Методические рекомендации по сбору и обмену информацией в области гражданской обороны

Общие положения

Федеральный закон о гражданской обороне под номером 28-ФЗ был принят Государственной Думой 26 декабря 1997 года и одобрен Советом Федерации 28 января 1998 года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации и вступило в силу 12 февраля 1998 года.

ФЗ-28 устанавливает задачи и компетенции государственных органов власти и других управляющих учреждений в области подготовки и проведения мероприятий по гражданской обороне.

Закон РФ о гражданской обороне состоит из 20 статей и 6 глав следующего содержания:

  • Глава 1 предусматривает общие положения и задачи гражданской обороны, правовую основу, правила организации и проведения национальных оборонительных мероприятий и их координации;
  • Глава 2 устанавливает полномочия государственных властей, включая президента, правительство и федеральных организаций;
  • Глава 3 определяет компетенции органов власти субъектов Российской Федерации в сфере гражданской обороны;
  • Глава 4 предусматривает правила осуществления руководства и решения задач быстрого реагирования уполномоченными органами;
  • Глава 5 устанавливает перечень формирований, составляющих силы гражданской обороны, и их основные задачи;
  • Глава 5 определяет порядок финансирования оборонных мероприятий среди населения и ответственность за нарушения положений настоящего закона.

Вам будет интересно — ФЗ 143 в новой редакции. Ссылка здесь:

ФЗ-28 устанавливает следующие задачи в сфере гражданской обороны:

  • проведение подготовки населения к потенциальным опасностям;
  • оперативное информирование населения о потенциальных рисках, складывающихся вследствие боевых конфликтов, природных и техногенных последствий;
  • эвакуация в безопасное место гражданского населения, а также материальных и культурных ценностей;
  • обеспечения населения индивидуальными и коллективными защитными средствами;
  • осуществление маскировочных мер;
  • выполнение аварийно-спасательных и других работ по мере необходимости при возникновении опасных ситуаций;
  • обеспечение жизненно необходимыми средствами и продуктами населения, которое пострадало от военных действий или природных и техногенных катастроф, осуществляется в первую очередь;
  • ликвидация пожаров, возникших вследствие чрезвычайных ситуаций;
  • нахождение и пометка районов, которые подверглись заражению в результате радиоактивного, химического, биологического и другого воздействия;
  • осуществления мероприятий по санитарной обработке и обеззараживанию населения, строений, а также техники и территорий;
  • восстановление и поддержание порядка в пострадавших районах;
  • экстренное восстановление первоочередных коммунальных служб;
  • осуществление экстренного захоронения трупов во время военных действий;
  • обеспечение устойчивой работы учреждений, которые требуются для выживания населения во время военных действий или при последствиях природных и техногенных катастроф;

Силы и средства гражданской обороны должны находиться в постоянной готовности.

Статьёй 4 ФЗ-28 устанавливаются следующие принципы гражданской обороны:

  • Мероприятия по организации и проведению национальных оборонительных действий являются одним из важнейших компонентов безопасности государства;
  • Государство готовится к гражданской обороне в мирное время, учитывая развитие военных технологий и защитных средств населения;
  • Гражданская оборона объявляется в Российской Федерации или на отдельных её территориях сразу по объявлению состояния войны, началом военных действий или введением президентом РФ военного положения.

Обязанности граждан РФ по 28 ФЗ

Закон о гражданской обороне устанавливает следующие обязанности граждан:

  • прохождение военной подготовки;
  • участие в подготовке мероприятий по гражданской обороне;
  • взаимодействие и оказание помощи органам власти и другим учреждениям в сфере оборонительных мероприятий для гражданского населения.

Гражданская оборона осуществляется в три этапа:

  1. Подготовка. Данный этап заключается в строительстве и подготовке убежищ для населения и формирования резервных сил, обучение населения действиям во время чрезвычайных положений и создание системы оповещения и связи;
  2. Реагирование. На этом этапе, при возникновении опасности, осуществляется эвакуация граждан, предоставление медицинской помощи и решение других ситуационных задач, требующих быстрого реагирования.
  3. Восстановление. На данной стадии производится ликвидация последствий военных действий, природной или техногенной катастрофы и восстановление инфраструктуры.

Спектр мероприятий третьей очереди по гражданской обороне

Разработка плана мероприятий в порядке третьей очереди предусматривает выполнение задач, которые ставятся перед подразделениями ГО в военных условиях. Она включает комплекс мер, которые выполняются в полном объеме. Это необходимость срочно оповестить о чрезвычайной ситуации, провести сбор руководящих лиц, персонала, уполномоченных, ознакомить с обстановкой и определить задачи для реализации мероприятий 3 очереди.

  • Наряду с наличием средств защиты для людей проводится обеспечение пунктов выдачи необходимым запасом продуктов, воды, медикаментов в убежищах, защитных строениях;
  • Разворачиваются медучреждения в более безопасной местности, оперативно эвакуируются лечебницы и больницы, которые не прекращают прием пациентов. Нетранспортабельные больные переводятся в условия защищенных стационаров.
  • Проводится ускоренное возведение и оборудование убежищ, защитных укрытий, противорадиационных сооружений в разных регионах РФ.
  • Завершаются подготовительные работы торговых предприятий, общественного питания для снабжения ассортиментом первой необходимости эвакуированного населения.
  • Уточняются расчёты эвакуационных мероприятий, открытия сборных распределительных пунктов, приводится в готовность парк транспортных средств для эвакуации.

План мероприятий предусматривает защиту оборудования инженерных коммуникаций, доступ к источникам водоснабжения. Реализуется комплексная маскировка для каждого промышленного объекта, который может стать целью для ударов с использованием современных средств поражения.

Правильно составленный план мероприятий по гражданской обороне, профессиональный расчет пожарного риска позволяет предусмотреть все нюансы сохранения жизни людей, материальных ценностей, работы подразделений и предприятий в условиях чрезвычайных ситуаций, техногенных катастроф, природных стихий и в военное время.

Написать сообщение

Мероприятия по ГО в случае внезапного удара противника

Команда «Внимание всем» и передача радиационной, воздушной, химической тревоги и оповещений о катастрофе, чрезвычайной ситуации является пусковым сигналом для мобилизации руководства, работников, населения, проживающего вблизи объекта гражданской обороны. Срочно осуществляется немедленная остановка производства в безаварийном режиме, вводится светомаскировка, выдаются пакеты для обеспечения индивидуальной защиты, а также проводится срочная эвакуация персонала в убежища

Передача команды «Отбой тревоги» предусматривает восстановление трансляции радиосвязи, оповещения, управления компанией, проводится сбор информации о повреждениях на технологических линиях предприятий, которые продолжают работу в военный период.

Обзор документа

МЧС разъяснило, на основании каких актов производится отнесение организаций к категориям по гражданской обороне и указало:

— информация о таких организациях в соответствии со сферой их ведения находится в компетенции федеральных органов исполнительной власти, госкорпораций, госкомпаний, органов исполнительной власти регионов и органов местного самоуправления;

— региональные власти после утверждения перечня организаций в месячный срок сообщают юрлицам об отнесении их к категориям по гражданской обороне.

Таким образом, для получения сведений необходимо обратиться в региональный орган по месту нахождения организации.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Раздел 1. Общие положения

1.1 Краткое описание тома ИТМ ГОЧС

Том «Инженерно-технические мероприятия ГО. Мероприятия по предупреждению ЧС» представляет собой одну из основных частей строительного проекта, соответственно, является обязательным официальным документом, без которого проведение строительных работ по возведению, а в дальнейшем осуществления деятельности любого потенциально опасного объекта строго запрещено.

Основными задачами данного нормативного документа является разработка комплекса организационно-технических мероприятий, направленных на:

  • · Организацию защиты территории;
  • · Защиту рабочего персонала и населения от возможной опасности, при ведении боевых действий или диверсий;
  • · Предупреждение чрезвычайных ситуаций и уменьшение масштабов их последствий.

Еще одним предназначением книги является полное информирование органов местного самоуправления по вопросам ГО и ЧС о опасности, которую может в дальнейшем представлять производственный объект. Информирование проводиться в целях организации специальных мер по контролю соблюдения мер безопасности и дальнейшего предотвращения возникновения ЧС, которые в свою очередь предоставляют опасность для персонала и населения.

1.2 Исходные данные и требования для разработки ИТМ ГОЧС

Разработка рабочего проекта реконструкции НПЗ проводиться на основании следующих факторов:

  • «Программа реконструкции и модернизации НПЗ»(должна быть утверждена директором НПЗ, или исполняющим его обязанности).
  • «Техническое задание на разработку рабочего проекта реконструкции резервуаров»
  • «Техническое задание на разработку рабочего проекта реконструкции эстакады»

В данном случае разработка раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» в обязательно порядке выполняется в соответствии с СП 11-107-98 Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства от 31.03.98 г. № 211(постановление Госстроя России) на основании исходных данных и требований, выданных начальником Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

1.3 Краткая характеристика объекта

Первоначально предоставляется краткое описание назначения самого предприятия – добыча нефтепродуктов и их переработка. Следующим пунктом проводиться описание технологического процесса производства и всех установках, также сведения о работе оборудования и режиме работы. Следом для всего оборудования и каждого объекта производственной деятельности приводиться полный перечень технических характеристик, его описание и назначение.

Также обязательным к указанию в ИТМ ГОЧС является полная информация о объектах находящихся на ремонте и строящихся зданий и сооружений, с полным описанием материалов, техники и сооружений применяемым в процессе.

Информация данного типа находиться в разделах — «Технология производства», «Архитектурно-строительные решения» и др.

Следует заметить, что описание предоставляется в краткой форме с учетом ссылания на разделы где находиться полная информация о всем оборудовании.

1.4 Краткая характеристика участка строительства

Размещение площадки резервуарного парка приходиться на территории действующего нефтеперерабатывающего завода НПЗ.

Предприятие в обязательном порядке располагается на единой промышленной площадке, для ограждения предусматривается забор из бетона. Также, вокруг самого НПЗ устанавливается санитарно-защитная зона, ширина которой составляет 50 сантиметров.

Также не следует забывать о санитарно-эпидемических правилах и нормах «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 марта 2003 года, с 15 июня 2003 года.

Следующим пунктом является информация о почвенных и климатических условиях:

  • · Указание умеренно континентального климата;
  • · Границы температуры, наиболее жаркого и наиболее холодного месяца;
  • · Точное указание среднегодовой скорости ветра;
  • · Повторение направление ветра;
  • · Полная характеристика почвы на месте застройки;
  • · Температура наиболее холодной пятидневки;
  • · Глубина промерзания грунта;
  • · Уровень осадков в регионе;
  • · Информация о возможности активизации опасных геологических процессов;
  • · Сейсмичность площадки строительства;

Письмо МЧС России от 29 мая 2020 г. N 11-15-1811 Об отнесении организаций к категориям по гражданской обороне

3 июня 2020

Вопрос:

Прошу разъяснить, действуют ли в настоящее время следующие нормативные документы:

1. Постановление Правительства от 16.08.2016 N 806 «Об утверждении Правил отнесения организаций к категориям по ГО в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения»;

2. Приказ МЧС от 16.08.2016 г. N 632 «Об утверждении показателей для отнесения организаций к категориям по ГО»;

3. Методические рекомендации по отнесению организаций к категориям по ГО N 2-4-71-69-11, утв. заместителем министра МЧС А.П. Чуприяном 11.11.2016.

Действительно ли данные документы имеют гриф «для служебного пользования» (т.е. содержат информацию ограниченного доступа), и если это так, как узнать, «подпадает» ли организация (например, коммерческое предприятие) под категорию по ГО? Или категорирование по ГО касается только организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов государственной власти различного уровня, гос. корпораций и компаний?

Т.е. прошу разъяснить, какие именно организации категорируются по ГО и каким образом руководителю можно получить информацию, относится ли его организация к категории по ГО?

Ответ:

Ваше обращение, поступившее в МЧС России от 26 мая 2020 г. N ГИ-6179, рассмотрено и сообщается следующее.

Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2016 г. N 804дсп «Об утверждении Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения», приказом МЧС России от 28 ноября 2016 г. N 632дсп «Об утверждении показателей для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне» с изменениями, внесенными приказом МЧС России от 7 июня 2018 г. N 244дсп, а также методическими рекомендациями по отнесению организаций к категориям по гражданской обороне, утвержденными заместителем Министра А.П. Чуприяном от 11 ноября 2016 г. N 2-4-71-69-11дсп.

В соответствии с абз. 8 ст. 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» и п. 5 Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2016 г. N 804, информация об организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в соответствии со сферой их ведения находится в компетенции федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, государственных компаний, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации после утверждения перечня организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в месячный срок сообщают организациям об отнесении их к категориям по гражданской обороне.

Для получения информации, касающейся отнесения организации к категориям по гражданской обороне, Вам необходимо обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту нахождения организации.

Директор Департаментагражданской обороны изащиты населения  О.Л. Мануйло

Письмо МЧС России от 21 июля 2017 г. № 11-1-2246 Об организации мероприятий по гражданской обороне

27 июля 2017

Департамент гражданской обороны и защиты населения рассмотрел обращение и сообщает.

1. В соответствии с Положением о гражданской обороне, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 мероприятия по гражданской обороне в Российской Федерации организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в организациях.

Пунктом 115 Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утвержденного приказом МЧС России от 16.02.2012 № 70дсп (зарегистрирован Минюстом России от 27.03.2012, регистрационный № 23622), установлено, что организации, не отнесённые к категориям по гражданской обороне, собственные планы гражданской обороны не разрабатывают. Мероприятия по защите работников данных организаций учитываются в планах соответствующих муниципальных образований.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций, утвержденного приказом МЧС России от 23.05.2017 № 230 (зарегистрирован Минюстом России от 29.06.2017, регистрационный № 47253) организации, не отнесенные к категориям по гражданской обороне и не продолжающие работу в военное время:

организуют взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросу получения сведений о прогнозируемых опасностях, которые могут возникнуть при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

участвуют в планировании мероприятий по гражданской обороне муниципального образования в части касающейся;

организуют подготовку своих работников способам защиты и мероприятия по защите работников от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

2. Согласно пункту 5 Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций, утвержденного приказом МЧС России от 23.05.2017 № 230 (зарегистрирован Минюстом России от 29.06.2017, регистрационный № 47253), в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, работа по гражданской обороне может выполняться по совместительству одним из работников организации.

Кроме этого, руководитель организации своим решением вправе самостоятельно определять должностное лицо, выполняющее мероприятия по гражданской обороне или выполнять их самостоятельно.

Благодарим за внимание, оказанное вопросам гражданской обороны

Директор Департамента гражданскойобороны и защиты населения О.Л. Мануйло

Перечень мер второй очереди по гражданской обороне

Разработка плана мероприятий второй очереди включает вопросы увеличения защиты граждан, успешного исполнения поставленных перед ГО задач в военный период.

  • Оповещение, мобилизацию сотрудников, руководящих и уполномоченных лиц, уточняется обстановка и ставятся задачи по реализации намеченных мер.
  • Поддерживается готовность систем радиосвязи, оповещения, защитных укрытий, метрополитенов, убежищ.
  • Переводится в режим круглосуточно работа руководства по ГО соответственно боевым расчетам.
  • План мер второй очереди включает также переоборудование обычных защитных убежищ под сооружение противорадиационных укрытий.
  • Полная готовность сети наблюдения, а также лабораторных исследований объектов гражданской обороны.
  • Ускоренный режим завершения строительства защитных сооружений ГО.

Вторая очередь предусматривает уменьшение до минимума объемов химических компонентов, которые требуются для технологических опасных производств. Активно снижается также запас взрывопожароопасных средств. Предусматривается передача пакетов индивидуальной защиты, поставка приборов химической, радиационной, биологической защиты, дозиметров для персонального пользования на пункты выдачи.

Комплекс мероприятий предусматривает установку круглосуточного дежурства структурных формирований ГО для обслуживания предприятий. Полная готовность обеспечивается для аварийно-спасательных подразделений. Важным элементом разработки мер этой очереди является подготовка разворачивания медучреждений в безопасных условиях в загородной зоне, обеспечение необходимыми медикаментами, инструментами, имуществом этих лечебных учреждений.

  • Проводится подготовка для безаварийной остановки тех производств, технологических процессов, промышленных предприятий, которые прекращают выпуск продукции в военный период.
  • Оперативно разворачиваются медицинские пункты, санитарные блокпосты на предприятиях, которые продолжают работать в военный период.
  • Срочно выписываются из ЛПУ больные, способные лечиться в амбулаторных условиях, сокращается курс лечения и период госпитализации лежачих больных.
  • Обеспечивается возможность проведения иммунных инъекций, вакцинации людей соответственно особенностям эпидемиологических показаний.
  • При необходимости организуется производство самых простых средств индивидуальной защиты собственными силами.

Отдельное внимание уделяется мероприятиям для повышения стабильности работы объектов, помогающих выживать населению в условиях военного времени. В этот период подготавливаются к вывозу ценные документы, казначейства, активы банков, культурные, товарно-материальные ценности в более безопасные территории

Непрерывно снижается минимум взрывоопасных, пожароопасных веществ на производствах, которые располагаются в городской местности, обозначенной группой ГО. Также планируется проведение подготовительных этапов, направленных на перевод строительных компаний на изготовление быстровозводимых сооружений для убежищ, противорадиационных укрытий.

Обзор документа

Мероприятия по гражданской обороне (ГО) организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в организациях.

Организации, не отнесенные к категориям по ГО, собственные планы ГО не разрабатывают. Мероприятия по защите их работников учитываются в планах соответствующих муниципальных образований.

Вместе с тем указанные организации, не продолжающие работу в военное время, организуют взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросу получения сведений о прогнозируемых опасностях, участвуют в планировании мероприятий по ГО муниципального образования, организуют подготовку своих работников способам защиты и мероприятия по защите работников от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие них, а также при ЧС природного и техногенного характера.

В организациях, не отнесенных к категориям по ГО, работа по ГО может выполняться по совместительству одним из сотрудников.

Кроме этого, руководитель организации своим решением вправе определять должностное лицо, отвечающее за мероприятия по ГО, или выполнять их самостоятельно.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Какие меры по ГО относятся к первой очереди?

Комплекс мер в рамках гражданской обороны в разделе первой очереди включает в себя задачи первоочередной важности. Это срочное оповещение, мобилизация специалистов компании, руководителей и уполномоченных лиц для решения оперативных задач, поставленных в этой области

Представители руководящего состава предприятия работают в круглосуточном режиме дежурства, вводится беспрерывное вещание узлов для радиотрансляции и радиовещания.

  • Проводится поставка приготовленных средств индивидуальной защиты, химической, инженерной, радиационной, биологической разведки, дозиметров, защитных средств во все пункты выдачи.
  • Вводятся в эксплуатацию все защитные сооружения, которые предназначены для гражданской обороны, радиационные убежища для сотрудников компаний, продолжающих работать в военный период.
  • Принимаются меры по скорейшему возведению и переоборудованию новых защитных объектов ГО.
  • Уточняется проведение мер и уровень готовности размещать население при эвакуации, обеспечить место для складирования и сохранности культурных, товарно-материальных ценностей.
  • Приведение в режим готовности сетей наблюдения и проведения лабораторного контроля предприятий ГО.
  • Активно снижается объем химических, пожароопасных веществ до минимальных количеств, предназначенных для технологического производства, а также взрывопожароопасных веществ.
  • Подготовка объектов животноводства для обеспечения защиты животных, снабжения необходимыми кормами, водой.

Комплекс мер предусматривает мобилизацию к месту дислокации лиц, проходивших обучение и повышение квалификации в образовательных центрах МЧС России. Круглосуточно переходит работать система радиосвязи, которая применяется для нужд предприятия, и начинает применяться для связи управления ГО.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий