Содержание
8 интересных поправок в новый проект
Версия документа, которую выкатили в конце 2019 года, сократилась в несколько раз. Вышеупомянутые замечания частично все же были учтены, но, как прежде, нет четких рекомендаций к действию. Зато появились конкретные предложения поправок в иные НПА. Давайте по порядку.
Предлагается:
Закрепить термины: «электронная транспортная накладная», «оператор», «пользователи электронного документооборота транспортных накладных», «система документооборота электронных транспортных накладных».
Операторам ЭДО транспортных накладных обеспечивать обмен ЭТрН. Фактически они и сейчас этим занимаются.
При подписании использовать простую электронную подпись
Что самое важное, она может быть выдана с использованием ЕСИА. Другой вопрос, что доступ к сервису у операторов ЭДО пока нет.
Переадресовку организовывать только через оператора ЭДО транспортных накладных
Учитывая количество хищений грузов в РФ именно через переадресовку – когда водителю по мобильному телефону сообщают новое место выгрузки, а далее груз «уводят» мошенники – решение вполне разумное.
«Оператор передает электронную транспортную накладную и изменения в ней в информационную систему федерального органа исполнительной власти в области транспорта», – так говорится в проекте. Надо понимать, что есть определенные наработки, идеи рабочих групп, предложения, но самой системы пока всё же нет.
Имеются данные, что федеральный орган исполнительной власти в области транспорта, создаст реестр операторов электронных транспортных накладных. Планируется, что именно Минтранс будет устанавливать порядок формирования и ведения реестра операторов, порядок взаимодействия между операторами и порядок обмена ЭТрН между пользователями электронного документооборота транспортных накладных и операторами.
Разработать формат по согласованию с Федеральной налоговой службой. По моему мнению, это правильное решение.
Внести изменения в ПДД. А именно допустить проверку как бумажных, так и электронных транспортных накладных.
Однозначно этот проект кажется более жизнеспособным, нежели предыдущие его версии. И, по моему мнению, с рядом допущений его можно принять уже сегодня. Конечно, при условии, что будут внесены правки в сопряженные НПА.
Вместо вывода хотелось бы сказать, что 272-е Постановление давно себя изжило, даже несмотря на то, что в справочной правовой системе «КонсультантПлюс» указана дата «от 31 января 2020». Рынок стремительно меняется, а правила 1997 года все еще никто не отменял, и компании вынуждены подстраивать свой бизнес под устаревшее законодательство, что, конечно, в корне неверно. Но это уже совсем другая история.
V. Сроки доставки, выдача груза. Очистка транспортных средств и контейнеров
63. Перевозчик доставляет и выдает груз грузополучателю по адресу, указанному грузоотправителем в транспортной накладной, грузополучатель — принимает доставленный ему груз. Перевозчик осуществляет доставку груза в срок, установленный договором перевозки груза. В случае если в договоре перевозки груза сроки не установлены, доставка груза осуществляется:
а) в городском, пригородном сообщении — в суточный срок;
б) в междугородном или международном сообщениях — из расчета одни сутки на каждые 300 км расстояния перевозки.
64. О задержке доставки груза перевозчик информирует грузоотправителя и грузополучателя. Если иное не установлено договором перевозки груза, грузоотправитель и грузополучатель вправе считать груз утраченным и потребовать возмещения ущерба за утраченный груз, если он не был выдан грузополучателю по его требованию:
а) в течение 10 дней со дня приема груза для перевозки — при перевозке в городском и пригородном сообщениях;
б) в течение 30 дней со дня, когда груз должен был быть выдан грузополучателю, — при перевозке в междугородном сообщении.
65. Грузополучатель вправе отказаться от принятия груза и потребовать от перевозчика возмещения ущерба в случае повреждения (порчи) груза в процессе перевозки по вине перевозчика, если использование груза по прямому назначению невозможно.
66. В случае отказа грузополучателя принять груз по причинам, не зависящим от перевозчика, последний вправе доставить груз по указанному грузоотправителем новому адресу (переадресовка груза), а при невозможности доставки груза по новому адресу — возвратить груз грузоотправителю с соответствующим предварительным уведомлением. Расходы на перевозку груза при его возврате или переадресовке возмещаются за счет грузоотправителя.
67. Переадресовка груза осуществляется в следующем порядке:
а) водитель с использованием средств связи информирует перевозчика о дате, времени и причинах отказа грузополучателя принять груз;
б) перевозчик в письменной форме либо с использованием средств связи уведомляет грузоотправителя об отказе и причинах отказа грузополучателя принять груз и запрашивает указание о переадресовке груза;
в) при неполучении от грузоотправителя переадресовки в течение 2 часов с момента его уведомления о невозможности доставки груза перевозчик в письменной форме уведомляет грузоотправителя о возврате груза и дает указание водителю о возврате груза грузоотправителю;
г) при получении от грузоотправителя указания о переадресовке груза до его доставки грузополучателю, указанному в транспортной накладной, перевозчик с использованием средств связи информирует водителя о переадресовке.
68. При подаче транспортного средства под выгрузку грузополучатель отмечает в транспортной накладной в присутствии перевозчика (водителя) фактические дату и время подачи транспортного средства под выгрузку, а также состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования, массу груза и количество грузовых мест.
69. По завершении пользования транспортным средством фрахтователь отмечает в заказе-наряде в присутствии фрахтовщика (водителя) фактические дату и время завершения пользования транспортным средством.
70. Проверка массы груза и количества грузовых мест, а также выдача груза грузополучателю осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 15 Федерального закона.
71. После выгрузки грузов транспортные средства и контейнеры должны быть очищены от остатков этих грузов, а после перевозки грузов по перечню согласно приложению № транспортные средства и контейнеры должны быть промыты и при необходимости продезинфицированы.
72. Обязанность по очистке, промывке и дезинфекции транспортных средств и контейнеров лежит на грузополучателях. Перевозчик по согласованию с грузополучателем вправе принимать на себя за плату выполнение работ по промывке и дезинфекции транспортных средств и контейнеров.
Приложение № 2
к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом
Допустимая нагрузка на ось транспортного средства
Расположение осей транспортного средства |
Расстояние между сближенными осями (метров) |
Допустимая нагрузка на ось колесного транспортного средства в зависимости от нормативной (расчетной) нагрузки на ось (тонн) и числа колес на оси, (тонн) |
||
для автомобильных дорог, рассчитанных на нагрузку 6 тонн на ось |
для автомобильных дорог, рассчитанных на нагрузку 10 тонн на ось |
для автомобильных дорог, рассчитанных на осевую нагрузку 11,5 тонны на ось |
||
Одиночная ось (масса, приходящаяся на ось) |
свыше 2,5 |
5,5 (6) |
9 (10) |
10,5 (11,5) |
Двухосная группа (сумма масс осей, входящих в группу из 2 сближенных осей) |
до 1 (включительно) |
8 (9) |
10 (11) |
11,5 (12,5) |
свыше 1 до 1,3 (включительно) |
9 (10) |
13 (14) |
14 (16) |
|
свыше 1,3 до 1,8 (включительно) |
10 (11) |
15 (16) |
17 (18) |
|
свыше 1,8 до 2,5 (включительно) |
11 (12) |
17 (18) |
18 (20) |
|
Трехосная группа (сумма масс осей, входящих в группу из 3 сближенных осей) |
до 1 (включительно) |
11 (12) |
15 (16,5) |
17 (18) |
свыше 1 до 1,3 (включительно) |
12 (13) |
18 (19,5) |
20 (21) |
|
свыше 1,3 до 1,8 (включительно) |
13,5 (15) |
21 (22,5) |
23,5 (24) |
|
свыше 1,8 до 2,5 (включительно) |
15 (16) |
22 (23) |
25 (26) |
|
Сближенные оси транспортных средств, имеющие на каждой оси не более 4 колес (нагрузка, приходящаяся на ось в группе из 4 осей и более) |
до 1 (включительно) |
3,5 (4) |
5 (5,5) |
5,5 (6) |
свыше 1 до 1,3 (включительно) |
4 (4,5) |
6 (6,5) |
6,5 (7) |
|
свыше 1,3 до 1,8 (включительно) |
4,5 (5) |
6,5 (7) |
7,5 (8) |
|
свыше 1,8 до 2,5 (включительно) |
5 (5,5) |
7 (7,5) |
8,5 (9) |
|
Сближенные оси транспортных средств, имеющие на каждой оси по 8 и более колес (нагрузка, приходящаяся на ось в группе осей) |
до 1 (включительно) |
6 |
9,5 |
11 |
свыше 1 до 1,3 (включительно) |
6,5 |
10,5 |
12 |
|
свыше 1,3 до 1,8 (включительно) |
7,5 |
12 |
14 |
|
свыше 1,8 до 2,5 (включительно) |
8,5 |
13,5 |
16 |
____________
* В случае установления владельцем автомобильной дороги соответствующих дорожных знаков и размещения на его официальном сайте информации о допустимой для автомобильной дороги осевой нагрузке транспортного средства.
** Для транспортных средств, имеющих оси и группы осей с односкатными колесами, оборудованными пневматической или эквивалентной ей подвеской.
*** Группа сближенных осей — это сгруппированные оси, конструктивно объединенные и (или) не объединенные в тележку, с расстоянием до ближайшей оси до 2,5 метра (включительно).
**** Масса, приходящаяся на ось, или сумма масс осей, входящих в группу осей.
Примечание. 1. В скобках приведены значения для осей с двухскатными колесами, без скобок — для осей с односкатными колесами.
2. Двухосные и трехосные группы, имеющие в своем составе оси с односкатными и двухскатными колесами, следует рассматривать как группы осей, имеющие в своем составе оси с односкатными колесами.
3. Допускается неравномерное распределение нагрузки по осям для двухосных и трехосных групп, если фактическая нагрузка на группу осей не превышает допустимую нагрузку на группу осей с односкатными или двухскатными колесами и фактическая нагрузка на наиболее нагруженную ось в двухосных и трехосных группах не превышает допустимую осевую нагрузку одиночной оси с односкатными или двускатными колесами соответственно.
4. При наличии в группах осей различных значений межосевых расстояний каждому расстоянию между осями присваивается значение, полученное методом арифметического усреднения (суммы всех межосевых расстояний в группе делятся на количество межосевых расстояний в группе). Межосевое расстояние, полученное методом арифметического усреднения, присваивается двухосевым и трехосным группам для определения допустимой нагрузки.
Почему не приняли версию проекта Постановления № 272 от сентября 2018 года?
- Не предусмотрено взаимодействие с привлечением экспедиторских компаний;
- Не предусмотрена процедура работы с документом в случае использования роуминга;
- Нет описания единого формата для всех операторов ЭДО, и не ясно, кто его разработает;
- Отсутствуют четкие инструкции и рекомендации, как можно представлять документы по месту требования (ГИБДД, суды, ФНС и др.).
По этим причинам, вероятно, проект постановления и не приняли. К слову, сейчас существует множество рабочих групп, через которые бизнес-сообщество старается влиять на НПА:
- Рабочая группа при «Сколково».
- Сообщество ECR, куда входят представители всех сторон перевозки и операторы ЭДО.
- АНО «Цифровая экономика» и др.
Однако, воз и ныне там. Обсуждения идут, а правки так и не принимаются.