Пожарные автомобили: определение и классификация

Испытание насосов пожарных автомобилей

Насосы пожарных автомобилей испытывают после каждых 5000 км пробега, но не реже одного раза в год. Общая инструкция прописана в Наставлении по технической службе ГПС. При проверке обязательно выполняются следующие условия:

  • установка насосов и монтажа трубопроводов проведены в соответствии с требованиями техдокументации на ПА;
  • вентили, задвижки, сливные краны открываются и закрываются без дополнительных усилий;
  • отсутствует течь в местах основных соединений;
  • диагностика частоты вращения вала не превышает 5% номинальной;
  • подпор во всасывающем патрубке не превышает 0.4 МПа, а для насосов с уплотнителем пластинчатой набивкой – 0.8 МПа;
  • напор на выходе – не более 1.1 МПа.

Методика проверки ПН забором и подачей воды из водоемов состоит в следующем:

  • установка машины на водоисточник;
  • включение устройства и подача воды при полном открытии задвижек;
  • определение величины напора на основании показаний манометра и мановаккуумметра;
  • сравнение фактических значений с нормативными показателями.
Тип Подача м3/с (л/с) Напор (м) Частота вращения (об/мин)
ПН-40 0.040 (40) 100±5 2700
ПН-60 0.060 (60) 100±5 2600
ПН-110 0.110 (110) 100±5 1350

При испытании уменьшение напора не должно превышать 15% от номинальных показателей.

Во время проверки могут быть выявлены неисправности:

  1. Отсутствие подачи воды при пуске. Причина – частичное или полное заполнение насоса воздухом. Для устранения проводят повторный забор при помощи вакуумной системы.
  2. Уменьшение подачи воды во время работы. Причина – неплотности во всасывающей линии, мусор на всасывающей сетке или недостаточное ее заглубление.
  3. Стук и вибрация во время работы. Причина – ослабли болты креплений, износ шарикоподшипников и шеек вала рабочего колеса.
  4. Не прокручивается вал. Причина – засорение или промерзание узлов.
  5. Протечка дренажного отверстия. Причина – износ манжет. Устраняется их заменой.
  6. Попадание воды в масляную ванну. Причины – засорение дренажного отверстия или износ манжет.

Пожарные рукава

В ПТВ входят пять разновидностей пожарных рукавов.

  • Насосный пожарный рукав для пожарных кранов и переносных мотопомп. Рукав подает огнетушащие растворы под давлением не более 1МПа. Температура использования от минус 60 до плюс 40 градусов.
  • Морозостойкий пожарный напорный рукав. Эти рукава подают раствор под давлением до 1,6МПа и хорошо устойчивы к холодам.
  • Рукав пожарный напорный с внутренним латексным гидроизоляционным слоем. Данными рукавами оборудуют передвижные пожарные бригады в районах с умеренным и холодным климатом.
  • Рукав пожарный напорный с двусторонним полимерным покрытием. Входят в комплектацию передвижных пожарных расчетов и используются при температуре до минус 40 градусов. Максимальное рабочее давление 1,6МПа.
  • Рукав пожарный напорный с допустимым давлением до 3МПа. Данные рукава обладают дополнительной прочностью и могут использоваться в агрессивной среде.

Рукавная задержка и зажим

Рукавные задержки используются для фиксации пожарных шлангов для тушения пожаров на высоте и на лестничных пролетах или стенах. А также при необходимости вертикального подъема.

Рукавные зажимы применяют при повреждении в рукавной линии и для ее починки. Различают ленточные и карсетные зажимы. Первые устраняют повреждения до трех сантиметров, а вторые позволяют залатать рукав с разрезом до десяти сантиметров.

Пожарные автомобили ЗИЛ 131

Серийный выпуск ПА на базе ЗИЛ 131 пришелся на 1970-1984 годы, когда были разработаны модели 137 и 137А. Они оказались удачными по сочетанию полноприводного шасси с абсолютной неприхотливостью к эксплуатационным условиям. По ТТХ пожарный автомобиль ЗИЛ 131 отличается от ЗИЛ 130, но полностью заменить его так и не смог. Для тушения пожаров его могут заправлять водой или пеной. Цистерна для воды рассчитана на 2.4 тонны, а бак для пены по сравнению с рассмотренной выше моделью немного меньше, 150 литров. При этом общая снаряженная масса этого автомобиля составляет 11 тонн. Распределение нагрузки на передний мост – 2980 кг, на задний – 8170 кг.

Бензиновый карбюраторный двигатель А-76 у ЗИЛ 131 АЦ-137 и 137А имеет мощность 150 л.с. или 110 кВт. При полной загрузке автомобиль развивает скорость 80 км/ч с расходом топлива 40 л на 100 км пробега. Колесная база предполагает шесть ведущих односкатных колес. Благодаря полному приводу машина справляется с бездорожьем. Это важный показатель для сохранения машинного фонда этой модификации как основной технической единицы МЧС.

Преимуществом ПА на базе ЗИЛ 131 считается система подогрева воды, расположенная в цистерне. Функционирует она на энергии выхлопных газов. Также отличительной особенностью этой модификации является улучшенная двухрядная кабина с защитными решетками на окнах на случай массовых беспорядков.

ТТХ пожарного автомобиля ЗИЛ 131 АЦ-40-137А

Насос ПН-40УВ
Тип насоса Одноступенчатый центробежный
Подача воды (л/сек) 40
Высота всасывания, max, м 7
Контрольная высота всасывания, м 3.5
Пеносмеситель ПС-5
Тип пеносмесителя Водоструйный эжектор
Производительность пеносмесителя при низкой кратности, м3 25
Производительность пеносмесителя при средней кратности, м3 250
Лафетный ствол СЛК-П20
Расход воды для ствола, л/сек 19
Кратность пены на выходе из ствола 6
Дальность водяной струи, м 60
Дальность пенной струи, м 50
Поворот лафетного ствола +90… -20° по вертикали
Площадь тушения пенами низкой кратности при Iтр = 0,1…0,15л/(с*м2) 41,67…27,78
Площадь тушения пенами низкой кратности при Iтр = 0,05…0,08л/(с*м2) 83,33…52,08
Длина напорных рукавов, м 408
Габариты (д*ш*в), мм 7640*2500*2950

Несмотря на свою популярность, ПА на базе ЗИЛ 131 имеет некоторые недостатки. Например, принцип крепления к раме, из-за чего часто нарушается геометрия цистерны, а как следствие – ее разгерметизация.

Пик производства пожарных машин на базе грузовых автомобилей ЗИЛ пришелся на 1970-е годы, однако популярность этой техники не спадает и в наши дни. Ее плюс – неприхотливость в эксплуатации и возможность работы как в городской черте, так и в условиях бездорожья.

Размещение в автомобиле

По конспекту, которым пользуются оперативные бригады, выезжая на вызов, к размещению оборудования на пожарном автомобиле предъявляют высокие требования. Часть хранится в кабине боевого расчета, часть – в кабине водителя. Основной же инвентарь расположен в отсеках кузова. Четкий порядок – залог уменьшения времени на боевое развертывание без снижения его оперативной подвижности.

Размещение оборудования подчинено правилу эргономики:

  • группировка инструмента по функциональному назначению;
  • размещение по особенностям конфигурации и массе;
  • по последовательности использования;
  • по частоте применения.

В кабине водителя должны быть огнетушители и ручной инструмент. В зоне боевого расчета размещают  пожарные стволы и рукавные зажимы, противогазы и фонари. Все оборудование размещают так, чтобы оперативники при боевом развертывании не мешали друг другу.

1 – огнетушитель; 2 – инструмент шофера; 3 – гаечный ключ; 4 – пожарный рукав; 5 – пожарный ствол; 7 – пожарная колонка; 8 – разветвление; 9 – крюк; 10 – всасывающая сетка; 11 – рукавный зажим; 12 – переходная головка 50×80; 13 – переходная головка 70×80; 14 – ствол РС; 15 – ствол РСК; 16 – шланг пенообразователя; 17 – льняной напорный рукав; 18 – напорный пожарный рукав; 19 – водосборник.

Автомобиль первой помощи – что это

АПП пожарный автомобиль представляет собой малогабаритную и маневренную установку. Относится к основным пожарным машинам. Экипировка меняется в зависимости от области использования. Обычно содержит следующее оснащение:

  • инструменты: багры, лопаты, ломы, бензопилы, гидравлические ножницы, молотки, кувалды;
  • средства индивидуальной защиты: маски-самоспасатели, диэлектрические комплекты, респираторы;
  • медицинская экипировка: носилки, аптечка, противоожоговая укладка;
  • средства борьбы с огнем: огнетушители, рукава, стволы;
  • вспомогательное оборудование: лестницы, фонари, осветительные мачты, генераторы энергии.

Пожарная «Газель» – описание

АПП на базе модели «Газель» внешне напоминает маршрутное такси красно-белого окраса. Главное отличие от общественного транспорта – отсутствие большого количества окон.


Пожарная «Газель»

Условно пожарная Газель разделена на три части:

  1. Кабина боевого расчета. Находится в водительской кабине машины.
  2. Отсек для пенобака и мотопомпы. Расположен сразу за кабиной.
  3. Кузов для размещения пожарно-технического вооружения.

На крыше кузова обычно крепится лестница и рукава от цистерны.

История создания

Раньше АПП назывались «автомобилями быстрого реагирования». Первыми моделями таких машин считаются АПП-0,5 и АПП-2. Они были выпущены в 1994 году Жуковским машиностроительным заводом.

Позже, в 2003 году, был проведен эксперимент, в ходе которого была доказана эффективность АПП на возгораниях начальной стадии в зданиях и на автотранспорте. Таким образом, было налажено массовое производство АПП.

Назначение

Вопреки расхожему мнению, автомобиль первой помощи пожарный служит не для оказания медицинской помощи. Его предназначение в тушении возгорания. Основные цели использования АПП можно описать в нескольких пунктах:

  • быстрое прибытие команды на место происшествия;
  • доставка средств борьбы с огнем и инструментов в пораженную зону;
  • тушение пожара;
  • устранение огня до прибытия АЦ, если полная ликвидация возгорания невозможна.

Назначение АПП схоже с целями использования автоцистерн. Однако машины первой помощи выигрывают у АЦ в скорости передвижения. Наиболее выгодно АПП проявили себя на пожарах в частном секторе и в результате ДТП.

Конструктивные особенности

К особенностям конструкции АПП можно отнести следующие детали:

  1. Размер и вес. По сравнению с большинством видов пожарной техники и схожими по назначению АЦ, машины первой пожарной помощи обладают небольшими размерами. Вес авто также сравнительно невелик. Эти характеристики делают АПП более маневренными, позволяют развивать более высокую скорость и легче преодолевать заторы на дорогах.
  2. Шасси. Для конструкции АПП используются исключительно шасси грузовых автомобилей марок КамАЗ, ЗИЛ и Урал. Такой выбор связан в первую очередь с весом пожарно-технического вооружения.
  3. На крыше АПП обычно расположен помост, лестница, багор и всасывающие рукава. Такая экипировка позволяет не только потушить возгорание, но и эвакуировать пострадавших.


АПП

Технические характеристики

Технические параметры АПП разнятся от одной модели к другой. К характеристикам относятся:

  1. Марка насоса.
  2. Полная масса. Компактные модели весят около 2500 кг, тогда как самые крупные из них доходят до отметки в 5500 кг. Предпочтение традиционно отдают легковесным машинам, так как основная цель их использования – быстрое прибытие на место происшествия.
  3. Размеры машины.
  4. Количество воды для тушения. В зависимости от назначения, составляет до 2500 литров.
  5. Максимальная скорость 135 км/ч.
  6. Количество пенообразователя. Доходит до 150 литров.
  7. Удельная мощность двигателя. Составляет примерно 20–25 кВт/т.
  8. Боевой расчет. Машина рассчитана на команду от 2 до 7 человек.

К АПП предъявляются некоторые требования. ГОСТ Р 53247-20009 определяет следующие нормы:

  1. Скорость шасси составляет не менее 100–120 км/ч.
  2. Минимальная допустимая производительность насоса – 4 л/с.
  3. Объем кузова превышает 3,5 кубического метра.
  4. Минимальная масса огнетушащих веществ в любом АПП – 300 кг. Может быть увеличена при потребности.
  5. Минимальная допустимая грузоподъемность шасси составляет 1,5 тонны.
  6. Количество членов команды доходит до 7, включая водителя.
  7. Вес пожарно-технического вооружения не менее 800 кг.
  8. Общая длина рукавов в экипировке – не меньше 100 метров.

Модели пожарных штабных автомобилей

Сегодня на вооружении ГПС состоят АШ-5 на базе шасси ГАЗ и УАЗ, которые производят на заводе «Варгаши», ПО Берег и ОАО «Пожтехника».

ГАЗ-2752

Штабной пожарный автомобиль с маркировкой АШ-5 на базе ГАЗ-2752 выпускает московское производственное объединение «Берег». Он, как и все машины этого типа, используется для доставки к месту пожара личного состава для обеспечения штабной работы в зоне ЧС.

Двигатель Карбюраторного типа
Мощность мотора, кВт/л.с. 73/100
Колесная формула 4×4
Количество мест 1+5
Полная масса, кг 3500
Габариты (д*ш*в), мм 5500*2000*2700

Пожарно-техническое вооружение располагается в заднем отсеке. В комплект входит электрооборудование.

ГАЗ-27057

Разработкой этого АШ занимается ОАО «Пожтехника» из г. Торжок Тверской области. Конструктивно эта модель мало отличается от машин АШ-5 (2752), при этом считается более тяговитой по сравнению с ними.

Функциональность машины определена ее типом.

Двигатель Инжекторный бензиновый УМЗ-4216
Мощность мотора, кВт 110
Колесная формула 4×4
Количество мест 5
Полная масса, кг 3500
Габариты (д*ш*в), мм 5500*2000*2700

Он выполняет задачи по доставке личного состава к месту пожара, организации радиосвязи в УКВ диапазоне с дальностью действия 20 км при использовании мобильной радиостанции и до 3 км с переносной. Оборудование этого автомобиля позволяет подавать звуковые и световые сигналы на расстоянии до 500 м.  За счет комплектации фарами-прожекторами и ручными аккумуляторными фонарями возможно полное освещение места ЧС.

ГАЗ-3221

Производством штабных пожарных автомобилей на базе ГАЗ-3221 занимается завод «Варгаши». Для них используют легковое или полугрузовое шасси.

Эти машины подходят для эксплуатации при температуре от -40 до +40°С.

Двигатель Инжекторный бензиновый УМЗ-4216
Мощность мотора, кВт 72
Колесная формула 4×2
Количество мест 5
Полная масса, кг 3500
Габариты (д*ш*в), мм 5500*2380*2500

В комплект входит три дыхательных аппарата, четыре комплекта одежды пожарного, четыре каски, четыре радиостанции, фонарь ФОС-3-5/6 и штабной стол.

УАЗ-3163

Базовым шасси этого АШ-5 стал УАЗ-3163 «Патриот» с колесной формулой 4×4. По комплектации он сходен с ГАЗ-3221, при этом отличается более компактными габаритами и повышенной маневренностью.

Двигатель Инжекторный бензиновый
Мощность мотора, кВт/л.с. 94.1/128
Колесная формула 4×4
Количество мест 5
Полная масса, кг 2670
Габариты (д*ш*в), мм 4647*2080*2200

Гидромеханическая трансмиссия

Совмещает в себе механическую и гидравлическую передачи. Ее плюсом считается плавное переключение скоростей и момента вращения. Минус – использование только на переднем ходу. Гидромеханические трансмиссии делятся на две группы:

  • гидродинамические;
  • гидростатические.

Первые представлены гидромуфтами, которые чаще всего используются в системе охлаждения двигателя ПА на базе КамАЗ,  и гидротрансформаторами, используемыми в аэродромных пожарных автомобилях на базе МАЗ и БелАЗ.

Гидростатические передачи используют силу напора жидкости. В их основе – гидроцилиндры с поршнями или штоками. Основная сфера применения – механизмы подъема автолестниц, автоподъемников, лафетных стволов, выдвижных опор.

Система гидромеханической трансмиссии представлена аксиально-поршневыми насосами. Передача мощности происходит от КОМ к насосу, а далее при помощи гидросистем к гидромотору, исполнительному механизму подъема колен автолестниц.

Краткая история пожарных автомобилей в России

Пожарные составы существовали задолго до изобретения автотехники. В России на место ЧС спасательные отряды доставляли обозы. Однако не каждый горожанин спешил уступить дорогу колеснице, тогда конструкторы задумались над модификацией повозок.

В 1890-х годах был представлен прообраз светозвуковой сигнализации. Авторство принадлежало обер-полицмейстеру города Москвы А. Власовскому. Специалист снабдил обозы горящими факелами (выполняли роль проблесковых маячков) и сигнальными рожками

Это стало своеобразным «прорывом» – пожарный обоз привлекал внимание горожан и был заметен в ночное время

Однако оперативности повозкам не хватало, а лошади пугались огня. Тогда инженеры задумались над созданием автоматизированных перевозок.

«Пионером» российской противопожарной техники стал автомобиль, выпущенный более 100 лет назад. В 1904 году фабрика «Фрезе и К» сконструировала машину, способную доставить к месту пожара 10 спасателей. Автомобиль был укомплектован двумя лестницами, противопожарным рукавом и колонкой гидранта.

Более модифицированный образец несколькими месяцами позже представила компания «Г. А. Леснер». Их детище вмещало экипаж из 14 пожарников. Оснащался автомобиль насосом, цистерной, колонкой гидранта, а также противопожарными рукавами.

В 30-х годах прошлого века наладилось производство автонасосов. Первая модель – АМО-Ф-15 – оснащалась двигателем мощностью в 30 кВт. Насос подавал порядка 900 литров воды в минуту.

В эти же годы специалисты представили первые машины для освещения места пожара. К концу 30-х годов автопром наладил производство противопожарной техники. Однако большая часть автомобилей выходила на линию в крупных городах. В отдаленных местностях вплоть до 1940 годов использовали старый метод – обозы.

С середины 20 века спецмашины появились во всех уголках страны, их производство приобрело массовый характер.

Сегодня лидерами российского рынка остаются автомобили компаний «ЗИЛ», «МАЗ», «КАМАЗ», «УРАЛ». Нередко компании закупают технику итальянского бренда «Ивеко». Мощность современных машин в десятки раз выше, чем у «старичков». Последние ушли «на покой», посмотреть на них можно в музее МЧС.

Разновидности пожарных автомобилей по назначению

Транспортные средства, используемые для ликвидации последствий ЧС, делятся на основные, специальные пожарно-спасательные, целевые и вспомогательные автомобили.

Группа Подгруппа Разновидности
Пожарные машины Основные Автоцистерны, автонасосы, насосно-рукавная техника.
Целевые Порошкового, пенного, воздушно-пенного, комбинированного, газового, газо-водяного, аэродромного тушения, насосная станция и пеноподъемник.
Аварийно-спасательные Специальные пожарные машины Штабная техника, машины связи и освещения, установки дымоудаления, автолестницы и коленчатые подъемники, рукавные машины, газодымозащитная служба, авто отогрева, оперативно-служебная техника.
Целевые ТС водолазной, химической, радиационной службы. Техника для проведения взрывных работ и оказания медицинской помощи.
Вспомогательные Автобусы, авторемонтные мастерские, грузовые и легковые оперативные авто, передвижные диагностические лаборатории и топливозаправщики.
Инженерная техника Экскаваторы, грейдеры, бульдозеры, путепрокладчики, автокраны и компрессорные станции
Техника, задействованная на воде и в воздухе Самолеты, вертолеты, катера.

Пожарные стволы

Один из видов специального оборудования основных пожарных автомобилей, используемого для подачи огнетушащих средств через рукава гидрантов.

Пожарные стволы
Пропускная способность и размеры Вид огнетушащего вещества
Ручные Водяные
Лафетные Пенные
Комбинированные

Ручные активируются ручным оборудованием. Их недостаток – ограниченное расстояние действия, максимум 5 метров. Применяют при тушении небольших очагов возгорания. Лафетные – оборудование спецтехники. В комплекте – варианты насадок.

Переносное оборудование обоих типов крепится на окончании рукавной напорной линии. Стационарные устанавливаются только на опорах и соединяются с краном или насосом автомобиля. Благодаря стволам и насадкам можно формировать как сплошную струю для тушения огня на дальних расстояниях, так и распыленную для небольших площадей или локального очага.

Машины, выезжающие в зону пожара, комплектуются следующими моделями стволов.

РС-50

РС-70

Оборудование пожарных машин, мотопомп. Состоит из корпуса, насадки, муфтовой соединительной напорной головки и переносного ремня.
РСП-50

РСП-70

Отличаются от обычных функцией перекрытия потока. Дают сплошную или распыленную струю.
РСКЗ-70 Ручной ствол комбинированного типа для подачи сплошной или распыленной струи, образования водяной завесы. Входит в комплект мобильных средств пожаротушения.
СРК-50 Формирует компактную или распыленную струю, дополнен функцией перекрытия потока.
РСК-50 В отличие от типа РСКЗ дает факел распыления под 20 и 60°

Стандартный комплект

Для оперативного реагирования на вызов бригада спасателей использует определенный комплекс вспомогательных средств, которые входят в перечень основного оборудования пожарных автомобилей или являются частью пожарно-технического вооружения. Первое представляет собой комплекс коммуникаций для подавления огня. Ко второму относят технические средства для защиты личного состава при проведении разведки на месте происшествия и ликвидации возгораний.

Стандартно ПА общего назначения, к которым относят автоцистерны, насосно-рукавные машины, автомобили первой помощи и спасательный транспорт, на борту обязательно имеют:

  1. Аварийно-спасательный инструмент, при помощи которого устраняют препятствия на пути к очагу возгорания. К нему относят топор, багор, молоток, лом, технические средства для резки проводов.
  2. Спасательные средства. Это лестницы, канатно-спусковые устройства, маты, приспособления для поднятия на высоту, метательные устройства.
  3. Оборудование малой механизации, к которому относят инструмент с электроприводом, соединяющийся с двигателем или гидроагрегатом. Это пневматические домкраты, заглушки, пластыри.
  4. Средства индивидуальной защиты. Для органов дыхания и зрения – респираторы, аппараты со сжатым воздухом, устройства искусственной вентиляции легких, самоспасатели. Для рук, ног и головы – каски, перчатки, защитная обувь. Дополнительное оборудование пожарных автомобилей, которые работают в зоне техногенных катастроф, включает комплекты теплоотражателей, костюмы защиты от ионизирующих излучений.
  5. Гидравлические установки.

Перечень пожарного оборудования, возимого на пожарных автомобилях, зависит от модели транспортного средства. В зависимости от сложности ситуации на место вызова посылают машину, оснащенную в соответствие со стандартным протоколом действий.

Классификация противопожарных стволов

Существует два типа противопожарных устройств — ручные и лафетные ПС, которые отличаются размерами и способом эксплуатации.

Лафетные модификации потребуют привлечения специализированных транспортных средств. Они отличаются высотой установки, наличием регулирующих элементов, комплектацией, позволяющей создавать поток разной конфигурации с определенным углом подачи.

Классификация лафетных ПС осуществляется по следующим признакам:

  • По мобильности и возможности крепления: стационарные с монтажом на транспорте (С), перевозимые на отдельном прицепе (В) и переносные (П);

  • По виду формируемой струи: универсальные (с индексом У) или перекрывные (без индекса У) конфигурации;

  • По виду управления: с дистанционным (с индексом Д) или ручным (без индекса) способом управления.

Детальную информацию о ПС можно узнать по специфике обозначений:

  • С – стационарная установка для комплектации внутренних установок;

  • Б – модели, оснащенные вращательными элементами, для установки на передвижные средства;

  • Д – рабочие устройства, позволяющие регулировать технические параметры дистанционно;

  • П – универсальные мобильные конфигурации, которые приемлемо использовать в комплекте с различными насосными установками.

Ручные ПС являются оборудованием, позволяющим осуществлять подачу гасящих составов на верхние этажи с максимальной глубиной подачи до 5 метров.

Классификация ручных ПС осуществляется по таким признакам:

  • По виду управления: универсальные (без использования регулирующих кранов) или перекрывные (с запорной арматурой);

  • По виду формируемого потока: для подачи компактной струи, рассеивающего потока, водяной завесы различного формата, пенного раствора, комбинированные и универсальные модели;

  • По мобильности и возможности крепления: стационарные с монтажом на магистралях и переносные.

Расшифровка позволит узнать сферу их применения:

  • РС-70, 50, 50П – съемные приспособления с выработкой сплошного потока и предусматривающие возможности для удлинения рукава;

  • РС 70.1 и 50.1 – стационарные модели, поддерживающие стабильное давление сплошным потоком;

  • РСП, РСК и СРП – мобильные устройства, предназначенные для подачи пенных составов исключительно под углом;

  • РСКЗ 70 – высокопроизводительная установка, позволяющая регулировать параметры работы струи с различным огнетушащим составом.

Пожарные стволы классифицируют по двум признакам:

  • пропускной способности;

  • виду огнетушащего средства.

По пропускной способности

Пропускная способность – показатель эффективной работы всей цепочки гидравлической сети. Характеристики диаметра выпускного отверстия, длина рукавной линии, наличие потерь насосных установок, насадок и соединительных элементов позволяют оценить производительность агрегатов по пропускной способности. Максимальное значение этих параметров свидетельствует о высокой производительности процессов пожаротушения, поскольку сеть способна выдавать предельно допустимый объем воды.

В техническом паспорте обозначено минимальное значение пропускной характеристики для:

  • Ручных моделей, имеющих свои конструктивные особенности. Незначительная глубина тушения и диаметр соединительной элементов в 5,0 см позволяет организовать выдачу потока 2-4,0 л/с. При входном отверстии 7,0 см – 2,3-8 л/с воды в зависимости от конфигурации струи. Такие характеристики ограничивают масштабы применения ручных конфигураций, но они показывают свою эффективность при работе в недоступных пространствах и для ликвидации возгораний на начальных стадиях;

  • Лафетных аппаратов с постоянным расходом огнегасящих составов 20/40/60/100/150 л/с. В случае переменного расхода показатель варьирует в пределах 15-25 или 100-150 л/с. Такие модификации подходят для больших объемов работы.

По виду огнетушащего вещества

Использование дополнительных приспособлений дает возможность работать с различными по составу веществами:

  • Водяные;

  • Водяные с пенообразующим составом;

  • Порошковые;

  • Комбинированные.

При этом могут использоваться специализированные функциональные насадки.

Автомобили на шасси УРАЛ

Преимуществом шасси этой марки считается высокая проходимость по бездорожью и возможность дополнения тяжелым оборудованием. Таким машинам под силу снежная целина и косогоры. Они без труда преодолевают вертикальные препятствия высотой до 55 см и заезжают на склоны до 20°. На базе УРАЛа производят основные виды ПА:

  • автоцистерны;
  • насосно-рукавные автомобили;
  • насосные станции;
  • автоподъемники.

Для новейших разработок конструкторами были выбраны три типа шасси:

  • 4320;
  • 43206;

УРАЛ-4320

Это длиннобазовое трехосное шасси было выбрано для производства ПА тяжелого класса с резервуаром до 8 м3. Преимущество этих машин – использование в любой местности без ограничения температуры. На шасси ставятся двойные кабины со спальным местом, хотя по количеству мест боевого расчета они все ограничены и предназначены для 6 человек.

Конструктивно ПА на базе УРАЛа-4320 – модульный кузов и двухрядная кабина. В кузовной части размещается отсек для ПТВ, цистерна и отделение для насоса. Машина работает на дизельном топливе и для обогрева всех рабочих систем использует независимый отопитель.

На базе УРАЛа-4320 производят:

  • АЦ-6.0-6000/300;
  • АЦ 7.0-7000/420;
  • АЦ 8.0 – 8000/480.

УРАЛ-43206

Это автомобили среднетяжелого класса с объемом цистерны до 4 м3. В отличие от УРАЛа-4320 у них короткая двухосевая база, что значительно снижает общий вес автомобиля. Именно поэтому чаще всего эту модификацию используют на пожарах в городской черте.

Кузов у УРАЛа-43206 двухмодульный, совмещающий в себе бак для воды и отсек для пены с насосом. Кабина также двухрядная на 6 мест, при этом спальное место отсутствует. Для обогрева рабочих систем используется автономный отопитель, работающий на дизеле.

На шасси УРАЛа-43206 производят:

  • АЦ 3.0-40;
  • АЦ 3.0-40/4
  • АЦ 4.0-40;
  • АЦ 4.0-40/4

УРАЛ-5557

Полноприводный автомобиль тяжелого класса, который в отличие от модели 4320 комплектуется низкопрофильными шинами с регулируемой подкачкой. Эта функция делает машину универсальной к условиям эксплуатации: транспортное средство преодолевает целину, песчаные местности, болота.

Кузовная часть в этой модели двухмодульная, состоящая из цистерны и пенобака, совмещенного с насосным отделением. А вот кабина, несмотря на тяжелый класс автомобиля, рассчитана всего на 4 человек. Вариантом считаются машины с индексом NEXT, предполагающие расширенные кабины до 6-7 человек.

На базе УРАЛ-5557 производят:

  • АЦ 5.0 и 5.0 NEXT;
  • АЦ 6.0 и 6.0 NEXT.

Модели АГДЗС

Самой распространенной моделью автомобилей ГДЗС считается АГ-12 на базе автобуса ПАЗ -3205. Источником энергии здесь является генератор трехфазного переменного тока с воздушным охлаждением. Он установлен между арками задних колес. Для отбора мощности используется КОМ-107. От генератора работают прожекторы дымососа, электропилы, электроинструмент.

АГ-12 оборудован тремя распределительным коробками. К ним подключается кабель для передачи энергии внешним потребителям. В базовое оборудование этого автомобиля входит стационарная катушка, на которую намотано 96 м кабеля и восемь выносных катушек по 36 метров каждая.

В качестве средств освещения в этой модели поставлена двухпрожекторная телескопическая мачта, а также дополнительно используются  три переносных прожектора, которые позволяют осветить место аварии, недоступное для подъезда техники. Мачта выдвигается на 8 метров от уровня земли.

В основное оборудование входит дымосос и электропила. Дымосос удаляет дым и продукты горения, позволяет снизить температуру в помещении посредством нагнетания свежего воздуха при производительности 7000 м3/ч. Также при помощи дымососа можно получать высокократную пену.

Колесная формула 4×2
Мощность двигателя, кВт 88
Скорость, км/ч 80
Габариты (д*ш*в), мм 7000*2620*2960
Масса, кг 6835
Количество мест боевого расчета 7
Дымосос ДПЭ-7

На базе шасси КамАЗ-43253 производят автомобиль типа АГ-20. Его кузов сделан из сборных алюминиевых профилей, благодаря чему удалось добиться высокой устойчивости к коррозии. Преимуществом этой модели считается возможность модификации уже во время эксплуатации.  Опционально меняются параметры кабины боевого расчета и кузова. Этот автомобиль рассчитан на доставку к месту аварии от 2 до 8 человек.

Еще один представитель АГ-20 – ЗИЛ-433362. Этот автомобиль рассчитан на эксплуатацию в умеренном климате при температуре от -40 до +40°С. Его основными частями являются:

  • шасси с дополнительной трансмиссией для электроустановки;
  • кабина боевого расчета;
  • кузов;
  • ЭСУ;
  • телескопическая двухпрожекторная осветительная мачта 6 метров;
  • система дополнительного электрооборудования.

АГ-20 на ЗИЛ-433362 имеет стационарный трехфазный генератор ГС-250-20/4. В комплект входит гидравлический аварийно-спасательный инструмент, инструмент с бензо- и электроприводом, пожарные дымососы ДПЭ-7, выносные катушки и прожекторы.

Мощность двигателя, л.с. 150
Мощность генератора, кВт 20
Номинальная частота, Гц 50
Скорость, км/ч 80
Габариты (д*ш*в), мм 7400*2500*2800
Масса, кг 10500
Количество мест боевого расчета 9
Дымосос ДПЭ-7
Катушки, стационарные/выносные 1 / 2
Количество/мощность прожекторов, кВт 2/1.0
Количество СИЗОД 9

Переоборудование

Переоборудованием пожарных автомобилей занимаются автопроизводители. Принципиальным на этом этапе является выбор легких и прочных материалов. Надстройки машины делают из алюминия и стеклопластика, которые отличаются небольшим весом, не боятся коррозии и поддаются резке при помощи лазера. Шторки всех отсеков также алюминиевые с прорезиненными вставками. Это обеспечивает им подвижность и защищает от попадания влаги внутрь отделений. Для цистерны выбирают экологически чистый материал, поэтому при необходимости пожарные автомобили могут использоваться для доставки питьевой воды населению.

Современные ПА обладают рядом преимуществ перед своими предшественниками:

  • благодаря шторным дверцам отсеков, открывающимся вверх, высвобождается пространство в непосредственной близости к машине;
  • двери кабины водителя и пожарного расчета делают с лестницей, что обеспечивает быструю посадку в автомобиль;
  • современные ПА комплектуются насосами высокого давления;
  • управление многими механизмами осуществляется из кабины водителя, что значительно экономит время спасателей;
  • отсеки с ПТВ оборудованы дверцей с откидной панелью, выдерживающей нагрузку до 250 кг, и поворотными полками.

Конкурирующие модели

Ещё до выхода в свет новая Лада Нива 2021 модельного года обзавелась весьма широким перечнем реальных соперников. В качестве конкурентов выступают бюджетные модели многих ведущих брендов класса: Suzuki Jimny, Хендай Терракан, TagAZ Tingo, Chery Tiggo 4, Great Wall H5 и UAZ Hunter.

Пожарные машины нового поколения

Современные пожарные автомобили снабжены автоматической системой управления. Это позволяет сэкономить драгоценные минуты на месте ЧП, не отвлекаясь на ручные манипуляции.

Например, заполнить насосы возможно одним нажатием кнопки. Десятилетия назад пожарные делали это самостоятельно.

Увеличился в новых моделях и функционал. Так, один автомобиль может выполнять работу трех агрегатов: иметь функцию тушения, АСП, поднимать спасателей на высоту.

Строительство высотных зданий заставило инженеров модифицировать подъемные возможности техники. Самый высокий подъемник способен доставить лестницу на высоту 112 метров! При этом платформа надстраивается на шасси разных моделей.

Итак, пожарная техника за последние сто лет прошла серьезный путь модернизации.

Пожарные обозы, еще функционировавшие в начале 20 века, заменили автоматизированные системы.

Сегодня пожарная автотехника способна не только тушить «классические» пожары, но и ликвидировать пламя в экстремальных условиях: в портах, нефтебазах, на химических заводах.

Конструкторы учитывают современные реалии, создавая усовершенствованную технику, способную удалить дым, добраться до балконов небоскребов и оперативно ликвидировать пламя на химическом предприятии. Главное – верно оценить ситуацию и подогнать нужный автомобиль.

Пожарные автомобилиПожарные автомобили

Выводы

АПП плохо подходят для тушения объемных возгораний на больших площадях. Тем не менее на пожарах в частном секторе, на дорогах и в жилых домах им нет равных. АПП оперативно прибывает на место происшествия, что способствует более быстрой борьбе с огнем и спасению человеческих жизней.

АНР могут быть задействованы на всех пожарах, недалеко от которых есть водоем или водопровод. По своим характеристикам насосные машины наиболее подходят для тушения лесных возгораний. При наличии источника воды могут использоваться и на степных пожарах, возгораниях горных выделок

Стоит остановить свое внимание на АР-2- пожарный автомобиль, без которого сегодня невозможно представить ни одно тушение крупных возгораний

Автомобиль первой помощи АПП-1,0-20(С41R)Автомобиль первой помощи АПП-1,0-20(С41R)
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий