Реферат: конституционные основы государственного устройства российской федерации

Судебная власть

Основная статья: Судебная система Российской Федерации

Высшими судебными органами в России являются Конституционный Суд, Верховный Суд. Судьи высших судов назначаются Советом Федерации по представлению президента Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Высшие и подведомственные им суды составляют систему федеральных судов. В субъектах Федерации имеются свои конституционные или уставные суды, не входящие в федеральную систему. Недавно[когда?] введенные мировые судьи также не считаются федеральными судьями.

В главе Конституции о судебной власти упоминается также Прокуратура Российской Федерации. Однако Прокуратура не входит в судебную систему и является независимой от всех ветвей власти. Систему Прокуратуры возглавляет Генеральная прокуратура Российской Федерации во главе с Генеральным прокурором. Он назначается на должность Советом Федерации по представлению президента.

21 ноября 2013 года Госдума приняла законопроект об объединении Высшего Арбитражного Суда РФ с Верховным судом РФ. 6 февраля 2014 года одобренный субъектами РФ закон об объединении судов был подписан президентом РФ Владимиром Путиным.

Социальные основы Конституции РФ

Социальные конституционные основы могут быть отражены социальной политикой страны. Они требуются для того, чтобы регулировать отношений по поводу благосостояния людей, удовлетворять их материальные и духовные потребности, обеспечивать для каждого человека достойные условия существования.

Замечание 5

Конституция нашей страны характеризует социальное государство в качестве государства, основная задача социальной политики которого заключена в формировании условий, которые могут обеспечивать достойную жизнь и свободу в развитии человека.

Социальные основы включают:

  • охрану здоровья и систему здравоохранения;
  • основы трудовых прав и охрану труда;
  • охрану института семьи, социально незащищенных лиц и систему их поддержки и социальные службы;
  • пенсионное обеспечение.

Статья 41 Конституции РФ устанавливает, что любой человек обладает правом на охрану здоровья и медицинскую помощь. Оказание медицинской помощи, которое проводят государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, должно осуществляться бесплатно с помощью средств соответствующего бюджета, сумм страховых взносов и прочих поступлений. В нашем государстве происходит финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья, принятие мер в области развития государственной, муниципальной, частной системы здравоохранения, поощрение деятельности, которая способствует укреплению здоровья, развитию физической культуры и спорта, приводит к экологическому и санитарному, эпидемиологическому благополучию.

Замечание 6

Охрана здоровья граждан, проживающих в России, представляет собой систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, а также санитарного противоэпидемического (профилактического) характера. Она проводится государственными органами власти страны, органами власти субъектов, местного самоуправления, предприятиями, их должностными лицами и прочими лицами, гражданами для профилактики болезней, сохранения и укрепления физического и психического здоровья любого гражданина, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления соответствующей и необходимой медицинской помощи.

Рассмотренные мероприятия регулирует № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ».

Основные принципы охраны здоровья включают в свой состав процессы:

  • соблюдения гражданских прав в области охраны здоровья, а также обеспечение связанных с ними гарантий государства;
  • приоритетного положения интереса пациентов в ходе оказания медицинской помощи;
  • приоритетного положения охраны детского здоровья;
  • социальной защиты граждан при утрате здоровья;
  • ответственности органов власти и органов местного самоуправления в государстве, должностных лиц предприятий за то, чтобы обеспечивать права граждан в области охраны здоровья;
  • доступности и соответствующего качества медицинской помощи;
  • недопустимости отказа в оказании медицинской помощи;
  • приоритетного положения профилактики в области охраны здоровья;
  • соблюдения врачебной тайны.

Основа трудовых прав и охрана труда регулируется ТК РФ и актами трудового законодательства. Конституционные гарантии в этой состоят в определении минимума в размере оплаты труда, свободе выбора своей профессии и рода деятельности, трудовых гарантиях, гарантиях в случае увольнения.

Определение 2

Охрана труда представляет собой систему сохранения жизни и здоровья персонала в ходе трудовой деятельности. Она состоит из правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и прочих мер.

В ходе осуществления трудовых функций важно соблюдать стандарты, утвержденные в сфере охраны труда. Помимо этого, закон обязал работодателя обеспечивать безопасность персонала в процессе эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов

Также это касается инструментов, сырья и материалов, которые используются в производстве. Они должны пройти обязательную сертификацию или декларирование соответствия в соответствующем закону порядке.

Структура Конституции РФ

А) Преамбула – ценности, обладающие демократическими и гуманистическими характеристиками.

Б) Первый раздел:

  • Конституционны строй;
  • Основные права и свобода гражданина;
  • Устройство федерации;
  • Президент РФ и его особый статус;
  • Принципы деятельности Федерального Собрания;
  • Разделение судебной власти;
  • Органы местного самоуправления;
  • Внесения поправок и пересмотр Конституции.

В) Второй раздел: период функционирования Главенствующего закона на территории РФ и прекращения действия предыдущей версии Конституции РФ. Функционирование основных законов и нормативно-правовых актов, вступающих в силу с момента признания действующей версии Конституции; основания функционирования правительственных и правоохранительных органов. 

Конституционный строй – тип государственного устройства, который прописан в Основном законе. РФ представлена политическим образованием гражданского общества, которое носит демократическую направленность и гуманность к гражданам своей страны, главной ценностью государства представлены права и свобода индивида, а их выполнение – главной целью правительственных органов. 

Особенности Конституции РФ

  • Понимается всеми гражданами Российской Федерации.
  • Учредительный характер Конституции проявляется в народе, который представлен суверенитетом и властью в государстве. Учреждение государственного устройства – главная цель учредительной власти. 
  • Конституция – власть, распространяющаяся в юридической силе. Она действительна во всех субъектах Российской Федерации и характеризуется прямой направленностью. Все нормативно-правовые законы и поправки не должны никоем образом расходится с Верховенствующим законом.
  • Конституция распространяется на все аспекты общественной деятельности (экономическая, социальная, культурная, юридическая) посредством регулирования взаимоотношений в общественных коммуникациях. 
  • Конституция выступает базой для других существующих источников норм. Конституция регулирует виды актов и принимаемых ими органов, т.е. контролирует весь правотворческий процесс.
  • На страже охраны Конституции стоит Президент РФ, который имеет права ограничить действие законов исполнительных органов в случае противоречия актов с Конституцией. На правовой охране Конституции стоит Конституционный Суд Российской Федерации.
  • Регламентирует порядок пересмотра или внесения правок в законы.

Основные задачи Конституции Российской Федерации: становление РФ полным гражданским государством; через международные стандарты сформировать институт прав и свобод человека.

Верховенство права

    Верховенство права – один из важнейших
принципов конституционного строя РФ, характеризующих Россию как правовое
государство. Как отмечалось ранее, правовое государство, кроме принципа
верховенства права, имеет и ряд других признаков, охватывающих и основы
организации государственной власти, и взаимоотношения человека и гражданина с
государством.

Примат права выражается в верховенстве
Конституции и связанности государства правом.

Верховенство Конституции РФ, имеющей высшую
юридическую силу и прямое действие на всей территории России, означает, что
законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны
противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, местного
самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать
Конституцию РФ и законы. Государственная власть ограничена, таким образом,
правом.

Конституция РФ содержит требование официального
опубликования законов. Неопубликованные законы не применяются. Любые
нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и
гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для
всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции).

Законодательство РФ о выборах

  • Конституцией РФ.
  • Законодательством субъектов РФ.
  • Федеральным законодательством.
  • Указами и распоряжениями Президента РФ.
  1. Всеобщность. Все совершеннолетние граждане страны вне зависимости от пола, расы, национальности, происхождения и имущественного положения имеют право на участие в выборах.
  2. Равенство. У каждого избирателя только один голос, все голоса имеют равный вес.
  3. Прямое избирательное право. Избиратели голосуют непосредственно «за» или «против» кандидатов.
  4. Тайное голосование. Контроль за волеизлиянием граждан запрещен.
  5. Добровольность. Гражданин имеет право участвовать или не участвовать в выборах.
  6. Отсутствие давления на избирателей, запугивания, проведение выборов с соблюдением все основных прав человека.

РОССИЯ – ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО

На ее территории сегодня проживает около 130 национальностей и этнических групп. Поэтому важнейшей задачей является обеспечение союза, мира и согласия между ними, сохранение целостности страны. Этому в наибольшей степени соответствует федеративное устройство нашего государства Оно состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов — равноправных субъектов Федерации

Все они обладают определенным государственно-правовым положением (статусом). Разграничение полномочий между ними и федеральными органами власти осуществляется Конституцией, федеративным и иными договорами. Регулирование взаимоотношений между самими субъектами Российской Федерации осуществляется путем заключения договоров и соглашений. При этом Федерация позволяет органично сочетать общие интересы всего многонационального народа России с интересами каждой нации и народности.  Россия – государство с республиканской формой правления. Верховная государственная власть и местное самоуправление в ней осуществляются выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.  Это представляет широкие возможности для реального воплощения принципа народовластия.

Важнейшей гарантией сохранения республиканской формы правления в России является реализация принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебною. Таким образом, современное Российское государство провозглашено и строится как демократическое федеративное правовое с республиканской формой правления. Важнейшей его обязанностью является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

Принцип приоритета прав и свобод человека и граждан. Принцип политического и идеологического плюрализма.

В любом
государстве, претендующем на то, чтобы
его считали демократическим, данный
принцип тоже следует относить, как и
принцип законности, к числу универсальных.
Жизнь и здоровье, честь и достоинство,
права и свободы человека и гражданина
— ценности, которые подлежат первоочередной
защите во всех сферах государственной
и общественной жизни, в том числе,
разумеется, и при осуществлении
правосудия. Юридической базой для такого
подхода в наши дни является уже давно
пользующаяся широким признанием идея,
положенная в основу ст. 2 Конституции
РФ. «Человек, его права и свободы, —
говорится в этой статье, — являются
высшей ценностью. Признание, соблюдение
и защита прав и свобод человека и
гражданина — обязанность государства».

Эта
основополагающая идея развита и
конкретизирована во многих предписаниях
Конституции РФ и других законодательных
актов, включая те, которые имеют
непосредственное отношение к правосудию
и в целом ко всем направлениям
правоохранительной деятельности.
Особого внимания требуют конституционные
и иные законодательные положения,
которые призваны арантироватьнеприкосновенность
личности человека и гражданина их
частной жизни жилища.

Многолетний
отечественный и зарубежный опыт
подсказал

что человек, привлекаемый к
уголовной ответственности и представленный
перед судом в качестве подсудимого,
нуждается в дополнительных
средствах защиты его основных прав и
свобод. Таким
нюансам уделяется значительное внимание.
Они закрепляются как обычных законах,
так и на конституционном уровне. С
известной долей условностиих можно
объединить в три группы

Кпервой относятся
юридические средства, гарантирующие
прикосновенность
личности человека и гражданина.
Вполне естественно, среди средств данной
группы ведущее место занимают те, которые
предназначены для правовой защиты
наивысшей ценности — человеческой
жизни

Неприкосновенность
личности с конституционной точки зрения
означает также недопустимость
произвольного ареста, заключения под
стражу и содержание под стражей.
 

Вторую —
предназначены для защиты
неприкосновенности их частной жизни.
Основные из них тоже предусматриваются
в Конституции РФ (ст. 23). В принципе данная
сфера жизни любого — неприкосновенна.

Ктретьей группе
названных средств относятся установленные
Конституцией РФ и иными законами правовые
средства, обеспечивающие
неприкосновенность жилища. Жилье
— не вето, где посторонним, даже
должностным лицам весьма уважаемых и
авторитетных правоохранительных
органов, можно находится, против воли
проживающих в нем лиц совершать какие-либо
действия, в том числе — в связи с
выявлением и расследованием преступлений.
Таково общее правило, и оно четко и ясно
определено ст. 25 Конституции РФ.

Принципы
идеологического и политического
плюрализма
.
Идеологический плюрализм
означает
,
что в РФ признаётся идеологическое
многообразие
,
никакая идеология не может устанавливаться
в качестве государственной или
обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции).

РФ
провозглашается светским государством
(ст.14 Конституции). Это означает, что
никакая религия не может устанавливаться
в качестве государственной или
обязательной. Светский характер
государства проявляется так же и в том,
что религиозные объединения отделены
от государства и равны перед законом.

Политический
плюрализм предполагает наличие различных
социально-политических структур,
функционирующих в обществе, существование
политического многообразия, многопартийности
(ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции). Деятельность
всевозможных объединений граждан в
обществе оказывает влияние на политический
процесс (формирование органов
государственной власти, принятие
государственных решений и т.д. ).
Многопартийность предполагает легальность
политической оппозиции, способствует
вовлечению в политическую жизнь более
широких слоёв населения. Конституцией
запрещается лишь создание и деятельность
таких общественных объединений, цели
или действия которых направлены на
насильственное изменение основ
конституционного строя и нарушение
целостности РФ, подрыв безопасности
государства, создание вооружённых
формирований, разжигание социальной,
расовой, национальной и религиозной
розни.

Политический
плюрализм — это свобода политических
мнений и политических действий.
Его проявление – деятельность независимых
объединений граждан. Поэтому надёжная
конституционно-правовая защита
политического плюрализма есть необходимая
предпосылка не только реализации
принципа
народовластия, но и функционирования
правового государства.

Экономические основы

Конституция РФ – это главный закон для всех субъектов государства. Все остальные нормативные акты подчиняются высшему закону. Конституция обладает юридической силой, прямым действием. Экономические основы также нашли свое отражение в статьях Конституции. Кратко экономические основы можно представить следующими положениями:

  • становление рыночных отношений;
  • частные хозяйственные структуры являются участниками государственной экономики;
  • между частными субъектами реализуется процесс конкуренции;
  • для развития монополий организован контроль со стороны государства.

Для ограничения монополий на рынке издан закон. Он регулирует с помощью правовых норм деятельность монополий, пресекает недобросовестную конкуренцию, создает условия для эффективного развития и продвижения рынков товара.

Конституция ст.8 гарантирует такие положения:

  • единство экономического пространства;
  • свободное перемещение товаров;
  • свободное перемещение услуг;
  • свободное перемещение финансовых средств;
  • поддержка здоровой конкуренции.

Экономическая деятельность в стране свободна, но подчиняется законам, регулируется Конституцией и соответствующими актами.

Что мы узнали?

Политические основы России отражают особенности конституционного строя, республиканской формы правления. Характеристики политических основ подтверждают демократичность, федеративность и признание ценности прав человека, соблюдение его свобод. Экономические основы создают многообразие форм собственности, свободу экономических отношений, но государство имеет возможность правового регулирования.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 10

Начать тест(новая вкладка)

Основы конституционного строя

Народовластие

Статья 3 Конституции Российской Федерации гласит, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Федерализм
Социальное государство

Согласно ст. 7 Конституции Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Светское государство

В ст. 14 Россия обозначена как светское государство, то есть никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Политическое и идеологическое многообразие

Статьёй 13 Конституции установлено, что в России признаются политическое и идеологическое многообразие, многопартийность, равенство общественных объединений перед законом. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Форма правления

Согласно части первой статьи первой Конституции Российской Федерации 1993 года:

По конституции баланс исполнительной и законодательной властей выстроен так, что Россия определяется как смешанная республика (также такую форму правления можно обозначить как президентско-парламентскую, полупарламентскую или полупрезидентскую республику), сочетая в себе черты президентского и парламентского республиканского правления. По мнению председателя Конституционного суда РФ В. Д. Зорькина Россию более точно называть смешанной президентско-парламентской республикой.

В 2011 году президент России Дмитрий Медведев заявил в интервью:

Классификация форм

Унитарное государство

Единое образование, состоящее из территориальных единиц, не обладающих признаками самостоятельности и не являющимися суверенными образованиями. Например, к унитарным странам относят Швецию, Финляндию и Чехию.

 Характеристики

  • единые Конституция, система законодательства и гражданство;
  • общая система права и судов;
  • органы управления административных частей подчинены в своей деятельности центральным органам власти;
  • право принятия законов принадлежит только высшим законодательным органам;
  • могут иметь автономии в составе.

Автономия – независимая территория, находящаяся под самоуправлением и созданная на основе национального, религиозного и иных принципов.

Унитарное государство бывает двух типов: простое и сложное.

При простой организации все государство состоит из одной единой территории, деление на субъекты отсутствует. Пример – Мальта.

При сложном образуются автономные образования.

По степени централизации выделяют централизованное и децентрализованное. При первом властные полномочия принадлежат исключительно центру, который управляет всей страной – Монголия. При децентрализации субъектам предоставляют некоторую самостоятельность, они могут принимать отдельные управленческие решения – Япония и Великобритания.

Федерация

Другой формой устройства является федерация. Это сложное государство, состоящее из субъектов, обладающих политической и юридической самостоятельностью и объединившихся для решения общих задач и целей.

Признаки:

  • юридическая, политическая и управленческая самостоятельность субъектов (собственные законы и Конституция, органы власти на местах);
  • двойное гражданство и двухпалатный парламент: одна палата защищает интересы всей страны, другая – отдельно субъектов.

 Разновидности 

Образуются по территориальному принципу – территориальные и по признаку национального единства – национальные. Территориальные федерации (США и Германия) исторически оказались более устойчивыми, чем национальные (СССР, Югославия), которые быстро распались.

По способу образования различают конституционные и договорные. Конституционная образуется на основе Конституции, пример – Бельгия.

Некоторые страны образуют федерации на основе и договора, и Конституции.

Так, Россия в современном виде появилась после принятия Конституции 1993 года и Федеративного договора от 1992 года, действующего в части, не противоречащей основному закону.

Договорная устанавливается путем заключения договора между субъектами.

По объему прав федерации делятся на симметричные и ассиметричные.

В симметричных за всеми единицами закрепляют одинаковый объем прав. В ассиметричных ряд субъектов обладает большими полномочиями, чем остальные.

Участниками федерации бывают государства и иные административно-территориальные образования. Их количество также различается. В составе США пятьдесят штатов, в ФРГ – 16 земель.

Территории единиц составляют в совокупности территорию федерации, которая, свою очередь, гарантирует их целостность и неприкосновенность.

Конфедерация

Это союз суверенных стран, объединившихся ради достижения общих целей. Носит как правило временный характер, иногда приводит к появлению федеративного государства, как случилось в США и Нидерландах.

 Признаки:

  • договорное закрепление конфедеративных отношений;
  • самостоятельность действий участников и суверенитет;
  • общие органы власти, созданные под конкретные задачи;
  • наличие права выхода участников из состава и права отменить действие актов общих органов на своей территории;
  • отсутствие общей Конституции и гражданства.

РОССИЯ – ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Это предполагает установление и поддержание взаимоотношений с гражданами и их различными объединениями на основе норм закона, права. Высшей юридической силой обладает Конституция Российской Федерации. Она имеет прямое действие и применяется на всей территории России без ограничения и изъятия каких-либо положений. Законы и иные акты должны исходить из Конституции, верховенство которой обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей правовой системы страны. Среди основных направлении формирования правового государства можно отметить следующие: развитие экономики рыночного типа; обеспечение стабильности государственной власти; недопущение политических, социальных и межнациональных конфликтов; достижение высокого уровня политическом, правовой и нравственной культуры.

Непременным условием формирования правового государства в России является распространение на ее территории норм международного права. С этой целью Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры нашей страны являются составной частью ее правовой системы.

II.Основы конституционного строя РФ.

Конституционное право РФ.

1. Понятие конституционного строя.

Конституционный строй — это способ и форма организации государства, которые закреплены в Конституции.

Основы Конституционного строя  — важнейшие принципы организации и функционирования государства, закрепленные в Конституции.

2. Основы конституционного строя РФ.

Основы конституционного строя в РФ — это важнейшие принципы организации и функционирования государства, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

Основы конституционного строя РФ получили закрепление в главе 1 Конституции РФ.

В соответствие с главой 1 Конституции РФ можно выделить следующие основы конституционного строя РФ:

— Федерализм (статья 1 и 5 Конституции РФ).

— Правовой характер государства (статья 1 Конституции РФ).

— Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (статья 2 Конституции РФ).

— Народовластие (статья 3 Конституции РФ).

— Наличие государственного суверенитета (статья 4 Конституции РФ).

— Социальный характер государства (Статья 7 Конституции РФ).

— Свобода экономической деятельности (статья 8 Конституции РФ).

— Многообразие форм собственности (статья 8 Конституции РФ).

— Закрепления принципа разделения властей (статья 10 Конституции РФ).

— Наличие местного самоуправления (статья 12 Конституции РФ).

— Наличие идеологического плюрализма (статья 13 Конституции РФ).

— Светский характер государства (статья 14 Конституции РФ).

3. Принцип разделения властей в РФ.

Принцип разделение властей в РФ отражен, прежде всего, в статьях 10, 11 Конституции РФ. Они закрепляют разделение властей в РФ на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательная ветвь власти в РФ представлена следующими органами:

— Федеральное собрание в составе верхней палаты Совета Федерации и нижней Государственной Думы.

— Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.

Исполнительная ветвь власти  в РФ представлена, прежде всего:

— Правительством РФ.

— Федеральными органами исполнительной власти (министерства, федеральные агентства и другие ведомства).

— Президент, правительство и министерства в республиках.

— Администрации, мэрии и другие органы в иных субъектах РФ.

Судебная власть в РФ представлена:

— Конституционным Судом РФ.

— Верховным Судом РФ.

— Высшим Арбитражным Судом РФ.

— судами субъектов Федерации.

4. Понятие государственного суверенитета РФ.

Государственный суверенитет РФ — это верховенство и независимость государственной власти во внешнеполитических и внутриполитических делах.

5. Характеристики государственного суверенитета РФ.

Государственному суверенитету РФ присущи следующие характеристики:

— Верховенство РФ во внутриполитических делах.

— Верховенство и полнота действий Конституции РФ и законодательства РФ на всей территории Российской Федерации.

— Исключительно право РФ на осуществление государственной власти.

— Самостоятельность во внешнеполитических делах.

6. Форма Российского государства.

Форма государства — набор характеристик, отражающих внутреннюю организацию и структуру государства.

Форма государства включает в себя следующие элементы:

— Форма правления.

— Политический режим.

— Форма государственного устройства.

6.1 Форма правление Российской Федерации.

Форма правления — это один из элементов формы государства, характеризующий порядок организации и избрания высших органов власти в государстве.

В соответствие с частью 1 статьи 1 Конституции РФ Российская федерация является государством с республиканской формой правления.

Основные характеристики РФ как республики:

— Президент РФ — глава государства, избирается на 4 года всеобщим голосованием (статья 81 Конституции РФ).

— Председатель Правительства России назначается президентов России с согласия Государственной Думы (часть 1 статьи 111 Конституции РФ).

< Предыдущая   Следующая >

Предыдущие статьи:

  • V-2. Политические права и свободы, закрепленные в Конституции РФ.
  • V-1. Личные права и свободы, закрепленные в Конституции РФ.
  • V. Виды прав и свобод человека и гражданина отраженные в Конституции РФ.
  • IV.Основы конституционного статуса личности РФ.
  • III.Общее понятие о форме российского государства.

Следующие статьи:

I. Конституция РФ.

Глава государства

Главой российского государства является президент Российской Федерации (ст. 80 Конституции Российской Федерации).

В —1993 годах существовал пост вице-президента, но был упразднён указом президента; в Конституции 1993 года должность вице-президента уже не упоминается.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков.

Изначально (в 1991 году) президент России избирался на 5 лет. В Конституции РФ 1993 года срок полномочий президента был сокращён до 4 лет. Однако согласно пункту 3 Заключительных и переходных положений Конституции Российской Федерации, президент осуществлял полномочия до истечения срока, на который он был избран. На основании к Конституции Российской Федерации, вступивших в силу 31 декабря 2008 года, начиная с выборов 2012 года он избирается на шестилетний срок полномочий.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий