Как выжить во время кораблекрушения: основные правила для оказавшихся за бортом

Содержание

Правила поведения при землетрясении

При внезапном землетрясении:

  • оставаясь в квартире, следует занять относительно безопасное место (проёмы дверей, места возле опорных колонн, под столом, кроватью);
  • находясь в школе, надо укрыться под партой, отвернуться от окон и закрыть лицо и голову руками;
  • в любом здании следует держаться дальше от окон, ближе к внутренним капитальным стенам;
  • при прекращении толчков надо немедленно покинуть здание; покидая здание, нельзя пользоваться лифтом, спускаться можно только по лестнице;
  • в любой сложившейся обстановке действовать надо уверенно, не допуская излишней спешки и суеты.
    После землетрясения необходимо:
  • оценить обстановку, убедиться в отсутствии ранения;
  • по возможности освободить людей, попавших в легко устраняемые завалы;
  • проверить водопровод, газ, электричество;
  • при повреждении электропроводов отключить электричество на электрощите;
  • при утечке газа (определяется по запаху) немедленно открыть все окна и двери, покинуть помещение, сообщить о случившемся по телефону 04 (или единому номеру 112) в аварийную газовую службу;
  • помнить, что наиболее опасны первые несколько часов после землетрясения, поэтому в первые 2—3 часа не следует входить в здание без крайней нужды; нельзя подходить к явно повреждённым зданиям и входить в них. Если возникает необходимость войти в здание, то надо стараться находиться там как можно меньше времени.

20 советов, как выжить при кораблекрушении и опрокидывании судна

1 of 5

Знайте, как избегать опрокидывания судна. Да, самый простой способ справиться с ситуаций – предотвратить её возникновение. Поэтому не пренебрегайте официальной подготовкой к безопасной эксплуатации речных и морских транспортных судов. Кроме этого, полезную информацию можно получить как у береговой охраны, так и у других более опытных моряков.
Не перегружайте корабль и не позволяйте грузу свободно перемещаться в трюме – это может повлиять на центр массы и сделать опрокидывание более вероятным. Кроме того, крупные волны преодолевайте на медленной скорости и под прямым углом к курсу.
Избегайте употребления алкоголя и других веществ, изменяющих восприятие реальности. Даже пиво в этом плане нежелательно.
Не паникуйте, если опрокидывание судна всё же произойдёт. Да, это только на словах звучит просто, но это – крайне важный момент, способный серьёзно повлиять на шансы вашего выживания.
Всегда старайтесь повысить собственную плавучесть.
Как можно быстрее постарайтесь восстановить нормальное положение судна, если это не связано с риском его немедленного затопления.
Избегайте запутывания такелажа. И сами старайтесь в нём не запутаться в процессе.
Избегайте переохлаждения – выбирайтесь из воды на сухое пространство при первой же возможности. Даже если это пространство – дно перевернувшейся лодки.
Если вы не можете добраться до берега самостоятельно – оставайтесь на лодке, либо в непосредственной близости от неё.
Если не можете оставаться рядом с лодкой – сделайте себя как можно более видимым

Яркие цвета, сигнальные огни и дым, куча плавающих рядом различных объектов – словом, всё, что может привлечь внимание спасателей.
Если вы не один – следите за тем, что происходит с остальными. Как минимум, убедитесь, что после переворачивания судна выбрались все.
Изучите навыки оказания первой медицинской помощи.
Если есть риск контакта с акулами – не ведите себя как типичная добыча

Меньше всплесков, меньше судорожных движений. И меньше крови в воде, но тут уж как повезёт.
Старайтесь сохранить на себе одежду. Да, она может слегка сковывать движения, но спасёт вас от контактов с медузами (в том числе и опасными), а также – защитит кожу от солнечных ожогов. Да и в ряде ситуаций именно одежда помогает справиться с переохлаждением.
Всегда носите с собой карманный фонарик – он пригодится в процессе поиска выхода, если корабль перевернётся.
Всегда старайтесь запомнить, где располагаются выходы на палубу.
Всегда узнавайте, где на больших судах находятся спасательные жилеты и лодки.
На собственном судне — тем более всегда знайте, где хранятся спасательные жилеты. И следите, чтобы их всегда хватало всем возможным пассажирам.
Если экипаж проводит инструктаж по поведению в экстремальных ситуациях – всегда внимательно слушайте. Если не проводит – заранее ознакомьтесь с соответствующими видеоуроками.
Не полагайтесь в своём спасении на экипаж коммерческих судов, особенно – в странах третьего мира. Помните, что ваша безопасность зависит исключительно от вас самих.

Вроде бы банальные советы о том, как выжить при кораблекрушении, которые знает почти каждый. Однако в экстремальных ситуациях многие про них просто забывают. Поэтому никогда не будет лишним освежить эту информацию в памяти даже опытным мореманам.

Оригинальная статья: 20 Ways to Survive a Capsized Vessel

Если у потерпевших кораблекрушение при нахождении в холодной воде появились судороги :

1. В мышцах обеих ног – нужно лечь на спину и работать одними руками, по возможности пытаться растереть и промассировать мышцы, сведенные судорогой. 2. В мышцах бедра – следует согнуть ногу в коленном суставе и рукой прижать пятку к ягодице. 3. В икроножных мышцах – рекомендуется разогнуть ногу в коленном суставе и рукой подтянуть к себе пальцы стопы. 4. В мышцах рук – надо плыть на спине, работая одними ногами, при этом руки приподнять, а кисти непрерывно сжимать и разжимать. 5. В мышцах живота – необходимо лечь на спину, согнуть ноги в коленных суставах и энергично подтянуть их к животу.

Учитывая, что охлаждение потерпевших, находящихся в воде, прекращается при температурах, близких к температуре тела, почти во всех случаях нужно принимать меры по предупреждению гипотермии

При приближении спасателей надо привлекать к себе внимание поднятием руки и не полагаясь на свой голос, подавать время от времени сигналы свистком. Звук последнего слышен над водой намного лучше крика

Порядок поведения потерпевших при случайном падении за борт плавательного средства.

Особо следует вести себя при случайном падении за борт. Первое, что необходимо сделать, это надуть спасательное средство, дернув за головку или пусковой шкерт газового баллончика, и всеми силами пытаться поскорее отплыть хотя бы на небольшое расстояние от борта судна, чтобы не попасть под его винты.

Потом следует энергично подавать сигналы свистком, чтобы обратить на себя внимание, так как падение за борт, особенно в темное время суток, может быть незамеченным. Терпящий бедствие после принятия перечисленных первостепенных мер в дальнейшем должен действовать в соответствии с общими рекомендациями

По материалам книги «Энциклопедия выживания на море». Потапов А.В.

Безопасность пассажиров морских и речных судов

Специалисты рекомендуют каждому человеку, поднявшемуся на палубу корабля, знать и соблюдать ряд общепринятых правил. Приведем основные из них.

Находясь на корабле, необходимо помнить, что в настоящее время всем пассажирам и членам экипажа обеспечены места на спасательных средствах. Каждый пассажир должен знать, где ему находиться в случае эвакуации людей и в какой шлюпке определено его место.

При аварийной ситуации нельзя поддаваться панике. На каждом корабле разработан свой порядок эвакуации, и его необходимо соблюдать.

Каждый пассажир должен уметь пользоваться спасательным жилетом. Для этого необходимо изучить инструкцию по его использованию.

Необходимо также знать, что делать при пожарной тревоге

Особенно важно запомнить путь по коридорам корабля, по которому придется выбираться на шлюпочную палубу.

Не желательно прогуливаться по открытой палубе, когда она влажная или море штормит. Важно также знать расположение судового медпункта.

ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ

Как вести себя при кораблекрушении

Не паникуйте, четко и быстро выполняйте указания капитана и экипажа судна.

Наденьте спасательный жилет. Одежду и обувь не снимайте. Возьмите с собой документы, предварительно завернув их в полиэтиленовый пакет.

Быстро и без спешки поднимитесь на верхнюю палубу и по команде экипажа садитесь по одному в спасательные средства (в шлюпки, на плоты).

Если сесть в шлюпку (на плот) невозможно, прыгайте в воду ногами вниз (спасательный жилет на вас надет), одной рукой закрыв нос и рот, а другой — обхватив себя за пояс, чтобы не сорвало спасательный жилет.

Оказавшись в воде, отплывите от борта корабля. Постарайтесь собраться группой для организации совместных действий по спасению и оказанию помощи друг другу.

Увидев шлюпку, в которой есть свободные места, подплывите к ней, и вам помогут на нее подняться. Если в шлюпке нет мест, попросите бросить вам трос (фал, канат), обвяжитесь им под мышками и плывите за шлюпкой.

Находясь в шлюпке (на плоту), защищайте голову и открытые участки тела при сильном солнечном облучении. Рационально используйте аварийный запас воды и провизии. Не теряйте надежды на спасение.

Вопросы

1. Чем обусловлена необходимость постоянного общения человека с водой?

2. Какие основные причины поведения человека приводят к гибели на воде?

3. Чем опасно наводнение? Какие существуют рекомендации населению по безопасному поведению при угрозе и во время наводнения?

4. Какие существуют меры безопасного поведения человека на замерзших водоемах?

5. Что должен знать каждый пассажир, поднявшись на борт морского или речного парохода?

Задание

На основе вашего личного опыта и из информации, полученной из различных источников (книги, периодика), сформулируйте правила безопасного поведения на воде в различных жизненных ситуациях.

Правила поведения и порядок действий потерпевших кораблекрушение оказавшихся за бортом в холодной воде открытого моря, действия при судорогах.

Каковы должны быть действия и правила поведения потерпевших кораблекрушение, попавших в холодную воду? Прежде чем перечислить их, следует заметить, что человек, оказавшийся в холодной воде после оставлениягибнущего судна или корабля, может погибнуть гораздо раньше, чем наступитгипотермия. Одна из причин фатальных исходов – нарушение функции внешнего дыхания, обусловленное обширным раздражением холодовых рецепторов кожи.

Оно проявляется стремительно развивающейся усиленной вентиляцией легких (гипервентиляцией). При быстром погружении в холодную воду гипервентиляция значительно увеличивает рисксмерти, так как при плавании в дыхательные пути потерпевшего может попасть вода. Кроме того, у находящегося в холодной воде существенно уменьшается время произвольной задержки дыхания. Поэтому, оказавшись по какой-либо причине под водой, пострадавший может непроизвольно сделать вдох и погибнуть.

Результаты проведенного эксперимента, в котором участвовали испытатели-добровольцы (мужчины), показали, что гипервентиляцию легких, возникающую сразу вслед за погружением в холодную воду, можно значительно уменьшить с помощью постепенного (поэтапного) вхождения в нее. Для этого необходимо вначале опуститься в воду до пояса и находиться в этом положении не менее 30 секунд, а потом полностью погрузиться и плыть.

Вероятно, при поэтапном погружении у потерпевших успевают сформироваться срочные адаптационные механизмы, физиологическое значение которых связано со значительным смягчением, ослаблением воздействия холода на организм. На наш взгляд, в программы по обучению выживанию прикатастрофах на море целесообразно включить обучение способу поэтапного погружения в воду. Он в ряде случаев поможет сохранить жизнь потерпевших.

Правила поведения во время ураганов, бурь и смерчей

С получением сигнала о приближении урагана, бури, смерча необходимо:

  • закрыть окна и двери с наветренной стороны зданий, а с подветренной — открыть;
  • убрать с балконов и подоконников вещи, которые могут быть подхвачены воздушным потоком;
  • при получении информации о непосредственном приближении урагана или сильной бури необходимо укрыться в защитных сооружениях, при смерчах — в подвальных или подземных сооружениях.

Оказавшись во время бури или урагана на открытом пространстве, необходимо:

  • укрыться в овраге, яме, рве, кювете дороги;
  • лечь на дно укрытия и плотно прижаться к земле;
  • избегать нахождения на мостах, трубопроводах.

После урагана или бури не рекомендуется заходить в повреждённые здания.

Оказавшись во время смерча на открытом пространстве, следует покинуть все виды транспорта и укрыться в ближайшем подвале, убежище, овраге или лечь на дно любого углубления и прижаться к земле.

Правила поведения при наводнении

При заблаговременном оповещении об угрозе наводнения

  • Перед эвакуацией из дома необходимо отключить воду, газ и электричество; потушить горящие печи отопления; перенести на верхние этажи здания ценные предметы и вещи.
  • При получении сигнала об эвакуации следует взять с собой: необходимые документы, помещённые в непромокаемый пакет; деньги и ценности; медицинскую аптечку; комплект верхней одежды и обуви по сезону; постельное бельё и туалетные принадлежности; трёхдневный запас продуктов питания.

При внезапном наводнении:

  • необходимо как можно быстрее занять ближайшее безопасное возвышенное место и быть готовыми к организованной эвакуации по воде;
  • до прибытия помощи необходимо оставаться на верхних этажах и крышах зданий и других возвышенных местах;
  • собрать всё, что может быть использовано в качестве плавсредств (шины, камеры, доски, пластиковые бутылки, брёвна);
  • если возникла опасность оказаться в воде, надо закрепить под одеждой лёгкие плавающие предметы (мячи, пластиковые бутылки);
  • в безопасных местах следует находиться до тех пор, пока не спадёт вода и не минует опасность наводнения.

После спада воды:

  • следует остерегаться порванных и провисших электропроводов;
  • попавшие в воду пищевые продукты не рекомендуется употреблять в пищу до их проверки;
  • перед входом в дом или здание после наводнения следует убедиться, что они не претерпели явных разрушений;
  • необходимо в течение нескольких минут его проветрить, открыв двери и окна;
  • при осмотре внутренних комнат здания не рекомендуется применять спички и светильники;
  • до проверки специалистами состояния электросети нельзя пользоваться электроприборами.

Спецсредства для подачи сигналов бедствия

Даже поход в булочную может обернуться катастрофой: случится обвал здания, или вы угодите в полуоткрытый люк. Так что тогда говорить об опасностях, подстерегающих человека вдали от цивилизации. И если в пределах города на помощь пострадавшему кинутся со всех сторон, то в автономных условиях за выживание придется побороться.

Первое, что нужно сделать, это привлечь внимание спасателей, волонтеров или других, оказавшихся неподалеку людей. Для этого пригодятся:

Громкий свисток, который слышно на дальнем расстоянии. Он пригодится в условиях сильного рассеивания звука, когда голос пострадавшего слышен не дальше 100 м: высокие горы, строения, противоположное направление ветра, густой лес и т. д. Звук свистка усиливается в замкнутом пространстве.
Радиостанция, лучше всего действующая на равнине и над водой. В горах от устройства немного пользы.
Приемопередатчик, позволяющий отправлять и получать ответные сигналы.
Радиомаяк, посылающий сигналы на аварийную частоту.
Фонарик-палочка, зажигалка или другой автономный источник света, работающий до 10 часов и незаметный с большого расстояния. Можно подать сигнал бедствия азбукой Морзе.
Буй сигнальный, если крушение случилось на воде.
Маркер водный, окрашивающий воду в насыщенно-оранжевый или ярко-зеленый цвет.
Зеркало-гелиограф, пускает мощные блики (солнечные зайчики). С воздуха такой сигнал заметен с расстояния в 20 тысяч метров.
Сигнальная ракета взрывается на высоте, а значит, заметна на большом расстоянии

Это особенно важно, если вы заблудились в горах.
Сигнальный факел, ярко горящий и заметный издалека.

Порядок действий и поведения потерпевших кораблекрушение оказавшихся за бортом в холодной воде.

В том случае, когда рядом нетспасательных средств (плотов, шлюпок) и скорая помощь не предвидится, необходимо сократить движения до минимума. Это поможет избежать конвективных теплопотерь. Плавание считается целесообразным только в том случае, если условия, а, главное, температура воды позволяют добраться до берега или спасательного средства.

Установлено, что человек в обычной промокшей одежде способен преодолеть вплавь не более 1500 метров. Максимальные расстояния, которые человек в зависимости от температуры воды может проплыть без серьезного ущерба для здоровья, представлены в таблице ниже.

Способы подачи сигналов бедствия


Оказавшись в экстремальной ситуации не ставит покидать место несчастья. Всегда есть шанс, что за вами отправят поисковую экспедицию. Необходимо дождаться спасателей при этом рекомендуется оставлять сигналы бедствия. В зависимости от ситуации, в которой вы оказались, необходимо подавать соответствующий сигнал.

Средства подачи сигналов бедствия

Существуют специальные средства для подачи сигнала бедствия: — Зеркало. С помощью зеркала можно направлять солнечный зайчик, который будет виден на очень дальние расстояния. — Свисток. Достаточно простое средство для подачи сигнала. Звук свистка слышен на дальнем расстоянии. — Фонарик. С помощью фонаря можно обозначить свое местоположение, либо передавать сигналы азбукой Морзе. — Сигнальная ракета. Сигнальная ракета поднимается на большую высоту и видна издалека. Идеально подойдет для горной местности. — Сигнальный факел. Дает яркий свет, заметный на большом расстоянии. — Радиостанция. С помощью радиостанции можно принимать передавать сигналы. Радиус действия может быть сильно ограничен из-за рельефа. — Морской маркер. Представляет себя вещество, окрашивающее в воду.

Подача сигнала бедствия подручными средствами

Если вы оказались в чрезвычайной ситуации без спецсредств для подачи сигнала, то всегда можно воспользоваться подручными средствами. Всегда найдется что-то, что обозначает ваше местоположение, главное — проявить фантазию.

Сигнал бедствия с помощью огня. Если разжечь большой костер, то в темное время суток его будет видно издалека, что облегчит ваши поиски. Необходимо заранее заготовить дрова и в случае необходимости поджечь их. Как вариант, можно найти дерево с дуплом и развести огонь там. При этом необходимо убедиться, что огонь не перекинется дальше.

Сигнал бедствия с помощью дыма. В отличие от огненного сигнала бедствия, дымовой виден в светлое время суток. Дым может подниматься на большую высоту, что будет дополнительным плюсом. Днем желательно подавать дым черного цвета, для этого подойдет резина. В вечернее время дым должен быть белого цвета, для этого идеально подойдут зеленые листья, влажные дрова.

Сигнал бедствия с помощью бликов. Если у вас нету под рукой зеркала, то сигнал можно подать любой полированной поверхностью. В ясную погоды солнечный зайчик будет виден на расстоянии до 60 километров. В пустыне расстояние может увеличиться до 160 км. При подаче сигнала не стоит направлять зайчик в кабину транспорта больше чем на 3 секунды, это может ослепить водителя.

Сигнал бедствия с помощью тени. Иногда можно оставить сигнал с помощью тени. Построив сооружение, которое откидывает тень, можно заняться другими делами. Тень будет постоянно видна в солнечный день.

Как подать сигнал СОС летательным аппаратам

Чтобы подать сигнал СОС летательным аппаратам следует учитывать следующее: — размер знака — контрастность сигнала — пропорции букв — знак должен быть виден со всех сторон — для лучшей видимости знак стоит обвести камнями

Оставляя знак всегда стоит представить, как он будет выглядеть с высоты. В свою очередь, летательные аппараты при виде вас могут подать свой сигнал.

Международные сигналы бедствия на море

В случае чрезвычайной ситуации на море, экипаж судна может подать сигнал бедствия. Для этого существуют международные сигналы бедствия: — открытый источник пламени — дымовая шашка оранжевого цвета — красный фальшфейер — флаг, перевернутый вверх ногами — флаг November Charlie — движение вытянутыми руками вверх и вниз

Из перечисленных знаков морской флаг November Charlie поднимает в самую последнюю очередь. Если такое флаг поднят, то это означает что надежда на спасение нет.

Международное радиосигналы бедствия

Существует несколько видов подачи радиосигнала бедствия: — Мэйдэй (Mayday). Представляет из себя сокращённую фразы на французском языке «venez m’aider m’aidez», что означает «придите мне на помощь, помогите мне». Данный сигнал используется при очень большой опасности. — СОС (SOS). Данная аббревиатура с английского означает «save our souls». В переводе это означает Спасите наши души. — Пэн-Пэн (Pan-Pan). Данный сигнал исходит от французского слова panne (в переводе — поломка). Данный сигнал подается при не самой большой опасности.

Для подачи сигнала не обязательно иметь под рукой специальные средства. Достаточно проявить смекалку и фантазию. Всегда из подручных средств можно выложить знак, развести костер

Даже можно сделать воздушный змей, который привлечет внимание спасателей. Оказавшись в неблагоприятных условиях, главное не унывать

Разновидности сигналов

На уроках ОБЖ в 6 классе дети изучают основные сигналы бедствия. Одни подаются при помощи специальных приспособлений, другие – без них. При этом, все известные способы подачи сигналов делятся на несколько групп:

световые (для подачи необходим источник света или светоотражающий предмет: зеркало, фольга и т

д.);
дымовые сигналы (о чрезвычайной ситуации свидетельствуют столбы дыма от разведенных костров);
жестовые (помогут привлечь внимание пилота, когда вертолет приблизится к земле);
информационные (знаки подскажут спасателям, где искать пострадавших, если им пришлось покинуть место происшествия);
водные (в воде разводятся ярко светящиеся краски);
звуковые (свист, крик, хлопушки, выстрелы);
радиосигналы (посылаются при помощи рации, мобильного телефона, пеленгатора или другой технической «игрушки»).

Сигналы бедствия , подаваемые руками (жесты) Что означает
Наш радиоприемник работает
Утвердительный ответ (Да)
Вскоре сможем продолжить путь, подождите, если есть возможность
Необходима техническая помощь или запасные части, длительная задержка
Посадка невозможна
Заберите нас, самолет покинут
Используйте вымпел
Все в порядке, не ждите
Отрицательный ответ (Нет)
Посадка здесь (указывайте в направлении места посадки)
Необходима медицинская помощь! СРОЧНО!

Максимальное расстояние, которое может преодолеть вплавь человек при различной температуре воды.

Не следует переворачиваться на спину, если индивидуальное спасательное снаряжение в области шеи и головы имеет недостаточную изоляцию. Нельзя делать попыток удержать тело в горизонтальном положении на поверхности. В этом случае периодические погружения головы в воду неизбежны, что значительно увеличит теплопотери. Голову следует держать как можно выше над водой, так как 50–75 % всех теплопотерь приходится на ее долю.

В целях уменьшения поверхности, отдающей тепло, и защиты участков тела, интенсивно отдающих тепло, необходимо принять «позу эмбриона». Ноги согнуты в коленях, руки и ноги прижаты к туловищу. Исследования, проведенные канадскими исследователями, показали, что в случае такого поведения, человек может продержаться в воде с температурой +10 градусов около 4 часов, в то время как находясь без движения с раскинутыми руками и ногами – до 2,5 часов. А плавая в горизонтальном положении – всего 1,5 часа.

Находясь в воде, не нужно снимать с себя и сбрасывать одежду, даже мешающую движениям. При плавании со спасательным нагрудником или жилетом надо помнить, что они обладают по крайней мере двойным запасом плавучести и кажущаяся тяжелой намокшая одежда не может существенно ухудшить положение потерпевшего. Многочисленные примеры аварийных ситуаций свидетельствуют о том, что даже полностью намокшая одежда частично защищает от охлаждения в воде.

Так, человек в обычной намокшей одежде в воде с температурой +5,3 градуса теряет тепла на 25 % меньше, чем обнаженный. Шерстяная одежда существенно уменьшает теплоотдачу в воде. Температура кожи при этом сохраняется на 4–5 градусов выше, чем у обнаженного человека.

Людям, терпящим бедствие в воде и находящимся в непосредственной близости друг от друга (к этому нужно стремиться), следует держаться вместе. Для этого необходимо соединить спасательные жилеты с помощью линя или плотно прижаться боками, насколько это позволяют индивидуальные спасательные средства, положить руки друг другу на плечи и как можно плотнее переплести ноги. Если потерпевших много, удобно группироваться по 3 человека. Благодаря этому охлаждение тела значительно уменьшается.

Порядок поведения при возникновении судорог в холодной воде.

Нередко во время нахождения в холодной воде у потерпевших возникают судороги отдельных мышц. Они болезненны, но не опасны, если терпящий бедствие владеет приемами поведения, позволяющими устранить их.

Порядок поведения потерпевших при случайном падении за борт плавательного средства.

Особо следует вести себя при случайном падении за борт. Первое, что необходимо сделать, это надуть спасательное средство, дернув за головку или пусковой шкерт газового баллончика, и всеми силами пытаться поскорее отплыть хотя бы на небольшое расстояние от борта судна, чтобы не попасть под его винты.

Потом следует энергично подавать сигналысвистком, чтобы обратить на себя внимание, так как падение за борт, особенно в темное время суток, может быть незамеченным. Терпящий бедствие после принятия перечисленных первостепенных мер в дальнейшем должен действовать в соответствии с общими рекомендациями

По материалам книги Энциклопедия выживания на море. Потапов А.В.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий