§ 12. единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс), её структура и задачи

Основные задачи объектовых комиссий

  • Осуществление руководства над разработкой и запуском мероприятий, которые предупреждают ЧС, а также максимизация надежности защиты потенциально небезопасных объектов, режимы функционирования РСЧС и работа организаций, если возникает ЧС.
  • Организация работ по созданию и поддержанию локальных систем контроля и оповещения на объектах с потенциальной опасностью возникновения ЧС.

Органы управления, силы и средства для ликвидации последствий ситуаций должны находится в полной готовности, кроме того, важно, чтобы персонал смог эвакуироваться с объекта максимально быстро и без потерь.
Создание резервов материального и финансового характера для их использования во время ликвидации ЧС.
Подготовка руководства сил и персонала к действиям во время ЧС.

Принципы создания рассматриваемой системы с учетом действующей обстановки в стране

Во-первых, это, конечно, необходимость соблюдения всестороннего подхода в процессе формирования системы (учет техногенного, природного происхождения ЧС, их стадий развития и последствий, мер противодействия им и необходимого количества участников).

Во-вторых, признание, если можно так сказать, «ненулевого риска» (факта того, что нельзя исключить риски возникновения ЧС в рамках всевозможных потенциальных угроз).

В-третьих, базирование на основополагающем принципе превентивности (предупреждения) в отношении безопасности (максимально возможное сокращение вероятности возникновения ЧС и систематическое проведение профилактических мероприятий).

Классификация ЧС исходя из масштабов распространения и степени тяжести их последствий

Принято выделять:

  • локальные действия в чрезвычайных ситуациях (воздействие поражающих факторов и очага ЧС остается в пределах производственного участка, которые могут быть оперативно ликвидированы собственными средствами и силами);
  • местные (воздействие поражающих факторов и очага чрезвычайной ситуации сохраняется в пределах населенного пункта);
  • территориальные (воздействие поражающих факторов и очага ЧС остается в пределах определенного субъекта: республики, области, края, автономного образования);
  • региональные (воздействие поражающих факторов и очага чрезвычайной ситуации распространяется на несколько субъектов РФ);
  • федеральные (воздействие поражающих факторов и очага ЧС охватывает от четырех и более субъектов РФ);
  • глобальные (воздействие поражающих факторов и очага ЧС выходит за пределы всего государства).

Итак, подытожив все вышесказанное, будет не лишним в очередной раз подчеркнуть, что тщательно проработанные основные задачи РСЧС и их грамотное воплощение на практике способны заблаговременно предотвратить разрушительное воздействие различных ЧС, а также в случае необходимости оперативно ликвидировать их последствия.

История МЧС России

Она тесно сопряжена с историей гражданской обороны (04.10.2010 – 78 лет). Периодом ее образования считается 04.10.1932 г., когда Совет народных комиссаров СССР принял «Положение о противовоздушной обороне СССР», в котором впервые были определены мероприятия и конкретные средства касаемо непосредственной защиты всех граждан страны и ее территорий. Это начальный этап по развитию государственной системы в этой области (день рождения Местной противовоздушной обороны). В 1961 г. было принято решение преобразовать МПВО в ГО.

РСЧС (функции и задачи которой мы рассматриваем) – это результат пересмотра старых взглядов в отношении защиты всего населения страны и ее территорий от всевозможных противников (включая вероятность использования оружия массового уничтожения).

27 декабря 1990 г. ознаменовалось принятием постановления Совета министров РСФСР № 606 «Об образовании Российского корпуса спасателей на правах Государственного комитета РСФСР». Именно эта дата – день, когда было образовано Министерство по чрезвычайным ситуациям России (впоследствии – День спасателя РФ).

10 января 1994 г. ГКЧС России преобразовали в современное Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, министром которого был назначен С. Шойгу.

А 9 декабря 1992 г. бывшие Высшие центральные курсы гражданской обороны трансформировались в нынешнюю Академию гражданской защиты МЧС России (унитарное учебное заведение, не имеющее аналогов в мире).

Итак, можно сказать, что сформированные в настоящее время задачи и структура РСЧС берут начало со времен МПВО.

Режимы функционирования РСЧС

Режим функционирования РСЧС зависит от обстановки, связанной с чрезвычайными ситуациями.

Следовательно, существует 3 возможных режима:

  1. ЧС нет;
  2. ЧС возможна;
  3. возникновение ЧС.

*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Теперь о каждом из режимов немного подробней.

  1. Режим повседневной деятельности (в отсутствии ЧС). Проводимые мероприятия:
    1. мониторинг окружающей среды;
    2. прогнозирование вероятности ЧС;
    3. разработка и реализация программ по предупреждению ЧС;
    4. подготовка к возможным ЧС (техническое оснащение и обучение соответствующих подразделений, информирование населения);
    5. резервирование материальных ресурсов на случай наступления ЧС;
    6. подготовка возможностей для эвакуации населения и материальных ценностей в случае ЧС;
    7. ведение статистической отчетности и анализ уже произошедших ЧС.
  2. Режим деятельности в состоянии готовности к возможной ЧС. Мероприятия:
    1. усиление мониторинга окружающей среды и уточнение прогнозов относительно возникновения ЧС;
    2. усиление готовности органов управления и органов быстрого реагирования к возникновению ЧС;
    3. информирование населения о возможной ЧС посредством всех возможных средств связи (объявление по радио и телевидению, смс-оповещение и т.д.);
    4. принятие мер по снижению возможного ущерба от потенциальной ЧС;
    5. уточнение планов действий (планов развертывания сил быстрого реагирования, эвакуации населения и т.д.);
    6. эвакуация людей и мат.ценностей при необходимости.
  3. Режим деятельности при возникновении ЧС. Проводимые мероприятия:
    1. непрерывный контроль за обстановкой;
    2. оповещение населения и органов управления РСЧС о чрезвычайной ситуации;
    3. выполнение действий по защите людей и территорий от ЧС;
    4. выполнение работ по ликвидации последствий ЧС;
    5. информирование вышестоящих уровней РСЧС;
    6. восстановление или организация системы жизнеобеспечения населения.

Основные задачи федерального уровня

Каковы цели первого уровня системы РСЧС? Это прежде всего:

  • Построение и внедрение единой политики государственного манипулирования предупреждением и ликвидацией ЧС после аварий, катастроф и стихийных бедствий.
  • Координирование федеральных органов относительно разработки проектов и прочих действий, связанных с их деятельностью, кроме того, представление и рассмотрение этих проектов в правительстве.
  • Подготовка предложений, как лучше сформировать систему мер, позволяющих обезопасить все сферы человеческой деятельности и само население, а также территорию страны от ЧС стихийного, аварийного или катастрофического характера.
  • Должна проводиться единая техническая политика, способствующая созданию и развитию сил, а также средств, влияющих на предотвращение либо же ликвидацию ЧС.
  • Определяются основные направления развития, усовершенствования, контролируется функционирование РСЧС.
  • Организовывается разработка проектов технических и научных программ, помогающих предотвращать ситуации, способные навредить населению или территории страны.
  • Деятельность всех органов, относящихся к РСЧС, должна строго координироваться, затрагивая такие моменты, как медицинская защита граждан, социальный и правовой аспект.
  • Определяются основные направления сотрудничества стран для предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций.

Управление РСЧС

На каждом уровне системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационные органы

Координационными органами РСЧС являются:

  • на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;
  • на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ;
  • на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
  • на объектовом уровне – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

На межрегиональном уровне в пределах соответствующего федерального округа функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации, взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.

Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС, и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.

Компетенция КЧС, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании. КЧС федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.

Постоянно действующие органы

Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:

  • на федеральном уровне – МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти, для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
  • на межрегиональном уровне – региональные центры ГОЧС МЧС России; на региональном уровне – главные управления МЧС России по субъектам РФ;
  • на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления;
  • на объектовом уровне – структурные подразделения или работники организаций, уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Постоянно действующие органы управления РСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством РФ и иными нормативно- правовыми актами.

Органы повседневного управления

Органами повседневного управления РСЧС являются:

  • центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
  • центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
  • центры управления в кризисных ситуациях органов управления ГОЧС, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
  • единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

ОБЖ 10 класс

«Проблема детского алкоголизма» — Пьющие. Акселерация. Наследование алкоголизма. Выпивка. Психология подростков. Летальный исход. Статистика алкоголизма. Дети. Родители. Детский алкоголизм. Лимонад. Причины. Нормативы хулиганистой среды. Стиль алкоголизации. Кормящая мать. Алкоголь. Влияние алкоголя. Токсическое воздействие. Приобщение к алкоголю. Возраст несовершеннолетних. Пагуб­ное воздействие. Деградация современного общества.

«Вредные привычки» — Легочная система Органы пищеварения Сердечно-сосудистая система. Горечь во рту Кашель и головокружение Тошнота Слабость и недомогание Бледность лица. Вредные привычки. Наркомания и токсикомания. От воздействия табачного дыма страдают: Курящий человек – раб сигареты. Курение. Признаки отравления никотином. Возникает в результате злоупотребления веществами, вызывающими кратковременное чувство приятного психического состояния Признаки наркомании и токсикомании: Психическая зависимость Физическая зависимость Изменение чувствительности к наркотику.

«Землетрясения на Земле» — Причины землетрясений. Землетрясение. Статистика. Признаки близкого землетрясения. Землетрясение в Японии. Сейсмограф. Очаг и эпицентр землетрясения. Тихий океан. Искусственные землетрясения. Землетрясение в Чили. Землетрясение в Юго-Восточной Азии. Сильнодействующие вещества. Правила безопасного поведения во время землетрясения. Сильные землетрясения. Ежегодно на земном шаре фиксируется 100 000 землетрясений.

«Военные информационные технологии» — РК-ЦРС, цифровой регистратор сигналов. «Е-2А», автоматическая межпланетная станция. ИТ необходимы в боевой подготовке и воинском воспитании военнослужащих. Информационные технологии. Комплексы и средства связи. Информационные системы. КРС, космический радиолокатор. «Гранат» (ППК), защищенный носимый планшетный компьютер. Системы автоматизированного управления войсками. Опытно – конструкторская работа.

«Потребность в безопасности» — Повседневная, тяжелая, рутинная, но крайне важная работа. Службы спасения. Опасности. Наука, которую надо изучать и развивать. Одна из потребностей человека-потребность в безопасности. Задачи ОБЖ. Современные проблемы. Жизненно важные интересы. Безопасность – это состояние защищенности личности, общества. Безопасность. Определение предмета ОБЖ. ОБЖ. Потребность обеспечения безопасности.

«Автомат Калашникова АК» — Лучший автомат мира. Принцип работы автоматики. Отделить газовую трубку со ствольной накладкой. Отделить затвор от затворной рамы. Извлечь затворную раму. Назначение, боевые свойства, общее устройство автомата Калашникова. Основные части и механизмы АКМС. Назначение, боевые свойства АК. Неполная разборка и сборка АКМ. Основные тактико – технические характеристики АК. Меры безопасности. Отделить дульный пламегаситель.

«ОБЖ 10 класс»

Основные термины в РСЧС

Чрезвычайная ситуация – определенная обстановка на конкретной территории, которая сложилась по причине аварии, катастрофы, опасного события природного происхождения, стихийного либо иного бедствия, последствием которого стал (станет) ущерб человеческому здоровью или окружающей среде, человеческие жертвы, разного рода нарушения касаемо условий приемлемой жизнедеятельности людей, существенные материальные потери.

Предупреждение ЧС – обширный комплекс предварительно проводимых мероприятий, направленных на минимизацию рисков их возникновения, сохранение человеческого здоровья, сокращение масштабов нанесенного ущерба природной среде, существенных материальных потерь.

Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций — виды неотложных работ аварийно-спасательного характера, которые проводятся в случае возникновения ЧС. Они ориентированы на сохранение человеческого здоровья, спасение жизни, сокращение материальных потерь и масштабов нанесенного ущерба природной среде, а также на локализацию участков (зон) ЧС.

Зона ЧС — пространство, на котором развернулась чрезвычайная ситуация и которое в связи с этим находится под постоянным контролем.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий