Классный час по пожарной безопасности, 10 класс

Техника безопасности при тушении пожара пожарными расчетами

Эффективность тушения очагов возгорания полностью зависит от того, как своевременно и четко смогут развернуться пожарные подразделения

Но пожар – стихия непредсказуемая, поэтому важно строго соблюдать требования безопасности при тушении пожара. Каковы эти требования

Главная задача – разведка, которую проводят все время (не переставая) на протяжении всего процесса тушения огня. Потому что ситуация постоянно изменяется. Для этого пожарные выделяют команду в главе с командиром, которые отслеживают изменения, происходящие в зоне возгорания. К примеру, какие материалы горят, насколько быстро, какое количество сгорело или еще должно сгореть. Они также отслеживают ситуации, связанные с личным составом. Например, скопление пожарных на участке интенсивного горения. То есть разведчики должны предупреждать своих товарищей о том, как изменяется ситуация.

Разведка на пожаре

Главные силы пожарных частей – ствольщики, которые с помощью пожарных рукавов подают огнетушащее вещество в зону горения. У них свои требования ТБ при разных пожарах, но есть общие положения:

  • месторасположения – около участка с наименьшей интенсивностью горения;
  • с наветренной стороны, чтобы пламя и искры не мешали работать;
  • работу проводить только вдвоем, как минимум;
  • если появляется вероятность обрушения конструкций, то ствольщики уводятся на безопасное расстояние.

И другие требования, касающиеся техники безопасности:

  • командиром подразделения выбирается оптимальная схема расстановки ствольщиков;
  • организуется беспрерывное водоснабжение пожарных рукавов;
  • в зимнее время используются пожарные рукава 66 или 77 мм, а также лафетные стволы типа «А»;
  • зимой вода подается на рукава беспрерывно, чтобы не замерзла;
  • при необходимости магистрали утепляются;
  • нельзя проводить прокладку пожарных рукавов на высоте по пожарным лестницам или рядом с ними;
  • в наличии всегда должны быть запасные рукава, которые можно перебрасывать на другие участки или удлинять действующие магистрали.

Правильная расстановка ствольщиков на пожаре – залог успеха

Главная задача пожарных – спасение людей и материальных ценностей. Эти действия также подчиняются мерам безопасности при тушении пожаров. Здесь все надо провести быстро, но с минимальными потерями

То есть с соблюдением мер предосторожности, а точнее, с минимальным нанесением травм и увечий

Поэтому на основании проведенной разведки командир пожарного подразделения выбирает порядок и способы спасения людей

Здесь важно учесть обстановку на пожаре и состояние самих людей (физическое и психологическое). Самое простое – это спасать с нижних этажей

Действия пожарных заключаются в том, что они просто помогают людям покинуть горящий объект. Кого-то выносят на руках или на носилках, кто-то из пострадавших самостоятельно эвакуируется. В любом случае покинуть здание должны все без исключения.

Сложнее проводить мероприятия по спасению с верхних этажей. Для этого пожарные используют стандартные средства: лестницы, веревки, спасательные рукава, автоподъемники, прыжковые спасательные приспособления и прочее. Главная задача при использовании этих устройств – их исправное техническое состояние, которое постоянно проверяется не пожара.

Эвакуация при пожаре с помощью веревки

Что касается техники безопасности, то, к примеру, если спасательные работы производятся с помощью веревки:

  • ее длины должно хватать до земли или балкона, находящегося вне зоны горения;
  • одну петлю надежно крепят на спасаемом, вторую привязывают к конструкции горящего здания;
  • нельзя использовать мокрые веревки или даже с незначительными дефектами;
  • нельзя использовать веревки, которые не входят в комплектацию пожарного инвентаря.

Добавим, что пожарные инструменты должны всегда находиться в технически исправном состоянии. Техника безопасности базируется на том, что применяемый инвентарь, инструмент или оборудование на пожаре не должно подвести

Это важно в ситуациях, когда какое-то количество людей заперто в помещении и отрезано от эвакуационных маршрутов. В этом случае спасатели любыми путями пробиваются к ним и стараются предотвратить обрушение конструкций здания

А без надежного инструмента этого не сделать.

В такие помещения стараются подать свежий воздух, а при необходимости питьевую воду и еду, средства индивидуальной защиты и медикаменты.

В видео рассказывается о правилах пожарной безопасности и поведения при пожаре:

Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре  ВидеоинструктажПравила пожарной безопасности и поведения при пожаре Видеоинструктаж

Урок 3Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасностиОбеспечение личной безопасности при пожарах

Федеральный закон «О пожарной безопасности»

Федеральный закон «О пожарной безопасности»

Личная безопасность человека в ситуациях, возникающих при пожаре, прежде всего зависит от его поведения, соблюдения правил пожарной безопасности в повседневной жизни и умения действовать во время пожара.

Необходимость соблюдения правил пожарной безопасности диктуется законами жизни и определена законодательством Российской Федерации.

Для граждан Российской Федерации Федеральным законом «О пожарной безопасности» (от 21 декабря 1994 г.) предусмотрены определенные права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности. Перечислим некоторые из них.

Граждане имеют право на:• защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;
• возмещение ущерба, причиненного пожаром, в установленном порядке;
• участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;
• получение информации по вопросам пожарной безопасности;
• участие в мероприятиях по обеспечению пожарной безопасности.

Граждане обязаны:• соблюдать требования пожарной безопасности (в том числе научиться обращению с огнем в повседневной жизни;
• следить за состоянием электропроводки;
• не захламлять чердаки, подвалы, балконы и лоджии;
• знать подручные средства пожаротушения в доме (квартире);
• научиться пользоваться огнетушителем и другими первичными средствами пожаротушения);
• иметь в помещении первичные средства тушения пожаров в соответствии с правилами пожарной безопасности (чаще всего для ликвидации пожаров используют воду или песок. Бензин, ацетон, краски и другие легковоспламеняющиеся жидкости, загоревшиеся в доме, гараже, кладовой, тушат с применением воздушно-пенного огнетушителя. Если его нет, используются плотная ткань, одежда либо другие вещи, смоченные водой. В отдельных случаях для ликвидации возгорания можно использовать метод захлестывания: по кромке огня ударяют метлами, одеждой, ветками. Удары должны быть короткими и резкими, чтобы исключить приток воздуха);
• при обнаружении пожаров немедленно уведомить пожарную охрану;
• до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;
• оказывать содействие пожарной охране при тушении пожара;
• выполнять законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Граждане несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности:• за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в ее области они могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

В частности, в статье 167 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) предусмотрено: за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, совершенное путем поджога и повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, — наказание путем лишения свободы на срок до 5 лет.

Кроме соблюдения установленных законодательством норм в области пожарной безопасности, каждому человеку необходимо владеть определенным минимумом знаний и умений безопасного поведения во время пожара. В настоящее время накоплен довольно обширный опыт и разработаны рекомендации по правилам безопасного поведения во время пожара.

Приведем наиболее характерные и часто встречающиеся опасные ситуации во время пожара и рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в них.

Следующая страница Пожар в квартире

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о безопасности. Окружающий нас мир полон неожиданностей и опасностей. Опасности могут подстерегать нас везде, даже дома. Скажите, какие предметы в доме можно считать опасными и почему? (Ответы детей) Ребята,вы уже знаете: для того чтобы с вами не произошел несчастный случай, вы должны быть внимательными, без разрешения родителей не брать те предметы, которые могут привести к травме.

А сейчас, ребята, я хочу рассказать вам про огонь. Огонь – одно из самых больших чудес природы. Огонь дарит человеку тепло, используется для приготовления пищи. Но если огонь выйдет из – под контроля человека, то превращается в страшное бедствие – пожар, который несет разрушение, горе, боль. Пламя пожара не жалеет никого и ничего. В пламени пожара скручиваются даже стальные балки, рушатся стены домов, гибнут люди. Как вы думаете, отчего возникает пожар? (Дети играют со спичками, зажигалками, забыли выключить утюг, телевизор, неправильно пользовались газом.) Поэтому, чтобы в вашем доме не произошло несчастья, вы должны запомнить главные правила…

Посмотрите у меня в руке небольшой шар. Я взяла его не случайно. Раньше в случае пожара звонили в колокол или поднимали вверх воздушный шар. Сейчас мы поиграем в игру «Если возник пожар».

Дети стоят в кругу. У воспитателя в руках красный воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому.

1. Что за тесный, тесный дом?

Сто сестричек жмутся в нем.

И любая из сестричек

Может вспыхнуть, как костер.

Не шути с сестричками,

Тоненькими… (спичками).

2. Висит — молчит,

а перевернешь, шипит, и пена летит (огнетушитель).

3. Раскалился если вдруг

Электрический утюг

Что должны вы сделать детки?

Вынуть вилку из… (розетки).

4. Если младшие сестренки

Зажигают дома спички

Что должны вы предпринять

Сразу спички (отобрать).

5. Если хочешь ты гулять

Вскачь не надо убегать

Закрывая в доме дверь

Все ли выключил? (проверь).

6. Упал на пол уголек-

Деревянный пол зажег

Не смотри, не жди, не стой

А залей его (водой).

7. Победит огонь коварный

Тот, кого зовут… (пожарный).

8. Если вдруг пожар возник

Ты обязан в тот же миг

В часть пожарным позвонить

О пожаре… (сообщить).

Правильно, нужно срочно вызвать пожарных. Какой нужно набрать номер? (01). Обязательно нужно указать адрес, чтобы пожарные знали куда ехать.

Воспитатель предлагает одному из детей набрать номер и вызвать пожарных: «Приезжайте, у нас пожар. Улица 6ой микрорайон дом29а, детский сад «153»».

На экране появляется картинка пожарного.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

С огнём бороться мы должны,

Мы смелые работники.

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Так кто же мы? (Пожарные)

Воспитатель: Молодцы угадали, кто это. Сейчас вы узнаете много нового и полезного для себя. У пожарных есть специальная одежда, которая защищает их во время пожара. Она сделана из специальной ткани, которая почти не горит. На голове у них стальная каска, на ногах — прочные и удобные сапоги. Ведь пожарный бесстрашно идет в огонь!

У пожарных есть специальная машина. Кто догадался, как она называется? (пожарная машина). От слова “пожар” её называют пожарной машиной, а люди, которые тушат пожар – пожарные. “Пожарная машина – эта машина специального назначения. Она всегда красным цветом, чтобы её было видно издалека. Красный цвет – цвет огня. Едет пожарная машина быстро, чтобы успеть потушить огонь и спасти людей”.

Когда машина едет по дороге её не только видно, но и слышно сирену, чтобы другие машины слышали звуковой сигнал и уступали пожарной машине дорогу.

В пожарной машине находится (воспитатель показывает предметы и предлагает детям повторить) огнетушитель, в котором находится особая пена. Ещё у них есть специальные шланги, которые называют “рукавами”. Воду в шланги накачивает насос. Если пожар на высоком этаже, то проникнуть внутрь горящего дома и спасти людей, помогает складная лестница. Имеется лопата. А вы знаете, что пожар легче предупредить, чем потушить? Но для этого надо соблюдать правила пожарной безопасности…

Воспитатель: Ребята, а вы знаете правила пожарной безопасности (ответы детей)

Молодцы ребята, и за то, что вы знаете все правила я вручаю вам медали, вы усвоили все на “отлично”.

Звучит “Марш пожарных” вручают медали.

Конспект классного часа по ОБЖ для старшеклассников. Практикум на тему: «Поведение и действия учащихся в случае пожара при нахождении в школе»

Цель: сделать анализ возможной обстановки в школе в результате пожара; определить и отработать действия при пожаре в школе.

Оборудование: противопожарные краны, шланги, огнетушители и другие первичные средства пожаротушения.

Ход занятия

I. Вступительное слово учителя.

Учитель. Пожары — это неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой гибель людей и уничтожение материальных ценностей

Причиной возникновения пожаров, как вам известно, является неосторожное обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности, самовозгорание сухой растительности и торфа, возгорание от электрического разряда молнии

За последние 20 лет чрезвычайные ситуации с пожарами резко участились. Ежегодно в России происходит около 250 тысяч пожаров, на которых погибает порядка 16 тысяч человек

Основными причинами пожаров являются: неосторожное обращение с огнем, неисправность электрооборудования, неисправность производственного оборудования и нарушение правил техники безопасности. Особую тревогу вызывают случаи пожаров в образовательных учреждениях, гибель детей (учитель или учащиеся приводят статистику и примеры из средств печати федерального и местного значения)

В связи с этим каждый из вас должен овладеть четкими, квалифицированными действиями в случае пожара.

II. Алгоритм действий учащихся в случае пожара.

Учитель. Ваши действия по конкретно сложившейся обстановке при пожаре заключаются в следующем:

1. Прекратить занятия и под руководством учителя организованно, без паники, покинуть здание школы через эвакуационные выходы. Решительно пресекать панику среди младших школьников, не терять самообладания и выдержку.

2. До прибытия пожарной команды силами учащихся старших классов принять энергичные меры к локализации очага, используя в этих целях противопожарные гидранты, огнетушители, ящики с песком, землю, покрывала и другие средства.

При пользовании пожарным краном необходимо: открыть дверку шкафа, раскатать и направить ствол рукава в очаг огня, открыть вентиль. Для приведения в действие пенного огнетушителя следует поднять рукоятку вверх и откинуть ее до отказа, перевернуть огнетушитель вверх дном, образовавшуюся струю пены направить на горящую поверхность.

3. Перед входом в горящее помещение необходимо накрыться с головой мокрым полотенцем, в сильно задымленном помещении двигаться пригнувшись или ползком, для защиты от угарного газа дышать через увлажненную ткань.

4. Если загорелась одежда, надо лечь и путем перекатывания сбить пламя, нельзя бежать, а увидев человека в горящей одежде накрыть его покрывалом и плотно прижать.

III. Кроссворд «Поражающие факторы при пожаре».

Задания к кроссворду.

По горизонтали: 1. Повреждения тканей тела из-за высокой температуры. 2. Средство пожаротушения. 3. Какой орган защищает ватно-марлевая повязка при пожаре? 4. Остановка пожара на путях его распространения.

По вертикали: 1. Признак ожога 4-й степени. 2. Ожог, вызванный пламенем. 3. Признак ожога 2-й степени. 4. Как называется плотная обуглившаяся кожная ткань, образовавшаяся от ожога 3-й степени? 5. Способ прекращения горения веществ и материалов.

IV. Практикум.

1. Отработка (тренировочное объектовое практическое задание) действий учащихся по учебной вводной «Пожар в школе».

Учащиеся под руководством учителя в результате проведенного практикума должны показать:

1. Знание порядка действий на случай пожара в школе.

2. Умение применить стационарные и подручные средства пожаротушения, средства индивидуальной защиты (СИЗ).

3. Владение приемами транспортировки пострадавших во время пожара и оказания помощи при ожогах.

Описание учебной вводной.

Учитель создает имитационную ситуацию возгорания. По договоренности с дежурным по звонкам должен прозвучать школьный сигнал оповещения «Пожар!» (длинный, два коротких звонка), после чего учащиеся должны предпринять меры к локализации (тушению) огня и эвакуироваться через запасные выходы за установленное (нормированное) время.

2. Подведение итогов практикума.

В конце практикума учащиеся сначала самостоятельно анализируют свои действия, устанавливают ошибки, которые в реальной обстановке могут привести к трагическим последствиям, затем учитель подводит окончательный итог тренировке и выставляет общую оценку действиям учащихся.

V. Итог урока.

— С какими трудностями столкнулись при эвакуации?

— Как оцениваете свои действия при локализации пожара?

— Какую помощь могут оказать учащиеся старших классов педколлективу в случае пожара?

— Какими способностями и навыками еще необходимо овладеть?

Классификация

По месту возникновения природные пожары бывают:

Лесные – основным объектом горения является лес, кустарники, лесная подстилка.Причинами лесных пожаров бывают неосторожное обращение с огнем, умышленные поджоги, а также некоторые природные явления. Последствиями лесной стихии в основном является уничтожение огромных лесных массивов, причинение вреда здоровью человека

К характеристике данного типа относят быстрое распространение огня, большую площадь поражения, выброс токсичных веществ. Возгорание в лесах особо опасно из-за больших неогороженных территорий, а также из-за позднего реагирования. Однако после возникновения стихии появляется возможность спрогнозировать ее дальнейшее развитие.
Существует два вида лесных пожаров по характеру их распространения: низовой и верховой. Низовой охватывает опавшие листья, хвою, кору, пни, а также мох, траву, кустарники. Из низовых происходят верховые, основным объектом поражения которых являются кроны деревьев. Оба типа могут быть устойчивыми (распространение огня по всей длине дерева) либо беглыми (быстрая скорость распространения в прямой зависимости от направления ветра).
Степные – причиной чаще всего является сжигание старой травы, которое не контролировалось должным образом.Степной пожар опасен угрозой уничтожения урожая, а также высокой скоростью распространения. Частота возгораний обусловлена большим количеством неиспользуемых и невспаханных полей, на которых скапливается сухая трава, способная быстро загореться. Однако даже на используемых полях велика вероятность возгорания. Контроль за сжиганием травы практически отсутствует, поэтому часто пал выходит из-под контроля и распространяется на большие территории.
Торфяные (подземные) – наиболее длительный по времени своего протекания тип явления.Основной причиной возникновения торфяных пожаров является сжигание сухой травы. Очаг возгорания имеет вид углубления в земле до полутора метров глубиной. Продолжительность может достигать нескольких лет. Сам по себе торф загореться не в состоянии, а значит единственной причиной его воспламенения является человек.

Сложность пожара с точки зрения его тушения определяется рангом. От данного параметра зависит количество отделений, привлекаемых для тушения. Исходя из этого стихии присваивается один из следующих рангов:

  • Номер 1. Задействовано два отделения, использующие две пожарные машины.
  • Номер 1-БИС. Возможность запроса двух дополнительных отделений при увеличении масштаба возгорания.
  • Номер 2. Увеличение работающих отделений до шести единиц. Возгорания, происходящие в объектах с массовым пребыванием (больницы, школы).
  • Номер 3. Увеличение работающих отделений до десяти единиц. Возгорание на особо опасных объектах (атомные станции).
  • Номер 4. Ухудшение обстановки, привлечение трех дополнительных отделений.
  • Номер 5. Количество отделений повышается до пятнадцати единиц.

По своему типу пожар может быть:

  • Индустриальный – на объектах инфраструктуры. Характеризуется горением техники, велика вероятность самовоспламенения веществ, применяемых в производстве.
  • Бытовой – объектами являются жилые дома.
  • Природный – лесной, степной, торфяной.

Исходя из плотности застройки явление делится на:

  • Отдельный – возгорание отдельной постройки.
  • Сплошной – возгорание большей территории. Плотность застройки более двадцати процентов.
  • Огненный шторм. Возникает при объединении нескольких очагов стихии в один.
  • Продолжительное тление.

В зависимости от вида горящих веществ и материалов существуют классы явления:

  • Класс А. Твердые вещества.
  • Класс В. Жидкости.
  • Класс С. Газы.
  • Класс D. Металлы.
  • Класс E. Электроустановки.
  • Класс F. Ядерные материалы.

Независимо от типа неконтролируемое горение может привести к крупным материальным потерям, стать угрозой жизни и здоровью человека. Для предупреждения явления проводится регулярная профилактика, включающая обучение пожарной безопасности, технические разработки, надзор за выполнением пожарных норм.

Ход занятия:

Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла Маша.

Маша: Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуй Маша!

Воспитатель: Машенька, а почему ты грустная и у тебя забинтована рука?

Маша: Мама с папой ушли на работу, а я осталась играться дома. Сначала играла в кукла, потом в кубики. И вдруг на полочке я увидела коробочку с палочками. Решила их зажечь. Огонь быстро вспыхнул, так красиво горел, а потом вдруг подкрался и обжог мне ручку. Мне было очень больно, и стала плакать. Когда мама вернулась, она перевязала мне руку.

Воспитатель: Маша, покажи нам эти палочки. Так это же спички. А разве можно брать спички?

Дети: нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: Можно из-за спичек устроить пожар и обжечься.

Давайте поиграем в игру «Топаем, хлопаем».

Условия: если дети поступают правильно — хлопать, если не правильно — топать.

Что с огнем играть нельзя. (хлопают)

Спички весело горят,

Буду с ними я играть. (топают)

Рома убежал за дом,

Там играет он с огнем. (топают)

Он опасен, Миша знает,

Утюг больше не включает. (хлопают)

Вика с Лерою играют,

На печи газ зажигают. (топают)

Все теперь ребята знают,

Что с огнем играть нельзя? (да)

Воспитатель: Молодцы! Помните, ребята, правила эти. И ты, Миша, знай, что нельзя играть со спичками, иначе может случиться беда. Выздоравливай. А мы немного отдохнем.

Физ.Минутка:

Дружно мы насос включаем,

Воду из реки качаем.

Влево – раз, вправо – два,

Потекла ручьем вода.

Раз, два, три, четыре

Весь пожар потушили,

Хорошо мы потрудились.

Послушайте отрывок из стихотворения С. Маршака «Кошкин дом».

Словечко за словечком —

И снова разговор,

А дома перед печкой

Огонь прожёг ковёр.

Ещё одно мгновенье —

И лёгкий огонёк

Сосновые поленья

Окутал, обволок.

Взобрался по обоям,

Вскарабкался на стол

И разлетелся роем

Золотокрылых пчёл.

— Что случилось в этом доме?

Дети: Пожар

Воспитатель: Скажите, что нужно делать, если пожар все-таки случился?

Дети: Нужно позвонить по номеру –«01»

Воспитатель: Ребята, а что нужно сказать, чтобы пожарная машина приехала быстро?

Дети: По возможности попытаться потушить его самостоятельно

(залить водой, засыпать песком или землёй, сбить материалом).

Назвать свой адрес!

Воспитатель: Молодцы, ребятки. А сейчас мы проверим, как вы знаете свой домашний адрес. Давайте поиграем в игру, которая называется «Кто быстрее».

(Дети делятся на две команды, подбегают к телефону набирают «01» и называют свой домашний адрес)

А теперь я хочу предложить вам игру «отгадай»

1. Шипит и злится, воды боится.

С языком, а не лает. Без зубов, а кусает?

(огонь)

2. Что бывает, если птички

Зажигают дома спички?

(пожар)

3. Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова,

Целый час, а может два.

Ты его рукой не тронь,

Искусает всю.

(огонь)

4. Выпал на пол уголёк, деревянный пол зажег.

Не смотри, не жди, не стой.

А залей его.

(водой)

5. Если младшие сестрички

Зажигают дома спички.

Что ты должен предпринять?

Сразу спички те.

(отнять)

Воспитатель:

Поиграем : «Это я, это я, это все мои друзья». Я читаю стихи, а вы если так не делаете, то молчите, если считаете, что нужно поступать именно так,говорите хором: «Это я, это я, это все мои друзья» .

Будьте внимательны!

— Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

— Кто из вас, заметив дым,закричит: “Пожар, горим!”

— Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем?

— Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

— Кто от маленькой сестрички прячет дома, дети, спички?

Воспитатель:

Молодцы.А теперь подведем итог:

— О чем мы сегодня говорили? (о пожаре).

— Почему он возникает? (спички, свеча, керосин, бензин)

— Что мы должны делать, если случился пожар?

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий