Пассивное слушание

Что же это такое? Обобщенное определение

Каждый человек, хотя бы поверхностно изучавший психологические дисциплины, обязательно сталкивался при проверочных или экзаменационных работах с таким заданием: «Укажите, в чем заключается суть нерефлексивного слушания». На первый взгляд, никаких сложностей в его исполнении возникнуть не должно. Следует попросту написать или же озвучить определение этого типа слушания.

Однако все не так просто, как кажется. Существует три отличных подробных определения данного понятия. Поэтому при просьбе «Укажите, в чем заключается суть нерефлексивного слушания» требуются пояснения или же дополнения к данной формулировке. Если их нет, то, как правило, озвучивается поверхностное, обобщенное определение данного понятия. Оно же и дает представление о сути этого вида слушания.

Нерефлексивный вид слушания – это специфическая манера восприятия информации и общения, при которой один человек говорит, а другой молчит.

Понятие слушания в общении

Для успешного взаимодействия нужно не только овладеть речевой деятельностью, но и уметь слушать. Слушание и говорение ‒ это два значительных навыка компетентности вербального общения.

Определение 1

Слушание ‒ процесс сконцентрированного восприятия зрительных и слуховых стимулов, приписывания им смысла. Активное слушание подразумевает сосредоточение, понимание, запоминание, оценку и реагирование.

Сосредоточение ‒ это процесс перцепции выбора и сосредоточения внимания на определенных стимулах из всего огромного количества достигающих наших органов чувств.

Понимание ‒ это четкая расшифровка информации, которая поступает извне, путем присвоения ей верного значения, то есть осмысления ее в одних понятийных категориях.

Анализ или критическое слушание ‒ это процесс установления, насколько истинной и правдивой считается информация, которая была услышана.

Реагирование подразумевает соответственную реакцию слушающего на невербальном и вербальном уровнях общения.

Реагирование на эмпатийном уровне дает людям информацию о них самих, их поведении, одобряет, поддерживает, успокаивает.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Виды слушания в психологии общения 490 руб.
  • Реферат Виды слушания в психологии общения 240 руб.
  • Контрольная работа Виды слушания в психологии общения 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Если слышание ‒ физический процесс, который определяется действием волн звука на барабанную перепонку, и проходящий без особых умственных усилий, то слушание (слушание эффективное) ‒ это непростой процесс восприятия, осмысления, понимания, структурирования и запоминания поступающей информации, в котором принимает участие вся личность человека.

Замечание 1

Слушание считается фундаментальным навыком, воздействующим на качество отношений в ежедневном общении, на эффективное взаимопонимание и взаимодействие. В то же время многие люди фактически не умеют слушать.

Умение слушать у людей сформировано неодинаково. Исследования в данной области демонстрируют, что в среднем время нашего общения с другими распределяется следующим образом: около 42-53 % времени мы слушаем других людей, 16-32% ‒ говорим сами, 15-17% ‒ получаем информацию читая, 9-14 % ‒ пишем. Как можно заметить из приведенных цифр, умение слушать, как метод восприятия информации применяется в коммуникации значительно чаще, чем умения писать и читать, вместе взятые, значит, поэтому овладение подобным умением необходимо для каждого человека.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Замечание 2

Большинство людей оценивают свое умение слушать на 70-80%. Все же исследования демонстрируют, что на самом деле результативность слушания у многих людей составляет всего 25%, т. е. три четверти сообщений, которые были услышаны, теряются.

Можно выделить следующие виды слушания: пассивное слушание, активное слушание, эмпатическое слушание, критическое слушание.

Важность рефлексивного слушания

Умение
слушать рефлексивно необходимо для
эффектив­ного общения главным образом
из-за ограничений и трудностей, возникающих
в процессе общения. Рассмот­рим
некоторые из них.

Первое

многозначность большинства слов. Для
500
наиболее употребимых, например, в
английском языке слов имеется более
14 000
различных значений, или в среднем
примерно
28
значений на одно слово. Поэтому иногда
бывает трудно установить, что именно
имел в виду тот, кто использовал это
слово, не зная его конкретного значения
для самого говорящего. Как час­то,
например, мы спрашиваем кого-нибудь:
«Что кон­кретно Вы имеете в виду,
говоря это?» Вероятнее всего, говорящий
попытается выразить свою мысль другими
словами. А разве этот вопрос не приходится
задавать самому себе? Все это происходит
потому, что одно и то же слово для
говорящего и слушающего может иметь
разные значения. Трудно подчас найти
нужное слово, которое точно выражало
бы, что мы хотим сказать. При­чина
этого состоит в том, что конкретное
значение сло­ва возникает в голове
говорящего, но не содержится в нем самом.

Поэтому
для уточнения значения употребляемых
слов необходимо применять приемы
рефлексивного слу­шания.

Второе

«закодированность» значения большинства
сообщений. Необходимо помнить, что то,
что мы сооб­щаем друг другу, имеет
определенный смысл только для нас самих,
именно тот, который мы сами в это
со­общение вкладываем. Это

наши идеи, установки, чув-С Т о
d.

Передавая
их значения при помощи общепринятых
средств, мы их «кодируем», пользуясь
словами. Чтобы кого-нибудь не обидеть,
мы тщательно выбираем слова; мы хитроумны,
хладнокровны и действуем с огляд­кой.
Поэтому часто не удается выразить мысль
так, чтобы слушающий ее правильно понял.
Для «раскоди­рования» сообщения и
выявления заложенного в нем смысла
слушающий должен использовать обратную
связь. Рассмотрим следующий пример.

Смысл
сообщения

Чтобы
сделать новую работу в установлен­ный
срок, каждый дол­жен работать
интен­сивнее.

Закодированное
сообщение

Я
хочу, чтобы Вы следующую неделю поработали
как сле­дует

Воспринятое
значение

Шеф
это говорит мне (неточная расшиф­ровка).
Всем нам придется поработать интенсивнее
(точная расшифровка).

Третье

трудность открытого самовыражения. Это
означает, что из-за принятых условностей
и потребности в одобрении люди часто
начинают свое изложение с не­большого
вступления, из которого еще не видно их
на­мерений. Тот, кто появляется в
кабинете психотерапевта впервые, обычно
начинает рассказ с какой-либо пробле­мы,
которая редко бывает его главной заботой.
Только по мере того, как пациент начинает
чувствовать себя в безопасности и видит,
что его понимают, он раскрывает свои
более глубокие переживания.

В
повседневных разговорах мы часто
поступаем так же. Мы как бы «пробуем
воду», прежде чем погружать­ся в темы
с большим эмоциональным зарядом. Чем
меньше уверенности в себе, тем больше
мы ходим вок­руг до около, прежде чем
перейти к главному.

И
наконец, субъективные факторы могут
также от­рицательно влиять на общение.
Людей ослепляют сло­жившиеся установки,
переживаемые эмоции, приобретен­ный
опыт. Все мы выросли и работаем в
организациях, общаясь с различными
людьми. Это заставляет нас в социальном
плане придерживаться одних видов
пове­дения и отрицать или отказываться
от других. Поэтому в разговоре мы кодируем
наши сообщения и отфильт­ровываем
отдельные моменты, когда слушаем.

Все
это указывает на необходимость уметь
слушать рефлексивно, т. е. расшифровывать
смысл сообщений, выяснить их реальное
значение. Рассмотрим четыре ви-.».?.
р’:,;’.».»-:.’;-:г-^:,;\ ‘-._..^.
.^i.^ilUiui.,
псрсфразиривание, отражение чувств и
резюмирование. Обычно эти виды ответов
используются в комбинации.

Трудности эффективного слушания (по А. П. Панфиловой)

А.П.Панфилова выделила следующие трудности эффективного слушания:

Высокая скорость умственной деятельности. Мы в среднем думаем в 4 раза быстрее, чем говорим. Поэтому, когда кто-либо говорит, то наш мозг отвлекается от речи говорящего и свободен большую часть времени от работы по восприятию поступающей информации.
Потребность в ответной реплике. Если речь собеседника формирует желание ответить и перебить его, человек перестает его слушать, так как мысленно ищет аргументы для своего собственного возражения.
Отключение внимания

Отвлечь внимание собеседника может все, что раздражает и действует необычно.
Антипатии к чужим мыслям. Каждый человек больше всегда ценит свои мысли, и для него легче и приятнее отслеживать именно их, чем следить за рассуждениями собеседника.
Избирательность внимания

Мы привыкли одновременно воспринимать (в том числе и слушать) большое количество информации, при этом не уделяя одинаковое внимания разным объектам восприятия (мимика, слова, интонации, позы, жесты и т.д.). Для многих людей достаточно сложный процесс — внимательно слушать и одновременно фиксировать что-либо еще, поэтому люди зачастую выбирают то, что для них представляет наибольший интерес. Такие переключения внимания затрудняют его фиксирование и концентрацию на чем-либо одном.

Внешними помехами слушания являются:

  • отвлекающая внешность собеседника, манеры (неадекватность мимики, жестов, жеманность и т.д.);
  • собеседник говорит не очень громко;
  • плохая акустика;
  • внешние шумовые помехи (грохот, шум транспорта и т.д.);
  • слишком низкая или слишком высокая температура в помещении;
  • окружающая обстановка (витрины в помещении, пейзаж за окном, картины);
  • прерывание разговора телефонными звонками и т.д.;
  • отвлечение внимания собеседника на посторонние предметы, которые не значимы для результата беседы (к примеру, поглядывание па часы);
  • необходимость делать сразу несколько дел, чрезмерная загрузка на работе;
  • монотонность речи, акцент у говорящего, переменный медленный или быстрый темп речи;
  • сжатость во времени общения;
  • неприятный запах в помещении.

Можно также добавить следующие причины невнимательного слушания:

  • эмоциональная неуравновешенность — потому что полностью заняты своими внутренними эмоциональными переживаниями и не владеем собой;
  • поглощенность собственными мыслями — не только потому, что нам предмет разговора неинтересен, но и потому, что мы заняты собственными мыслями;
  • выставление оценок сказанному — потому что очень заняты оценкой высказываний собеседника и считаем себя умнее остальных;
  • уязвленное самолюбие — потому что неприятно слушать информацию, которая воспринимается нами как уязвление нашего авторитета. Вместо того чтобы выслушать информацию, мы готовим защиту сразу;
  • невладение техникой слушания — потому что мы не умеем слушать.
  • потеря внимательности к близким — мы часто не слушаем того, кто нам дороже и ближе всех.

Виды слушания, приёмы эффективного слушания.

Направленное,
критическое слушание.
При таком виде
слушания участник общения сначала
осуществляет критический анализ
сообщения (зачастую заранее, приходя с
установкой на критическое восприятие
информации), т.е. определяет, насколько
правдивой, достоверной или вероятной
может быть информация, и только после
этого понимает, согласен ли он с ней и
хочет ли воспринять и ответить.

Эмпатическое
слушание. Эмпатия — это способность
человека эмоционально откликаться на
переживания и чувства других людей

При
эмпатическом слушании участник общения
уделяет большее внимание «считыванию»
чувств, а не слов, пониманию того, какое
у собеседника отношение к тому, что он
говорит

Нерефлексивное
слушание
. Этот вид слушания предполагает
минимальное вмешательство в речь
говорящего при максимальной
сосредоточенности на ней. Умение
внимательно молчать, не вмешиваясь в
речь говорящего своими репликами и
замечаниями, облегчает слушателю процесс
самовыражения и помогает ему лучше
понять смысл передаваемой информации,
уловить, что стоит за словами. Важным
сигналом такого слушания является
невербальная реакция, т.е. контакт глаз,
кивок или покачивание головой и т.п.

Активное
рефлексивное слушание
. Вид слушания,
в котором на первый план выступает
отражение информации, называют активным
рефлексивным слушанием. Рефлексивное
слушание предполагает анализ получаемой
информации в процессе слушания и
мгновенный отклик на нее с помощью
вопросов или реплик.

Приемы
эффективного слушания

1.
Выявить свои привычки слушания, слабые
и сильные стороны, характер допускаемых
ошибок.

2.
Не уходите от ответственности за общение.
Она обоюдна, поскольку в общении участвуют
двое, причем в роли слушающего они
выступают попеременно. Умейте указать
собеседнику, что вы действительно
слушаете и понимаете его. Этого можно
добиться уточняющими вопросами, активными
эмоциями. Как может собеседник узнать,
что вы его понимаете, если вы сами не
скажите ему об этом?

3.Будьте
внимательны. Умейте поддерживать с
собеседником визуальный контакт, но
без назойливости или взгляда. Следите,
чтобы ваши позы и жесты говорили о том,
что вы слушаете собеседника. Помните,
что партнер хочет обращаться с
внимательным, живым собеседником.

4.
Умейте сосредотачиваться на том, что
говорит собеседник

Это требует
сознательных усилий, поскольку
сосредоточенное внимание удерживается
недолго. Старайтесь до минимума свести
ситуационные помехи (телевизор, телефон).

5.
Старайтесь понять не только смысл слов,
но и чувства собеседника. Помните, что
люди передают свои мысли и чувства
«закодированными», в соответствии
с принятыми социальными нормами.

6.
Умейте быть наблюдательным. Следите sa
неречевыми сигналами говорящего,
поскольку на эмоциональное общение
приходится большая часть общения.

7.
Придерживайтесь одобрительной реакции
по отношению к собеседнику. Ваше одобрение
помогает ему точнее выразить свои мысли.

8.
Прислушивайтесь к самому себе. Ваша
озабоченность и эмоциональное возбуждение
мешают слушать партнера. Если. его речь
и поведениэ затрагивают ваши чувства,
постарайтесь выразить их, это прояснит
ситуацию. Вам станет легче слушать
собеседника.

9.
Помните, что часто цель собеседника —
получить от вас что-либо реальное или
изменить ваше мнение, или заставить вас
сделать что-либо. В этом случае действие
— лучший ответ собеседнику.

Активное слушание упражнения

Существует огромное разнообразие различных упражнений на выработку техники активного слушания. Упражнение «активное слушание» предполагает наличие нескольких участников, длиться оно будет 60 минут. Все участвующие садятся по кругу. Упражнение выполняется в парах, поэтому каждому участнику предлагают на выбор подобрать напарника.

Далее раздаются карточки, с написанными правилами активного слушания. В парах распределяются роли. Один партнер будет «слушающим», а второй – «говорящим». Задание включает несколько последовательных этапов, рассчитанных на ограниченный промежуток времени. Ведущий говорит, что нужно сделать, когда начать задание, а когда его закончить.

Итак, первый этап заключается в том, что «говорящий» на протяжении пяти минут рассказывает своему партнеру по паре о трудностях личной жизни, проблемах во взаимодействии с другими

Особое внимание «говорящий» должен уделить тем качествам, которые порождают такие трудности. «Слушающий» в это время должен соблюдать правила активного слушания, тем самым помогая собеседнику говорить о себе

Ведущий через пять минут останавливает общение. Далее, «говорящему» предлагается в течение одной минуты рассказать «слушающему», что помогает открыться и свободно рассказывать о своей жизни, а что, наоборот, затрудняло такое повествование

К данному этапу важно отнестись серьезно, потому что так «слушающий» может выяснить для себя, что он делает неправильно

По прошествии минуты ведущий дает второе задание. «Говорящий» должен на протяжении пяти минут рассказывать партнеру по паре о сильных сторонах своей личности в общении, что помогает ему устанавливать взаимодействие, строить отношения с другими субъектами. «Слушающий» опять должен активно слушать, используя при этом определенные правила и приемы и учитывая информацию, полученную от своего партнера на протяжении предыдущей минуты.

По прошествии пяти минут ведущий останавливает общение и предлагает третий этап. Теперь «слушающий» должен за пять минут рассказать «говорящему», что он запомнил и понял для себя из двух рассказов партнера о себе. В это время «говорящий» должен молчать и только лишь движениями головы показывать выражает ли он согласие с тем, что говорит «слушающий», или нет. Если «говорящий» показывает, что партнер его не понял, то «слушающий» поправляет себя, пока «говорящий» не кивнет, подтверждая правильность слов. После окончания рассказа «слушающего», его партнер может отметить, что было искажено или пропущено.

Вторая часть упражнение предполагает смену ролей «слушающего» на «говорящего» и наоборот. Эти этапы повторяются, но при этом ведущий каждый раз начинает новый этап, дает задание и заканчивает его.

Последним этапом будет совместное обсуждение того, какая роль бы тяжелее, какие методы активного слушания было выполнять легче, а какие, наоборот, труднее, о чем тяжелее говорить, о трудностях в общении или о сильных сторонах, что чувствовали партнеры в роли «говорящего», какое влияние оказали различные действия «слушающего».

В результате данного упражнения образуется умение слушать партнера по общению, осознаются барьеры слушания такие как: оценка, желание давать советы, поведать что-то из прошлого опыта. Навыки активного слушания позволят улучшить повседневное взаимодействие с людьми в личной жизни, а также в общественной. Также они являются незаменимыми помощниками в ведении бизнеса, особенно, если он связан со сферой продаж.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Виды слушания (по Келли)

Келли, американский исследователь общения, выделяет 4 вида слушания:

  • эмпатическое слушание;
  • нерефлексивное слушание;
  • активное рефлексивное слушание; 
  • направленное критическое слушание.

Эмпатическое слушание

При данном виде слушания участник уделяет внимание «прочтению» чувств, а не слов, а также пониманию того, как слушатель относится к тому, что он говорит. Эмпатическое слушание бывает двух видов:

  • эффективное, если у слушающего говорящий вызывает положительные эмоции (уверенность в себе, радость, удовлетворение, удовольствие и т.д.),
  • неэффективное, если своими словами говорящий вызывает отрицательные эмоции (печаль, страх, тревога, разочарование, огорчение, безысходность и т.д.)

Нерефлексивное слушание. Предполагает максимальной сосредоточенности на речи собеседника при минимальном вмешательстве в речь. Умение внимательно молчать, не вмешиваться со своими комментариями и при этом демонстрировать свою поддержку и доброжелательность, для говорящего облегчает процесс самовыражения и помогает лучше понять слушающему смысл передаваемой информации. Данный вид слушания целесообразно применять в ситуациях, когда:

  • собеседник не уверен в себе, застенчив, ему сложно общаться;
  • собеседник просит выслушивать его до самого конца;
  • партнер хочет высказать свое отношение к чему-либо, свою точку зрения;
  • собеседнику трудно выразить словами то, что его беспокоит, и любое вторжение в разговор создает еще большие трудности;
  • собеседнику необходимо обсудить вопросы важные для него и испытывает при этом негативные эмоции (чувствует неудовлетворение, обеспокоен, обижен).

При нерефлексивном слушании необходимо подавать сигналы, которые показывают собеседнику вашу включенность в разговор и внимание, такие как: кивок головой «понимаю», «да-да» и т.д. Иногда бывает выслушать партнера достаточно просто, но если ваше мнение в значительной степени отличается от точки зрения партнера, то нужно перейти к рефлексивному слушанию

Активное рефлексивное слушание. При данном виде слушания осуществляется такой процесс организации коммуникации, при которой участники беседы друг друга лучше понимают. Все высказываются более осмысленно, уточняют и проверяют свое понимание, выясняют совместно степень его адекватности.

При данном виде слушания устанавливается активная обратная связь, позволяющая собеседникам понимать друг друга лучше. Для того, чтобы обеспечить понимание, слушающему необходимо дать понять говорящему какая его информация принята точно, а какая нет, чтобы говорящий свое сообщение мог скорректировать и сделать данное сообщение еще более понятным. Именно данный обмен сигналами прямой и обратной связи является процессом активного рефлексивного слушания. 

Направленное критическое слушание. При данном виде слушания собеседники сначала проводят критический анализ сообщения и затем делают попытку его понимания. В некоторых ситуациях оно уместно вполне (на деловых конференциях, дискуссиях, совещаниях и т.п., то есть там, где обсуждаются идеи, решения, новый опыт, проекты и т.д.) Там же, где происходит процесс обсуждения новой информации, сообщаются новые знания – информационные доклады, семинар, лекции и т.п., – критическое слушание является малоперспективным.

С какими сложностями может столкнуться слушатель?

Как правило, при вопросе о сложностях, с которыми придется столкнуться тому, кто начинает овладевать искусством нерефлексивного восприятия информации, первое, что приходит на ум — это необходимость сдерживания собственной вербальной активности.

Но умение не перебивать собеседника, не вставлять в его рассказ оценочных суждений и не высказывать собственную точку зрения – далеко не самое трудное в искусстве нерефлексивного восприятия речи другого человека.

Слушающего чей-либо рассказ подстерегают следующие сложности:

  • потеря концентрации, при этом смысл речи собеседника ускользает частично или полностью;
  • временное «отключение» от содержания рассказа, при такой реакции часть произнесенного попросту не воспринимается;
  • додумывание, своеобразная попытка «чтения мыслей».

Преодолеть каждую из данных разновидностей трудностей бывает намного сложнее, чем научиться не перебивать собеседника.

Потеря концентрации – особенное состояние, при котором человек слушает, но одновременно с этим «витает в облаках». Часто при такой реакции слушающий теряет нить рассказа, не улавливает последовательности излагаемых собеседником информационных данных. Как правило, подобная реакция характерна для разговоров на мало интересные слушателю темы

Но потерять внимание к содержанию речи рассказчика слушатель может и рефлекторно. К примеру, если собеседник много раз повторяет одно и то же

Так происходит и в случае монотонности речи, невыразительности рассказа, отсутствии в ней эмоциональной окраски.

Временное «отключение» внимания подразумевает под собой полное «выпадение» слушателя из реальности. То есть человек не просто пропускает мимо ушей какие-либо детали рассказа, он в принципе не слышит речь собеседника.

Додумывание нередко становится прямым следствием «отключения» от идущего разговора. После того как разум слушателя «включается», человек осознает, что упустил большую часть рассказа и, соответственно, пытается ее представить. А этот процесс неминуемо ведет к тому, что слушатель начинает додумывать за рассказчика и последующие речевые эпизоды. Иными словами, начинает заниматься «чтением мыслей» говорящего, вместо того, чтобы просто слушать его.

Из всех трудностей, подстерегающих того, кто овладевает искусством нерефлексивного слушания, додумывание наиболее опасно. Наличие этой реакции не позволяет правильно понять собеседника. Иными словами, слушатель приходит к каким-либо конкретным выводам, основываясь не на словах рассказчика, а на собственном представлении о содержании его речи.

Когда применять?

Изначально пассивное слушание применялось в ситуациях, когда собеседник находился в состоянии аффекта или эмоционального перевозбуждения. В этой ситуации он говорит, не особо следя за содержанием и стилем речи.

Что необходимо сделать? Успокоить собеседника – в первую очередь. Однако сделать это не так уж просто. Дополнительные вопросы и потакание может только раззадорить, фразы «успокойся» — только вызывают раздражение или агрессию, а эмпатия приведет и вас в неадекватное состояние.

О том, в каких случаях и как правильно установить контакт, расскажет книга “Как стать мастером общения с любым человеком, в любой ситуации” Дугласа Мосса и Алекса Нарбута.

Используя технику пассивного слушания вы позволяете другому человеку осознать, что он не один, что ему внимают, готовы оказать поддержку. Слушателю при этом отводится роль наблюдателя: дойдя до кульминации эмоционального накала, оппонент начинает успокаиваться.

Помимо неадекватной эмоциональной реакции, уместно применять пассивное слушание в таких случаях:

  1. Если знакомый имеет огромное желание высказаться по определенному поводу. Бывает так, что тема сильно цепляет, хочется поделиться своим опытом или рассуждениями. Почему бы не дать такую возможность? Можно «Что вы думаете по этому поводу?», а дальше просто созерцать.
  2. В ситуации конфликта. Иногда гораздо благоразумнее не подливать масла в огонь, а промолчать, наблюдая и анализируя. По мере уменьшения страстей можно приступить и к активному общению.
  3. В случае, когда человеку проблематично выражать свои чувства в ходе диалога. Тогда его можно подвести к тому, чтобы он открылся и высказался.
  4. Общение с подчиненным, который боится открыто выражать свое мнение. Обычно начальники имеют особый властный тон. И даже дружелюбные фразы могут вводить в тупик человека. Зато использование невербальных проявлений в сочетании с молчанием может быстрее дать понять другому, что его мнением интересуются. Детальные советы руководителю описаны тут.

Собеседник горит желанием высказать свое отно­шение к чему-либо или выразить свою точку зрения. Именно поэтому многие психотерапевты в начале беседы применяют прием нерефлексивного слушания.

Нерефлексивное
слушание подходит также при про­ведении
интервью. Особенно полезно применять
этот прием в ходе собеседования при
приеме на работу, когда о заявителе
хотят узнать как можно больше. Если Вам
придется проводить такие беседы, можно
начать разговор открытым вопросом: «Что
в Вашей работе нравится Вам больше
всего?» или «Почему Вы хотите

работать
у нас?» Затем, в моменты, когда это будет
удобным, можно использовать нейтральные
реплики, чтобы помочь собеседнику в
самовыражении. Нерефлек­сивное
слушание также полезно для понимания
точки зрения говорящего или выяснения
того, что скрывается за его предложением
или жалобой. Это особенно полез­но
при проведении коммерческих переговоров,
а также в сфере торговли и услуг при
выяснении потребностей клиентов, когда

в кратком диалоге требуется точное
взаимопонимание. Иначе можно поступить
опрометчиво, прийти к ложным выводам,
высказать людям то, что их не интересует,
или ответить на вопросы, которые они и
не задают.

2.
Собеседник хочет обсудить наболевшие
вопросы. Это как раз тот случай, когда
рекомендуется применить прием именно
нерефлексивного слушания. В противном
случае сдерживаемые чувства помешают
любой попытке установить нормальный
двусторонний разговор. Когда человек
бьется над решением какой-либо проблемы
или чувствует себя обиженным, он
испытывает беспокойство, страх,
разочарование, боль, гнев или негодование.
В таких случаях благоразумно, почти не
вмешиваясь в речь собеседника, предоставить
ему возможность выска­заться и выразить
любое свое чувство. Нерефлексивное
слушание более всего подходит для
напряженных си­туаций.

Я
узнал цену этому приему в начале своей
врачеб­ной карьеры. Проходя практику
в качестве психотера­певта, я
одновременно работал помощником декана
в университете, где написал диссертационную
работу. Де­кан давал мне советы в
работе со студентами

Среди прочего он
часто говорил: «Важно дать возможность
сту­дентам говорить. Что будете
говорить Вы

им безраз­лично»

В то время мне,
молодому врачу, хотевшему помочь людям,
это казалось циничным. Тем .’-с менее с^
временем я понял, что в этих словах была
своя правда. Много раз я убеждался, что
студенты испытывали по­требность в
выражении сдерживаемых чувств, в
«объяс­нении» как бы самим себе причин
своих трудностей. Простая возможность
высказать накопившееся давала студентам
эмоциональное облегчение. Это также
помо­гало мне как врачу лучше их
понимать и выяснять, поче­му они
поступают так, а не иначе. 3.
Собеседник испытывает трудности в
выражении

Примеры активного слушания

В психологии эмпатическое слушание используется на протяжении всей терапии. Методика расслабляет клиента, помогает психологу выделить проблему из потока речи, перенаправить беседу, когда та уходит в сторону. Такими же приемами клиент подводится к принятию решений, поиску ответов.

Техника активного слушания: 6 приемов. Практические приемы, чтобы научиться слышать другого.Техника активного слушания: 6 приемов. Практические приемы, чтобы научиться слышать другого.

В воспитании детей приемы необходимы, чтобы помочь ребенку довериться, справиться с эмоциями, преодолеть негативные переживания. С помощью этой техники выстраивается глубокое доверие между родителями и детьми. В отношениях супругов активное слушание способствует решению конфликтов, улучшает понимание.

В деловом общении методика используется для эффективного ведения переговоров, когда требуется выстроить партнерские отношения. В журналистике приемы эмпатии применяются во время интервью, чтобы разговорить и расположить собеседника.

В продажах активное слушание необходимо для помощи покупателю: сделать выбор, подсказать и направить. Также техника применяется для проработки возражений, отказов.

Коммуникативные техники

Можно
разбить на 3 составляющие:

1.
Техники управления процессом
коммуникативного взаимодействия
:

контакт
глаз, дистанция, изменение позы, паузы,
жесты, внимательное молчание, эмоциональное
сопровождение (возгласы), побуждение
(«ну и?»,
«а дальше что?»).

2.
Техники работы с содержанием
:

а)
техника «зеркало» — буквальное повторение
фразы собеседника («угу», и точное
повторение);

б)
«эхо» — повторение интересующего вас
фрагмента высказывания собеседника
(для направления разговора в нужное вам
русло);

в)
развивающие вопросы – предположение
в отношении того, что еще не было высказано
собеседником;

г)
наводящие вопросы – вопросы, задающие
разговору интересующее вас направление;

д)
уточняющие вопросы – вопросы на уяснение
интересующих вас деталей;

е)
техника парафраз – изложение мысли
собеседника своими словами («если
я вас правильно понял, вы говорите, что
…(передача смысла сообщения)»
).

3.
Техники регуляции эмоционального фона
взаимодействия
:

а)изменение
тональности, темпа речи, громкости,
использование высказываний, затрагивающих
самооценку партнера;

б)
объективация своего состояния –
проговаривание вслух своего эмоционального
состояния и причин, вызвавших его
(«извините, я
…(состояние), …(причины)»
)
– самое главное, не возлагать на партнера
вину за ваше состояние;

в)
объективизация состояния партнера –
проговаривание вслух чувств, эмоционального
состояния, намерений собеседника («я
чувствую, что вы …, поэтому …»
);

г)
объективизация ситуации – проговаривание
вслух того, что действительно происходит
в данных момент взаимодействия («мне
кажется, мы …(описание происходящего),
…(ваш прогноз)»
);

д)
эмоциональная идентификация —
отождествление своего эмоционального
состояния с состоянием партнера или
группы («я понимаю
ваше …(указание на состояние), я чувствую
то же самое, …(указание ситуаций, сходных
с актуальной)»
);

е)
ролевая идентификация – отождествление
себя с партнером или группой по признаку
единства выполняемых функций («мы,
…(указание роли, в которой находястя
оба субъекта взаимодействия)»
);

ж)
приписывание ролей и характеристик
(прямое обращение, имитация когнитивного
диссонанса в своих представлениях между
предписываемыми партнеру глобальными
положительными характеристиками и
ролями и незначительными негативными
фактами, связанными с неконструктивным
поведением партнера);

з)
антиципация – предсказание наиболее
вероятного и нежелательного поведения
(прямое обращение, предположение с
высокой степерью вероятности в отношении
поведения собеседника, формулирование
нежелательных форм поведения, указание
на незначительность усилий, которые
потребуются от оппонента в уплату за
непредсказуемость, в отличие от
большинства в положительную сторону).

Как еще трактуют это понятие?

Данный тип восприятия информации при рассмотрении его в качестве естественной для человека манеры слушания собеседника определяется как тип ведения диалога, которому, разумеется, присущи собственные характеристики.

Нерефлексивное восприятие информации в этом случае определяется как пассивно-активный тип слушания, при котором человек не рассеян, вникает в суть излагаемого, но сам молчит, хотя и проявляет признаки аудитивного внимания к собеседнику.

Иными словами, слушатель заинтересован в теме разговора и поддерживает говорящего мимикой, жестами, короткими междометиями или редкими наводящими, уточняющими вопросами. Именно такой, естественный вид нерефлексивной манеры восприятия информации лег в основу профессиональных методик слушания, используемых психотерапевтами.

Второе определение истолковывает понятие «нерефлексивное слушание» буквально. Название происходит от латинского слова reflexio, которое переводится на русский язык как «отражение». Таким образом, нерефлексивное восприятие информации — это не что иное, как слушание без вникания в смысл речи или же анализа того, что произносится собеседником. Этот тип слушания тоже задействуется в профессиональных методиках общения. Он незаменим, когда приходится выслушивать пустую, лишенную смысла болтовню.

Третье определение заключается в следующем: нерефлексивное восприятие является молчаливым слушанием излагаемой человеком информации, сопровождающимся созданием условий для того, чтобы собеседник говорил откровенно, по существу. Этот тип слушания подразумевает подбадривание говорящего, демонстрацию внимания, выражающуюся обычно в коротких репликах или междометиях, в жестикуляции и мимике. Именно таким типом нерефлексивного восприятия информации пользуются при разговорах по душам, на первых свиданиях или же при оказании дружеской поддержки.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий