Что такое обж в школе? программа и изучение обж в школе

Содержание науки

Безопасность жизнедеятельности рассматривает следующие вопросы:

  • Профилактика негативного воздействия, что включает в себя определение и выбор безопасного места для жизни, соблюдение норм и правил охраны труда, а также привитие населению здорового образа жизни.
  • Коллективные мероприятия по организации безопасной жизнедеятельности, что включает создание безопасных условий труда, защиту людей от катастроф природного и техногенного характера, а также разработку нормативной базы в сфере защиты здоровья и жизни населения в целом.
  • Создание благоприятного состояния окружающей среды, что включает соблюдение правил сохранения окружающей среды и уменьшения различного негативного воздействия на нее со стороны человечества, а также рационального и правильного использования природных ресурсов.

Существует ряд аксиом, которые были определены данной наукой, а именно:

  1. Любая человеческая деятельность или же бездеятельность несет в себе потенциальную опасность.
  2. Каждая деятельность должна быть максимально комфортной и не причинять вреда здоровью человека.
  3. Все естественные процессы в природе или антропогенная деятельность склонны к потере устойчивости, а также существует большой риск их негативного воздействия, и каждый человек должен быть к этому готов.
  4. Можно добиться безопасности и чистой экологии, если их значения не будут превышать допустимые показатели, при учете комплексности их воздействия.

Речевые методы изучения ОБЖ в средней и старшей школе

Преподавание ОБЖ в школе осуществляется с использованием в первую очередь речевых методов. При изучении нового материала может читаться лекция. Этот метод помогает максимально быстро передать школьникам большой объем информации. Лекция обязательно должна быть содержательной, логично построенной. Хорошо использовать элементы беседы. Однако такой материал может подаваться только в старших классах.


эвристическая беседа.

Доклад относится к эффективным методам самостоятельной работы. Такую форму работы предусматривает методика преподавания ОБЖ в школе. Школьники могут сами ознакомиться с учебным материалом, если подготовят серию докладов.

2016 год

  • Наземно-космический мониторинг чрезвычайных ситуаций, Акимов В.А., 2016
  • Основы жизнедеятельности, 4 класс, Язданов А.Н., Барханская Е.Ф., Караджаев Б.П., 2016
  • Основы электромагнитной безопасности, Акимов М.Н., Аполлонский С.М., 2016
  • Охрана труда в агропромышленном комплексе, Радченко С.А., Сергеев А.Н., Радченко С.С., 2016
  • Правила противопожарного режима в Российской Федерации в вопросах и ответах, Бодрухина С.С., 2016
  • Техногенные угрозы, Гидродинамические и транспортные аварии, Аюбов Э.Н., 2016
  • Техногенные угрозы, Радиационные и химические аварии, Аюбов Э.Н., 2016
  • Электробезопасность на горных предприятиях, Петров Г.М., 2016

ОБЖ и вредные советы

— Еще до катастрофы в Беслане в школе преподавали ОБЖ. Но он был самым критикуемым предметом в программе. Ошибки замечали все, а пользы никто не видел. Почему?

— Я думаю, одна из причин в том, что на уроках ОБЖ детям предлагалось обсуждать ситуации, не соответствующие их возрасту. Это же просто глупость: советовать ребенку в начальной школе: «Ударь взрослого туда-то и туда-то, если он начал приставать к тебе в лифте». Маленький ребенок не сможет этого сделать. Совет для этого возраста один: не садись с чужим человеком в лифт, начни рыться в почтовом ящике, сделай вид, что ищешь в кармане ключи, жди другого лифта… Все! Зато в 7-9 классах о самообороне можно поговорить более серьезно: подростки в этом возрасте уже способны что-то предпринять в свою защиту.

Иногда эксперты нас критикуют: почему вы в своем учебнике ОБЖ для пятого класса не говорите о техногенных катастрофах? А неактуальны эти проблемы для пятого класса! Потому что маленький ребенок – простите за эти слова – в техногенной катастрофе сразу погибает. 

А вот старших подростков эта тема уже задевает. Они смотрят фильмы, пытаются понять, как они сами будут себя вести в такой ситуации. Надо обсуждать именно те проблемы, которые актуальны для школьников в том или ином возрасте. И – приводить те примеры, которые они могут понять. Мои соавторы по учебнику ОБЖ отлично знают, как и о чем говорить с детьми. Среди них — замечательный врач-педиатр Людмила Васильевна Сидоренко, Александр Таранин, который организует в России детские центры дорожного движения, с деловыми играми для детей, Дмитрий Смирнов, президент Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения… Все – специалисты высочайшего класса!

— Некоторые родители жалуются, что на уроках ОБЖ учитель начинает обсуждать ситуации, которые могут травмировать их детей…

— Большинство родителей сформировались частично в советское время, когда категорически запрещалось выносить в школьный учебник любой негатив. Даже Самуил Маршак и Сергей Михалков, авторы знаменитых детских стихов, не раз за это осуждались. Они любили рассказывать по этому поводу разные смешные истории. И это — классики! А уж «Вредные советы» Остера в советское время не только не читали, но и не опубликовали бы! Я думаю, что многие учителя и родители боятся: вдруг школьники прочтут, обсудят и заразятся желанием попробовать?

В моем учебнике для начальной школы «Окружающий мир», я рассказывала детям про ядовитые грибы. При этом пришлось описать симптомы отравления мухоморами. Вскоре пришло возмущенное письмо: чей-то внук, придя с урока, заявил деду: надо бы попробовать мухомор и побалдеть.

— А учебник при чем? Это же к деду вопрос – как он воспитывает внука…

— Но меня изводили долго! Я сказала: простите, нет в моем тексте никакой крамолы. Я не пропагандирую наркотики. Я рассказываю детям о том, как не отравиться грибами. И это — абсолютно нейтральный текст. В другом моем учебнике детям для обсуждения предлагалась выписка из летописи Нестора: «Руси есть веселие пити, не можем без того быти»… Какой-то ветеран труда написал на меня жалобу Президенту. Письмо переслали в министерство, министерство – издательству, издательство — мне…Я сказала: я это не сниму. Это подлинные слова из летописи, это подлинная наша история. Вы думаете, дети не видят пьянства? У нас маленькие дети сочиняют задачи: «Когда мы шли в школу, у пивного ларька лежали двое пьяных, а когда мы возвращались из школы – пять. Сколько пьяных прибавилось у ларька?…»

— Это кто такую задачу придумал?

— Ученик второго класса! Учительница задала им домашнее задание — сочинить жизненные задачки. Ей и в голову не могло прийти, что дети опишут такое! А по итогам социологических опросов, больше половины 7-8-классников не просто пробовали, а употребляли алкоголь… Пусть дети обсудят на уроке ту или иную ситуацию и решат: у нас такого порока не будет, про нас такое никто не скажет!.. Я считаю, что школьникам нужно помогать критически осмысливать самые разные жизненные проблемы. Особенно если в семье эти проблемы с ними обсудить не могут.

Не запрещайте подходить к плите, лучше объясните, как снять крышку с кастрюли

— Некоторые родители возражают, что это просто глупо – тратить школьное время на курс ОБЖ, на то, чтобы объяснять ребенку, как пользоваться электроприборами или как переходить улицу. Разве такие вещи нельзя объяснить в семье?

— Иногда – да, но чаще всего – нет! Вспомните сцену, которую вы наверняка не раз видели: родители пытаются перебежать перекресток на красный свет, а ребенок удерживает их на тротуаре. Для ребенка это – часть его культуры, для его родителей – часть их культуры. Многие семьи предпочитают воспитывать детей по Жан Жаку Руссо: пусть ребенок обожжется, зато сам поймет, как это больно. Эти родители и понятия не имеют, кто такой Руссо: такое воспитание – часть их семейной традиции. Хочешь сунуть руку в огонь — суй. Хочешь залезть в воду, не умея плавать – лезь. И родителям удобно: ничего самим не надо делать!

— В 18 веке один русский дворянин предъявлял претензии лично Жан Жаку Руссо за то, что воспитывал сына точно в соответствии с его знаменитой теорией, и что ничего хорошего не вышло. На что удивленный Руссо возразил: «Я не предполагал, что кто-то последует моим советам!»

— Во всем должна быть мера, норма. Между опытом (часто печальным) и полным неведением должна быть середина: обучение предвидению последствий своих поступков. А для этого у детей надо сформировать понимание того, что опасность — это не про кого-то, а про тебя самого и про тех, кто рядом с тобой.

К сожалению, педагогическая культура семей сегодня часто близка к нулю. В 70-е-80-е годы в СССР работали очень нужные для родителей учебные заведения — университеты педагогических знаний. Я в те годы участвовала в работе такого университета в Москве. В субботу-воскресенье мы собирались и обсуждали вместе с родителями самые актуальные проблемы семейного воспитания, в том числе нравственного.  А сейчас в семьях более распространен подход к делу противоположный «эффекту Руссо».

Сегодня многие родители, не зная, как рассказать ребенку о той или иной жизненной проблеме, предпочитают самый простой выход — все запрещать. Первокласснику – не смей подходить к электрической плите. Пятикласснику – не смей выворачивать лампочку из патрона, подожди взрослых. Девятикласснику – не смей носиться на скейтборде.

А у ребенка уже с трех лет начинает бурно развиваться тяга к самостоятельности: я сам! Почему мне нельзя выкручивать лампочку? Почему надо закрывать кран? Почему надо надевать шапку в холодную погоду? И ребенок начинает бунтовать. Этот бунт может быть ситуативным, когда дети скандалят и капризничают. Этот бунт может быть тихим, загнанным внутрь, но тем сильнее он проявится впоследствии. И проявится он обязательно!

— Неужели из-за того, что родители запрещали ему самому выкручивать лампочку?

— Да! Причины могут быть самыми пустяковыми…на взгляд взрослых, конечно. Но при политике семейных запретов бунт обязательно будет. Будет «назло маме отморожу уши», «назло бабушке открою кран и так оставлю». Поэтому за родительским «нельзя» должно обязательно следовать объяснение, ПОЧЕМУ нельзя это делать. Главное звено между знанием и проявлением этого знания в поведении – личностный смысл. Психологи говорят: прежде всего надо сформировать мотив, личностный смысл, то есть убеждение ребенка в том, что ему это необходимо. Запретом этого не сделать. Нужно обязательно посоветовать, что ему делать, дать разные варианты его возможных действий. Решение проблемы должно быть положительным (сделай так, веди себя так…), тогда все другие варианты останутся в области того, что делать не следует.

Вот поэтому и приходится учителям на уроке ОБЖ проводить практические занятия: детей ведут в комнату технологий, учат зажигать газ, включать электроплиту, объясняют, казалось бы, разные мелочи: как крышку с кастрюли поднять, как овощи и фрукты вымыть, как оказать себе первую помощь при ожоге, отравлении и т.д.

Элементарные приемы, скажете вы, но современные школьники их не знают!

— Они не знают, как снять крышку с кастрюли?

— Родители все чаще оставляют им обед в термосе. Это просто и удобно! Но ведь это не решение проблемы. Очевидно, что, получая обед в термосе, ребенок не научится обращаться с электроприборами… Кстати, вы знаете, что опаснее всего для человека при затоплении квартиры?

1.4. Основные положения дисциплины

Современные проблемы безопасности имеют много составляющих:

•сохранение планеты Земля и мира на Земле;

•экологическая;

•техническая;

•социальная;

•демографическая;

•продовольственная;

•экономическая;

•криминальная;

•энергетическая и сырьевая;

•информационная;

•психологическая;

•сохранения здоровья и жизни человека; и т.д.

Задачи БЖД: безопасность жизнедеятельности как наука исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от них.

Реализация поставленных целей предполагает:

•анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценку их воздействия в пространстве и во времени, определение и описание опасностей, т.е. идентификацию опасностей;

•разработку эффективных систем и методов выявления и защиты от опасностей — профилактику опасностей;

•организацию систем мониторинга и контроля опасностей и управления состоянием безопасности техносферы;

•разработку и реализацию мер по ликвидации последствий проявления опасностей;

•организацию обучения населения основам безопасности и подготовку специалистов по безопасности жизнедеятельности.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

1)БЖД — это неотъемлемая составная часть и общая образовательная компонента подготовки всесторонне развитой личности;

2)этот предмет в интересах личности, общества, государства должен входить в государственные образовательные стандарты всех специальностей и направлений без какого-либо исключения.

1.4.Основные положения дисциплины

1.С момента своего появления на Земле человек перманентно живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей. Сказанное позволяет сформировать аксиому о том, что деятельность человека потенциально опасна.

2.Все опасности причиняют вред здоровью человека: нервные потрясения, травмы, болезни, летальный исход, — а также ущерб окружающей природной среде, материальным и духовным богатствам общества и государства. Следовательно, опас-

До 40 лет россияне не знают, что такое опасность

— Некоторые критики возражают: нельзя готовить детей к разным ужасам. Просто надо заботиться о том, чтобы ничего подобного в жизни ребенка не случилось…

— Люди, которые так говорят, отвергают даже мысль о том, что они сами попадут в экстремальную ситуацию. Знаете, почему? Они считают себя особенными: со всеми это может случиться, а со мной – нет. Давайте спросим: а почему не с тобой?..

В свое время я была поражена статистикой. Оказывается, после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний третье место по смертности россиян занимают различного рода травмы. Преимущественно, — бытовые!

Этим травмам подвержены люди от двух лет до… 41 года. Только после сорока лет до человека, наконец, доходит, что его действия могут привести к определенным последствиям.

— Может быть, это национальная традиция: притупленное чувство опасности?

— Я тоже над этим думаю. Ведь американцы совсем другие. Возможно, этому есть чисто педагогическое объяснение: в наших странах всегда были разные цели обучения. Практическая направленность – приоритет американской школы.

У нас в России детям даются теоретические знания. Специалисты по теории обучения говорят: у нас в школе ребенок все время отвечает на один вопрос: что? Что ты знаешь о том или об этом? А нужно, чтобы обучение отвечало на вопрос: как? Каков будет алгоритм твоих действий? Как ты будешь использовать это знание?

Нуроках физики можно выучить все об электричестве. Но мало ли было случаев, когда люди с высшим техническим образованием погибали от короткого замыкания!

Наверное, цивилизация притупила в нас первобытные инстинкты, связанные с чувством опасности. К тому же, в советской, а потом и в российской школе не было предмета, который учил бы подростка оценивать неожиданную ситуацию, правильно вести себя в ней. Поэтому просто необходимо сформировать у детей предчувствие опасности и осознание последствий своих поступков.

Мы говорим детям: может быть, непредвиденная ситуация не случится никогда. Но вдруг?… Как ты поступишь? Твой первый шаг? Твой второй шаг?

Ребенок должен за доли секунды осознать: что будет, если я перебегу улицу на красный свет? Что будет, если я толкну Петю, и он упадет спиной на батарею? Когда возникает опасность, алгоритм действий всплывает в памяти ребенка мгновенно. Шагнул на красный свет – и тут же сделал шаг обратно. Поднял руку на Петю, но — не толкнул его.

Оглавление

Глава 1. Пожарная безопасность

  • 1.1. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия
  • 1.2. Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения
  • 1.3. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах

Глава 2. Безопасность на дорогах

  • 2.1 Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей
  • 2.2. Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров
  • 2.3. Велосипедист — водитель транспортного средства

Глава 3. Безопасность на водоемах

  • 3.1. Безопасное поведение на водоемах в различных условиях
  • 3.2. Безопасный отдых на водоемах
  • 3.3. Оказание помощи терпящим бедствие на воде

Глава 4. Экология и безопасность

  • 4.1. Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека
  • 4.2. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке

Глава 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера

  • 5.1. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера
  • 5.2. Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия
  • 5.3. Обеспечение радиационной безопасности населения
  • 5.4. Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия
  • 5.5. Обеспечение химической защиты населения
  • 5.6. Пожары и взрывы на взрывопожаро-опасных объектах экономики и их возможные последствия
  • 5.7. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах
  • 5.8. Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия
  • 5.9. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях

Глава 6. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

  • 6.1. Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера
  • 6.2. Эвакуация населения
  • 6.3. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Глава 7. Основы здорового образа жизни

  • 7.1. Общие понятия о здоровье как основной ценности человека
  • 7.2. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность
  • 7.3. Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества
  • 7.4. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества
  • 7.5. Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний
  • 7.6. Вредные привычки и их влияние на здоровье
  • 7.7. Профилактика вредных привычек
  • 7.8. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

Глава 8. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

  • 8.1. Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение
  • 8.2. Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами (практическое занятие)
  • 8.3. Первая медицинская помощь при травмах (практическое занятие)
  • 8.4. Первая медицинская помощь при утоплении (практическое занятие)
  • Знаки приоритета
  • Запрещающие знаки
  • Предписывающие знаки
  • Знаки особых предписаний
  • Информационные знаки
  • Знаки сервиса
  • Знаки дополнительной информации (таблички)

Когда родители становятся врагами

— Давайте представим, что родители попросили дать им совет: какая общая опасность угрожает их детям? Что бы вы ответили?

— Это – школьные перегрузки! А самое опасное то, что родители сами требуют для своих детей ненормальной, просто чудовищной, школьной нагрузки. В психологической науке давно уже закрепилось понятие «школьный стресс». Это — одна из причин заболеваний детей. Общение детей друг с другом, с одноклассниками, учителями и родителями происходит в условиях школьного стресса. А родители, требуя увеличения учебной нагрузки для ребенка, усиливают этот стресс.

В Москве многие школы работают по системе Эльконина-Давыдова. Первые несколько недель в первом классе у них нет уроков: в это время дети знакомятся друг с другом. Учителя проводят для них игры, дети много рисуют, лепят… Они приходят домой с горящими глазами и говорят: хочу завтра в школу, в школу, в школу!

Так вот, за эти две-три недели школьной свободы возмущенные родители не жалуются разве что в администрацию Президента России. Что за безобразие, говорят они, почему дети в школе ничего не делают? Почему они играют? Почему им не задают домашних заданий?

Это ж надо так не любить своих детей, чтобы требовать для них удесятеренной нагрузки! Иногда мне кажется, что для таких семей школьная нагрузка их ребенка выступает компенсацией за собственные жизненные неудачи. «Я не смог, я не сумела, а вот ребенка мы заставим, мы нагрузим как можно больше, чтобы он «прорвался» в жизни, чтобы стал не таким, как мы…»

Дорогие родители, это не поможет! Вы не сумеете предугадать, чем захотят заниматься ваши дети и где они найдут свое призвание. Поменяйте свою точку зрения и постарайтесь не быть врагами своему ребенку.

Факторы БЖД

Данная наука занимается определением и классификацией факторов, которые делятся на опасные и вредные. Вредными факторами являются те, которые приводят к ухудшению здоровья и могут понизить работоспособность человека, однако после отдыха человек приходит в норму, и его организм способен продолжать функционировать. Опасные факторы – это те, которые приводят к травматизму, нарушениям здоровья или смерти человека.

Оба этих фактора бывают природными и антропогенного характера. Опасные и вредные факторы делятся на биологические, химические, физические и психофизические.

Биологические факторы – это грибки, бактерии и вирусы, а также выбросы предприятий, биологическое оружие, средства для обработки растений и т. д.

Химические факторы – это вещества, которые вдыхает или употребляет человек, а также химическое оружие.

Физические факторы – это влажность и температура воздуха, солнечная радиация, скорость ветра, атмосферное давление, а также различные вибрации и шумы, ток, ионизирующее излучение, оружие массового поражения и т. д.

Психофизические факторы – это нервно-психологическое воздействие на человека.

Плюси вивчення ОБЖ в школі:

  • Знайомить школярів з небезпечними життєвими ситуаціями;
  • Вчить користуватися елементарним нормам безпеки;
  • Допомагає навчитися жити в цьому світі і бути готовим до непередбачуваних обставин;
  • Навчає виживати в екстрених випадках;
  • Знайомить з правилами надання першої медичної допомоги;
  • Розвиває силу і витривалість;
  • Сприяє укріпленню здоров’я під час практичних тренувань.

Розмірковувати на тему, чи потрібно вивчати ОБЖД, чи не потрібно, можна багато, але головне – це зрозуміти, як вивчення цього предмету може стати в нагоді на практиці. Саме тоді з’являється бажання вивчати цю дисципліну. Безпека це те, що ми повинні навчитися забезпечувати себе і оточуючих, і починати її вивчати потрібно якомога раніше.

Уроки ОБЖД у школі

Кожна людина повинна знати правила безпеки. Дотримуючись їх можна зберегти життя і здоров’я, не тільки собі, але и іншим.

У першу чергу про здоров’я та життя дитини повинні турбуватися батьки. Але так як дорослі не завжди мають можливість бути поруч з дитиною, важливо щоб самі учні володіли знаннями про безпеку. Таке ж завдання лягає на плечі і вчителів.

У кожній школі повинні проводитися уроки з ОБЖД, які стосуються таких важливих тем як:

  • пожежна безпека
  • дії при терактах
  • дотримання правил дорожнього руху
  • поведінка під час канікул
  • поведінка в зимовий час
  • безпека в надзвичайних ситуаціях і т.д.

Для того, щоб уроки з цієї дисципліни були більш ефективними, важливо використовувати такі матеріали як відео уроки, тематичні ролики, навчальні фільми і т.д.
Це дозволить закріпити знання в цій області та покращити їх якість.

На уроках ОБЖД також необхідно порушувати такі актуальні, важливі і життєві тем, як поведінка в школі та на вулиці, ігри на дитячому майданчику, застосування електроприладів тощо.

Безпека кожного в його руках, тому потрібно максимально виключити ситуації, в яких безпеці щось може загрожувати. Батьки повинні активно цікавитися життям своєї дитини і стежити за дотриманням правилам, не покладаючи всю відповідальність на інших або на саму дитину. Це дозволить суттєво скоротити кількість нещасних випадків.

Найцікавіші уроки  підвищеного стандарту з ОБЖДдля тебе саме тут!

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий