Введение в курс основы организации тушения пожаров и проведения аварийно спасательных работ (пожарная тактика) тема 1

Содержание

Введение………………………………………………………………………….5

Термины
и определения…………………………………………………………6

Условные
сокращения……………………………………………………….…12

1.
Примеры пожаров на транспорте……………………………………………13

1.1. Классификация
транспорта…………………………………………….13

1.2. Пожары на морских
и речных судах………………………………….14

1.3. Пожары на
железнодорожном транспорте……………………………51

1.4. Пожары на
автомобильном транспорте………………………………65

1.5. Пожары на
воздушном транспорте……………………………………72

2.
Противопожарная защита и тушение пожаров
на рельсовом транспорте.

Противопожарная
защита рельсового транспорта………………………..82

2.1. Руководство по
обеспечению пожарной безопасности на

специальном
подвижном транспорте……………………………………..82

2.2. Состояние
противопожарной защиты наземного
транспорта………88

2.3. Требования к
противопожарной защите метрополитена……………90

2.4. Особенности
построения систем пожарной сигнализации

транспортных
средств………………………………………………………92

2.5. Метрополитен
– объект повышенной пожарной
опасности………..94

2.6. Противопожарная
защита поездов Московского метрополитена….95

2.7. Комплексная
система охраны пожарной безопасности
Минского

метрополитена………………………………………………………………98

2.8. Система
обнаружения и тушения пожара с
использованием

порошковых модулей
и самосрабатывающих огнетушителей.

Тактика тушения
пожаров на рельсовом транспорте…………………..100

2.9. Оперативно-тактическая
характеристика железнодорожного

транспорта…………………………………………………………………121

2.10. Развитие пожаров
на железнодорожном транспорте……………..136

2.11. Тушение пожаров
на железнодорожном транспорте……………..147

2.12. Тушение пожаров
на метрополитене………………………………169

3.
Противопожарная защита и тушение пожаров
на автотранспорте.

Противопожарная
защита автотранспорта………………………………….198

3.1. Классификация
пожаров автотранспортных средств………………198

3.2. Пожарная
опасность и причины пожаров
автомобилей……………201

3.3. Противопожарная
защита автоцистерны……………………………206

3.4. Огнетушители
для автомобильного транспорта…………………….211

3.5. Автоматическая
система сигнализации и пожаротушения
для

транспортных
средств………………………………………………………215

3.6. Противопожарная
защита большегрузных автомобилей.
Тушение

пожаров на
автомобильном транспорте…………………………………..217

3.7. Возникновение
и развитие пожаров на автотранспорте…………….220

3.8. Организация и
тушение пожаров автоцистерн с ЛВЖ, ГЖ
и СУГ…227

4.
Противопожарная защита и тушение пожаров
на воздушном транспорте.

Противопожарная
защита воздушного транспорта……………………….230

4.1. Требования к
противопожарной защите аэродромов………………..230

4.2. Материалы,
применяемые в конструкции ВС и их
пожарная

опасность…………………………………………………………………….237

4.3. Пожарная
опасность силовых установок и
систем…………………..240

4.4. Пожарные
аэродромные автомобили. Тушение пожаров
на

воздушном
транспорте………………………………………………………253

4.5. Развитие пожаров
на воздушных судах……………………………….257

4.6. Тушение пожаров
на воздушном транспорте………………….……..260

4.7. Тушение пожаров
на воздушных судах в особых условиях…………282

4.8. Составление
оперативных планов тушения пожаров………………..295

5.
Противопожарная защита и тушение пожаров
на морских и речных

судах.
Противопожарная защита
судов……………………………………..302

5.1. Конструктивная
противопожарная защита судов……………………302

5.2. Противопожарное
оборудование и системы тушения пожаров

на судах. Тушение
пожаров на судах……………………………………..319

5.3. Действия команды
судна по тушению пожаров……………………..343

5.4. Тушение пожаров
на судах береговыми пожарными

подразделениями……………………………………………………………369

5.5. Тушение горящего
на воде жидкого топлива…………………………375

Заключение………………………………………………………………………379

Литература………………………………………………………………………381

Приложения……………………………………………………………………..384

Средства огнетушения и места набора воды

Их пару. Для тушения пожаров на железнодорожном транспорте используют специальные приспособления, которыми должен быть оборудован каждый состав. Среди них:

  1. Огнетушители. ОСП устанавливают в отделении с электрооборудованием. ОВП, ОП и ОУ находятся рядом с тамбуром.
  2. Приспособление газового пожаротушения. На некоторых составах применяется вместо ОСП.
  3. Система водяного пожаротушения, состоящая из крана, рукава. Также кнопки запуска.
  4. Пожарный кран. В зависимости от вагона размещается в туалете, котельном отсеке или других местах.
  5. Пожарная сигнализация присутствует у каждого проводника.
  6. Топор, лом, песок.


Огнетушитель ОСП в шкафу электрооборудования

Для набора воды при тушении огня используют:

  1. Пожарный кран. Вода подается из общей системы под напором.
  2. Кран служебного отделения. Он находится рядом с мойкой.
  3. Фановая труба доступна во время стоянки.
  4. Краны, размещенные в туалете.
  5. Система водяного тушения.
  6. Комбинированный кипятильник.


Пожарный кран и схема водоснабжения в вагоне

Первые действия при обнаружении возгорания

Ответственным лицом, руководящим организацией и проведением тушения в составе, является начальник. Когда выявлено возгорание, именно ему нужно сообщать о происшествии. После этого проводник или другой работник бригады должен:

  1. Использовав стоп-кран, остановить состав. Действие недопустимо, если поезд находится на участке пути, где это делать запрещено.
  2. Оповестить пассажиров о ЧП, помочь им с эвакуацией.
  3. Произвести обесточивание вагона. В темное время суток следует отключить освещение, оставив работать только аварийное.
  4. Открыть запасные выходы, двери, ведущие к тамбуру.

Если сработала сигнализация, проводник должен убедиться в достоверности случившегося. Когда пожар выявлен, он осуществляет описанные выше действия. Если же сигнал оказался ложным, следует оповестить электромеханика состава.

После того, как пассажиры покинут вагон, проводник и другие работники бригады должны приступить к ликвидации возгорания. Для этого используя имеющиеся средства.

Отцепка вагона

При возникновении возгорания, начальник состава обязан сообщить о ЧП в пожарное подразделение, которое отправит на место специализированную машину или поезд. Сразу после этого должна провестись отцепка вагона. Это позволит избежать распространения огня, сделает подъезд к месту удобным.

Расцепкой должны заниматься начальник подвижного состава совместно с электромехаником. Делают это в такой последовательности:

  1. Взять ключи для разъединения высоковольтной магистрали.
  2. Отцепить те вагоны, которые примыкают к горящему. Для этого поднимаются вверх переходные площадки, снимаются тормозные рукава, перекрываются краны. Переводится в нужное состояние рычаг расцепа.
  3. Соседние вагоны перемещаются на расстояние, не менее 10-20 метров.


Отцепка горящего вагона

Эвакуация пассажиров

Чтобы избежать жертв, важно организовать высадку всех, кто находится в горящем вагоне. При этом следует учитывать тот факт, что для человека опасность так же представляют продукты горения, токсичный дым

Уже через несколько минут после вдыхания, начинается помутнение сознания. Если пострадавшему своевременно не предоставить помощь, может наступить смерть.

Правильно организованная эвакуация поможет избежать повреждений пассажиров. Начать ее следует, как можно быстрее

Важно не допускать паники, двигаться в направлении противоположном очагу огня


Эвакуационные выходы из вагона поезда

Работа на предприятии нефтяной промышленности

Производства нефтепромышленного комплекса составляют особую сложность. Неисправность технологических аппаратов и коммуникаций повышает риск взрыва горючих составов и растекания жидкостей. Под воздействием температуры ядовитые пары быстро распространяются по объекту, неся опасность для здоровья и жизни людей. Сложность пожаротушения на подобных объектах состоит в наличии резервуарного парка, из-за чего происходят групповые возгорания. Сами по себе резервуары с нефтью устойчивы к тепловому воздействию и механической деформации, но существует ряд провоцирующих их воспламенение факторов:

  • огневые ремонтные работы на объекте;
  • попадание искр от электроустановок;
  • разряды статического электричества.

Первично загорается не сама нефть, а происходит взрыв паровоздушной смеси. В результате повреждаются стенки резервуара и начинается горение нефтепродуктов. Сложность тушения пожаров на объектах нефтехимии состоит в быстром распространении огня и возникновении факелов пламени. Высота только светящейся их части может достигать 40 метров. Пожарным, прибывшим на вызов, необходимо действовать максимально точно, ведь малейшие изменения погодных условий молниеносно вносят коррективы в развитие ситуации. При скорости ветра всего 1 м/с факел удлиняется и начинает отклоняться в сторону, а уже при 4 м/с он стремится к горизонтальному положению и несет в себе угрозу взрыва соседних резервуаров.

Действия по ликвидации возгораний предполагают:

  1. Совместную работу с газоспасательными службами по эвакуации людей из зоны ЧС.
  2. Создание оперативного штаба с включением в его работу специалистов предприятия.
  3. Проведение разведки с целью установления возможности деформации и взрыва технологических установок в зоне огня.
  4. Определение места содержания взрывоопасных веществ и организацию их эвакуации.
  5. Принятие мер по защите энергосистемы предприятия.
  6. Обследование системы сухотрубов и склада специальных огнетушащих веществ, оценку возможности их применения при конкретном возгорании.
  7. Организацию дежурства в потенциально опасных зонах после отключения в них подачи электроэнергии, воды, пара и хладогентов.
  8. Определение технологических установок, которые невозможно отключить.
  9. Оценку погодных условий и корректировку плана подавления огня с учетом ландшафтных особенностей территории.
  10. Проверку системы водоотведения.
  11. Установку запорной арматуры с целью приостановки подачи нефтепродукта в аварийный участок.
  12. Перекачку оставшихся в системе продуктов в резервные емкости и закачку инертных газов.
  13. Охлаждение конструкции здания и технологических установок.
  14. Использование в зоне факельного горения водяных стволов с турбинными насадками-распылителями для снижения температуры излучения. Прямую струю воды при этом подавать запрещено с целью предотвращения деформации технологических установок.
  15. Выставление дежурных постов на автоцистернах по всей территории предприятия.
  16. Создание заградительных валов, предупреждающих растекание легковоспламеняющихся жидкостей. Обеспечение завесы из распыленной воды для купирования распространения облаков АХОВ.

При тушении пожаров с применением передвижной техники используют также воздушно-механическую пену средней или низкой кратности. Выбор средства зависит от физико-химических свойств горючих материалов.

Интенсивность подачи пены средней кратности
Вид продукта Интенсивность подачи пенообразователя (л/с*м2)
Пенообразователь общего назначения Пенообразователь целевого назначения
Углеводородные Фторсодержащие
Без пленки С пленкой
Нефтепродукт с Твсп ≤28°С и горючие жидкости, нагретые выше предельной температуры 0.08 0.06 0.05
Нефтепродукт с Твсп >28°С 0.05 0.05 0.04
Газовый конденсат 0.12 0.10
Интенсивность подачи фторпротеиновой и фторсинтетической пены низкой кратности
  На поверхности В слой
Нефтепродукт с Твсп ≤28°С 0.07 0.10
Нефтепродукт с Твсп >28°С 0.05 0.08
Газовый конденсат 0.10 0.14

Пенная атака подается непрерывно в течение 15 минут или импульсно. Второй способ подходит при проведении операции на темных нефтепродуктах. Каждый импульс – не более 30 секунд. Количество импульсов варьируется в зависимости от плотности горючего и температуры.

При тушении важно учитывать особенности различных нефтепродуктов

Тип Скорость линейного выгорания (см/ч) Скорость прогрева (см/ч) Температура прогретого слоя (°С)
Нефть 9-12 24-36 130-160
Мазут 6-13 24-42 230-300
Керосин 21-24 220-240
Бензин 24-30 72 80-100

Тушение пожаров на объектах нефтяной промышленности сопровождается опасностями обвала, вскипания и выбросами сырого горючего.

Железнодорожный транспорт

Поезда широко используют для перевозки пассажиров и грузов, в том числе огнеопасных. Составы могут быть: закрытыми, открытыми, с платформой, цистернами, электровозы, тепловозы.

Причины ЧС

Чаще возгорание появляется из-за:

  • столкновения составов;
  • утечки легковоспламеняющегося вещества;
  • взрыва опасного груза;
  • схода с рельс;
  • наезда на машину или другую технику на переезде;
  • короткого замыкания;
  • применения неисправного оборудования.

Пожарная опасность станций и состава

Нюансов пару. Самыми опасными в плане возгорания считаются станции и пункты, на которых производится сортировка, загрузка. Нужно выделить цистерны с газом, воспламеняющейся жидкостью.

Пожарная опасность на железной дороге характеризуется:

  1. Значительной плотностью застройки станций, выполняющих функцию сортировки, погрузки, многочисленных составов.
  2. Наличием большого числа ТС, перевозящих опасные товары (взрывоопасные, легковоспламеняющиеся).
  3. Незначительным разрывом между поездами, что приводит к быстрому распространению пожара.
  4. Затрудненным подъездом к горящему составу.
  5. Недостаточно развитой ППВ сетью.

Если процесс погрузки, формирования состава оказался нарушенным, это повышает риск возникновения, распространения пожара. Неправильное соединение вагонов может привести к повреждению перевозимых грузов, разливу жидкостей, другим опасным последствиям.

Тушение пожаров и ликвидация последствий ЧС на транспорте имеет особенности

Они связаны с тем, что прежде, чем приступать к устранению огня, важно определить свойство груза, обесточить сеть, расположенную непосредственно над очагом возгорания

Ликвидация пожара

Первоочередной задачей при выявлении возгорания на ж/д транспорте является оповещение, помощь при проведении эвакуации пассажиров. После следует расцепить вагоны, приступить к тушению доступными средствами. Вместе с этим ответственное лицо обязано известить о ЧС начальника состава, дежурного по станции, который вызывает АСР-бригаду.

Если пожар возник внутри вагона, принято использовать пенные огнетушители или водяные стволы. На электровозах применяют аэрозольные и порошковые средства

Если состав перевозит груз, важно выяснить его характер, порядок действий, который указан в сопроводительных документах

Пожары в холодильных помещениях

Методический материал также включает ликвидационные меры по устранению пожаров в помещениях, чтобы охлаждать продукты и вещества, которые относятся к объектам с повышенным риском. Проблемы во время возгораний могут быть вызваны плохим освещением и сильным скоплением дыма, наличием перекрытий и конструкций между этажами, лифтовых шахт, что провоцирует перекидывание огня на этажи выше.

К сведению! Возгорание нередко провоцирует выбросы токсинов, если загораются синтетические материалы теплоизоляции.

Также возрастает риск взрывов, отравлений либо ожогов, разрушения стеллажей и конструкций, появления завалов. Спасение людей и имущества должно проходить в максимально короткие сроки, для этого необходимо:

  • знать о конструктивных особенностях помещений и оборудования, уметь быстро определить границы распространения пламени;
  • при возможности выпустить хладагенты из охладительных систем, выключить холодильные камеры, эвакуировать продукты при наличии риска и повреждения;
  • при тушении защищать оборудование, подверженное риску взрывов, и самые высокие этажи помещений, отключать системы вентиляции, прекратить подавать охладители;
  • применять дымососы, чтобы снизить температурный режим на объектах и уменьшить уровень задымления.

Тушение пожаров и ликвидация чс на транспорте — Пожарная безопасность

В последние годы все чаще объектом возгорания становятся автотранспорт. Гораздо страшнее, когда транспорт общественный: в этих случаях речь идет не столько о материальных потерях — опасности подвергаются здоровье и жизнь многих людей. Единственно возможный способ избежать трагических последствий возгорания — максимально быстро ликвидировать его источник. Современные технологии пожаротушения автомобилей позволяют сделать это наиболее эффективно.

Причины пожаров на транспорте

Согласно статистике, количество пожаров на общественном транспорте постоянно растет, а по тяжести последствии такие инциденты не уступают ДТП. Пожары на транспорте — вторые по частоте после пожаров в жилье в России.

Возгорания в автобусах, троллейбусах, трамваях, метро чаще всего возникают в силу особенностей конструкции транспорта и человеческого фактора, а именно:

  • обилия горючих материалов в отделке салона,
  • большого объема электрокабелей,
  • неисправности электропроводки,
  • нарушения требований к перевозке легковоспламеняющихся жидкостей и содержанию горючих материалов, и т. д.

За счет скорости движения транспортного средства к очагу возгорания поступает дополнительный кислород, что усиливает горение. Совокупность этих причин приводит к тому, что огонь распространяется по салону в считанные минуты. А справиться с ним с помощью огнетушителя зачастую невозможно из-за силы пламени и возгораний в труднодоступных местах.

Автоматическая система пожаротушения для автомобилей: помощь водителю, защита пассажиров

Чтобы защитить жизни людей, общественный транспорт необходимо оснащать современными системами автоматические системы пожаротушения пожарной защиты. К ним относится автоматическая система пожаротушения автомобиля. Ее главная функция — моментально обнаружить источники возгорания и ликвидировать их на тех узлах транспортного средства, которые недоступны для огнетушителя.

Пожаротушение моторного отсека

Моторный отсек — самый пожароопасный в конструкции автотранспорта. Защитить этот важный узел от возгорания, а пассажиров — от серьезных последствий поможет автоматическая система пожаротушения двигательного отсека, которую производит компания «НПГ «Гранит-Саламандра».

Система представляет собой генератор специального огнетушащего аэрозоля, который устанавливается под капотом. В случае пожара прибор активируется с помощью блока управления, находящегося в кабине транспортного средства. Также система имеет функцию автоматического запуска, которая срабатывает при критическом повышении температур и отсутствии действий со стороны водителя.

Как работает система?

  • Система непрерывно контролирует температуру в отсеке. Как только она поднимается до 130 градусов, на блок управления приходит световое оповещение, раздается звуковой сигнал.
  • Если водитель бездействует (например, травмирован в аварии), а температура в двигателе вырастает до 180° С, система запускается автоматически. Генератор огнетушащего аэрозоля приводится в действие, смесь концентрируется в очаге возгорания до его ликвидации.
  • Аэрозольная смесь сохраняет свою концентрацию еще некоторое время, что позволяет избежать повторного возгорания.
  • Пожар ликвидируется при закрытом капоте: для тушения огня не требуется поднимать капот и тем самым доставлять к источнику огня дополнительный кислород, усиливающий горение.

Тушение пожаров на автотранспорте с помощью автоматических систем эффективно как в начальных стадиях возгорания, так и при дальнейшем распространении пожара.

Установки объемного тушения в салоне: решения для автобусов и троллейбусов

Очаги возгорания могут возникать не только в двигателе: в автобусах и троллейбусах пожары нередко начинаются в салоне.

Особенности тушения пожара на электроустановкахОсобенности тушения пожара на электроустановках

Огонь распространяется моментально, и ликвидировать его необходимо незамедлительно, чтобы не допустить человеческих жертв. Как правило, огнетушитель в таких случаях практически бесполезен из-за большой площади возгорания.

Практика показывает, что при борьбе с огнем в салоне транспорта наиболее эффективна система, генерирующая огнетушащий аэрозоль.

В случае пожара в автобусе или троллейбусе достаточно выдернуть предохранительную чеку прибора и забросить его в салон, где он сработает через 7-10 секунд. Генератор выпускает аэрозоль, частицы которого распространяются по салону, уменьшают температуру и тем самым ликвидируют горение. В течение 10-15 минут огнетушащая смесь сохраняется в воздухе, предотвращая повторные возгорания.

НПГ «Гранит-Саламандра»: эффективные способы пожаротушения на автомобильном транспорте

НПГ «Гранит-Саламандра» стала первой в России компанией, занявшейся модернизацией генераторов аэрозоля еще в 80-90 годы. Сегодня предприятие располагает собственным исследовательским центром, разрабатывающим инновационные автоматизированные системы. Приборы производятся на заводе компании в Твери.

Генераторы огнетушащего аэрозоля от НПГ «Гранит-Саламандра» выпускаются в большом ассортименте, разных габаритов и успешно применяются как в нашей стране, так и по всему миру. Разработки компании зарекомендовали себя как эффективные и надежные системы для предотвращения и ликвидации пожаров на любом виде транспорта.

Пожарная безопасность железнодорожного подвижного состава

Ж/д транспорт активно используется для перевозки грузов, пассажиров

Поэтому так важно соблюдать ППБ

Нормативы

Существуют определенные документы, где прописаны правила пожарной безопасности, рекомендации по устранению огня на подвижных железнодорожных составах:

  1. ППР РФ – основной акт, где перечислены главные требования для грузовых поездов, но очень мало информации, касающейся пассажирских перевозок.
  2. ППБО-109-92 – документ описывает действия на ж/д транспорте для предупреждения пожаров.
  3. ЦЛ-ЦУО-448 – правила безопасности, касающиеся пассажирского железнодорожного транспорта.

Требования

Здесь не допускается применение устройств, которые имеют признаки неисправности, нельзя оставлять включенными работающие электрические приборы. К другим запретам относят:

  1. Хранить горючие материалы рядом с нагревательными приборами, аппаратурой.
  2. Перевозить в вагоне легковоспламеняющиеся жидкости.
  3. Складывать вещи рядом со светильниками.
  4. Готовить еду на примусе или газовой горелке.
  5. Пользоваться жидкостью для розжига при работе с печами или котлами.
  6. Включать кипятильник или котел, если недостаточный уровень воды.
  7. Применять электрические устройства или розетки, ели они не соответствуют установленным на железной дороге схемам.
  8. Пользоваться неисправными аккумуляторами или заряжать их недопустимыми методами.
  9. Развешивать вещи для сушения над плитой или устройствами, предназначенными для обогрева.
  10. Ремонтировать электромеханический регулятор во время движения состава.
  11. Курить в непредназначенных для этого местах.
  12. Загромождать проходы.

Пассажирский поезд

Железнодорожный состав, используемый для перевозки людей, нельзя отправлять в рейс, если:

  • имеются технические проблемы, способные спровоцировать пожар;
  • отсутствуют средства тушения огня;
  • противопожарная система не установлена или неисправна;
  • аварийные выходы или система дымоудаления не работают.

В случае выявления огня, нужно покинуть вагон через боковые двери. При этом следует помочь с эвакуацией детей, инвалидов, пожилых людей, других пассажиров

Важно делать это в противоположную от пожара сторону. Дополнительно допускается использовать аварийные выходы, которые есть в 3 и 6 купе


Шкаф и пульт управления пожарной сигнализацией

Грузовой поезд

Что касается товарных вагонов, здесь требования будут зависеть от того, какой груз перевозится на железной дороге. Они регламентируют процесс загрузки, правила транспортировки, хранения.

К основным нормам относят:

Подавать для загрузки допускается исключительно исправные вагоны, заранее очищенные от мусора.
Нельзя перевозить товар, если повреждена упаковка или открыты крышки.
Если во время движения состава была выявлена неисправность или повреждение тары, розлив или россыпь материала, нужно провести уборку.
На открытой платформе запрещено транспортировать горючие материалы или бумажную продукцию.
Если планируется перевозка нескольких видов груза, его нужно установить в разных отсеках.
Транспортируемые материалы должны закрепляться для предотвращения перемещения по вагону

Заполняя цистерну, важно следить за допустимым уровнем.
Про возгорание или разгерметизацию цистерны сообщают начальнику поезда или другому уполномоченному лицу.

Меры безопасности при пожаротушении

Чтобы избежать жертв, важно придерживаться правил:

Следить за тем, чтобы к фронту огня не приближались люди

Особенно, если скорость распространения высокая.
Для отдыха участники процесса должны размещаться в безопасном месте.
Если в центре огня оказались люди, важно создать коридор для выхода. С этой целью тушение проводится в районе наименьшей интенсивности горения.
Не допускается самовольное перемещения людей из одного участка пожара в другой.
Необходимо постоянно поддерживать связь между группами, участвующими в ликвидации огня.
Спасатели, добровольцы обеспечиваются питанием, медицинской помощью в случае необходимости.

Меры безопасности при пожаротушении

С одной стороны, персонал организации выполняет предписания приказа МЧС о противопожарной безопасности. С другой, пожарные действуют согласно технике безопасности, необходимой при выполнении профессиональных обязанностей, что отражает документ МЧС. Его действие распространяется на службу ФПС.

Что касается региональных пожарных (ГПС), то они действуют в соответствии с боевым уставом и другими НПА, связанными с техникой безопасности и охраной труда МЧС-ников. Прежний свод правил из приказа МЧС №630 отменен.

Тушение пожаров в зданиях с массовым пребыванием людей не слишком отличается от привычного. Как правило, «добротная» пожарная автоматика справляется с воспламенением на начальных стадиях развития пожара. Работа же пожарных сводится к фиксации факта возгорания.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий