Пожарно тактические учения

Имитация ситуаций

Чтобы привести проводимые мероприятия к реальным условиям и ситуациям, используют различные формы подготовки. К примеру, для задымленности объекта применяют дымовые шашки, осветительные приборы, которые имитируют возгорание, и прочее.

Нередко в качестве имитации применяют обычные разноцветные флажки. К примеру:

  • красный – это очаг возгорания;
  • желтый – участки высокой задымленности и появления большого количества угарных газов, здесь необходимо работать только в противогазах;
  • синий – малая степень задымленности.

За всеми проводимыми процессами следят руководители пожарной охраны. Они обозначают, правильно ли действует дежурный расчет. В конце учений составляется акт с подробным описанием проведенных мероприятий. Этот документ позволяет объективно оценить работу каждого подразделения и пожарного гарнизона в целом. В отчете указываются слабые места, над которыми придется поработать в дальнейшем усиленно. На основе проведенных пожарных учений руководитель гарнизона определяет дальнейшие действия, связанные с повышением уровня подготовки каждого подразделения и его личного состава.

Обязанности директора педагогического состава

Ответственным за выполнение правил пожарной безопасности в школе является директор. В его компетенцию входит контроль над соблюдением противопожарного режима учебных процессов и работы персонала. Ответственное лицо должно принимать немедленные меры по ликвидации потенциальных угроз и недостатков, которые могут стать причиной возникновения очага возгорания.

Директор или назначенное им ответственное лицо должны осуществлять все виды инструктажей пожарной безопасности: целевые, первичные, повторные или внеплановые, в соответствии с заранее разработанным и утвержденным графиком.

Должен быть разработан и утвержден план эвакуации из здания, а также установлены таблички по пожарной безопасности во всех помещениях и коридорах сооружения. Копии плана с подписью ответственного лица должна быть вывешены в видных местах на каждом этаже и в специализированных кабинетах, представляющих наибольшую угрозу (физики, химии, труда). С планом должны быть ознакомлены как преподавательский состав, так и учащиеся любого года обучения в доступной для них форме.

В соответствии с разработанным планом между учителями и старшеклассниками должны быть распределены порядок действий при чрезвычайных ситуациях, в том числе и при пожаре. В приказе по школе должны быть назначены ответственные за пожарную безопасность при осуществлении различных массовых мероприятий: праздников, утренников, концертов, олимпиад и т.п.

Инструкция по пожарной безопасности школы должна включать нормы поведения при эвакуации учащихся, а также действия персонала и учителей. В ней описаны норма содержания коридоров, главного и эвакуационных выходов, всего здания и прилегающей территории. В соответствии с нормативами все выходы из здания должны быть разблокированы, их нельзя использовать в качестве временных складов для инвентаря и материалов. Ключи от эвакуационных и центральных выходов должны храниться в канцелярии на видном месте в зоне доступности. Дубликаты, как правило, находятся на руках у персонала, рабочие места которого закреплены на первом этаже.

В инструкции должны быть подробно описаны меры безопасности при проведении ремонтных и технологических работ, связанных с пожароопасными процессами – электросварка, приготовление пищи в школьной столовой, практические занятия в кабинете химии и физики при изучении соответствующих тем. К инструкции рекомендуется приложить памятку «Порядок действия при пожаре», разработанную собственными силами в соответствии с действующими нормативами или приобретенную в службе МЧС. Копии данной памятки должны находиться в каждом школьном помещении. В здании должны быть предусмотрены отдельные места для курения, оборудованные первичными средствами для пожаротушения.

Численность боевых расчетов

Караул, что является основным тактическим подразделением пожарной охраны, состоит из боевых расчетов. От их численности зависит не только дееспособность, но и расходы на содержание штата пожарной охраны. Исследования показали, что оптимальное количество бойцов караула варьируется от 13 до 15. Если есть необходимость в специальной и дополнительной технике, число сотрудников увеличивается пропорционально. При расчетах учитываются следующие аспекты:

  • потребность в бойцах при тушении стандартного пожара, включая аварийно-спасательные работы;
  • требования безопасности;
  • работоспособность каждого из пожарных при проведении спасательных и ликвидационных мероприятий.

Труд на ликвидации чрезвычайных ситуаций квалифицируется, как тяжелый или очень тяжелый. Поэтому операции должны перемежаться с отдыхом, либо на пожар привлекается усиленный боевой расчет, который работает по очереди. Этот аспект учитывается руководством сразу после поступления тревожного сигнала. По результатам оценки привлекаются соседние части пожарной охраны, добровольцы, военные и другие подразделения.

Развертывание сил для ликвидации возгорания

Специфика машин для ликвидации возгораний

Тактические возможности пожарных подразделений по тушению пожаров определяются спецификой автомобилей. Техника используется для транспортировки на место происшествия людей, спецоборудования и огнетушащих средств. В зависимости особенностей применения машины классифицируются:

  • основная техника: цистерны, насосно-рукавные, насосы, воздушные суда, водные суда, поезда;
  • вспомогательная техника: мобильные мастерские, заправщики, эвакуационные автобусы, грузовики;
  • специальные машины – авто, обеспечивающие связь, лестницы, пеноподъемники, защитные авто, подъемники, они служат для обеспечения оптимальных условий для работы пожарных на месте происшествия.

Автомобильные цистерны – базовая единица тактики пожаротушения. Эта техника составляет до 80% всего автопарка российских пожарных частей. Их принято классифицировать по грузоподъемности:

  • Легкие. Эти машины обеспечивают защиту небольших предприятий и населенных пунктов.
  • Средние. Это основная техника на солидных промышленных объектах и в подавляющем большинстве городов.
  • Тяжелые. Эти цистерны используются на таких территориях, где водоснабжение малоразвито.

Так, грузоподъемность автомобильных цистерн является одним из основных понятий, от каких факторов зависят тактические возможности пожарных подразделений при тушении пожара.

Тактико-техническая подготовка сотрудников МЧС

Маневры

Противопожарные учения проводятся энергично. В ходе мероприятий совершенствуются навыки работы пожарных подразделений, их физическая подготовка и умение взаимодействовать с другими службами по спасению людей

И что немаловажно — это тренировка волевых качеств состава и их способность переносить неблагоприятные условия

Помимо этого при пожаре тренируется и руководящий состав. От их тактического мышления и способности адекватно оценивать сложившуюся ситуацию зависит вся работа команды.

Сейчас выделяют несколько видов:

тренировочное

На тренировочных учениях отрабатываются конкретные шаги по ликвидации пожара. Это наиболее часто используемый вид подготовки.

проверочное

В случае проверочных учений определяется степень подготовки руководства по управлению тушением. Также определяется слаженная работа всего гарнизона пожарной охраны.

показное

Новые способы и методы организации деятельности используются при показном учении пожарной бригады. Проверяющие лица оценивают слаженную работу начальников гарнизонов и подразделений пожарной охраны, действия дежурных и оперативных служб.

Эти тренировки проводятся два раза в год при разных погодных условиях.

Среди них выделяют два подвида:

опытное

Проверка новой техники и видов огнетушащего состава используется при опытных противопожарных учениях. Все исследования проводятся на специальных полигонах или объектах. В таких учениях можно максимально полно воссоздать картину экстремальной ситуации.

комплексное

Данные пожарно-тактические учения являются результатом всех тренировок команды и являются итогом деятельности гарнизона. По результатам работы выставляется оценка.

Похожие:

Методические рекомендации по управлению физической культурой и спортом…Российской Федерации и на муниципальном уровне, с учетом организационно-управленческих моделей органов исполнительной власти трех… Методические рекомендации по организации и ведению гражданской обороны…Методические рекомендации предназначены для руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного…
Методические рекомендации по организации и ведению гражданской обороны…Методические рекомендации предназначены для руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного… Методические рекомендации по организации и ведению гражданской обороны…Методические рекомендации предназначены для руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного…
Положение об организации питания обучающихся в Муниципальном бюджетном…Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №14» г. Перми (далее – мбоу «сош №14» г…. Рекомендации по организации антитеррористической защищенности в образовательном…Нормативные документы по организации антитеррористической работы в образовательном учреждении
Учебное пособие. / СостУчебное пособие предназначено для студентов уровня Intermediate и Upper-Intermediate, обучающихся по специальности связи с общественностью,… Согласовано: Секретарь антитеррористической комиссии в муниципальном образованииМуниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад№6
Учебное пособие для бакалавровБезопасность жизнедеятельности / Под редакцией д-ра экон наук, проф. С. Г. Плещица. Часть 1: Учебное пособие.– Спб.: Изд-во Спбгэу,… Учебное пособие к курсу лекций часть 1 Волгоград 2011 ббк л93 Рекомендовано…«Организационные основы приема и обслуживания туристов» для студентов, обучающихся по специальности 080502 Экономика и управление…
Документация по проведению конкурсного квалификационного отбора организации,…Конкурсный квалификационный отбор проводится в соответствии с Положением об организации питания в Муниципальном автономном общеобразовательном… Учебное пособие Часть 1Р89 Русский язык и культура речи для студентов-нефилологов. Ч. 1: учебное пособие/ Колпакова Л. В., Максименко Е. В., Михайлова О….
1 курс Дисциплина «Основы предпринимательской деятельности»Самарина В. П. Основы предпринимательства : учеб пособие/ В. П. Самарина. Москва: кнорус, 2015. 1 o=эл опт диск (cd-rom), 222 с Учебное пособие Часть 1 удк ббк рецензенты: Д. К. Проскурин зав кафедрой…Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» всех форм обучения. В предлагаемом…
Учебное пособие Часть 1 удк ббк рецензенты: Д. К. Проскурин зав кафедрой…Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» всех форм обучения. В предлагаемом… Маркетинг Часть II учебное пособиеМаркетинг: теория и практические исследования. Учебное пособие в 3 частях. / О. М. Ольшанская, Е. М. Лобачева, В. В. Живетин, М….

Руководство, инструкция по применению

Инструкция, руководство по применению

Задачи пожарной тактики

Какие задачи решает пожарная тактика:

  • идентификация происходящих процессов на пожаре и установка связей между ними;
  • формирование методов ликвидации пожара;
  • улучшение методов борьбы с огнем с учетом имеющихся сил и средств;
  • организация мероприятий, связанных с улучшением психологического состояния членов пожарных расчетов;
  • организация мероприятий по обучению пожарных.

Кроме выше обозначенных задач пожарной тактики необходимо понимать, что обстановка на пожаре зависит от большого количества факторов, которые не всегда можно учесть. Но основные из них учитываются обязательно. Это площадь возгорания, скорость распространения огня, температура внутри очага возгорания, степень задымленности, наличие на предприятии электроустановок, расстояние до источников воды и прочее.

Площадь возгорания – основной фактор пожарной тактики

Тактика и выполнение боевой задачи

Разобравшись, что является задачами пожарной тактики, переходим непосредственно к ее применению. Сами действия пожарных происходят по нескольким этапам:

  • прием сигнала о начавшемся пожаре;
  • выезд боевых расчетов;
  • проведение разведки и сбор информации;
  • проведение эвакуации;
  • развертывание пожарных средств;
  • ликвидация горения;
  • проведение специальных работ;
  • сбор средств и сил;
  • возвращение на базу.

Важным этапом является разведка, в процессе которой выявляются оперативные и технические характеристики возгорания. Именно они и являются основой тактики. То есть по ним производиться распределение оборудования и расчетов, собирается информация о месте нахождения людей, а соответственно определяются пути их эвакуации. Разведка дает возможность спрогнозировать дальнейшее развитие пожара, а также точно определить пути перемещения пожарных расчетов.

Спасательные работы на пожаре

Что касается проведения спасательных работ, то тактика их проведения основывается на позиции, а есть ли внутри горящего здания люди. Если разведка подтвердила, что внутри никого нет, то спасательные работы отменяются, и пожарные приступают к тушению очага возгорания.

Ликвидация пожара – это не только тушение огня, это ликвидация его последствий: дыма, высоких температур. На этом этапе пожарные решают и еще одну важную задачу – предотвратить повторное воспламенение, взрыва или тления. Для этого используются все имеющиеся в наличии средства и силы.

К специальным работам относится ряд процессов, которые характеризуются вспомогательными операциями, не связанными с тушением пожара. Но они не менее важные. К ним относится:

  • оказание первой медицинской помощи:
  • эвакуация с высоту с помощью специальных приспособлений и оборудования;
  • организация линий связи;
  • установка и настройка оборудования;
  • в ночное время монтаж осветительных приборов.

Но в основе пожарной тактики лежит один процесс – тушение очагов возгорания.

Тушение пожара

Ход занятия:

В одну шеренгу — становись (Построение в шеренгу. Равнение в шеренге.)

— Ребята, сегодня мы с вами представим, что мы пожарные.

— Кто такие пожарные?

— Что это за профессия? Чтобы стать пожарным нужно быть сильными, смелыми, ловкими, умелым. Для этого надо много тренироваться.

И так начнем нашу тренировку.

Поворот направо!

Раз! Два (Поворот направо.)

Упражнение на внимание: по звуковому сигналу построиться в колонну по росту. — Ходьба друг за другом с выполнением заданий:

— Ходьба друг за другом с выполнением заданий:

— Идем обычным шагом;

— Идем на носочках, руки вытягиваем вверх.

— Идем на пяточках, руки за головой.

— Идем на внешней стороне стопы с руками на поясе.

— Идем обычным шагом.

(Обратить внимание на четкое выполнение команд.)

Музыкальное сопровождение используется на протяжении всего занятия.

Называется имя ребенка, за которым все дети строятся в колонну.

Обратить внимание на осанку и на четкую, ритмичную ходьбу. Бег «по холмикам» (с преодолением препятствий, переменно с обычной ходьбой

Бег «по холмикам» (с преодолением препятствий, переменно с обычной ходьбой.

— Хорошо выпрямиться, поднимать ноги выше при преодолении препятствий.

Бег «по туннелю», переменно с обычной ходьбой.

— Наклониться, бежать в наклоне.

— Ходьба в колонне по одному.

Перестроение в колонну по три.

Размыкание в колонне.

Во время бега смотреть вперед.

(По ходу разбираются гимнастические палки.)

— Ребята, из одной колонны в три звена тройками, становись.

1.«Глазки»

— Чтобы зоркость не терять,

Нужно глазками вращать. (кинезиологическое упражнение)

И. п. Ноги вместе, руки вдоль туловища, вращаем глазками вправо и влево)

2.«Сильные — смелые»

И. п.: ноги на ширине плеч, руки с гимнастической палкой внизу.

1,3 – поднять руки с палкой к груди;

2,4 – и. п.

— Локти не отрываются от туловища.

3. «Шаг вперед»

И. п.: о. с.

1,3 – правую (левую) ногу поставить на носок вперед, руки с палкой поднять вверх;

2,4 – и. п.

— Нога прямая, носочек тянем.

4. «Раз, два три – потуши»

И. п.: сидя на полу, ноги скрестно, палка на коленях в руках.

1,2 – поворот туловища вправо, руки с палкой вправо, посмотреть на палку. (то же влево).

3,4 – и. п.

— Спину держим ровно.

5. «Я в домике»

И. п.: лежа на спине, палка на бедрах.

1,2 — согнуть колени, палка на голени, прижать ноги палкой, головой прижаться к коленям.

3,4 – и. п.

6. «Попрыгаем»

И. п. – руки на поясе, палка на полу.

1-4 – прыжки на правой ноге;

5-8 — ходьба на месте;

9-12 – прыжки на левой ноге;

13-16 – ходьба на месте;

17-18 – прыжки на двух ногах;

21-24 – ходьба на месте.

7. «Дышим тихо, спокойно, плавно» (дыхательное упражнение).

— Тихо, тихо мы подышим,

Сердце мы свое услышим.

— Медленный вдох через нос, сделать паузу длительностью 4с. ,

плавный выдох через нос.

— Перестроение в колонну по одному в движении. Гимнастические палки складываем на место.

— Ходьба в колонне по одному на месте.

— Перестроение в шеренгу.

Основные виды движений:

1. «По кочкам»

— Идем в колонне и переступаем через препятствия.

2. «Через высокую кочку»

— Идем по залу с наступаем на высокую кочку (на кубы).

3. «Через речку»

— Идем друг за другом, приставным шагом по гимнастической скамейке.

4. «Пожарная лесенка»

Поднимаемся на первые 2-3 перекладины

гимнастической лестницы, передвижение по нижней перекладине приставным шагом, спуск с лестницы.

— Построение в шеренгу.

Ребята вы такие молодцы – я думаю, что каждый из вас может стать пожарным!

Подвижная игра: «Пожарные на учении»

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Пожарные на учении». Для этого нам надо разделиться на три команды.

По сигналу «Раз, два, три – беги!» надо подбежать к лестнице, залезть на нее, позвонить в звоночек, и вернуться к своей команде.

Когда возвращаемся – встаем в конец колонны.

(Отметить детей, которые первыми позвонили в колокольчик.)

— Ребята, вы молодцы! Вы прямо настоящие пожарные!

А сейчас мы поиграем в игру «Четыре стихии»

— Нужно выполнять движения в соответствии с сигналами:

«Земля» — садиться на корточки;

«Вода» — делать руками движения, напоминающие волны;

«Воздух» — руки развести в стороны, покружиться;

«Огонь» — поднять руки вверх, вращать кистями рук.

— Молодцы!

А теперь давайте подышим

Дыхательное упражнение.

«Мы задуем огонек»

— Нужно глубоко вздохнуть,

Чтобы огонек задуть!

— Сделайте свободный вдох и задержите дыхание, пока это приятно; сложите губы трубочкой и сделайте три коротких выдоха.

Во время упражнения корпус держать прямо.

Итог занятия:

— Давайте вспомним что мы сегодня делали, чему научились новому.

-зачем дети посещают физкультурный зал? (побегать, попрыгать, посоревноваться, чтобы стать сильными, здоровыми и красивыми).

Цели проводимых учений

Основная цель пожарно-тактических учений – поднять на новый уровень практические навыки и тактическое мышление начальствующего состава. Это мероприятие показывает профессиональную подготовку командиров подразделений. Как они могут правильно организовать тушение пожаров, как они управляют вверенными им силами и средствами. При этом проверяется уровень всего командного состава в независимости от занимаемой должности.

Главная технология обучения пожарных – практика. То есть создаются условия, близко приближенные к реальным. И в этой обстановке оттачиваются навыки личного состава, где грамотные команды руководителей подразделений направляют всю работу пожарников на эффективную борьбу с огнем. При этом командиры показывают на практике, что и как делать, и все это сопровождается устными замечаниями или приказами.

То есть на учениях дается возможность командирам показать все, что они получили в процессе обучения в профильных учебных заведениях. Здесь на полигоне соединяются воедино практические навыки и теоретические знания. Сами учения всегда проводятся на специальных объектах или в реальных населенных пунктах. То есть условия максимально приближены к реальным.

Пожарные ученья, приближенные к реальным условиям

Тактика при различных условиях тушения огня

Условия возникновения и распространения огня разные. Поэтому руководители пожарных подразделений определяют тактику с учетом этих условий. К примеру, если количество требуемой воды недостаточно, чтобы потушить очаг возгорания. Для этого руководитель организует поиск дополнительного источника и формирует отряды, которые будут заниматься подвозом воды к месту назначения. Для этого используются все имеющиеся транспортные средства: автоцистерны, молоковозы, поливочные автомобили, бензовозы и прочие.

Дополнительно разбираются конструкции, которые стоят на пути движения огня. То есть создается разрыв, который пламя не сможет преодолеть. И обязательно организуется своевременная заправка пожарных машин огнетушащими средствами и топливом.

Еще один пример тактики пожаротушения при неблагоприятных условиях – тушение пожара при низких температурах. Сложность ситуации заключается в том, что подаваемая по шлангам вода может замерзнуть. И если дополнительно присутствует сильный ветер, то ситуация осложняется быстрым распространением пламени и появлением новых очагов возгорания. Появляется вероятность окружения пожарных огнем и разрушением строительных конструкций.

Все эти ситуации рассматриваются на курсах повышения квалификации руководящего состава пожарных частей. Здесь последние проходят не только обучение, но и экзаменовку, для чего используются тесты по тактике тушения пожаров. Большое количество литературы дает возможность ознакомиться с пожарной тактикой. Одну из книг можно скачать здесь (http://nucfps.ru/libraryFiles/d11_2012poz%20takt.pdf).

В видео по полочкам разложена, что такое пожарная тактика:

Пожарная тактика и её задачиПожарная тактика и её задачи

7.2. Виды пожарно-тактических учений

По целевому назначению учения подразделяются на виды: тренировочные, контрольно-проверочные, показные, комплексные и опытные. Учения проводятся со всеми дежурными караулами пожарных подразделений.

Тренировочные учения проводятся под руководством начальников (заместителей начальников) подразделений ФПС (не менее одного учения в зимний и летний периоды на каждого, но не реже чем раз в квартал) с целью тренировки личного состава действиям по ликвидации пожаров и аварий в сложных условиях.

Контрольно-проверочные учения проводятся с целью определения уровня подготовки начальствующего состава по руководству тушением пожаров, а также для определения степени готовности, как отдельных подразделений, так и территориальных органов МЧС в целом к ведению действий на тушении пожаров. Они проводятся при инспектировании деятельности территориального органа МЧС России (закрытого территориального образования, подразделения ФПС) или при подведении итогов служебной и профессиональной подготовки за год (т.е. не реже 1 раза в год).

Показные учения проводятся с целью показа приемов и способов организации работы по управлению подразделениями при тушении пожаров, способов и приемов тушения, новой техники, огнетушащих веществ и т.д. Их периодичность и лица, ответственные за их проведение устанавливаются начальником территориального органа МЧС России, но не реже одного раза в полугодие (по одному учению в зимний и летний периоды обучения).

Опытные учения являются разновидностью показных учений, проводятся с целью исследования, испытания (проверки) новых видов пожарной техники, огнетушащих веществ, приемов и способов тушения.

Опытные учения проводятся, по мере возникновения необходимости, на полигонах, конкретных объектах (как правило, на выселенных домах, других зданиях, списанных с баланса), на различных установках (резервуарах), объектах по договоренности с соответствующими руководителями. На таких учениях наиболее полно воссоздается обстановка, максимально приближенная к реальной.

Подготовка к таким учениям требует особого подхода, заранее согласовываются все действия привлекаемых сил и средств, определяются ответственные. Место и время проведения учений согласовываются с местными органами власти.

Комплексные учения объединяют задачи, решаемые при проведении тренировочных, проверочных и показных учений. Кроме того, они проводятся с целью комплексной оценки уровня противопожарной устойчивости объектов.

К подготовке и проведению опытных, показных и комплексных учений привлекается начальствующий состав всех заинтересованных подразделений и служб, который анализирует положительные стороны и недостатки по направлениям деятельности, разрабатывает и докладывает руководителю учений мероприятия по устранению отмеченных недостатков. По усмотрению руководителя учений они также могут выполнять другие обязанности.

На показные и комплексные учения привлекается весь начальствующий состав, свободный от несения службы.

Учения проводятся руководителями структурных подразделений территориальных органов МЧС России и подразделений ФПС, СПТ, оперативными дежурными, а также лицами, которым поручена проверка оперативно-служебной деятельности подразделения пожарной охраны.

Проведение учений предусматривается планами профессиональной подготовки и планами работы на год.

Учения в сельской местности, как правило, проводятся во время проверок противопожарного состояния объектов сельскохозяйственного производства, строек и промышленных предприятий.

Время и место проведения заранее согласовываются с руководителями объектов. Вызов сил и средств на учения производится в соответствии с расписанием выездов или планом привлечения сил и средств для тушения пожаров.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий