Правовой режим

Введение и отмена[править | править код]

Режим контртеррористической операции вводится и отменяется решением главы ФСБ России или другим сотрудником службы — то есть тем же человеком, который принимает решение о начале и завершении самой контртеррористической операции и руководит ее ходом.

О введении режима КТО в случае крупной контртеррористической операции (которые требует больших ресурсов или распространяется на большую территорию) директор ФСБ также уведомляет президента, главу правительства, председателей обеих палат парламента и генпрокурора.

Контртеррористическая операция объявляется оконченной, когда теракт пресечен и больше нет угрозы жителям, их имуществу и интересам.

Для проведения операции ФСБ создает группировку, в которую также могут быть включены военные, нацгвардия, полиция, спасатели и сотрудники других ведомств.

Планированием операции и координацией участвующих в ней сил занимается оперативный штаб, который создается по решению руководителя КТО.

История[править | править код]

Понятие теракта в его нынешнем виде (любые действия, создающие опасность гибели людей или значительного ущерба, совершенные для устрашения или чтобы повлиять на решения властей) было введено новым уголовным кодексом России, принятым в 1996 году. До этого терактом считалось покушение на государственного деятеля.

В 1998 году был принят закон «О борьбе с терроризмом», который ввел понятие контртеррористической операции и режима КТО.

23 сентября 1999 года президент Борис Ельцин ввел режим контртеррористической операции на территории Чечни после вторжения боевиков из Чечни в Дагестан. Этот режим был отменен только через десять лет, 16 апреля 2009 года.

Боевые столкновения, теракты и полицейские операции происходят не только на территории Чечни, но и на территории Ингушетии, Дагестана, и Кабардино-Балкарии. На отдельных территориях неоднократно временно вводился режим КТО.

Основные направления совершенствования социальной защиты участников боевых действий

Нетрудоспособным членам семьи погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 г. №5-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), предоставляются следующие социальные гарантии:

Из практики применения законодательства о социальной защите участников боевых действий и членов их семей рассмотрю еще один вопрос. Он связан с определением порядка использования внебюджетных средств, выделяемых для оказания материальной помощи семьям погибших и раненых при исполнении обязанностей военной службы военнослужащих дополнительно к установленным законодательством обязательным выплатам.

Режим КТО

Федеральный закон 2006 года определяет основные позиции противодействия терроризму, правовую и организационную базы, методы предупреждения терроризма и борьбы с ним, сокращения и (или) устранения последствий его проявлений, а также юридическую и организационную основу использования армии РФ в борьбе с терроризмом. Статьи юридического документа уточняют отдельные положения. Та же бумага определяет способы обеспечения правового режима контртеррористической операции:

Имели место боевые схватки между террористами и федеральными войсками. Обстановка завершилась тем, что исламистам, потерпевшим поражения в боях, пришлось уйти с территории Дагестана назад в Чечню. Террористы отыгрались на мирном населении, совершив несколько терактов в разных регионах нашей страны.

03 Мар 2019     
etolaw    
   
561      

Причины для подачи иска в Безусловно

суд, банк не может подать в суд, ваша если просрочка по очередному платежу составляет недель пару. А вот задержка выплат на срок от дней девяноста – уже серьезный повод для тяжб судебных. Позицию банка понять можно – необходимо учреждению вернуть долг и проценты. При сумма этом долга практически не имеет значения

задолжали, Неважно вы несколько сотен рублей или миллиона три. Главная цель, которую преследует демонстрация – организация клиентам необходимости своевременных выплат

причина Основная обращения банка в суд – отстаивание Еще.

репутации одна причина – невозможность списания заемщику выданных средств.

Как правило, до подачи в банк суд неоднократно уведомляет должника, пытаясь проблему разрешить «мирным» способом.

Наши дни

В 2009 году «горячей точкой», где был введен режим КТО, стал Северный Кавказ. В 2011 – Темирский район. С 2015 года российскими военными проводится спецоперация в Сирии. Бурные события на Украине во время, так называемого Евромайдана, закончились государственным переворотом и образованием новой «горячей точки» на востоке страны. Поскольку мятежниками с использованием оружия и различных спецсредств захватывались государственные учреждения, украинскими силовиками в рамках закона «О борьбе с терроризмом» планировалась зачистка. Но позже антитеррористическая операция, так и не начавшись в Киеве против проевропейски настроенных бунтарей, была перенесена на Донбасс. Основанием для этого стали несколько антиправительственных митингов и сепаратистских лозунгов местных жителей на востоке Украины. Однако по причине того, что в данной ситуации не ясно, кто же является террористом, решение новых украинских властей до сих пор подвергается критике многих экспертов.

Правовая база

Федеральный закон РФ «О противодействии терроризму» предполагает в особых случаях введение режима контртеррористической операции (КТО). Пункт 5 статьи 3 данного закона гласит: «контртеррористическая операция — комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.» На территории или объектах, в пределах которых введен правовой режим КТО, на период проведения операции допускается применение следующих мер и временных ограничений:

  • проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов — доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;
  • удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;
  • усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;
  • ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;
  • использование транспортных средств, принадлежащих организациям, независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств, определяется Правительством Российской Федерации;
  • приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;
  • приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;
  • временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;
  • введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;
  • ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;
  • беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;
  • проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;
  • ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

На отдельных участках территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, могут устанавливаться (вводиться) как весь комплекс мер и временных ограничений, так и отдельные меры и временные ограничения.

Имею ли я право на получение удостоверения участника боевых действий

Я,проходил службу на Северном Кавказе, Пограничные Войска. В период с 2000 по 2002 гг. в венном билете написано проходил военную службу в составе Объединенной групировки войск (сил) по проведению контртерористических операций на территории Северо-Кавказкого региона. Могу ли я,на основании этого получить удостоверение. Обращался в военкомат с этим вопросом, ответ был такой что вы не внашей компетенции.

» По просьбе органа опеки и попечительства по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы, выписки из трудовой книжки, справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.

Нормы международного гуманитарного права при ведении боевых действий

Другим основным принципом международного гуманитарного права, применяемого в вооруженном конфликте, является принцип равного обращения с участниками вооруженных конфликтов и запрещения их дискриминации. Он предусматривает, что с индивидами, находящимися под защитой права вооруженных конфликтов, следует обращаться без дискриминации по причинам расы, пола, национальности, языка, религии, имущественного и социального положения, политических или иных убеждений или другого статуса, либо других аналогичных критериев.

1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.

Контртеррористическая операция

Контртеррористическая операция считается оконченной, когда террористическая акция пресечена ( прекращена) и ликвидирована угроза жизни и здоровью людей, находящихся в зоне проведения контртеррористической операции.

Контртеррористическая операция — это специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции.

Контртеррористическая операция проводится в определенной зоне. Зона проведения контртеррористической операции — отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится эта операция.

В зоне проведения контртеррористической операции допускается деятельность работников средств массовой информации, но она регулируется руководителем оперативного штаба.

Для непосредственного управления контртеррористической операцией создается оперативный штаб, возглавляемый представителем Федеральной службы безопасности или Министерства внутренних дел Российской Федерации в зависимости от того, компетенция какого федерального органа будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции.

По российскому законодательству при проведении контртеррористической операции в целях сохранения жизни и здоровья людей, материальных ценностей, а также изучения возможности пресечения террористической акции без применения силы допускается ведение переговоров с террористами. Этот подход принципиально отличается от правовых норм некоторых стран, не допускающих подобных переговоров.

Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые к проведению контртеррористической операции, с момента ее начала подчиняются руководителю оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией. Вмешательство любого другого лица независимо от занимаемой должности в оперативное руководство контртеррористической операцией не до — пускается.

Основным способом борьбы с терроризмом, когда он уже проявил себя в виде террористической акции, является контртеррористическая операция.

При этом федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации выделяют необходимые для проведения контртеррористической операции оружие, специальные средства, транспортные средства и средства связи, иные материально-технические ресурсы.

Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые к проведению контртеррористической операции, с момента ее начала подчиняются руководителю оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией. Вмешательство любого другого лица независимо от занимаемой должности в оперативное руководство контртеррористической операцией не до — пускается.

Контртеррористическая операция считается оконченной, когда террористическая акция пресечена ( прекращена) и ликвидирована угроза жизни и здоровью людей, находящихся в зоне проведения контртеррористической операции.

Для непосредственного управления контртеррористической операцией создается оперативный штаб, возглавляемый представителем Федеральной службы безопасности или Министерства внутренних дел Российской Федерации в зависимости от того, компетенция какого федерального органа будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции.

Однако после ее завершения может продолжаться ликвидация последствий террористической акции, если она привела к разрушениям, заражениям, загрязнениям опасными веществами, материальным и финансовым потерям, которые для нормальной жизнедеятельности бывшей зоны контртеррористической операции должны быть восполнены.

Помимо этого к семьям, нуждающимся в особой поддержке государства, должны быть отнесены семьи беженцев и вынужденных переселенцев. Проведение контртеррористической операции в Чечне в 1999 — 2000 гг. значительно увеличило количество таких семей.

Контртеррористическая операция проводится в определенной зоне. Зона проведения контртеррористической операции — отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится эта операция.

Правовая база

Федеральный закон РФ «О противодействии терроризму» предполагает в особых случаях введение режима контртеррористической операции (КТО). Пункт 5 статьи 3 данного закона гласит: «контртеррористическая операция — комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.» На территории или объектах, в пределах которых введен правовой режим КТО, на период проведения операции допускается применение следующих мер и временных ограничений:

  • проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов — доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;
  • удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;
  • усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;
  • ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;
  • использование транспортных средств, принадлежащих организациям, независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств, определяется Правительством Российской Федерации;
  • приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;
  • приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;
  • временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;
  • введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;
  • ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;
  • беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;
  • проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;
  • ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

На отдельных участках территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, могут устанавливаться (вводиться) как весь комплекс мер и временных ограничений, так и отдельные меры и временные ограничения.

Об инциденте на юге Дагестана

По сообщениям РИА «Новости», режим КТО в Дагестане от начала года в марте вводится в третий раз.

На фоне обострившегося вооруженного конфликта, мероприятиями КТО охвачен сейчас весь Дербентский район (юг республики). По сообщениям из оперативного штаба, силовики производят поиск боевиков и их пособников.

В начале года режим КТО действовал в трех районах: Сулейман-Стальском, Хивском, Табасаранском.

Причиной послужили произошедшие вооруженные инциденты: в январе неподалеку от крепости Нарын-Кала на жителей было совершено вооруженное нападение, через некоторое время боевиками был обстрелян наряд полиции, причем нападавшие скрылись, ранив одного полицейского. В начале февраля в Табасаранском районе был похищен сельский учитель. Во время поисковых работ полицейские вступили с похитителями в перестрелку, последним удалось скрыться. Учителя нашли живым, ему было нанесено огнестрельное ранение.

На мосту неподалеку от села Джемикент подорвал себя смертник, погибли двое силовиков, ранены около 20 человек.

В перестрелке около деревни Нетюг силовиками были убиты двое боевиков.

Во время действия КТО полицейскими были проведены паспортные проверки, кроме того, силовики обстреляли находящееся за деревней ущелье.

Активизацию конфликта в Южном Дагестане связывают с усилением подавления деятельности общины салафитов (представителей радикального течения в исламе). На юге республики сегодня отмечается большая концентрация салафитов, приехавших из других районов.

Военные столкновения в южных частях республики связывают и с деятельностью ИГ, которая в РФ запрещена судом как террористическая организация.

Разница между участником боевых действий и участников контртерористических операций

То есть, если можно так выразится «ареал распространения» контртеррористической операции (КТО) гораздо меньше нежели у вооруженного конфликта или зоны боевых действий, а сама КТО исходя из буквального прочтения является всего лишь разовым «мероприятием», состав участников которого определяется конкретными приказами командования данной контртеррористической операции., а не местностью и периодом нахождения, определяемых правительственными постановлениями, как это установлено для факта признания участником вооруженного конфликта.

Если по статье 2 принятого еще в 1993 году закону № 4328-1 всем военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайных ситуаций и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии зачитываются в выслугу лет и трудовой стаж один месяц службы за три месяца без учета конкретно выполнявшихся данным военнослужащим задач и непосредственного его участия в контртеррористической операции, и важно лишь установить факт прохождения военной службы в условиях военного конфликта на определенной территории в определенное время (это важно, потому что, если сама часть была включена в состав сил, выполняющих боевую задачу, а конкретный военнослужащий в зону боевого конфликта не направлялся, то на льготы по выслуге он права не имеет), то принятым позднее Федеральным законом от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» определено, что такое контртеррористическая операция, которая трактуется как: «специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции. Зоной проведения контртеррористической операции являются отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружения, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция» (ст 3 закона)

ОБЖ

6.2. Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом

Правовую основу борьбы с терроризмом составляют Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон «О противодействии терроризму», другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Основным документом, регламентирующим борьбу с терроризмом, является Федеральный закон «О противодействии терроризму»1. Он определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ. общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан. Закон устанавливает права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.

Это должен знать каждый

Законом определены субъекты, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции.

В настоящее время борьбу с терроризмом в Российской Федерации осуществляют:

  • Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России);
  • Министерство внутренних дел РФ (МВД России);
  • Служба внешней разведки РФ (СВР России);
  • Федеральная налоговая служба РФ (ФНС России);
  • Федеральная служба охраны РФ (ФСО России);
  • Федеральная пограничная служба (ФПС), входящая в состав ФСБ:
  • Вооруженные Силы РФ;
  • МЧС России.

Указом Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» (от 15 февраля 2006 г. № 116) образован Национальный антитеррористический комитет и утверждено Положение о нем, в котором определены основные задачи комитета. В субъектах Российской Федерации созданы антитеррористические комиссии.

Председателем Национального антитеррористического комитета по должности является директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации. В состав комитета входит министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Руководителями антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации по должности являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

Для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями в составе комитета образован Федеральный оперативный штаб.

Для управления контртеррористическими операциями в субъектах Российской Федерации образованы оперативные штабы.

Кроме того, в документе «Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 г.»2 определено, что гражданская оборона как составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны должна быть готовой:

  • выполнять задачи при любых вариантах развертывания военных действий и крупномасштабных террористических актов;
  • принимать участие в защите населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах.

Вопросы

  1. Какие основные нормативно-правовые акты РФ составляют правовую основу борьбы с терроризмом?
  2. Какой основной документ регламентирует борьбу с терроризмом в Российской Федерации?
  3. Какие органы субъектов Российской Федерации непосредственно осуществляют борьбу с терроризмом?
  4. Какие задачи решает гражданская оборона по защите населения от террористических актов?
  5. Почему в состав Национального антитеррористического комитета входит министр МЧС России?

Задание

Внимательно прочитайте материал данного параграфа и выпишите в дневник безопасности основные понятия, связанные с терроризмом.

1 Принят Государственной думой 26 февраля 2006 г. Одобрен Советом Федерации 1 марта 2006 г. Подписан Президентом РФ 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ.
2 Утверждено Президентом РФ 5 января 2004 г.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий