Техническое обслуживание пожарных автомобилей: виды, сроки, периодичность

Содержание

Сезонное обслуживание

Подготовка пожарной техники к использованию

Подготовительный этап предполагает:

  • нанесение цветографических схем согласно данному виду ПА;
  • монтаж спецсигналов и средств позиционирования;
  • нанесение опознавательных знаков;
  • плановую обкатку машины;
  • установку оборудования, позволяющего выполнять работы в сложных условиях.

Особое внимание при подготовке машин к эксплуатации уделяют обкатке. Она обязательна для всех ПА, прошедших техобслуживание и ремонт

Данные мероприятия проводятся силами водительского состава. Если автомобиль прошел обкатку в заводских условиях, то дополнительного тестирования в части ГПС не требуется.

Режимы обкатки подбираются с учетом рекомендации по эксплуатации конкретного вида машин, изложенных в инструкции. Результаты тестирования заносятся в формуляр ПА. После обкатки проводится первое ТО.

Основные положения порядка эксплуатации пожарной техники

Упорядочивание эксплуатации ПА и аварийно-спасательных машин позволяет обеспечить безопасное выполнение боевых задач. Организация применения ПА представляет собой работу должностных лиц по контролю и прогнозированию функционирования машин в полной боевой готовности, а также по планированию профилактических мероприятий.

Основанием для использования пожарной техники является ранее утвержденный план эксплуатации и распоряжение руководителя учреждения.

Качественными показателями готовности автомобилей к использованию считаются:

  • исправность машин согласно определенным производителем показателям;
  • нормативные данные износа узлов до очередного планового ремонта;
  • наличие закрепленного за конкретной машиной экипажа;
  • целостность комплекта запчастей и инструментов;
  • заправка ГСМ и эксплуатационными материалами;
  • сохранение маркировки и наличие всех необходимых условных обозначений.

Для поддержания техники в полной боевой готовности необходимо:

  • соблюдать правила эксплуатации согласно нормативно-правовым документам;
  • своевременно выполнять плановые ремонтные и технические работы;
  • поддерживать запас оборудования для обслуживания и применения боевых единиц;
  • регулярно проводить обучение ответственных за использование машины лиц.

Приемка новых автомобилей

Парк пожарной техники

Эксплуатация пожарной и аварийно-спасательной техники в первую очередь зависит от пополнения автомобильного парка подразделений МЧС новыми моделями.  Новая техника должна пройти проверку комиссией технического состояния. Если выявлена неисправность или некомплектность оборудования, то комиссия может отказаться от приемки. Результаты приемки оформляются актом.

Новые автомобили в течение одного месяца должны быть зарегистрированы органом Госавтоинспекции, пройти обкатку и постановку на учет в подразделении МЧС. Обкатка считается важным условием надежной работы двигателя и оборудования. Во время ее проведения происходит притирка рабочих поверхностей, деталей. Режим обкатки (скорость  и время движения, удельное давление) указывается рекомендациями организации-изготовителя.

Организация технического обслуживания пожарной техники и оборудования предусматривает комплект учетных документов. Его состав:

  1. Паспорт транспортного средства (ПТС).
  2. Свидетельство о регистрации.
  3. Формуляр (сопроводительный документ).
  4. Эксплуатационная карта (заполняется водителем).
  5. Журнал учета наличия, работы и движения автомототехники (ведет руководитель отдела пожарной техники).
  6. Путевой лист на выезд, журнал учета путевый листов.
  7. Карточки учета работы автомобильной шины и эксплуатации аккумуляторной батареи.
  8. Журнал учета технического обслуживания.

Порядок использования пожарной техники

Каждая машина, состоящая на балансе части ГПС, имеет:

  • свидетельство о регистрации;
  • формуляр;
  • карту эксплуатации;
  • журнал работы;
  • карту учета работы аккумулятора;
  • карту учета пробега автомобильных шин;
  • журнал техобслуживания;
  • путевку;
  • журнал выдачи и возврата путевых листов.

Формуляр является обязательным сопроводительным документом автомобиля, который выдает завод-изготовитель. В процессе использования основным документом считается эксплуатационная карта. Она заполняется водителем, ответственным за ПА. Данные в ней сверяет руководитель подразделения ГПС при смене караулов. Каждый месяц ее сдают в бухгалтерию для учета расходных материалов.

Путевки выдаются начальнику караула непосредственно перед выездом на вызов. Форма документа стандартна и является частью Боевого устава пожарной охраны. Перед приемом ПА водителем или начальником караула заполняется карточка учета эксплуатации автомобильных шин. Карта эксплуатации аккумулятора заводится при поступлении машины на баланс подразделения.

Данные обо всех видах ТО вносятся в специальный журнал, который ведет старший водитель. Все сведения в нем заверяются командирами отделений.

Порядок использования ПА и аварийно-спасательной техники регламентируется приказом руководителя учреждения. Его основные пункты:

  • правила выдачи путевых листов;
  • порядок прохождения ответственным за управление ПА медицинского осмотра;
  • порядок проведения ТО;
  • действия специалистов при выполнении задач с использованием машины;
  • правила постановки техники на место стоянки после возвращения с задания;
  • обязанности должностных лиц при обнаружении обстоятельств, препятствующих использованию ПА.

Меры безопасности при ТО и ремонте АЦ и насосно-рукавных автомобилей

Для проведения технического обслуживания подготавливается специальный пост, либо хорошо вентилируемое помещение. В нём предусматривается смотровая канава с металлическими или ЖБ ребордами и щитами. Также в ней присутствует обогрев на зимний период. Помещение снабжается системой отвода газов, с возможностью подключения к выхлопной системе ПА.

Категорически запрещено:

  • самостоятельная модификация рабочего инструмента;

  • снятие колёс при помощи кувалды, наезда автомобиля и других нетехнических методов;

  • вести работу с трансмиссией при заведённом автомобиле;

  • осуществлять любые работы со станками без заземления;

  • пользоваться электрическим оборудованием с нарушениями в изоляции или без заземления;

  • работать на автомобиле, находящемся в подвешенном состоянии, на домкратах и т.д.;

  • использовать посторонние предметы в качестве подкладки под вывешенный ПА;

  • работать с подвешенным ПА без подставки упоров;

  • выполнять проверку систем при включённом двигателе, где это не требуется;

  • преграждать проходы, подходы к источникам воды, пожарному оборудованию, рабочему инвентарю;

  • оставлять открытыми баки для горючего;

  • использовать легковоспламеняющиеся и горючие жидкости для промывки элементов;

  • держать ЛВЖ и ГЖ, которые не требуются для ТО, и оставлять их в открытом виде.

Боевое дежурство

Готовность к немедленным боевым действиям по уничтожению огня или боевое дежурство требует, чтобы специальная спасательная техника была полностью готова к эксплуатации:

  1. Исправное техническое состояние.
  2. Внешний вид должен соответствовать требованиям ГОСТ (окраска, надписи).
  3. Полная заправка горюче-смазочными материалами (ГСМ) и огнетушащими веществами (ОТВ).
  4. Полная укомплектованность оборудованием, инструментами, средствами тушения.

На боевое дежурство (ПА) принимаются постоянно действующей комиссией, в которую входят представители технических служб, отделов пожарной техники, старшие водители подразделений. Комиссия должна провести комплекс мероприятий:

  • Проверить документацию.
  • Провести внешний осмотр.
  • Испытать технику и оборудование (прослушивание работающего двигателя, диагностика систем, включение агрегатов, испытание на ходу).
  • Проверить наличие инструментов, оборудования по списку укомплектованности ПА.

Эксплуатация пожарной техники во время боевого дежурства – основное назначение автомобилей. Однако, существует необходимый начальный этап – приемка техники.

Виды технического обслуживания пожарной техники повседневного использования

Техобслуживание автомобилей считается ключевым элементом эксплуатации машин. Оно обеспечивает:

  • поддержание техники в постоянной боевой готовности;
  • безопасность эксплуатации машин;
  • своевременное устранение причин, вызывающих износ основных узлов;
  • работу техники в межремонтные периоды;
  • минимизацию расхода ГСМ и эксплуатационных материалов.

Периодичность проведения ТО техники повседневного использования определяется нормативно-правовыми документами МЧС и инструкцией по эксплуатации конкретного типа ПА от завода-изготовителя.

Эксплуатация пожарной и аварийно-спасательной техники предполагает проведения двух типов ТО:

  • текущего;
  • планово-предупредительного.

Текущее:

  • ежедневно при смене дежурства;
  • при выполнении боевых задач;
  • после возвращения с пожара.

Планово-предупредительное:

  • ТО-1;
  • ТО-2;
  • сезонное.

По выходу с техобслуживания ТС обязательно должно быть в исправном состоянии, заправлено эксплуатационными материалами, с полностью отрегулированными механизмами. Качество ТО проверяется с использованием диагностических средств и измерительного инструмента.

Пояса пожарные спасательные и поясные карабины пожарные

Состояние страховочного и технического вооружения подлежит обязательной визуальной оценке перед началом рабочей смены на предмет выявления повреждений и неисправностей. Пожарный пояс не должен эксплуатироваться в случае:

  • Механические разрывы, проколы полотна пояса;
  • Дефектов фурнитуры ремня;
  • Отсутствия или нарушения заклепок;
  • При невозможности закрепить конец пояса из-за отсутствия хомутика;
  • Присутствия трещин, вмятин, порывов на конструктивных элементах пояса.

Карабин выводится из эксплуатации:

  • При видимых повреждениях, препятствующих его безопасному использованию;
  • При выявлении некорректной работы пружинного механизма или шарнирного затвора.

Все описанные устройства должны надежно крепиться в соответствии с документацией завода изготовителя и обеспечивать безопасную работу пожарного расчета.

Цель технического обслуживания пожарных автомобилей

Постоянный контроль за состоянием специального транспорта, эксплуатируемого для выездов на возгорания, должен гарантировать:

  • готовность авто к использованию в любой момент;
  • штатную работу узлов и оборудования;
  • безопасность передвижения;
  • экономичную выработку ГСМ и других материалов;
  • исключение возникновения неисправностей в процессе эксплуатации;
  • соответствие уровня выхлопов требованиям нормативных документов.

Во время ТО производится мытье машины, диагностика и контроль работы узлов, смазка деталей. Заправка, регулировка систем, ремонт автомобиля выполняется в случае необходимости, по результатам диагностики.

Разновидности ТО

В зависимости от объема производимых работ и времени их проведения выделяются различные виды и периодичность технического обслуживания пожарных автомобилей.

Ежедневное

Ответственность за его проведение лежит на водителе. В случае необходимости на помощь ему могут прийти члены экипажа под руководством командира отделения.

Основная цель ежедневного ТО заключается в подтверждении готовности пожарной машины к выполнению боевой задачи.

В процессе контроля производятся следующие действия:

  1. Запускается двигатель автомобиля, контролируется корректная работа мотора, бензонасоса и других агрегатов.
  2. Проверяется уровень топлива, масла, воды, огнетушащих составов. В случае необходимости пополняются запасы.
  3. При обнаружении незначительных отклонений в работе агрегатов допускается ремонт на месте.

Номерные

Отдельно обозначается первое техническое обслуживание пожарных автомобилей.

Весь парк машин делится на простые и специальные авто. Периодичность ТО для них разная. Норма для основных – раз в 30 дней или раньше, как только ТС проедет полторы тысячи км. Специальные проверяются каждый месяц или при достижении километража 1 тыс. км.

Для расчета приведенного пробега суммируется время функционирования мотора с насосом (мин.), без насоса (мин.), полученный результат умножается на 40. Итог делится на 60 и прибавляется пробег по спидометру. Единицы измерения км+моточасы.

Порядок проверки включает в себя:

  • вывод машины с боевого дежурства;
  • проведение обслуживания на закрепленном посту водителем и экипажем в свободное от выездов время, в соответствии с инструкцией по техническому обслуживанию, ремонта пожарных автомобилей.

Второе ТО организовывается один раз в год. Может проводиться чаще, если пробег основного ТС составил 7 тыс. км, специального – 5 тыс. км.

Эта процедура проводится силами пожарно-технического центра, к которому прикреплен автомобиль.

Сезонное

При смене погоды выпускается приказ руководителя подразделения по региону о введении режима летней или зимней эксплуатации техники.

Чаще всего сезонное ТО совмещается с номерным и заключается в специальных дополнительных действиях. При подготовке к холодам происходит:

  • проверка работы устройств обогрева кабины, утепление;
  • замена жидкости в системе охлаждения двигателя на незамерзающий состав;
  • удаление конденсата из трубопроводов, пневматических механизмов, пусковых и воздушных устройств.

Когда приходит приказ о подготовке к лету, решаются вопросы по:

  • демонтажу утепления;
  • обновлению внешнего вида техники (покраска, контроль четкости нанесения специальных знаков).

На пожаре

Назначение и основная задача этого мероприятия – в контроле бесперебойной работы узлов. Главное в процессе тушения – обеспечить функционирование двигателя и насосного оборудования.

На учениях проверяются навыки водителя по управлению вооружением автомобиля. Причем нормативное время на техническое обслуживание и ремонт пожарной и аварийно-спасательной техники в документах МЧС не определяется. Оцениваются умение обеспечивать работу узлов оборудования в критической ситуации и методы, с помощью которых выполнена поставленная задача.

После пожара

Машину, прибывшую в часть после эксплуатации на тушении возгорания, необходимо осмотреть, промыть насос и трубопроводы. Затем технику моют, доливают топливо и пополняют запасы огнетушащей смеси.


Техническое обслуживание пожарных автомобилей

3 Термины, определения и сокращения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аварийно-спасательный инструмент: Инструмент, применяемый при ведении работ, направленных на извлечение (разблокирование) пострадавших, при выполнении аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях чрезвычайной ситуации.

3.2 аварийно-спасательный инструмент гидравлический (ИАСГ): Инструмент, исполнительный орган которого приводится в действие объемным гидроприводом.Примечание — ИАСГ состоит из трех гидроустройств: исполнительного гидроустройства, гидролинии и насосной установки.

3.3 блочный аварийно-спасательный инструмент с гидроприводом: ИАСГ, в котором гидроустройства соединены между собой быстроразъемными соединениями.

3.4 моноблочный аварийно-спасательный инструмент с гидроприводом: ИАСГ, в котором гидроустройства объединены в одно целое.

3.5 гидропривод: Привод с одним или более объемными гидродвигателями, в состав которого входит гидравлический механизм, в котором рабочая среда находится под давлением.

3.6 гидроустройство: Техническое устройство, предназначенное для выполнения определенной самостоятельной функции в объемном гидроприводе посредством взаимодействия с рабочей средой.

3.7 гидродвигатель объемный: Объемная гидромашина, предназначенная для преобразования энергии потока рабочей среды в энергию выходного звена.

3.8 исполнительное гидроустройство: Гидроустройство, совершающее одну или несколько операций посредством исполнительного органа, приводимого в действие непосредственно объемным гидродвигателем или через механизм.

3.9 гидролиния: Гидроустройство, предназначенное для движения рабочей среды или передачи давления от одного гидроустройства к другому.

3.10 гибкая гидролиния: Гидролиния, состоящая из рукавов.

3.11 катушка: Гидроустройство, предназначенное для компактного размещения гибкой(их) гидролинии(ий).

3.12 насосная установка: Насосный агрегат с комплектующим оборудованием, смонтированным по определенной схеме, обеспечивающей работу насоса.

3.13 комплект ИАСГ: совокупность нескольких исполнительных гидроустройств, одной или нескольких гидролиний и насосных установок.

3.14 предмет: Объект, на который направлено действие ИАСГ.

3.15 перемещение: Действие, направленное на изменение расстояния между двумя предметами.

3.16 раздвижение: Перемещение, направленное на увеличение расстояния между двумя предметами.

3.17 стягивание (сближение): Перемещение, направленное на уменьшение расстояния между двумя предметами.

3.18 расширение: Перемещение, направленное на увеличение щели (проема).

3.19 пережимание: Действие, направленное на изменение поперечного сечения трубопровода.

3.20 фиксация: Однонаправленное на сохранение расстояния между двумя предметами (обеспечения неподвижности предмета).

3.21 резание: Действие, направленное на изменение целостного предмета.

3.22 перерезание: Резание профильных конструкционных материалов.

3.23 прорезание: Резание тонкостенной оболочки.

3.24 разрезание (отрезание): Резание листового материала.

3.25 кусание: Резание прутков и гаек кусачками.

3.26 требуемое пространство: Минимально необходимое пространство для размещения составных частей ИАСГ.В настоящем стандарте применяют следующие сокращения:ТУ — технические условия;ЗИП — запасные части, инструмент и принадлежности.

Использование пожарной и аварийно-спасательной техники при смене караулов

Водитель сдающей смены вносит записи о работе машины в эксплуатационную карту. Съемные средства сдает личный состав под руководством командира отделения. Водитель, принимающий ТС, проверяет состояние машины и внесенные в карту данные, а также проводит ежедневное ТО.

Если обнаружены неисправности, то силами водителя выполняются мероприятия по их устранению. В случае невозможности восстановить ТС на его место ставят резервную единицу, одновременно письменно уведомляя начальника техслужбы, руководителя службы пожаротушения гарнизона и руководителя центра управления кризисными ситуациями. Если в расположении нет резервной машины, то информацию передают в службу пожаротушения гарнизона с последующим запросом техники из других подразделений.

Заступающий на смену караул согласно табелям принимает на дежурство ПА, ПТВ, оборудование и средства связи, одновременно уведомляя командира отделения об исправности и комплектности полученного оборудования. Командир отделения на основе этих данных докладывает начальнику караула о возможности использования полученных автомобилей.

Акт приема-передачи пожарного автомобиля

Бланк приема-передачи ПА является дополнением к договору купли-продажи транспортного средства и подтверждает факт поставки техники в соответствующую часть ГПС. Он является документом бухгалтерского отчета. На его основе проводится постановка ПА на учет или его списание. Акт хранится вместе с договором купли-продажи. Друг без друга эти документы не имеют полной юридической силы, так как договор подтверждает лишь факт намерения купить автомобиль, а акт считается документом, подписанным на завершающем этапе сделки. При наличии подписанного бланка расторгнуть сделку возможно исключительно в судебном порядке.

Акт регистрируется как любой другой входящий документ в журнале регистрации. Также бланк приема-передачи обязательно входит в перечень документов при смене хозяина ПА. Для приема ТС на баланс части ГПС создается специальная комиссия.

Что подтверждает акт:

  1. Согласие покупателя (нового владельца) с реальным техническим состоянием машины.
  2. Передачу новому владельцу всех сопровождающих документов: паспорта ТС и сервисной книжки.

Бланк приема-передачи не утвержден никаким нормативным документом. Его составляют в произвольной форме. Для юридических лиц документ обязательно должен быть в печатном варианте, при договоре между физическими лицами акт можно составить от руки. Документ подписывается в двух экземплярах, каждый из которых остается у сторон сделки.

Условно документ делится на три части:

  1. Вводная, в которой указывается, приложением к какому договору является этот акт, название самого документа и данные о месте и дате подписания.
  2. Основная, в которой даются сведения о покупателе и продавце (новом и старом владельце), номер договора купли-продажи, сведения о ТС.
  3. Заключительная, где указывается, что новый владелец ознакомлен со всеми сведениями, изложенными выше, и не имеет претензий к состоянию автомобиля. Отдельно прописывается факт расчета между покупателем и продавцом. Последний, в свою очередь, указывает претензии к покупателю (если таковые имеются). В заключении ставятся подписи сторон.

Списание пожарного автомобиля

Списание ПА производится на основании нормативов их износа, утвержденных правительственными органами. Этот показатель исчисляется в процентах к балансовой стоимости. Годовая норма износа составляет 11.7%, это значит, что срок службы ПА в среднем равен 9 годам. По истечении этого срока техника проверяется на момент исправности и возможности выполнения заявленных производителем функций. Результатом проверки может быть три решения:

  • продление срока эксплуатации;
  • модернизация с восстановлением ресурса;
  • списание ПА из-за невозможности модернизации.

Учетным документом использования пожарного автомобиля является его индивидуальная эксплуатационная карточка. Ежедневно в нее вносит данные водитель, а раз в месяц карточка подписывается начальником караула и части, данные из нее передаются в бухгалтерию. Если пожарный автомобиль приходит в негодность, проводится процедура его списания с составлением соответствующего акта. Для этого утверждается специальная комиссия, которая проверяет состояние техники и выносит вердикт о возможности или невозможности ремонта (модернизации). В трех экземплярах составляется акт выбраковки, в котором указываются все дефекты. Именно они являются основанием для списания автомобиля. К нему обязательно прилагается паспорт ПА.

Акты списания составляются в установленном приказом по предприятию порядке. Процедура снятия машин с баланса части ГПС городской профессиональной пожарной охраны предполагает работу постоянной комиссии при администрации. До выдачи заключения списания запрещается производить какие-либо разборки ПА и его оборудования.

Акт списания пожарного автомобиля составляется по образцу бланка для любых транспортных средств.

Меры безопасности при проведении техобслуживания

Независимо от вида ТО и ремонта пожарных автомобилей необходимо соблюдать правила техники безопасности.

  1. Все операции с машинами проводят на постах и в помещениях, оборудованных естественной и принудительной вентиляцией.
  2. Работы проводят на смотровых ямах, ширина которых соответствует колее автомобиля. Чтобы избежать сползания и опрокидывания машины в канаву, вдоль движения по ней устанавливают железобетонные или металлические реборды.
  3. Ямы, не задействованные при обслуживании и ремонте, во избежание падения в них людей накрывают металлическими щитками.
  4. В помещениях обязательно должны быть газоотводы от выхлопных труб. Они всегда подключаются к выхлопной системе ПА, поступившего на осмотр, и саморазмыкаются с началом движения машины.
  5. Запрещено выполнять диагностику трансмиссии при работающем двигателе.
  6. Нельзя выполнять работы с ПА, подвешенным только на подъемных механизмах без дополнительной фиксации.
  7. Не допускается промывать детали легковоспламеняющимися жидкостями.

Рекомендации по содержанию пожарных машин

Использование неисправных и неподготовленных к боевому дежурству машин не допускается, так как это приводит к увеличению ущерба пожара и травмам людей. Исправным считается автомобиль, который может немедленно выехать по вызову и приступить к тушению огня. Все рабочие агрегаты и системы механизмов, средства связи, пожарно-техническое вооружение должны содержаться в полной готовности. Правильное содержание пожарного автомобиля кроме поддержания в исправности основных систем предполагает полную комплектацию снаряжением, СИЗОД и одеждой для боевого расчета. Температура охлаждающей жидкости в двигателей должна быть не менее +10°С, также должны быть в полной готовности и все пусковые средства.

Ежедневное содержание пожарного автомобиля и проведения регулярного ТО – обязанность заступающего на смену караула. При этом проверяется исправность систем, механизмов и комплектация оборудования.

Методические рекомендации по содержанию пожарных машин были разработаны в 2002 году и утверждены Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В них рассмотрены все аспекты поддержания противопожарной техники в исправном рабочем состоянии и прописан срок эксплуатации того или иного вида спецтехники.

Рекомендации распространяются на все ПА, независимо от того, на балансе какого предприятия они состоят.

Разновидности пожарных автомобилей по назначению

Транспортные средства, используемые для ликвидации последствий ЧС, делятся на основные, специальные пожарно-спасательные, целевые и вспомогательные автомобили.

Группа Подгруппа Разновидности
Пожарные машины Основные Автоцистерны, автонасосы, насосно-рукавная техника.
Целевые Порошкового, пенного, воздушно-пенного, комбинированного, газового, газо-водяного, аэродромного тушения, насосная станция и пеноподъемник.
Аварийно-спасательные Специальные пожарные машины Штабная техника, машины связи и освещения, установки дымоудаления, автолестницы и коленчатые подъемники, рукавные машины, газодымозащитная служба, авто отогрева, оперативно-служебная техника.
Целевые ТС водолазной, химической, радиационной службы. Техника для проведения взрывных работ и оказания медицинской помощи.
Вспомогательные Автобусы, авторемонтные мастерские, грузовые и легковые оперативные авто, передвижные диагностические лаборатории и топливозаправщики.
Инженерная техника Экскаваторы, грейдеры, бульдозеры, путепрокладчики, автокраны и компрессорные станции
Техника, задействованная на воде и в воздухе Самолеты, вертолеты, катера.

Классификация ПТВ пожарной машины

Инструменты, используемые во время проведения спасательной операции, являются обязательным компонентом пожарных автомобилей любого вида. Их делят на две группы:

  1. По типу привода – ручной механизированный и немеханизированный инструмент;
  2. По функциональному назначению – для пробивания отверстий, для резки, подъема, перемещения и фиксации конструкций, для вскрытия металлических конструкций.

К механизированным ПТВ относят устройства с электро-, мото-, пневмо- и гидроприводом. К немеханизированным – классический рабочий инструмент.

Назначение ручного инструмента:

  • лом – вскрытие полов, разбор перегородок, кровли, демонтаж крышек колодцев;
  • цельнометаллические багры – расчистка места возгорания, вскрытие подшивки потолка;
  • насадные багры – демонтаж бревенчатых стен, растаскивание штабелей сена;
  • топор – вскрытие дверей, окон, перерубание досок, заграждающих проход;
  • легкий крюк – вскрытие пола, железной кровли, обшивки потолка, снятия штукатурки;
  • лопата – раскопка на месте пожара, расчистка помещения от горящих сыпучих веществ, засыпка перекрытий;
  • ножницы – демонтаж электропроводов низкого напряжения.

К механизированному инструменту относят бензомоторные пилы, электрические молотки, автогенно-резальные агрегаты.

Общие принципы

Диагностика автомобиля без полной разборки механизмов дает только предварительные результаты. Их сопоставляют с косвенными величинами, или диагностическими параметрами. Связаны они с данными технического состояния. Например, двигатель тестируют на момент развиваемой им мощности, расхода масла, компрессии.

Все мероприятия проводят на посту ТО с использованием специального оборудования.

Основными задачами диагностирования пожарных автомобилей являются:

  • проверка работоспособности механизмов;
  • определение потребности отдельных узлов в ремонте;
  • контроль проведенных работ в период планового техобслуживания;
  • прогнозирование возможного продления срока эксплуатации техники;
  • определение срока списания машины.

Акт технического осмотра пожарного автомобиля

Для поддержания техники в исправном состоянии каждый пожарный автомобиль проходит регулярный технический осмотр. Он включает в себя проверку состояния кузовной части, наружный осмотр двигателя, шасси, электрооборудования, ПТО, проверку работы запуска двигателя и насосной установки. Результат проверки отображается в акте.

Осмотр кузова предполагает:

  • оценку креплений кузовной части к раме автомобиля;
  • анализ рабочего состояния частей кабины водителя и боевого расчета;
  • проверку крепления цистерны и бака пенообразователя;
  • проверку наличия номерных и опознавательных знаков.

Исправность двигателя проверяют во всех возможных эксплуатационных режимах. Обязательной оценке подвергаются все фильтры, ремни, соединения, система охлаждения двигателя, карбюратор, электропроводка.

Проводится техосмотр трансмиссии (ход педали и рычага сцепления), ходовой части (крепление колес, состояние шин, крепление осей, рессор, амортизаторов), рулевого управления. Фиксируются неисправности инструмента водителя, ПТО, насоса.

По окончании проверки составляется акт технического осмотра пожарного автомобиля. В него вносят данные о членах комиссии и полную информацию о транспортном средстве. Подробно описывается состояние проверенных систем и механизмов с указанием выявленных дефектов. Виды и методы ремонта поврежденных узлов в основной части не прописывают. Эта информация вносится в заключительную часть документа с указанием вторичного осмотра.

Заключение по теме

Итак, в статье рассмотрены виды ТО пожарных автомобилей, сроки, место проведения и их периодичность. В заключении нужно сказать, что техническое обслуживание позволяет обеспечить постоянную боевую готовность пожарной техники, максимальную надежность агрегатов и узлов, а также маневренность машины при выполнении поставленных задач.

При этом техобслуживание дает возможность выявить неполадки и неисправности автомобиля и пожарного оборудование, которое является составной частью машины. А также причины, которые могут за собой повлечь эти неполадки. То есть с помощью ТО «убивается сразу два зайца». Поэтому на каждый вид обслуживания есть инструкция, в которой четко расписано, что надо делать, ставя пожарную машину на то или другое ТО.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий