Действия в метро при авариях

На эскалаторе будьте внимательнее в платье и на шпильках

По статистике эскалатор является самым травмоопасным местом метро: из-за невнимательности и человеческого фактора более половины всех происшествий в подземке происходит при подъеме или спуске пассажиров.

Основная причина травматизма на эскалаторе — попадание длинных частей одежды или шнурков в промежуток между статичной и движущейся частями механизма.

Зажевало вашу одежду или обувь

Привлекайте внимание дежурного: кричите, машите руками, светите вспышкой телефона.
По возможности снимите ту часть гардероба, которая была зажевана.
Держите равновесие.
Не выдергивайте одежду, пока эскалатор не остановится.

Правила поведения в метрополитене на эскалаторе:

  1. следить за одеждой, не допускать развевающихся шарфов, подолов, поясов;
  2. не вставать за желтую ограничительную линию;
  3. если обувь на каблуке, следить, чтобы шпилька не застряла в решетке ступеньки.
Щетки на эскалаторе. Зачем?Щетки на эскалаторе. Зачем?

Эскалатор внезапно остановился

  • Не бегите по лестнице, даже если опаздываете.
  • Надёжно держитесь за поручни — эскалатор может начать движение без предупреждения.
  • Ожидайте указаний сотрудника подземки.

Если проблемы у других пассажиров

  • Передавайте информацию по цепочке.
  • Как только увидите выключатель «Стоп» (красная ручка), поверните его, чтобы остановить механизм эскалатора.
  • При необходимости вызовите скорую.

Что можно и что нельзя делать в метро

Правила безопасности

  • Войдя внутрь, займите свободное место.
  • Если вы предпочитаете ехать стоя, держитесь за поручень. Даже если вы хорошо держите равновесие, при внезапной остановке вы рискуете не удержаться на ногах.
  • По той же причине нельзя стоять, прислонившись к дверям вагона. Когда она откроется, вы можете не удержаться и выпасть на платформу. Поэтому не стоит испытывать свое везение, и соблюдать правила поведения в метрополитене.
  • Нередки случаи, когда хулиганы пользуются тем, что в вагоне тесно и начинают вести себя по-хамски, распускают руки. Как правило, окружающие думают, что это ваш друг, и стараются не замечать то, что он делает. Та же проблема возникает, если вы едете в позднее время, когда пассажиров слишком мало. Если вы заметили неадекватное поведение кого-то из попутчиков – не молчите. Громко объясните свою проблему окружающим, просите помощи.
  • Выходя из метро, следует аккуратно придержать двери, чтобы не ударить следом идущих людей.

Правила этикета

  • Во время поездки в метро не стоит перекусывать или пить кофе. При любом резком движении поезда есть вероятность, что крошки еды, кусочки мороженого, брызги от напитка попадут на одежду других пассажиров. Да и пятна на скамейках, на полу или на стенах вряд ли порадуют окружающих. Гигиена и здравый смысл подсказывают, что в метро лучше воздержаться от приема пищи.
  • Моветоном является и сон в метро. Такое поведение может вызвать дискомфорт у сидящих рядом людей. Особенно не любят сонных пассажиров, которые «заваливаются» на соседей.
  • Не рекомендуется употреблять резкий парфюм. Метро – это общественный транспорт, и в числе пассажиров могут оказаться аллергики.
  • В метро, как и в любом другом общественном месте, действуют правила этикета. По возможности будьте вежливы, уступайте сидячие места пожилым людям и мамам с детьми.
  • Разговоры по телефону следует свести к необходимому минимуму.
  • Также в вагоне метро или на эскалаторе не стоит проявлять свои чувства – обниматься и целоваться.
  • Одним из самых важных правил поведения в метро является соблюдение личной зоны комфорта, которая составляет 45 сантиметров. Если же вагон переполнен, то несоблюдение личной зоны комфорта уже не будет нарушением, так как это проблема не этикета, а перегруженности метро в часы-пик.
  • Не стоит беззастенчиво разглядывать одежду, декольте и лица, книги и экраны смартфонов других пассажиров.

Соблюдать эти небольшие правила не так уж и сложно. Придерживаясь этих нехитрых рекомендаций, вы сделаете свое пребывание в метро не только безопасным, но и приятным для себя и окружающих. Удачных поездок!

Урок 12Опасные ситуации в метро

Метро считается транспортным средством повышенной опасности.

Опасности подстерегают неосторожного человека повсюду:
— и при проходе через турникеты,
— и на ступенях движущегося эскалатора,
— и на платформе,
— и при входе в вагон,
— и в самом вагоне. Впрочем, неприятностей легко избежать, если соблюдать установленные правила поведения в метро

Вот некоторые из них.

Впрочем, неприятностей легко избежать, если соблюдать установленные правила поведения в метро. Вот некоторые из них.

На эскалаторе

Стойте справа, лицом по направлению движения, держитесь за поручни, проходите с левой стороны, не размахивайте руками, не толкайте стоящих на эскалаторе пассажиров.• Не рискуйте зря — не бегите по эскалатору, не сидите на его ступеньках, не прикасайтесь к неподвижным частям балюстрады.
• Помните, что самые травмоопасные места — при входе на эскалатор и при сходе с него: не задерживайтесь при сходе с эскалатора, не забывайте своевременно поднимать коляски, тележки, сумки на колёсах и другие вещи; помните, что за вами двигаются другие люди.
• Особую осторожность следует проявлять девушкам в обуви на высоком и тонком каблуке; если при сходе с эскалатора каблук попадёт в «гребёнку», это может кончиться тяжёлой травмой (вывихом или переломом).

В вагоне поезда

При ожидании поезда не подходите близко к краю платформы, не заходите за ограничительную линию — вас могут случайно столкнуть на полотно. Заранее снимите с плеча сумку, так как она будет мешать другим пассажирам. Если вам нужно ехать больше одной остановки, проходите в середину вагона. Если вы сходите на следующей остановке, постарайтесь зайти в вагон последним.

Обязательно держитесь за поручень, чтобы не упасть при резкой остановке поезда. Помните, что каждый вагон метропоезда оборудован экстренной связью с машинистом. В любой опасной ситуации правильно пользуйтесь этой связью: нажмите кнопку, не торопясь скажите, что произошло, и не забудьте назвать номер вагона, указанный рядом с кнопкой.

Как действовать, если в вагоне метро вспыхнет пожар? Необходимо сообщить машинисту по переговорному устройству о запахе дыма или возгорании. При сильном задымлении закройте глаза и дышите через влажный носовой платок. При необходимости можно воспользоваться огнетушителем (он либо висит на стене в углу вагона, либо находится под сиденьем, тогда рядом на стене наносится знак с изображением огнетушителя). Переходите в не охваченную огнём часть вагона. Нельзя покидать вагон, пока поезд движется по туннелю.

На станции отойдите от края платформы

Наиболее опасной зоной подземки считаются открытые платформы. В часы утреннего и вечернего пиков здесь максимален риск падения на пути: в спешке кто-то может толкнуть вас или же невыспавшийся пассажир сам оступится и упадет с края платформы.

Однако и в другие часы риск падения достаточно велик: у человека внезапно закружится голова, его случайно кто-то заденет или умышленно толкнет психически нестабильный пассажир.

Главное правило безопасности: никогда не заходите за первую ограничительную линию на платформе. Вы можете упустить возможность первым зайти в вагон, однако будете уверены, что не окажетесь на рельсах.

Упавшего с перрона человека подстерегают 2 опасности:

  1. контактный рельс под напряжением 825 Вольт (покрыт чехлом оранжевого цвета и располагается под перроном);
  2. прибывающий со скоростью 60 км/ч состав.

Алгоритм действий упавшего с платформы зависит от того, где на этот момент находится электропоезд.

Если вы упали и не видите поезд

Не паникуйте важно помнить, что вам обязательно помогут.
Избегайте края платформы, не приближайтесь к имеющему оранжевый цвет контактному рельсу.
Если вы знаете, откуда прибудет поезд, направляйтесь к началу платформы. Если вы впервые на станции, спросите верное направление у людей на перроне.
Добегите до чёрно-белой рейки и остановитесь за ней до прибытия поезда: у этого знака голова состава остановится, поэтому тут вы вне опасности.
Увидев голову приближающейся электрички, подавайте знаки машинисту с помощью включенного экрана смартфона, фонарика, яркой тряпки или просто машите руками.. Не пытайтесь выбраться самостоятельно: сотрудник станции принесет специальную лестницу, позволяющую избежать соприкосновения с контактным рельсом.

Не пытайтесь выбраться самостоятельно: сотрудник станции принесет специальную лестницу, позволяющую избежать соприкосновения с контактным рельсом.

Если вы упали и поезд приближается

Если вы уже видите прибывающий на станцию поезд, бежать недопустимо.
Ложитесь в углубление между рельсами, повернувшись головой по направлению движущегося состава, лицом вниз — так одежда не зацепится за движущийся поезд.
Постарайтесь минимизировать все, что может зацепиться за днище поезда: снимите сумку или рюкзак, вытяните руки вдоль тела, прижмите ноги к поверхности, при наличии длинных волос придержите их ладонью.
Обращайте на себя внимание, не меняя позиции. Кричите, зовите на помощь, чтобы вас заметили другие пассажиры.
Не паникуйте, когда состав остановится над вами

Шум и искры не представляют для вас опасности. Не пытайтесь вылезти из-под состава самостоятельно: дожидайтесь помощи от сотрудников подземки или машиниста.

Никогда не прячьтесь под полотном перрона: там находится контактный рельс, прикосновение к которому смертельно опасно.

"Человек на рельсах!"Что делать при падении на рельсы в метро. Инструкция, которая спасет жизни!«Человек на рельсах!»Что делать при падении на рельсы в метро. Инструкция, которая спасет жизни!

Если кто-то другой упал на рельсы

Если вы стали свидетелем падения с края перрона другого человека, не пытайтесь затащить его обратно на платформу.

Сохраняйте спокойствие.
Подскажите упавшему, в какую сторону ему бежать (поезда не видно) или что делать (заметны огни прибывающего состава).
Привлекайте внимание машиниста: круговые движения рукой — это знак «стоп».
Позовите на помощь: окликните сотрудников или нажмите кнопку SOS на панели экстренного вызова.
Если человек не может самостоятельно перемещаться, вызовите врача.

ЧС в метро

Сегодня утром около 08:30 на Арбатско-Покровской линии московского метро сошли с рельсов несколько вагонов поезда с пассажирами.

Существуют разные версии причин катастрофы. «Ввиду резкого понижения напряжения произошло ложное срабатывание сигнализации в метро, что и послужило причиной резкой остановки электропоезда», – отмечают в ГУ МЧС России по городу Москве.

Представители независимого профсоюза завода «Метровагонмаша», считают, что причиной аварии могла стать неисправность тележки, которые могли поступать на завод с бракованными деталями .

В одном из вагонов находился Александр Загнибеда. Во время аварии он в полном соответствии с советами спасателей сохранил некоторое присутствие духа.

Сразу после аварии некоторые люди (в том числе и Александр) попытались успокоить пострадавших. «Попросил парней сорвать форточку и выбить окно. Вылезли по кабелям», – сообщает очевидец. Вышедшие из вагона люди долго искали выход из тоннеля. «Нашли проем, закрытый жестяными листами, арматурой и толстыми кабелями», – отметил Загнибеда.

«Нашелся мужик с молотком, сбили молотком мелкие арматуры, выдавили жестяные листы. Оказалось – это выход на стройплощадку метростроя. Пока рубили, приходилось подсвечивать, успокаивать людей», – сообщил очевидец трагедии.

Несмотря на осознанные действия пассажиров количество жертв оказалось достаточно значительным. По данным на 18:30 15 июля погибли 20 человек, еще 150 получили ранения различной степени тяжести.

Врач Владислав Евгеньев считает, что часть смертей можно было предотвратить. «Была вторая волна смертей, именно для предотвращения ее создана скорая помощь и реанимация. Из-за отсрочки помощи более чем на час люди погибают, даже если в дальнейшем им она была оказана. Именно поэтому люди сейчас умирают», — отметил медик.

По мнению Евгеньева, «система здравоохранения города оказалась неспособна спасти каких-то сто пострадавших, днем, почти под окнами дома правительства». Эта проблема заслуживает дополнительного обсуждения, считает врач.

Движение по Арбатско-Покровской линии от станции Киевская до станции Молодежная закрыто в обе стороны. Перевозка пассажиров осуществляется автобусами «М» Мосгортранса.

Куда обратиться за медицинской помощью

В метро с 5:30 до 1:00 работают 200 врачей. В их распоряжении — аптечка и оборудование для немедленного вызова скорой помощи.

На каждой станции в вестибюле установлены красно-синие колонны экстренного вызова. Нажмите кнопку SOS, и ваш звонок моментально поступит в ситуационный центр. Сообщите, на какой станции человеку стало плохо, если можете, опишите симптомы. Через 3–5 минут на станцию прибудут врачи скорой помощи.

В каждом вагоне есть кнопка экстренной связи с машинистом. Сообщите о чрезвычайной ситуации и назовите указанный на переговорном устройстве номер вагона. На ближайшей станции пострадавшего человека встретят врачи скорой помощи.

У каждого дежурного по станции есть аптечка. Дежурного можно узнать по красному головному убору.

Информационные терминалы с кнопкой SOS есть на каждой станции московского метро. Звонки поступают операторам ситуационного центра. В колонну встроена камера, вас услышат, увидят и помогут
Устройство экстренной связи с машинистом. Номер вагона указан сверху. В некоторые устройства уже вмонтированы видеокамеры

Обстановка в Москве

Первая ветка была запущена в 1935 году. Статистика аварий в метро ведется только с 1974 года, так как по более раннему периоду в свободном доступе информации нет. Сводная таблица аварий в метро:

Дата Погибшие/ раненные, чел. Краткое описание
20.10.1974  — Взрыв при проведении технических сварочных работ
15.04.1979  — Сход поезда с рельсов
12.06.1981 7/– Пожар в вагонах
17.02.1982 8/30 Неисправности эскалатора
31.12.1984  — Затопление пути
20.04.1987  — Пожар в вагонах
17.01.1994  —
30–31.03.1994

–/4

Столкновения и сход поездов с рельсов
1996  — Вагон пробил стену депо
15.11.2003  — Повреждение конструкций тоннелей плывунами
29.11.2004  — Столкновение поездов
25.05.2005  — Неисправность энергосистем, 20 тыс. человек застряли под землей в вагонах
19.03.2006  — Повреждение конструкций тоннеля: столкновение поезда с провалившейся в результате забивных работ сваей
25.06.2008

–/9

Сход поезда с рельсов. Из тоннелей было выведено более 800 чел.
08.07.2008  — Повреждение конструкций тоннеля: столкновение поезда с провалившейся в результате забивных работ сваей
04.06.2010  — На участке открытого перегона в результате урагана оказалось дерево
26.10.2011  — Пожар в тоннеле
15.04.2012 –/10 Неисправности эскалатора
05.05.2013 –/3 Пожар в тоннеле. Эвакуировано 300 чел.
05.06.2013 –/80 Пожар в тоннеле. Из тоннелей выведено 5 тыс. чел.
11.06.2013 –/14 Сбой электроснабжения участка, 900 человек просидели в неподвижном составе почти час
20.09–4.12.2013  — Произошло несколько случаев задымления на разных участках и станциях
21.01.2014  — Повреждение конструкций тоннеля на «зеленой» ветке метро: столкновение поезда с провалившейся в результате забивных работ сваей
15.07.2014 24/255 Сход поезда с рельсов на скорости 70 км/ч на «синей» ветке
07.03.2016 Пожар в вестибюле станции, отказ оборудования
08.07.2016 Пожар в административном помещении станции
22.12.2016 –/4 Взрыв баллона газа в вестибюле станции
Настоящее и будущее петербургского метроНастоящее и будущее петербургского метро

Что касается аварий в метро связанных с возгоранием вагонов, то к 1994 году была разработана система автоматического пожаротушения. После этого случаев полного выгорания вагонов больше не фиксировалось. Однако после 2000 года, все чаще начали возникать пожары и другие инциденты в тоннелях и на станциях, вызванные коротким замыканием электрических цепей или неисправностью оборудования. Что является причиной таких частых инцидентов – умалчивается.

Самая крупная по количеству жертв авария в московском метро случилась 15.07.2014 года. В тоннеле между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар» производился монтаж новой стрелки для перевода поездов с одного пути на другой. Причина аварии –  сход поезда с рельсов и удар его о стену. Погибло 24 человека.

Большое количество погибших и пострадавших, в основном из-за того, что инцидент произошел в час пик. В это время наиболее высокий пассажиропоток, поезда переполнены людьми (см. фото выше). Но, это не единственная трагичная авария в метро. В Москве с 1996 по 2010 годы участились случаи террористических актов, в результате которых люди гибнут десятками. Сводная таблица по терактам в метрополитене:

Дата Погибшие / Раненные, чел Взрывы в поезде (вагонах) Взрывы на станциях и в переходах
08.01.1977 8/37 да
11.06.1996 4/14 да
01.01.1998 –/3 да
08.08.2000 13/61 да
05.02.2002 –/9 да
06.02.2004 42/250 да
31.08.2004 9/50 да
29.03.2010 41/88 да да

В метро скапливается огромные толпы людей в час пик. Если теракт случился в это время – число пострадавших будет огромно. По статистике с 2000 по 2013 годы количество инцидентов, приводящих к задержкам в движении поездов, снизилось с 4928 до 2064 случаев за год.

Электро-магнитное излучение в метро

Все источники электромагнитного излучения в условиях туннелей метро наслаиваются друг на друга и создают эффект, схожий с работой СВЧ-печи. Пиковый фон наблюдается в момент разгона поезда и движения по туннелю, а минимальный во время высадки и посадки пассажиров на станциях.

Сотрудники МГУ из Института медико-биологических проблем, провели замеры магнитного поля в московском метро на станции “Университет”. Они сравнили отклонение магнитного поля от допустимого порога в 0,2 микротеслы (мкТл), превышение которого считается опасным для человека. Результаты замеров поразили – в самом вагоне излучение составляло 150-200 мкТл, что в 1000 раз превышало норму. На платформе, в момент отправления поезда показатели были 50-100 мкТл. К примеру в пригородных электропоездах среднее излучение составляет 20-30 мкТл.

Но если ЭМИ от электропроводки, двигателей, антенн и телефонов относится к не ионизирующему излучению, которое не приводит к существенным повреждениям ДНК. То ионизирующее облучение от гранита и газа радон вызывает изменения в клетках и может провоцировать раковые заболевания. Радиация в метро усугубляется электрическими и магнитными полями, что в комплексе оказывает существенный удар по здоровью пассажиров и сотрудников подземки. Вот почему люди проводящие в метро 1-2 часа в сутки, чувствуют повышенную усталость и разбитость.

Правила поведения в метро во время теракта

Теракты на территории метро — одна из главных глобальных угроз безопасности пассажиров подземки на заре XXI века.

Главное правило, которого следует придерживаться, если вы стали свидетелем и жертвой террористического акта — соблюдайте спокойствие.

Если взрыв произошел на платформе:

  1. оцените ситуацию и определите эпицентр взрыва;
  2. двигайтесь на выход, выбрав противоположную сторону от эпицентра;
  3. держитесь как можно дальше от края перрона: в спешке вас могут столкнуть на рельсы;
  4. избегайте давки, при попадании в толпу защищайте грудную клетку согнутыми в локтях руками и избегайте падений;
  5. по возможности окажите первую помощь раненным.

Если взрыв произошел в движущемся электропоезде:

  1. не покидайте состав без указания машиниста — вы рискуете задеть электрокабель под напряжением;
  2. оцените ситуацию, определите, где именно произошел взрыв;
  3. ожидайте прихода спасателей.

Человеческий фактор: кражи и домогательства

Как противостоять ворам

Мужчина выскочил у меня из-за спины и схватил мою сумку за ремень. В этот момент я крепко её держала, поэтому вор запрыгнул в уходящий поезд без моих вещей. Иначе мне пришлось бы восстанавливать карты и документы, что заняло бы от 10 дней до месяца.

На платформе держите вещи перед собой или прижимайте к себе: обычно воры вырывают их перед самым закрытием дверей. Если почувствовали неладное, резко развернитесь и шагните в сторону. Если видите, как воруют у другого, поднимайте шум.

Что делать, если вас обокрали

Запомните время происшествия, номер вагона и приметы преступника. Сообщите о краже:

  • кнопкой SOS через красно-синий терминал в вестибюле;
  • машинисту вагона по экстренной связи;
  • любому сотруднику метрополитена на станции.

Как бороться с домогательствами

Я обсуждала тему безопасности в метро с 10 подругами. Пять из них назвали главной проблемой сексуальные домогательства.

В одной из таких ситуаций я успела выскочить из вагона. Потянула время, затем оттолкнула насильника и выпрыгнула на станцию перед закрытием дверей. В другой — меня удачно оттеснила толпа. После этого мне пришлось обратиться к психологу. Теперь я знаю, как себя вести в подобных ситуациях, но предпочитаю возвращаться домой до 10 вечера или на такси.

  1. Вечером и ночью возвращайтесь в компании, останьтесь ночевать в гостях или вызывайте проверенное такси.
  2. Выбирайте людные вагоны. Если вы стали объектом нежелательного внимания, пересядьте к пассажирам, внушающим доверие.
  3. В часы пик в переполненном вагоне агрессор чувствует себя свободно: его действия незаметны для толпы. Посторонние пассажиры игнорируют ситуации домогательства, так как считают пристающего мужчину вашим спутником. Обратитесь за помощью к конкретному мужчине из толпы громко и чётко, глядя в лицо, со словами: «Помогите мне, этот человек ведёт себя неадекватно. Я его не знаю. Мне страшно, можно я спрячусь за вами?» Показывать страх — нормально. Вам помогут, когда поймут, что происходит и какая защита нужна: поменяться местами, оттеснить от вас агрессора.
  4. В полупустом вагоне или переходе обычно действует другой тип агрессоров, которые готовы перейти от грязных намёков к насильственным действиям. Как правило, это не хулиганы, а люди с расстройствами психики. Немногочисленные пассажиры или прохожие испугаются и оставят вас наедине с агрессором. При первых же подозрениях обращайтесь за помощью к машинисту вагона по экстренной связи, дежурному по станции или нажимайте кнопку SOS на красно-синем терминале в вестибюле.

Безопасность в метро при крушении

1

Спускаясь в подземку, возьмите за правило обращать внимание на бесхозные вещи, оставленные на   платформе, в вагонах. Не проходите мимо

Сообщите об этом в службу безопасности метро.

Это тот случай, когда лучше перестраховаться. , к несчастью, ещё имеет место быть. Пусть лучше тревога будет ложной. А если нет?… Последствия, как показывает практика, увы, весьма печальны.

Какая замечательная картонная упаковка из гофрокартона. Внешний вид, прочность и прочие замечательные качества этих коробок вряд-ли наведут на мысль о том, что внутри взрывчатка. Скорее, кем-то забытый, упакованный подарок…

2. В вагоне взрывные устройства могут находиться под сиденьями. В этом случае, после взрыва, шансы на выживание выше у стоящего человека, а не сидящего на бомбе. А толпа вокруг станет своеобразным  щитом от осколков.

3. В поезде подземки, как и на поверхности, наиболее безопасными считаются центральные вагоны. Как правило, они страдают меньше, чем голова и хвост состава.

4. Вам не повезло. Произошёл взрыв, крушение, задымление, другая причина, но поезд встал в тоннеле.

  • Не стремитесь, как можно быстрее покинуть вагон. На это есть причины. Десятки электрических кабелей опутывают тоннель. Они могут быть серьёзно повреждены и находиться под высоким напряжением.
  • По возможности, откройте дверь если вагон задымлён. Прикройте органы дыхания платком и лягте на пол.
  • Не касайтесь металлических частей вагона. Корпус вагона может быть под напряжением.
  • Ожидайте прибытия спасателей. Не совершайте бессмысленных действий. Не позволяйте развиваться панике у окружающих. Паника приводит к непредсказуемым последствиям.

Вышеперечисленные меры безопасности в метро абсолютно не сложны. Просто им надо следовать.

Трагедия всегда неожиданна и внезапна.
И если, где-то в подсознании, есть информация о том, как себя вести в той или иной экстремальной ситуации, то человек не впадает в панику.

Он адекватно оценит ситуацию, примет единственно верное решение и начнёт действовать. И себя спасёт, и поможет окружающим.

В следующих статьях поговорим о безопасности наземного общественного транспорта. Маршрутка, троллейбус, железнодорожный транспорт. Подпишитесь на обновления блога или просто оставьте коммент. Спасибо.

Не стану возражать и против социальных кнопок. Они чуть-ниже, под роликом

Вика и равнодушие

Одна из самых резонансных смертей случилась в питерской подземке почти девять лет назад. Тогда, 10 марта 2008 года, 19-летняя студентка Вика Соколова, как обычно, спустилась утром в метро, чтобы добраться до университета. Молодая хрупкая девушка училась на факультете менеджмента и экономики петербургского Университета культуры и искусств. В тот день она, как обычно, села на поезд на станции «Московская», чтобы доехать до «Пионерской».  

Виктория Соколова. Фото: vk.com

Однако за четыре станции до пункта назначения Вика вышла из вагона. Как заметили позже правоохранители, пересмотрев записи с камер видеонаблюдения, покидая поезд, девушка вела себя странно. Она качнулась и попробовала удержаться, дотронувшись до другой пассажирки — в светлой куртке, — но та отстранилась и пропустила Вику вперёд. 

К тому времени, как все пассажиры уже разбрелись — часть загрузилась в вагоны, часть покинула платформу в другом направлении, Вика ещё не определилась. Девушка шла вдоль поезда, как вдруг её ощутимо «повело». Она качнулась в одну сторону, в другую — и рухнула на рельсы между вагонами стоящего поезда.

Спасти девушку, у которой, судя по всему, закружилась голова, было реально. От её падения до того момента, когда поезд тронулся, прошло целых 12 секунд. И да, на платформе в этот момент были люди, которые всё прекрасно видели. Та самая девушка в светлой куртке, за которую пыталась ухватиться Вика, а также её подружка стояли рядом, когда студентка упала на рельсы.

Видео с камер видеонаблюдения с моментом гибели Виктории Соколовой

Что можно было сделать в данной ситуации? Забежать в вагон и связаться с машинистом по связи «пассажир — машинист». Забежать в вагон и дёрнуть стоп-кран. Придержать дверь, чтобы поезд не тронулся. Закричать и попросить кого-то из пассажиров связаться с машинистом. В конце концов, побежать к кабине машиниста и показать, что случилось несчастье.

Что сделали девушки? Говоря простым языком, секунды четыре они «тупили». Просто стояли и смотрели на то место, куда упала девятнадцатилетняя Вика. А потом — ушли с платформы. Поезд тронулся.

Конечно, девушка погибла. Что сподвигло её в тот день выйти на «Невском проспекте» вместо «Пионерской», неизвестно. Вполне возможно, это было просто плохое самочувствие, но истинные причины так и остались не установлены. А вот что заставило свидетельниц несчастного случая просто умыть руки? Как выяснило следствие позже, девушки возвращались из ночного клуба и решили в то утро просто «не париться». Однако позже, когда поезд, переехавший Вику, уехал, они всё-таки вернулись — взглянуть на искорёженное тело. 

Безразличие людейБезразличие людей

Основные правила поведения в метро при авариях

Действия пассажиров при аварии в метро могут сыграть решающую роль в ликвидации последствий. Например, как только были обнаружены признаки возгорания или задымления, пассажиры должны уведомить об этом машиниста во внутренней связи.

Общие правила безопасности также гласят, что пассажиры могут попытаться потушить небольшой огонь огнетушителем. Он находится под сидением в торце каждого вагона. Также можно использовать подручные средства: плотную ткань или питьевую воду. Помните, что для тушения можно использовать только натуральные ткани. Синтетика быстро загорается и это лишь усугубит пожар (рисунок 1).

Если вагон наполнился дымом, нужно прикрыть дыхательные пути платком или просто рукой. Но, если огонь или дым стремительно распространяются, попытайтесь перейти в другой вагон.

Рисунок 1. Авария в метрополитене может стать причиной человеческих жертв

Также следует помнить, что самовольно покидать вагон без команды машиниста нельзя, так как для безопасной эвакуации необходимо обесточить контрольный рельс. Кроме того, чтобы обеспечить личную безопасность в метро, нужно садиться в средние вагоны. Они считаются самыми безопасными. Наиболее рискованной считается поездка в головном или хвостовом вагоне.

50% суммарной дозы радиации в течении жизни приходится на Радон

Ежедневно люди подвергаются невидимому воздействию радиации, которое измеряется в рентгенах. Накопленная доза в течении определенного периода измеряется в зивертах (Зв). 1 Зв равен 100 Р.

Величина накопленной дозы радиации в течении жизни зависит от многих факторов: геологические особенности почвы, наличие горных пород, высота над уровнем моря (излучение удваивается каждые 1500 м), строительные материалы, атомные предприятия поблизости и тд.

Среднегодовая доза облучения от естественных источников составляет 2,4 мЗв. Из них:

  • 0,4 мЗв (17%) – космическая и солнечная радиация;
  • 0,5 мЗв (21%) – внешнее воздействие от почвы и строительных материалов жилищ;
  • 1,2-10 мЗв (от 50 до 90%) – атмосферные радионуклиды, в частности радон;
  • 0,3 мЗв (12%) – радионуклиды в пище.

К этим показателям можно добавить техногенные источники и воздействие радиации при медицинском обследовании.

  • 0,05 мЗв радионуклиды оставшиеся от ядерных испытаний;
  • 0,002 мЗв последствия Чернобыльской катастрофы;
  • 0,0002 мЗв – атомные электростанции;
  • 0,4-1 мЗв – рекомендуемая годовая доза радиации при медицинских обследованиях.

К примеру, при прохождении компьютерной томографии брюшной полости (КТ) человек получает 10 мЗв. То есть дозу, сопоставимую с 4-мя годами от естественных источников излучения. При прохождении флюорографии на старых пленочных аппаратах доза может достигать 0,7-1 мЗв. Современные аппараты демонстрируют в десятки раз меньшее облучение 0,03-0,06 мЗв.

Суммарную дозу радиации увеличивают и частые полеты на самолете. Например, один трансатлантический перелет из Москвы в Нью-Йорк туда-обратно, сопоставим с 2-4 рентгенами грудной клетки.

На входе и выходе из метро: придержите двери

Старые деревянные двери не меняли ещё с открытия первых станций. Двери на станции «Смоленская» весят 110 кг: чтобы открыть их, нужно приложить усилие, как если бы ты поднимал 10 кг. На станциях, построенных после 1959 года, ставили алюминиевые двери. Они в три раза легче, но из-за поршневого эффекта их называют «шальными». Если не вписаться в ритм их движения, придётся обращаться к врачу.

Хорошая новость: алюминиевые двери постепенно заменят на новые — пожароустойчивые и менее травмоопасные. Новость похуже: тяжёлые деревянные двери сохранят как памятник культурного наследия.

Что запомнить

Пользуйтесь свободными проходами/дверями. Придерживайте двери для других. На сильном сквозняке открывайте дверь на себя, чтобы не ударить идущих сзади.

Экстремальное событие и экстремальная ситуация

В психологии близким по смыслу к экстремальной ситуации является понятие экстремального события. Оно трактуется как крайне редкое и исключительное, не имеющее системного характера. Оказывает на индивида значительное психологическое влияние и имеет для него значимые социальные последствия.

Эти два понятия имеют как общие черты, так и отличия. Основные отличия экстремального события от ситуации:

  • короткая продолжительность во времени;
  • отсутствие возможности оказывать сопротивление, бороться;
  • переломный момент в судьбе человека (полностью меняет его жизнь на «до» и «после»).

Среди объединяющих их характеристик можно отметить:

  • внезапность случившегося;
  • невозможность спрогнозировать, предсказать дальнейшее развитие;
  • глобальный масштаб;
  • эмоциональное и психологическое потрясение участников;
  • способность трансформировать личность (менять мировоззрение, духовные установки);
  • экстремальное событие может стать толчком к развитию экстремальной ситуации.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий