§4. политические и идеологические основы конституционного строя. принцип политического многообразия, его роль в осуществлении демократии

Человек, его права и свободы как высшая ценность в государстве

Конституция
РФ (ст. 2) рассматривает человека, его
права и свободы в качестве высшей
ценности. Признание человека, его прав
и свобод высшей ценностью -фундаментальная
норма конституционного строя, образующая
основу правовой защиты общества от
попыток создать условия для подавления
личности. Принцип признания человека,
его прав и свобод высшей ценностью
служит ориентиром для дальнейшего
совершенствования всей системы основных
прав и свобод человека и гражданина в
условиях развития демократического
общества.

Нормы
Конституции РФ, посвященные основным
правам и свободам человека и

гражданина,
нельзя рассматривать вне связи с
принципами признания человека, его

прав
и свобод высшей ценностью, нельзя вносить
в них изменения или дополнения,

противоречащие
этому принципу.

Принцип
признания человека, его прав и свобод
высшей ценностью должен оказывать

определяющее
влияние на всю деятельность демократического
государства.

Государство
в условиях действия этого принципа не
вправе в своей деятельности

выходить
за устанавливаемые им границы
взаимоотношений с человеком.

Если
защита человека, его прав и свобод от
посягательств со стороны государства

является
задачей демократически конституированного
общества, то защита человека,

его
прав и свобод от общества с его
разнообразными, пользующимися политическим

влиянием
группами, которое также способно посягать
на человека, его права и

свободы,
— обязанность государства.

Интересы
защиты человека, его прав и свобод
требуют от государства активных

действий
и предоставления ему соответствующих
прав на случай возможных нарушений

прав
и свобод человека в повседневной жизни.

Человек,
его права и свободы должны защищаться
государством с помощью

разнообразных
норм материального и процессуального
права. Необходимо усиление

гарантий
эффективности судебной защиты. Признание,
соблюдение и защита прав и

свобод
человека требуют существенных усилий
государства

также
в материальной и духовной сферах. Речь
идет об обеспечении гражданам

прожиточного
минимума, о развитии социального
обеспечения, школьного образования

и
здравоохранения. Признание человека,
его прав и свобод высшей ценностью

касается
каждого человека

Для реализации этого
принципа важное значение имеют. социальные
функции каждого человека, его
ответственность перед другими людьми,

социальные
функции каждого человека, его
ответственность перед другими людьми,

обществом
в целом и государством. Только в этом
случае принцип признания

человека
высшей ценностью может быть распространен
в равной мере на всех членов

общества.
В демократическом обществе становление
личности происходит в условиях

свободы,
заключенной в определенные рамки. К ним
относится, в частности,

правовая
надстройка общества. Через нее принцип
признания человека высшей

ценностью
формирует у человека определенные
нормативные представления о сущности

личности,
несущие на себе отпечаток той правовой
культуры общества, в условиях

которой
они возникли. Поставить эти представления
на службу человеку и обществу


важная предпосылка реализации
конституционного принципа признания
человека,

его
прав и свобод высшей ценностью

Ее
создание — важное условие, способствующее. превращению
граждан из объектов воздействия
государства и общества в активно
действующих субъектов

превращению
граждан из объектов воздействия
государства и общества в активно
действующих субъектов.

↑ Конституция РФ, задачи, признаки, функции.

Конституция РФ — основной закон РФ, учреждающий республиканскую форму правления, федеративную форму государственного устройства с демократическим режимом.Основные задачи Конституции РФ:1. Преобразование России в демократическое государство.2. Признание и приведение института прав и свобод человека и гражданина в соответствие с международными стандартами.Признаки Конституции РФ как основного нормативного акта: 1. Верховенство (занимает первое место в иерархии нормативных актов России).2. Высшая юридическая сила (Конституция обязательна для всех граждан, организаций и государственных органов, все другие нормативные акты не должны ей противоречить). 3. Прямое действие (нормы, закрепленные в Конституции, не нужно подтверждать другими актами). Функции Конституции:

  • политическая — определяет устройство государственной власти, закрепляет политическое многообразие;
  • правовая — выступает ядром правовой системы, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права;
  • гуманистическая — воплощает общечеловеческие ценности, закрепляет права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляет составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права;
  • учредительная — устанавливает определённый порядок в государстве, создаёт систему институтов и органов власти;
  • мировоззренческая — способствует формированию правового сознания населения.

12.4. Местное самоуправление

Особое место в механизме управления страной занимает местное самоуправление. Можно сказать, что оно начинается там, где заканчивается функционирование органов государ­ственной власти. В соответствии со ст.12 Конституции в Российской Федерации признается и гарантирует­ся местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Следовательно, органы местного самоуправления отделены от государствен­ной власти. Отсюда разнообразие способов формирования испол­нительных и представительных органов местного самоуправле­ния.

В соответствии с действующим законодательством главы местных администраций получили статус глав местного самоуп­равления (как правило, они избираются гражданами городских или сельских поселений).

Представительные органы местного самоуправления (дума, собрание представителей, местный совет и т.п.) избираются, как правило, на основе мажоритарной системы по одномандатным ок­ругам.

В малочисленных населенных пунктах (до 5 тыс. чел.) осу­ществление местного самоуправления возможно без образования представительного органа власти, а посредством собраний, схо­дов и выборным главой местного самоуправления, который пери­одически отчитывается перед населением.

Местное самоуправление осуществляется населением. В этих целях население использует как институты непосредст­венной демократии — местные референдумы и выборы, так и представительные органы, должностных лиц и т.д. Здесь не может быть какого-либо шаблона, поскольку местные сооб­щества отличаются друг от друга размерами территории, количеством населения, характером поселений (городских или сельских) и т.п. Но любые органы местного самоуправ­ления обособлены от органов государственной власти и не входят в их систему. Общий принцип таков: местное самоуп­равление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Этот принцип, однако, не означает, что местное самоуп­равление оторвано от государства и противостоит ему. Та­кой подход противоречил бы в первую очередь интересам самого местного самоуправления, которое немыслимо без государственной поддержки, государственных гарантий. Прежде всего, вся деятельность местного самоуправления развивается на основе и в соответствии с законами, дей­ствующими на территории государства. Это означает, что все государственные органы, должностные лица, предприя­тия и учреждения, граждане и их объединения обязаны соб­людать права местного самоуправления. Более того, госу­дарство своими актами может наделять местное самоуправ­ление дополнительными полномочиями, переносить на них часть функций своих органов, передавать в муниципальную собственность новые объекты.

О разделении властей в местном самоуправлении можно говорить с очень большой натяжкой. Здесь нет судебной ветви. Но и в распределении функций между представительными и исполнительными органами нет полной аналогии с государственным уровнем, тем более что исполнительный аппарат создается только в крупных терри­ториальных единицах.

Для органов местного самоуправления наибольшее значение имеют вопросы жизнеобеспечения, функционирования местной инфраструктуры, соблюдения населением правил общежития, совершенствования микросреды обитания. Муниципальные институты призваны решать те задачи, которые требуют координации их усилий и соответствующего финансирования. На этом уровне, как свидетельствует практика, базовая демократия в чистом виде не эффективна. Оптимально ее сочетание с низовыми представительными институтами. Важнейшие предпосылки успешного функционирования муниципальных органов – четко очерченная сфера полномочий, самостоятельный бюджет, формируемый за счет муниципальных налогов и региональных (центральных) субвенций, а также действенная система обратной связи, способная свести к минимуму склонность муниципальных властей использовать полученные полномочия в своекорыстных целях.

Российская Федерация – федеративное государство

     Российская Федерация – федеративное государство. Демократический характер Российского государства
проявляется в его государственно-территориальном устройстве, основывающемся на
принципе федерализма.

Федерализм в России выступает, прежде всего, как
одно из средств регулирования национальных отношений, обеспечения равноправия и
самоопределения наций и народностей, проживающих на ее территории. Это получило
свое выражение в создании различных форм национальной государственности народов
Российской Федерации – республик (государств), автономной области, автономных
округов, а также преобразовании одних форм национальной государственности в
другие.

Принцип федерализма способствует демократизации
управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы
государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам
самостоятельность в решении вопросов их жизни. Поэтому субъектами Российской
Федерации наряду с национально-государственными образованиями признаются края,
области, города федерального значения. Таким образом. Российская Федерация
построена на сочетании территориальных и национально-территориальных начал
добровольного объединения ее субъектов. Это объединение было оформлено Федеративным
договором, подписанным 31 марта 1992
г., а позднее нашло отражение в Конституции РФ 1993 г.

Основы конституционного строя включают следующие
принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство
Российской Федерации: 1) государственная целостность; 2) равноправие и
самоопределение народов; 3) единство системы государственной власти; 4)
разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной
власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 5)
равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами
государственной власти (ст. 5 Конституции РФ)*.

* Подробнее о федеративном устройстве Российской Федерации
см. гл. 11.

Социальные основы Конституции РФ

Социальные конституционные основы могут быть отражены социальной политикой страны. Они требуются для того, чтобы регулировать отношений по поводу благосостояния людей, удовлетворять их материальные и духовные потребности, обеспечивать для каждого человека достойные условия существования.

Замечание 5

Конституция нашей страны характеризует социальное государство в качестве государства, основная задача социальной политики которого заключена в формировании условий, которые могут обеспечивать достойную жизнь и свободу в развитии человека.

Социальные основы включают:

  • охрану здоровья и систему здравоохранения;
  • основы трудовых прав и охрану труда;
  • охрану института семьи, социально незащищенных лиц и систему их поддержки и социальные службы;
  • пенсионное обеспечение.

Статья 41 Конституции РФ устанавливает, что любой человек обладает правом на охрану здоровья и медицинскую помощь. Оказание медицинской помощи, которое проводят государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, должно осуществляться бесплатно с помощью средств соответствующего бюджета, сумм страховых взносов и прочих поступлений. В нашем государстве происходит финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья, принятие мер в области развития государственной, муниципальной, частной системы здравоохранения, поощрение деятельности, которая способствует укреплению здоровья, развитию физической культуры и спорта, приводит к экологическому и санитарному, эпидемиологическому благополучию.

Замечание 6

Охрана здоровья граждан, проживающих в России, представляет собой систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, а также санитарного противоэпидемического (профилактического) характера. Она проводится государственными органами власти страны, органами власти субъектов, местного самоуправления, предприятиями, их должностными лицами и прочими лицами, гражданами для профилактики болезней, сохранения и укрепления физического и психического здоровья любого гражданина, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления соответствующей и необходимой медицинской помощи.

Рассмотренные мероприятия регулирует № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ».

Основные принципы охраны здоровья включают в свой состав процессы:

  • соблюдения гражданских прав в области охраны здоровья, а также обеспечение связанных с ними гарантий государства;
  • приоритетного положения интереса пациентов в ходе оказания медицинской помощи;
  • приоритетного положения охраны детского здоровья;
  • социальной защиты граждан при утрате здоровья;
  • ответственности органов власти и органов местного самоуправления в государстве, должностных лиц предприятий за то, чтобы обеспечивать права граждан в области охраны здоровья;
  • доступности и соответствующего качества медицинской помощи;
  • недопустимости отказа в оказании медицинской помощи;
  • приоритетного положения профилактики в области охраны здоровья;
  • соблюдения врачебной тайны.

Основа трудовых прав и охрана труда регулируется ТК РФ и актами трудового законодательства. Конституционные гарантии в этой состоят в определении минимума в размере оплаты труда, свободе выбора своей профессии и рода деятельности, трудовых гарантиях, гарантиях в случае увольнения.

Определение 2

Охрана труда представляет собой систему сохранения жизни и здоровья персонала в ходе трудовой деятельности. Она состоит из правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и прочих мер.

В ходе осуществления трудовых функций важно соблюдать стандарты, утвержденные в сфере охраны труда. Помимо этого, закон обязал работодателя обеспечивать безопасность персонала в процессе эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов

Также это касается инструментов, сырья и материалов, которые используются в производстве. Они должны пройти обязательную сертификацию или декларирование соответствия в соответствующем закону порядке.

Законодательство РФ о выборах

  • Конституцией РФ.
  • Законодательством субъектов РФ.
  • Федеральным законодательством.
  • Указами и распоряжениями Президента РФ.
  1. Всеобщность. Все совершеннолетние граждане страны вне зависимости от пола, расы, национальности, происхождения и имущественного положения имеют право на участие в выборах.
  2. Равенство. У каждого избирателя только один голос, все голоса имеют равный вес.
  3. Прямое избирательное право. Избиратели голосуют непосредственно «за» или «против» кандидатов.
  4. Тайное голосование. Контроль за волеизлиянием граждан запрещен.
  5. Добровольность. Гражданин имеет право участвовать или не участвовать в выборах.
  6. Отсутствие давления на избирателей, запугивания, проведение выборов с соблюдением все основных прав человека.

II.Основы конституционного строя РФ.

Конституционное право РФ.

1. Понятие конституционного строя.

Конституционный строй — это способ и форма организации государства, которые закреплены в Конституции.

Основы Конституционного строя  — важнейшие принципы организации и функционирования государства, закрепленные в Конституции.

2. Основы конституционного строя РФ.

Основы конституционного строя в РФ — это важнейшие принципы организации и функционирования государства, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

Основы конституционного строя РФ получили закрепление в главе 1 Конституции РФ.

В соответствие с главой 1 Конституции РФ можно выделить следующие основы конституционного строя РФ:

— Федерализм (статья 1 и 5 Конституции РФ).

— Правовой характер государства (статья 1 Конституции РФ).

— Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (статья 2 Конституции РФ).

— Народовластие (статья 3 Конституции РФ).

— Наличие государственного суверенитета (статья 4 Конституции РФ).

— Социальный характер государства (Статья 7 Конституции РФ).

— Свобода экономической деятельности (статья 8 Конституции РФ).

— Многообразие форм собственности (статья 8 Конституции РФ).

— Закрепления принципа разделения властей (статья 10 Конституции РФ).

— Наличие местного самоуправления (статья 12 Конституции РФ).

— Наличие идеологического плюрализма (статья 13 Конституции РФ).

— Светский характер государства (статья 14 Конституции РФ).

3. Принцип разделения властей в РФ.

Принцип разделение властей в РФ отражен, прежде всего, в статьях 10, 11 Конституции РФ. Они закрепляют разделение властей в РФ на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательная ветвь власти в РФ представлена следующими органами:

— Федеральное собрание в составе верхней палаты Совета Федерации и нижней Государственной Думы.

— Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.

Исполнительная ветвь власти  в РФ представлена, прежде всего:

— Правительством РФ.

— Федеральными органами исполнительной власти (министерства, федеральные агентства и другие ведомства).

— Президент, правительство и министерства в республиках.

— Администрации, мэрии и другие органы в иных субъектах РФ.

Судебная власть в РФ представлена:

— Конституционным Судом РФ.

— Верховным Судом РФ.

— Высшим Арбитражным Судом РФ.

— судами субъектов Федерации.

4. Понятие государственного суверенитета РФ.

Государственный суверенитет РФ — это верховенство и независимость государственной власти во внешнеполитических и внутриполитических делах.

5. Характеристики государственного суверенитета РФ.

Государственному суверенитету РФ присущи следующие характеристики:

— Верховенство РФ во внутриполитических делах.

— Верховенство и полнота действий Конституции РФ и законодательства РФ на всей территории Российской Федерации.

— Исключительно право РФ на осуществление государственной власти.

— Самостоятельность во внешнеполитических делах.

6. Форма Российского государства.

Форма государства — набор характеристик, отражающих внутреннюю организацию и структуру государства.

Форма государства включает в себя следующие элементы:

— Форма правления.

— Политический режим.

— Форма государственного устройства.

6.1 Форма правление Российской Федерации.

Форма правления — это один из элементов формы государства, характеризующий порядок организации и избрания высших органов власти в государстве.

В соответствие с частью 1 статьи 1 Конституции РФ Российская федерация является государством с республиканской формой правления.

Основные характеристики РФ как республики:

— Президент РФ — глава государства, избирается на 4 года всеобщим голосованием (статья 81 Конституции РФ).

— Председатель Правительства России назначается президентов России с согласия Государственной Думы (часть 1 статьи 111 Конституции РФ).

< Предыдущая   Следующая >

Предыдущие статьи:

  • V-2. Политические права и свободы, закрепленные в Конституции РФ.
  • V-1. Личные права и свободы, закрепленные в Конституции РФ.
  • V. Виды прав и свобод человека и гражданина отраженные в Конституции РФ.
  • IV.Основы конституционного статуса личности РФ.
  • III.Общее понятие о форме российского государства.

Следующие статьи:

I. Конституция РФ.

Виды политических систем современности

В современном мире существует 4 типа политических систем:

  • англо-американская;
  • континентально-европейская;
  • доиндустриальная;
  • тоталитарная. 

Эту классификацию предложил Габриэль Алмонд. Все государства на нашей планете используют какую-то одну из этих систем. 

Характеристика, примеры

Англо-американская система строится на четком разделении политических функций между различными институтами власти. В таком типе политсистемы культивируются либеральные ценности (свобода личности, свобода слова, благосостояние и безопасность населения). Большинство граждан разделяют взгляды, ценности и методы управления государством. Такой вид политической системы характерен для США, Канады и Великобритании. Англо-американская система считается наиболее стабильной.

Континентально-европейская политсистема также четко структурирована и дифференцирована по институтам власти, но отличается большей раздробленностью общества, наличием нескольких субкультур, которые имеют разные представления о ценностях, идеалах и политической культуре. Такой тип системы характерен для европейских стран (Германия, Италия, Франция). На фоне разногласий в обществе для этих стран не редкими являются правительственные кризисы.

Доиндустриальная — характеризуется слабым и неэффективным разделением власти. Население разобщено, в политической жизни участвует мало. В таких системах большой авторитет у армии, в стране может применяться насилие (Мексика, Бразилия, большинство стран Азии и Африки).

Тоталитарная — отличается от других форм жесткой централизованной государственной системой. Вся власть сосредоточена в руках одной правящей партии, которая осуществляет полный контроль над обществом. У граждан единая, навязанная сверху, идеология и система ценностей. Примером тоталитарного политического режима выступает КНР и КНДР. 

В каких сферах нужна политология

Я стараюсь не придерживаться стереотипа, что работать нужно по специальности, иначе не добьешься успеха. Ведь политология как наука переживает в России не лучшие времена. По крайней мере, если сравнивать со странами, где демократические институты появились раньше, чем у нас. Поэтому реализоваться по специальности «политолог» довольно сложно.

Я до сих пор задаю себе вопрос: «Смогу ли я обеспечивать себя как политолог и влиять на окружающий мир? Или просто буду заниматься исследованиями, которые никак не отразятся на практике?».

Пока я не могу ответить на эти вопросы. Поэтому заранее узнала, в каких еще сферах применимо знание политологии. Оказывается, можно работать:

Преподавателем социальных наукПолитическим журналистомГосударственным служащимPR-менеджером в сфере политикиGR-менеджером (взаимодействовать с органами государственной власти)Менеджером избирательных компанийСпециалистом в сфере международных отношенийДипломатомУченым-политологоми, собственно, политиком

Но даже если вы не собираетесь работать в политической, социальной или управленческой сферах, знать основы политологии все равно будет полезно. По крайней мере, чтобы быть выше «диванных» политиков.

§ 3. Социальные отношения

Под социальной системой понимается система социальных отношений, сложившаяся и развивающаяся в данном обществе. Если данная система нарушена, то имеет место социальный конфликт, который может приобрести различную степень остроты и в результате разрешения которого возможно более или менее резкое изменение социальной системы.

В рамках социальных отношений, как правило, рассматриваются отношения между трудом и капиталом (в том числе забастовка и локаут), межнациональные отношения, поощрение  и охрана брака и семьи, государственная политика в области экологии, здравоохранения и социального обеспечения, государственная защита потребителя.

Межнациональные отношения — это отношения не только между этническими (национальными) общностями, но и между религиозными, языковыми, племенными.

Конституционно-правовое регулирование межнациональных отношений сводится к следующим формам:

  • национально-территориальная автономия;
  • равноправие независимо от расы, национальности, языка, религии;
  • признание и гарантирование коллективных прав национальных (и иных) меньшинств.

Духовно-культурные отношения

Данная сфера общественных отношений регулируется конституционным правом в наименьшей степени по сравнению с остальными подсистемами общественного строя.

Духовно-культурные отношения в обществе — это отношения между людьми, между человеком, обществом и государством по поводу духовно-культурных благ.

Образование

За физическими и юридическими лицами признается свобода создавать учебные заведения в рамках соблюдения конституционных принципов.

Признается автономия университетов на установленных законом условиях.

Наука и культура

В этой сфере государство также может обеспечить лишь материальную сторону дела.

Религия

Взаимодействие религии и конституционного права чаще всего осуществляется в виде конституционно-правового гарантирования свободы совести и регулирования отношений между государством и церковью. При этом обычно в той или иной форме провозглашается отделение церкви от государства.

Конституционное право гарантирует, как правило, равноправие вероисповеданий и особо защищает религиозные меньшинства.

Но в некоторых случаях, даже в демократических государствах встречаются случаи определенного предпочтения наиболее распространенных в стране верований (как правило, это исламские страны).

Принцип приоритета прав и свобод человека и граждан. Принцип политического и идеологического плюрализма.

В любом
государстве, претендующем на то, чтобы
его считали демократическим, данный
принцип тоже следует относить, как и
принцип законности, к числу универсальных.
Жизнь и здоровье, честь и достоинство,
права и свободы человека и гражданина
— ценности, которые подлежат первоочередной
защите во всех сферах государственной
и общественной жизни, в том числе,
разумеется, и при осуществлении
правосудия. Юридической базой для такого
подхода в наши дни является уже давно
пользующаяся широким признанием идея,
положенная в основу ст. 2 Конституции
РФ. «Человек, его права и свободы, —
говорится в этой статье, — являются
высшей ценностью. Признание, соблюдение
и защита прав и свобод человека и
гражданина — обязанность государства».

Эта
основополагающая идея развита и
конкретизирована во многих предписаниях
Конституции РФ и других законодательных
актов, включая те, которые имеют
непосредственное отношение к правосудию
и в целом ко всем направлениям
правоохранительной деятельности.
Особого внимания требуют конституционные
и иные законодательные положения,
которые призваны арантироватьнеприкосновенность
личности человека и гражданина их
частной жизни жилища.

Многолетний
отечественный и зарубежный опыт
подсказал

что человек, привлекаемый к
уголовной ответственности и представленный
перед судом в качестве подсудимого,
нуждается в дополнительных
средствах защиты его основных прав и
свобод. Таким
нюансам уделяется значительное внимание.
Они закрепляются как обычных законах,
так и на конституционном уровне. С
известной долей условностиих можно
объединить в три группы

Кпервой относятся
юридические средства, гарантирующие
прикосновенность
личности человека и гражданина.
Вполне естественно, среди средств данной
группы ведущее место занимают те, которые
предназначены для правовой защиты
наивысшей ценности — человеческой
жизни

Неприкосновенность
личности с конституционной точки зрения
означает также недопустимость
произвольного ареста, заключения под
стражу и содержание под стражей.
 

Вторую —
предназначены для защиты
неприкосновенности их частной жизни.
Основные из них тоже предусматриваются
в Конституции РФ (ст. 23). В принципе данная
сфера жизни любого — неприкосновенна.

Ктретьей группе
названных средств относятся установленные
Конституцией РФ и иными законами правовые
средства, обеспечивающие
неприкосновенность жилища. Жилье
— не вето, где посторонним, даже
должностным лицам весьма уважаемых и
авторитетных правоохранительных
органов, можно находится, против воли
проживающих в нем лиц совершать какие-либо
действия, в том числе — в связи с
выявлением и расследованием преступлений.
Таково общее правило, и оно четко и ясно
определено ст. 25 Конституции РФ.

Принципы
идеологического и политического
плюрализма
.
Идеологический плюрализм
означает
,
что в РФ признаётся идеологическое
многообразие
,
никакая идеология не может устанавливаться
в качестве государственной или
обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции).

РФ
провозглашается светским государством
(ст.14 Конституции). Это означает, что
никакая религия не может устанавливаться
в качестве государственной или
обязательной. Светский характер
государства проявляется так же и в том,
что религиозные объединения отделены
от государства и равны перед законом.

Политический
плюрализм предполагает наличие различных
социально-политических структур,
функционирующих в обществе, существование
политического многообразия, многопартийности
(ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции). Деятельность
всевозможных объединений граждан в
обществе оказывает влияние на политический
процесс (формирование органов
государственной власти, принятие
государственных решений и т.д. ).
Многопартийность предполагает легальность
политической оппозиции, способствует
вовлечению в политическую жизнь более
широких слоёв населения. Конституцией
запрещается лишь создание и деятельность
таких общественных объединений, цели
или действия которых направлены на
насильственное изменение основ
конституционного строя и нарушение
целостности РФ, подрыв безопасности
государства, создание вооружённых
формирований, разжигание социальной,
расовой, национальной и религиозной
розни.

Политический
плюрализм — это свобода политических
мнений и политических действий.
Его проявление – деятельность независимых
объединений граждан. Поэтому надёжная
конституционно-правовая защита
политического плюрализма есть необходимая
предпосылка не только реализации
принципа
народовластия, но и функционирования
правового государства.

§ 4. Политические отношения

Политические отношения, образующие в своей совокупности политическую систему — это отношения, связанные с функционированием политической власти в обществе, концентрированным выражением которой является государственная власть.

Вообще власть — это такое общественное отношение, которое характеризуется способностью и возможностью одних людей или групп (властвующих) добиваться осуществления своей воли другими людьми или группами (подвластными).

Политическая власть — это власть определенной группы людей (элиты) над всем обществом, характеризуемая использованием в случае неповиновения насильственных принудительных средств. Поскольку это власть над обществом (его частью), то она является публичной властью.

Институты — это структурная характеристика политической системы, а нормы отношений — функциональная.

Политический процесс

Данное понятие можно определить как порядок функционирования политической системы, ее институтов, включая взаимоотношения между ними.

Правовое, прежде всего конституционно-правовое, регулирование получает преимущественно та часть политического процесса, в которой прямо участвуют носители публичной власти. Политический процесс в этой части становится процессом юридическим и имеет четко выраженные стадии. Можно констатировать, что и судебный процесс по делам публичного права есть тоже проявление политического процесса.

Политическая и правовая культура

В рамках данного понятия следует рассматривать политическую и правовую идеологию, то есть систему знаний и представлений о политике и праве и о тех образцах политического и правомерного поведения, которым надлежит следовать, если разделять систему определенных общественных ценностей, например, стремиться к демократическому функционированию власти, обеспечению реальности прав и свобод человека и гражданина.

Независимость власти

Независимость власти означает самостоятельность государства в
отношениях с другими государствами. Российская Федерация заботится о
целостности и неприкосновенности своей территории. Суверенитет РФ
обеспечивается рядом политических, экономических и правовых гарантий, в том
числе военной и дипломатической защитой, деятельностью правоохранительных и
других государственных органов.

Российская Федерация самостоятельно определяет и
проводит свою внутреннюю и внешнюю политику, выступает субъектом международного
права. Она постоянный член Совета Безопасности ООН.

Что такое политология— немного теории

Политология изучает и решает проблемы общества, связанные с политикой. Она зародилась еще в Древних Греции и Риме, когда философы искали научные способы управления государством.

Затем политология сформировалась в отдельную науку, объединяющую несколько дисциплин: саму политологию, обществознание, социологию, историю, философию, экономику, культуру и управление.

Политолог — это человек, который разбирается во всех этих дисциплинах. Он знает историю политической мысли, анализирует общественную обстановку, объясняет политические процессы и делает прогнозы на основе специальных научных методик.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий