Порядок разработки, согласования и утверждения планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

План гражданской обороны: подготовка

План по гражданской обороне в организации — это совокупность документов, необходимых для оценки реальной обстановки. Они же актуальны для разработки действий руководства и персонала, направленных на защиту от тяжелых последствий каких-либо нештатных ситуаций.

Нельзя просто разработать план и утвердить его каким-то локальным актом. Он обязательно должен быть согласован с местным департаментом Министерства чрезвычайных ситуаций.

План должен быть утвержден персонально:

  • Начальником штаба по гражданской обороне.
  • Руководителем предприятия, организации или учреждения.

Конечная цель планирования работы в этом направлении — гарантировать систематизированный переход из фазы мирного времени в период осуществления массированных спасательных работ или в период ведения военных действий.

План ГО, функциональное назначение которого состоит в обеспечении защиты персонала, должен содержать части:

  1. Объективная оценка обстановки, которая может возникнуть после начала предполагаемого военного конфликта.
  2. Комплекс решений руководителя предприятия, учреждения или организации, направленных на реализацию практических задач, возникающих в момент предполагаемого нападения.
  3. Комплекс решений руководителя предприятия учреждения или организации, направленных на системный перевод органов управления на функционирование в условиях военного положения.

План предполагает также наличие комплекса Приложений. Каждое из них призвано максимально полно раскрыть содержание текстовой части подразделов утвержденного плана.

Приложения:

  1. Карта обстановки после нападения.
  2. Основные положения утвержденного плана ГО.
  3. Комплекс мероприятий по оповещению персонала о начале военных недружественных действий. В этом же Приложении рассматривается схема оповещения персонала о дальнейшем развитии событий (сводка новостей, пресс-релизы и так далее).
  4. Комплекс мероприятий по обеспечению инженерно-технической защиты объекта.
  5. План эвакуации.

Для того чтобы разработанный и утвержденный план был реализован максимально эффективно, необходима организация штаба гражданской обороны. Координирующие действия на объекте осуществляет начальник штаба. В его компетенции находится выполнение всех положений плана.

Общие положения

Федеральный закон о гражданской обороне под номером 28-ФЗ был принят Государственной Думой 26 декабря 1997 года и одобрен Советом Федерации 28 января 1998 года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации и вступило в силу 12 февраля 1998 года.

ФЗ-28 устанавливает задачи и компетенции государственных органов власти и других управляющих учреждений в области подготовки и проведения мероприятий по гражданской обороне.

Закон РФ о гражданской обороне состоит из 20 статей и 6 глав следующего содержания:

  • Глава 1 предусматривает общие положения и задачи гражданской обороны, правовую основу, правила организации и проведения национальных оборонительных мероприятий и их координации;
  • Глава 2 устанавливает полномочия государственных властей, включая президента, правительство и федеральных организаций;
  • Глава 3 определяет компетенции органов власти субъектов Российской Федерации в сфере гражданской обороны;
  • Глава 4 предусматривает правила осуществления руководства и решения задач быстрого реагирования уполномоченными органами;
  • Глава 5 устанавливает перечень формирований, составляющих силы гражданской обороны, и их основные задачи;
  • Глава 5 определяет порядок финансирования оборонных мероприятий среди населения и ответственность за нарушения положений настоящего закона.

Вам будет интересно — ФЗ 143 в новой редакции. Ссылка здесь:

ФЗ-28 устанавливает следующие задачи в сфере гражданской обороны:

  • проведение подготовки населения к потенциальным опасностям;
  • оперативное информирование населения о потенциальных рисках, складывающихся вследствие боевых конфликтов, природных и техногенных последствий;
  • эвакуация в безопасное место гражданского населения, а также материальных и культурных ценностей;
  • обеспечения населения индивидуальными и коллективными защитными средствами;
  • осуществление маскировочных мер;
  • выполнение аварийно-спасательных и других работ по мере необходимости при возникновении опасных ситуаций;
  • обеспечение жизненно необходимыми средствами и продуктами населения, которое пострадало от военных действий или природных и техногенных катастроф, осуществляется в первую очередь;
  • ликвидация пожаров, возникших вследствие чрезвычайных ситуаций;
  • нахождение и пометка районов, которые подверглись заражению в результате радиоактивного, химического, биологического и другого воздействия;
  • осуществления мероприятий по санитарной обработке и обеззараживанию населения, строений, а также техники и территорий;
  • восстановление и поддержание порядка в пострадавших районах;
  • экстренное восстановление первоочередных коммунальных служб;
  • осуществление экстренного захоронения трупов во время военных действий;
  • обеспечение устойчивой работы учреждений, которые требуются для выживания населения во время военных действий или при последствиях природных и техногенных катастроф;

Силы и средства гражданской обороны должны находиться в постоянной готовности.

Статьёй 4 ФЗ-28 устанавливаются следующие принципы гражданской обороны:

  • Мероприятия по организации и проведению национальных оборонительных действий являются одним из важнейших компонентов безопасности государства;
  • Государство готовится к гражданской обороне в мирное время, учитывая развитие военных технологий и защитных средств населения;
  • Гражданская оборона объявляется в Российской Федерации или на отдельных её территориях сразу по объявлению состояния войны, началом военных действий или введением президентом РФ военного положения.

Обязанности граждан РФ по 28 ФЗ

Закон о гражданской обороне устанавливает следующие обязанности граждан:

  • прохождение военной подготовки;
  • участие в подготовке мероприятий по гражданской обороне;
  • взаимодействие и оказание помощи органам власти и другим учреждениям в сфере оборонительных мероприятий для гражданского населения.

Гражданская оборона осуществляется в три этапа:

  1. Подготовка. Данный этап заключается в строительстве и подготовке убежищ для населения и формирования резервных сил, обучение населения действиям во время чрезвычайных положений и создание системы оповещения и связи;
  2. Реагирование. На этом этапе, при возникновении опасности, осуществляется эвакуация граждан, предоставление медицинской помощи и решение других ситуационных задач, требующих быстрого реагирования.
  3. Восстановление. На данной стадии производится ликвидация последствий военных действий, природной или техногенной катастрофы и восстановление инфраструктуры.

Какие документы должны быть на предприятии

Сам факт осуществления запланированных мероприятий гражданской обороны должен быть отражен в приказе по предприятию. Для того чтобы на действующем объекте планомерно и грамотно выполнялась работа в данном направлении, руководитель должен подписать приказ о назначении кого-то из персонала ответственным за решение любых вопросов ГО. Допускается приглашение на должность стороннего сотрудника.

К обязательным документам относится:

  • Приказ о создании комиссии, в компетенции которой будет находиться практическое выполнение всех действий, связанных с эвакуацией в случае ЧП.
  • Полный перечень обязанностей всех членов комиссии по эвакуации персонала.
  • План работы комиссии по созданию условий функционирования предприятия на фоне чрезвычайного происшествия, военного положения и других экстремальных ситуаций.

Срок действия данных документов не имеет конкретных рамок. Тем не менее, каждый год вышеперечисленные документы должны инспектироваться на предмет актуальных корректировок. Например, на предприятии могут иметь место технологическая модернизация, расширение мощностей, ввод инновационного оборудования или изменения в структурных подразделениях. Малейшие изменения должны находить отражение в плане.

Разработка плана гражданской обороны может быть доверена кому-то из персонала. Однако чаще данное ответственное мероприятие поручается профессионалам специальных компаний. Приглашенные сотрудники гарантируют качество и соблюдение сроков. Кроме того, работодатель имеет право требовать с этой же сторонней организации внесения текущих изменений по мере необходимости.

Сам план мероприятий по гражданской обороне в организации, его структура или объем могут отличаться на разных объектах (например, на промышленном предприятии, в каком-либо учреждении или ИП). Это объясняется разным фактическим содержанием предполагаемых мероприятий. Кроме того, структура плана на разных объектах может отличаться из-за условий его согласования в инстанциях.

Для разработки плана в некоторых случаях требуется лицензия ФСБ, дающая основание для работы с документацией, имеющей котировку «секретно» или «совершенно секретно». Это актуально для некоторых региональных образований, имеющих тактическое военное или оборонное значение. Лицензия ФСБ актуальна для всех предприятий военно-промышленного комплекса.

Разработка плана гражданской обороны организации. Как составить план оповещения го

ПланКак составить план оповещения го

План мероприятий по гражданской обороне на предприятии с приложениями разрабатывается в виде специального текстового подготовленного документа. При этом все приложения становятся важнейшей частью такого плана.

У многих людей не должен возникать вопрос о том, какие организации разрабатывают план ГО, так как такое мероприятие с весны текущего года проводят все действующие объекты.

План действий или инструкция?

Владимир 1 декабря 2014 Рубрика ГО и ЧС ГО и ЧС

data-ad-client=»ca-pub-5367705517370237″data-ad-slot=»4667332581″data-ad-format=»auto»>

Написать план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера? Сложно? Давайте разбираться, возможно, все не так уж сложно, как кажется с первого взгляда. И начнем мы с нормативно-правовой базы.

Михаил Попов о классовой борьбе и российской буржуазииМихаил Попов о классовой борьбе и российской буржуазии

Многие сталкиваются с вопросами планирования в области ГО и ЧС, ведь любая организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации, обязана планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций (согласно статьи 14, ФЗ № 68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

data-ad-layout=»in-article»data-ad-format=»fluid»data-ad-client=»ca-pub-5367705517370237″data-ad-slot=»6305693799″>

С тем, что планировать мероприятия нам придется, мы разобрались, теперь давайте попробуем понять, кто должен составлять план, а кто инструкцию. Итак, согласно Постановлению Правительства Москвы от 24 февраля 2009 г.

N 124-ПП «Об организации планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» инструкции по действиям персонала объекта при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций составляются соответствующими объектами с максимальным одновременным нахождением менее 50 человек (включая персонал).

Если в вашей организации одновременно находятся менее 50 человек, то можно организовать планирование на основе инструкции, а не плана, это, в свою очередь, несколько сокращает объем работы. Однако, здесь нужно быть очень осторожным. Простой пример: в детском саду действует 2 группы по 15 человек каждая, персонал детского сада составляет 10 человек.

С одной стороны, постоянно в детском саду пребывает 40 человек, с другой – воспитанников забирают родители, которых одновременно может находиться в здании и на территории более 10 человек, следовательно, необходимо составлять план действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Очень хотелось бы выслушать мнение моих коллег по этому вопросу.

Что такое план действий и как его составить я расскажу Вам в следующих записях.

Владимир Раичев

Обзор документа

Мероприятия по гражданской обороне (ГО) организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в организациях.

Организации, не отнесенные к категориям по ГО, собственные планы ГО не разрабатывают. Мероприятия по защите их работников учитываются в планах соответствующих муниципальных образований.

Вместе с тем указанные организации, не продолжающие работу в военное время, организуют взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросу получения сведений о прогнозируемых опасностях, участвуют в планировании мероприятий по ГО муниципального образования, организуют подготовку своих работников способам защиты и мероприятия по защите работников от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие них, а также при ЧС природного и техногенного характера.

В организациях, не отнесенных к категориям по ГО, работа по ГО может выполняться по совместительству одним из сотрудников.

Кроме этого, руководитель организации своим решением вправе определять должностное лицо, отвечающее за мероприятия по ГО, или выполнять их самостоятельно.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Образцы основных документов

Образец приказа «О создании объектового звена единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и системы гражданской обороны»
Примерный план основных мероприятий организации (объекта) по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на год
Должностная инструкция инженера по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (вариант)
Ответственность руководителя организации в области ГО и ЧС
Инструкция по действиям при угрозе возникновения ЧС
Типовой план гражданской обороны организации, не отнесенной к категории по гражданской обороне
Образцы документов для нештатного формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне

Инструктаж по гражданской обороне: обязателен для всех

Что касается инструктажа по гражданской обороне, то он обязателен для всего персонала. Вновь утвержденные в должности сотрудники должны пройти инструктаж в месячный срок с момента трудоустройства, даже если плановые занятия уже были проведены.

Данное правило актуально для всех предприятий и организаций. Кроме того, обязательность инструктажа по гражданской обороне распространяется также и на индивидуальных предпринимателей. При этом не имеет значения, каков характер деятельности юридического лица (коммерческая или нет) и какова численность его персонала.

Во время плановых проверок инспектора Министерства чрезвычайных ситуаций требуют от работодателя наличие:

  • Графика проведения инструктажей.
  • Разработку программ для каждого занятия отдельно.
  • Список ответственных лиц за проведение инструктажей.
  • Наличие материально-технической базы, позволяющей сделать занятия максимально полными.
  • Журнал проведения всех занятий с личной росписью инструктора и каждого члена коллектива, присутствующего на инструктаже.
  • Обязательность вводного инструктажа.

Итак, планирование и проведение мероприятий гражданской обороны осуществляют специально утвержденные лица. Отработка навыков персонала проводится во время специальных тренировок.

Учения представляют собою реальную возможность проверки действенности подготовленных планов ГО.

Кроме того, проверка готовности специального формирования на предприятии (штаба гражданской обороны) к решительным и грамотным действиям максимально объективно осуществляется во время устранения последствий техногенных аварий или стихийных бедствий в регионе.

Письмо МЧС России от 21 июля 2017 г. № 11-1-2246 Об организации мероприятий по гражданской обороне

27 июля 2017

Департамент гражданской обороны и защиты населения рассмотрел обращение и сообщает.

1. В соответствии с Положением о гражданской обороне, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 мероприятия по гражданской обороне в Российской Федерации организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в организациях.

Пунктом 115 Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утвержденного приказом МЧС России от 16.02.2012 № 70дсп (зарегистрирован Минюстом России от 27.03.2012, регистрационный № 23622), установлено, что организации, не отнесённые к категориям по гражданской обороне, собственные планы гражданской обороны не разрабатывают. Мероприятия по защите работников данных организаций учитываются в планах соответствующих муниципальных образований.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций, утвержденного приказом МЧС России от 23.05.2017 № 230 (зарегистрирован Минюстом России от 29.06.2017, регистрационный № 47253) организации, не отнесенные к категориям по гражданской обороне и не продолжающие работу в военное время:

организуют взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросу получения сведений о прогнозируемых опасностях, которые могут возникнуть при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

участвуют в планировании мероприятий по гражданской обороне муниципального образования в части касающейся;

организуют подготовку своих работников способам защиты и мероприятия по защите работников от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

2. Согласно пункту 5 Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций, утвержденного приказом МЧС России от 23.05.2017 № 230 (зарегистрирован Минюстом России от 29.06.2017, регистрационный № 47253), в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, работа по гражданской обороне может выполняться по совместительству одним из работников организации.

Кроме этого, руководитель организации своим решением вправе самостоятельно определять должностное лицо, выполняющее мероприятия по гражданской обороне или выполнять их самостоятельно.

Благодарим за внимание, оказанное вопросам гражданской обороны

Директор Департамента гражданскойобороны и защиты населения О.Л. Мануйло

Документация по эвакуации

Постановление главы города от 18 декабря 2017 года № 219 «О создании эвакуационных органов на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре»
(в ред. постановлений главы города от 31.07.2018 г. № 109, 25.06.2019 № 63, 28.07.2020 № 97)

Примерный перечень документов по организации и проведению эвакуационных мероприятий в организации (приложение 2 к методическим рекомендациям по планированию, подготовке и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы). 

Методические рекомендации по созданию и организации работы сборного эвакуационного пункта

Функциональные обязанности начальника ПЭП

Функциональные обязанности начальника СЭП

Образец приказа «О назначении администрации сборного эвакуационного пункта»

Бланк «Перечень приписанных объектов»

Указатели рабочих мест

Сводные данные по эвакуации (таблица)
Постановление главы города от 25 июня 2019 года №62 «Об организации работы сборных эвакуационных пунктов на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре»

План гражданской обороны: что это

Технически данный план представляет собой текстовый документ с комплексом нужных приложений. Он должен разрабатываться на каждом предприятии. До недавнего времени это правило было актуально для тех объектов, которые относились к категориям гражданской обороны и к тем, что располагались в зоне радиационного заражения. В настоящее время все действующие объекты обязаны иметь план гражданской обороны.

Все мероприятия по разработке, подготовке и выполнению плана гражданской обороны находится на контроле у государства.

Подготовка к ведению гражданской обороны должна выполняться заранее, до того, как наступит ЧП, авария или теракт. Возможно, выполнение всех требований по разработке плана спасет не только здания, оборудование и материалы, но и жизни персонала. Поэтому вся работа в этом направлении имеет государственное значение и не терпит никакой халатности.

Обучение

Форма донесения 1 ОБУЧ
Форма журнала учета курсового обучения (вариант)
Вариант приказа «Об организации курсового обучения на 2021 год»
Положение о смотре-конкурсе на лучшую учебно-материальную базу по подготовке работающего населения
Форма заявки на курсовое обучение на курсах ГО управления по делам ГОЧС администрации г. Комсомольска-на-Амуре
Рабочая программа курсового обучения персонала организации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на 2021-2025 годы.(вариант)
Примерная программа курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны
Примерная программа курсового обучения личного состава НАСФ в области гражданской обороны
Примерная программа курсового обучения личного состава НФГО в области гражданской обороны
Документация по организации вводного инструктажа по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям
Журнал персонального учета подготовки и планирования курсового обучения и повышения квалификации должностных лиц и работников ГО и РСЧС  на курсах ГО МКУ «Центр гражданской защиты» и УМЦ по ГОЧС и ПБ Хабаровского края (вариант)
План комплектования курсов ГО МКУ «Центр гражданской защиты» слушателями на 2021 учебный год
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий