Ваш надежный партнер

Для железнодорожного транспорта

Перевозка ОГ железной дорогой происходит в строгом соответствии с Правилами, установленными в 1996 году и действующими не только в России, но и в странах СНГ. Их основное требование – безопасность.

Основные требования следующие:

  1. Тара и упаковка, которая производиться соответственно стандартам и ГОСТ 26319-84. Она должна быть прочной, надежной, герметичной, исключать утечку содержимого.
  2. Для перевозки стеклянных емкостей применяются деревянные, пластиковые, металлические ящики (желательно с крышкой). Картонные варианты (из гофрокартона) подходят при мелкой фасовке. Пространство между тарой заполняется мягким материалом, амортизатором, который не горит и имеет свойства впитывания.
  3. При отправке вагонами груза в мешках или ящиках обеспечивается наличие жесткой упаковки.
  4. Совместная упаковка разрешается только тогда, когда это предусматривают правила перевозки к конкретному грузу. В любом случае, каждый вид должен быть отдельно упакован и помещен в индивидуальную ячейку ящика. Его максимальный вес – 50 кг.
  5. Транспортировка на дальние расстояния (Крайний Север) предусматривает погрузку в тару по ГОСТу 15846-2002.
  6. Для перевозки жидких сред вагонами необходимо предусмотреть наличие запасной тары на случай аварийного повреждения.
  7. Обязательным условием является маркировка по ГОСТ 14192-77 и ГОСТ 19433-88.
  8. Перед погрузкой ответственный персонал должен убедиться в исправности цистерн, вагонов, контейнеров. Разрешается использовать средства, находящиеся в любой форме собственности: арендованные, находящиеся в собственности объединения. Ими могут быть универсальные вагоны, контейнеры парка МПС России. Какой тип выбрать, подскажет нормативная документация на товар и процедура согласования с МПС и Госгортехнадзором.

Важные условия перевозки опасных грузов по жд:

  • исправные вагоны;
  • наличие маркировки, окраски, оповещающей о виде груза;
  • прохождение техосмотра, коммерческого осмотра, сотрудниками железнодорожного сообщения;
  • для 1 и 2 класса опасности применяются вагоны с колесными парами, имеющими подшипники качения, специальные тормозные прокладки;
  • оборудование крепежами, улучшающими устойчивость и инструкцией по применению;
  • загрузка должна выполняться теми товарами, для которых есть функциональный расчет по использованию.

Требования для локомотивов:

  1. Используется на станции и участке обращения.
  2. Соответствует ПТЭ, Госстандартам.
  3. Укомплектован:
    • автоматической сигнализацией;
    • прибором измерения скорости;
    • улавливания появления искр;
    • пожаротушения;
    • автоскопом.

Для электровоза, тепловоза требуются противопожарные системы по нормам МПС.

Все сотрудники, допускаемые к обслуживанию вагонов с ОГ должны:

  • быть обученными (для этого проходят плановые курсы, аттестацию, проверку знаний);
  • иметь возраст от 21 года;
  • проходить медосвидетельствование;
  • получить удостоверение на работы со специализированными вагонами, контейнерами;
  • при изменении места работы по данному направлению или появлении изменений инструкциях проходить повторное обучение.

Важно! Запрещается проводить погрузочно-разгрузочные работы в местах общего пользования. Для груза 1 класса опасности время ожидания на станции ограничивается 1 – 2 часами

Собственник груза должен предоставить:

  • необходимые документы на груз;
  • свидетельство вагонного депо об исправности.

Важно! Запрещается погрузка в вагоны больше установленного предела нормы. Провоз должен выполняться на неэлектрифицированной жд

Все вопросы транспортировки и размещения, крепления груза владелец должен оговаривать с уполномоченными сотрудниками жд. Материалы крепежей выбираются инертные относительно ОГ

Провоз должен выполняться на неэлектрифицированной жд. Все вопросы транспортировки и размещения, крепления груза владелец должен оговаривать с уполномоченными сотрудниками жд. Материалы крепежей выбираются инертные относительно ОГ.

Баллоны с газом должны:

  • иметь отличительную цветовую окраску;
  • располагаться горизонтально;
  • предохранители поворачиваются в одном направлении;
  • вертикальное положение предусматривается только при наличии защитных колец и надежном закреплении.

Перекладные доски при укладке воспламеняющих сред пропитывают защитными жидкостями.

Знаки и прочие меры безопасности

Прежде чем принимать грузы, грузоперевозчики получают паспорт безопасности перевозимого вещества. Если он не был передан заказчиком – сделка сорвалась, товар на машины не загружают и никуда его не везут. По тем же нормам, опасные грузы маркируют знаками, оповещающими об угрозе. Оповещающими таблицами украшают и транспортные средства, причем таблицы должны быть определенного формата и со светоотражающей поверхностью. Порядок маркирования груза зависит от его класса опасности:

  • Взрывчатые вещества. Оранжевого цвета знак с символическим рисунком взрыва.
  • Воспламеняющиеся газы. Красный ромб, на фоне которого изображены черные или белые языки пламени. Нетоксичные и несклонные к воспламенению, газы – на зеленом фоне рисунок баллона.
  • Легковоспламеняющиеся материалы подкласса 4.1 – знак, окрашенный в красно-белую полоску, со стилизованным изображением пламени. Подкласс 4.2. – знак, поделенный на две части: внизу красного цвета, сверху окрашен в белый. На белой половинке нарисовано пламя. Подкласс 4.3 – синий фон и рисунок огня.
  • Окисляющие вещества. Ромб желтого цвета, на котором нарисована окружность, объятая языками пламени;
  • Подкласс 6.1 – токсичные вещества, отмечаются белым знаком с «пиратским» рисунком черепа и перекрещенных костей; инфекционные вещества из подкласса 6.2 предупреждают о себе также белым знаком, но с изображением перекрещенных месяцев на нем.
  • Радиоактивные вещества. Внешний вид ромба зависит от категории, но обязательно должен быть рисунок в виде черного трилистника, а в нижней половине знака большими буквами написано слово «Радиоактивно».
  • Коррозийные вещества – их опознавательный знак выполнен в форме ромба, нижняя часть которого окрашена в черный цвет, а на верхней, белой половине нарисованы пробирки, склоненные к руке или слитку металла.
  • Прочие вещества из девятого класса выделяет знак, верхняя половина которого закрашена вертикальными черными полосами, а нижняя часть оставлена белой.

Новые правила перевозки (с 2012 г.) гласят, что перевозка опасных грузов автомобилями возможна только в соответствии с международным соглашением ( ДОЛОГ). Согласно одному из пунктов этого соглашения, транспорт, перевозящий опасные грузы должен быть промаркирован информационной таблицей. Оранжевого цвета таблица должна быть величиной 40×30, со светоотражающей поверхностью. На табличке должны быть начертаны номер опасности и цифры ООН. Качество изготовления табличек должно быть таким, чтобы нарисованные на них цифры смогли вынести огонь и воду. Иногда грузоперевозчики приобретают наклейки или таблицы из дешевых материалов – это неприемлемо.

В случае возникновения нештатной ситуации, водители должны знать как и в какой последовательности действовать, чтобы ликвидировать последствия. А также водителям следует предпринять все меры для собственной защиты, изложенные в аварийной карточке. Главные задачи при появлении нештатных ситуаций: первая помощь попавшим в беду, при необходимости эвакуация людей, нахождение поврежденной емкости и удаление его и вылившегося вещества, оповещение о происходящем организации грузоотправителя.

Знак маркировки коррозийных веществ

Требования к водителям – допускаются только опытные и ответственные

Как правило, на транспортировку ОГ перевозчики ставят водителей с большим опытом, которые дополнительно проходят подготовку по специальным программам. Во время такого обучения сотрудники изучают:

  • характеристики материалов и веществ большой опасности;
  • спецобозначения тары для ОГ, маркировку и знаки, наносимые на ТС;
  • порядок действий при происшествиях в дороге (основы дезинфекции, тушения пожаров, дезактивации, дегазации);
  • правила оказания медпомощи пострадавшим от опасных грузов;
  • протокол передачи и самостоятельного составления докладов об инцидентах в пути.

Водители, перевозящие опасные материалы на постоянной основе, обязательно проходят медицинские осмотры каждые три года и экспресс-осмотры перед рейсом. Они также получают предрейсовый специнструктаж по особенностям конкретных видов опасных грузов, которые им предстоит транспортировать. Водители с опытом работы менее трех лет не допускаются к поездкам.

В процессе перевозки ОГ специалист, управляющий транспортным средством, не имеет права самовольно изменять маршрут поездки, превышать заданный в документах скоростной режим, не реагировать на предупреждающие и запрещающие знаки, совершать остановки в несогласованных местах. Водитель берет с собой в дорогу такие документы:

  • маршрутный лист, в левом верхнем углу которого поставлен красным цветом номер опасного материала по классификации ООН;
  • лицензию на ТС, допущенное к транспортировке ОГ;
  • аварийную карточку;
  • транспортную товарную накладную;
  • разрешение на допуск к перевозкам ядовитых веществ;
  • телефоны для связи с ответственными сотрудниками компании-перевозчика и адрес получателя груза.

Специалист транспортного средства с ОГ

Водителю запрещено перевозить посторонних лиц и любую продукцию, которая не внесена в накладную. Если в пути происходит поломка машины, ему нужно сообщить руководству о месте остановки и немедленно вызвать транспорт техобеспечения доставки опасных грузов. Место вынужденной остановки следует оградить и обозначить. Для этих целей применяется красный мигающий фонарь и знак аварийной стоянки.

Водитель, управляющий ТС с опасными материалами, не имеет права:

  • производить обгон и опережение машин, едущих со скоростью выше 30 км/ч;
  • производить дозаправку на АЗС общего пользования;
  • резко трогаться с места;
  • курить в кабине машины и при осмотре состояния перевозимых грузов;
  • оставлять без надзора свой автомобиль;
  • двигаться с выключенным двигателем и сцеплением.

При возникновении в пути транспортных инцидентов водитель сразу же передает об этом сообщение своему начальству и в ГИБДД, вызывает бригаду аварийной помощи, скорую помощь, если произошло травмирование людей, принимает меры по ликвидации последствий случившегося происшествия. Также он обязан оградить место аварии и не допускать к машине посторонних лиц.

ГИБДД проверяют машины перевозящие опасные грузыГИБДД проверяют машины перевозящие опасные грузы

Что такое «опасный груз»

Говоря на тему опасных для перевозки грузов, специалисты прежде всего обращают внимание на то, что под этим понятием подразумеваются вещества, открытая транспортировка которых угрожает человеческой жизни и здоровью, а также окружающей среде. Так, для каждой такой позиции была разработана специальная тара и герметичная упаковка, препятствующая воспламенению и/или отравлению атмосферы

Кроме того, под определение подпадают практически все виды токсичных и легковоспламеняющихся отходов

Так, для каждой такой позиции была разработана специальная тара и герметичная упаковка, препятствующая воспламенению и/или отравлению атмосферы. Кроме того, под определение подпадают практически все виды токсичных и легковоспламеняющихся отходов.

Что касается документа, регулирующего правила перевозки, то в нем обязательно указываются такие сведения:

  • тип транспортировочной емкости для конкретного класса;
  • маркировка используемой тары;
  • точные требования, которым должен неукоснительно соответствовать используемый ОГ.

Прежде чем приступать к транспортировке, необходимо изучить все нормативно-правовые акты, дабы в последствие избежать проблем с законом на этапе проверки и перевозки.

Правила перевозки опасных грузов автотранспортом

Нормативные требования ППОГАТ охватывают весь процесс перемещения продукции. Перевозка опасных грузов автотранспортом подразумевает оформление нужных документов, разработку маршрута следования, а также подготовку водителя и транспорта к поездке.

Необходимые документы

Отправляясь с особым товаром в дорогу, водитель (или сопровождающий человек) должен иметь с собой:

  • маршрутный лист (отражающий путь движения машины);
  • разрешение, подтверждающее возможность перевозки ОГ;
  • аварийную карту с характеристиками ОГ;
  • товарную накладную на продукцию;
  • документ, подтверждающий право и подготовку водителя управлять грузовым авто;
  • бумагу со сведениями и контактными данными перевозчика, владельца товара и получателя;
  • документацию от Минтранса, разрешающую перевозить товары с высокой степенью опасности.

Маршрут

Перевозка разнообразных опасных грузов автотранспортом может осуществляться только по определенному маршруту, согласованному с ГИБДД. При этом есть общие требования, выставляемые к таким маршрутам. Например, на пути следования ОГ не должно быть заповедников, мест общественного отдыха, учебных и оздоровительных организаций, предприятий, изготавливающих особую продукцию.
В маршрутном листе отмечается весь путь следования, предполагаемые остановки, заправки и стоянки.

Погрузка и разгрузка

В процессе погрузки-разгрузки должны соблюдаться следующие требования:

  • Прежде, чем приступить к погрузочно-разгрузочной работе, исполнители проходят инструктаж по безопасности, мерам профилактики и медпомощи, необходимость в которой может возникнуть в случае повреждения упаковки и утечки вредного вещества.
  • В месте загрузки особой продукции и ее выгрузки должны присутствовать специалисты, знающие, как обезопасить действия и предотвратить развитие неблагоприятной ситуации.

Требования к автомобилю

Автомобили, перевозящие ОГ, требуют определенной подготовки и техоснащения. Например, глушитель машины выводится перед радиатором, топливный бак устанавливается далеко от аккумулятора, электропроводка должна иметь специальную изоляцию, суммарное значение тока электрооборудования не должно превышать 24 В.
К такому автотранспорту предъявляются требования по усилению противопожарной безопасности, специальной окраске кузова (цистерн), наличию спецмаркировки и мигающей сигнализации, наличию спецсредств по предохранению шофера.

Требования к водителю

Перевозить особый товар разрешается водителям при условии:

  • стажа вождения более 3-х лет;
  • прохождения курсов по перемещению ОГ и при наличии свидетельства ДОПОГ;
  • прохождения перед поездкой медосмотра.

Также шофер должен ответственно соблюдать все меры предосторожности во время перевозки ОГ. Ему запрещено:

  • курить возле машины;
  • ставить авто возле открытого огня;
  • резко тормозить и резко трогаться с места;
  • обгонять транспорт, двигающийся со скоростью выше 30 км/ч.

Требования к грузу

Отправителю перед отправкой продукции следует определить класс груза. Если он попадает в категорию «опасный», то потребуется приобрести аварийную карточку и специальный допуск для его перевозки на другой объект.
Нормативная база предъявляет много требований к ОГ. Так, отправителю придется проконтролировать, чтобы товар был правильно упакован, а технические условия машины обеспечили безопасность и сохранность продукции. В ГОСТах уточняется, в какой таре (упаковке) должен перевозиться конкретный продукт и каким образом нужно обеспечивать его крепление.

Разрешение на перевозку опасных грузов

Выдача лицензии для перевозки грузов особого типа производится в Управлении Государственного Автодорожного Надзора после подачи заявления на получение соответствующего документа.
В заявлении указывается категория товара, маршрут следования, точки стоянок, заправок, а также прикладывается аварийная карта с допуском ТС к передвижению с особой продукцией.

Документы, необходимые водителю для перевозки опасного груза

Отправляясь в рейс, водителю необходимо иметь при себе довольно большой пакет документов:

  • водительские права с категорией на управление автомобиля данного класса;
  • свидетельство, подтверждающее регистрацию машины;
  • если автомобиль имеет прицеп, на него тоже должны быть документы;
  • талон ТО или диагностическая карта;
  • документы, подтверждающие право водителя на управление данным транспортным средством (этот документ необходим в том случае, если машина не является собственностью водителя);
  • допуск автомобиля к перемещению веществ и материалов данного класса опасности, его обычно получают в отделении ГИБДД;
  • ОСАГО;
  • свидетельство ДОПОГ;
  • справка с медицинским допуском к данному рейсу.

В том случае, если водитель едет один – без сопровождающего лица, у него должны быть ещё и сопроводительные документы на перемещаемый груз:

  1. Транспортная накладная. В первой части данного документа должен быть указан маршрут с полным описанием расстояния, мест дозаправки и отдыха, сложных участков дороги и т. д. Кроме того, здесь содержатся сведения об отправителе и получателе груза. Во второй части содержатся полные сведения о транспортируемом веществе.
  2. Путевой лист.
  3. Паспорт безопасности перевозимого материала.
  4. Сертификат.
  5. Аварийная карточка. Здесь указываются все возможные меры, которые можно предпринять в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Что понимают под опасными грузами?

Госстандарт 19433 делит ОГ на далее указанные классы:

  • сжиженные, сжатые и растворенные газы;
  • коррозионные и едкие соединения;
  • взрывчатые вещества;
  • радиоактивные элементы;
  • жидкости, склонные к легкому воспламенению;
  • инфекционные и ядовитые вещества;
  • пероксиды органической группы и окисляющие элементы;
  • самовозгорающиеся и твердые вещества, склонные к воспламенению.

Классы опасных грузов

Другими словами, к ОГ причисляют любые материалы, соединения, отходы промышленной деятельности и изделия, которые при транспортировке представляют собой угрозу для окружающей среды и людей. Существуют, кроме того, и особо опасные соединения. Они также перевозятся по новым правилам, но с учетом дополнительных требований, утверждаемых отдельно для разных видов таких материалов.

Действие стандартов транспортирования ОГ не распространяется на перевозки:

  • грузов, доставляемых автотранспортом органов внутренних дел и госбезопасности;
  • внутри территории предприятий, где производятся ОГ и перерабатываются в соответствии с имеющейся технологической схемой (если машины организации выезжают за пределы комбинатов на дороги общего пользования, они обязаны подчиняться правилам 2013 года).

АРМ Перевозка опасных грузовАРМ Перевозка опасных грузов

Разрешение на движение ТС с опасным грузом

Перевозка опасных грузов, относящихся по Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности, допускается при наличии специального разрешения (пункт 1.1. статьи 31 ФЗ от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ).

Перечень грузов повышенной опасности изложен в таблице 1.10.5. ДОПОГ. К таким грузам относятся, например:

  • взрывчатые вещества и изделия (пиротехнические средства, тринитротолуол, гексоген);
  • легковоспламеняющиеся жидкости (ацетон, бензин, этанол, керосин, кислоты);
  • воспламеняющиеся газы (кислород, природный газ);
  • жидкие окисляющие вещества (пероксид водорода, нитрат аммония, перманганат калия);
  • токсичные вещества (пестицид на основе карбаматов);
  • радиоактивные материалы (изделия, изготовленные из природного урана, объекты с поверхностным радиоактивным загрязнением);
  • коррозионные вещества (серная кислота, жидкостные кислотные батареи).

Получить разрешение на перевозку особо опасных грузов можно на автомобиль, ранее внесенный в реестр категорированных транспортных средств Росавтодора (статья 31 ФЗ от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ).

Порядок выдачи специального разрешения установлен Приказом Минтранса РФ от 04.07.2011 №179. Оформляется разрешение в управлении Ространснадзора по месту регистрации заявителя. Можно отправить заявление с копиями документов по почте или заполнить его на портале госуслуг. Образец заявления есть в приложении № 2 к Приказу.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению:

  • копия СТС или договора аренды автомобиля;
  • копия свидетельства о допуске ТС к перевозке опасных грузов;
  • копия свидетельства о допуске водителя к перевозке опасных грузов;
  • доверенность, если обращается не собственник ТС, а его представитель.

Кроме этого нужно представить схему маршрута перевозки со стоянками и заправками. А также сведения о перевозимом грузе: наименование, описание, класс, номер ООН.

Уполномоченный орган проверяет полноту и достоверность сведений. Проверяет соответствие технических характеристик транспорта требованиям безопасности. 

В результате владельцам дорог, по которым проходит маршрут, направляется заявка на его согласование либо в выдаче разрешения отказывается.

Причины, по которым могут отказать в выдаче разрешения:

  • маршрут движения не проходит по дорогам федерального значения;
  • несоответствие требованиям ДОПОГ по обеспечению безопасности перевозки опасного груза;
  • представлены не все документы или они не достоверны;
  • отсутствуют сведения о включении ТС в реестр категорированных транспортных средств. 

Госпошлина в соответствии с п. 111 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации составит 1300 рублей. 

Соблюдение правил перевозки опасных грузов контролирует Госавтоинспекция и Ространснадзор. Нарушители несут административную ответственность.

Маршрут перевозки опасных грузов

Для начала компания должна получить разрешение на перевозку вредных веществ, а затем согласовать маршрут, по которому будет двигаться машина. Обычно такие перевозки необходимо согласовывать с ГИБДД.

Разрешение необходимо получить в следующих случаях:

  • если три и более автомобиля движутся колонной;
  • если груз относится к категории особо опасных;
  • если маршрут проходит по сложным участкам дороги или при плохой погоде;

Представители ГИБДД стараются свести к минимуму передвижение транспорта с ОГ по городу. Лучше как можно чаще задействовать объездные дороги или, по крайней мере, избегать очень людных мест.

Чтобы организации выдали разрешение на перевозку опасных грузов, необходимо передать в ГИБДД следующие документы:

  1. Свидетельство о соответствии ТС необходимым требованиям.
  2. Маршрут передвижения автомобиля, который сотрудники инспекции могут скорректировать.
  3. Дополнительное разрешение на перемещение особо опасных веществ.

Планировать маршрут обязательно при перевозке всех категорий ОГ, но не в каждом случае нужно передавать его в ГИБДД.

Основные правила построения маршрута таковы:

  • Автомобиль не должен проезжать через места отдыха горожан и природные заказники, двигаться вблизи объектов культурного наследия.
  • Запрещается также прокладывать маршрут вблизи крупных заводов и фабрик, особенно производящих опасные вещества.
  • В маршруте должна быть информация обо всех остановках, в том числе на дозаправку.

Одна копия маршрута отдается водителю или сопровождающему, еще одна остается в компании. Также копию необходимо передать сотрудникам ГИБДД. Если какие-то обстоятельства повлекли за собой изменение маршрута, новые данные необходимо занести во всех документы.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий