Пожарный поезд

Оборудование пожарных поездов и бригады боевого расчёта

Оснащение поезда осуществляется пожарно-техническим вооружением, инструментами, средствами для связи и сигнализации, оборудованием для собственной защиты и прочим инвентарём, который необходим при работе боевого расчёта газодымовой службы. В некоторых пожарных поездах эффективно используют транспортную систему комбинированного пожаротушения (ТСКП), которую прицепляют к составу. ТСКП способствует более быстрому и эффективному тушению пожара.

Оборудование для пожарных поездов, такое, как мотопомпы, пожарные рукава, электростанции и другое приобретают подразделения военизированной охраны железной дороги или непосредственно Министерства транспортного сообщения. В пожарном поезде должны быть обязательно не менее двух постоянных и одной мобильной мотопомп, 1,5 км пожарных рукавов, 150 м3 воды и 5 – 10 т пенообразователя. Маршрут движения пожарного поезда должен включать места для заправки цистерн водой.

В пожарном поезде при наличии аппаратов со сжатым воздухом дополнительно производится комплектация компрессором для заправки баллонов. Аппараты сжатого воздуха позволяют оперативно проводить зарядку баллонов и продолжать газодымозащитникам осуществлять тушение пожаров даже в непригодных для дыхания условиях.

Аптечки всегда должны быть укомплектованы необходимыми средствами, из них одна должна быть неприкосновенной и использоваться только в условиях крайней необходимости. В питьевой бачок ежедневно наливают кипяченую воду. Для караула пожарных поездов, работающих в зоне Севера и холодных регионах, должны быть в наличии полушубки, валенки, резерв тёплой одежды для начальствующего состава военизированной охраны.

Структура боевого расчёта пожарного поезда аналогична пожарной службе. Смена расчёта осуществляется четыре раза в сутки, при этом в карауле обычно находится 6 – 8 человек. При выезде на тушение караул в случае необходимости пополняется личным составом военизированной охраны станции, свободными от дежурства работниками пожарного поезда, которые проживают вблизи места стоянки, а также членами из добровольных пожарных дружин, которые прошли соответствующую подготовку.

В число боевого расчёта пожарного поезда входят работники военизированной охраны МПС России согласно типовым штатным нормативам. Звенья газодымозащитников обычно состоят из 3 – 5 человек и входят в состав караулов. Их действия на пожарном поезде определяют Типовым наставлением ГДЗС военизированных подразделений МПС. Ответственность за боевую готовность поезда несёт начальник поезда или стрелково-пожарной команды, начальник дежурного караула, а за техническое оснащение – начальник отряда или подразделения военизированной охраны.

Правила отправки поезда к месту чрезвычайного происшествия

Вызов пожарного поезда осуществляется машинистом локомотива, который потерпел аварию, путевыми работниками, дежурными по вокзалу, начальствующим составом военизированных формирований и хозяйственных структур. После получения сообщения в срок не более 10 минут производится отправление пожарного поезда. Команду подаёт диспетчер, после того, как начальник поезда или караула сообщит о готовности поезда к отправлению.

Пожарный поезд можно вызвать только через поездного диспетчера или дежурного по станции, которые совместно определяют, какие поезда необходимо выслать к месту чрезвычайного происшествия. В пожарном поезде не предусмотрен для использования стационарный локомотив. После получения вызова к пожарному составу начальник дистанции присылает любой свободный локомотив, который есть сейчас в наличии. За своевременную выдачу локомотива (в течение 10 минут) ответственность несут локомотивный диспетчер и дежурный локомотивного депо.

При использовании пожарного поезда на электрифицированных станциях пожарный поезд комплектуется тепловозом или паровозом. Если же в качестве локомотива используют электровоз, то к прибытию пожарного поезда на конечный пункт дежурный по железной дороге обязан подготовить тепловоз или паровоз и заменить им электровоз. Если на станции отсутствует свободный локомотив, в таком случае используют любой локомотив, который снимают с свободного поезда. Пожарный поезд запрещается отцеплять от локомотива до постановки его на место постоянной дислокации.

При движении к месту пожара поезд движется с максимально возможной скоростью, имея преимущество перед другими составами, движущимися в данном направлении. Помимо чрезвычайных ситуаций техногенного и естественного характера, пожарный поезд отправляют к месту аварии или схода вагонов, которые перевозят опасные грузы, для обеспечения пожарной безопасности в процессе подъема состава. При сообщениях с места пожара используются все возможные средства связи, при этом они пользуются приоритетом, включая служебные телеграммы, телефонные переговоры и другая железнодорожная связь.

Руководит перемещениями поезда после отправления с постоянного места только начальник поезда или караула. Стоимость отправки поезда оплачивает вызвавшая сторона. В связи с возникновением возможных чрезвычайных ситуаций, пожарный поезд категорически запрещается использовать в других хозяйственных работах, где нет опасности жизни людей и повреждению имущества, оборудования и т. д.

Боевой расчет пожарного поезда

Боевой расчет аварийно-спасательного поезда включает в себя несколько человек: 4 пожарных, машинист, медик и командир звена. Смена расчета происходит каждые 6 часов, при этом в карауле всегда находится от 6 до 8 чел.


Боевой расчет пожарного поезда

В случае поступления сигнала о возгорании структура боевого расчета пополняется дополнительными людьми:

  • личным составом из охраны станции, на которой расположен поезд;
  • работниками пожарного состава, в данный момент находящимися на отдыхе, но проживающие в непосредственной близи от места дислокации;
  • добровольцами из пожарных дружин, прошедшие спецподготовку.

Также в состав боевого расчета входят от 3 до 5 человек, состоящих в звеньях газодымозащитников, участвующих в дежурстве караула. Ответственность за эксплуатацию, готовность состава и содержание пожарного поезда возлагается на начальника железнодорожного транспорта или главного дежурного караула. За обеспечение технического оснащения и его наличие – начальник отряда (начальник подразделения охраны станции).

На видео можно увидеть, как будет выглядеть ПП в полном составе.

Железнодорожный пожарный транспорт способен быстро прибыть на место возникновения ЧС для ликвидации последствий ЧП и спасательной операции. Он оснащен всем необходимым для этого оборудованием. Современные ПП способны тушить пожары в труднодоступных местах, таких как туннели, что позволяет сохранить жизни многих людей.

Пожарный поездПожарный поезд

Современные модели

Впервые ПП появились в России в далеком 1921 году на территории 6 губерний. Они были оснащены паровыми насосами, емкостями для воды, вмещающими 1500 ведер, водонапорным рукавом длиною до 1 км и другим необходимым инвентарем.

Российские

Современные модели прошли существенную модернизацию: была увеличена длина рукава до 1,5 км, повышен объем пенообразователя до 10 тонн. Тактические характеристики были увеличены, что стало позволять проводить одновременно несколько операций: тушить пожар, собирать разлитые вещества, перекачивать жидкости из поврежденных цистерн.

Усовершенствованные ПП могут осуществлять тушение пожаров в туннелях. Для этого они оборудованы двумя дополнительными установками:

  • выдвижной кран контейнерного типа;
  • радиоуправляемый модуль-робот LUF-60. Конструкция способна передвигаться в туннели по рельсам или гусеничным ходом.

Зарубежные

Многие европейские страны выделяют большие средства для закупки или производства новейших технологий. Например, Германия и Швеция оборудовали ПП собственными тепловозами, которые располагаются с двух сторон состава. Это значительно сокращает время реагирования в случае пожара, и увеличивается мобильность.

Классификация пожарных поездов

По предназначению и использованию ПП классифицируются на две отдельные категории: первая (специализированная) и вторая (обычная).

Первая категория

Специализированные ПП 1-й категории, кроме главного назначения, необходимы еще и для устранения аварий, связанных со взрывоопасными веществами или химическими грузами. Кроме стандартных вагонов с оборудованием для тушения, техника имеет еще несколько вспомогательных дополнительных вагонов:

  • одни предназначены для перекачки жидкостей из неисправных или поврежденных цистерн, оснащены для этого оборудованием и материалами;
  • другие вагоны-цистерны применяют в основном для сбора вытекающей жидкости.

Один такой поезд способен заменить по своим возможностям 4 пожарных части или более пятидесяти пожарных машин.

Вторая категория

Предназначен ПП 2-й категории для тушения возгораний в полосах отводов железной дороги. В его комплектацию, как правило, входит:

  • пассажирский вагон, предварительно переоборудованный под спецтехнику: насосную станцию и мотопомпы;
  • отделение для размещения личного состава, предусмотренного для 32 человек.

Также в составе имеется 2–3 вагона-цистерны, способных доставлять к месту возгорания до 70 кубов воды. Техника оснащена оборудованием для подогрева в зимний период.

«Спасаем самих спасателей»

В штате пожарного поезда 24 человека, которые по специфике своей деятельности разделены на три службы: тушение пожаров и ликвидация ЧС, профилактика, надзор за пожарной безопасностью и газодымозащитная служба (ГДЗС).

Специалисты газодымозащитной службы занимаются проверкой, ремонтом аппаратов на сжатом воздухе, находящихся на вооружении всех пожарных поездов БелЖД. Кстати, наша газодымозащитная база, по словам Владимира Устьяна, начальника ПАСП на ст. Барановичи, – лучшая по оснащенности в республике. Оборудования такого уровня в республике больше нет.

Мастера ГДЗС Геннадий Жанкевич (слева) и Павел Лицкевич у стенда гидравлического испытания. Фото: Александр ЧЕРНЫЙ

– Как правило, любой инцидент – это ядовитые пары. И без данного оборудования никуда. И если пожарные спасают пострадавших, то мы спасаем самих спасателей, – говорит мастер ГДЗС Геннадий Жанкевич.

Специалисты ГДЗС испытывают также и дыхательные аппараты, в которых работают спасатели. Для этого используется специальное оборудование, которое имитирует вдох и выдох человека. Фото: Александр ЧЕРНЫЙ

Пожарная охрана лесного хозяйства

Ведомственная пожарная охрана лесов Российской Федерации от пожаров осуществляется ФБУ «Авиалесоохрана» в составе Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза). Существует с 1936 года (Всесоюзный трест лесной авиации, Центральная база авиационной охраны лесов, Производственное объединение «Авиалесоохрана»). В 2006 году в состав Авиалесоохраны входило 23 региональных авиабаз и одно авиазвено, где функционировало 262 структурных подразделения: 157 авиаотделений, 81 авиагруппа, 24 оперативные точки и 7 механизированных отрядов. Среднесписочная численность работников Авиалесоохраны на 2006 год составила 6399 человек, в том числе лётчиков-наблюдателей 360.

Фактическое тушение подавляющего большинства лесных пожаров производится именно сотрудниками Авиалесоохраны. Присутствующие при этом представители МЧС осуществляют только отслеживание угроз близлежащим населённым пунктам на случай экстренной эвакуации населения.

В двух федеральных округах (Дальневосточном и Сибирском) были созданы Лесопожарные региональные центры по предупреждению и ликвидации лесных пожаров, сбору и обработке информации о лесных пожарах и проведения оперативного маневрирования силами и средствами пожаротушения.

Одним из значимых достижений Авиалесоохраны является разработка и ввод в эксплуатацию в 2005 году информационной системы дистанционного мониторинга лесных пожаров Федерального агентства лесного хозяйства (ИСДМ-Рослесхоз). По оценкам специалистов, ИСДМ-Рослесхоз стала фактически единственной в России системой экологического мониторинга, работающей в масштабе всей страны в режиме реального времени.

Требования к ППБ в пассажирском поезде

Безопасность в железнодорожном составе регламентируется нормативными документами:

  1. ППР РФ – основные правила, действующие на РЖД, где перечислен ряд требований относительно противопожарного режима для вида транспорта.
  2. ППБО-109-90 – расписаны нормы безопасности на жд транспорте.
  3. ЦЛ-ЦУО-448 – инструкция для пассажиров, пользующихся железной дорогой.

Согласно документам, в подвижном составе обязательно должны находиться средства индивидуальной защиты из расчета 1 комплект на каждого работника бригады.

Кроме этого, указан перечень ограничений. Так, в пассажирском поезде запрещается:

  1. Использовать любые приборы, не предусмотренные схемой вагона.
  2. Размещать в нише, где находится электроустановка, посторонние предметы. Горючие материалы не должны складываться рядом с газовыми горелками, светильниками, отопительными приборами.
  3. Использовать вагон, в котором наблюдается утечка тока.
  4. Применять электрокалориферы, если имеется поломка вентиляции. Не допускается нагрев оборудования свыше 28 градусов.
  5. Использовать электрические печи, дизель-генераторы, помещение котельной для сушки одежды.
  6. Применять, заряжать неисправные аккумуляторы.
  7. Самостоятельно ремонтировать электрооборудование.
  8. Использовать горючие, воспламеняющие жидкости для растопки котлов.
  9. Нагревать бойлер, кипятильник, котел без достаточного уровня воды, а так же при неисправности системы вентиляции.
  10. Оставлять без присмотра включенные приборы отопления.
  11. Использовать примусы, керосиновые лампы, другие приспособления, не предусмотренные в вагоне пассажирского поезда.
  12. Курить в не предназначенных для этого местах.
  13. Загромождать вещами или другими предметами коридоры, тамбур.
  14. Провозить взрывоопасные, воспламеняющиеся предметы, материалы.

Будни спасателей

В отличие от МЧС пожарный поезд не военизированная структура. Все его сотрудники – «гражданские». Тем не менее все спасатели имеют профильное образование.

Боеготовность ПАСП поддерживается постоянно. Ежесуточно на поезде дежурят четыре человека. В смену заступают 3 спасателя-пожарных и начальник караула.

Начальник караула ПАСП – Юрий Бурак. Фото: Александр ЧЕРНЫЙ

Смена длится 24 часа: с 8.00 до 8.00 следующего дня.

Ежедневно начальник поезда или начальник караула проводят теоретические и практические занятия по отработке нормативов по боевому развертыванию, поэтому профессиональные навыки у спасателей отработаны до автоматизма.

Кроме того, подразделение регулярно принимает участие в совместных учениях с Барановичским ГРОЧС.

Помимо непосредственного несения службы на поезде, спасатели вместе с приемщиками проверяют и принимают опасные грузы.

– Пожары у нас случаются редко, – рассказывает начальник ПАСП Владимир Устьян. – Как правило, большинство ЧС происходит с опасными грузами: кислотой, дизтопливом, газом и др.

Назначение пожарного поезда

Итак, поезд для тушения очагов возгорания, относящийся к категории пожарных машин, имеет со всеми остальными видами пожарной техники одно назначение – тушение пожаров и спасение людей. И на основе этого назначения можно обозначить возможности (функциональные) этой разновидности техники.

Пожарно-восстановительный поезд – это транспортное средство (самостоятельное), которое используют для тушения пожаров, возникших недалеко от железнодорожного полотна. Расстояние от железной дороги определяется тактическими и техническими возможностями самого поезда. Если рассматривать возможности пожарного поезда, его мощность и потенциал, то один состав можно сравнить с тридцатью пожарными автомобилями или четырьмя пожарными частями. То есть потенциал поезд огромен.

На вооружении РЖД сегодня большое количество пожарных поездов. В пределах 330 единиц. Из них 20% это техника с повышенными тактико-техническими возможностями. То есть с их помощью не только производят тушение пожаров, но и проводят ряд мероприятий, связанных с такими процессами, как например, сбор разлитых горюче-смазочных материалов, откачка опасных химических веществ.

Пожарный поезд в полном комплекте с локомотивом

Каждый поезд имеет свой район обслуживания. Этот район определяется приказом вышестоящего руководства региона или отделения РЖД. При этом устанавливается его постоянное место дислокации, а также максимальное расстояние его перемещения. Последний показатель может варьироваться в диапазоне 80-160 км.

Самое главное, что эксплуатация пожарных поездов не зависит от ведомственной принадлежности. То есть эту технику постоянно используют для тушения различных объектов, не входящих в состав РЖД. Статистика же уверяет, что пожарные поезда все чаще становятся основной силой в тушении больших пожаров.

Алгоритм действий при пожаре в пассажирском поезде

Последовательность мероприятий, необходимых к проведению при обнаружении возгорания, прописана инструкцией. Выполнять ее обязаны все сотрудники РЖД.

Остановка состава

Первое, что должен сделать работник поездной бригады – немедленно прекратить движение, используя стоп-кран. В это же время нужно оповестить остальных о ЧП.

Существует ряд мест, где остановка поезда запрещена:

  • внутри тоннеля;
  • при проезде по путепроводу;
  • в акведуке или виадуке;
  • при проезде других мест, где эвакуация может представлять сложности;
  • на или под мостом.

Если возгорание было выявлено во время проезда в одном из перечисленных мест, нужно дождаться их прохождения.

Оповещение и эвакуация пассажиров

Проводится немедленно. Обойдя вагон, где произошло возгорание, проводник должен оповестить пассажиров о случившемся. После этого открываются двери, аварийные окна, предусмотренные конструкцией состава, выходы в тамбуры.

Высадка происходит с левой стороны

Важно не допустить паники среди пассажиров и встречного движения между ними

Тушение пожара

Вместе с выводом людей из вагонов, не дожидаясь прихода электромеханика или начальника состава, проводник должен приступать к ликвидации возгорания доступными для этого средствами. К ним относят: огнетушители, специальные установки, воду, которая есть в системе.

Когда вагон будет пуст, проводник или другой сотрудник, который отвечает за тушение пожара в пассажирском поезде, закрывает двери. После объявления о ЧП работники бригады должны явиться к месту возгорания с имеющимися в их распоряжении средствами.


Пожарный кран и схема водоснабжения в вагоне

Расцепка состава

Чтобы исключить переход пламени на соседние вагоны уполномоченное на это лицо проводят отсоединение, отвод непострадавших частей на безопасное расстояние. После снимается напряжение с сети.

Расцепкой занимаются начальник состава совместно с электромехаником:

  1. При помощи ключа, находящегося у машиниста, разъединяется магистраль. Делается это при опущенном токоприемнике.
  2. Чтобы отцепить соседние вагоны, поднимают переходные площадки, перекрывают концевые краны. Далее отсоединяются тормозные рукава, скрепы. На последнем этапе поворачивается рычаг автоматического сцепления.

Пожарный поезд нового поколения


Схема пожарного поезда нового поколения: 1 — платформа с модульным оборудованием пожаротушения; 2 — цистерна-водохранилище; 3 — вагон-насосная станция


Схема оборудования на платформе пожарного поезда нового поколения

В 2011 году, в соответствии с «Концепцией обеспечения пожарной безопасности перевозочного процесса на период реформирования ОАО „РЖД“», разработанной Российской академией наук и утвержденной в 2010 году, на ОАО «РЖД» был создан специализированный подвижной состав нового поколения, оснащённый пожарным и специальным аварийно-спасательным оборудованием и предназначенный для решения специфических задач по тушению пожаров в железнодорожных тоннелях, в частности, на линии Адлер — Красная поляна.

Поезд разработан ОАО «РЖД» совместно с ФГП «ВО ЖДТ России», Воронежским вагоноремонтным заводом, ОАО «Вагонреммаш» и ОАО «Рузхиммаш». Презентация пожарного поезда нового поколения состоялась 29 августа 2011 года на Рижском вокзале. Новый пожарный поезд относится к 1-му классу пожарных поездов.

Новый поезд прикреплён к станции Адлер Северо-Кавказской железной дороги, что повысило уровень пожарной безопасности как на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта, так и на объектах проведения Зимних Олимпийских игр 2014 года.

К 2026 году планируется оснащение новыми пожарными поездами всех железных дорог.

Новый пожарный поезд имеет:

  • вагон-насосную станцию;
  • две цистерны для воды;
  • контейнерную платформу для размещения пожарной техники, пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования;
  • систему спутниковой навигации;
  • усиленное пожарно-техническое вооружение;
  • улучшенные бытовые условия размещения работников дежурного караула.

Вагон-насосная станция предназначен для размещения сотрудников дежурного наряда (боевого расчёта), средств связи, оповещения и навигации, пожарного и аварийно-спасательного оборудования, средств пожаротушения и другого оборудования. Создан на базе пассажирского вагона модели 47Д, прошедшего капитально-восстановительный ремонт, и обеспечивает боевой расчёт всеми необходимыми условиями для несения караульной службы и эффективного выполнения своих обязанностей в оперативной обстановке.

Цистерна-водохранилище разработана на базе трёхметровой цистерны для перевозки нефтепродуктов. В числе значительных отличий модернизированной продукции от старых образцов — гораздо больший объём, наличие электронных датчиков температуры и уровня заполняемости водой, мощные осветительные приборы и использование современных изоляционных материалов с улучшенными теплотехническими характеристиками.

Впервые в отечественной практике для ликвидации очагов возгорания в тоннелях в состав поезда введена платформа с модульным оборудованием. На штатных фитинговых опорах контейнерной платформы с погрузочной длиной 18 м установлены автономный пожарный модуль контейнерного типа (АПМКТ) и контейнер-платформа с радиоуправляемой установкой LUF-60 для тушения пожаров в железнодорожных тоннелях. Также на платформе размещён модуль пожаротушения (дизельная мотопомпа производительностью 100 л/с) и установка пенного пожаротушения типа «Пурга-100». Для установки оборудования использована серийная платформа модели 13-1223 без конструктивных доработок.

Робот LUF-60 способен перемещаться как по рельсам, так и на гусеничном ходу со скоростью до 6 км/ч. Он позволяет управлять распространением дыма в тоннелях благодаря мощной вентиляторной установке. Распыляемая в потоке воздуха вода снижает температуру, что увеличивает эффективность действия пожарного расчёта. Радиус управления по радиоканалу составляет 300 м. Расход водопенных составов через ствол — от 7 до 40 л/с.

На поезде имеется:

  • запас пенообразователя 5000 кг;
  • по 5 углекислотных и порошковых огнетушителей ОП-4 и 2 передвижных порошковых огнетушителя ОП-50;
  • 7 дыхательных аппаратов со сжатым воздухом и прибор для их проверки СКАД-1;
  • установка комбинированного тушения пожаров «Пурга-10.20.30»;
  • два лафетных ствола, один из которых с изменяемой геометрией струи и расходом 50 л/с воды или раствора пенообразователя;
  • электростанция мощностью 6—10 кВт;
  • увеличенный запас напорных пожарных рукавов.

Все работники, входящие в состав боевых расчётов, обеспечены боевой одеждой первого уровня защиты. Также на вооружении имеются противохимические костюмы КИХ-4 для защиты работников при работе в условиях ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами. В машинном отделении вагона-насосной станции установлены две стационарные пожарные установки СПУ-40/100 с расходом 50 л/с каждая.

Поезд может эксплуатироваться при температурах от −60 °C до +50 °C.

Первичные средства пожаротушения

Не допускается отправление поезда без специального оборудования. Также с недостаточным количеством средств тушения огня. За это предусмотрены штраф, уголовная ответственность.

Самосрабатывающие огнетушители

Особенностью такой модели стала возможность использовать прибор в качестве теплового оповестителя. Также способность создавать давление, достаточное для подачи вещества к очагу возгорания.

Самосрабатывающие огнетушители в пассажирских вагонах представляют стеклянный сосуд, как на фото. Обычно их местом расположения является потолок или стена над потенциальным источником возгорания. Внутри находится газ, порошок.


Огнетушитель самосрабатывающий порошковый (ОСП)

Во время пожара вещество внутри расширяется. Из-за возникшего давления колба взрывается, очаг засыпается порошком.

Углекислотные огнетушители

Устройство представляет баллон, внутри которого находится двуокись углерода. При выходе из сопла он превращается в газообразную смесь, содержащую кристаллические частицы.

Особенность огнетушителя в том, что наполнитель при освобождении снижает температуру трубки и корпуса до -60 градусов. При его применении нужно избегать контакта вещества с кожей, так как можно получить обморожение. Не стоит устройство подносить на минимальное расстояние к поверхности горящих предметов.


Углекислотные огнетушители

Порошковые огнетушители

В качестве наполнителя использована пыль. Устройство привлекает универсальностью, так как имеет различные форму, объем, назначение. Применяется в закрытом помещении, подходит для тушения пламени на электрооборудовании.

Приборы делятся на: стационарные, ручные, переносные.

Работа порошкового огнетушителя основана на том, что мелкодисперсная пыль, находящаяся внутри, обволакивает горящее вещество, препятствуя проникновению кислорода. Это приводит к остановке процесса горения.


Порошковые огнетушители

Воздушно-пенные огнетушители

Самый распространенный вид. Внутри находится смесь из воды и пенообразующих веществ. Устройство бывает стационарным, переносным, передвижным. Принцип действия ОВП заключается в том, что содержимое подается под давлением, из-за чего получается пена.

Так как заряд прибора отличается коррозионной активностью, воздушно-пенные огнетушители в поезде нельзя применять при тушении электрооборудования, если они предварительно не обесточены, или щелочных материалов, способных гореть без кислорода.


Воздушно-пенные огнетушители

Алгоритм действий при пожаре в грузовом поезде

Он практически не отличается. Если говорить об устранении пожара в грузовом поезде на перегоне, то процедура похожа на ликвидацию огня в пассажирском вагоне.

Остановка состава

Независимо от того, какой груз перевозится по железной дороге, при выявлении возгорания, машинист прекращает движение на горизонтальном участке с благоприятным профилем, где пожарные машины смогут беспрепятственно к нему добраться.

Если поезд проезжает неблагоприятный участок пути и не перевозит опасных грузов, он может продолжать движение, сообщив на ближайшую станцию о ЧП. При остановке машинист проверяет, что огонь находится не под стрелками, секционными изоляторами.

Для оповещения сотрудник подает сигнал тревоги (длинный и 2 коротких гудка), связывается с ближайшей станцией для оповещения бригады спасателей.

Определение опасности груза

После остановки машинист знакомится с документами на перевозимый товар, чтобы определить, что находится в вагоне, охваченном пламенем, и смежных с ним. Если выясниться, что там опасный груз, нужно узнать количество, размер расстояния, на которое его следует переместить.

Действия для вагонов и цистерн с газами, ГЖ и ВМ

Если среди перевозимого груза будут горючие материалы, бригада должна произвести расцепку вагонов, отвести их от огня на расстояние свыше 200 метров

При перевозке легковоспламеняющихся жидкостей, емкости важно переместиться к месту, где поблизости нет пожароопасных объектов, тяговых или трансформаторных подстанций

При взрывной опасности цистерны транспортируют на расстояние не меньше 250 метров. Тушение ГЖ и ЛВЖ осуществляется огнетушителями, песком. При утечке жидкости, ее отводят в выемки по созданным канавам с последующим засыпанием землей. При необходимости используются специальные каналы, земляные валы.

Если в составе перевозятся взрывчатые вещества, бригада отводит пострадавшие вагоны на расстояние, прописанное в инструкции. Обычно, оно не менее 800 метров. Порядок действия также должен быть описан в документе на груз.

Тушение пожара

До того, как на место прибудут спасатели, машинист должен предпринять усилия для ликвидации возгорания, опираясь на рекомендации по обращению с конкретным грузом.


Тушение пожара в поезде

Инновации в работе!

Последней новинкой науки и техники является пожарный поезд, который разработали ученые РАН. В настоящее время один из таких поездов успешно работает на Северо-Кавказской дороге в г. Адлер (всего их функционирует свыше 305 единиц). Так, насосные станции быстро и оперативно выполняют тушение огня в различных условиях. Один из вагонов поезда занимает водяная насосная станция, имеется платформа с оборудованием и цистерна с водой.

Основной задачей поезда является тушение огня в тоннелях. Это возможно благодаря установке пожарного модуля в виде контейнера, робота Luf-60, способного перемещаться в тоннелях, как на рельсах, так и с гусеничным ходом и установки «Пурга» для пенного тушения огня. Особенностью Luf-60 является распыление воды в виде мельчайших раздробленных частиц, которые вытесняют дым (затем входит в работу мощная вентиляторная система, прогоняющая остатки дыма). После этого боевой расчет может входить в зону пожара.

Модернизация вагонов позволила провести установку всего необходимого для тушения пожара оборудования, включая аварийное и спасательное, огнетушащие средства, навигационные приборы и устройства для связи. Водная цистерна переоборудована из трехметровой нефтяной. На нее установлены датчики температуры, указатель уровня воды, мощный прожектор. Поезд-новинка имеет 7 дыхательных аппаратов, устройство для их диагностики, 5 т пенообразователя, лафетные стволы и электростанция, дающая 10 кВт, увеличенное количество рукавов и одежда для работы в условиях химической и пожарной опасности. Он может успешно и быстро ликвидировать последствия аварий 3 – 4 классов по опасности.

Невозможно недооценить необходимость такого транспортного средства, обладающего мощью и оснащённого всевозможным оборудованием. Пожарный поезд, отправленный в нужное место, способен не только спасти жизни людей, но и свести до минимума материальный ущерб, причиненный пожаром или катастрофой.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий