя и аварийное планирование с высоты 1,5 км

19.08.2002

89 красный

близ Ханкалы

127/152

Военный борт. Сбит выстрелом из ПЗРК «Игла», сел на минное поле.

03.05.2003

06075

близ Читы

12/12

Борт МЧС. Падение во время тушения лесного пожара вследствие наматывания троса водосливного устройства на хвостовой винт.

02.12.2006

29112

близ Кандагара

8/8

Разбился в горной местности в сложных метеоусловиях.

14.07.2009

ER-MCV

Гильменд

1+6/6

При заходе на посадку вертолет был поражен выстрелом из ПЗРК или гранатомета.

14.12.2010

Z3076/D

аэродромСатвари

0/8

Вертолет индийских военно-воздушных сил рухнул на землю спустя несколько минут после взлёта.

20.12.2011

06121

близ Тайлаково

1/6

При перевозке груза дизельного топлива совершил жёсткую посадку и полностью сгорел.

05.06.2012

н/д

в 200 км от Сургута

0/5

Совершил вынужденную посадку из-за отслоения в отсеке полости винта.

Рекорды Ми-6

В ходе государственных летных испытаний Ми-6, которые проходили в 1959−1963 гг., были установлены 16 мировых рекордов.

Самые значимые рекорды:

  • подъем груза общей массой 5 тонн на высоту 5600 м;

  • поднятие груза весом свыше 20 т на более чем 2000 м высоты;

  • набор скорости в 300 км/час при перемещении груза 5 т на 1000 км;

  • развитие скорости 320 км/час по замкнутому кругу на 500 км;

  • достижение показателя скорости в 340 км/час на расстоянии 100 км – этот рекорд не превзойден до нынешнего времени.

Рекорды сделали Ми-6 самым грузоподъемным и скоростным вертолетом в мире.

За достижение абсолютного рекорда скорости 320 км/час на Ми-6 конструкторское бюро им. М.Л. Миля получило награду – Международный приз им. Сикорского И.И. «за выдающиеся достижения в развитии сферы вертолетостроения».

Интересные факты

  • Когда ОКБ Миля приступило к разработке тяжёлого транспортного вертолёта Ми-6 с максимальной взлётной массой свыше 40 т, самые тяжёлые зарубежные вертолёты того периода имели максимальную взлётную массу не более 15 т.
  • Впервые в СССР на серийном вертолёте предусматривалась перевозка грузов на внешней подвеске.
  • Именно с Ми-6 в СССР началось развитие вертолётов с газотурбинным двигателем.
  • На вертолёте Ми-6 установлено 16 мировых рекордов.
  • В 1961 году Ми-6 стал первым в мире вертолётом, преодолевший 300 км/ч, скорость, которая в то время считалась предельной для вертолётов.
  • Участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, где часто принимался за Ми-26, также использовавшимся в этой операции. Недавно можно было увидеть несколько машин, находящихся в полуразрушенном виде около села Рассоха на площадке хранения радиоактивной техники. В настоящее время вся радиоактивная техника, которая находилась в отстойнике, переплавлена.
  • ОКБ Миля за установление на Ми-6 мирового рекорда скорости в 320 км/ч получило международный приз им. И. И. Сикорского как «признание выдающегося достижения в области вертолётостроительного искусства».
  • Ми-6 установлен на Аллее почёта авиации в Нижневартовске (ХМАО).

Модификации

  • Ми-6А — Новая базовая модификация вертолёта, созданная в 1971 году в результате многочисленных доработок
  • Ми-6АТЗ — Топливозаправщик на базе транспортного вертолёта Ми-6А
  • Ми-6ВКП — Воздушный командный пункт.
  • Ми-6М — Базовый противолодочный вертолёт, работы над которым велись в 1958 году.
  • Ми-6П — Пассажирская модификация вертолёта (Салон), созданная в 1965 году.
  • Ми-6ПЖ — Пожарный вариант.
  • Ми-6ПП — Постановщик помех системам радиотехнической разведки и обнаружения типа АВАКС. Серийно не выпускались.
  • Ми-6ПРТБВ — Подвижная ракетно-техническая база вертолётного типа.
  • Ми-6ПС — Поисково-спасательный вертолёт.
  • Ми-6РВК — Ракетно-вертолётный комплекс.
  • Ми-6ТЗ — Топливозаправщик для сухопутных войск и авиации.
  • Ми-10 — «Воздушный кран», вариант для перевозки грузов на внешней подвеске.
  • Ми-22 — (Ми-6АЯ) Воздушный командный пункт.

Характеристики конструкции

Аппарат построен по схеме одновинтового агрегата с 8-лопастным несущим винтом. При конструировании вертолета инженеры бились над созданием возможности управляемого шага. Важными нюансами проекта стали 5-лопастные рулевые винты. Что касается двигателей, то их количество равняется двум. В результате удалось достигнуть общей мощности почти в 23 тысячи л. с. Конструкция шасси – неубирающаяся, 3-стоечная.Фюзеляж выполнен из цельного металла и имеет попеременное сечение. В носовой области находится радиопрозрачный обтекатель. За кабиной экипажа располагается отсек для пассажиров и оборудования. Общая площадь, пригодная для перевозки груза, составляет около 40 кв. м. Задний отсек плавно переходит в концевую балку.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий