Структура органов государственной власти российской федерации

История представительной демократии

Представительные органы государственного управления впервые появились в Римской Республике. Власть принадлежала народу и его избранным представителям, при этом в стране также был избранный или назначенный глава государства, являвшийся, в большей степени, главнокомандующим армии. Такая модель демократического устройства стала впоследствии основой для многих политических философов и мыслителей, которую они модифицировали и подстраивали под реалии времени.

Представительная демократия получила свое развитие в XIII веке в Англии. В 1258 году при участии графа Симона де Монфора, главы сопротивления баронов королевской власти, «Оксфордскими провизиями» была ограничена власть Генриха III: от баронов избирались королевские советники, трижды в год созывался парламент, баронами назначались высшие административные служащие. Позже, в 1265 году, Монфор созвал новый парламент, в который впервые были приглашены делегаты от городского населения, что стало прообразом современной Палаты общин.

В результате Войны за независимость в США в 1787 году законодательная ветвь власти была реформирована таким образом, что выборы в Сенат осуществлялись законодательными собраниями штатов. В 1913 году данная особенность была устранена, и с этого времени сенаторы избираются прямым голосованием, являются представителями населения своего штата и в полной мере несут ответственность перед своими избирателями. В течение ХХ века представительная демократия укрепилась в США за счет предоставления избирательного права категориям граждан, ранее его не имевшим: женщинам, мужчинам, не имеющим собственности, черным.

В XIX веке представительная демократия стала обычным явлением для стран, переживших индустриальную революцию и более не имевших возможности осуществлять прямую демократию из-за роста численности населения и его заинтересованности в управлении политическими процессами.

12.6. Эффективность государственной власти в современной России

Государственная власть, как правило, является легитимной лишь при условии эффективного управления. Акцент по этому поводу был сделан Президентом России в ежегодном послании Федеральному Собранию в 2005 г. В.Путин сказал: «…задачей номер один для нас по-прежнему остается повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению».Только эффективная власть способна обеспечить государственный суверенитет и достойную жизнь граждан.

Различают технологи­ческую и социальную эффективность государственной власти. Технологическая эффективность государст­венной власти определяется степенью ее бюрократической раци­ональности, адекватностью структур и институтов власти целям преобразований, характером их реакции на изменяющуюся си­туацию. Социальная эффективность определяется соотношением затрат и полученных результатов, что находит отражение в соци­альной цене реформ. Социальная эффективность государствен­ной власти во многом зависит от того, насколько цели, средства и результаты ее управляющего воздействия соответствуют ожида­ниям и интересам управляемых.

Для современной России характерна ситуации социальной неопределенности и ограниченности ресурсов управления, поэтому необходима такая модель, при которой государственная власть в наибольшей мере может проявить свою технологическую и социальную эффектив­ность. Одной из таких моделей управления может быть «инициирующе-резонансная» модель, большое влияние на формирование которой оказывают идеи синергетики. Эта модель ориентирует государственную власть не на поиск идеалов социального разви­тия, не на конструирование его желательных образов в соответ­ствие с имеющимися уже образцами, а на использование законов самоорганизации в целях наиболее эффективного управляющего воздействия.

Синергетические представления об эффективном управлении основаны на двух принципах. Во-первых, управление есть выбор целей и вариантов развития, которые ограничены спектром по­тенциально возможных структур управляемой системы. От этого выбора зависит социальная эффективность государственной власти. Во-вторых, управление — это резонансное воздействие на систему, связанное с поиском «точек роста», который позволя­ет при наименьших затратах получать максимальный результат. От направления и характера такого воздействия зависит техно­логическая эффективность государственной власти. При этом цели и результаты реформы должны соответствовать социокультурному пространству, в котором они осуществляются, т.е. быть обусловлены менталитетом различных социальных групп.

В соответствии с этой моделью государственная власть долж­на не «строить» или «перестраивать» социальную систему, а с помощью инициирующего воздействия выводить ее на собствен­ный и в то же время желательный уровень социального разви­тия. При этом управление будет эффективным в том случае, если государственная власть окажется в состоянии согласовать цен­ностные ориентации и социальные интересы различных групп на­селения не только по поводу целей, но и средств развития, и не допустить перерастания социокультурных противоречий раскола в необратимый процесс социально-политической дезорганизации. Эти условия проведения реформ тесно связаны между собой, поскольку речь идет прежде всего о ценностном обосновании со­циальных инноваций и реформаторской деятельности самой госу­дарственной власти.

Недостаточная эффективность государственной власти в со­временной России обусловлена несколькими факторами:

использование российскими реформаторами такой модели модернизации, которая ориентируется на положительные примеры других стран, без учета ценностных ориентаций, способствующих такой модернизации;

проведение реформ основе нормативистского, про­граммно-целевого подхода в управлении, слабо учитывающего социокультурные возможности управляемой системы и исходя­щего из иллюзии о всесильности  власти;

блуждание между реформацией и реставрацией, представляющее собой циклы реформ, где движение по пути демократии и законности прерывается контрре­формами, связанными с восстановлением в той или иной форме начал авторитаризма и вседозволенности, мотивированной соображе­ниями практической целесообразности;

препятствие реформам со стороны бюрократического аппарата, который, по выражению Президента, «представляет собой замкнутую и подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса».

Как формируются органы власти?

Итак, мы говорим про виды государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная). Формирование органов каждой из ветвей власти в Российской Федерации происходит по-разному. По своей природной сути, власть принадлежит народу. Ясно, что каждый гражданин государства не может обладать одновременно властными функциями, поэтому вполне логично делегировать эти полномочия избранным, наиболее достойным и авторитетным людям.

Для этого существуют выборы. Исключительно выборным путем формируются органы законодательной ветви власти. Это касается как центрального законодательного субъекта (Государственной Думы), так и местных советов областей, автономных республик и краев. Органы исполнительной власти относятся к категории назначаемых. Избрать Совет Министров путем выборов невозможно ни в одном из государств на Земле. Судебная власть также не выбирается. Судьи назначаются на свои должности квалификационными коллегиями после сдачи определенных нормативов (кроме некоторых исключений, например, судьи Конституционного Суда назначаются по квоте Президента, Государственной Думы и Съезда судей).

Великокняжеская эпоха

  1. Период надплеменной великокняжеской власти с 862 по 1054 год характеризуются единоначальной властью Великого князя. На вершине иерархии власти находился Великий князь, при нем был боярский совет, а для решения важнейших вопросов созывалось вече. Начинают вводиться письменные законы.

  2. Период великокняжеской удельной власти с 1054 по 1240 годы, отмечен совершенствованием аппарата управления. В ту пору центробежные тенденции, достигли уровня феодальной раздробленности, с фактическим дроблением властных структур в независимых уделах.

  3. Период удельной княжеской власти с 1240 по 1328 годы под игом монголо-татар выполнил главную задачу: сохранение русской власти над возможно большей территорией Руси от посягательств Запада и максимального удаления от государственных структур Золотой Орды.

  4. Период с 1328 по 1472 год, великокняжеская объединительная власть, в лице Ивана Калиты и его потомков, организующей освободительное движение и собирающей под свою руку разрозненные и оторванные от Руси земли, вследствие татарского и литовского нашествия.

Постсоветский период

Концептуальную основу формирования «нового государственного управления» составила одноименная идеология, разработанная в США в последней трети XX века. Суть ее заключена:

  • в способности провести либерально-экономические реформы;
  • в отходе от классических принципов бюрократического управления;
  • в отказе от централизации, иерархического регулирования и жесткого сметного финансирования бюджетом.

Работа государственного аппарата рассматривалась как вид оказания услуг клиентам, в качестве которых рассматривались граждане. Внедрение чужеродной системы завершило построение «пирамиды власти», породившей проблемы коррупции, оффшоризации экономики и кадровых ошибок.

Современный государственный аппарат России не похож ни на гражданскую службу, ни на рациональную бюрократию. Несмотря на усилия высших органов власти, закрытость системы управления от общества на сегодняшний день очень высока.

Таким образом, формы правления и система государственной власти в России органически развивались всю историю существования государства изменяясь под воздействием обстоятельств, последовательно сменявшихся эпох.

12.4. Местное самоуправление

Особое место в механизме управления страной занимает местное самоуправление. Можно сказать, что оно начинается там, где заканчивается функционирование органов государ­ственной власти. В соответствии со ст.12 Конституции в Российской Федерации признается и гарантирует­ся местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Следовательно, органы местного самоуправления отделены от государствен­ной власти. Отсюда разнообразие способов формирования испол­нительных и представительных органов местного самоуправле­ния.

В соответствии с действующим законодательством главы местных администраций получили статус глав местного самоуп­равления (как правило, они избираются гражданами городских или сельских поселений).

Представительные органы местного самоуправления (дума, собрание представителей, местный совет и т.п.) избираются, как правило, на основе мажоритарной системы по одномандатным ок­ругам.

В малочисленных населенных пунктах (до 5 тыс. чел.) осу­ществление местного самоуправления возможно без образования представительного органа власти, а посредством собраний, схо­дов и выборным главой местного самоуправления, который пери­одически отчитывается перед населением.

Местное самоуправление осуществляется населением. В этих целях население использует как институты непосредст­венной демократии — местные референдумы и выборы, так и представительные органы, должностных лиц и т.д. Здесь не может быть какого-либо шаблона, поскольку местные сооб­щества отличаются друг от друга размерами территории, количеством населения, характером поселений (городских или сельских) и т.п. Но любые органы местного самоуправ­ления обособлены от органов государственной власти и не входят в их систему. Общий принцип таков: местное самоуп­равление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Этот принцип, однако, не означает, что местное самоуп­равление оторвано от государства и противостоит ему. Та­кой подход противоречил бы в первую очередь интересам самого местного самоуправления, которое немыслимо без государственной поддержки, государственных гарантий. Прежде всего, вся деятельность местного самоуправления развивается на основе и в соответствии с законами, дей­ствующими на территории государства. Это означает, что все государственные органы, должностные лица, предприя­тия и учреждения, граждане и их объединения обязаны соб­людать права местного самоуправления. Более того, госу­дарство своими актами может наделять местное самоуправ­ление дополнительными полномочиями, переносить на них часть функций своих органов, передавать в муниципальную собственность новые объекты.

О разделении властей в местном самоуправлении можно говорить с очень большой натяжкой. Здесь нет судебной ветви. Но и в распределении функций между представительными и исполнительными органами нет полной аналогии с государственным уровнем, тем более что исполнительный аппарат создается только в крупных терри­ториальных единицах.

Для органов местного самоуправления наибольшее значение имеют вопросы жизнеобеспечения, функционирования местной инфраструктуры, соблюдения населением правил общежития, совершенствования микросреды обитания. Муниципальные институты призваны решать те задачи, которые требуют координации их усилий и соответствующего финансирования. На этом уровне, как свидетельствует практика, базовая демократия в чистом виде не эффективна. Оптимально ее сочетание с низовыми представительными институтами. Важнейшие предпосылки успешного функционирования муниципальных органов – четко очерченная сфера полномочий, самостоятельный бюджет, формируемый за счет муниципальных налогов и региональных (центральных) субвенций, а также действенная система обратной связи, способная свести к минимуму склонность муниципальных властей использовать полученные полномочия в своекорыстных целях.

Система и полномочия судов общей юрисдикции

Существует 3 уровня судов общей юрисдикции в системе российского судопроизводства. В роли судов первой (в некоторых случаях — второй) инстанции подразумеваются районные суды. Выше районных по иерархии считаются областные (краевые, республиканские) суды, которые рассматривают апелляционные жалобы на решения нижестоящих судов. Возглавляет иерархию судов общей юрисдикции Верховный Суд Российской Федерации. Коллегии судей этого органа принимают решения по кассационным жалобам на решения средних инстанций судебной системы.

В некоторых случаях роль первой инстанции могут выполнять мировые судьи, которые проживают на определенной территории, владеют основными теоретическими знаниями.

Суды общей юрисдикции могут начинать судопроизводство по уголовным, гражданским, административным и другим делам.

Правительство РФ

Правительство РФ возглавляет всю систему исполнительной власти РФ. Его статус прописан в Конституции РФ, ряд глав которой посвящен правам и полномочиям Правительства РФ. Структура данного органа гос. власти проста: Председатель Правительства, заместитель Председателя и федеральные министры.

Председателя Правительства РФ назначает Президент после предварительного согласования с ГосДумой. Данный пост может занять гражданин РФ, у которого нет иностранного гражданства. После утверждения в должности, Председатель предлагает Президенту подходящие кандидатуры заместителей и федеральных министров. После этого формируются иные федеральные органы исполнительной власти.

Замечание 17

Членам Правительства РФ и работникам гос. аппарата запрещается иметь гражданство другой страны или вид на постоянное проживание за рубежом. Они не должны совмещать свою работу с занятостью в других органах гос. власти. Им запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность ни самим, ни через доверенных лиц.

Когда на пост приходит новый Президент, Правительство РФ слагает свои полномочия. Действующий Президент может прекратить их досрочно, если:

  1. Правительство уходит в отставку по собственной инициативе.
  2. Принимает решение об отставке Правительства.
  3. ГосДума выражает недоверие Правительству РФ.
  4. ГосДума отвечает на вопрос о доверии отказом.

Замечание 18

Даже если Правительство РФ сложило полномочия, оно будет продолжать работу, пока не сформируется новое Правительство.

Правительство РФ имеет широкий круг полномочий, которые касаются разных сфер управления:

  1. Разрабатывает и предоставляет Думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение, а затем формирует отчет для Думы.
  2. Проводит единую гос. политику в социальной сфере (культура, наука, образование, здравоохранение и социальное обеспечение).
  3. Предпринимает меры по охране собственности и общественного порядка, борется с преступностью.
  4. Вооружает армию РФ и осуществляет поставки военной техники.
  5. Реализует внешнюю политику России, заключает международные соглашения и представляет РФ в международных организациях.

Замечание 19

Функции и полномочия Правительства РФ осуществляются путем принятия постановлений и распоряжений. Первые имеют нормативный характер, вторые предполагают решение текущих вопросов. Данные документы основаны на действующих законах Российской Федерации и подписываются Председателем Правительства.

Деятельность Правительства РФ контролируется Регламентом. Правительство – коллегиальный орган, поэтому все вопросы решаются на заседаниях, при личном участии всех членов Правительства.

Чтобы полноценно осуществлять свои полномочия, Правительство РФ создает собственные территориальные органы и назначает должностных лиц. Оно рассчитывает федеральный бюджет с учетом вновь созданных аппаратов власти, которым требуется содержание. Правительство РФ может отменить действующие акты федеральных органов исполнительной власти или приостановить их действие.

Замечание 20

Если федеральный министр предлагает утвердить или снять с поста заместителя или руководителя федерального органа исполнительной власти, Правительство РФ может прислушаться к его рекомендации и вынести положительный вердикт.

Имперская эпоха

Преобразования Петра I были устремлены на европеизацию внутреннего уклада жизни европейского общества и модернизацию социально-экономического и государственного устройства страны.

Система государственного управления перестраивалась:

  • по европейским образцам;
  • на базе неизменных крепостнических порядков;
  • без продуманного алгоритма и регламента.

Под стать характеру Петра I, реформа государственного управления проводилась жестким курсом в быстрых темпах, в сильной зависимости всех внутренних преобразований от внешней политики.

Боярская дума была заменена Правительствующим Сенатом с «хвостом» контрольных органов. Вместо приказов, учреждены коллегии, введен «Табель о рангах». По окончании Северной войны царя начали именовать Императором, а страна стала Империей.

В целом система государственного управления с изменением функций и названий основополагающих и второстепенных институтов управления государством просуществовала до 1917 года.

Общие сведения

Представительная демократия — политическая система, при которой формально власть исходит от народа страны, но функции по управления государством осуществляются представительными органами, избираемыми гражданами.

Представительная (репрезентативная) модель демократии особенно эффективна для государств с большой территорией, в которых постоянное участие большей части населения в политических процессах затруднено (то есть классическая прямая демократия невозможна), а также при принятии сложных политических решений, требующих профессионального опыта и определенного уровня компетентности. Таким образом, данный способ государственного управления одновременно позволяет учитывать интересы большинства и на их основе принимать соответствующие решения и предотвращает вхождение неподготовленных людей в политику.

Противники представительной демократии

Существует мнение, что институт представительской демократии изжил себя. В доказательство можно изложить данные факты:

  1. Технически собрать референдум любого уровня с любым количеством участников и по любому вопросу — уже сейчас вполне реализуемая задача. Значит избираемые народные представители всех уровней больше не нужны.
  2. Механизм самих выборов устарел. Компьютерные технологии, ставшие обиходом нашей жизни, знают о нас все. Анализ больших массивов информации позволяет точно понять интересы большинства и сформировать, например, идеальный парламент, фракции в котором будут почти точно отображать общественные настроения. 
  3. Выборы в их нынешнем виде прямо противоречат общественному интересу. Управленческие задачи, которые должны решать депутаты, избранные путем всенародного голосования, слишком быстро усложняются. 

Понятие государственного органа исполнительной власти (государственного управления) и его компетенции

Специфика органов государственного управления, их отличие от всех других государственных организаций заключается в содержании их деятельности, которая по своей сути и содержанию является управленческой исполнительно-распорядительной деятельностью, сущностные особенности последней отражаются в управленческой компетенции этих органов.

Легальное определение понятия компетенции органа государственной власти как совокупности полномочий органа государственной власти по предметам его ведения было впервые дано в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции от 20 мая 2002 г.). Полномочия органа государственной власти — это его права и обязанности в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных действий. Основы компетенции органов исполнительной власти и других управляющих субъектов закреплены в Конституции, федеральных законах и законах субъектов Федерации и далее детализируются и конкретизируются в различных нормативных правовых актах — Уставах, Положениях, должностных инструкциях.

Компетенция любого органа исполнительной власти (как, впрочем, и любого другого субъекта управления) как достаточно сложное организационно-юридическое понятие включает в себя четыре обязательных элемента: цели и задачи деятельности органа; обеспечивающие решение этих задач функции управления; полномочия или права и обязанности органа в осуществлении закрепленных за ним управленческих функций; организационные и правовые формы и методы деятельности.

Цели и задачи — область должного, очерчивающая в общем плане отрасль, сферу, предмет деятельности органа (управление отраслью или сферой управления, осуществление контрольно-надзорной деятельности, рассмотрение дел об административных правонарушениях и т.д.).

Функции — содержательная характеристика управленческих действий, которые может, должен и обязан осуществлять соответствующий орган для достижения стоящих перед ним целей и задач, чем конкретно он должен заниматься.

Права и обязанности (или полномочия, правомочия) отражают, закрепляют и показывают пределы участия управляющего субъекта в осуществлении той или иной функции управления.

Организационные и правовые формы и методы деятельности как элементы компетенции органа отражают и закрепляют право и обязанность органа осуществлять определенные управленческие действия (разрешать, запрещать, контролировать и т.д.), принимать соответствующие акты управления (постановления, распоряжения, приказы, инструкции и др.), использовать в своей управленческой деятельности определенные методы воздействия (убеждение, принуждение, стимулирование).

Орган государственной исполнительной власти (орган государственно го управления) как часть государственного аппарата представляет собой государственную организацию, наделенную управленческой компетенцией и осуществляющую задачи и функции государства посредством исполнительно-распорядительной деятельности.

Президент: порядок избрания и полномочия

Россия — это очень централизованная республика, поэтому президент стоит в центре системы власти. По статусу президент — это глава государства. Он представляет государство на внешней арене.

Президент выбирается сроком на 6 лет путем прямого, тайного избирательного права всем населением государства. Отстранение от должности возможно только путем импичмента.

Президент может влиять как на внешнюю, так и на внутреннюю политику государства. Полномочия президента распространяются на такие сферы:

  • исполнительную власть;
  • право законодательной инициативы;
  • сферу безопасности и т. д.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий