Закон о беспилотниках: всё что нужно знать пользователю бпла с взлётной массой выше 250 грамм

Беспилотные аппараты России

Як-133

Это дрон разработки компании «Иркут» — малозаметный аппарат, способный вести разведку и при необходимости уничтожать боевые единицы противника. Предполагается оснащение управляемыми ракетами, бомбами.

А-175 «Акула»

Комплекс, способный вести всепогодный мониторинг климата, в том числе на сложном рельефе. Изначально модель разрабатывалась ООО «АэроРоботикс» для мирных целей, но производители не исключают выпуск военных модификаций.

А-175 «Акула»

«Альтаир»

Разведывательно-ударный аппарат, способный продержаться в воздухе до двух суток. Практический потолок – 12 км, скорость в пределах 150-250 км/ч. На взлете масса достигает 5 тонн, из них 1 т – это полезная нагрузка.

«Альтаир»

БАС-62

Гражданская разработка «ОКБ Сухого». В разведывательной модификации способен собирать разносторонние данные об объектах на воде и суше. Допускается применение для контроля линий электропередач, картографирования, мониторинга метеорологической обстановки.

БАС-62

Украина

М-6 Жайвир

М-10 «Око»

  • UAV «Sparrow» “Sparrow” UAV/UAC — Разведывательный БПЛА, тип “поле боя «Спарроу»

  • UAC «Columba» “Columba” UAV/UAC — Тактический многоцелевой разведывательный БпАК «Колумба»

  • М-6 «Жайвир»
  • М-7 «Небесный патруль»
  • М-10 «Око»
  • Сокол-2 (БПЛА)
  • Стрепет (БПЛА)
  • А-3 «Ремез» — тактический разведывательный БПЛА
  • А-4К-«Альбатрос» — многоцелевой разведывательный БПЛА
  • А-5 «Орлан» — тактический разведывательный БПЛА
  • А-6 «Беркут» — многоцелевой тактический разведывательный БПЛА
  • А-10 «Феникс» — стратегический разведывательный БПЛА
  • А-11 «Стриж» — тактический разведывательный реактивный БПЛА или мишень
  • А-12 «Ураган» — разведывательный БПЛА вертикального взлёта и посадки
  • SMIC Aerospace
  • Observer SM 1
  • Supervisor SM 2
  • Supervisor SM 2B
  • Supervisor SM 2D
  • Viper SM 3
  • Microvisor SM 7
  • Microvisor SM 7М

1.6 Основные задачи, стоящие перед разработчиками БЛА

Почти все существующие серийные БЛА, способные решать рассмотренные задачи, имеют вес более 15 килограммов и  размеры по некоторым измерениям порядка 2 метров. Это существенно ограничивает круг их применения и увеличивает стоимость, поэтому основной тенденцией развития БЛА в России и в других странах на сегодняшний день является уменьшение стартовой массы и размеров БЛА, при сохранении большой дальности и длительности полета. Данная концепция развития выдвигает определенные требования, связанные с миниатюризацией бортовой электроники и электроники входящей в состав полезного груза, а также требования к использованию передовых технологий расчета и изготовления конструкции ЛА. В связи с этим данный класс БЛА начал формироваться совсем недавно. Несколько таких ЛА разработано американскими конструкторскими организациями, причем они применялись в военной операции против Ирака. Аналогичные работы ведутся также в Израиле, Франции и России.

Другими требованиями к проектируемым БЛА является невысокая стоимость и многофункциональность аппаратов.

Рассматриваемые тенденции характерны еще для одного из классов ЛА – мини- и микро-ИСЗ.

Российская универсальная классификация¶

Для сравнения, на сегодняшний день сложилась и Российская классификация
БПЛА
, которая ориентирована преимущественно, пока только на военное
назначение аппаратов (Таблица 2):

Таблица 2

Категория Взлетная масса, кг Дальность действия, км
Микро и мини БПЛА ближнего действия 0 — 5 25 — 40
Легкие БПЛА малого радиуса действия 5 — 50 10 — 70
Легкие БПЛА среднего действия 50 — 100 70 – 150 (250)
Средние БПЛА 100 — 300 150 — 1000
Средне – тяжелые БПЛА 300 – 500 70 – 300
Тяжелые БПЛА среднего радиуса действия < 500 70 — 300
Тяжелые БПЛА большой продолжительности полета < 1500 1500
Беспилотные боевые самолеты < 500 1500

Российская классификация отличается от предложенной UVS International по
ряду параметров – упразднены группы БПЛА, некоторые классы зарубежной
классификации отсутствуют в РФ, легкие БПЛА в России имеют значительно
большую дальность и т. д.

Понятно, что у каждый БПЛА выполняет свои поставленные задачи, будь то
Микро- дрон, который мы купили в магазине, чтобы только научиться его
пилотировать или же Легкий квадрокоптер, который выполняет доставку
небольшого груза. Далее мы рассмотрим уже с вами типы БПЛА, которые
наиболее популярны в мире или оказали значительный вклад в развитии
новых типов беспилотников.

2.2 Правила регистрации БПЛА в РФ. Согласование полётов.

Одна из наиболее важных тем — закон о беспилотных летательных аппаратах
в России.

До недавнего времени, мало кто из пилотов понимал, что же будет с его
дроном и с ним самим, если полет не согласовывать, БПЛА не
регистрировать и т.д. Довольно долго законопроект в России был в
разработке и многие из нас томились ожиданиями, что же им делать сейчас
и что будет потом, после его принятия.

В 2019 году Государственная Дума приняла законопроект, который
предотвращает использование беспилотных воздушных судов в противоправных
целях. Любой дрон или квадрокоптер — это беспилотное воздушное судно
(БВС), а человек, который управляет устройством — внешний пилот.
Согласно пункту 5 статьи 32 «Воздушного кодекса Российской федерации»,
любые беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной
массой от 0,25 кг до 30 кг, ввезенные в РФ или произведенные в РФ,
подлежат учету. Это значит, что по закону владелец квадрокоптера должен
поставить на учет беспилотный летательный аппарат — за исключением
устройств, вес которых меньше 0,25 кг. Заявления принимает Федеральное
агентство воздушного транспорта.

Заявление необходимо подать в течение 10 рабочих дней со дня
приобретения БВС на территории России либо с момента его ввоза на
территорию РФ, если покупали дрон за рубежом. Если вы сделали БВС
самостоятельно, то необходимо поставить его на учет до того, как начнете
запускать изобретение в воздух.

Согласование полетов.

Для осуществления полетов дронов и квадрокоптеров необходимо получить
специальное разрешение на использование воздушного пространство.
Разрешение выдает Зональный центр Единой системы организации воздушного
страхования. Если вес дрона или квадрокоптера больше 30 кг, его нужно
обязательно зарегистрировать. Параллельно с этим владелец (внешний
пилот) должен получить сертификат летной годности и свидетельство
внешнего пилота, чтобы иметь возможность управления коптером.

Чтобы запустить дрон или квадрокоптер над населенным пунктом, нужно в
обязательном порядке получить разрешение от органов местного
самоуправления. За сутки до предполагаемого полета следует подать
представление на установление режима полета в зональный центр по
организации воздушного движения. За 2 часа до вылета внешний пилот
должен связаться с диспетчером.

Есть места, где использование квадрокоптеров, дронов и других
беспилотных летательных аппаратов полностью запрещено:

  • Аэропорты и вокзалы
  • Опасные производства
  • Военные объекты
  • Стратегические государственные объекты

Гексакоптер и квадрокоптер – в чем разница

Самое явное отличие этих двух машин – количество пропеллеров. У гексакоптера их шесть, а у квадрокоптера – четыре. Оба аппарата относятся к самым распространенным моделям на рынке, тем не менее подходят они для разных целей. Более подробный анализ представлен в таблице.

Квадрокоптер Гексакоптер
Маневренный и легковесный Менее маневренный и более тяжелый
Прост в управлении и обращении Отличается более сложной конструкцией
Обладает средней грузоподъемностью Поднимает в воздух грузы значительных размеров
Имеет среднюю стабильность полета Обладает высокой стабильностью, способен точно зависать в полете

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Основы боевого применения беспилотных летательных аппаратов

Подготовил Курсант взвода 3А – 5/2Асадов В.В.

Слайд 2

Текст слайда:

H.82B Queen Bee

Слайд 3

Текст слайда:

самолёт-снаряд Фау-1

Слайд 4

Текст слайда:

БПЛА Interstate TDR

Слайд 5

Текст слайда:

Ту-123 «Ястреб»

Максимальная скорость: 2 700 км/чДлина: 28 мРазмах крыла: 8,41 мНачало эксплуатации: 1964 г.Окончание эксплуатации: 1979 г.Производитель: Туполев

Ту-141 «Стриж»

Максимальная скорость: 1 100 км/чДлина: 14 мРазмах крыла: 3,88 мОкончание эксплуатации: 1989 г.Производитель: Туполев

Слайд 6

Текст слайда:

Ту-143 «Рейс» в составе комплекса ВР-3

Длина: 8,06 мРазмах крыла: 2,24 мПроизводитель: Туполев

Слайд 7

Текст слайда:

БПЛА «Мастифф»

Размах крыла 4 мДлина 3.5 мВысота 0.9 мПолезная нагрузка, вес 37 кгПустой вес 72 кгМаксимальная скорость 185 км .чвремя полёта 7.5 ч

Слайд 8

Текст слайда:

БПЛА «Скаут»

Размах крыла, м 4.96Длина, м 3.68Высота, м 0.94Масса, кгпустого 96полезной нагрузки 38топлива 25максимальная взлетная 159Мощность, л.с. 1 х 22Максимальная скорость, км/ч 176Крейсерская скорость, км/ч 102Дальность действия, км 100Продолжительность полёта, ч 7

Слайд 9

Текст слайда:

БПЛА MQ-1 Predator

Размах крыла, м: 14,84Длина самолёта, м: 8,23Высота, м: 2,21Масса, кгпустого: 512максимальная взлётная: 1020Мощность, л. с.: 105Максимальная скорость, км/ч: 217Крейсерская скорость, км/ч: 110—130Дальность полёта, км: 740Продолжительность полёта, чнормальная более: 20максимальная: 40

Слайд 10

Текст слайда:

БПЛА RQ-11 Raven

Размах крыла — 1,5 мВес — 1.7 кгСкорость — 95 км / чПотолок — 5000 мРадиус действия — 10 кмТип двигателя — электрическийДлина — 96 см.Продолжительность полёта- 45.. 60 мин.

Слайд 11

Текст слайда:

БПЛА RQ-4 «Глобал Хок»

длина — 13,3 метров размах крыльев равен примерно 35 метров взлётный вес — 15 тонн.полезная нагрузка — до 900 кг.

Слайд 12

Текст слайда:

БПЛА «Харфанг»

Длина: 9,3 мРазмах крыла: 16,6 мМасса пустого: 657 кгМаксимальная взлётная масса: 1250 кгСиловая установка: 1 × Rotax 914FМощность двигателей: 1 × 115 л. с. Максимальная скорость: 207 км/чПрактическая дальность: 1000 кмПрактический потолок: 7600 мБоевая нагрузка: 250 кг

Слайд 13

Текст слайда:

БПЛА Heron-1 «Шоваль»

Размах крыла, м 16,60Длина, м: 8,50Высота, м: 2,30Масса, кг:пустого: 450полезной нагрузки: 250топлива: 450максимальная взлетная: 1150Мощность, л. с.: 1 х 115Максимальная скорость, км/ч: 240Крейсерская скорость, км/ч: 130Радиус действия, км:при передаче данных в реальном времени: до 300при автономном полете: до 1000Продолжительность полета, ч: 46Максимальная скороподъемность, м/мин: 200Практический потолок, м: 9150

Слайд 14

Текст слайда:

ДПЛА «Гермес-450»

Макс. скорость: 176 км/чКрейсерская скорость: 130 км/чБоевой радиус: 200 кмПродолжительность полета: 14 ч (20 ч у модификации 450S)Практический потолок: 6100 мДлина: 6,10 мВысота: 1,80 мРазмах крыла: 10,50 мПлощадь крыла: 8,20 м²Пустой: 200 кгМакс. взлётная: 450 кг

Слайд 15

Текст слайда:

БПЛА «Пчела»

Размах крыла, м: 3.30Длина, м: 2.80Высота, м: 1.12Масса, кг: 138Тип двигателя: поршневойМощность, л.с.: 1 х 32Радиус действия комплекса, км: 60Скорость полёта, км/ч: 120—180Взлётный вес ДПЛА, кг: до 138Способ управления:автоматический полёт по программедистанционное ручное управлениеПродолжительность полёта, ч: 2Количество взлёто — посадок: 5

Слайд 16

Текст слайда:

БПЛА «Скат»

Длина: 10,25 мРазмах крыла: 11,50 мВысота: 2,7 мМаксимальная взлетная масса: 20000 кгТяга бесфорсажная: 1 × 5040 кгсМаксимальная скорость на большой высоте: 850 км/ч (0,8 М)Дальность полёта: 4000 кмБоевой радиус: 1200 кмПрактический потолок: 15000 мБоевая нагрузка: 6000 кг

Слайд 17

Текст слайда:

разведкомплекс «Искатель»
с БЛА Т-4

Вес – 1,3 кгРазмах крыла – 0,6 мПродолжительность полёта – 40 минОптимальная высота – 200 мПотолок – 4000 м

Слайд 18

Текст слайда:

БПЛА «Орлан-10

Взлетная масса — 14 кгМасса полезной нагрузки — до 5 кгДвигатель — ДВС (бензин А-95)Способ старта — с разборной катапультыСпособ посадки — на парашютеВоздушная скорость — 90-150 км/чМакс. продолжительность полета — 16 ч

Слайд 19

Текст слайда:

Northrop Grumman X-47B

Длина: 11,63 мРазмах: 18,92 мВысота: 3,10 мМасса пустого самолета: 6 350 кгМаксимальная взлетная масса: 20 215 кгМасса полезной нагрузки 2000 кгДвигатель: турбовентиляторныйМаксимальная скорость: «высокая дозвуковая» (990 км/ч)Крейсерская скорость: 0,45 Маха (535 км/ч)Дальность: 3900 кмПрактический потолок: 12 190 м

Обоснование применения беспилотных летательных аппаратов

В тех случаях, когда возникает опасность поражения значительной зоны территории катастрофами, вызванными техногенными, террористическими или природными факторами, пилотная авиация не всегда может успешно применяться по ряду причин. Главными проблемами являются высокая стоимость полёта, которая составляет в среднем 25 тысяч рублей в час, метеорологические условия, которые препятствуют полёту и время реагирования до 6 часов. Поэтому беспилотные летательные аппараты (БПЛА) приобретают все большую популярность при тушении пожаров и возгораний в лесных массивах, полях и прочих угодьях.

Временные промежутки, в которые осуществляется тушение пожаров, имеют определённую динамику, поэтому процесс ликвидации источников возгорания привязан к этому фактору. Горение до обнаружения пожара – это начальный промежуток. После установления факта возгорания и выезда оперативной бригады к месту пожара проходит также определённый период.

Разведка пожара и начало тушения входят в следующие временные интервалы, после чего следует тушение непосредственно пламени, локализация беспламенного горения и дотушивание – ликвидация прочих очагов горения на территории, подвергшейся действию огня. Окончательным этапом работ является окарауливание, во время которого осуществляется тушение скрытых очагов пожара. Поэтому БПЛА исполняют роль разведывающего устройства, контролирующего размеры очагов возгорания, осуществляют оперативную подачу картины пожара и таким образом помогают руководителю тушения пожара правильно координировать действия пожарного расчёта.

Что будет в ближайшие 10 лет?

Инфраструктура в России будет создаваться в любом случае. В этом все эксперты уверены. Это будет сделано хотя бы для того, чтобы облегчить титанические усилия «Почты России» по доставке в регионы, где плохо с дорогами – в Сибири, на Дальний Востоке, в Бурятии. Однако оценки горизонта внедрения новой технологии разнятся. По мнению Олега Понфиленока, масштабирование международного опыта начнется у нас не ранее 2030 года. Евгений Гранкин считает, что при большом желании участники рынка вместе с представителями власти в рамках рабочей группы смогут решить главные проблемные вопросы за три года. Это касается и автоматического получения разрешений на полет и страхования ответственности.

Что касается стоимости инфраструктуры будущего, то она может составлять несколько десятков миллионов долларов на такую страну как Оман. В России, по оценке Андрея Грудева, цена будет в пределах нескольких сотен миллиардов рублей. Чтобы вкладывать такие деньги, надо быть уверенным в экономическом эффекте.

Стоимость инфраструктуры будущего для БПЛА в России может составлять несколько сотен миллиардов рублей. Фото — «Геоскан»

Создание инфраструктуры будет способствовать развитию различных областей — от беспилотной доставки грузов до развлечений. Это определенно создаст новые рабочие места и повлечет рост экономики. Сегодня же около 95% доходов в сфере беспилотной авиации приходится на мониторинг и дистанционное зондирование земли, а также на шоу дронов, — говорит Андрей Грудев.

А по мнению Олега Понфиленка, главный эффект от повсеместного внедрения инфраструктуры для беспилотных летательных аппаратов — это не столько прибыль, сколько новое качество жизни и выигрыш в сокращении инвестиций в строительство и ремонт дорог.

Если говорить о глобальном внедрении аэротакси, то это поможет решить проблему с дорогами. Строить их больше не понадобится, – уверен Олег Понфиленок. – Только так можно будет восстановить нашу экосистему, поскольку планета уже не справляется с текущим уровнем урбанизации. Необходима деурбанизация. Если 100 километров до дома ты сможешь преодолеть на аэротакси за сорок минут, ты сможешь жить там, где тебе нравится и в полной гармонии с природой. Это изменит девелопмент, архитектуру, стоимость земли и даже привычки людей.

Принцип работы

Принцип работы дрона прост. К раме из легких композитных материалов или сплавов легких металлов крепятся остальные элементы:

  1. Полетный контроллер, принимающий сигналы от наземного пульта управления или бортового компьютера и перенаправляющий их на другие элементы конструкции. Базовый набор элементов контроллера составляют датчики высоты (барометр) и положения в пространстве (гироскоп), устройство для измерения ускорения (акселерометр), GPS-навигатор, Wi-Fi, ОЗУ.
  2. Двигатели, пропеллеры и регуляторы оборотов, обеспечивающие полет.
  3. Элементы питания — аккумуляторы.

После поступления сигнала полетный контроллер обрабатывает его и направляет на регулятор оборотов, который придает аппарату нужную скорость. Чтобы набрать высоту, система наращивает обороты на всех двигателях. Пропеллеры (всего их 4) вращаются попарно по часовой стрелке и против нее, обеспечивая стабильность полета. Если все винты работают с одинаковой скоростью, дрон взлетает; если 1 начинает работать быстрее, аппарат наклоняется; если 2 винта работают сильнее, машина поворачивается в нужную сторону.

Беспилотные аппараты Европы

MALE RPAS

Одна из недавних разработок – перспективная разведывательно-ударная машина, которая создается совместно итальянскими, испанскими, немецкими и французскими компаниями. Первая демонстрация прошла в 2020 году.

MALE RPAS

«Sagem Sperwer»

Одна из французских разработок, которая успела проявить себя на Балканах в конце прошлого века (1990-е). Создание велось с опорой на национальные и общеевропейские программы.

«Sagem Sperwer»

«Eagle 1»

Еще одна французская машина, которая предназначена для ведения разведывательных операций. Предполагается, что аппарат будет работать на высотах в 7-8 тысяч метров.

HALE

Высотный БПЛА, который может подниматься до 18 километров. В воздухе аппарат может продержаться до трех суток.

В целом в Европе ведущую роль в разработке беспилотных ЛА занимает Франция. Постоянно появляются новинки по всему миру, в том числе модульные многофункциональные модели, на базе которых можно собрать различные боевые и гражданские машины.


Автор статьи:

Лыжин Сергей

Дополнительное специализированное оборудование беспилотных аппаратов

БПЛА часто оснащаются лидарными комплексами, проводящими зондирование в спектральном диапазоне. Аэрозольный лидар применяется для оценки, характеристики и изучения перемещения аэрозольных частиц. Жидкость и кристаллические частицы в атмосфере изучают поляризационные лидары. При авариях на АЭС применяются лидары DIAL, осуществляющие измерение изотопов йода в атмосфере. Направление и скорость ветра, уровень содержания высокомолекулярных примесей определяет СО2-гетероидный лидар, а характеристику турбулентности в атмосфере можно сделать по показаниям турбулентного лидара.

В том случае, когда необходимо обнаружить взрыв, выбросы раскалённых газов, применяется радиометр с инфракрасным излучением. Компактность и многофункциональность лидарного комплекса, установленного на БПЛА, позволяет использовать его в самых разных ситуациях при мониторинге параметров внешней среды.

GPS-приёмник ГЛОНАС представляет общую картину по результатам зондирования в спциальной картографической системе, когда результаты измерения накладываются на зоны изучаемой территории, показывая места изменения концентрации веществ и локализации очагов пожара.

Компьютерные системы, которыми оснащены БПЛА, наличие нескольких ретрансляторов позволяет оценивать тушение пожара на расстоянии нескольких тысяч километров, оперативно регулируя действия пожарно-спасательных бригад.

Принцип работы

Принцип работы БПЛА зависит от его конструктивных особенностей. Существует несколько компоновочных схем, которым соответствует большинство современных ЛА:

  • Фиксированное крыло. В этом случае устройства близки к самолетной компоновке, имеют роторные или реактивные двигатели. Такой вариант наиболее экономичен по топливу и имеет большой радиус действия;
  • Мультикоптеры. Это винтовые машины, оснащенные не менее двумя моторами, способны осуществлять вертикальный взлет/посадку, зависать в воздухе, поэтому особенно хороши для разведки, в том числе в городской среде;
  • Вертолетный тип. Компоновка вертолетная, системы винтов могут быть разными, например, российские разработки часто оснащаются соосными винтами, что роднит модели с такими машинами, как «Черная акула»;
  • Конвертопланы. Это комбинация вертолетной и самолетной схемы. Для экономии пространства поднимаются в воздух такие машины вертикально, в полете меняется конфигурация крыла, и становится возможным самолетный метод передвижения;
  • Планеры. В основном это устройства без двигателей, которые сбрасываются с более тяжелой машины и двигаются по заданной траектории. Этот тип подходит для разведывательных целей.

Силовая установка крепится в корпусе, здесь же размещается управляющая электроника, средства управления и связи. Корпус представляет собой обтекаемый объем для придания конструкции аэродинамической формы. Основой же прочностных характеристик является рама, которая обычно собирается из металла или полимеров.

Простейший набор управляющих систем следующий:

  • процессор;
  • барометр для определения высоты;
  • акселерометр;
  • гироскоп;
  • навигатор;
  • оперативное запоминающее устройство;
  • приемник сигнала.

Военные устройства управляются при помощи пульта (если дальность действия небольшая) либо по спутникам.

Самые Лучшие Военные Беспилотники в МиреСамые Лучшие Военные Беспилотники в Мире

Сбор информации для оператора и программного обеспечения самой машины поступает из датчиков различных типов. Используются лазерные, звуковые, инфракрасные и прочие типы.

Навигация проводится за счет GPS и электронных карт.

Поступающие сигналы трансформируются контроллером в команды, которые передаются уже на исполняющие устройства, например, рули высоты.

Зарубежные беспилотные летательные аппараты

Одной из основных тенденций развития современных БПЛА является их дальнейшее уменьшение. Ярким примером этого дрон PD-100 Black Hornet, разработанный норвежской компанией Prox Dynamics.

Этот дрон вертолетного типа имеет длину 100 мм и вес 120 гр. Дальность его полета не превышает 1 км, а продолжительность – 25 минут. Каждый PD-100 Black Hornet оснащен тремя видеокамерами.

Серийный выпуск этих беспилотников начался в 2012 году, военное ведомство Англии закупило 160 комплектов PD-100 Black Hornet за 31 млн долларов. Данные дроны применялись в Афганистане.

Работают над созданием микродронов и в США. У американцев существует специальная программа Soldier Borne Sensors, направленная на разработку и внедрение разведывательных БПЛА, которые могли бы снабжать информацией каждый взвод или роту. Появилась информация о желании армейского руководства США к 2018 году снабдить индивидуальным дроном каждого бойца.

Сегодня самым массовым дроном в американской армии является RQ-11 Raven, который весит 1,7 кг, имеет размах крыла 1,5 м и может подниматься на высоту до 5 км. Электрический двигатель дрона обеспечивает ему скорость до 95 км/ч, в воздухе RQ-11 Raven может находиться от 45 минут до одного часа.

На беспилотнике установлена цифровая видеокамера дневного или ночного видения, аппарат запускается с руки, он не нуждается в специальной площадке для приземления. Аппарат может летать по заданному маршруту автоматически, ориентируясь на сигналы GPS, или управляться оператором.

Данный беспилотник находится на вооружении более десяти стран мира.

Более тяжелым БПЛА, находящимся в настоящий момент на вооружении армии США, является RQ-7 Shadow. Он предназначен для ведения разведки на уровне бригады. Серийное производство комплекса началось в 2004 году. Дрон имеет двухкилевое оперение и толкающий винт. Этот БПЛА оснащается обычной или инфракрасной видеокамерой, радиолокатором, аппаратурой подсветки целей, лазерным дальномером и мультиспектральной камерой. На аппарат можно подвесить управляемую бомбу массой 5,4 кг. Существует несколько модификаций этого дрона.

Еще одним американским БПЛА среднего размера является RQ-5 Hunter. Вес пустого аппарата составляет 540 кг. Это совместная американо-израильская разработка. БПЛА оснащается телевизионной камерой, тепловизором третьего поколения, лазерным дальномером, а также другим оборудованием. Дрон запускается со специальной платформы с помощью ракетного ускорителя, радиус его действия – 267 км, в воздухе он может находиться до 12 часов. Созданы несколько модификаций Hunter, на некоторые из них можно подвешивать небольшие бомбы.

«Дозор-600». Это многоцелевой аппарат, разрабатываемый компанией «Транзас», показан широкой общественности на выставке МАКС-2009. БПЛА считается аналогом американского MQ-1B Predator, хотя его точные характеристики неизвестны. «Дозор» планируют оснастить РЛС переднего и бокового обзора, видеокамерой и тепловизором, системой целеуказания. Данный БПЛА предназначен для разведки и наблюдения в прифронтовой зоне. Об ударных возможностях дрона информация отсутствует. В 2013 году Шойгу потребовал ускорить работы над «Дозором-600».

«Орлан-3М» и «Орлан-10». Эти БПЛА разработаны для ведения разведки, проведения поисковых работ, целеуказания. Аппараты очень схожи своим внешним видом, незначительно отличается их взлетная масса и дальность полета. Старт происходит за счет катапульты, а приземляется аппарат на парашюте.

Беспилотник в пожаротушении

В 2018 году в Китае был введен в эксплуатацию первый пожарный дрон. Устройство используется не только для тушения возгораний, но и для подъема рукавов на нужную высоту и разведки. С тех пор использовать дрон-пожарник начали и в остальных частях мира.


Тушение дроном

Возгорания в закрытых помещениях

При пожаре в здании БЛА используется в нескольких целях:

  1. Разведка. Дрон может быстро облететь горящее здание, передавая изображение по камере спасателям. Такой подход позволяет не только обнаружить основные очаги горения, но и найти людей даже в условиях плохой видимости благодаря тепловизору.
  2. Тушение. Аппарат оснащается запасом огнетушащего вещества, ликвидируя пламя на месте.
  3. Помощь в транспортировке пожарного оборудования. Опыт такого использования дронов пришел из Эмиратов. При тушении очередного небоскреба пожарные запустили дрон для подъема рукава на нужную им высоту.

В полях, лесах, степях

Для тушения ландшафтных воспламенений используется более массивная техника – те же китайские беспилотники класса миди. Аппараты имеют возможность забора дополнительного вещества из открытых источников в полете и способны полностью потушить огонь своими силами.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий