Конституционный строй российской федерации

Можно ли изменять структуру Конституции

Сама Конституция говорит о том, что нельзя вносить корректировки только в содержание глав 1, 2 и 9. Даже Федеральное Собрание не имеет право пересматривать указанные положения.

Изменение возможно, только если за них проголосуют 3/5 от Совета Федерации и Государственной Думы. Для остальных глав и статей изменение допустимо, при этом действует упрощённый порядок любых корректировок при необходимости. Но и тут потребуется получить согласие минимум от представителей субъектов РФ. Нужно, чтобы проект одобрили не менее 2/3 от всех представленных субъектов.

После одобрения новый законопроект направляют Президенту России для итогового рассмотрения. Дату референдума назначают, если санкция от него будет положительной. Дальше решение зависит от того, как проголосует население государства.

Всенародного волеизъявления не требуется, когда речь идёт о главах с 3 по 8. Достаточно соответствующих федеральных законов, чтобы утвердить поправки в этом случае. В принятии участвуют Совет Федерации и Государственная Дума. Президент России подписывает конечный вариант в стандартном установленном порядке.

Постановление Совета Федерации могут обжаловать региональные власти от субъектов РФ, если у них есть какие-либо возражения. Если же все согласны – то, как обычно, документ направляют главе государства.

Важно! Документ считается действительным с того момента, как его официально опубликовали. Исключение делают только для случаев, когда в самом тексте устанавливают другие даты

Внесение принятой поправки происходит не позднее, чем через месяц. Затем основной закон официально публикуют, в новой редакции.

Экономические основы

Конституция РФ – это главный закон для всех субъектов государства. Все остальные нормативные акты подчиняются высшему закону. Конституция обладает юридической силой, прямым действием. Экономические основы также нашли свое отражение в статьях Конституции. Кратко экономические основы можно представить следующими положениями:

  • становление рыночных отношений;
  • частные хозяйственные структуры являются участниками государственной экономики;
  • между частными субъектами реализуется процесс конкуренции;
  • для развития монополий организован контроль со стороны государства.

Для ограничения монополий на рынке издан закон. Он регулирует с помощью правовых норм деятельность монополий, пресекает недобросовестную конкуренцию, создает условия для эффективного развития и продвижения рынков товара.

Конституция ст.8 гарантирует такие положения:

  • единство экономического пространства;
  • свободное перемещение товаров;
  • свободное перемещение услуг;
  • свободное перемещение финансовых средств;
  • поддержка здоровой конкуренции.

Экономическая деятельность в стране свободна, но подчиняется законам, регулируется Конституцией и соответствующими актами.

Что мы узнали?

Политические основы России отражают особенности конституционного строя, республиканской формы правления. Характеристики политических основ подтверждают демократичность, федеративность и признание ценности прав человека, соблюдение его свобод. Экономические основы создают многообразие форм собственности, свободу экономических отношений, но государство имеет возможность правового регулирования.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 10

Начать тест(новая вкладка)

Презентация на тему: » ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИИ Конституция России Prezentacii.com.» — Транскрипт:

1

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИИ Конституция России Prezentacii.com

2

Конституция — основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации

3

Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года

4

Структура Конституции РФ преамбула основная часть (1 раздел) заключительные и переходные положения (2 раздел)

5

Преамбула – это вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции. Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 глав, 137 статей.

6

Глава 1. «Основы конституционного строя» (закрепляет принципы, определяющие государственный и общественный строй России).

7

Глава 2. «Права и свободы человека и гражданина» (устанавливает общие принципы правового положения личности в нашей стране, закрепляет ее основные права, свободы и обязанности, а также общие юридические гарантии этих прав и свобод).

8

Глава 3. «Федеративное устройство» (определяет территорию и состав России как федеративного государства, предметы ведения РФ и субъектов РФ, закрепляет правовой статус субъектов федерации).

9

Глава 4. «Президент РФ» (определяет полномочия президента как главы российского государства).

10

Глава 5. «Федеральное собрание» (высший представительный и законодательный орган в стране).

11

Глава 6. «Правительство» (высший исполнительный орган).

12

Глава 7. «Судебная власть» (устанавливает основополагающие принципы отправления правосудия и основы организации судебной системы и органов прокуратуры).

13

Глава 8. «Местное самоуправление» (устанавливает основополагающие принципы организации местного самоуправления).

14

Глава 9. «Порядок изменения Конституции» (определяется порядок изменения Конституции, внесение в нее поправок или коренной ее пересмотр).

15

Разделение властей в РФ законодательная — Федеральное собрание исполнительная -Правительство судебная — суды разных уровней

16

Типы субъектов РФ республики края области города федерального значения автономная область автономные округа Глава 3. Федеративное устройство

17

Статус Президента глава государства гарант Конституции утверждает законы определяет внешнюю политику Глава 4. Президент РФ

18

Структура ФС Совет Федераций по два представителя от субъекта Государственая Дума – 450 депутатов, избранных по пропорциональной системе Глава 5. Федеральное собрание РФ

19

Процедура принятия законов законотворческая инициатива принятие в ГД принятие в СФ утверждение Президентом публикация в печати

20

Глава 6. Правительство РФ председатель правительства (назначается Президентом с согласия ГД заместители председателя федеральные министры

21

Глава 7. Судебная власть Суды Конституционный суд РФ Высший Арбитражный суд РФ Верховный суд РФ

22

Домашнее задание по тексту Конституции РФ заполнить таблицу: Основы конституционного строя Статьи Конституции 1. Народовластие 2. Федерализм 3. Правовое государство 4. Разделение властей 5. Приоритет прав че­ловека 6. РФ — социальное государство 7. Суверенитет 8. Экономическое многообразие и свобода экономической деятельности 9. Политическое многообразие 10. Идеологический плюрализм 1 1. Светский характер государства Prezentacii.com

Конституционная характеристика Российского государства.

Государственной
основой конституционного строя
и его
выражением в масштабах всей страны
является Российское государство. Его
официальные наименования – РФ и Россия.

В соответствии с
Конституцией РФ есть демократическое
федеративное правовое государство с
республиканской формой правления.
Конституция содержит ряд основополагающих
характеристик Российского государства.
Это государство демократическое,
федеративное и суверенное, правовое,
имеющее республиканскую форму правления,
основывается на принципе разделения
властей, социальное, светское.

В основе государства
как демократического – предопределенность
задач и деятельности государства
интересами народа, гласное осуществление
государственных функций, политические
и личные свободы граждан, гуманистическая
направленность политического режима
и недопустимость произвола.

Демократическим
называют то государство, в котором есть
единство установлений и реализации
права.

Россия как
федеративное государство состоит из
субъектов – республик, краев, городов
федерального значения, автономной
области и автономных округов. Россия
обладает государственным суверенитетом
– ее власть распространяется на
территорию всей страны и никем не может
быть ограничена ни извне, ни внутри. КРФ
подлежит применению во всех регионах.

Федеративная
природа означает, что ее субъекты
обладают равным конституционно-правовым
статусом, они равноправны в отношениях
с федерацией. Вместе с тем это сложное
государство, в котором существуют разные
субъекты. В 1999 году были окончательно
разграничены предметы ведения. Субъекты
РФ не обладают государственным
суверенитетом, хотя в вопросах, которые
относятся к их ведению, обладают
самостоятельностью.

Положение правового
государства в нашей стране означает,
что вся жизнь в стране должна основываться
на Конституции, законах и иных юридических
актах, общественные отношения, которые
должны регулироваться правом, должны
быть урегулированы, нормы должны
основываться на принципах справедливости
и гуманизма. Должна быть система защиты
субъектов права, ответственность за
неисполнение закона по закону, определенное
общественное сознание.

Республиканская
форма правления означает, что главные
ОГВ являются выборными, исключается
получение власти в порядке наследования,
захвата или дарения. Властные функции
вправе осуществлять и народ непосредственно.

Принцип разделения
властей заключает в себе разделение
единой госвласти на три ветви и разделение
полномочий между уровнем государственной
власти, включающим в себя федеральный
и уровень субъектов и уровнем местного
самоуправления. Каждая ветвь власти
самостоятельна, ограничена своей
компетенцией, обладает средствами
воздействия на другую власть. (концепции
я Советов)

Принцип социального
государства закреплен в ст. 7 КРФ, означает
гарантированность необходимых условий
к труду и отдыху, заботу о здоровье,
предпосылки для свободного развития
личности, заботу о гражданах, чьи
самостоятельные доходы недостаточны
для жизни.

Согласно ст. 14
Конституции РФ – светское государство.
Никакая религия не может устанавливаться
в качестве государственной или
обязательной. Религиозные объединения
отделены от государства и равны перед
законом. Светским является то государство,
которое дистанцирует себя от конфессий.
государство не вмешивается в деятельность
религиозных объединений, не вмешивается
в определение гражданином своего
отношения к религии, не возлагает на
религиозные объединения несвойственные
им функции.

Государство лишь
регулирует деятельность религиозных
объединений

Независимость власти

Независимость власти означает самостоятельность государства в
отношениях с другими государствами. Российская Федерация заботится о
целостности и неприкосновенности своей территории. Суверенитет РФ
обеспечивается рядом политических, экономических и правовых гарантий, в том
числе военной и дипломатической защитой, деятельностью правоохранительных и
других государственных органов.

Российская Федерация самостоятельно определяет и
проводит свою внутреннюю и внешнюю политику, выступает субъектом международного
права. Она постоянный член Совета Безопасности ООН.

Основы конституционного строя

Конституция РФ

  1. По характеру она основополагающая, то есть регулирует наиболее важные сферы правовых отношений в обществе, фактически утверждает государство.
  2. Верховенство конституции означает, что ее действие распространяется на всю территорию государства, на всех граждан страны и общественные организации.
  3. Обладает высшей юридической силой, а это значит, что другие законодательные акты не должны ей противоречить.
  4. Принцип прямого действия Конституции позволяет напрямую обращаться к ней при решении юридических вопросов.
  5. Порядок принятия и изменения основного закона страны установлен законодательно, затруднен по сравнению с процедурой для принятия других правовых норм.
  6. Конституция стабильна, рассчитана на длительный срок.
  7. Государство в лице Президента и Конституционного суда защищает положения Конституции.

Конституция РФ определяет государственный строй, закладывает основы для формирование различных отраслей права в РФ.

  1. Определяет государственное устройство и организацию власти в РФ.
  2. Является основой правовой системы, ее положения – основа для различных отраслей права.
  3. Закрепляет неотъемлемые права и свободы человека, воплощает общечеловеческие ценности.
  4. Способствует формированию у населения страны знаний, взглядов и оценок относительно правовой системы страны, то есть формированию правового сознания.

Конституционный строй РФ – это…

  1. Суверенитет народа. Народ – единственный источник власти в государстве, имеет право принимать реальное участие в управлении обществом и государством (через участие в выборах, референдумах и т.д.).
  2. Признание человека высшей ценностью. Конституция гарантирует защиту человека, его прав и свобод.
  3. Федерализм. Государственная власть осуществляется не только из центра: властью обладает не только РФ, но и субъекты РФ, и органы местного самоуправления.
  4. Республиканская форма управления государством. Высшие органы власти избираются или назначаются на определенный срок.
  5. Разделение властей на три самостоятельные ветви: законодательную, судебную и исполнительную.
  6. Главенство закона в общественной жизни. Существуют специальные механизмы, которые позволяют гражданам в полной мере пользоваться своими правами и свободами, гарантируют правовую защищенность.
  7. Демократия. Провозглашаются и обеспечиваются суверенитет народа, права и свободы человека и гражданина.
  8. Социальное государство. Законодательство направлено на создание и обеспечение достойных условий для жизни и развития человека, принимаются меры по поддержанию малоимущих слоев населения.
  9. Светское государство. Отсутствует государственная религия или идеология.
  10. Политический плюрализм. Многообразие политических мнений и действий, возможность создания легальной оппозиционной партии – многопартийность.
  11. Многообразие равноправных форм собственности. Равная защита разных форм собственности: частной, государственной, муниципальной и т.д.

Принцип приоритета прав и свобод человека и граждан. Принцип политического и идеологического плюрализма.

В любом
государстве, претендующем на то, чтобы
его считали демократическим, данный
принцип тоже следует относить, как и
принцип законности, к числу универсальных.
Жизнь и здоровье, честь и достоинство,
права и свободы человека и гражданина
— ценности, которые подлежат первоочередной
защите во всех сферах государственной
и общественной жизни, в том числе,
разумеется, и при осуществлении
правосудия. Юридической базой для такого
подхода в наши дни является уже давно
пользующаяся широким признанием идея,
положенная в основу ст. 2 Конституции
РФ. «Человек, его права и свободы, —
говорится в этой статье, — являются
высшей ценностью. Признание, соблюдение
и защита прав и свобод человека и
гражданина — обязанность государства».

Эта
основополагающая идея развита и
конкретизирована во многих предписаниях
Конституции РФ и других законодательных
актов, включая те, которые имеют
непосредственное отношение к правосудию
и в целом ко всем направлениям
правоохранительной деятельности.
Особого внимания требуют конституционные
и иные законодательные положения,
которые призваны арантироватьнеприкосновенность
личности человека и гражданина их
частной жизни жилища.

Многолетний
отечественный и зарубежный опыт
подсказал

что человек, привлекаемый к
уголовной ответственности и представленный
перед судом в качестве подсудимого,
нуждается в дополнительных
средствах защиты его основных прав и
свобод. Таким
нюансам уделяется значительное внимание.
Они закрепляются как обычных законах,
так и на конституционном уровне. С
известной долей условностиих можно
объединить в три группы

Кпервой относятся
юридические средства, гарантирующие
прикосновенность
личности человека и гражданина.
Вполне естественно, среди средств данной
группы ведущее место занимают те, которые
предназначены для правовой защиты
наивысшей ценности — человеческой
жизни

Неприкосновенность
личности с конституционной точки зрения
означает также недопустимость
произвольного ареста, заключения под
стражу и содержание под стражей.
 

Вторую —
предназначены для защиты
неприкосновенности их частной жизни.
Основные из них тоже предусматриваются
в Конституции РФ (ст. 23). В принципе данная
сфера жизни любого — неприкосновенна.

Ктретьей группе
названных средств относятся установленные
Конституцией РФ и иными законами правовые
средства, обеспечивающие
неприкосновенность жилища. Жилье
— не вето, где посторонним, даже
должностным лицам весьма уважаемых и
авторитетных правоохранительных
органов, можно находится, против воли
проживающих в нем лиц совершать какие-либо
действия, в том числе — в связи с
выявлением и расследованием преступлений.
Таково общее правило, и оно четко и ясно
определено ст. 25 Конституции РФ.

Принципы
идеологического и политического
плюрализма
.
Идеологический плюрализм
означает
,
что в РФ признаётся идеологическое
многообразие
,
никакая идеология не может устанавливаться
в качестве государственной или
обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции).

РФ
провозглашается светским государством
(ст.14 Конституции). Это означает, что
никакая религия не может устанавливаться
в качестве государственной или
обязательной. Светский характер
государства проявляется так же и в том,
что религиозные объединения отделены
от государства и равны перед законом.

Политический
плюрализм предполагает наличие различных
социально-политических структур,
функционирующих в обществе, существование
политического многообразия, многопартийности
(ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции). Деятельность
всевозможных объединений граждан в
обществе оказывает влияние на политический
процесс (формирование органов
государственной власти, принятие
государственных решений и т.д. ).
Многопартийность предполагает легальность
политической оппозиции, способствует
вовлечению в политическую жизнь более
широких слоёв населения. Конституцией
запрещается лишь создание и деятельность
таких общественных объединений, цели
или действия которых направлены на
насильственное изменение основ
конституционного строя и нарушение
целостности РФ, подрыв безопасности
государства, создание вооружённых
формирований, разжигание социальной,
расовой, национальной и религиозной
розни.

Политический
плюрализм — это свобода политических
мнений и политических действий.
Его проявление – деятельность независимых
объединений граждан. Поэтому надёжная
конституционно-правовая защита
политического плюрализма есть необходимая
предпосылка не только реализации
принципа
народовластия, но и функционирования
правового государства.

II.Основы конституционного строя РФ.

Конституционное право РФ.

1. Понятие конституционного строя.

Конституционный строй — это способ и форма организации государства, которые закреплены в Конституции.

Основы Конституционного строя  — важнейшие принципы организации и функционирования государства, закрепленные в Конституции.

2. Основы конституционного строя РФ.

Основы конституционного строя в РФ — это важнейшие принципы организации и функционирования государства, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

Основы конституционного строя РФ получили закрепление в главе 1 Конституции РФ.

В соответствие с главой 1 Конституции РФ можно выделить следующие основы конституционного строя РФ:

— Федерализм (статья 1 и 5 Конституции РФ).

— Правовой характер государства (статья 1 Конституции РФ).

— Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (статья 2 Конституции РФ).

— Народовластие (статья 3 Конституции РФ).

— Наличие государственного суверенитета (статья 4 Конституции РФ).

— Социальный характер государства (Статья 7 Конституции РФ).

— Свобода экономической деятельности (статья 8 Конституции РФ).

— Многообразие форм собственности (статья 8 Конституции РФ).

— Закрепления принципа разделения властей (статья 10 Конституции РФ).

— Наличие местного самоуправления (статья 12 Конституции РФ).

— Наличие идеологического плюрализма (статья 13 Конституции РФ).

— Светский характер государства (статья 14 Конституции РФ).

3. Принцип разделения властей в РФ.

Принцип разделение властей в РФ отражен, прежде всего, в статьях 10, 11 Конституции РФ. Они закрепляют разделение властей в РФ на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательная ветвь власти в РФ представлена следующими органами:

— Федеральное собрание в составе верхней палаты Совета Федерации и нижней Государственной Думы.

— Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.

Исполнительная ветвь власти  в РФ представлена, прежде всего:

— Правительством РФ.

— Федеральными органами исполнительной власти (министерства, федеральные агентства и другие ведомства).

— Президент, правительство и министерства в республиках.

— Администрации, мэрии и другие органы в иных субъектах РФ.

Судебная власть в РФ представлена:

— Конституционным Судом РФ.

— Верховным Судом РФ.

— Высшим Арбитражным Судом РФ.

— судами субъектов Федерации.

4. Понятие государственного суверенитета РФ.

Государственный суверенитет РФ — это верховенство и независимость государственной власти во внешнеполитических и внутриполитических делах.

5. Характеристики государственного суверенитета РФ.

Государственному суверенитету РФ присущи следующие характеристики:

— Верховенство РФ во внутриполитических делах.

— Верховенство и полнота действий Конституции РФ и законодательства РФ на всей территории Российской Федерации.

— Исключительно право РФ на осуществление государственной власти.

— Самостоятельность во внешнеполитических делах.

6. Форма Российского государства.

Форма государства — набор характеристик, отражающих внутреннюю организацию и структуру государства.

Форма государства включает в себя следующие элементы:

— Форма правления.

— Политический режим.

— Форма государственного устройства.

6.1 Форма правление Российской Федерации.

Форма правления — это один из элементов формы государства, характеризующий порядок организации и избрания высших органов власти в государстве.

В соответствие с частью 1 статьи 1 Конституции РФ Российская федерация является государством с республиканской формой правления.

Основные характеристики РФ как республики:

— Президент РФ — глава государства, избирается на 4 года всеобщим голосованием (статья 81 Конституции РФ).

— Председатель Правительства России назначается президентов России с согласия Государственной Думы (часть 1 статьи 111 Конституции РФ).

< Предыдущая   Следующая >

Предыдущие статьи:

  • V-2. Политические права и свободы, закрепленные в Конституции РФ.
  • V-1. Личные права и свободы, закрепленные в Конституции РФ.
  • V. Виды прав и свобод человека и гражданина отраженные в Конституции РФ.
  • IV.Основы конституционного статуса личности РФ.
  • III.Общее понятие о форме российского государства.

Следующие статьи:

I. Конституция РФ.

Социальные основы Конституции РФ

Социальные конституционные основы могут быть отражены социальной политикой страны. Они требуются для того, чтобы регулировать отношений по поводу благосостояния людей, удовлетворять их материальные и духовные потребности, обеспечивать для каждого человека достойные условия существования.

Замечание 5

Конституция нашей страны характеризует социальное государство в качестве государства, основная задача социальной политики которого заключена в формировании условий, которые могут обеспечивать достойную жизнь и свободу в развитии человека.

Социальные основы включают:

  • охрану здоровья и систему здравоохранения;
  • основы трудовых прав и охрану труда;
  • охрану института семьи, социально незащищенных лиц и систему их поддержки и социальные службы;
  • пенсионное обеспечение.

Статья 41 Конституции РФ устанавливает, что любой человек обладает правом на охрану здоровья и медицинскую помощь. Оказание медицинской помощи, которое проводят государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, должно осуществляться бесплатно с помощью средств соответствующего бюджета, сумм страховых взносов и прочих поступлений. В нашем государстве происходит финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья, принятие мер в области развития государственной, муниципальной, частной системы здравоохранения, поощрение деятельности, которая способствует укреплению здоровья, развитию физической культуры и спорта, приводит к экологическому и санитарному, эпидемиологическому благополучию.

Замечание 6

Охрана здоровья граждан, проживающих в России, представляет собой систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, а также санитарного противоэпидемического (профилактического) характера. Она проводится государственными органами власти страны, органами власти субъектов, местного самоуправления, предприятиями, их должностными лицами и прочими лицами, гражданами для профилактики болезней, сохранения и укрепления физического и психического здоровья любого гражданина, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления соответствующей и необходимой медицинской помощи.

Рассмотренные мероприятия регулирует № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ».

Основные принципы охраны здоровья включают в свой состав процессы:

  • соблюдения гражданских прав в области охраны здоровья, а также обеспечение связанных с ними гарантий государства;
  • приоритетного положения интереса пациентов в ходе оказания медицинской помощи;
  • приоритетного положения охраны детского здоровья;
  • социальной защиты граждан при утрате здоровья;
  • ответственности органов власти и органов местного самоуправления в государстве, должностных лиц предприятий за то, чтобы обеспечивать права граждан в области охраны здоровья;
  • доступности и соответствующего качества медицинской помощи;
  • недопустимости отказа в оказании медицинской помощи;
  • приоритетного положения профилактики в области охраны здоровья;
  • соблюдения врачебной тайны.

Основа трудовых прав и охрана труда регулируется ТК РФ и актами трудового законодательства. Конституционные гарантии в этой состоят в определении минимума в размере оплаты труда, свободе выбора своей профессии и рода деятельности, трудовых гарантиях, гарантиях в случае увольнения.

Определение 2

Охрана труда представляет собой систему сохранения жизни и здоровья персонала в ходе трудовой деятельности. Она состоит из правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и прочих мер.

В ходе осуществления трудовых функций важно соблюдать стандарты, утвержденные в сфере охраны труда. Помимо этого, закон обязал работодателя обеспечивать безопасность персонала в процессе эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов

Также это касается инструментов, сырья и материалов, которые используются в производстве. Они должны пройти обязательную сертификацию или декларирование соответствия в соответствующем закону порядке.

Экономические основы конституционного строя

15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
российского
права и законодательства. При этом ведущее
место среди правовых норм, регулирующих
конституционный строй России, занимают
нормы Конституции РФ, поскольку Конституция
наделена высшей юридической силой и является
базой текущего законодательства.
В свою очередь нормы Конституции, закрепляющие
устои российского конституционного строя,
играют ведущую роль, в сравнении с остальными
нормами, прописанными в Конституции.
Это нормы об основах конституционного
строя, которые характеризуют Российскую
Федерацию как конституционное государств.
В данной работе были рассмотрены основополагающие
из таких основ: политические и экономические.
При этом была сделана попытка определить
не только их положительные стороны, но
и недостатки, которые, на мой взгляд, присутствуют
в некоторых положениях Конституции. Кроме
того, было проведено сравнение норм закреплённых
в Конституции с их реальным воплощением
в жизни. Выводы, следующие из данного
сравнения, неутешительны: государству
и обществу предстоит ещё долгий путь,
прежде чем реальность будет соответствовать
букве закона.
При
этом следует отметить, что представители
государственной власти, в частности
Президент Российской Федерации, понимают,
что прежде чем нормы, прописанные
в Конституции, начнут действовать в полном
объеме и на действительное достижение
целей провозглашённых в преамбуле конституции
РФ (например, стремление обеспечить благополучие
и процветание России), предстоит провести
значительную работу, как государству,
так и его гражданам.
Понимание
этого отражено в частности в ежегодном
послании Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию 08 июля 2000 года,
где В.В.Путин сказал следующее:
«Корни
многих наших неудач – в неразвитости
гражданского общества и в неумении власти
говорить с ним и сотрудничать. Власть
все время бросает в крайности – то она
не замечает, то чрезмерно опекает общество.
При
этом господствует представление, что
всё в России зависит от власти. Власть
действительно отвечает за всё. Но очень
многое зависит и от самих российских
граждан. Развитие страны во многом определяется
степенью их ответственности, зрелостью
политических партий, общественных объединений,
гражданской позицией средств массовой
информации.
За
прошедшее десятилетие в стране
произошли принципиальные перемены
– Конституцией гарантированы права и
свободы личности, сформирована демократическая
политическая система, стала реальностью
многопартийность. Россияне избирают
Президента, депутатов Государственной
Думы, губернаторов, мэров, органы местного
самоуправления.
Однако
буква закона и реальная жизнь подчас
далеки друг от друга. В России построен
лишь каркас гражданского общества. Сейчас
требуется совместная терпеливая работа,
чтобы оно стало полноценным партнером
государства. Нам пока не всегда удается
совместить патриотическую ответственность
за судьбу страны с тем, что Столыпин когда-то
называл «гражданскими вольностями».
Поэтому еще так трудно найти выход из
ложного конфликта между ценностями личной
свободы и интересами государства».16
На
мой взгляд, достаточно точная оценка
текущей ситуации. Хотелось бы надеяться,
что в итоге «каркас гражданского общества»
наполнится реальным содержанием и основы
конституционного строя, закреплённые
в Конституции, станут действительной
базой для обеспечения благополучия и
процветания России и её граждан.
ЛИТЕРАТУРА

  1. Конституция
    Российской Федерации – М.: «Юрайт», 2002.
    Большая Советская
    Энциклопедия – третье издание – М.: «Советская
    Энциклопедия», 1970-1978 г.г.
    Козлова Е.И.,
    Кутафин О.Е., Конституционное право России:
    учебник – М.: Юристъ, 1999
    Комментарий
    к Конституции Российской Федерации /под
    ред. Л.А.Окунькова – М.: БЕК, 1996.
    Международное
    право в документах. М., 1982.
    Выступление
    В.В.Путина при представлении ежегодного
    послания Президента Российской Федерации
    Федеральному Собранию Российской Федерации
    8 июля 2000 года // «Российская газета», №
    133, 11.07.2000 года.

Человек, его права и свободы как высшая ценность в государстве

Конституция
РФ (ст. 2) рассматривает человека, его
права и свободы в качестве высшей
ценности. Признание человека, его прав
и свобод высшей ценностью -фундаментальная
норма конституционного строя, образующая
основу правовой защиты общества от
попыток создать условия для подавления
личности. Принцип признания человека,
его прав и свобод высшей ценностью
служит ориентиром для дальнейшего
совершенствования всей системы основных
прав и свобод человека и гражданина в
условиях развития демократического
общества.

Нормы
Конституции РФ, посвященные основным
правам и свободам человека и

гражданина,
нельзя рассматривать вне связи с
принципами признания человека, его

прав
и свобод высшей ценностью, нельзя вносить
в них изменения или дополнения,

противоречащие
этому принципу.

Принцип
признания человека, его прав и свобод
высшей ценностью должен оказывать

определяющее
влияние на всю деятельность демократического
государства.

Государство
в условиях действия этого принципа не
вправе в своей деятельности

выходить
за устанавливаемые им границы
взаимоотношений с человеком.

Если
защита человека, его прав и свобод от
посягательств со стороны государства

является
задачей демократически конституированного
общества, то защита человека,

его
прав и свобод от общества с его
разнообразными, пользующимися политическим

влиянием
группами, которое также способно посягать
на человека, его права и

свободы,
— обязанность государства.

Интересы
защиты человека, его прав и свобод
требуют от государства активных

действий
и предоставления ему соответствующих
прав на случай возможных нарушений

прав
и свобод человека в повседневной жизни.

Человек,
его права и свободы должны защищаться
государством с помощью

разнообразных
норм материального и процессуального
права. Необходимо усиление

гарантий
эффективности судебной защиты. Признание,
соблюдение и защита прав и

свобод
человека требуют существенных усилий
государства

также
в материальной и духовной сферах. Речь
идет об обеспечении гражданам

прожиточного
минимума, о развитии социального
обеспечения, школьного образования

и
здравоохранения. Признание человека,
его прав и свобод высшей ценностью

касается
каждого человека

Для реализации этого
принципа важное значение имеют. социальные
функции каждого человека, его
ответственность перед другими людьми,

социальные
функции каждого человека, его
ответственность перед другими людьми,

обществом
в целом и государством. Только в этом
случае принцип признания

человека
высшей ценностью может быть распространен
в равной мере на всех членов

общества.
В демократическом обществе становление
личности происходит в условиях

свободы,
заключенной в определенные рамки. К ним
относится, в частности,

правовая
надстройка общества. Через нее принцип
признания человека высшей

ценностью
формирует у человека определенные
нормативные представления о сущности

личности,
несущие на себе отпечаток той правовой
культуры общества, в условиях

которой
они возникли. Поставить эти представления
на службу человеку и обществу


важная предпосылка реализации
конституционного принципа признания
человека,

его
прав и свобод высшей ценностью

Ее
создание — важное условие, способствующее. превращению
граждан из объектов воздействия
государства и общества в активно
действующих субъектов

превращению
граждан из объектов воздействия
государства и общества в активно
действующих субъектов.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий