Оперуполномоченный уголовного розыска обязанности

В какие учебные заведения МВД лучше поступить?

Многие юноши спрашивают, как стать опером. Поскольку уполномоченный — официальное лицо, наличие университетского образования является обязательным. Лучше всего поступить в вузы МВД. Во всех крупных городах и регионах страны есть полицейские университеты. С точки зрения качества преподавания и авторитета по России, лучшими из них являются:

  1. Санкт-Петербургский институт МВД России. Это первая в стране полицейская школа, основанная в 1968 году. Здесь готовят специалистов для следственной работы и операционной, информационной безопасности и военной тематики.
  2. Московский университет МВД России В.Я. Кикоти. Это самый престижный полицейский университет страны, организованный на базе трех крупных городских учреждений. Университет имеет филиалы в Рязани и Московской области.
  3. Уральский юридический институт МВД России. Здесь обучают уполномоченных, криминологов и полицейских, и развивают науку.
  4. Краснодарский университет МВД РФ. Через свою сеть филиалов он предоставляет персонал для органов безопасности юга России.
  5. Воронежский институт МВД РФ. Учреждение было основано на базе первой в стране полицейской школы.

Подобные объекты есть во Владивостоке, Хабаровске, Калининграде, Иркутске, Казани, Ростове-на-Дону, Улан-Удэ и других городах. Кстати, выпускники полицейских колледжей получают все военные навыки в процессе обучения, поэтому они освобождаются от военной службы.

История создания

Оперативная группа была создана 10 октября 1941 года и передана под командование начальника штаба Северо-Западного фронта генерал-лейтенанта Н. Ф. Ватутина. В неё вошли две стрелковые и две кавалерийские дивизии, 46-й мотоциклетный полк и 8-я танковая бригада. 13 октября приказом командующего Северо-Западным фронтом генерал-лейтенанта П. А. Курочкина 8-й танковой бригаде и 46-му мотоциклетному полку к исходу 14 октября было предписано сосредоточиться в районе южнее Вышнего Волочка и быть готовыми действовать в направлении Торжок — Калинин.

10 октября 1941 года в ходе наступления на Москву 3-я танковая группа Георга Райнхардта с выходом в район Сычёвки была повернута на калининское операционное направление с задачей:[источник не указан 2923 дня]

  • с ходу захватить город Калинин;
  • обойти Москву с севера, северо-востока;
  • развернуть наступление на север в тыл Северо-Западного фронта;
  • при благоприятных условиях нанести удар на Ярославль и Рыбинск.

Появление противника в районе важнейшего узла дорог, города Калинина, создавало угрозу окружения войск левого крыла Северо-Западного фронта и правого крыла Западного фронта. В связи с этим, 13 октября 1941 года руководство Северо-Западного фронта получило указание начальника Генерального штаба Б. М. Шапошникова о создании группировки войск «для атаки противника в направлении г. Калинин». В документах это импровизированное объединение получило наименование: «оперативная группа Н. Ф. Ватутина», по имени возглавившего её начальника штаба Северо-Западного фронта генерал-лейтенанта Н. Ф. Ватутина.

Развитие группового метода расследования

В ходе Судебной реформы 1864г. были изданы судебные уставы, которые регламентировали деятельность суда, а также органов предварительного следствия и дознания. Эти уставы состояли из четырех отдельных кодексов: Учреждения судебных установлений, Устава уголовного судопроизводства. Устава гражданского судопроизводства и Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями

Вопросам организации расследования в этих уставах уделялось весьма пристальное внимание

Предварительное расследование в царской России подразделялось на дознание и предварительное следствие. Предварительное следствие осуществлялось судебными следователями, которые согласно ст. 249 Устава уголовного судопроизводства производили предварительное следствие по сложным делам. К органам дознания того времени относились полиция (общая, земская, городская и столичная), военное начальство, гражданское начальство, духовенство, чины административных ведомств, жандармский корпус, начальники сыскных отделений и их помощники1.

Предварительное следствие от дознания отличалось задачами и объемом используемых средств. Дознание добывало только сведения и указания, которые не имели судебного характера; вся роль его ограничивалась изысканием данных для деятельности следователя, содействием ей, облегчением ее2. В литературе отмечалось, что полиция подчинялась судебному следователю, который мог отменить действия полиции и требовать от нее исполнения своих приказаний без замедления1. Вместе с тем, полиция и судебные следователи тесно взаимодействовали между собой. Так, в ст. 250 Устава уголовного судопроизводства указывалось, что, обнаружив признаки преступления или проступка, полиция в течение суток обязана была сообщать о том судебному следователю и прокурору. В случае их отсутствия полиция производила дознание с целью закрепления следов преступления.

Касаясь вопроса единоличного и коллегиального начал расследования, И.Я. Фойницкий отмечал, что «органы производства следствий обыкновенно бывают единоличными, так как высшее качество их деятельности — быстрота; в дополнение и помощь (курсив наш — Р.У.) судебным органам этого рода даются иногда органы несудебные, полицейские, с меньшим объемом власти»2.

Согласно законодательству того времени судебный следователь при проведении расследования мог давать «разные поручения полиции»3. При этом все следственные действия он обязан был производить лично4. Следует заметить, что в настоящее время согласно ст. 127 УПК РСФСР следователь вправе поручить органу дознания производство не только розыскных, но и следственных действий, что, по нашему мнению, не всегда целесообразно.

Таким образом, в уголовно-процессуальном законодательстве России конца XIX — начала XX в.в. отчетливо видно разделение функций органов, осуществлявших расследование преступлений, и, вместе с тем, в нем предусматривались положения, которые впоследствии стали основой для появле ния нового — группового метода расследования и связанного с ним нового формирования — следственно-оперативных групп.

Деятельность первых следственных органов Советской России основывалась на широком использовании принципа коллегиальности, который считался одним из важнейших принципов уголовного процесса. В числе первых следственных органов Республики Советов Декретом Совета Народных комиссаров (СНК) РСФСР «О суде» № 1 от 22 ноября 1917 г. были образованы следственные комиссии. Им предшествовала первая революционная следственная комиссия, созданная при Военно-революционном комитете Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. Исторически эта и подобные ей следственные комиссии, созданные на местах, стали основой для дальнейшего развития системы органов следствия1. Декрет «О суде» № 1 ликвидировал все дореволюционные судебные органы — прокуратуру, адвокатуру и институт судебных следователей. Взамен он провозгласил создание местных коллегиальных судов, где предварительное следствие осуществлялось единолично судьей, и революционных трибуналов. Предварительное следствие для таких трибуналов проводили следственные комиссии, учреж-даемые при Советах . Причем следственные комиссии обладали полным объемом полномочий по расследованию преступлений.

Боевой путь

В составе действующей армии с 6 июля 1941 года по 23 июля 1941 года как Лужская оперативная группа, с 23 июля 1941 по 25 августа 1941 года как Лужский участок обороны и с 25 августа 1941 по 16 сентября 1941 года как Южная оперативная группа Ленинградского фронта.

По формировании начала занимать 276-километровый Лужский рубеж обороны от Нарвского залива через Кингисепп, затем по реке Луге, затем в виде выступа на запад обходящий Луга, и на юго-восток до озера Ильмень. Рубеж был достаточно хорошо подготовлен: были построены оборонительные сооружения протяжённостью 175 километров, при глубине 10-15 километров, в том числе: 94 километра противотанковых рвов, 160 километров эскарпов, 570 дотов и дзотов.

Главная оборонительная полоса (Лужский оборонительный рубеж) проходила в полосе от Финского залива до совхоза Муравейно по правому берегу реки Луга, затем через населённые пункты Красные Горы, Дарьино, Лесково, Смерди, Стрешево, Снежицы, затем от Снежицы до Овсины опять по правому берегу реки Луга, далее через населённые пункты Ожогин Волочок, Уномерь, Медведь по реке Киба, от посёлка Медведь до Погасино по правому берегу реки Мшага и от Погасино до Голино по левому берегу реки Шелонь. В полосе группы также имелись отсечные позиции:

  • 1-я отсечная позиция из двух полос. Первая полоса проходила от деревни Малая Раковка до деревни Вычелобок по правому берегу Луги, далее до правому берегу реки Удрайка до деревни Дубцы, затем до деревни Радоли по реке Батецкая, протяжённостью по фронту в 28 километров. Вторая полоса проходила от деревень Колодно, Чёрная, до разъезда Заклинье по реке Чёрная, протяжённостью по фронту в 20 километров.
  • 2-я отсечная позиция, от совхоза Муравейно до деревни Плосково по правому берегу Луги, далее до реки Оредеж, озеро Хвойлово, озеро Антоново, река Оредеж, озеро Пристань, река Рыденко и по реке Равань до Бабино, протяжённостью по фронту в 150 километров.

Участок Бабино — Кириши являлся продолжением второй отсечной позиции и проходил до Фёдоровки по реке Равань и далее по реке Тигода.

В бой части группы вступили уже 12 июля 1941 года, когда передовые отряды 41-го моторизованного корпуса прорвались в район юго-западнее Луги, на рубеж реки Плюсса. Соединения группы в течение 13-24 июля 1941 года с боями отошли на 25-30 километров по направлению к Луге, а затем к 25 июля 1941 года ещё ближе к Луге. На правом фланге группы после того, как танки противника повернули на север и 14 июля 1941 года захватили плацдармы у Большого Сабска и Ивановского, подошедшие части оперативной группы завязали бои с целью уничтожения плацдармов. Этого сделать не удалось, но дальнейшее расширение плацдармов было временно прекращено. На левом фланге группы частям 56-го моторизованного корпуса удалось подойти к позициям Лужской оперативной группы в районе западнее Шимска, где также некоторое время шли бои. К середине второй декады июля 1941 года, после контрудара советских войск под Сольцами, в котором участвовали в том числе и соединения группы положение в полосе группы стабилизировалось.

23 июля 1941 года Лужская оперативная группа, с целью оптимального управления войсками, была разделена на три участка (сначала сектора) обороны: собственно Лужский участок обороны, Кингисеппский участок обороны и Восточный участок обороны. С 25 июля 1941 года полоса обороны Лужского участка обороны начиналась севернее Луги от реки Луга в районе несколько западнее Толмачёво, и по дуге через Лесково охватывала Лугу с северо-запада, запада, юго-запада и юга, заканчиваясь на реке Луга юго-западнее города.

С 10 августа 1941 года в полосе обороны участка немецкие войска возобновили наступление. Вплоть до 23 августа 1941 года части Лужского участка ведут напряжённые бои и не дали противнику прорваться к Луге в полосе участка. Однако немецкие войска прорвали оборону советских частей севернее (выйдя к Красногвардейску) и южнее (взяв Новгород) Лужского участка обороны. Части Лужского участка обороны были вынуждена в ночь с 23 августа на 24 августа 1941 года оставить Лугу и отступать в северном направлении. 25 августа 1941 года Лужский участок обороны переименован в Южную оперативную группу. 27 августа 1941 года окружение войск оперативной группы в районе Луги завершилось, и остатки войск группы, ведя бои (пока были боеприпасы) разрозненно выходили из окружения, в основном в район Пушкина и Павловска, но были и такие, которые выходили из окружения на восток, к реке Волхова. Бои войск группы в кольце окружения закончились только 15 сентября 1941 года, а 16 сентября 1941 года управление Южной оперативной группы было расформировано.

Уголовный розыск: задачи службы

Обозначенными выше законодательными актами четко определяется круг задач, стоящих перед полицейским подразделением. Так, можно выделить несколько важных функций:

  • Принятие мер по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию тяжких, особо тяжких преступлений против личности, личного имущества граждан.
  • Подготовка и внедрение действий, направленных на защиту жизни и здоровья человека и гражданина, его имущества от противоправных посягательств.
  • Выполнение оперативно-розыскной деятельности с целью установления места сокрытия прячущихся от следствия преступников, пропавших без вести граждан, опознания трупов.
  • Осуществление дознаний при выполнении доследственной проверки по заявлениям о совершении правонарушений от граждан и организаций.
  • Оперативное сопровождение предварительного расследования по уголовным делам.

Таким образом, круг правонарушений, относящийся к уголовному розыску, довольно широкий. В него не включены преступления, составляющие компетенцию других правоохранительных служб (отдела по борьбе с экономическими преступлениями, незаконным оборотом наркотиков организованной преступностью, ФСБ, прокуратуры). Для выполнения своих полномочий работники оперативной службы используют такие средства: особую технику, негласных осведомителей, оперативно-розыскные учеты, подготовленных для службы собак.

Следователь: задачи, деятельность и полномочия

Или как говорят на сленге – следак. Следствием у нас в стране может заниматься МВД, Следственный комитет и ФСБ.

Следствие нужно, чтобы изобличить всех виновных. Если оперуполномоченный выявляет сам факт преступления и ему не нужно устанавливать: кто виноват, кто не виноват. Он должен установить только факт и написать об этом раппорт. По этому рапорту, если вышестоящая инстанция — прокуратура согласится, будет возбуждено уголовное дело. А вот расследованием уголовного дела будет заниматься, как раз следователь.

Задача следователя:

  • установить всех причастных к преступлению;
  • установить их роль в данном преступлении;
  • привлечь их к ответственности, чтобы восторжествовал закон.

В основном он сидит в кабинете и постоянно допрашивает свидетелей и подозреваемых, проводит следственные действия.

Ему в помощь приданы оперуполномоченные и эксперты. Именно следователь допрашивает, назначает экспертизы, предъявляет, обвинение, избирает меру пресечения на срок следствия.

ПОЛОЖЕНИЕ О СЛЕДСТВЕННО-ОПЕРАТИВНОЙ ГРУППЕ МВД РОССИИ ДЛЯ КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБ МИНИСТЕРСТВА И ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО РАСКРЫТИЮ И РАССЛЕДОВАНИЮ ПОЖАРОВ И ПОДЖОГОВ

Следственно-оперативная группа МВД России создается во исполнение решения коллегии министерства N 4 км/2 от 30 сентября 1992 года для координации деятельности служб Центрального аппарата и органов внутренних дел на местах по расследованию пожаров, повлекших тяжкие последствия, и поджогов.

2. Функции следственно-оперативной группы:

2.1. Осуществляет выезды по указанию руководства Министерства внутренних дел России на места пожаров, повлекших тяжкие последствия, где организует работу соответствующих служб органов внутренних дел по расследованию данных преступлений, оказывает помощь в технико-криминалистическом сопровождении их расследования и проведении неотложных следственно-оперативных и иных мероприятий по установлению причин пожаров и виновных лиц.

2.2. Анализирует обстановку, складывающуюся на территории России по раскрытию пожаров и поджогов, а также эффективность деятельности служб органов внутренних дел по борьбе с криминальными пожарами. Разрабатывает предложения по улучшению качества дознания, предварительного следствия по делам этой категории.

2.3. По направлениям деятельности входящих в СОГ сотрудников контролирует ход раскрытия и расследования наиболее сложных происшествий. В процессе осуществления контроля за раскрытием и расследованием конкретных преступлений, связанных с пожарами, члены следственно-оперативной группы по линиям служб организуют работу органов внутренних дел на местах по установлению виновных лиц и иных обстоятельств преступления, оказывают необходимую помощь в выполнении следственных и оперативно-розыскных мероприятий.

2.4. Обобщает практику следствия и дознания по делам о пожарах. По результатам готовит представления, информации в инстанции, публикации в средствах массовой информации и иные материалы профилактического характера.

2.5. Разрабатывает информационно-методические материалы (учебные пособия, методические рекомендации, обзоры и др.) по проблемам раскрытия и расследования пожаров и поджогов.

2.6. Выявляет, обобщает и распространяет положительный опыт организации расследования пожаров, способствует внедрению в практику ОРД новейших достижений науки и техники.

2.7. Организует формирование банка данных о поджогах, виновных лицах, мотивах и способах совершения преступлений, маскировки.

2.8. В целях повышения профессионального мастерства сотрудников совместно с заинтересованными службами организует и проводит учебно-практические занятия, сборы, совещания-семинары следователей, дознавателей, оперативных работников, экспертов, специализирующихся на раскрытии и расследовании пожаров.

3. Функции руководителя следственно-оперативной группы:

3.1. Организует работу членов следственно-оперативной группы по координации деятельности служб министерства и органов внутренних дел по раскрытию и расследованию пожаров и поджогов.

3.2. Принимает меры к своевременному выезду следственно-оперативной группы на место пожара в требуемом составе, обеспечению необходимым транспортом.

3.3. Непосредственно на месте происшествия осуществляет руководство работой членов следственно-оперативной группы, также других сотрудников, приданных для раскрытия и расследования преступления.

3.4. Организует профилактическую работу, проводимую членами следственно-оперативной группы по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений, связанных с пожарами.

3.5. Ведет учет работы следственно-оперативной группы на основании представленных материалов, готовит отчет о результатах ее деятельности.

Оперуполномоченный

Оперуполномо́ченный — оперативный сотрудник, должностное лицо органа, уполномоченного на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Основное отличие от иных должностных лиц органа дознания — специальные полномочия, позволяющие осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Делопроизводство, ведущееся в оперативном аппарате органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность и сопровождающее пресечение и раскрытие преступлений негласными методами, розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, агентурно-оперативную работу, имеет гриф «секретно» и «совершенно секретно» и не подлежит разглашению и опубликованию. В связи с большим количеством рукописных документов, составляемых оперативным сотрудником, широко употребляются сокращения: «О/у», «Ст. о/у», «О/у по ОВД», «Ст. о/у по ОВД» и аналогичные — для обозначения замещаемой должности. Оперативному сотруднику разрешено повседневное ношение гражданской одежды. В психологическом плане, существуют серьезные отличия между оперативником и сотрудниками других полицейских подразделений, к примеру, психолог МВД утверждает: «Опера должны быть хитрыми, перевоплощаться, сливаться с окружающей средой, следователь же не такой живой, он аналитик, думающий человек».

Наименование должности оперуполномоченного введено в впервые в органах ВЧК-ОГПУ-НКВД в 1918 году. В 1970-1980 годах, в советской милиции, наименование должности «оперуполномоченный» заменено на «инспектор», но начиная с начала 80-х годов, должности оперативного сотрудника органов внутренних дел возвращено историческое наименование.

Процессуальный статус оперуполномоченного аналогичен процессуальному статусу иного должностного лица органа дознания, наделенного правом проводить предварительное расследование в форме дознания. В связи с этим, оперуполномоченный наделен правом проведения проверки сообщений о преступлениях в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ и принятия по ним соответствующих решений.

Должности оперуполномоченных предусмотрены также в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (ФСИН России). Оперуполномоченный является сотрудником оперативного отдела соответствующего учреждения (следственного изолятора, исправительной колонии, воспитательной колонии), либо аппарата управления (главного управления) ФСИН России по субъекту федерации (отдел розыска, организации ОРД, собственной безопасности и т.д.) и занимается агентурно-оперативной работой, профилактикой, предупреждением и раскрытием преступлений в местах лишения свободы.

В зависимости от вида оперативного подразделения и выполняемых им задач, существует градация должности оперативного сотрудника — оперуполномоченный, старший оперуполномоченный, оперуполномоченный по особо важным делам, старший оперуполномоченный по особо важным делам. Для указанных должностей установлены различные предельные специальные звания, вместе с тем их правовой статус одинаков, начальник (руководитель) оперативного подразделения имеет полномочия оперативного сотрудника в полном объеме. В органах внутренних дел и уголовно-исполнительной системе Российской Федерации должность оперуполномоченного предусматривает присвоение специального звания до капитана полиции (капитана внутренней службы) включительно, старшего оперуполномоченного — до майора полиции (майора внутренней службы) включительно, оперуполномоченного по особо важным делам, старшего оперуполномоченного по особо важным делам — до подполковника полиции (подполковника внутренней службы) включительно.

В оперативно-сыскных подразделениях территориальных органов внутренних дел и органах внутренних дел на транспорте, предусмотрена должность младшего начальствующего состава — младший оперуполномоченный. Младшие оперуполномоченные занимаются выявлением и пресечением карманных краж и иных преступлений общеуголовной направленности методом личного сыска. В органах внутренних дел Российской Федерации должность младшего оперуполномоченного предусматривает присвоение специального звания до старшего прапорщика полиции включительно.

> См. также

  • Детектив (профессия)
  • Дознаватель
  • Следователь
  • Охотник за головами
  • Охотник на воров

> Примечания

  1. «Психолог в погонах — о хитрых операх и отборе кандидатов на службу в полицию» m24.ru от 19 июня, 2015

Для работы опером нужно высшее образование

Работа оперуполномоченным предусматривает офицерское звание и наличие высшего образования. Для этого вам необходимо будет закончить высшее учебное заведение МВД или же пройти курсы переквалификации с уже имеющимся высшим образованием.

Как правило, такие университеты расположены в областных центрах, и обучение составит от 3 до 5 лет. На момент обучения вам будет зачисляться рабочий стаж на должности курсанта.

По окончании ВУЗа вы получаете звание младшего лейтенанта или лейтенанта и идете работать по направлению, согласно вашей специальности.

Выпускники Высших учебных заведений МВД

Все необходимые юридические знания вы получаете в ходе обучения. Кроме того, у вас будет возможность подкрепить их на практике, проходя стажировку в период обучения в райотделе.

Лучше поступать в учебные заведения МВД сразу после школы

Если вы действительно определились с профессией всей вашей жизни, лучше всего идти на обучение после школы. Во-первых, вам будет зачисляться рабочий стаж, во-вторых, вы избежите срочной военной службы и, в-третьих, вы в более раннем возрасте сможете получать достойную заработную плату, поскольку одним из критериев ее формирования является стаж работы.

Первичное обучение проходит на казарменном положении

Как правило, работодатель не может сразу принять вас на работу, а отправляет на обучение. Для этого на каждого сотрудника формируется личное дело.

Процесс первичного обучения не сложен, но довольно утомителен. Как правило, содержит пребывание в казарменном положении (т.е. с постоянным проживанием в общем помещении и специальным режимом выхода) от 6 месяцев до 2 лет.

Казарма.

Но не пугайтесь, можно взять и отгул, и отпуск. Предусмотрена стипендия.

В Украине молодой специалист сразу же после окончания университета может рассчитывать на зарплату в 330-350$.

Преимущества и недостатки работы оперативника

Преимуществами работы оперативника являются:

  1. Регулярное и стабильное получение заработной платы.
  2. Востребованность профессии.
  3. Возможность карьерного роста.
  4. Общественная значимость и полезность работы.
  5. Наличие дополнительных льгот: внеплановое зачисление ребенка в детский сад, оплачиваемый отпуск, продленный отпуск, возможность досрочного выхода на пенсию и пр.
  6. Наличие дополнительных преимуществ в виде доступного бесплатного медобслуживания, возможности льготного приобретения жилья.

При этом не лишена работа оперуполномоченного сотрудника объективных минусов:

  1. Высокая психологическая и физическая нагрузка.
  2. Сверхурочный график работы, ненормированный рабочий день.
  3. Угроза жизни и здоровью.

Таким образом, официальной задачей оперуполномоченных является выполнение задач по оперативному розыску. Оперативно-розыскной деятельностью они занимаются оперативно и негласно. Основными задачами оперативников являются предупреждение преступлений, раскрытие преступлений, розыск скрывающихся преступников. Работа оперативных сотрудников является достаточно сложной в физическом и психологическом плане, часто им приходится работать сверхурочно на условиях ненормированного графика. Компенсируются неудобства высокими доходами и доступными им дополнительными льготами. Для работы оперативником подойдут лица в возрасте до 35 лет с высшим юридическим образованием и хорошим состоянием здоровья. От них требуется внимательность, хорошая память и высокий уровень стрессоустойчивости.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий