Какие органы составляют организационную основу гражданской обороны?

Общие положения

Федеральный закон о гражданской обороне под номером 28-ФЗ был принят Государственной Думой 26 декабря 1997 года и одобрен Советом Федерации 28 января 1998 года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации и вступило в силу 12 февраля 1998 года.

ФЗ-28 устанавливает задачи и компетенции государственных органов власти и других управляющих учреждений в области подготовки и проведения мероприятий по гражданской обороне.

Закон РФ о гражданской обороне состоит из 20 статей и 6 глав следующего содержания:

  • Глава 1 предусматривает общие положения и задачи гражданской обороны, правовую основу, правила организации и проведения национальных оборонительных мероприятий и их координации;
  • Глава 2 устанавливает полномочия государственных властей, включая президента, правительство и федеральных организаций;
  • Глава 3 определяет компетенции органов власти субъектов Российской Федерации в сфере гражданской обороны;
  • Глава 4 предусматривает правила осуществления руководства и решения задач быстрого реагирования уполномоченными органами;
  • Глава 5 устанавливает перечень формирований, составляющих силы гражданской обороны, и их основные задачи;
  • Глава 5 определяет порядок финансирования оборонных мероприятий среди населения и ответственность за нарушения положений настоящего закона.

Вам будет интересно — ФЗ 143 в новой редакции. Ссылка здесь:

ФЗ-28 устанавливает следующие задачи в сфере гражданской обороны:

  • проведение подготовки населения к потенциальным опасностям;
  • оперативное информирование населения о потенциальных рисках, складывающихся вследствие боевых конфликтов, природных и техногенных последствий;
  • эвакуация в безопасное место гражданского населения, а также материальных и культурных ценностей;
  • обеспечения населения индивидуальными и коллективными защитными средствами;
  • осуществление маскировочных мер;
  • выполнение аварийно-спасательных и других работ по мере необходимости при возникновении опасных ситуаций;
  • обеспечение жизненно необходимыми средствами и продуктами населения, которое пострадало от военных действий или природных и техногенных катастроф, осуществляется в первую очередь;
  • ликвидация пожаров, возникших вследствие чрезвычайных ситуаций;
  • нахождение и пометка районов, которые подверглись заражению в результате радиоактивного, химического, биологического и другого воздействия;
  • осуществления мероприятий по санитарной обработке и обеззараживанию населения, строений, а также техники и территорий;
  • восстановление и поддержание порядка в пострадавших районах;
  • экстренное восстановление первоочередных коммунальных служб;
  • осуществление экстренного захоронения трупов во время военных действий;
  • обеспечение устойчивой работы учреждений, которые требуются для выживания населения во время военных действий или при последствиях природных и техногенных катастроф;

Силы и средства гражданской обороны должны находиться в постоянной готовности.

Статьёй 4 ФЗ-28 устанавливаются следующие принципы гражданской обороны:

  • Мероприятия по организации и проведению национальных оборонительных действий являются одним из важнейших компонентов безопасности государства;
  • Государство готовится к гражданской обороне в мирное время, учитывая развитие военных технологий и защитных средств населения;
  • Гражданская оборона объявляется в Российской Федерации или на отдельных её территориях сразу по объявлению состояния войны, началом военных действий или введением президентом РФ военного положения.

Обязанности граждан РФ по 28 ФЗ

Закон о гражданской обороне устанавливает следующие обязанности граждан:

  • прохождение военной подготовки;
  • участие в подготовке мероприятий по гражданской обороне;
  • взаимодействие и оказание помощи органам власти и другим учреждениям в сфере оборонительных мероприятий для гражданского населения.

Гражданская оборона осуществляется в три этапа:

  1. Подготовка. Данный этап заключается в строительстве и подготовке убежищ для населения и формирования резервных сил, обучение населения действиям во время чрезвычайных положений и создание системы оповещения и связи;
  2. Реагирование. На этом этапе, при возникновении опасности, осуществляется эвакуация граждан, предоставление медицинской помощи и решение других ситуационных задач, требующих быстрого реагирования.
  3. Восстановление. На данной стадии производится ликвидация последствий военных действий, природной или техногенной катастрофы и восстановление инфраструктуры.

Глава VI. Заключительные положения

Статья 18. Финансирование мероприятий по гражданской обороне и защите населения

1.
Обеспечение мероприятий по гражданской обороне и защите населения,
осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, в том числе
содержание спасательных воинских формирований федерального органа
исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской
обороны, является расходным обязательством Российской Федерации.

2.
Обеспечение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне, защите
населения и территорий субъектов Российской Федерации является расходным
обязательством субъекта Российской Федерации.

3.
Обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите
населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством
муниципального образования.

4.
Обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями,
осуществляется за счет средств организаций.

Статья 19. Ответственность за нарушение законодательства
Российской Федерации в области гражданской обороны

Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Иные нормативные правовые акты Российской Федерации
подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации

Б. Ельцин

Москва,
Кремль

12
февраля 1998 г.


28-ФЗ

Глава V. Силы гражданской обороны

Статья 15. Силы гражданской обороны

1. Силы гражданской
обороны
— спасательные воинские формирования федерального органа
исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской
обороны, подразделения Государственной противопожарной службы,
аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, нештатные
формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, а
также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской
обороны специальные формирования.

2.
Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования
выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с
законодательством Российской Федерации.

Для
решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения
Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований
привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.

3.
Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются
для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с
законодательством Российской Федерации.

4.
Нештатные аварийно-спасательные формирования привлекаются для ликвидации
чрезвычайных ситуаций в соответствии с установленным порядком действий при
возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций, а также для решения задач в
области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и
защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство
гражданской обороной на соответствующей территории.

5.
Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской
обороне привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии
с планами гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица,
осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории.

Статья 16. Основы деятельности спасательных воинских
формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на
решение задач в области гражданской обороны

1.
На вооружении спасательных воинских формирований федерального органа
исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской
обороны, находится специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и
холодное оружие.

2.
Военнослужащим спасательных воинских формирований федерального органа
исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской
обороны, выдаются удостоверения личности установленного образца, подтверждающие
их статус, и международные отличительные знаки гражданской обороны.

3.
Военнослужащие спасательных воинских формирований федерального органа
исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской
обороны, могут проходить службу на воинских должностях или не на воинских
должностях в указанном федеральном органе исполнительной власти, его
территориальных органах и организациях.

4.
Деятельность спасательных воинских формирований федерального органа
исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской
обороны, комплектование их военнослужащими и гражданским персоналом
(федеральными государственными гражданскими служащими и работниками),
социальная защита военнослужащих и членов их семей, а также финансирование
деятельности указанных воинских формирований осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации.

5.
Деятельность спасательных воинских формирований федерального органа
исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской
обороны, осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического
начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного
положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а
также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных
авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих
проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Управление РСЧС

На каждом уровне системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационные органы

Координационными органами РСЧС являются:

  • на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;
  • на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ;
  • на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
  • на объектовом уровне – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

На межрегиональном уровне в пределах соответствующего федерального округа функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации, взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.

Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС, и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.

Компетенция КЧС, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании. КЧС федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.

Постоянно действующие органы

Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:

  • на федеральном уровне – МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти, для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
  • на межрегиональном уровне – региональные центры ГОЧС МЧС России; на региональном уровне – главные управления МЧС России по субъектам РФ;
  • на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления;
  • на объектовом уровне – структурные подразделения или работники организаций, уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Постоянно действующие органы управления РСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством РФ и иными нормативно- правовыми актами.

Органы повседневного управления

Органами повседневного управления РСЧС являются:

  • центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
  • центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
  • центры управления в кризисных ситуациях органов управления ГОЧС, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
  • единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

Глава II. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области гражданской обороны

Статья 5. Полномочия Президента Российской Федерации

Президент
Российской Федерации:

определяет
основные направления единой государственной политики в области гражданской
обороны;

утверждает
План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;

вводит
в действие План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации на
территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме
или частично;

утверждает
структуру, состав спасательных воинских формирований федерального органа
исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской
обороны, штатную численность военнослужащих и гражданского персонала указанных
воинских формирований и положение о спасательных воинских формированиях
федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в
области гражданской обороны;

осуществляет
иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с
законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации

Правительство
Российской Федерации:

обеспечивает
проведение единой государственной политики в области гражданской обороны;

руководит
организацией и ведением гражданской обороны;

издает
нормативные правовые акты в области гражданской обороны и организует разработку
проектов федеральных законов в области гражданской обороны;

определяет
порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от
количества проживающего на них населения и наличия организаций, играющих
существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность
населения, а также организаций — к категориям по гражданской обороне в
зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность
населения;

определяет
порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные
районы;

определяет
порядок обучения населения в области гражданской обороны;

определяет
порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок
накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов
материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

осуществляет
иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с
законодательством Российской Федерации и указами Президента Российской
Федерации.

Статья 7. Полномочия федеральных органов исполнительной власти
в области гражданской обороны

2.1. Принцип организации системы Гражданской обороны Российской Федерации

Гражданская оборона в Российской Федерации организована по территориально-производственному принципуна всей территории страны с учётом особенностей регионов, районов, населённых пунктов, предприятий, учреждений и организаций.

Территориальность гражданской обороны состоит в том, что она организуется на территориях республик в составе РФ, краёв, областей, городов, районов, посёлков согласно административному делению России.

Производственная составляющая заключается в организации гражданской обороны в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на каждом объекте.

2.2. Режимы функционирования системы ГО

В зависимости от условий обстановки система гражданской обороны Российской Федерации функционирует в одном из трёх режимов:

1. Режим повседневной деятельности. Действует в мирное время при нормальной обстановке, с учётом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий.

2. Режим повышенной готовности. Вводится при ухудшении производственной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, угрозе развязывания войны.

3. Чрезвычайный режим. Вводится с момента объявления войны, фактического начала военных действий или при введении Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных её местностях, а также при возникновении ЧС природного или техногенного характера.

Глава IV. Руководство гражданской обороной

Статья 11. Руководство гражданской обороной

1.
Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет
Правительство Российской Федерации.

1.1.
Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на
решение задач в области гражданской обороны.

2.
Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и
организациях осуществляют их руководители.

3.
Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов
местного самоуправления.

4.
Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и
организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение
мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

5. Пункт 5 статьи 11 утратил силу с 1 января 2005 г.
согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.

Статья 12. Органы, осуществляющие управление гражданской
обороной

Органами,
осуществляющими управление гражданской обороной, являются:

1)
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в
области гражданской обороны;

2)
территориальные органы — региональные центры по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы,
уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

Территориальные
органы — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные
решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, комплектуются
военнослужащими спасательных воинских формирований федерального органа
исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской
обороны, лицами начальствующего состава федеральной противопожарной службы и
гражданским персоналом.

Руководители
указанных территориальных органов назначаются в установленном порядке
руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на
решение задач в области гражданской обороны, из числа военнослужащих
спасательных воинских формирований этого федерального органа исполнительной
власти, лиц начальствующего состава федеральной противопожарной службы и
гражданского персонала, за исключением лиц, назначаемых на должность и
освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации;

3)
структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти,
уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;

4)
структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение
задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 13. Федеральный орган исполнительной власти,
уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны

Выводы по второму учебному вопросу

1. Система гражданской обороны в Российской Федерации организована по территориально-объектовому принципу. При этом ответственность за проведение мероприятий гражданской обороны на территориях РФ несут соответствующие руководители органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а в министерствах, ведомствах и организациях — руководители федеральных органов исполнительной власти и руководители организаций. Общее руководство гражданской обороной на территорией Российской Федерации осуществляет премьер-министр.

2. Система гражданской обороны РФ состоит из органов управления, сил и средств, фондов и резервов, а также систем связи, оповещения, управления и информационного обеспечения, имеющих иерархическую структуру.

3. В зависимости от условий обстановки система гражданской обороны Российской Федерации функционирует в одном из трёх режимов: повседневной деятельности, повышенной готовности или в чрезвычайном режиме. Введение и отмена режимов функционирования системы на территориях РФ осуществляется соответствующими руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, в министерствах, ведомствах и в организациях (на объектах) — руководителями федеральных органов исполнительной власти, руководителями организаций (объектов).

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий