Пожарно-строевая подготовка

Порядок выполнения упражнения

Личный состав построен в одну шеренгу у АЦ, разбить личный состав на группы (пары) распределить номера расчёта, объявить порядок и очерёдность выполнения упраж­нения.

Исходное положение пожарного у заднего колеса АЦ (автонасоса).

По команде “По стационарной лестнице с помощью лестницы-Палки на крышу (Этаж) – Марш!” Пожарный поднимается на кузов авто­цистерны (автонасоса) и снимает лестницу-палку, переносит ее, при­ставляет сбоку к стационарной лестнице, поднимается по лестнице-палке (при наличии щита, открепляет его и опускает вниз), переходит на стацио­нарную лестницу и поднимается на крышу (этаж). При этом пожарный смотрит на ступень, за которую будет браться рукой. Поднявшись на крышу, поворачивается лицом наружу, смотрит перед собой.

По команде “Вниз – Марш!” Пожарный поворачивается кругом, берется руками за тетивы ста­ционарной лестницы, ставит одну ногу на ступень лестницы, затем ря­дом ставит другую ногу и начинает спуск, смотря прямо перед собой. Пройдя второй этаж, смотрит вниз на лестницу-палку, переходит на нее и спускается на землю.

По команде “Лестницу-Палку – Убрать!” Пожарный складывает лестницу-палку, переносит и укладывает ее на АЦ (автонасос). Становится на исходном положении.

По команде: «Ствол по стационарной лестнице – на крышу – марш!» Пожарный стоит у входа на лестницу,  рукавная  линия  в скатках  находится  у ног пожарного,  соединительные головки  соединены, один конец линии с присоединенным  стволом перекинут  через  левое плечо, стволом к спине, при этом рукав, идущий вниз, пожарный пропускает между ног или под правой рукой и поднимается вверх по лестнице. Затем пожарный переходит на крышу, стоит обеими ногами на заданной высоте, создает необходимый запас рукава, закрепляется карабином за ступеньку лестницы,  рукавная линия  закреплена  задержкой и докладывает: «Ствол – готов!».

Результат фиксируется по закреплению задержки.

Порядок определения оценки

Для ЛС это делается таким способом:

  • отлично – когда норматив полностью сдан;
  • хорошо – если выполнен с требованиями;
  • удовлетворительно – при сдаче на подходящую оценку.

Индивидуально:

  • отлично – когда больше половины выполнено досконально, а часть средне;
  • хорошо – основная часть сдана на оценку, а другие со значением ниже;
  • удовлетворительно – менее 70% результатов со средними показателями.

Караулу:

  • отлично – 100% служащих одобрительно сдали нормы, 50% получили эту отметку;
  • хорошо – 100% сотрудников позитивно оценены, а половина не ниже данного значения;
  • удовлетворительно – 90% достойно сдали экзамен.

Процесс и виды подготовки

Методическими рекомендациями предусмотрен комплексный подход к подготовке. Он содержит как профильную информацию, так и из смежных областей. Например, немало внимания уделяется охране труда.

Теоретические занятия представляют собой ознакомительные лекции на тему работы с техникой, приборами и агрегатами. Практические занятия представлены в виде , которые делятся на несколько подвидов и проводятся для закрепления полученных знаний.

Могут проходить на объектах, подготовленных полигонах и площадках с воссозданием условий, возникающих при пожаре или чрезвычайных ситуациях. Внеклассные занятия нужны для проверки бойцов. Нередко руководители обучения организовывают сдачу нормативов, состязания и спортивные мероприятия.

Для реализации любой программы применяется общий систематический принцип обучения. Он предполагает поэтапное освоение навыков с помощью нескольких методов. Лицо, проводящее обучение, доносит информацию до учащихся, объясняет ее с помощью демонстраций и упражнений, проводит тренировки с целью прочности усвоения материала вместе с навыками.

Другие методы — контроль знаний и разъяснительные беседы с подведением итогов. Любой урок должен иметь определенную структуру, включающую все методы. Однако большую часть занятия занимают упражнения.

Цели и задачи

Пожарно-строевая подготовка является эффективным инструментом для улучшения работоспособности и сплоченности коллектива. Она направлена на повышение квалификации личного состава и снижение временных затрат при выполнении прямых обязанностей. По мере совершенствования техники и средств, поступающих в распоряжение гарнизонов, в программу подготовки включают принципы работы с ними.

Важный момент в подготовке — объединение коллектива. Командная работа подразумевает четкое распределение обязанностей, знание организационной структуры и взаимопонимание между коллегами.

В ходе обучения также рассматривают, тренируют и закрепляют профессионально-прикладные навыки.

Еще пожарно-строевая подготовка подразумевает организационную работу в учебном процессе, контролирование успеваемости с последующей оценкой знаний, профессиональную подготовку руководителей занятий.

Нормативы ПСП

В документе есть общие положения. Также здесь прописано, за какой период личному составу требуется выполнить определенное действие. Он получает оценки.

Рассмотрим детальнее.

Надевание боевой и специальной одежды и снаряжения

Сдача норм происходит на время. Приведем стандарты.

Условия выполнения следующие:

  • боевую одежду укладывают произвольно;
  • экзаменуемый стоит «смирно» в 1 м от снаряжения;
  • в завершении куртка должна быть застегнута, ремень в пряжке, каска надета.

Одевание теплоотражательного костюма: 70, 75, 80 с. ТК-800 нужно экипировать правильно. Время не ограничено.

Сбор и выезд по тревоге

Здесь также нормативы учитывают в секундах с посадкой в отъехавшую за ворота спецтехнику.

Если ее марка АЦ 40 (130) 63Б-ЗИЛ, то в составе отделения:

  • отлично – 30;
  • хорошо – 34 сек.;
  • удовлетворительно – 38;

Караул: 34, 38, 42 соответственно.

Автомобиль КамАЗ:

  • с отрядом – 36, 40, 44 секунд;
  • со сменой: 40, 45, 50 с.

Урал:

  • отделение – 38, 43, 48;
  • с караулом – 43, 48, 52 с.

Такой перечень нормативов по пожарно-строевой подготовке, касаясь сбора и отправки охраны по тревоге, после получения приказа.

Действия со средствами спасения и тушения

Условия и время в секундах:

  • смотанная веревка, накинутая на плечо. Ее конец 50 см в руке: вязка двойной петли не надевая на спасаемого – отлично 6 с, хорошо – 7 с, удовлетворительно – 8 с;
  • пожарный на 1 м от пострадавшего, находящегося на спине: необходимо накинуть ее на человека и закрепить –  21 с, 25 с, 29 с;
  • канат нужно связать со зданием, исполнитель на расстоянии метр от него – 4с, 5с, 6 с;
  • сматывание веревки в клубок 30 м, 50 м – следует выбрать правильное действие.

Преодоление полосы с препятствиями 100 м

Здесь требуется стартовать со стволом и пересечь финишную линию. Это происходит по правилам соревнований. Преодоление препятствий на отлично – 27 секунд, хорошо – 30 с, удовлетворительно – 34 с.

Развертывание

Эти упражнения проводят на заасфальтированном участке с задействованием спецтранспорта и других инструментов. Здесь большое количество дисциплин.

Нормативы боевого развертывания пожарников связаны с использованием насосно-рукавных систем, аварийно-спасательного оборудования. Условия выполнения разные, но требуется уложиться в отведенное время. Это не может подлежать пересмотру.

Оказание первой помощи

Для обучающихся есть много нормативов. Им требуется уметь обращаться с резиновыми жгутами, надевать маски противогазов. Например, при травме плеча необходимо сделать перевязку из подручного материала за 2 минуты 20 секунд на отлично, 2.30 – хорошо 2.40 – удовлетворительно.

Другие нормативы

Действующим пожарникам и обучающимся требуется уметь обращаться с лестницами и установками. Это нужно реализовывать в сложных условиях. Нормативы по противопожарной подготовке также есть по радиационной, хим- и биозащите. Варианты их сдачи бывают в одиночном и групповом исполнении.

Что такое ПСП и ТСП

Пожарно-строевая и тактико-строевая подготовка являются одними из основных видов мероприятий при обучении, поддержании боевой формы курсантов. Разберемся подробнее.

Цели создания дисциплины

ПСП и ТСП при тренировке пожарных – инструмент, повышающий работоспо-собность, сплоченность коллектива. Личный состав становиться профессиональнее, меньше тратит время, выполняя обязанности.

Основные задачи

Подготовка нужна, чтобы курсанты без каких-либо сложностей выполняли действия в будущем во время тушения пожара. Задачи указаны в руководящих документах МЧС России на сайте opozhare.ru.

Они следующие:

  • обучение работе с техникой, тренировка навыков, помогающих спасать людей на пожаре;
  • воспитание дисциплины, взаимопомощи, а также морально-волевых качеств;
  • привитие верного направления в работе с личным составом.

Это поможет во время реального возгорания справиться с огнем, спасти жизни людей.

Виды подготовки

Здесь предусмотрен комплексный подход.

Занятия проводятся следующего плана:

  • учебно-тренировочные. Совершенствуются спортивные, профессиональные качества. Все идет по строго установленному расписанию;
  • инструкторско-методические. Занятия проходят в виде лекций. Предназначены для приобретения организаторских способностей;
  • контрольно-проверочные. Определяется степень подготовки, какими навыками курсанты овладели на данный момент.

После завершения этапа выставляются оценки, что стимулирует курсантов повышать мастерство.

Способы проведения

Для спортивных мероприятий курсанты собираются на стадионе. Они соперничают, сдают нормативы. Лекции ведут в аудиториях. Контрольно-проверочные занятия проходят на специально подготовленных полигонах, площадках. Здесь воссоздаются условия схожие с такими, что бывают во время настоящего возгорания.

Этапы

Боевое развертывание состоит из следующих этапов:

  1. Подготовка к развертыванию;
  2. Предварительное развертывание;
  3. Полное развертывание.

Подготовка

Подготовка к развертыванию – проводится по прибытии на место пожара, аварии или другой чрезвычайной ситуации по команде руководителя тушения пожара (РТП).

Например: «Командиру первого отделения, автоцистерну к подъезду здания, провести подготовку к оперативному развертыванию (указать с установкой или без установки на пожарный гидрант или водоисточник) – марш!».

Подготовка к развертыванию включает в себя:

  • Установку пожарного автомобиля (ПА) на пожарный гидрант или другой водоисточник с присоединением всасывающих пожарных рукавов и подачей воды в насос пожарного автомобиля;
  • Снятие с креплений необходимого пожарно-технического или аварийно-спасательного оборудования;
  • Проведение других подготовительных мероприятий (определение путей прокладки рукавных линий, необходимости развертывания аварийно-спасательного оборудования и т.п.).

Подготовка к развертыванию отделения на автоцистерне без установления ее на водоисточник предусматривает:

  • приведение пожарного насоса в рабочее состояние;
  • присоединение рабочей рукавной линии с пожарным стволом к напорному патрубку насоса.

Подготовка к боевому развертыванию отделения

а) на автоцистерне без установки на водоисточник; б) на автоцистерне с установкой на водоисточник; в) на автонасосе с установкой на водоисточник

Предварительное

Предварительное боевое развертывание подразделения, прибывших на место пожара, проводится в случае когда по внешним признакам пожара (пламя, дым) можно определить направление прокладки магистральной линии или это направление указанно лицом, назначенным РТП для встречи подразделения по команде руководителя тушения пожара. Например: «Командиру первого отделения, автоцистерну на пожарный гидрант № 5, предварительное развертывание в направлении здания – Марш!».

Предварительное боевое развертывание отделения

а) на автоцистерне без установки на водоисточник; б) на автоцистерне с установкой на водоисточник; в) на автонасосы с установкой на водоисточник

Предварительное развертывание включает в себя:

  • Выполнение всех работ, которые предусмотрены при подготовке к развертыванию;
  • Прокладку магистральных рукавных линий;
  • Установку рукавных разветвлений, расположение около них напорных пожарных рукавов и стволов и ПТО, необходимого для тушения пожара.

Полное

На эту тему ▼
Прокладка рукавных линий вертикально снаружи здания

Полное развертывание – проводится сразу после прибытия на место пожара, если при оценке обстановки можно сразу определить решающее направление и позиции ствольщиков, а также после подготовки к развертыванию, предварительного развертывания или по распоряжению РТП.

По команде руководителя тушения пожара. Например: «Командиру первого отделения, автоцистерну на пожарный гидрант № 5, один ствол «А» и один ствол «Б» на тушение здания – Марш!».

При полном развертывании сил и средств на пожаре ствольщики выходят на свои позиции, указанные РТП, начальниками оперативных участков короткими и наиболее безопасными путями.

Полное боевое развертывание отделения

а) на автоцистерне без установки на водоисточник с подачей одного ствола «А»; б) на автонасосы с установкой на водоисточник с подачей трех стволов «Б»; в) на автоцистерне с установкой на водоисточник с подачей двух стволов «Б».

Если на пути есть препятствия, то их устраняют путем вскрытия и разборки конструкций (применяют, например, ручной аварийно-спасательный инструмент) или обеспечивается выход на позиции с помощью ручных пожарных лестниц, автоподъемников, автолестниц и тому подобное.

Во время оперативного развертывания пожарные автомобили и оборудование должно быть размещено таким образом чтоб:

  • Не мешать расстановке сил и средств, прибывающих подразделений;
  • Обеспечить, при необходимости, быстрое сосредоточение необходимых сил и средств на оперативных участках;
  • Обеспечить сохранность и целостность рукавных линий, обеспечить исправное дорожное движение у места пожара;
  • Обеспечить место расположения резервной пожарной техники, желательно возле источников водоснабжения.

Таким образом, правильное и грамотное боевое развертывание пожарных подразделений даст возможность РТП в кротчайшие строки обеспечить ликвидацию пожара (чрезвычайной ситуации).

Боевое развертывание - 2017Боевое развертывание — 2017

Создание плана тренировок и ведение журнала

Перед занятиями руководитель обучения обязан составить методический план. Для этого он должен знать объективную ситуацию уровня подготовки подчиненных, чтобы результат тренировок был положительным. Занятия могут проводиться в индивидуальной и коллективной форме.

Вышеуказанная основная часть занятия, как правило, делится на две части, но их тематика и вид тренировок не должны сильно отличаться.

В плане указывают цель, время, вид и место проведения занятия. Отдельную графу выделяют для темы и используемой литературы. После «шапки» идет развернутый план занятий с описанием вопросов и методом отработки. Документ утверждается уполномоченным лицом.

В вносят сведения о дате, месте и теме проведенных мероприятий.

Также в журнале указывается фамилия с должностью участника тренировки. В отдельных графах тренирующиеся ставят свою подпись, после выставления оценок и указания замечаний, если таковые имеются.

Видео семинар "Организация противопожарного режима на предприятии".Видео семинар «Организация противопожарного режима на предприятии».

Структура отдельного занятия

Разобрав систему освоения нового навыка, техники действий, двигательной задачи, перейдем теперь к построению структуры каждого занятия по пожарно-строевой подготовке. По своей сути это урок, учебное занятие, которое носит тренировочный характер. Выступает основным средством организации обучения личного состава, в рамках которого реализуются все вышеописанные формы, методы и средства обучения.

Каждое учебное занятие по пожарно-строевой подготовке состоит из четырех составляющих:

  1. Вводная часть. Это подготовка учебной группы к выполнению задач следующих двух частей обучения.
  2. Подготовительная часть. Это уже подготовка обучающихся к основной части занятия. Сюда входят как специальные, так и общеразвивающие упражнения. В их заключении обучающиеся должны подготовить материально-техническое обеспечение для проведения основной части занятия.
  3. Основная часть. Фактически это методическая подструктура, элементами которой выступают определенные виды деятельности как обучаемых, так и самого руководителя занятия. Ее элементы, их последовательность, определяются последним в соответствии с программой обучения. Именно здесь решаются главные задачи всего занятия: развитие психологических и физических качеств личного состава, формирование и совершенствование новых навыков, способов и приемов, овладение методикой работы с пожарной техникой в составе дежурной смены, караула, отделения. На эту часть отводится основная масса времени занятия. Успешность ее прохождения определяет эффективность всего урока.
  4. Заключительная часть. Направлена на активизацию восстановительных процессов в организме обучающихся, а также приведение в порядок задействованных учебных объектов. Заканчивается общим построением: тут подводятся общие итоги, задаются векторы для самостоятельной работы.

Таким образом, занятия по пожарно-строевой подготовке — это системные, связанные упражнения, разработанные для личного состава подразделений и соединений пожарной охраны. Каждый урок имеет свой четкий план, структуру. Упражнения объединяются в цикл занятий по освоению определенного навыка, умения работы с пожарной техникой.

Что это?

Пожарно-строевая подготовка, как мы уже отметили, это главный предмет обучения, разработанный для личного состава подразделений и соединений пожарной охраны. Это обучение способам и приемам работы со всей пожарной техникой.

Программа обучения направлена на следующее:

  • Достижение высоких показателей по строевой подготовке личного состава, достижение слаженности работы, готовности к самым нестандартным заданиям.
  • Максимальное развитие как волевых, специальных, так и физических качеств пожарных.
  • Обеспечение успешного выполнения задач по тушению пожаров в самых различных условиях.

Пожарно-строевая подготовка — это не краткий курс. Занятия проводятся в течение года. Включают в себя следующее:

  • Организация и планирование обучающего процесса. Это составление тематического учебного плана, расписания занятий, нормативов, которые необходимо отработать, планов проведения конкретных занятий.
  • Контроль успеваемости обучающихся, оценка их умений, знаний, навыков.
  • Повышение профессиональной и педагогической подготовки непосредственных руководителей занятий.
  • Контроль за всем процессом обучения.

Важная часть пожарно-строевой подготовки — это выполнение специальных прикладных упражнений. В них входят разнообразные действия и приемы с пожарной техникой, что формируют и совершенствуют специальные навыки личного состава, способствуют развитию его физических качеств.

Цели и задачи пожарно-строевой и тактико-строевой подготовки определяются целым рядом документов:

  • Руководящая документация МЧС РФ.
  • Правовые нормативные акты уровня субъектов Российской Федерации.
  • Нормативные ведомственные акты.

Все вышесказанное формулируется в тематических и учебных программах и планах.

Формы обучения

Учебные пособия по пожарно-строевой подготовке предполагают наличие трех главных ее форм:

  • Теоретические занятия. Соответственно, в них входит изучение теоретической базы, описаний принципов работы пожарной техники, изучение психофизиологических особенностей личного состава.
  • Практические занятия. В группу включено следующее: тренировочные, контрольные, проверочные, показательные упражнения на огневой полосе психологической подготовки, в тепловом манеже, в тепло-дымовой камере, на полигоне и проч. Такие занятия направлены на совершенствование и поддержание специальных и общих навыков, слаженность и работу дежурных смен и подразделений, решение общих задач по улучшению психологический и физической подготовки.
  • Внеурочные занятия. Здесь подразумеваются состязательные формы выполнения нормативов по пожарно-строевой подготовке, конкурсы, соревнования, сдача зачетов на совершенствование физических, специальных и психологических качеств. Используются для этого часы культурно-досуговой, спортивно-массовой работы, самостоятельной подготовки состава.

Пожарно-строевая подготовка

Пожарно-строевая подготовка, тактические занятия И учения должны проводиться с нарастающей сложностью, в высоком темпе, со свойственными реальной боевой обстановке элементами контролируемой опасности и риска.

Учебную башню для пожарно-строевой подготовки и тренировки личного состава пристраивают к зданиям пожарного депо или монтируют отдельно. В последнем случае допускается строить учебную башню из деревянных конструкций. Башни, пристроенные к зданиям депо, допускается использовать для мойки и сушки рукавов. В этих случаях в башнях помещают машину ( устройство) для мойки рукавов и сушильную шахту.

Практические занятия по пожарно-строевой подготовке, как правило, проводятся на специально оборудованном месте ( спортивной площадке) или на любом другом удобном для занятия участке местности в составе отделения или караула. Ниже излагается вариант плана проведения пожарно-строевого занятия на трех учебных местах. Начальник караула составляет план по отработке упражнений пожарно-строевой подготовки ( см. ниже), инструктирует командиров отделений. Командиры отделений готовят конспекты для проведения своих занятий, в которых указывают тему, цель, учебные вопросы, материальное обеспечение, порядок и последовательность отработки упражнений и их содержание, меры по технике безопасности.

Практические занятия проводят при изучении оперативно-тактических особенностей наиболее важных объектов, новых видов пожарной техники, при решении пожарно-тактических задач, на занятиях по пожарно-строевой подготовке.

Почти §, всех АЭС в комплексе объектов пожарной охраны кроме зданий пожарных депо сегодня имеются полигон психологической подготовки пожарных, теплодымокаме-ра для тренировки работы в изолирующих противогазах, стенд для отработки приемов и способов тушения электрооборудования и кабельных коммуникаций, находящихся под напряжением, спортивная площадка с учебной башней для отработки навыков пожарно-строевой подготовки.

В этих целях на АЭС в комплексе объектов пожарной части кроме пожарного депо должны быть: полигон психологической подготовки пожарных, тешюдымокамера для тренировки работы в изолирующих противогазах, стенд для отработки приемов и способов тушения электрооборудования и кабельных коммуникаций, находящихся под напряжением, спортивная площадка с учебной башней для отработки навыков пожарно-строевой подготовки.

Для обучения и правильного соотношения практических навыков и теоретических знаний может быть успешно реализован комплексный метод обучения пожарных. При использовании этого метода наряду с определенными темами пожарно-строевой подготовки необходимо планировать отработку основных разделов пожарной техники и пожарно-технического вооружения, пожарной тактики.

Проводит занятия по физической подготовке с пожарными. Вырабатывает у пожарных физическую выносливость, добиваясь выполнения ими нормативов по пожарно-строевой подготовке. Следит за соблюдением ими правил охраны труда и техники безопасности при ведении боевых действий, проведении практических занятий, выполнении хозяйственных работ.

Физически развитые пожарные обладают большей силой, отличаются быстротой реакции, у них тверже выдержка. Развитию физической выносливости пожарных, силы и воли к победе значительно помогают занятия па отработке нормативов пожарно-строевой подготовки и пожарно-прикладной спорт.

Подготовка занятия при использовании комплексного метода, как и любого другого, начинается с планирования выбора тематики. От того, насколько правильно определены учебные вопросы, во многом зависит эффективность занятий. Лучше выбрать одну важную тему по пожарно-строевой подготовке, которая объединяет близкие темы по пожарно-техническому вооружению, пожарной тактике.

Практические занятия по пожарно-строевой подготовке, как правило, проводятся на специально оборудованном месте ( спортивной площадке) или на любом другом удобном для занятия участке местности в составе отделения или караула. Ниже излагается вариант плана проведения пожарно-строевого занятия на трех учебных местах. Начальник караула составляет план по отработке упражнений пожарно-строевой подготовки ( см. ниже), инструктирует командиров отделений. Командиры отделений готовят конспекты для проведения своих занятий, в которых указывают тему, цель, учебные вопросы, материальное обеспечение, порядок и последовательность отработки упражнений и их содержание, меры по технике безопасности.

Второй этап обучения

Следующий этап упражнений по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке — это непосредственное разучивание. Его цель: овладение личным составом техники выполнения упражнений, формирование у подразделения пожарной охраны новых двигательных навыков. Для этого переходят от теоретических к практическим занятиям.

Подготовленность личного состава, сложность упражнения влияют на то, как оно будет разучиваться — целиком или по частям. Здесь выделяются ключевые различия:

  • Разучивание целиком. Двигательная задача решается целостным образом, ее основные составляющие, элементы воспринимаются обучающими в общем виде. Как правило, данный метод хорош для простых упражнений. Но также его применяют и для сложных — когда действие сложно или нецелесообразно разбивать на части.
  • Разучивание по элементам. Тут плюсом выступает большее методическое преимущество. Способ подходит для случаев, когда упражнение состоит из разнородных по своему характеру элементов, которые объединяет только общая тактико-техническая цель. Такую двигательную задачу ее структура легко позволяет расчленить на отдельные элементы. После того как личный состав освоит упражнение по частям, можно переходить к слитному его выполнению.

Методическое пособие

Методические рекомендации по пожарно-строевой подготовке — пособия как по организации, так и по проведению занятий у личного состава всего разнообразия подразделений пожарной охраны. Практически это обучение основным правилам работы с техническим вооружением, противопожарным оборудованием, пожарным ручным инструментом, различными спасательными устройствами и средствами индивидуальной защиты самих пожарных. Если обобщить, то это методические указания по работе со всей пожарной техникой.

Данные рекомендации разработаны для следующих адресатов:

  • Личный состав расчетов пожарной охраны.
  • Пожарно-технические НИУ (расшифровка — научно-исследовательские учреждения).
  • Учебные пожарно-технические организации.
  • Специальные расчеты пожарной охраны.

Основные методы подготовки

Проведение пожарно-строевой подготовки — это использование проверенных методов практического обучения:

  • Информационные, сообщающие. Беседа, устное изложение темы, исполнение команд.
  • По формированию умений и навыков. Демонстрация, объяснение, выполнение упражнений.
  • По закреплению и дальнейшему совершенствованию умений и навыков. Повторение пройденного, соревнования, тренировки, различные уровни самостоятельной работы.
  • Проверка и оценка полученных знаний, навыков и умений. Практические контрольные упражнения, наблюдение.
  • Инструктивные. Согласование с потребностями обучающихся, выяснение, насколько им ясен пройденный материал.

План занятия

Руководитель занятий всегда системного подготавливается к каждому новому уроку. Существенное место в этом занимает составление развернутого плана:

  1. Вводная часть. Тут должны быть раскрыты методы и методологические приемы: построение группы, рапорт, проверка готовности как обучающихся, так и места проведения занятий. Далее — доведение до личного состава целей, задач упражнения. Обязательна проверка знаний, нормативов, правил охраны труда, умения работать с пожарной техникой.
  2. Подготовительная часть. Упорядоченная характеристика общеразвивающих и специальных укрепляющих упражнений. Специальные упражнения выполняются после физических.
  3. Основная часть. Упорядоченное описание учебных вопросов (подразумеваются специальные упражнения с пожарной техникой), а также действий руководителя по решению главных задач упражнения.
  4. Заключительная часть. В этом разделе плана отражается содержание и последовательность разбора урока, подведение итогов, приведение учебного инвентаря в порядок. Перечисляются вопросы для общего и частного разбора.

Первый этап обучения

Занятия по пожарно-строевой подготовке начинаются с создания предварительного представления о новом приеме, методике действий. Для этого руководитель занятий предпринимает следующее:

  1. Знакомит обучающихся с названием упражнения, его основными элементами, оперируя при этом профессиональной терминологией.
  2. Демонстрирует наглядные пособия для создания двигательных представлений.
  3. Демонстрирует сам технику и приемы выполнения.
  4. Объясняет последовательность исполнения приемов упражнения, знакомя при этом личный состав с временными и пространственными характеристиками выполняемых действий.
  5. Разъясняет, как выполнить упражнение, отдельные его приемы безопасно.
  6. Проводит пробные попытки по выполнению упражнения.
  7. Информирует личный состав о нарушениях, ошибках, допущенных по ходу пробной тренировки.
  8. Продолжает занятие, пробные попытки.

Похожие:

Программа пожарно-технического минимума и противопожарных инструктажей для работников организацийМетодические рекомендации предназначены для лиц, утверждающих программы обучения работников организации в области пожарной безопасности;… «Противопожарный инструктаж и пожарно-технический минимум» Методические рекомендации по организации обучения руководителей и работников организаций 120-00Внии противопожарной обороны и Управление государственного пожарного надзора разработали новое методическое пособие «Противопожарный…
Методические рекомендации по проведению «дня охраны труда в организации»Настоящие Рекомендации по организации и проведению «Дня охраны труда» на предприятиях распространяются на все организации, предприятия… Методические рекомендации по организации и проведению занятий с личным составом газодымозащитноиМчс россии, образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования мчс россии3 для получения квалификации «газодымозащитник»,…
Рекомендации по обучению руководителей предприятий мерам пожарной безопасностиЗаконом проводить пожарно-профилактическую работу в соответствии с требованиями нормативных технических документов, разработанных… Приказ 28 декабря 1995 года №40 об утверждении программы подготовки личного состава подразделений гпс мвд россии утвердить прилагаемую Программу подготовки личного состава подразделений гпс мвд россииУправлений (отделов), подразделений гпс мвд россии организовать изучение с личным составом утвержденной Программы, обеспечить ее…
Методические рекомендации по организации обучения руководителей и работников организацийМетодические рекомендации по организации обучения руководителей и работников организаций. Противопожарный инструктаж и пожарно-технический… Методические рекомендации по вопросам охраны труда разработаны по заказу Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в соответствии с техническим заданием.Методические рекомендации предназначены для руководителей организаций и работников, не имеющих специального образования в области…
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Методические рекомендации по проведению семинарских занятий тема по порядкуПрограмма предназначена для студентов отделения логопедии. Основной Методические рекомендации для учителей биологии по подготовке учащихся к егэДля успешной работы по подготовке учащихся к егэ учителю необходимо собрать и изучить информационный материал по организации и проведению…

Библиотека

Библиотека

Что такое ПСП и ТСП

Данные аббревиатуры означают пожарно-строевую и тактико-специальную подготовки. Нормативы по ним подразумевают выполнение поставленных задач за время нужное количество раз. Их сдают действующие сотрудники пожарной части, слушатели курсов МЧС РФ.

Основные задачи

Главные цели программы занятий пожарно-спасательных подразделений следующие:

  • добиться наивысших результатов в строевой подготовке, наладить слаженность ЛС в экстремальных условиях;
  • развить волю, физические качества сотрудников по максимуму;
  • обеспечить возможность тушения возгораний в любых ситуациях.

Нормативы по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке сдают на протяжении года. Приемы требуют постоянного совершенствования. Примеры тренировок представлены на сайте opozhare.ru.

Сотрудникам нужно досконально овладеть оборудованием для тушения пожара и приобрести много навыков. Задачи определя-ются руководящей документацией МЧС, нормативными актами субъектов и ведомств РФ.

Виды подготовки

Их условно разделяют на 3 формы:

  • освоение теоретических знаний. Здесь описываются принципы работы оборудования, техники. Разбирают психологические особенности сотрудников, входящих в состав подразделения спасателей;
  • практическая подготовка. Подразумевает тренировки, показательные практики, совершенствование навыков, решение различных задач;
  • внеурочные занятия. Это выполнение пожарных нормативов в состязательной форме. Проводят конкурсы, сдают зачеты. Их организовывают во время культурно-массовой работы личного состава. Также они могут происходить в период самостоятельного совершенствования.

Методы проверены годами обучения, доказали актуальность на практике. Это можно уверенно утверждать.

Способы проведения

Изначально составляется план. После идет инструктаж по технике безопасности. Дальнейший способ проведения занятий – принцип систематического обучения.

Личный состав осваивает необходимые навыки, используя такие методы:

  • информационный. Он подразумевает беседу, когда тема излагается устно. Упражнения показывают наглядно, проводят тренировки, чтобы усвоить пройденный материал;
  • закрепление навыков. Совершенствуются умения. В ходе соревнований и контрольных упражнений личный состав получает оценки;
  • иные методы. Проводят разъяснительные лекции с подведением итоговых результатов.

Это предусмотрено нормами противопожарной безопасности. Пройдя подготовку, ЛС научиться правильно выполнять необходимые приемы. Это поможет, когда будет боевой выезд на промышленный объект, склад, где возгорание бывает очень опасным.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий