Поисково-спасательные работы в природной среде

Введение

  1. Лучше на попадать в аварийные ситуации и не доводить дело до ПСР,
    однако объективная опасность гор приводит к необходимости знать что делать
    в случае аварийных ситуаций. Общая теория тактических и технических
    действий при возникновении такой нештатной ситуации на маршруте и
    составляет тему данной лекции.
  2. От своевременно оказанной помощи может зависеть жизнь и здоровье
    человека: счет может идти на часы и минуты — надо помнить четкий алгоритм
    действия при проведении ПСР. Технические приемы м.б. достаточно сложными и
    утомительными, однако это единственный способ что-нибудь сделать —
    следовательно они должны быть четко отработаны еще в Москве.

Похожие работы:

  • Контрольная работа по социологии на тему «Экологические проблемы»
  • Реферат «Сущность и направления охраны окружающей природной среды»
  • По безопасности жизнедеятельности «Чрезвычайные ситуации мирного времени»
  • Дипломная работа «Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия »
  • Курсовая работа «Система составов экологических преступлений»
  • Курсовая работа «Система составов экологических преступлений»
  • Реферат по безопасности жизнедеятельности «Экология человека и здоровье. Концепции здоровья»
  • Контрольная работа «Контрольная по сициологии»
  • Курсовая работа «Среда обитания и здоровье человека»
  • Творческая работа Следственные действия как способ собирания доказательств (сга)
  • «Контрольная по экологии»
  • Реферат по экологии «Взаимодействие экономики и окружающей природной среды»
  • Реферат «Система экологического права»
  • Реферат по зкологии «Что на нас влияет»
  • Контрольная работа «Характеристика гражданско-правовой ответственности за экологические правонарушения»
  • Твoрческая рабoта «Рациональное природопользование (понятие, виды, примеры)»
  • Реферат по экологии «Экологический контроль»
  • По безопасности жизнедеятельности «Гос политика в бжд основные принципы»
  • Курсовая работа «Система составов экологических преступлений»
  • Реферат по концепции современного естествознания «Воздействие вредных факторов»

Этика ПСР

  1. Часто бывает, что при аварии в горах невозможно одними только своими
    силами обеспечить своевременную помощь и эвакуацию пострадавшего и
    приходится просить помощи у других групп.
  2. Это не зазорно, но объем просимой помощи должен точно соответствовать
    требуемому по тяжести происшествия, поскольку другие люди также в отпуске,
    приехали на свои м.б. скудные средства и срывать им поход без крайней нужды
    не этично. Если можете обойтись сами или вы знаете, что достаточная помощь
    скоро придет — не привлекайте лишних людей — попросите от них только то,
    что действительно требуется: м.б. медикаменты, продукты, квалифицированную
    врачебную консультацию. Даже если люди сами предлагают помощь, а вам она
    не жизненно необходима — откажитесь, они не обидятся и не
    станут настаивать.
  3. Оказывать помощь другим потерпевшим группам в горах надо всегда. Если
    видите, что у людей проблемы, предложите свои услуги, м.б. вы сумеете
    быстро помочь. Тем более если просят. Даже если вам кажется, что сильной
    необходимости в вас нет, и группа может справится сама, если просят — надо
    помогать (та группа может быть настолько деморализована происшествием, что
    быть не способной выполнять даже простейшие действия по своему
    обслуживанию, не говоря уж о пострадавшем.

Типовые нарушения здоровья и доврачебная помощь

Нарушения здоровья могут произойти в результате:механической травмы — множественных или единичных переломов, разрыва связок, ранения острым предметом или оружием;обморожения 2, 3 и 4-й степеней или общего переохлаждения организма, следствием которых являются длительная потеря работоспособности к болезни простудного характера;ожогов от костра, примуса, воспламенившегося горючего,. раскаленной печки, горячей пищи, солнечной радиации;заболеваний, наиболее типичными из которых являются воспаление легких, сердечно-сосудистые, острое желудочное отравление.

При механической или термической травме пострадавшему оказывают первую медицинскую помощь, а затем в зависимости от тяжести и характера травмы планируют дальнейшие действия.

Травма головы возникает вследствие падения туристаа удара предметом или о камни и скалы в водном потоке. Такая травма часто связана с трещинами и переломами свода и основания черепа, сотрясением головного мозга, а в тяжелых случаях — с внутричерепными повреждениями. На открытую рану или болезненную область немедленно накладывают асептическую повязку.

Поисково-спасательные работы в зимнем путешествии

В зимнем походе могут внезапно возникнуть критические ситуации, связанные с серьезной травмой или нарушением здоровья участника, потерей одного или нескольких туристов в результате схода снежной лавины или в условиях плохой погоды, лишением жизненно необходимого снаряжения — палатки, продуктов, горючего, а также появлением разногласий в группе в сложной климатической или орографической обстановке.

При серьезной травме участника, после оказания ему первой помощи руководитель путешествия совместно с медиком группы должны принять решение о дальнейших действиях. В случае необходимости скорейшей доставки пострадавшего для оказания ему квалифицированной медицинской помощи все дальнейшие действия группы должны быть направлены на решение только этой задачи, даже если нужно поступиться желаниями отдельных участников продолжить маршрут в полном или сокращенном объеме.

Выбор оптимального способа перевозки пострадавшего зависит от состояния его здоровья, а также результата сравнения предполагаемого времени транспортировки собственными силами со временем, которое по расчетам уйдет на движение спасательной группы до населенного пункта и прибытие квалифицированной помощи

Кроме того, важно оценить предстоящий путь с точки зрения его проходимости и безопасности движения. Если местность сильно пересечена, на пути имеются лавиноопасные участки и крутые склоны, от транспортировки следует отказаться

Перевозка пострадавшего должна проходить по наиболее короткому и безопасному пути.

Организация службы в разных странах мира

Россия

Поисково-спасательная служба МЧС России — совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основу службы составляют поисково-спасательные формирования. Создана в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 июля 1992 № 528 на базе туристских и альпинистских спасательных служб, пунктов и центров.

Поисково-спасательная служба МЧС России (ПСС МЧС России) является подведомственным учреждением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и предназначена для проведения поисково-спасательных работ в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основная статья: Поисково-спасательная служба МЧС России

Морская спасательная служба Росморречфлота

В 1923 году в СССР была создана Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН). До 1931 года она находилась в ведении ОГПУ, в 1931 передана НКПС, в 1936 — Наркомату водного транспорта, в 1939 — . ЭПРОН стал стал мощной специализированной организацией-монополистом по проведению аварийно-спасательных, судоподъемных и водолазных работ. Он имел свои службы на Чёрном, Балтийском, Баренцевом, Белом и Каспийском морях, а также во Владивостоке. С началом Великой Отечественной войны ЭПРОН был преобразован в Аварийно-спасательную службу (АСС) ВМФ.

Распоряжением Совета Министров СССР от 23 августа 1956 года № 5128-р выполнение судоподъемных и подводно-технических работ в народно-хозяйственных целях для всех гражданских ведомств было передано Министерству морского флота СССР (Минморфлота СССР). Эти функции должно было выполнять Главное управление морских путей, судоподъёмных и подводно-технических работ Минморфлота СССР (Главморпуть ММФ), которое начало создавать с 1 января 1957 года соответствующие подразделения на всех морских бассейнах в составе бассейновых организаций морских путей. Из состава АСС ВМФ Главморпути ММФ были переданы вспомогательные плавсредства и водолазная техника.

Затем в Черноморском, Балтийском, Мурманском, Северном, Камчатском, Сахалинском, Дальневосточном и Каспийском морских пароходствах были созданы экспедиционные отряды аварийно-спасательных и подводно-технических работ (ЭО АСПТР), действующие на хозрасчёте, на которые приказом были возложены функции по выполнению аварийно-спасательных работ и ответственность за спасание людей на море. В 1972 году в Минморфлоте было создано Всесоюзное объединение «Совсудоподъём», которому функционально подчинили все отряды АСПТР. В 1982 году ВО «Совсудоподъём» было упразднено с распределением его функций между ВО «Мореплавание» и ВО «Морстройзагранпоставка». В 1988 году при Минморфлоте был образован Государственный морской спасательно-координационный центр (ГМСКЦ) и соответствующие центры и подцентры на морских бассейнах страны. В 1991 году была создана Госморспасслужба СССР с подчинением ей бассейновых аварийно-спасательных управлений. После распада СССР эта структура стала основой Госморспасслужбы России, вошедшей в 1992 году в систему организаций Министерства транспорта России (Минтранс России).

В 1998 году путём слияния главного управления Госморспасслужбы с ГМСКЦ была создана Государственная аварийная и спасательно-координационная служба Российской Федерации — ФГУ «Госморспасслужба России». С 2004 году в ходе административной реформы ФГУ «Госморспасслужба России» и её подразделения стали подведомственны Росморречфлоту Минтранса России, получив название — «Морспасслужба Росморречфлота». В 2007 году в системе Морспасслужбы работало около 1500 человек, около 80 единиц флота, в том числе многоцелевые суда, морские буксиры-спасатели, водолазные суда и вспомогательный флот. Кроме спасения людей на море Морспасслужба Росморречфлота осуществляет также в море.

Морская служба поиска и спасения (польск. Morska Służba Poszukiwania i Ratownictwa) была создана в Польше 24 декабря 2001 года Распоряжением министра инфраструктуры «О деятельности Морской службы поиска и спасения» в соответствии с Законом от 9 ноября 2000 года «О технике безопасности на море».

Оказание первой помощи и проведение ПСР силами группы (отделения)

  1. В случае аварии необходимо понять ее причину и оценить вероятность
    повторного происшествия (сход лавины, срыва на крутом склоне) и по
    возможности исключить его повторение.
  2. Оценить физическое и психическое состояние оставшихся участников, их
    способность к оказанию помощи. В случае необходимости провести
    релаксационные мероприятия.
  3. Добраться до пострадавшего, устранить (если есть) причину травмы,
    оценить ее характер и степень тяжести.
  4. Удалить пострадавшего из опасной зоны и оказать первую медицинскую
    помощь (м.б. наоборот, если человек в неотложном состоянии).
  5. Продумать возможные способы продолжения ПСР (отправить кого-то за
    помощью; эвакуация с транспортировкой пострадавшего; как правило, и то и
    другое).
  6. Выбрать безопасное место для лагеря, продумать и организовать
    транспортировку пострадавшего до него.
  7. В лагере провести тщательное обследование, оказать полную посильную
    медицинскую помощь и определить стратегию и тактику дальнейших
    действий.
  8. Проводить транспортировку пострадавшего, либо разбивать базовый лагерь
    и дожидаться помощи.
  9. Замечания. Уходить надо вниз — это легче. Вверх —
    только немного и в случае если вниз существенно сложнее или путь к людям
    так существенно ближе. По прохождению одной веревки (одного эталонного
    участка) можно оценить максимальную скорость проведения ПСР. Дальше она
    будет только падать. Группой 8- 10 человек можно донести пострадавшего по
    несложному рельефу на 5-10 км. В других случаях следует вызывать помощь.
    Силами 30-40 человек можно транспортировать пострадавшего до 30 км и через
    препятствия до 2А к.с. (при соответствующей подготовке). Дальше уже нужно
    спецснаряжение, а, по-хорошему — вертолет.

Требования к организации поисково-спасательных работ

Главнейшими аспектами организации поисковых работ, от которых будет зависеть успех всей операции, являются четкая работа руководителя ГО места происшествия, профессионализма спасательно-поискового формирования, слаженность действий и уровень подготовки его участников, скорость реагирования управленческих органов и комиссии по ЧС. Порядок, виды, объемы, методыработы поисковых отрядов зависят от условий, сложившейся обстановки в месте ЧП, характера имеющихся повреждений, радиуса действия и ряда других факторов, которые обязательно учитываются при организации поисковой работы.

Организация поисковой работы включает в себя ликвидацию последствий ЧП, действия связанные с которой зависят от вида происшествия, поиск пропавших людей, эвакуацию, оказание экстренной помощи потерпевшим. При этом работа поисковых отрядов должна базироваться на установленных в законодательном порядке приоритетных принципах ведения операции. Главнейшее требование к формированиям, которые могут проводить поисково-спасательные работы – готовность оперативно среагировать на ЧП, чтоб немедленно приступить к ликвидации. В процессе работы от спасателей понадобится умение определять степень преимущества задач, нацеленных на спасение человеческой жизни, здравая оценка рисков и безопасности, оправданность шагов во время работы и подчинение руководителю группы. Вмешиваться в решения командующего работой поисковых отрядов не имеет права никто, пока он не отстранен от обязанностей. Их должны соблюдать не только участники формирований, которые занимаются спасением, но и граждане, оказавшиеся в условиях опасности.

Различные технические приемы, необходимые при проведении ПСР

  1. Транспортировка пострадавшего на небольшие расстояния и при
    перекладывании производится в одиночку и вдвоем способами:
    1. на руках — не стоит
    2. на спине сидя
    3. на плечах
    4. на бухте веревки
    5. на палке
    6. на рюкзаке
  2. При транспортировке на более длительные расстояния необходимо большее
    число людей и носилки, которые вяжутся из подручных средств:
    1. из двух жердей и курток
    2. носилки-волокуши из лыж или веток
    3. мягкие носилки из веревки (кокон и плетенка)
    4. жесткие носилки из жердей и/или ледорубов и лыжных палок и веревки (сидячие и полные)
    5. очень жесткие для тяжелых травм (щит, акья)
  3. По несложному рельефу носят 4 -6 человек, сменяясь через каждые 10-15
    минут, на поясах через плечо, либо к системам. Нести надо так чтобы голова
    всегда была сверху (т.е. при спуске — вперед ногами).
  4. Организация точек крепления (станций) и страховки для транспортировки
    пострадавшего по сложному рельефу. При ПСР требуется повышенная надежность,
    поэтому станции делаются не на одной точке а на нескольких и обязательно
    блокируются. Сколько веревок. Помимо тянущей (грузовой) веревки обязательно
    должна быть аварийная страховочная веревка, не нагруженная. Грузовых
    веревок должно быть по числу людей, т.е. при подъеме и спуске одного легко
    пострадавшего — 1 веревка, а тяжело пострадавшего с сопровождением — 2
    веревки.
  5. Существуют две принципиально разные техники транспортировки
    пострадавшего по сложному рельефу, а именно, если легко пострадавший может
    передвигаться сам и ему лишь надо оказывать помощь при страховке и
    использовании перил, и при спуске пострадавшего, который не может
    самостоятельно пройти этот участок, и необходимо его транспортировка с
    сопровождением здорового участника. Независимо от этого, общий смысл
    заключается в том, что использование технических приспособлений для
    движения вверх и вниз по веревке (жумар и спусковое устройство) становится
    невозможным — следовательно веревка должна быть жестко закреплена к
    человеку, двигаться относительно закрепленных на верней точке устройств
    вместе с грузом. Эти устройства называются:
    1. Карабинный тормоз (для спуска, не крутит веревку, может работать и с двойной).
    2. Полиспаст (для подъема, имеются различные схемы — одинарный, двойной, с блоком и т.д.).
  6. Вытягивание и самовылаз провалившегося из трещины:
    1. Руками — лучше всего (рюкзак можно и лучше отдельно)
    2. Длинный блок (неглубоко, нетяжелый, может работать руками)
    3. Полиспаст
    4. Самовылаз на стременах
    5. Самовылаз по системе «грудь — нога» (или «нога — нога» — экзотика)
  7. Поиск пострадавшего в лавине:
    1. Снаряжение: ленты, щупы, радиомаячки.
    2. Тактика поиска пострадавшего в лавине: (искать ниже вещей, по линии движения, на поворотах и перегибах ложа, у естественных преград; идти снизу вверх от конуса выноса; обязательно наблюдатель, сперва попытаться найти визуально предметы и выступающие части тела, затем установить голосовую связь, а лишь затем переходить к).
    3. Ускоренное зондирование: 70 x 70 см
    4. Тщательное зондирование: 30 x 30 см

Тактика проведения ПСР силами школы (несколько) отделений

  1. Система разрабатывалась альпинистами для Кавказа (большое число народу
    и густая сеть лагерей; хорошая связь) поэтому в чистом виде для нас
    непригодна, однако, необходимо знать, так как общая методология и целые
    куски м.б. очень полезны.
  2. При поступлении сигнал о пострадавшем срочно формируется штаб для
    проведения ПСР, во главе с начальником, являющимся абсолютным, на момент
    проведения, и его заместителями по различным направлениям работы (у нас это
    начальник школы и инструктора). Участникам запрещается самовольное покидать
    территорию лагеря, т.к. могут понадобиться в любую минуту.
  3. Организуется сбор всей возможной информации о происшествии, проводится
    оценка ее достоверности, формируется предварительная гипотеза о случившемся
    и исходя из этого оценивается необходимая помощь. Подготавливаются
    картографические материалы по району происшествия, описания технически
    сложных участков.
  4. Назначаются начальники отрядов: поискового (при необходимости м.б.
    несколько), головного (м.б. также поисковым), основного и вспомогательных,
    которые затем формируют эти отряды. Их функции: поискового — найти, оказать
    первую помощь и сообщить в штаб, головного подготовить путь движения с
    пострадавшим (обработка сложных и опасных участков); основной —
    транспортировка пострадавшего в базовый лагерь или куда еще;
    вспомогательные обеспечивают своевременное питание, отдых, доставку
    необходимых вещей и снаряжения для остальных отрядов. Отдельно м.б. курьеры
    для фельдъегерской связи, хотя рации, конечно, лучше.
  5. Каждому отряду ставится конкретная задача и сроки ее исполнения.
    Договариваются о средствах и формах связи, действиях при возникновении
    нештатных ситуаций. При необходимости информируются МЧС и другие госорганы,
    организуются средства доставки в медучреждение.
  6. Выход поисковый отряд и после обнаружения пострадавшего и оказания
    первой помощи информирует штаб, после чего выходят остальные отряды и
    доставляют пострадавшего в базовый лагерь, либо к месту, где его может
    забрать вертолет.
  7. Окончание ПСР объявляется их начальником, только после этого все могут
    вздохнуть. Оформляется необходимая документация.
  8. Это общая схема в идеале, реально некоторых ее кусков может не быть
    вообще (например формирования гипотезы и поиска, при четко известном
    местоположении и характере аварии), а другие должны быть наполнены
    конкретным содержанием (например в случае поиска в лавине поисковый отряд =
    головной = основной, и его основная функция найти тела пострадавших в
    лавинном конусе). Тем не мене знать ее надо, и при проведении ПСР
    придерживаться установленных действий и их порядка.

Поисково-спасательные работы в водном походе

Поисково-спасательные работы на воде проводят в том случае, если произошла ожидаемая (предвиденная) или внезапная авария.

К первому случаю относят бедствия в предварительно разведанном заведомо опасном и сложном препятствии, в безаварийном прохождении которого не было полной уверенности. При прохождении такого препятствия должна быть организована страховка — система мероприятий, обеспечивающих спасение людей и судов в случае аварии. Основная задача страховки — в случае аварии быстро, до попадания аварийного экипажа в следующее препятствие, выловить экипаж и снаряжение, не допустив травмирования людей и поломки судов. При правильно организованной страховке ликвидация последствий аварии облегчается наличием определенного плана действий; ограниченным числом аварийных судов; присутствием всего состава группы, за исключением аварийного экипажа, вблизи места аварии, готового к выполнению любых работ. Страховку осуществляют с воды, берега и взаимную на воде. В большинстве случаев наиболее действенна страховка первым способом.

Для этого выделяют байдарку с полным экипажем, обносят или проводят ее за преодолеваемое препятствие. Байдарка должна быть на плаву и в полной готовности и находиться ниже по течению, но возможно ближе к опасному участку, например, в улове, заводи или «тени» большого камня. Место, где стоит страхующая байдарка, должно быть выбрано возможно ближе к намеченной линии движения непосредственно за самым опасным участком. В этой байдарке должен быть страховочный репшнур длиной 25—30 м, свернутый в легко разворачиваемую бухту.

Поисково-спасательные работы в горном походе

Аварийные ситуации, возникающие в горнотуристских походах, являются следствием, как правило, неправильных действий участников группы или ее руководителя.

Планируя маршруты в горах, туристы должны знать природу гор и с учетом этого правильно планировать нитку маршрута, выбирать трассу и время движения, применять наиболее целесообразные в каждом конкретном случае тактику и технику передвижения и страховки. Игнорирование объективных законов природы ведет к созданию аварийных ситуаций.

Предаварийные критические условия возникают в горах из-за резкого ухудшения погоды на сложном участке рельефа, что затрудняет ориентировку, выбор пути и связь между участниками; резкого похолодания, неверного выбора трассы или времени движения; недостаточной высотной акклиматизации; чрезмерно напряженного графика маршрута; плохо организованного и недостаточного питания туристов на маршруте; недисциплинированности и пренебрежения страховкой; потери части снаряжения, использования некачественного или непроверенного до похода самодельного снаряжения и т. д

Важно, чтобы группа и особенно ее руководитель вовремя распознали эти причины и мобилизовали свои знания, опыт и хладнокровие для устранения критической ситуации

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий