Содержание
- 1 Общие положения
- 2 Глава VI. Заключительные положения
- 3 Глава V. Силы гражданской обороны
- 4 Управление РСЧС
- 5 Глава II. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области гражданской обороны
- 6 2.1. Принцип организации системы Гражданской обороны Российской Федерации
- 7 2.2. Режимы функционирования системы ГО
- 8 Глава IV. Руководство гражданской обороной
- 9 Выводы по второму учебному вопросу
Общие положения
Федеральный закон о гражданской обороне под номером 28-ФЗ был принят Государственной Думой 26 декабря 1997 года и одобрен Советом Федерации 28 января 1998 года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации и вступило в силу 12 февраля 1998 года.
ФЗ-28 устанавливает задачи и компетенции государственных органов власти и других управляющих учреждений в области подготовки и проведения мероприятий по гражданской обороне.
Закон РФ о гражданской обороне состоит из 20 статей и 6 глав следующего содержания:
- Глава 1 предусматривает общие положения и задачи гражданской обороны, правовую основу, правила организации и проведения национальных оборонительных мероприятий и их координации;
- Глава 2 устанавливает полномочия государственных властей, включая президента, правительство и федеральных организаций;
- Глава 3 определяет компетенции органов власти субъектов Российской Федерации в сфере гражданской обороны;
- Глава 4 предусматривает правила осуществления руководства и решения задач быстрого реагирования уполномоченными органами;
- Глава 5 устанавливает перечень формирований, составляющих силы гражданской обороны, и их основные задачи;
- Глава 5 определяет порядок финансирования оборонных мероприятий среди населения и ответственность за нарушения положений настоящего закона.
Вам будет интересно — ФЗ 143 в новой редакции. Ссылка здесь:
ФЗ-28 устанавливает следующие задачи в сфере гражданской обороны:
- проведение подготовки населения к потенциальным опасностям;
- оперативное информирование населения о потенциальных рисках, складывающихся вследствие боевых конфликтов, природных и техногенных последствий;
- эвакуация в безопасное место гражданского населения, а также материальных и культурных ценностей;
- обеспечения населения индивидуальными и коллективными защитными средствами;
- осуществление маскировочных мер;
- выполнение аварийно-спасательных и других работ по мере необходимости при возникновении опасных ситуаций;
- обеспечение жизненно необходимыми средствами и продуктами населения, которое пострадало от военных действий или природных и техногенных катастроф, осуществляется в первую очередь;
- ликвидация пожаров, возникших вследствие чрезвычайных ситуаций;
- нахождение и пометка районов, которые подверглись заражению в результате радиоактивного, химического, биологического и другого воздействия;
- осуществления мероприятий по санитарной обработке и обеззараживанию населения, строений, а также техники и территорий;
- восстановление и поддержание порядка в пострадавших районах;
- экстренное восстановление первоочередных коммунальных служб;
- осуществление экстренного захоронения трупов во время военных действий;
- обеспечение устойчивой работы учреждений, которые требуются для выживания населения во время военных действий или при последствиях природных и техногенных катастроф;
Силы и средства гражданской обороны должны находиться в постоянной готовности.
Статьёй 4 ФЗ-28 устанавливаются следующие принципы гражданской обороны:
- Мероприятия по организации и проведению национальных оборонительных действий являются одним из важнейших компонентов безопасности государства;
- Государство готовится к гражданской обороне в мирное время, учитывая развитие военных технологий и защитных средств населения;
- Гражданская оборона объявляется в Российской Федерации или на отдельных её территориях сразу по объявлению состояния войны, началом военных действий или введением президентом РФ военного положения.
Обязанности граждан РФ по 28 ФЗ
Закон о гражданской обороне устанавливает следующие обязанности граждан:
- прохождение военной подготовки;
- участие в подготовке мероприятий по гражданской обороне;
- взаимодействие и оказание помощи органам власти и другим учреждениям в сфере оборонительных мероприятий для гражданского населения.
Гражданская оборона осуществляется в три этапа:
- Подготовка. Данный этап заключается в строительстве и подготовке убежищ для населения и формирования резервных сил, обучение населения действиям во время чрезвычайных положений и создание системы оповещения и связи;
- Реагирование. На этом этапе, при возникновении опасности, осуществляется эвакуация граждан, предоставление медицинской помощи и решение других ситуационных задач, требующих быстрого реагирования.
- Восстановление. На данной стадии производится ликвидация последствий военных действий, природной или техногенной катастрофы и восстановление инфраструктуры.
Глава VI. Заключительные положения
Статья 18. Финансирование мероприятий по гражданской обороне и защите населения
1.
Обеспечение мероприятий по гражданской обороне и защите населения,
осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, в том числе
содержание спасательных воинских формирований федерального органа
исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской
обороны, является расходным обязательством Российской Федерации.
2.
Обеспечение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне, защите
населения и территорий субъектов Российской Федерации является расходным
обязательством субъекта Российской Федерации.
3.
Обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите
населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством
муниципального образования.
4.
Обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями,
осуществляется за счет средств организаций.
Статья 19. Ответственность за нарушение законодательства
Российской Федерации в области гражданской обороны
Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Иные нормативные правовые акты Российской Федерации
подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент |
Б. Ельцин |
Москва, |
|
12 |
|
№ |
Глава V. Силы гражданской обороны
Статья 15. Силы гражданской обороны
1. Силы гражданской
обороны — спасательные воинские формирования федерального органа
исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской
обороны, подразделения Государственной противопожарной службы,
аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, нештатные
формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, а
также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской
обороны специальные формирования.
2.
Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования
выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Для
решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения
Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований
привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.
3.
Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются
для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
4.
Нештатные аварийно-спасательные формирования привлекаются для ликвидации
чрезвычайных ситуаций в соответствии с установленным порядком действий при
возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций, а также для решения задач в
области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и
защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство
гражданской обороной на соответствующей территории.
5.
Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской
обороне привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии
с планами гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица,
осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории.
Статья 16. Основы деятельности спасательных воинских
формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на
решение задач в области гражданской обороны
1.
На вооружении спасательных воинских формирований федерального органа
исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской
обороны, находится специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и
холодное оружие.
2.
Военнослужащим спасательных воинских формирований федерального органа
исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской
обороны, выдаются удостоверения личности установленного образца, подтверждающие
их статус, и международные отличительные знаки гражданской обороны.
3.
Военнослужащие спасательных воинских формирований федерального органа
исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской
обороны, могут проходить службу на воинских должностях или не на воинских
должностях в указанном федеральном органе исполнительной власти, его
территориальных органах и организациях.
4.
Деятельность спасательных воинских формирований федерального органа
исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской
обороны, комплектование их военнослужащими и гражданским персоналом
(федеральными государственными гражданскими служащими и работниками),
социальная защита военнослужащих и членов их семей, а также финансирование
деятельности указанных воинских формирований осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
5.
Деятельность спасательных воинских формирований федерального органа
исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской
обороны, осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического
начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного
положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а
также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных
авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих
проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Управление РСЧС
На каждом уровне системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Координационные органы
Координационными органами РСЧС являются:
- на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;
- на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ;
- на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
- на объектовом уровне – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
На межрегиональном уровне в пределах соответствующего федерального округа функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации, взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.
Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС, и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.
Компетенция КЧС, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании. КЧС федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.
Постоянно действующие органы
Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:
- на федеральном уровне – МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти, для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
- на межрегиональном уровне – региональные центры ГОЧС МЧС России; на региональном уровне – главные управления МЧС России по субъектам РФ;
- на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления;
- на объектовом уровне – структурные подразделения или работники организаций, уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Постоянно действующие органы управления РСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством РФ и иными нормативно- правовыми актами.
Органы повседневного управления
Органами повседневного управления РСЧС являются:
- центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
- центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
- центры управления в кризисных ситуациях органов управления ГОЧС, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
- единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.
Глава II. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области гражданской обороны
Статья 5. Полномочия Президента Российской Федерации
Президент
Российской Федерации:
определяет
основные направления единой государственной политики в области гражданской
обороны;
утверждает
План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;
вводит
в действие План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации на
территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме
или частично;
утверждает
структуру, состав спасательных воинских формирований федерального органа
исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской
обороны, штатную численность военнослужащих и гражданского персонала указанных
воинских формирований и положение о спасательных воинских формированиях
федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в
области гражданской обороны;
осуществляет
иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации
Правительство
Российской Федерации:
обеспечивает
проведение единой государственной политики в области гражданской обороны;
руководит
организацией и ведением гражданской обороны;
издает
нормативные правовые акты в области гражданской обороны и организует разработку
проектов федеральных законов в области гражданской обороны;
определяет
порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от
количества проживающего на них населения и наличия организаций, играющих
существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность
населения, а также организаций — к категориям по гражданской обороне в
зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность
населения;
определяет
порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные
районы;
определяет
порядок обучения населения в области гражданской обороны;
определяет
порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок
накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов
материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
осуществляет
иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с
законодательством Российской Федерации и указами Президента Российской
Федерации.
Статья 7. Полномочия федеральных органов исполнительной власти
в области гражданской обороны
2.1. Принцип организации системы Гражданской обороны Российской Федерации
Гражданская оборона в Российской Федерации организована по территориально-производственному принципуна всей территории страны с учётом особенностей регионов, районов, населённых пунктов, предприятий, учреждений и организаций.
Территориальность гражданской обороны состоит в том, что она организуется на территориях республик в составе РФ, краёв, областей, городов, районов, посёлков согласно административному делению России.
Производственная составляющая заключается в организации гражданской обороны в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на каждом объекте.
2.2. Режимы функционирования системы ГО
В зависимости от условий обстановки система гражданской обороны Российской Федерации функционирует в одном из трёх режимов:
1. Режим повседневной деятельности. Действует в мирное время при нормальной обстановке, с учётом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий.
2. Режим повышенной готовности. Вводится при ухудшении производственной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, угрозе развязывания войны.
3. Чрезвычайный режим. Вводится с момента объявления войны, фактического начала военных действий или при введении Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных её местностях, а также при возникновении ЧС природного или техногенного характера.
Глава IV. Руководство гражданской обороной
Статья 11. Руководство гражданской обороной
1.
Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет
Правительство Российской Федерации.
1.1.
Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на
решение задач в области гражданской обороны.
2.
Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и
организациях осуществляют их руководители.
3.
Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов
местного самоуправления.
4.
Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и
организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение
мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
5. Пункт 5 статьи 11 утратил силу с 1 января 2005 г.
согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.
Статья 12. Органы, осуществляющие управление гражданской
обороной
Органами,
осуществляющими управление гражданской обороной, являются:
1)
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в
области гражданской обороны;
2)
территориальные органы — региональные центры по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы,
уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
Территориальные
органы — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные
решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, комплектуются
военнослужащими спасательных воинских формирований федерального органа
исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской
обороны, лицами начальствующего состава федеральной противопожарной службы и
гражданским персоналом.
Руководители
указанных территориальных органов назначаются в установленном порядке
руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на
решение задач в области гражданской обороны, из числа военнослужащих
спасательных воинских формирований этого федерального органа исполнительной
власти, лиц начальствующего состава федеральной противопожарной службы и
гражданского персонала, за исключением лиц, назначаемых на должность и
освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации;
3)
структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти,
уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;
4)
структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение
задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 13. Федеральный орган исполнительной власти,
уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны
Выводы по второму учебному вопросу
1. Система гражданской обороны в Российской Федерации организована по территориально-объектовому принципу. При этом ответственность за проведение мероприятий гражданской обороны на территориях РФ несут соответствующие руководители органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а в министерствах, ведомствах и организациях — руководители федеральных органов исполнительной власти и руководители организаций. Общее руководство гражданской обороной на территорией Российской Федерации осуществляет премьер-министр.
2. Система гражданской обороны РФ состоит из органов управления, сил и средств, фондов и резервов, а также систем связи, оповещения, управления и информационного обеспечения, имеющих иерархическую структуру.
3. В зависимости от условий обстановки система гражданской обороны Российской Федерации функционирует в одном из трёх режимов: повседневной деятельности, повышенной готовности или в чрезвычайном режиме. Введение и отмена режимов функционирования системы на территориях РФ осуществляется соответствующими руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, в министерствах, ведомствах и в организациях (на объектах) — руководителями федеральных органов исполнительной власти, руководителями организаций (объектов).