О проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях (с изменениями на 20 июля 2020 года)

Сводная таблица видов эвакуации населения

Таблица 3. Сводная таблица видов эвакуации населения
По опасности из зон возможных и реальных ЧС

1. Химического заражения

2. Радиоактивного заражения

3. Биологического заражения

4. Разрушений

5. Затоплений

6. Катастроф 

По способу эвакуации

1. Всеми видами транспорта

2. Пешим ходом

3. Комбинированно

По удаленности (масштабности)

1. Местная

2. Региональная

3. Государственная

По длительности

1. Временная (на несколько суток)

2. Среднесрочная (до 1 месяца)

3. Долгосрочная\продолжительная (более 1 месяца)

По времени начала

1. Заблаговременная (упреждающая)

2. Экстренная (срочная)

Законодательно определен перечень материальных и культурных ценностей, которые подлежат эвакуации в первую очередь. Также существует определенный регламент эвакуационных мероприятий относительно населения по группам и категориям.

Абсолютно точно определены предприятия и категории работников, которые должны быть эвакуированы в первую очередь. Ряд Приказов МЧС регулируют весь порядок эвакуационных мер для организаций, при различных видах поражений населенных пунктов.

  1. Разрабатывается и утверждается план эвакуации, он содержит разделы плановых мероприятий по разработке и ликвидации ЧС.
  2. Регламентируется порядок оповещения населения об эвакуационных мероприятиях, времени проведения и организационных вопросах.
  3. Определяется перечень эвакуационных пунктов и их адреса.
  4. Группируются граждане, подлежащие эвакуации.
  5. Определяются районы, куда будут эвакуированы люди, ценности, объекты.
  6. Создаются условия для приема эвакуированных.
  7. Точно определяются все маршруты пешей и транспортной эвакуации.
  8. Проводятся комплексные мероприятия по разведке местности соответствующими специалистами для дальнейшей оперативной ликвидации последствий и очистки территории ЧС.

Сущность и способы эвакуации

Все мероприятия по рассредоточению и эвакуации населения планируются и всесторонне готовятся заблаговременно. Они осуществляются для того, чтобы снизить вероятные потери населения, сохранить квалифицированные кадры специалистов, обеспечить устойчивое функционирование объектов экономики. Кроме того, создаются условия для создания группировок сил и средств в загородной зоне в целях проведения спасательных и других неотложных работ в очагах чрезвычайных ситуаций и в особый период.

Рассредоточение — комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из городов и размещению в загородной зоне рабочих и служащих предприятий и организаций, продолжающих свою деятельность в особых условиях. Рабочие и служащие, отнесенные к категории рассредоточиваемых, после вывоза и расселения в загородной зоне посменно выезжают в город для работы на своих предприятиях, а по окончании работы возвращаются в загородную зону на отдых. Рассредоточиваемые в военное время размещаются в районах загородной зоны, в ближайших к границам городов, в населенных пунктах, расположенных вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей с тем, чтобы обеспечить организованную доставку рабочих смен на предприятия в город и обратно за время, не превышающее 5 часов. Загородная зона — территория, расположенная вне зон возможных разрушений, опасных радиоактивным загрязнением и химическим заражением, а также катастрофического затопления, вне приграничных районов, заблаговременно подготовленная для размещения эвакуируемого населения и его первоочередного жизнеобеспечения.

Эвакуация населения — комплекс мероприятий по организованному вывозу всеми видами имеющегося транспорта и выводу пешим порядком населения из городов и населенных пунктов и размещению его в загородной зоне. В чрезвычайных условиях природного и техногенного характера и условиях неполной обеспеченности населения защитными сооружениями в городах и других населенных пунктах, имеющих объекты повышенной опасности, а также в военное время, основным способом его защиты является эвакуация и размещение людей в загородной зоне (безопасных районах).

Рассредоточение и эвакуация людей планируются и проводятся по производственному и территориальному принципу, т.е. по объектам и по месту жительства (через жилищно-эксплуатационные органы). Предусматривается комбинированный способ эвакуации, обеспечивающий ее осуществление в сжатые сроки. При этом используются все виды имеющегося транспорта, независимо от форм собственности, не занятого выполнением особо важных задач. Одновременно часть людей выводится пешим порядком.

Количество вывозимого населения определяется эвакокомиссиями в зависимости от наличия транспорта и дорожной сети, ее пропускной способности, других условий. В первую очередь вывозятся медицинские учреждения, лица, которые не могут преодолеть пешком дальние расстояния (беременные женщины, женщины с детьми до 14 лет, больные, находящиеся на амбулаторном лечении, мужчины старше 65 и женщины старше 60 лет), а также рабочие и служащие свободных смен предприятий, продолжающих свою деятельность в чрезвычайных ситуациях. Все остальные выводятся пешком.

Презентация на тему: » ОПОВЕЩЕНИЕ И ЭВАКУАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ Тема: «Оповещение и эвакуация населения при ЧС»» — Транскрипт:

1

ОПОВЕЩЕНИЕ И ЭВАКУАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ Тема: «Оповещение и эвакуация населения при ЧС»

2

Сигнал «Внимание всем!» Телевидение Звонки громкого боя и электросирены Громкоговорители Радиосеть Радиоканал

3

После сигнала «Внимание всем!» может последовать и другая информация, например о надвигающейся угрозе радиоактивного или бактериологического заражения. В этих случаях будет передано краткое сообщение о порядке действий и правилах поведения

4

При аварии на химическом объекте содержание информации может быть следующим: «Внимание! Говорит штаб гражданской обороны города. Граждане! Произошла авария на комбинате с выбросом сильнодействующего ядовитого вещества — аммиака

Облако зараженного воздуха распространяется в направлении поселка Заречный. Населению улиц Новая, Зеленая, Садовая находиться в зданиях. Провести герметизацию своих жилищ. Населению улиц Заводская, Кузнечная немедленно покинуть жилые дома, учреждения, учебные заведения и выйти в район озера Ближнее. В дальнейшем действовать в соответствии с нашими указаниями». Речевое оповещение

5

При аварии на АЭС: «Внимание! Говорит штаб гражданской обороны района. Граждане! Произошла авария на атомной электростанции

В районе поселка Новоспасский ожидается выпадению радиоактивных веществ. Населению поселка находиться в жилых домах. Провести герметизацию помещений и подготовиться к эвакуации. В дальнейшем действовать в соответствии с указаниями штаба ГО». Речевое оповещение

6

При наводнении: «Внимание! Говорит штаб гражданской обороны района. Граждане! В связи с внезапным повышением уровня воды в реке Серебрянка ожидается подтопление домов в районе улиц Некрасова, Речная, Железнодорожная и поселка Северный

Населению этих улиц и поселка собрать необходимые вещи, продукты питания на 3 дня, воду, отключить газ и электроэнергию и выйти в район школы 7 для регистрации на сборном эвакопункте и отправки в безопасные районы». Речевое оповещение

7

«Внимание! Внимание! Граждане! Воздушная тревога! Воздушная тревога!» По этому сигналу объекты прекращают работу, транспорт останавливается и все население укрывается в защитных сооружениях. «Внимание! Внимание! Граждане! Отбой воздушной тревоги! Отбой воздушной тревоги!»

По этому сигналу население с разрешения комендантов (старших) убежищ и укрытий покидает их.

8

Схематический план

9

Место нахождения сборного эвакуационного пункта

10

При эвакуации необходимо взять с собой: деньги, ценные вещи, документы (свидетельства о рождении, браке, паспорт, военный билет, трудовую книжку или пенсионное удостоверение, диплом (аттестат) об окончании учебного заведения); одежду (плащ, спортивный костюм, теплые вещи, два комплекта нижнего белья); обувь, предпочтительнее резиновую или на резиновой основе; постельные принадлежности; медикаменты; индивидуальные средства защиты; продукты питания на 2-3 суток (консервы, сухари, концентраты, воду); кружку, чашку, ложку, нож, спички, карманный фонарь, иголку и нитки; средства гигиены.

Эвакуация как способ защиты населения

Во исполнении Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1995 г.) в

Российской Федерации функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Она обеспечивает систему мер предупреждения ЧС, определяет организационный порядок реагирования на их реализацию и порядок действий в ЧС. Она включает в себя соответствующие организации, силы и средства и координирует их действия в целях предупреждения ЧС, защиты населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также при применении возможным противником современных средств поражения.

Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций включает в себя совокупность мероприятий, проводимых в кротчайшие сроки в целях оказания всех видов помощи пострадавшему населению в очагах поражения (заражения), в зонах катастрофического затопления и в районах стихийных бедствий, предотвращения дальнейших разрушений и потерь, а также восстановления жизнедеятельности городов, населенных пунктов и объектов народного хозяйства.

Защита населения в условия ЧС включает ряд мероприятий, в том числе рассредоточение и эвакуация населения из крупных городов и важных объектов, а также из зон катастрофического затопления и зон поражения. Эвакуацию, как способ защиты населения, используют давно. В СССР в годы Великой Отечественной Войны она достигла особенно больших размеров. Из европейской части страны эвакуировались заводы с рабочими, служащими и их семьями. В течение июля — ноября 1941г. в глубокий тыл перебазировалось более 1500 промышленных предприятий

Целесообразно ли проведение эвакуации как в прежние годы с позиции обеспечения безопасности эвакуируемых? Практика современной жизни говорит о том, что население все чаще подвергается опасностям в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф в промышленности и на транспорте. Стихийные бедствия на нашей планете – явления весьма частые: землетрясения, наводнения, сходы снежных лавин, селевые потоки, оползни, массовые лесные пожары. При ликвидации последствий землетрясения в Армении 7 декабря 1988 г. из городов Ленинакан, Кировокан, Спитак, Степанаван, из других подвергшихся разрушениям населенных пунктов было эвакуировано более 110 000 детей, женщин и стариков. Жарким летом 1973 г. во время движения селя из отдельных районов города Алма-Ата была проведена вначале частичная эвакуация детей, а затем и взрослого населения. В Оренбургской области в 1942г., 1957г., 1993г., 1994г., 1998г., 2000г. отмечались большие наводнения. Они сопровождались высоким подъемом воды, что требовало эвакуации населения из отдельных населенных пунктов. Не раз приходилось выводить и вывозить людей из зон массовых лесных пожаров. Особенно опасны так называемые верховые пожары, скорость распространения которых достигает 15 — 20 км/ч.

Все чаще приходится прибегать к эвакуационным мероприятиям при авариях на атомных электростанциях, при выбросах и разливах аварийно химически и биологически вредных веществ, при крупных пожарах на нефтехимических и нефтеперерабатывающих заводах.

Авария на атомной электростанции в Чернобыле в апреле 1986 г. вынудили руководство Киевской области провести эвакуацию населения из 30-ти километровой зоны.

При авариях на предприятиях, производящих или использующих АХОВ образуются зоны заражения. При этом также необходима эвакуация из тех населенных пунктов, в направлении которых движется ядовитое облако. 5 сентября 1991 г. в Новосергеевском районе в 18.00 на заглушенной скважине № 157 произошел выброс с образованием газонефтяного фонтана. В зоне заражения газом оказалось село Рыбкино. К 22.00 жители села были эвакуированы и возвратились в село 11 сентября после ликвидации фонтана. 23 июня 1991 г.

Таким образом, эвакуация как способ защиты и сегодня не потеряла своего значения.

Планирование эвакуационных мероприятий.

    Планирование
эвакуационых мероприятий осуществляется
эвакуационными комиссиями при участии
органов управления гражданской обороны
и органов исполнительной власти. Планы
эвакуации оформляются как разделы планов
действий по предупреждению и ликвидации
определённых чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера.

    При
планировании эвакуационных мероприятий 
определяются численность населения,
пострадавшего в районах катастроф,
выводимого пешим порядком и вывозимого
на транспорте, очерёдность и сроки его
вывода, маршруты следования до конечных
пунктов эвакуации или промежуточных
пунктов. Для определения очерёдности
вывода или вывоза людей и их размещения
в местах первичного жизнеобеспечения
всё население разделяется на группы.

    На 
всё население, подлежащее эвакуации,
по месту жительства и на предприятиях
составляются эвакуационные списки.
Не занятые в производстве члены 
семей рабочих и служащих включаются
в списки по месту работы главы 
семьи. Эвакуационные списки составляются
заблаговременно и уточняются при периодической
корректировке планов эвакуации, а также
при непосредственной угрозе возникновения
чрезвычайной ситуации. Эти списки являются
основными документами для учёта, размещения
и обеспечения эвакуированного населения.

    В
районах размещения эвакуируемого 
населения эвакокомиссии при 
участии органов управления гражданской 
обороны, органов местного самоуправления
и объектов экономики разрабатывают 
планы приёма, размещения и первоочередного
обеспечения эвакуированного населения.

    Почти
в обязательном порядке в ходе
эвакуационных мероприятий приходится
решать такие острые вопросы как:

  • не потерять
    управление массами эвакуируемых людей;
  • организовать
    охрану жилищ и имущества эвакуируемых;
  • обеспечить
    эвакуацию домашних животных;
  • обеспечить
    работу коммунальных служб.

    Эти
вопросы должны быть проработаны 
заранее.

    С
целью создания условий для организованного 
проведения эвакуации планируются 
и осуществляются мероприятия по
обеспечению эвакуационных мероприятий.

Классификация видов эвакуации

  1. По 
    видам опасности
    эвакуация
    из зон возможного и реального химического,
    радиоактивного, биологического заражения
    (загрязнения), возможных сильных разрушений,
    возможного катастрофического затопления
    и т. д.
  2. По
    способам эвакуации:
  • с помощью
    транспорта;
  • пешим порядком;
  • комбинированным
    способом.

По
удаленности:

  • локальная
    (в пределах города, населенного пункта,
    района);
  • местная (в
    границах субъекта Российской Федерации,
    муниципального образования);
  • региональная
    (в границах федерального округа; государственная
    (в пределах Российской Федерации);

По
временным показателям:

  • временная
    (с возвращением на постоянное местожительство
    в течение нескольких суток);
  • среднесрочная
    — до 1 месяца;
  • продолжительная
    — более месяца.

    В
зависимости от времени и сроков проведения
выделяются следующие варианты эвакуации
населения:

  • упреждающая
    (заблаговременная);
  • экстренная
    (безотлагательная).

    В
зависимости от охвата эвакуационными
мероприятиями населения, оказавшегося
в зоне чрезвычайной ситуации, выделяют
следующие варианты эвакуации:

  • общая эвакуация;
  • частичная
    эвакуация.

    Одним
из специфических способов эвакуации 
является рассредоточение — организованный
вывод из потенциально опасных зон свободной
от работы смены рабочих и служащих объектов
экономики, которые продолжают свою работу,
и временное размещение их на безопасной
территории.

    Ещё
одним специфическим видом эвакуации 
является отселение — организованный
вывод нетрудоспособного и не занятого
на производстве населения из районов,
загрязнённых радиоактивными веществами
и опасных для проживания, в безопасные
места на постоянное жительство.

    Выбор
указанных вариантов проведения
эвакуации определяется в зависимости 
от масштабов распространения и 
характера опасности, достоверности 
прогноза её реализации, а также перспектив
хозяйственного использования производственных
объектов, размещенных в зоне действия
поражающих воздействий, численности
оставшегося в опасной зоне населения,
наличия транспорта и других местных условий.

Подготовительные мероприятия.

    При
получении достоверного прогноза возникновения 
чрезвычайной ситуации или сообщения 
о возможном нападении противника
проводятся подготовительные
мероприятия,
цель которых заключается
в создании благоприятных условий для
организованной эвакуации людей из опасной
зоны. К подготовительным мероприятиям
относятся:

  • приведение
    в готовность эвакоорганов и уточнение
    порядка их работы;
  • уточнение
    численности населения, подлежащего эвакуации
    пешим порядком и транспортом;
  • распределение
    транспортных средств по станциям (пунктам)
    посадки, уточнение расчётов маршевых
    колонн и закрепление их за пешими маршрутами;
  • подготовка
    маршрутов эвакуации, установка дорожных
    знаков и указателей, оборудование мест
    привалов;
  • подготовка
    к развёртыванию сборных эвакуационных
    пунктов, пунктов посадки (высадки);
  • подготовка
    готовности систем оповещения и связи;
  • приведение
    в готовность имеющихся защитных сооружений.

Виды эвакуации:

Таблица 1. Виды эвакуации
Частичная Вывоз без нарушения графиков работы транспорта граждан, не занятых в производстве, до начала массовой общей эвакуации.
Общая Вывоз всеми видами транспорта и пешим ходом населения. Последующее размещение его в безопасной зоне.
Временная Эвакуация из зон природных катаклизмов или зон заражения.
Рассредоточение Эвакуация из некоторых категорий городов работников производств с продолжением работы по профилю на соответствующих промышленных предприятиях (чаще в военное время).

Все планирование эвакуационных мероприятий проводится по вертикали власти: Государство — республика — область — регион- населенный пункт — район — предприятие. Для четкой бесперебойной работы эвакуационных органов разрабатываются все виды обеспечения:

  • радиационная, химическая, медицинская, инженерная, биологическая разведка;
  • обеспечение транспортом;
  • обеспечение медицинскими пунктами и медикаментами;
  • обеспечение и охрана порядка;
  • обеспечение транспортом.

4.1. Средства защиты органов дыхания

При объявлении о ЧС все население должно быть обеспечено средствами индивиду­альной защиты. Личный состав форми­рований, рабочие и служащие получа­ют средства индивидуальной защиты на своих объектах, население — в ЖЭК, ДЭЗ. При недостатке на объек­те противогазов они могут быть заме­нены противогазами и респираторами, предназначенными для промышленных целей. Все остальное население само­стоятельно изготавливает противо­пыльные тканевые маски, ватно-мар­левые повязки и другие простейшие средства защиты органов дыхания, а для защиты кожных покровов подго­тавливают различные накидки, плащи, резиновую обувь, резиновые или ко­жаные перчатки. Средства индивиду­альной защиты следует хранить на ра­бочих местах или вблизи них.

Наиболее надежным средством защи­ты органов дыхания людей являются противогазы. Они предназнача­ются для защиты органов дыхания, лица и глаз человека от вредных при­месей, находящихся в воздухе. По принципу действия все противогазы подразделяются на фильтрующие и изолирующие.

Фильтрующие противогазы явля­ются основным средством индивидуальной защиты органов дыхания. Принцип защитного действия их осно­ван на предварительном очищении (фильтрации) вдыхаемого человеком воздуха от различных вредных приме­сей.

В настоящее время в системе гражданской обороны страны для взрослого населения используются фильтрующие противогазы ГП-5. Для детей— ДП-6, ДП-бм, ПДФ-7, ПДФ-д, ПДФ-ш, а также ка­мера защитная детская (КЗД-4). Сле­дует иметь в виду, что фильтрующие противогазы от окиси углерода не за­щищают, поэтому для защиты от оки­си углерода используется дополни­тельный патрон

Изолирующие противогазы (ИП-4, ИП-5, ИП-46, ИП-46М) являются спе­циальными средствами защиты орга­нов дыхания, глаз, кожи лица от всех вредных примесей, содержащихся в воздухе. Их используют в том случае, когда фильтрующие противогазы не обеспечивают такую защиту, а также в условиях недостатка кислорода в воз­духе. Необходимый для дыхания воз­дух обогащается в изолирующих про­тивогазах кислородом в регенератив­ном патроне, снаряженном специаль­ным веществом (перекись и надперекись натрия). Противогаз состоит из: лицевой части, регенеративного пат­рона, дыхательного мешка, каркаса и сумки.

В системе гражданской обороны наибольшее применение име­ет респиратор Р-2. Он представ­ляет собой фильтрующую по­лумаску с оголовьем. Маска снабжена двумя клапанами вдоха и одним клапаном выдо­ха с предохранительным эк­раном. Наружная часть полу­маски изготовлена из полиу-ретанового пенопласта зеле­ного цвета, а внутренняя—из тонкой воздухонепроницаемой полиэтиленовой пленки, в ко­торую вмонтированы два кла­пана вдоха. Между полиуре-таном и полиэтиленом распо­ложен фильтр из полимерных волокон. Респиратор имеет но­совой зажим, предназначен­ный для поджима полумаски к лицу в области переносицы.

Принцип действия респиратора основан на том, что при вдо­хе воздух последовательно проходит через фильтрующий полиуретановый слой маски, где очищается от грубодисперсной пыли, а затем через фильтрующий полимерный волокнистый материал, в котором происходит очистка воздуха от тонкодис­персной пыли. После очистки вдыхаемый воздух через клапаны вдоха попадает в подмасочное пространство и в органы дыха­ния. При выдохе воздух из подмасочного пространства выходит через клапан выдоха.

Простейшие средства защиты органов дыхания изготавли­ваются самим населением. Они рекомендуются в качестве массового средства защиты органов дыхания от РВ и БС. Для за­щиты от 0В они, как и респираторы, непригодны. К простей­шим средствам защиты органов дыхания относятся противопыльные тканевые маски ПТМ-1 и ватно-марлевые повязки. Каждый человек должен иметь их по месту жительства или по месту работы.

Обеспечение эвакуационных мероприятий.

    Первичное
жизнеобеспечение населения
в ходе
эвакуационных мероприятий включает приём
и временное (от 3 до 45 суток) размещение
населения, организацию его питания, водоснабжения,
коммунально-бытового, медицинского и
социально-правового обеспечения.

    Транспортное 
обеспечение
эвакуационных мероприятий
— это комплекс мероприятий, охватывающих
подготовку, распределение и эксплуатацию
транспортных средств, предназначенных
для выполнения эвакоперевозок. Транспортное
обеспечение возлагается на транспортные
органы, министерства, ведомства и объекты
экономики, располагающие транспортными
средствами. В их обязанности входит:

  • участие в
    планировании эвакоперевозок;
  • подготовка
    транспортных средств для выполнения
    эвакоперевозок населения, а также пунктов
    посадки и высадки;
  • организация
    материально-технического
    обеспечения;
    эвакоперевозок: обслуживание
    и ремонт транспортных средств, снабжение
    топливом и запасными частями;
  • организация
    управления эвакоперевозками.

    Для
организованного осуществления 
автотранспортных перевозок и создания
условий устойчивого управления
ими на всех этапах эвакуации создаются
специальные автомобильные формирования:
автомобильные колонны, автосанитарные
отряды, группы транспорта, находящегося
в личном пользовании граждан.

    Медицинское
обеспечение
эвакуационных мероприятий
включает проведение органами здравоохранения
организационных, лечебных, санитарно-гигиенических
и противоэпидемических мероприятий,
направленных на охрану здоровья эвакуируемого
населения, своевременное оказание медицинской
помощи заболевшим и получившим травмы
в ходе эвакуации, а также предупреждение
возникновения и распространения массовых
инфекционных заболеваний.

    Медицинское
обеспечение эвакуации организуется
по территориально-производственному 
принципу. Руководство медицинским 
обеспечением осуществляют соответствующие
руководители органов здравоохранения
данной территории. В их обязанности входит:

  • планирование
    медицинского обеспечения эвакуации;
  • подготовка
    медицинских учреждений и формирований;
  • подготовка
    к оказанию первой медицинской помощи
    эвакуируемому населению на сборных эвакуационных
    пунктах, маршрутах эвакуации, ППЭ, ПЭП
    и в районах его размещения;
  • оказание
    первой медицинской помощи в ходе эвакуации
    при острых заболеваниях и травмах;
  • контроль
    за поддержанием необходимых санитарно-гигиенических
    условий;
  • предупреждение
    возникновения и распространения инфекционных
    заболеваний.

Организация эвакуационных мероприятий.

    Руководство
эвакуацией осуществляют штабы гражданской 
обороны административных территорий.
Для лучшего выполнения этой задачи
при них создаются специальные 
эвакуационные органы: эвакуационные 
комиссии, сборные эвакуационные 
пункты, эвакоприёмные комиссии, приёмные
эвакуационные пункты. В целях организованного
проведения эвакуационных мероприятий
помимо эвакуационных комиссий создаются:
в городе — сборные эвакопункты, пункты
посадки на транспорт и исходные пункты
для отправки пеших колонн; в загородной
зоне — приёмные эвакопункты, промежуточные
эвакопункты (при необходимости временного
размещения населения, следовавшего пешим
порядком) и пункты высадки для лиц, следовавших
на транспорте.

    Основанием 
для принятия решения на проведение
эвакуации является наличие угрозы жизни
и здоровью людей, оцениваемой по заранее
установленным для каждого вида опасностям
критериям.

    Эвакуация
населения, как правило, организуется
по производственно-территориальному
принципу: по производственному принципу
— для рабочих, служащих, членов их семей,
студентов ВУЗов и учащихся средних учебных
заведений и ПТУ (через места,где они работают
или учатся); по территориальному принципу
— для населения, не связанного с производством
(по месту жительства, через жилищные органы).
В определённых случаях эвакуация осуществляется
только по территориальному принципу,
то есть непосредственно из тех мест, где
находится население в момент объявления
эвакуации.

    С
получением сигнала на проведение эвакуации 
осуществляются следующие мероприятия:

  • оповещение
    руководителей эвакуационных органов,
    предприятий и организаций;
  • развёртывание
    и приведение в готовность эвакуационных
    органов;
  • сбор и подготовка
    к отправке в безопасные районы населения,
    подлежащего эвакуации;
  • формирование
    и вывод к исходным пунктам на маршрутах
    пеших колонн, подача транспортных средств
    к пунктам посадки и посадка населения
    на транспорт;
  • приём и размещение
    эвакуируемого населения в безопасных
    районах, заблаговременно подготовленных
    по первоочередным вопросам жизнеобеспечения.

    Для
получения наиболее полной картины 
условий проведения эвакуации органами
управления ГОЧС организуется ведение 
воздушной, морской и наземной разведки,
а также специальных видов 
разведки: радиационной, химической, пожарной,
инженерной, медицинской, ветеринарной
и т.д.

Урок 16Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

Важным условием своевременного принятия необходимых мер по защите населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время является оповещение.

Под оповещением понимают доведение до органов управления, сил и средств РСЧС, а также населения сигналов оповещения и информации о чрезвычайной ситуации и порядке действий в создавшихся условиях.

Передача сигналов и информации осуществляется с помощью специальных систем оповещения, которые создаются на всех уровнях управления РСЧС: федеральном, межрегиональном, территориальном, муниципальном и объектовом. Эти системы оповещения являются автоматизированными и обеспечивают передачу по сетям связи команд управления. По этим командам включаются средства оповещения — электрические сирены, громкоговорители, радиовещательные и телевизионные станции. Система оповещения населения на территории субъекта Российской Федерации приведена на схеме 20.

Электрические сирены (рис

29), размещенные на территориях городов и населенных пунктов, при включении обеспечивают передачу своим звуком предупреждающего сигнала «Внимание всем!». Услышав данный сигнал, люди должны включить телевизоры, радиоприемники, радиоточки и прослушать речевое сообщение о случившемся и порядке действий в создавшейся ситуации

Передача речевого сообщения осуществляется сразу же после сигнала «Внимание всем!».

На ограниченных территориях могут быть использованы вспомогательные средства оповещения: сирены ручного привода, электромегафоны, подвижные звукоусилительные станции. Их применение позволяет проводить оповещение в ночное время, когда основные средства — квартирные громкоговорители, радиоприемники и телевизоры — выключены. На шумных производствах и в лечебных учреждениях могут быть установлены световые табло (транспаранты) с текстами поступивших сигналов и команд. В качестве вспомогательных средств возможно использование гудков производственных предприятий и звуковых сигналов транспортных средств (рис. 30).

Типовые тексты информации для населения в чрезвычайных ситуациях заранее разработаны органами управления ГОЧС и записаны на магнитные носители на русском и национальных языках.

Для защиты населения, проживающего в районах потенциально опасных объектов, на этих объектах создают локальные системы оповещения. Такие системы есть на ядерно и радиационно опасных объектах, химически опасных объектах, на гидротехнических сооружениях, при авариях, на которых может образоваться зона катастрофического затопления.

Зоны действия локальных систем оповещения установлены:• в районах размещения ядерно и радиационно опасных объектов — в радиусе 5 км вокруг объекта (включая поселок объекта);
• в районах размещения химически опасных объектов — в радиусе 2,5 км вокруг объекта;
• в районах размещения гидротехнических объектов — на расстоянии до 6 км от объектов.

Для своевременного оповещения и оперативного информирования о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций предусмотрено размещение современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей. Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей — это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных
сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения при этом.

Вопросы и задания

1. Дайте определение понятия «оповещение».

2. Какими способами осуществляют оповещение?

3. Что относится к вспомогательным средствам оповещения? Приведите примеры.

4. В каком порядке проводят оповещение граждан?

Задание 31

Совместно с преподавателем подготовьте текст речевой информации (оповещения) для учащихся вашей школы в случае возникновения пожара. Используйте для этой цели план эвакуации из школы при пожаре.

Пример расчета сил и средств по отдельным видам обеспечения эвакомероприятий населения и работающих

Методика расчета сил и средств обеспечения эвакуируемого населения и персонала при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации в каждом конкретном случае будет определяться:

· типом аварии (с выбросом радиоактивных или аварийно химически опасных веществ, транспортная, пожар и т.п.) или видом стихийного бедствия (землетрясении, наводнение, буря и т.п.);

· масштабом последствий ЧС (локальная, местная, территориальная, региональная, федеральная);

· удалением источника аварии от объекта;

· метеоусловиями на момент возникновения ЧC;

· рельефом местности и характером застройки;

· наличием средств индивидуальной и коллективной защиты;

· другими факторами.

Разновидности эвакуации

Рассмотрим, какие существуют виды эвакуации. Эвакуация бывает:

  • упреждающей — когда угроза ЧС возможна;
  • экстренной — когда ЧС уже существует.

При надвигающейся опасности — прогнозированного потопления, землетрясения и др., проводится упреждающая добровольная эвакуация.

Экстренная эвакуация проводится из пораженных районов при уже существующей чрезвычайной ситуации.

Эвакуация проводится в самые короткие сроки, которые возможны. В первую очередь эвакуируются экономически и стратегически значимые для государства объекты. А так же работающие на них специалисты и их семьи. В военное время в первую очередь эвакуации попадают военные объекты: штабы, военная документация и архивы. Далее эвакуируется все остальное население зоны ЧС.

Эвакуация населения может быть частичной и массовой (общей).

  • При частичной эвакуируются дети, старики и инвалиды.
  • При общей эвакуируется, по возможности, все население, находящееся в зоне ЧС, зоне поражения.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий