Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль): понятие, виды и задачи

Содержание

Как это работает?

Государственный производственный и общественный экологический контроль в нашей державе организованы во многом через информационные потоки – основную форму осуществления разрешенной законодательством деятельности. Общественные организации вправе использовать доступные им методы требования данных от госорганов, предприятий относительно деятельности по охране природы. Также у общественности есть право доступа к сведениям, отражающим текущую обстановку. Оно декларировано несколькими вступившими в силу законами федерального уровня.

Отслеживание объектов общественного экологического контроля (потенциально опасных предприятий, ситуаций, спорных вопросов) на основании полученной официальной информации от частных лиц и госинстанций, госорганов позволяет в судебном порядке обжаловать решения, а также отсутствие активности либо, наоборот, принятие каких-либо мер, если таковое приводит к нарушению общественных, гражданских экологических прав.

Как это должно работать?

В идеале общественный экологический контроль осуществляется через слушания, в которых принимают участие все заинтересованные граждане. При этом в рамках такого собрания необходимо проверить, в какой степени выполняют требования, установленные законодательством относительно экологии, а также оценить, как запланированная деятельность может сказаться на окружающей среде.

Как отмечают эксперты, в нашей стране общественный экологический контроль осуществляется с учетом существенных пробелов в законодательстве. Если исправить эту ситуацию, граждане будут иметь действительно сильные позиции, а значит, смогут контролировать работу над решениями, важными для экологической обстановки.

Как осуществляется общественный экологический контроль?

Общественный экологический контроль
осуществляется профессиональными
союзами Российской Федерации и иными
общественными организациями, тру­довыми
коллективами, гражданами. Его задача —
проверка выполнения требова­ний
природоохранительного законодательства
министерствами и ведомствами,
предприятиями, учреждениями и
организациями, независимо от их формы
соб­ственности и подчиненности,
должностными лицами и гражданами.
Порядок проведения общественного
экологического контроля регулируется
Законом «Об охране окружающей природной
среды», законодательством о профессио­нальных
союзах Российской Федерации и других
общественных организациях.

Тема 9

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Что такое экологическое правонарушение?

Под экологическим правонарушениемпонимается виновное, противоправное
деяние, нарушающее природоохранительное
законодательство и причиняющее вред
окружающей природной среде и здоровью
человека.

Каковы виды юридической ответственности
за экологическое правонарушение?

Должностные лица и граждане, совершившие
экологическое правонаруше­ние, несутдисциплинарную, материальную,
гражданско-правовую, администра­тивную,
уголовную
ответственность.

Предприятия, организации и учреждения
за совершенные экологические
пра­вонарушения несут административную
и гражданско-правовую ответственность.

В чем состоитдисциплинарная
ответственностьза экологические
правонарушения?

Должностные лица и другие работники
предприятий, учреждений, организа­ций
в соответствии с положениями, уставами,
правилами внутреннего распоряд­ка и
другими нормативными актами несут
дисциплинарную ответственность. Статьей
136 КЗоТ установлены следующие меры
дисциплинарных взысканий
за те или
иные нарушения трудовой дисциплины:замечание,выговор,
строгий вы­говор, увольнение
.Законодательством о дисциплинарной
ответственности могут быть установлены
для отдельных категорий работников и
другие дисциплинар­ные взыскания.
Законом «Об охране окружающей природной
среды» (п. 2 ст. 82) установлено, что
руководители предприятий, учреждений,
организаций и иные виновные работники
могут быть полностью или частично лишены
премий или иных средств поощрения за
невыполнение планов и мероприятий по
охране при­роды, нарушение нормативов
качества окружающей природной среды
или природоохранительного законодательства.

Общественная экспертиза

Эта задуманная эффективной форма общественного экологического контроля имеет точно такие же проблемы, как и описанная выше система. В то же время эффективный подход к организации работы и осуществлению принятых решений на деле позволяет держать под контролем ситуацию, если планируется создание опасных объектов, вести деятельность, связанную с повышенным уровнем опасности. В рамках общественной экспертизы независимые специалисты могут исследовать все факторы экологической напряженности и определить, к появлению каких новых приведет введение в эксплуатацию спорного объекта или начало работ над ним.

Общественная организация экологического контроля, активисты в настоящее время могут косвенно контролировать, каким образом на федеральном уровне происходит распоряжение природными ресурсами. Это касается только тех, что считаются собственностью державы. Организовано это через процедуру экологического обоснования – обязательное мероприятие, сопровождающее выдачу специализированной лицензии. Чтобы правильно оформить обоснование, необходимо сперва пройти экспертизу, производимую силами общественных объединений.

Понятие экологического контроля

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) — система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

Объект экологического контроля:

  • с одной стороны, окружающая среда (ее компоненты), 
  • с другой — деятельность органов государственной власти, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан по соблюдению экологических правил и нормативов.

Экологический контроль — важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт экологического права.

Подробнее

 Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов экологического права к исполнению экологических требований.

Функция экологического контроля выполняется и при осуществлении иных правовых мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды — экологического нормирования, экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации. Но в рамках всех этих направлений деятельности экологический контроль, то есть обеспечение исполнения эколого-правовых требований, осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому из названных видов деятельности. Реализация любой из таких мер, как и проведение экологического контроля, представляет собой самостоятельную, целенаправленную деятельность специально уполномоченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной для процедуры, на основе специальных правовых норм и направленную на решение своих задач.

Разграничение контроля и надзора

Российское административное право выделяет два вида контрольной деятельности — контроль и надзор.

Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в постоянном и систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью неподчиненных им органов лиц с целью выявления и пресечения нарушений экологического законодательства.

Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, общественных формирований и граждан.

Функции экологического контроля:

  • предупредительная;
  • информационная;
  • карательная.

Предупредительная функция заключается в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке исполнения ими правовых экологических требований, самостоятельно проявляют активность в исполнении требований законодательства и предупреждении нарушений.

Информационная функция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов.

Карательная функция проявляется в применении к нарушителям правовых экологических требований предусмотренных законодательством санкций.

Формы государственного экологического контроля

Специально уполномоченные органы проводят государственный экологический контроль в форме:

  1. предупредительного;
  2. текущего.

При этом предупредительный контроль осуществляется применительно к различным видам экологически значимой деятельности и различными способами. Основными из них являются согласования с природоохранительными органами, дача ими заключений на проекты решений. Так, в соответствии с Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» размещение, проектирование, строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (ст. 50).

Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования. Текущий контроль может быть плановым и внеплановым.

Важнейшим условием решения задач, возложенных на органы государственного экологического контроля, служит наличие достаточного объема правомочий государственных инспекторов по охране природы и использованию природных ресурсов. При осуществлении государственного экологического контроля инспектора в пределах своей компетенции имеют право:

  1. посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;
  2. проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;
  3. проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;
  4. проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;
  5. предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;
  6. привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
  7. осуществлять иные определенные законодательством полномочия.

Приведенный перечень прав убеждает в том, что государственные инспектора по охране природы и использованию природных ресурсов обладают необходимым объемом правомочий для эффективного выполнения возложенных на них задач и обязанностей.

Требования к кандидату на присвоение статуса общественного инспектора

Одного желания стать участником экопроверек мало. Необходимо знать действующее законодательство и иметь профильное образование. Общественный экологический контроль осуществляется людьми, получившими статус и имеющими удостоверение. Этот документ дает право на проведение проверок.

На роль общественного инспектора вправе претендовать совершеннолетние граждане России, имеющие квалификацию, необходимую для проведения экоконтроля. Решение о присвоении статуса принимается после собеседования. На уровне субъектов  разрабатывается перечень вопросов, на которые должен ответить кандидат. После этого данные инспектора заносятся в реестр, выдается удостоверение установленного образца.

Важно вести фото и видеосъемку в ходе проверок, поэтому хорошо, когда инспектор вооружен видеокамерой или гаджетами, осуществляющими фиксацию происходящего. Узнайте еще много нового:

Узнайте еще много нового:

Порядок производственного контроля в области обращения с отходами

ФЗ 89 об отходах производства и потребления с последними изменениями

Понятие и виды экологического нормирования

Производственный экологический контроль

Закон об охране окружающей среды РФ

Виды и методы экологического мониторинга окружающей среды

Рациональное использование и охрана земельных ресурсов

Мероприятия по охране атмосферного воздуха

Проблемы экологии и мировые катастрофы. Как вы считаете сможет ли человечество преодолеть глобальный экологический кризис?

Порядок утилизации лабораторных химреактивов

Федеральный закон №96 об охране атмосферного воздуха

Правила вывоза твердых бытовых отходов (ТКО)

Погода на Байкале

-13 гр.С 723 мм.рт.ст. Большое Голоустное08.02.2021 23:00 (МСК+5)
0 м/с 9 баллов
-19 гр.С 724 мм.рт.ст. Узур08.02.2021 20:00 (МСК+5)
3 м/с 4 балла
-16 гр.С 724 мм.рт.ст. Большой Ушканий Остров08.02.2021 20:00 (МСК+5)
1 м/с 1 балл
-19 гр.С 724 мм.рт.ст. Солнечная08.02.2021 20:00 (МСК+5)
0 м/с 6 баллов
-17 гр.С 722 мм.рт.ст. Нижнеангарск08.02.2021 23:00 (МСК+5)
1 м/с 4 балла
-15 гр.С 724 мм.рт.ст. Томпа08.02.2021 20:00 (МСК+5)
0 м/с 0 баллов
-19 гр.С 723 мм.рт.ст. Баргузинский Заповедник08.02.2021 20:00 (МСК+5)
1 м/с 3 балла
-17 гр.С 724 мм.рт.ст. Усть-Баргузин08.02.2021 23:00 (МСК+5)
2 м/с 0 баллов
-14 гр.С 721 мм.рт.ст. Горячинск08.02.2021 23:00 (МСК+5)
1 м/с 0 баллов
-18 гр.С 724 мм.рт.ст. Сухая08.02.2021 23:00 (МСК+5)
3 м/с 0 баллов
-15 гр.С 723 мм.рт.ст. Бабушкин08.02.2021 23:00 (МСК+5)
1 м/с 8 баллов
-18 гр.С 722 мм.рт.ст. Танхой08.02.2021 23:00 (МСК+5)
1 м/с 0 баллов
-15 гр.С 722 мм.рт.ст. Байкальск08.02.2021 23:00 (МСК+5)
1 м/с 0 баллов
-13 гр.С 722 мм.рт.ст. Култук08.02.2021 23:00 (МСК+5)
2 м/с 0 баллов

Ближайшие события

23
Сен

1-й международный экологический форум «Чистая вода. Казань 2020»

23-25 сентября 2020г

КАЗАНЬ ВЦ Казанская ярмарка
Проведение международного экологического форума позволит участникам привлечь внимание общественности, представителей государственных и коммерческих структур к рациональному использованию водных ресурсов и к проблемам экологической ситуации в этой сфере.
Подробнее на сайте  http://www.waterkazan.expokazan.ru. 30
Ноя

ASIAWATER 2020

30
Ноя

ASIAWATER 2020

Asia Water Resource Expo & Forum 2020
30.11.2020 — 02.12.2020 Куала-Лумпур, Малайзия, Kuala Lumpur Convention Centre (KLCC)
AWARE является основным международным и целенаправленным мероприятием, охватывающим весь спектр интегрированного управления водными ресурсами.
Подробнее: https://www.asiawater.org/

Порядок проведения общественного экологического контроля

Население не ущемляется в реализации прав на чистую окружающую среду. У инспекторов-общественников в зоне контроля:

  • выполнение природоохранных мероприятий на уровне муниципалитета;
  • рациональное использование природных ресурсов действующими субъектами;
  • соблюдение требований природоохранительного законодательства по оздоровлению окружающей среды.

Инструменты общественного экологического контроля в России утверждены законодательством.

У природоохранных организаций и обществ защиты природы в распоряжении нормативно-правовые документы, регламентирующие осуществление добровольно созданной экологической организацией своих прав. По мнению ряда экспертов, российская законодательная база в экосфере дееспособна.

Правые гарантии

Общественный экологический контроль осуществляется в целях сохранения условий обитания нашей цивилизации адекватными. Задача производимых в его рамках мероприятий – защита окружающей среды и контроль деятельности отдельных элементов общества, в том числе предприятий и объединений, заинтересованных в создании потенциально опасных объектов. Чтобы общественные организации, взявшие на себя задачи обеспечения контроля, могли настаивать на сохранении справедливости, законодательством им даны возможности обращения к судебным инстанциям для защиты интересов и прав, декларированных законом.

В этом аспекте порядок проведения общественного экологического контроля предполагает направление обращения в адрес судебной инстанции, если активность некоторого лица выглядит незаконной, принимаемые им решения противоречат нормативным актам. Обратиться за помощью к правоохранительной системе можно в ситуации, когда госорганы бездействуют, должностные лица, ответственные за этот вопрос, не проявляют положенной активности. В то же время есть строгое ограничение: допустимо обращаться только по таким вопросам, которые прямо связаны с экологическими интересами, правовыми возможностями граждан державы.

Понятие и сущность:

Определение
проф. Боголюбова. Экологический
контроль

представляет собой вид деятельности
государственных и общественных органов
по наблюдению за состоянием окружающей
среды, ее изменения под влиянием
хозяйственной или иной деятельности,
проверке выполнения планов и мероприятий
по охране природы, рациональному
использованию природных ресурсов,
соблюдению требований природоохранного
законодательства и нормативов качества
окружающей природной среды.

Экологический
контроль

— это проверка и обеспечение исполнения
правовых требований по рациональному
использованию природных ресурсов и
охране окружающей среды.

Посредством
экологического контроля обеспечивается
принуждение субъектов экологического
права к исполнению экологических
требований.

Сущностьэкологического
контроля заключается
в основном в обеспечении уполномоченными
органами исполнительной власти РФ и
субъектов РФ выполнения правовых
требований по рациональному
природопользованию и охране окружающей
среды.

Основные задачи Положения об Экологической службе Вооруженных Сил

Приказ под номером 46, выдвинутый министром обороны Российской Федерации от 23 января 1998 года, утверждает Положение об Экологической службе Вооруженных Сил Российской Федерации, основными задачами которого являются:

  1. Контролироль обеспечения экологической безопасностью деятельности военных; то, как выполняются требования законодательства, касающегося охраны природы, а также приказы и директивы, выданные министром обороны России и его заместителями.
  2. Определение источников экологического правонарушения и фактов загрязнения природы.
  3. Представление новых предложений, их реализация для устранения причин экологического правонарушения.

Виды экологического контроля:

Государственный –
самый эффективный, сложный важный. Ст.
65 – осуществляется ФОИВ РФ и ОИВ
субъектов. Существуют специальные
положения Правительства, которые
регулируют более специфические,
отраслевые виды экологического контроля.
Перечень объектов должен быть сформулирован
Правительством РФ. Такие постановления
существуют. Ст. 66: вводится такая
должностная единица как государственный
инспектор в области охраны ОС. Этот
инспектор наделён следующими правами:
посещать в целях проверки любые объекты
всех форм собственности; знакомиться
с необходимыми документами; обязан
наблюдать соблюдение нормативов,
стандартов и технических регламентов;
вправе проверять работу очистных
сооружений; проверять деятельность
предприятия в целом; вправе предъявлять
требования и предписания об устранении;
вправе привлекать виновного к
административной ответственности.
Гораздо более подробно статус такого
инспектора в ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при проведении
государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля».

Установлен
порядок проведения проверок. Все проверки
делятся на плановые (3 года, для источников
повышенной опасности – 2 года) и
внеплановые – могут проводиться по
различным основаниям. При внеплановой
проверки проверяемый должен быть минимум
за 2 недели. Проверки могут быть
фактическими, а могут быть письменными.
Достаточно подробно урегулирован
порядок проведения этих проверок;
проверяемый всегда может присутствовать
при проверке.

При
широчайшем объёме правомочий, инспекторам
могут стать известны некоторые виды
информации, которые не находятся в
открытом доступе. Он обязан сохранять
в тайне эти сведение.

Есть
противоречия: Закон Об охране ОС не
предусматривает муниципального
экологического контроля, 131-ФЗ тоже не
предусматривает таких полномочий.
Муниципальный контроль не является
экологическим в соответствии с положениями
существующего законодательства.

Производственный
(ст. 67).
 Кроме
того, существуют два специальных
стандарта. На любом предприятии создаётся
специальная служба – экологическая
служба. Количество специалистов, которое
в него входит – индивидуально. Контроль
осуществляется работниками самого
предприятия. Если экологические
требования не соблюдается, то экологическая
служба должна проинформировать об этом
руководство; если руководство не
реагирует, то служба должна обратиться
к государственному экологическому
инспектору. Производственный контроль
динамично развивается. Помимо специалистов
на предприятиях, создаются ещё и
специальные лаборатории. Производственный
экологический контроль собственно
является содержанием понятия экологический
менеджмент.

Общественный
экологический контроль (ст. 68).
 Реализуется
самим гражданами индивидуально или
общественными объединениями в области
охраны окружающей среды. Нужно понимать,
что здесь всё зависит от активности
жизненной позиции гражданина.

Принцип
многообразия форм экологического
контроля создан, чтобы наиболее
всестороннее и полно выявлялись нарушение
в сфере охраны окружающей среды.

Деятельность
СПб в области экологического контроля.
Раньше был принят специальный закон,
сейчас от его действия отказались.
Результатом введения этого закона
появилось новое явление: введение
экологического паспорта –
информационно-аналитического программного
комплекса о состоянии окружающей среды
на территории СПб. Это экологический
паспорт способствует реализации
общественного экологического контроля.

Задачи экологического контроля

Перед данной структурой государство ставит определенные задачи, которые необходимо решать:

  • Постоянное наблюдение за работой хозяйствующих субъектов, которые каким-либо образом воздействуют на окружающую среду.
  • Следят за тем, чтобы им были предоставлены все необходимые документы и другие виды информации о деятельности той или иной организации и влиянии ее на экологию.
  • Выявлять все признаки нарушений в законодательстве со стороны предприятий и других структур, имеющих дело с природными ресурсами.
  • Обнаружение причин, которые способствуют совершению правонарушений, касающихся экологии, и принятие всех возможных мер к выявлению и наказанию правонарушителя.
  • Привлечение лиц к ответственности за нарушение природоохранного законодательства.

А если на примерах?

Довольно показательна тринадцатая статья федерального закона, посвященного вопросам охраны окружающей среды. Из формулировок нормативного акта следует, что должностные лица, равно как и госорганы, должны по мере сил помогать отдельным людям, образованиям и объединениям, имеющим некоммерческий характер, дабы таковые могли реализовывать свои права применительно к охране среды. С другой стороны, в законах нет никаких конкретных нормативов, декларирующих ответственность, если органы и лица не исполняют возложенное на них тринадцатой статьей обязательство.

Сходная обстановка наблюдается с двадцать шестой статьей федерального закона, посвященного охране атмосферы. В нем установлено, что со стороны общества процедуры контроля должны организовываться в порядке, определенном нормами применительно к общественным объединениям, охране среды. Конечно, это свидетельствует о необходимости охранных мероприятий, но формулировка настолько расплывчатая, что никакого реального смысла, практического применения, как утверждают правоведы, не имеет.

Что такое общественный экологический контроль?

Экологический контроль – это наблюдение:

  • за состоянием окружающей экосферы;
  • изменениями, которые происходят под воздействием предприятий или отдельных граждан.

Речь идет не только о промышленных выбросах и стоках. Природа страдает:

  • от бесконтрольного складирования отходов;
  • несанкционированных свалок;
  • слива канализационных вод в открытые водоемы;
  • пожаров;
  • деятельности «черных лесорубов»;
  • захламления парковых зон и лесов бытовыми отходами.

«Экология без политики»: общественный экологический контроль: плюсы и минусы«Экология без политики»: общественный экологический контроль: плюсы и минусы

По закону экологический контроль общественные организации проводят, используя разрешенные формы привлечения населения, это:

  • публичные слушания;
  • инициация референдумов на уровне муниципалитетов (в городах проводятся акции по запрету строительства новых предприятий, способных нанести вред природе);
  • общественная экологическая экспертиза с привлечением журналистов;
  • сбор подписей под жалобами в вышестоящие инстанции.

Осуществление экологического контроля на общественном уровне

На основании 68 статьи Закона об охране окружающей среды, факт общественного экологического контроля может осуществляться для реализации права человека на нахождение в благоприятной окружающей среде и предотвращения нарушений природоохранного законодательства. Данный контроль осуществляется общественной некоммерческой организацией или объединением на основе принятых ими уставов, а также физическими лицами, основываясь на соответствующем законодательстве.

Замечание 2

Наглядным проявлением того, как общественность участвует в осуществлении экологического контроля, является процедура проведения оценки воздействия на природу различных факторов, в случае информирования общественности в лице заказчика, организация и проведение на основе инициативы граждан или органа местного управления экологических экспертиз общественной организацией или объединением, чьим главным направлением работы является охрана природы и процедура организации и проведения общественных экологических экспертиз.

Слишком сложно?
Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу

Опиши задание

В соответствии со 102 статьей Лесного кодекса, граждане и общественные объединения могут быть допущены к обеспечению рационального использования, охраны, защиты и воспроизведения лесных массивов на основании федерального законодательства. На основании 29 статьи Закона охраны атмосферного воздуха у граждан и общественных объединений есть права на обсуждение вопросов касательно различных видов деятельности, которая оказывает вредное воздействие на атмосферный воздух, а также вопросов, касающихся программ по охране атмосферного воздуха. При этом граждане и общественные объединения могут вносить свои предложения насчет улучшения состояния экологии. Подобные нормы можно найти также в другом федеральном законодательстве.

Вывод

В качестве итога необходимо сказать, что федеральный уровень общественного экологического контроля и его реализация занимает существенное положение в отличие от муниципального экологического контроля. Помимо этого, он имеет признаки созерцательного характера.

Другими словами: граждане и общественные организации не имеют серьезных полномочий, исключая право организации и проведение экологических экспертиз, на основании чего основной ролью общественности в сфере экологического контроля является своевременное уведомление органов гос. эко. контроля о нарушениях, которые уже произведены или только могут быть случиться, чем обязывают эти самые органы на проверку поступившей информации и прием по необходимости решений властей.

Экологический контроль: что это за структура?

Это одно из самых больших управлений, которое следит за охраной окружающей среды, обеспечивает законность и дисциплину в этой сфере. В нем задействованы многие органы и лица, занимающие высокие должности. Так, одни структуры занимаются проверкой соблюдения и исполнения законов по охране природы, другие должны осуществлять контроль в сфере государственного экологического управления.

В решении многих задач, поставленных перед экологическим контролем, принимают активное участие и другие структуры государства, такие как:

  • Органы власти, перед которыми и была поставлена эта прямая функциональная задача.
  • Местные органы самоуправления.
  • Органы управления хозяйствующих субъектов и юридических лиц.
  • Граждане и общественные организации.

Ближайшие события

23
Сен

1-й международный экологический форум «Чистая вода. Казань 2020»

23-25 сентября 2020г

КАЗАНЬ ВЦ Казанская ярмарка
Проведение международного экологического форума позволит участникам привлечь внимание общественности, представителей государственных и коммерческих структур к рациональному использованию водных ресурсов и к проблемам экологической ситуации в этой сфере.
Подробнее на сайте  http://www.waterkazan.expokazan.ru. 30
Ноя

ASIAWATER 2020

30
Ноя

ASIAWATER 2020

Asia Water Resource Expo & Forum 2020
30.11.2020 — 02.12.2020 Куала-Лумпур, Малайзия, Kuala Lumpur Convention Centre (KLCC)
AWARE является основным международным и целенаправленным мероприятием, охватывающим весь спектр интегрированного управления водными ресурсами.
Подробнее: https://www.asiawater.org/

Как стать общественным инспектором?

Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12 июля 2017 года № 403 утвержден Порядок организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды.

Общественным инспектором может стать гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, намеренный оказывать органам, осуществляющим государственный экологический надзор, содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе.

Для получения гражданином статуса общественного инспектора по охране окружающей среды необходимо:

— направить в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области заявление в произвольной форме о присвоении статуса общественного инспектора по охране окружающей среды. В заявлении обязательно указываются:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии);
  • адрес места жительства;
  • сведения о документе, удостоверяющем личность (номер, дата выдачи, орган, выдавший документ, код подразделения);
  • номер телефона и адрес электронной почты (при наличии);
  • согласие на обработку персональных данных;

— приложить к заявлению копию документа, удостоверяющего личность, две фотографии размером 3×4 сантиметра, копию документа об образовании и (или) квалификации.

В Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды области создана комиссия по организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды, которая рассматривает заявления и принимает решения о присвоении гражданину статуса общественного инспектора.

Общественным инспекторам выдаются удостоверения.

Общественные инспекторы по охране окружающей среды имеют право:

1) фиксировать, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования и направлять соответствующие материалы, содержащие данные, указывающие на наличие признаков административного правонарушения, в органы государственного надзора;

2) принимать меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств на местах совершения правонарушений;

3) сообщать в устной форме физическим лицам информацию, касающуюся совершения физическим лицом правонарушения в области охраны окружающей среды;

4) содействовать в реализации государственных программ по охране объектов животного мира и среды их обитания;

5) обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, к должностным лицам, в организации о предоставлении своевременной, полной, достоверной, необходимой для осуществления общественного экологического контроля информации о состоянии окружающей среды, принимаемых мерах по ее охране, об обстоятельствах и фактах осуществления хозяйственной и иной деятельности, которые негативно воздействуют на окружающую среду, создают угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

6) участвовать в работе по экологическому просвещению населения.

За информацией по организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды можно обратиться по адресу:

г. Вологда, ул. Зосимовская, д. 65, кааб. 220 и 309.

Конт. телефоны (8172) 23−01−15 (доб. 0805, 0842, 0846).

Программа экологического контроля

Программа производственного экологического контроля (ПЭК) представляет собой комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня воздействия на окружающую среду вредных факторов производства.

Утверждение данного локального документа определено требованиями законодательства. Под них попадают компании, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I, II и III категории, согласно ФЗ № 7 от 10.01.2002 г.

Какие нормативы должны учитываться в ПЭК

Требования по содержанию ПЭК и отчетности по ней устанавливает Росприроднадзор. Правильное проектирование и исполнение документа способно обезопасить предприятие от штрафных санкций и ликвидации деятельности.

ПЭК распространяется на объекты:

  • использующие системы очистки газов, сточных вод;
  • образующие источники производственных отходов, являющиеся источниками вредных выбросов в различные среды, относящиеся к зонам особой санитарной защиты.

Все эти факторы должны учитываться при разработке документа (мероприятия планируются для каждого загрязняющего объекта отдельно). Для этого допускается приглашать сторонние организации.

Важно! Образец документа не утвержден законодательством, но требования по содержанию прописаны в Приказе № 74 от 28.02.2018 г

Новейшие тенденции

Природа и общество в последнее время взаимодействуют более тесно. В некоторой степени это даже можно назвать «демократичным». Во многом это реализовано через имеющийся в настоящее время экологический общественный контроль, так как организации и отдельные активисты могут принимать меры по улучшению обстановки и контролировать исполнение обязательств, возложенных на власть

Многие признают, насколько действительно важно в настоящее время отследить предприятия, управленческую деятельность властных структур, чтобы решения, важные для окружающей среды, формулировались и успешно принимались

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий