Военные угрозы национальной безопасности россии. обеспечение национальной безопасности

Что включено в содержание

Обучение по данному направлению

При выборе места обучения по данному направлению рекомендуется подавать документы в ВУЗ, находящийся в верхних позициях рейтинга и имеющие положительные отзывы как от работодателей, так и от бывших студентов. Актуальными остаются университеты, специализирующиеся на выпуске юристов различных категорий.

Наиболее предпочтительными являются следующие образовательные организации:

  • Московский государственный лингвистический университет;
  • Российская правовая академия Министерства юстиции России;
  • Московский государственный университет путей сообщения;
  • Российская академия народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ.

Прием осуществляется для абитуриентов со средним общим образованием или средним профессиональным. Отбор среди выпускников школ ведется на основе результатов единого государственного экзамена по русскому языке, истории и обществознанию.

Что касается лиц, имеющих дипломы об окончании высшего или среднего профессионального учебного заведения, то их прием осуществляется в процессе собеседования.

Какие дисциплины есть в программе

Нужно понимать, что данное направление предполагает серьезный подход, формируя необходимую базу из 80 предметов общеобразовательного и юридического назначения.

Программа обучения разрабатывается опытными преподавателями с высокой квалификацией, которые параллельно занимаются практикой, тем самым могут дать своим студентам гораздо более важную информацию, чем теоретические аспекты.

Что касается изучаемых дисциплин, то из всего разнообразия можно выделить следующие положения:

  • основы теории, истории государства и права;
  • юридическая психология;
  • основы теории национальной безопасности;
  • различные виды права, будь то уголовное, конституционной, экологическое или еще какое-либо;
  • занятия по судебной психиатрии;
  • занятия по судмедэкспертизе.

Очевидно, что степень углубленности изучения предмета и их приоритетность определяется профилем, который выбрал студент.

Прочие описания специальности

Процесс обучения по направлению правовой безопасности может быть реализован несколькими способами:

Очная форма От 4 лет до 5 лет (зависит от выбранного образовательного учреждения).
Очно-заочная форма От 4 до 6 лет.
Заочная 6 лет.
Дистанционная 6 лет (принимаются лица, закончившие 11 классов).

Если человек поступает после получения диплома профильного колледжа, то срок обучения сокращается на один год.

Дополнительно стоит отметить, что данное направление предполагает наличие бюджетных мест. Однако, нужно понимать, что их количество сильно ограничено, при этом они доступны лишь при обучении на очной и заочной форме обучения.

Данная специальность подразумевает дальнейшее участие выпускника в деятельности:

  • составления и реализация правовых установок;
  • правовое обеспечение национальной безопасности;
  • поддержание соблюдения норм закона и правопорядка;
  • юридическое образование и правовое воспитание.

То есть человек с соответствующим дипломом может заниматься деятельностью такого характера:

  • правотворческая;
  • правоприменительная;
  • правоохранительная;
  • организационно-управленческая;
  • преподавания юридических дисциплин;
  • международное правообеспечение.

Выбор зависит в первую очередь от того, какой профиль был выбран абитуриентом при поступлении. В зависимости от деятельности, на будущего специалиста возлагаются определенные задачи по реализации ключевых целей направления.

Существенные отличия

Стоит различать правоохранительную деятельность и правовое обеспечение национальной безопасности. Несмотря на некоторые соответствия, они все же имеют иные характеристики.

Ярким примером такой работы будет служить действия полиции – один из элементов правоохранительных органов.

Если же рассматривать правовое обеспечение национальной безопасности, то такая деятельность является более узкоспециализированной. Специалист данного направления в первую очередь занимается разработкой и внедрением нормативно-правовых актов, направленных на поддержание функций закона на государственном уровне.

Он рассматривает внешнеэкономические и внешнеполитические отношения в русле соответствия установленным разработкам. Причем учитываются не только внутренние положения, но и международные, достигнутые путем разработки различных конвенций или соглашения.

НАТО

Несмотря на то что базы НАТО заполонили весь мир, прямые военные действия с РФ практически исключены. Поэтому со стороны этого блока военные угрозы национальной безопасности России близки к нулю. Об этом может говорить много фактов, и, конечно же, не последнюю роль играет Российский «ядерный кулак». Никто не хочет обрекать всю планету на смерть, а открытие Южного и Восточного фронта как раз может привести к этому. Конечно же, не исключается вероятность активного участия этого блока, если РФ все-таки сможет выдержать экономическую блокаду и санкции, но все же это опять-таки будет не открытая, а подпольная деятельность в подготовке боевиков, террористов и переброска их на территорию. Но, так или иначе, такие внешние военные угрозы, как блок НАТО, можно смело расценивать, как потенциальные

Изучаемые дисциплины

Как уже было сказано выше, специалист по правовому обеспечению национальной безопасности проходит длительную и тщательную подготовку. Он должен в деталях знать все особенности своей профессиональной деятельности, а также быть достаточно эрудированной и всесторонней личностью в целом.

В учебный план данного направления подготовки входит большое многообразие предметов как исключительно юридической направленности, так и тех, что можно отнести к общеобразовательной области. Среди важнейших предметов отмечают следующее:

  • основы теории, истории государства и права;
  • юридическая психология;
  • основы теории и практики национальной безопасности;
  • уголовное, конституционное, гражданское, административное, экологическое право (и другие отрасли);
  • занятия по судебной психиатрии;
  • занятия по судмедэкспертизе.

Ключевые задачи в направлении гарантии национальной безопасности РФ

Существует ряд ключевых задач в направлении гарантии национальной безопасности РФ:

  • своевременно прогнозировать и выявлять внешние и внутренние угрозы национальной безопасности РФ;
  • реализовать оперативные и долгосрочные меры относительно принуждения и нейтрализации угроз внутреннего и внешнего характера;
  • обеспечивать суверенитет и территориальную целостность РФ, безопасность ее пограничной территории;
  • поднимать экономику государства, проводить самостоятельный и социально ориентированный экономический курс;
  • преодолевать научно-техническую и технологическую зависимость страны от ряда внешних источников;
  • обеспечивать в рамках территории РФ личную безопасность гражданина и человека, его конституционные права и свободы;
  • поднимать и поддерживать на необходимом уровне военный потенциал страны;
  • укреплять режим нераспространения оружия массового уничтожения и методов его доставки;
  • принимать эффективные меры относительно выявления, предупреждения и пресечения деятельности других стран разведывательного и подрывного характера, которая направлена против России;
  • улучшать экологическую ситуацию в стране.

Если говорить о деятельности относительно обеспечения безопасности, то важно упомянуть ее ключевые части:

  • прогнозировать, выявлять, анализировать и оценивать угрозы безопасности;
  • определять ключевые направления государственной политики и заниматься стратегическим планированием в сфере обеспечения безопасности;
  • занимать правовым регулированием в данном направлении;
  • разрабатывать и применять комплекс мер оперативного и долговременного характера относительно выявления, предупреждения и устранения угроз безопасности, нейтрализации и локализации последствий их проявления;
  • применять специальные экономические меры для того, чтобы обеспечить безопасность;
  • разрабатывать, производить и внедрять современные виды вооружения, военную и специальную технику, а также технику двойного и гражданского назначения для того, чтобы обеспечить безопасность;
  • организовывать научную деятельность в данном направлении;
  • координировать работу федеральных органов государственной власти, ряда органов местного самоуправления в данном направлении;
  • финансировать ряд расходов на то, чтобы обеспечить безопасность, контролировать целевое расходование средств, которые были выделены;
  • содействовать международному сотрудничеству для того, чтобы обеспечить безопасность;
  • осуществлять иные мероприятия в данном направлении на основании законодательства РФ.

Если говорить о правовой основе гарантии безопасности, то в ее состав входит ряд общепризнанных принципов и норм международного права, а также Конституция, Закон «О безопасности» и ряд иных нормативных актов РФ, которые регулируют ряд отношений в сфере безопасности; ряд нормативных актов республик, которые входят в состав РФ, и ряд органов государственной власти и управления краев, автономных областей, которые были приняты в рамках их компетенции в данном направлении; ряд международных договоров и соглашений, которые были заключены или признаны РФ.

Замечание 2

В Законе «О безопасности» содержится ряд ключевых принципов, и отображена работа относительно обеспечения безопасности страны, общественной безопасности, безопасности экологической направленности, личной безопасности и ряда других типов данного явления, которые предусмотрены законодательством РФ, говорится о полномочиях и функциях федеральных органов государственной власти и т.д.

Значимость профессии

Развитие любого государства и общества может происходить только тогда, когда они находятся в безопасности как от внутренних, так и от внешних угроз (политических, экономических, социальных и других). В современном же мире то и дело возникают острые противоречия различного характера, которые могут привести к нарушению этой безопасности. Поэтому проблемы, связанные с ее обеспечением, в том числе и правовым, приобретают все большую актуальность. Соответственно и хорошие специалисты, способные осуществить всестороннее правовое обеспечение нацбезопасности, высоко востребованы на рынке труда.

Справка для выпускников

Выпускникам стоит знать, что их ожидает после окончания высшего учебного заведения.

При общем рассмотрении специальности, без разбивки на профили, выпускник с соответствующим дипломом при трудоустройстве по приобретенным знаниям и навыкам приобретает спектр следующих задач:

  • разработка и реализация правовых норм, документов (законы, приказы);
  • осуществление экспертизы нормативно-правовых актов в целях выявления несоответствий и возможных коррупционных механизмов;
  • принятие решений, согласно положениям закона;
  • расследование преступлений правового характера, установление меры наказания за совершенное деяние;
  • участие в заседании суда;
  • разработка и реализация деятельности по взаимодействию между государством и физическими или юридическими лицами (это же распространяется и на международные соглашения);
  • поддержания соблюдения закона в направлении «субъект-государство» и «государство-государство»;
  • консультирование населения и государственных или коммерческих структур по юридическим вопросам;
  • защита государственной тайны и секретных сведений.

Дополнительно стоит понимать, что после окончания основной программы большинство образовательных учреждений предоставляют возможность дальнейшего обучения в качестве аспирантуры или магистратуры.

Рубрика "Профориентация" - специальность "Правовое обеспечение национальной безопасности"Рубрика «Профориентация» — специальность «Правовое обеспечение национальной безопасности»

Общее понятие о специальности

Специалист по ПОНБ – это человек, оптимизирующий функционирование госструктур, работающих в различных сферах обеспечения национальной безопасности государства. Данная оптимизация реализуется посредством:

  • подготовки, разработки, совершенствования правовых норм и их претворения в жизнь;
  • контроля за исполнением закона и нормативно-правовых актов;
  • правового воспитания и обучения.

Объект профессиональной деятельности специалиста – юридические действия и события, нацеленные на обеспечение нацбезопасности и правопорядка, соблюдение внутригосударственных и международных норм.

Классификация угроз

Перед тем как рассмотреть, насколько национальная безопасность РФ крепка и откуда необходимо ожидать опасность, стоит разобрать виды угроз.

Потенциальная угроза всегда рассматривается во время разработок и создания любой программы. Несмотря на план и его направленность, такие риски должны обязательно просчитываться. В это же время непосредственные угрозы требуют немедленного задействования специальных систем и «рычагов» для кризисного принятия адекватной ответной меры. Чаще всего очагом таких проблем являются именно потенциальные угрозы. Источники могут иметь целенаправленный характер, для какой-то определенной цели и относительно географической направленности. Последние, в свою очередь, могут быть обусловлены не только внешними, но и внутренними источниками, о которых мы поговорим подробнее на конкретном примере.

Специфика работы органов, формирующих и реализующих политику обеспечения национальной безопасности

Для того чтобы сформировать и реализовать политику обеспечения национальной безопасности, привлекаются некоторые федеральные государственные органы.

Для Президента РФ свойственно в рамках своих полномочий руководить рядом органов и сил обеспечения национальной безопасности РФ; санкционировать действия относительно гарантии национальной безопасности; на основании законодательства формировать, реорганизовывать и упразднять ряд подчиненных ему органов и сил гарантии национальной безопасности; выступать с рядом посланий, обращений и директив относительно проблем в данной сфере.

Замечание 1

Для Федерального Собрания РФ, основываясь на Конституции на основании представления Президента РФ и Правительства РФ, свойственно заниматься формированием законодательной базы в данной сфере.

Для Правительства РФ в рамках своих полномочий и учитывая приоритеты в данном направлении свойственно координировать работу федеральных органов исполнительной власти, формировать в соответствующем порядке ряд статей федерального бюджета для того, чтобы реализовать конкретные целевые программы в данном направлении.

Для Совета Безопасности РФ свойственно проводить ряд действий относительно выявления и оценки угроз национальной безопасности, в срочном порядке готовить для Президента РФ ряд проектов решений относительно их предотвращения, разрабатывать ряд предложений в данной сфере, координировать работу сил и органов данного направления, следить за реализацией рядом федеральных органов власти субъектов решений в данном направлении.

Для Федеральных органов исполнительной власти свойственно обеспечивать следование законодательству РФ, решениям Президента РФ и Правительства РФ в данном направлении, разрабатывать в рамках своей компетенции ряд нормативно-правовых актов в данном направлении и представлять их Президенту РФ и Правительству РФ.

Для органов исполнительной власти субъектов РФ свойственно взаимодействовать с рядом федеральных органов исполнительной власти в направлении исполнения законодательства РФ, решений Президента РФ и Правительства РФ в данной сфере, вместе с рядом органов местного самоуправления проводить ряд мероприятий относительно привлечения людей, общественных объединений и компаний к тому, чтобы они оказывали содействие в решении проблем национальной безопасности на основании законодательства страны, вносить в ряд федеральных органов исполнительной власти предложения относительно улучшения структуры обеспечения национальной безопасности.

Современные угрозы

Безусловно, терроризм — угроза национальной безопасности России №1, но если посмотреть в недалекое будущее, то к этой проблеме может прибавиться еще несколько, не менее важных. Уже начиная с 2015 года, РФ может оказаться в самом центре схватки «насмерть» за природные богатства. Мир стал перестраиваться от многополярности к полицентризму, начался рост нестабильности, ожесточение конкуренции между новыми центрами силы. Современный мир вступает в один из самых сложных демографических, экологических и сырьевых периодов. Россия в этой ситуации — очень важный игрок, благодаря своему геополитическому положению. И никакая военная угроза не страшна лишь тогда, когда с тобой считаются как с равным, а в случае с Россией — когда боятся. Поэтому, сколько бы попыток для ослабления ее геополитических и географических позиций ни проводилось, все они будут сведены на нет. Но благодаря тому, что рост на сырьевое топливо постоянно растет, а газ и нефть, будут оставаться основными источниками энергии и иметь прогнозированную долю 84% до 2030 года, время России еще впереди. Единственная опасность в том, что РФ граничит с 16 государствами, которые то и дело стараются пересматривать свои границы.

Национальная безопасность России

Особенности существующей в России системы обеспечения национальной безопасности заключаются в специфике президентской формы правления, определенных Конституцией Российской Федерации полномочиях должностных лиц и органов, отвечающих за состояние национальной безопасности. Свои особенности в систему обеспечения национальной безопасности привносят сущностные характеристики национальных интересов и целей Российской Федерации, определяемых се геополитическими положениями, исторической самобытностью, традициями.

Направления и задачи по обеспечению национальной безопасности определены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.

Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:

  • своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;
  • реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
  • обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;
  • подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;
  • преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;
  • обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;
  • совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;
  • обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;
  • обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России, прежде всего с ведущими государствами мира;
  • подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;
  • укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;
  • принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;
  • коренное улучшение экологической ситуации в стране.

Решаемые задачи

Специалистам по правовому обеспечению национальной безопасности приходится решать достаточное количество самых разнообразных задач. К основным из них относятся:

  • выявление угроз безопасности в отношении личности, общества или государства в целом, их предотвращение и предупреждение;
  • разработка и совершенствование нормативно-правовой базы, составление юридической документации (законы, приказы и другие);
  • обеспечение безопасности личности, общества и страны, законности и правопорядка в государстве и вне его;
  • осуществление превентивных мер в отношении обеспечения нацбезопасности, а также обеспечение мер для раскрытия и расследования преступлений против личности, общества и страны;
  • оказание помощи в защите законных прав и интересов как физических, так и юридических лиц;
  • сбор, анализ и оценка информации, которая может иметь значение для реализации мер по обеспечению национальной безопасности;
  • определение мер ответственности и установление наказания виновных в подрыве национальной безопасности или деятельности, несущей потенциальную угрозу личности, обществу и государству;
  • сотрудничество с правоохранительными органами других стран с целью предупреждения, выявления и раскрытия различных правонарушений и преступлений;
  • соблюдение требований по защите информации, относящейся к государственной тайне.

Также представители данной профессии могут участвовать в обучении и воспитании новых специалистов путем преподавания профильных предметов юридической направленности в различных образовательных учреждениях.

Возможные специализации

Стоит сказать о том, что правовое обеспечение национальной безопасности – это не единый профиль обучения. Он включает в себя несколько профилей и специализаций, поэтому студент может выбрать именно ту область, которая интересна конкретно ему.

Существуют такие специализации:

  • государственная;
  • гражданская;
  • международная;
  • правоприменительная;
  • уголовная;
  • правотворческая.

Важно отметить тот факт, что в зависимости от выбранного профиля будет различаться характер дальнейшей профессиональной деятельности, поэтому к принятию решения следует подходить со всей серьезностью и ответственностью

Национальная безопасность: определение и ее составляющие

Стратегия национальной безопасности РФ, которая утверждена Указом Президента РФ, включает в себя ряд ключевых направлений государственной политики России.

Определение 1

В качестве национальной безопасности выступает состояние защищенности человека, социума и страны от угроз внутреннего и внешнего характера, позволяющее гарантировать ряд конституционных прав, свобод, достойное качество и уровень жизни людей, суверенитет, территориальное единство и устойчивый рост РФ, оборону и безопасность страны.

Определение 2

Под национальными интересами РФ понимается сумма потребностей страны внутреннего и внешнего характера в обеспечении защищенности и устойчивого роста человека, социума и страны.

Суть интересов личности состоит в обеспечении конституционных прав и свобод, в гарантии личной безопасности, в росте уровня и качества жизни, в развитии личности в духовной, физической и интеллектуальной направленности. Суть интересов общества состоит в том, чтобы укрепить демократию, создать правовое, социальное государство, достигнуть и поддерживать общественное согласие, духовно обновлять РФ. Суть интересов страны состоит в том, чтобы конституционный строй был незыблемым, Россия имела целостный суверенитет и целостность, политическую, экономическую и социальную стабильность, безусловное обеспечение законности и поддержание правопорядка, развитие международного сотрудничества на равноправных и взаимовыгодных условиях.

Основа структуры обеспечения национальной безопасности РФ состоит в силе и средствах обеспечения национальной безопасности. В качестве сил обеспечения национальной безопасности выступают Вооруженные силы РФ, ряд иных войск, воинских формирований и органов, в которых на основании федерального законодательства предусмотрена служба воинской или правоохранительной направленности, а также ряд федеральных органов государственной власти, которые участвуют в гарантии национальной безопасности страны, основываясь при этом на законодательстве РФ.

Определение 3

В качестве средств обеспечения национальной безопасности выступает ряд технологий, а также технических, программных, лингвистических, правовых, организационных средств, включая ряд телекоммуникационных каналов, которые используются в структуре гарантии национальной безопасности для того, чтобы собрать, сформировать, обработать, передать или принять информацию относительно состояния национальной безопасности и мер ее укрепления.

Особенности специальности

Не секрет, что правовое обеспечение национальной безопасности является важнейшим направлением деятельности нашего государства. Ведь именно от этого зависит, какое место Россия будет занимать на внешнеполитической арене. Соответственно, специалисты, которые хорошо разбираются в данном направлении, пользуются большой популярностью и востребованностью.

Следует отметить тот факт, что специалист по правовому обеспечению национальной безопасности является не обычным частным юристом, а государственным служащим. Соответственно, он проходит дополнительную подготовку. Это связано с тем, что в ходе выполнения своих профессиональных задач такой специалист будет иметь дело с международным полем. Таким образом, можно сделать вывод о том, что ему, как минимум, необходимо знание иностранных языков.

Прежде чем принимать окончательное решение относительно того, хотите ли вы связывать свою судьбу с подобной профессиональной деятельностью, вам следует изучить все положительные и негативные стороны. Только в таком случае в дальнейшем вы не пожалеете о сделанном вами выборе.

Если говорить о положительных сторонах профессии, то можно выделить:

  • высокий уровень востребованности;
  • возможность карьерного роста и, как следствие, увеличение заработной платы;
  • высокие социальные гарантии;
  • авторитет в обществе и т. д.

Среди минусов принято выделять:

  • необходимость длительного обучения;
  • наличие высокого уровня опасности (в отдельных отраслях деятельности) и т. д.

В целом же положительные стороны перевешивают наличествующие недостатки.

Выводы по первому учебному вопросу

1. Первостепенное значение для функционирования и развития страны имеет реализация национальных интересов государства в различных сферах: экономической, международной, внутриполитической, социальной (медицина, наука, образование, культура и т.д.), духовной, информационной, военной, пограничной, экологической и т.д. Совокупность внешних и внутренних условий, обеспечивающих состояние защищённости личности, общества и государства от различных угроз, а также реализацию национальных интересов, характеризует уровень национальной безопасности государства.

2. Для поддержания национальной безопасности на заданном уровне, обеспечивающем удовлетворение национальных интересов страны в различных сферах, в Российской Федерации создана система обеспечения национальной безопасности, включающая соответствующие органы управления, силы и средства. Координацию деятельности элементов системы национальной безопасности осуществляет Совет Безопасности Российской Федерации при Президенте Российской Федерации. Деятельность системы национальной безопасности осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Стратегии национальной безопасности, Военной доктрины Российской Федерации, федерального закона от 31 мая 1996 г. №61 «Об обороне», других правовых актов Российской Федерации.

3. Основные источники угроз национальной безопасности Российской Федерации находятся в военной сфере, а также в сфере государственной и общественной безопасности. В этой связи основными национальными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются национальная оборона, а также государственная и общественная безопасность.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий