Безопасное поведение на водоемах в различных условиях (окончание)

Меры безопасности при купании.

Вода
ошибок не прощает. Правила поведения
при купании надо выполнять очень точно.
Учиться плавать обязательно нужно под
руководством инструктора или родителей.

Надо
запомнить следующие правила:

купаться
лучше утром и вечером, когда солнце
греет, но нет опасности перегрева.
Температура воды должна быть не ниже
17-19º, в более холодной находиться опасно.
Плавать в воде можно не более 20 мин.,
причем это время должно увеличиваться
постепенно, с 3-5 мин. Нельзя доводить
себя до озноба. При переохлаждении
могут возникнуть судороги, произойти
остановка дыхания, потеря сознания.
Лучше купаться несколько раз по 15-20
мин., а в перерывах поиграть в подвижные
игры;

не
входите, не прыгайте в воду после
длительного пребывания на солнце.
Периферические сосуды сильно расширены
для большей теплоотдачи. При охлаждении
в воде наступает резкое рефлекторное
сокращение мышц, что может повлечь за
собой остановку дыхания;

не
входите в воду в состоянии алкогольного
опьянения. Алкоголь блокирует
сосудосуживающий и сосудорасширяющий
центр в головном мозге;

если
нет поблизости оборудованного пляжа,
надо выбрать безопасное для купания
место с твердым песчаным незасоренным
дном, с постепенным уклоном

В воду
входите осторожно. Никогда не прыгайте
в местах, не оборудованных специально.
Даже если накануне это место было
безопасным для прыжков, то за ночь
течением могло принести корягу или
что-нибудь сбросили в воду;

не
заплывайте далеко, т.к

можно не рассчитать
своих сил. Почувствовав усталость, не
надо теряться и стремиться, как можно
быстрее доплыть до берега. Нужно
«отдыхать» на воде. Для этого обязательно
научитесь плавать на спине. Перевернувшись
на спину и поддерживая себя на поверхности
легкими движениями рук и ног, вы сможете
отдохнуть;

если
Вас захватило течением, не пытайтесь
с ним бороться. Надо плыть вниз по
течению, постепенно, под небольшим
углом, приближаясь к берегу;

не
теряйтесь, даже если вы попали в
водоворот. Необходимо набрать побольше
воздуха в легкие, погрузиться в воду
и, сделав сильный рывок в сторону,
всплыть;

в
водоемах с большим количеством водорослей
надо стараться плыть у поверхности
воды, не задевая растения, не делая
резких движений. Если все же руки или
ноги спутываются стеблями, необходимо
сделать остановку и освободиться от
них. Такие места можно проплывать
«торпедой», когда работают только ноги,
руки вытянуты вдоль тела, голова
поднимается над водой только для
короткого вдоха;

не
плавайте на надувных матрацах,
автомобильных колесах и надувных
игрушках. Ветром или течением их может
унести в открытое море. Из них  может
выйти воздух, и они потеряют плавучесть.

Купание
с маской, трубкой и ластами требует
особой осторожности:

  • нельзя
    плавать с трубкой при сильном волнении
    моря. Плавать можно только вдоль берега
    и обязательно под постоянным наблюдением,
    чтобы вовремя могли прийти на помощь;

  • не
    допускайте грубых шалостей в воде:
    подплывать под купающихся, хватать их
    за ноги, «топить», подавать ложные
    сигналы о помощи и т.п.;

  • не
    оставляйте у воды малышей. Они могут
    оступиться и упасть, захлебнуться водой
    или попасть в яму;

  • не
    заплывайте за ограничительные знаки;

  • не
    подплывайте к близко проходящим судам,
    лодкам, катерам.

Всех
правил, которые нужно соблюдать у
водоема, не предусмотреть

Осторожность
– вот единственный залог безопасности
на воде

В устpойствах для
подъема и спуска.

К
таким устройствам относятся лифты,
фуникулёры, подвесные канатные дороги
и тому подобное.

Чтобы
избежать травм и гибели людей необходимо
соблюдать следующие правила не только
самим, но и останавливать своих попутчиков
от необдуманных действий:

  • по
    возможности не пользуйтесь лифтом,
    фуникулёpом и дpугими техническими
    неисправными сpедствами, аваpия котоpых
    может плохо для Вас кончиться;

  • если
    pядом с лифтом есть лестница, а pядом с
    фуникулеpом — тpопинка, то лучше
    воспользоваться последними. Такое
    действие полезнее для Вашего
    общефизического развития, а значит для
    здоровья. Если нет противопоказаний.
    В лифте на Вас могут напасть. Пpавда, на
    темной лестнице — тоже. Делайте выбоp
    по обстоятельствам.

  • Будьте
    остоpожны, заходя в лифт, можно втоpопях
    ступить в пустую шахту со всеми
    вытекающими негативными последствиями.

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ПОЛОВОДЬЮ

Если ваш район часто страдает от половодий, изучите и запомните границы возможного затопления, а также возвышенные редко затапливаемые места, расположенные в непосредственной близости от мест проживания, кратчайшие пути движения к ним. Ознакомьте членов семьи с правилами поведения при организованной и индивидуальной эвакуации, а также в случае внезапного и бурно развивающегося паводка. Запомните места хранения лодок, плотов и строительных материалов для их изготовления. Заранее составьте перечень документов, имущества и медикаментов, вывозимых при эвакуации. Уложите в специальный чемодан или рюкзак ценности, необходимые теплые вещи, запас продуктов, воды и медикаменты.

Водный транспорт. Значение

Водный транспорт помогает транспортировать пассажиров либо грузы по естественным водным путям (океан, море, озеро, река), а также по водным путям, искусственно созданным человеком (каналы и водохранилища). Осуществляются перевозки по воде с помощью транспорта, который имеет общее название «судно». Суда могут быть предназначены для перевозки пассажиров, перевозки грузов, а также иметь специальное назначение (для научно-исследовательских работ, спасательные, пожарные и т. д.).

В зависимости от того, для какой акватории построено водное судно, их подразделяют на речные и морские. Морские суда обычно имеют большие габариты по сравнению с речными. При строении морских судов учитывается более интенсивное морское волнение, водоизмещение и т. д.

Значение водного транспорта очень высоко. Высокая провозная способность, позволяющая транспортировать крупногабаритные грузы, создает низкую себестоимость перевозок грузов водным транспортом. На морскую транспортировку грузов в мире приходится более 60 % от всех видов перевозок. Также водный транспорт в некоторых случаях бывает единственным возможным путем сообщения с некоторыми районами.

Скорость у водного пассажирского транспорта невысока в сравнении с воздушным или наземным транспортом, поэтому его редко используют для деловых поездок. Для туристов и отдыхающих водный транспорт весьма привлекателен и пользуется спросом.

Безопасность на замерзших водоемах

Не менее важно знать и правила безопасного поведения на замерзших водоемах. Переходить водоем рекомендуется только в проверенных местах, обозначенных специальными предупредительными знаками

Если безопасные места не обозначены, необходимо внимательно осмотреть лед.

ЗАПОМНИТЕ!

Для одиночных пешеходов лед считается прочным, если его толщина не менее 7 см, для группы людей — 12 см.

Прочность льда можно определить по ряду признаков:

  • наиболее прочен чистый прозрачный лед, мутный лед ненадежен;
  • на участках, запорошенных снегом, лед тонкий и некрепкий;
  • в местах впадения в озеро (реку) ручьев, речек обычно образуется наиболее тонкий лед.

Не рекомендуется передвигаться по льду при плохой видимости (в туман, метель, сильный снегопад).

ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ

Если вы провалились под лед:

Не следует барахтаться и наваливаться всей тяжестью тела на кромку льда.

Постарайтесь опереться локтем на лед и переместить тело в горизонтальное положение (учитывайте, что выбираться нужно в ту сторону, откуда вы шли, т. е

возвращаться на уже пройденную и проверенную дорогу).

Осторожно вытащите на лед одну ногу, затем другую. Постарайтесь выкатиться на лед и без резких движений, не вставая, переместитесь подальше от опасного места (ползите в ту сторону, откуда вы шли).

На твердом льду встаньте и постарайтесь быстро добраться до жилья.

Статистика аварий на водном транспорте

По статистике самым безопасным видом транспорта признан железнодорожный. На 2 месте по безопасности самолеты. Самым опасным транспортом признаны мотоциклы и мопеды (на их долю приходится 20% смертей на дорогах). Остальные сведения статистики представлены на диаграмме:

Сегодня более 60% мирового грузооборота совершается по морю. Морские просторы по приблизительным расчетам бороздят более 60 тыс. судов, рассчитанных на перевозку крупных грузов, а также чуть более 20 млн. мелких судов, выполняющих разнообразные цели (прогулочные катера, парусные яхты, лодки). Каждый день в акваториях пребывают 30 тыс. судов, а общая численность экипажей на них превышает 1 млн человек.

Статистика аварий водного транспорта по данным Регистра судоходства Ллойда, содержит информацию касательно ежегодной гибели 300–400 судов и авариях на 8 тыс. суден. Количество человеческих жертв также ужасает. Ежегодно при крушениях водного транспорта погибают свыше 200 тыс. человек по всему миру. Крупнейшие катастрофы за 2011–2016 годы в мире:

Дата Место катастрофы Количество жертв
2.05.2011 Конго 100
5.07.2011 Судан 197
10.07.2011 («Булгария») РФ, Татарстан (Куйбышевское водохранилище) 122
10.09.2011 (MV Spice Islander) Занзибар-Танзания 240
17.12.2011 Ява 51
30.04.2012 Индия 100
18.07.2012 (Karama Star Gate) Танзания 69
29.08.2012 Зондский залив 105
16.08.2013 Филиппины 51
3.10.2013 Остров Лампедуза 345
22.03.2014 Озеро Альберт (граница Уганды с Демократической Республикой Конго) 251
16.04.2014 Южная Корея Одна из крупнейших аварий на водном транспорте в современной истории. Погибло – 295 человек
12.05.2014 Остров Лампедуза 17200 пропали
4.08.2014 (Pinak-6) Бангладеш 100125 пропали
22.08.2014 Ливия 250
15.09.2014 Ливия 221
2.10.2014 Ливия 10100 пропали
13.12.2014 Демократическая Республика Конго 129

Статистика аварий водного транспорта имеет данные также о гибели подводных лодок. За последние 60 лет в результате этих крушений погибло большое количество членов экипажа.

Для наглядности статистика аварий водного транспорта (включая подводные лодки) в России и СССР:

Дата Место Количество жертв
12.1952 (С-117) Японское море 52
21.11.1956 (М-200) Эстония 28
26.09.1957 (М-256) Таллинский залив 35
27 января 1961 (С-80) Баренцево море 68
4 июля 1961 (К-19, Северный флот) 8
11.01.1962 (Б-37) Военно-морская база Северного флота 78
8.09.1967 (К-3) Норвежское море 39
8 марта 1968 (К-129) Гавайские острова 98
12.04.1970 (К-8) Бискайский залив 52
24.06.1983 (К-429) Камчатка 16
6 октября 1986 (К-219) Саргассово море 4
7.04.1989 (К-278) Норвежское море 42
12.08.2000 («Курск», Северный флот) Баренцево море 118
30.08.2003 (К-159) 9
8.11.2008 («Нерпа») Японское море 20

В интернете можно посмотреть огромное количество видео и документальных фильмов о крушениях морских судов.

Аварии на подводных лодках за последние 60 летАварии на подводных лодках за последние 60 лет

Правила поведения в самолете

Оказавшись в салоне самолета, проходите к своему месте сразу, не задерживайтесь в проходе. Ручную кладь положите в верхний отсек, расположенный над сиденьем. Не занимайте свободное кресло своими сумками или одеждой, поскольку оно может понадобиться другому пассажиру.

На борту самолета необходимо в точности выполнять все указания бортпроводников. На время взлета и посадки обязательно выключите мобильные устройства, поскольку они могут создать помехи в работе навигационных устройств. Во время полета смартфонами и планшетами, как правило, можно пользоваться без ограничений, поэтому вы беспрепятственно можете провести время за просмотром любимого сериала.

Обязательно пристегивайтесь ремнями безопасности, когда это необходимо: во время взлета, посадки и прохождения зоны турбулентности. Так вы избежите возможных травм. На протяжении полета быть постоянно пристегнутым не обязательно, поэтому потерпеть несколько минут несложно. Не отстегивайте ремень и не покидайте своего места после приземления без разрешения стюардессы. Посадка может сопровождаться резким торможением и быть жесткой, поэтому раннее движение приведет к травмам.

Уважайте попутчиков. Вставая, не опирайтесь на спинку стоящего спереди кресла, не опускайте резко спинку собственного стула. Поздоровайтесь с соседями по креслу, но не навязывайте общение. Если рядом сидящий человек смотрит фильм или читает книгу, вам стоит оставить его в покое.

Не пользуйтесь сильно пахнущими дезодорантами, духами и другими средствами, чтобы люди, находящиеся в замкнутом пространстве, не задохнулись. Не курите на борту – это строго запрещено. В самолете можно употреблять алкогольные напитки, но в ограниченном количестве. Последнее время все чаще происходят случаи, связанные с провоцированием драк и конфликтов на борту из-за сильного опьянения, что совершенно недопустимо. От поведения в самолете зависит безопасность полета, поэтому дебоширов снимают с рейса, строго наказывают и вносят в «черный список». В результате буйному пассажиру запрещают последующие полеты на самолетах данной авиакомпании.

Если вы летите с ребенком, проведите перед посадкой на борт воспитательную беседу с ним, чтобы он вел себя прилично и не доставлял неудобств другим пассажирам. Детям разрешено передвигаться по салону только в сопровождении взрослого или бортпроводницы.

Сохраняйте спокойствие при попадании в зону турбулентности. В это время самолет проходит через потоки воздуха, и если погода не слишком благоприятная, дискомфорт может сильно ощущаться. Это не значит, что самолет падает. Воздержитесь от шуток про авиакатастрофы во время полета, поскольку в салоне могут быть люди, страдающие аэрофобией, которые после ваших шуток впадут в панику.

Правила этикета: как вести себя в самолёте?Правила этикета: как вести себя в самолёте?

ПОЛОВОДЬЕ

Половодьем называется ежегодно повторяющееся в один и тот же сезон относительно длительное увеличение водоносности рек с повышением уровня воды в ней. Причина половодья — быстрое таяние снега, да ещё и обилие дождевой воды. Реки разливаются на 10-30 км в ширину, и длятся такие разливы до 10-15 дней.

Паводки – тоже ежегодные, но, как правило, кратковременные подъёмы воды в реках, вызванные дождями. Они могут повторяться несколько раз в год (возможны в любой сезон). Продолжительность их на малых и равнинных средних реках до 15-30 суток, а скорость их движения от 5 до 15-45 км/час (в горах).

Высота половодий и паводков зависит от многих факторов: осадки, температура воздуха, геологическое строение и особенности поверхности речного бассейна, строение речного русла, поймы и долины, форма русла, хозяйственная деятельность человека в речных бассейнах.

Половодья приводят к разрушениям мостов, дорог, зданий, сооружений, приносят значительный материальный ущерб, а при больших скоростях движения воды (более 4 м/с) и большой высоте подъема воды (более 2 м) вызывают гибель людей и животных. Основной причиной разрушений являются воздействия на здания и сооружения гидравлических ударов массы воды, плывущих с большой скоростью льдин, различных обломков, плавсредств и т.п.

В зонах возможного затопления целесообразно изменить режимы работы предприятий, а в отдельных случаях и приостановить работу. Одно из важнейших мероприятий, снижающих количество жертв и уменьшающих возможный ущерб при половодье– эвакуация населения и вывоз материальных ценностей из опасных районов.

Раздел 5. Аварии на водном транспорте

Причинами крупных аварий и катастроф на судах являются: природные факторы (ураганы, шторма, туманы, льды и т.п.); человеческий фактор (ошибки капитанов,
лоцманов и членов экипажа); ошибки, допущенные при проектировании и строительстве судов.

При посадке на судно пассажирам рекомендуется запомнить дорогу из своей каюты к спасательным шлюпкам, расположенным на верхней палубе, поскольку во время
катастрофы ориентироваться очень трудно, особенно при задымлении и крене судна.

§ 9.5.1. Действия при высадке с судна

Решение об оставлении судна принимает только капитан. При высадке с судна выполняйте указания членов экипажа, соблюдая следующие правила:

  • места в шлюпках предоставляются в первую очередь детям, женщинам, старикам и раненым;
  • перед посадкой в шлюпку или на спасательный плот наденьте на себя как можно больше одежды, а сверху – спасательный жилет. При возможности, погрузите в
    шлюпку одеяла, дополнительную одежду, аварийное радио, питьевую воду и еду;
  • если Вы вынуждены прыгать с борта корабля в воду, то желательно делать это с высоты не более пяти метров, крепко держась за жилет одной рукой и закрыв
    рот и нос второй рукой;
  • поскольку в воде каждое движение увеличивает потерю тепла, плывите только к спасательному средству;
  • после погрузки на спасательное средство необходимо отплыть от тонущего судна на расстояние не менее 100 метров.

§ 9.5.2. Действия при отсутствии спасательных средств

Находясь в воде, подавайте сигналы поднятием руки или свистком. Для сохранения тепла двигайтесь как можно меньше — потеря тепла в воде происходит в
несколько раз быстрее, чем на воздухе, поэтому движения даже в теплой воде должны быть сведены к тому, чтобы только держаться на плаву. В спасательном
жилете для сохранения тепла сгруппируйтесь, обхватив руками грудную клетку и подняв бедра повыше, чтобы вода меньше омывала паховую область – такое
положение тела увеличит срок выживания в холодной воде почти на 50%. Если на Вас нет спасательного жилета, поищите глазами какой-нибудь плавающий предмет и
ухватитесь за него — будет легче держаться на плаву до прибытия спасательной команды. Старайтесь отдыхать, лежа на спине.

§ 9.5.3. Действия при нахождении на спасательном плавательном средстве

Если есть возможность, примите таблетки от морской болезни. Для сохранения тепла, держитесь ближе к другим пострадавшим, выполняйте физические упражнения.
Пить давайте только раненым и больным. Находясь в открытом море, если нет реальной надежды выйти на судовые пути или достичь берега, держитесь вместе с
другими шлюпками вблизи места катастрофы.

Регулярно поднимайте ноги и двигайте ими для снятия отечности. Старайтесь держать ноги сухими (по возможности). Не пейте морскую воду! Сохраняйте жидкость
в организме, сокращая бесполезные движения. Для сокращения потоотделения днем увлажняйте одежду. Для снижения температуры внутри плота смачивайте его
наружную поверхность морской водой. Употребляйте в день не более 500-600 мл воды, разделив их на малые дозы, выпивая самую большую дозу вечером. Питайтесь
только аварийным запасом пищи. Помните, что без пищи можно прожить месяц и более, а при рационе 500-600 мл воды в сутки рационально действующий человек
способен продержаться даже в тропиках не меньше 10 дней без серьезных изменений в организме.

Сохраняйте дымовые шашки до того момента, когда появится реальная возможность того, что их заметят. Применение шашек желательно поручить одному человеку.

Безопасность на замерзших водоемах

Не менее важно знать и правила безопасного поведения на замерзших водоемах. Переходить водоем рекомендуется только в проверенных местах, обозначенных специальными предупредительными знаками

Если безопасные места не обозначены, необходимо внимательно осмотреть лед.

ЗАПОМНИТЕ!

Для одиночных пешеходов лед считается прочным, если его толщина не менее 7 см, для группы людей — 12 см.

Прочность льда можно определить по ряду признаков:

  • наиболее прочен чистый прозрачный лед, мутный лед ненадежен;
  • на участках, запорошенных снегом, лед тонкий и некрепкий;
  • в местах впадения в озеро (реку) ручьев, речек обычно образуется наиболее тонкий лед.

Не рекомендуется передвигаться по льду при плохой видимости (в туман, метель, сильный снегопад).

ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ

Если вы провалились под лед:

Не следует барахтаться и наваливаться всей тяжестью тела на кромку льда.

Постарайтесь опереться локтем на лед и переместить тело в горизонтальное положение (учитывайте, что выбираться нужно в ту сторону, откуда вы шли, т. е

возвращаться на уже пройденную и проверенную дорогу).

Осторожно вытащите на лед одну ногу, затем другую. Постарайтесь выкатиться на лед и без резких движений, не вставая, переместитесь подальше от опасного места (ползите в ту сторону, откуда вы шли).

На твердом льду встаньте и постарайтесь быстро добраться до жилья.

Безопасность на замерзших водоемах

Не менее важно знать и правила безопасного поведения на замерзших водоемах. Переходить водоем рекомендуется только в проверенных местах, обозначенных специальными предупредительными знаками

Если безопасные места не обозначены, необходимо внимательно осмотреть лед.

ЗАПОМНИТЕ!

Для одиночных пешеходов лед считается прочным, если его толщина не менее 7 см, для группы людей — 12 см.

Прочность льда можно определить по ряду признаков:

  • наиболее прочен чистый прозрачный лед, мутный лед ненадежен;
  • на участках, запорошенных снегом, лед тонкий и некрепкий;
  • в местах впадения в озеро (реку) ручьев, речек обычно образуется наиболее тонкий лед.

Не рекомендуется передвигаться по льду при плохой видимости (в туман, метель, сильный снегопад).

ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ

Если вы провалились под лед:

Не следует барахтаться и наваливаться всей тяжестью тела на кромку льда.

Постарайтесь опереться локтем на лед и переместить тело в горизонтальное положение (учитывайте, что выбираться нужно в ту сторону, откуда вы шли, т. е

возвращаться на уже пройденную и проверенную дорогу).

Осторожно вытащите на лед одну ногу, затем другую. Постарайтесь выкатиться на лед и без резких движений, не вставая, переместитесь подальше от опасного места (ползите в ту сторону, откуда вы шли).

На твердом льду встаньте и постарайтесь быстро добраться до жилья.

Классификация морских судов

Принято классифицировать морские суда по разным признакам. Это их назначение, район плавания, род двигателя и другие характеристики. Рассмотрим классификацию морских судов лишь по их назначению, то есть по виду выполняемой службы. Транспортные суда, например, подразделяются на:

  1. Пассажирские – круизные, рейсовые, местного сообщения. К водному пассажирскому транспорту относятся лайнеры, яхты, пароходы, теплоходы, паромы, катера, лодки и др.
  2. Сухогрузные – общего назначения для транспортировки грузов в упаковке; специализированные суда (лесовозы, рефрижераторные суда, пакетовозы, балкеры, ролкеры, контейнеровозы, лихтеровозы; многоцелевые, осуществляющие перегрузку различными способами (доковым и крановым); универсальные – перевозят различные грузы, в том числе и опасные; суда двойной транспортной специализации, осуществляют перевозку массового груза двух различных категорий (нефтерудовоз или хлопколесовоз). А также паромы, перевозящие транспортные средства пассажиров, наливные суда – танкеры, химовозы, виновозы, газовозы.

Еще есть служебно-вспомогательные суда – это ледоколы, буксиры, разъездные и лоцманские катера. Технический флот представляют землечерпалки, дноуглубляющие снаряды, грунтоотвозные шаланды, землесосы. Также в эту категорию относятся суда спецназначения – экспедиционные, учебные, гидрографические, спасательные, пожарные, плавучие маяки и краны. Промысловые суда – это траулеры, плавбазы, сейнеры, краболовы, тунцеловы и т. д. Выделяют также корабли военно-морского флота. Название «корабль» может быть только у военного судна, к которым причисляют подводные лодки, большие корабли военного назначения, миноносцы, крейсеры, авианосцы и пр.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий