Социальный статус гражданина

Система прав и свобод личности

Права и свободы личности не являются неизменными и вечными в своем содержании. В то же время права и свободы индивида не даруются (не октроируются) государством. Они существуют не в силу того, что они формально признаны государством и узаконены (хотя это так же необходимо), а в силу самой сущности человеческого общежития, складывающихся в нем системой общественных отношений и вытекающих из них социальных возможностей личности.

Права и свободы индивида представляют собой закрепленные в законе социальные возможности лица как индивида по обладанию и пользованию определенным благом для удовлетворения личных интересов.

В силу нормативно-правовой регламентации юридические права личности имеют четко очерченные пределы, выход за которые будет уже неправомерным поведением для лица. Социальные возможности, закрепленные государством в конституции и законах, для личности становятся юридическими притязаниями, подлежащими обеспечению и защите со стороны общества и государства.

Самой разработанной и распространенной является классификация прав и свобод в соответствии с предварительным выделением наиболее важных сфер общественной жизни, в которых возникают и реализуются права и свободы. Другими словами, это подразделение прав и свобод по их социальному назначению:

    1. политические;
    2. личные;
    3. социально-экономические;
    4. культурные.

Подробнее

Политические права и свободы личности — это возможности человека в государственной и общественно-политической жизни, обеспечивающие его политическое самоопределение и свободу, участие в управлении государством и обществом.

К ним относятся:

    • право на объединение;
    • свобода митингов, шествий, демонстраций; право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления;
    • право на равный доступ к любым государственным должностям;
    • право участвовать во всенародных обсуждениях и голосованиях (референдумах) и др. 

Личные права и свободы — это возможности человека, ограждающие от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существование, своеобразие и автономию личности.

Все права, принадлежащие человеку, в равной степени являются личными. Тем не менее в узком смысле слова под личными правами понимается лишь часть прав, непосредственно защищающих личную жизнь и свободу каждого человека.

К ним относятся:

    • право на жизнь;
    • право на личную неприкосновенность;
    • право на уважение, защиту чести и достоинства;
    • свобода совести;
    • право на неприкосновенность жилища;
    • право на свободу передвижения и выбор места жительства и др. 

Социально-экономические права и свободы — это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека.

К числу социально-экономических прав и свобод относятся:

    • право на труд,
    • право на отдых,
    • право на социальное обеспечение,
    • право на жилище,

Культурные права и свободы — это возможности человека пользоваться духовными, культурными благами и достижениями, принимать участие в их создании в соответствии со своими склонностями и способностями.

К числу таких прав относятся:

    • право на пользование достижениями культуры;
    • право на образование;
    • свобода научного, технического и художественного творчества и др.

Аналогично различению общего и специального правового статуса различают также общие и специальные права личности.

Простейшей классификацией является подразделение всех прав и свобод на

    1. конституционные или основные, т.е. установленные и гарантируемые основным законом страны, (так называемые естественные (неотъемлемые и неотчуждаемые) права человека и гражданина (равенство, свобода, безопасность, собственность и т.д.) и
    2. права и свободы, предусмотренные текущим законодательством.

Практический опыт показывает, что существуют единство и взаимосвязь всех видов прав и свобод. В этом смысле иерархическое построение прав и свобод, подчеркивание приоритета одних прав перед другими малопродуктивны.

Трудно согласиться также с концепциями, обосновывающими абсолютное преимущество политических и личных (гражданских) прав, вплоть до полного отрицания социально-экономических прав и свобод. Ведь без определенного минимума социально-экономических прав наличие многих политических и личных прав и свобод ставится под вопрос. Это обстоятельство учитывают одобренные абсолютным большинством стран мира важнейшие международно-правовые документы по правам человека, рассматривающие социально-экономические права наравне с другими правами и свободами человека.

Правовое положение иностранцев и апатридов

Так, Конституция гарантирует иностранцам и апатридам соблюдение всех прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, установленных международным правом и внутренним законодательством РФ. То есть иностранцам и апатридам гарантируется национальный правовой режим, из которого законодатель предусмотрел некоторые изъятия, выраженные в правах и обязанностях исключительно для граждан. Речь идет об избирательных, трудовых, некоторых имущественных ограничениях, воинской обязанности и прочем, что допустимо исключительно для правового положения россиян.

В зависимости от длительности нахождения в РФ и отличается и объем прав иностранцев в РФ. Например, те иностранцы и апатриды, кто временно пребывает в РФ (до 90 дней), имеют ограниченный перечень прав и свобод по сравнению с иностранцами, обладающими . Те, в свою очередь, имеют меньше прав, чем обладатели , само наличие которого говорит о постоянном проживании в РФ.

Узнайте более подробно про .

Административная ответственность

Возвращаясь к административному статусу гражданина, напомним, что одним из ее элементов является административная ответственность. Под ней следует понимать обязанность россиян испытывать негативные ограничения личного, финансового или иного характера в силу совершенного ими административного проступка.

Случаи, порядок, особенности привлечения к административной ответственности, а также санкции для субъектов административных правоотношений регулируются КоАП РФ. Для привлечения к ответственности, в силу действия кодекса, лицо должно обладать деликтоспособностью – установленной законом возможностью отвечать за совершенные проступки.

Среди главных условий деликтоспособности:

  • достижение 16-летнего возраста (согласно );
  • вменяемость – способность отдавать отчет собственным действиям.

Общая характеристика конституционных обязанностей человека и гражданина

Создание и поддержание гармоничных отношений в обществе требуют не только уважения государства к правам человека, но и выполнения гражданином определенных обязанностей, а в случае необходимости и его отказа от осуществления своих прав. Права человека и гражданина становятся реальностью лишь при тех обстоятельствах, когда они неразрывно связаны с обязанностями.

Между тем чрезмерное выпячивание прав и отрицание человеком своих обязанностей ведет к тому, что он стремится осуществить свои желания или предположения о якобы принадлежащих ему правах любой ценой. А это зачастую влечет за собой нарушение прав других лиц, совершение преступлений.

Целесообразно различать обязанности человека и обязанности гражданина. Обязанности человека связаны с самим фактом общественного бытия. Будучи официально признанными в государстве, они выступают в качестве обязанностей гражданина. Основные обязанности закреплены Конституцией Российской Федерации.

Признаки конституционных обязанностей:

  1. они служат охране, защите и развитию важнейших социальных ценностей;
  2. способствуют реализации как личных, так и общественных интересов;
  3. имеют высшую юридическую силу.

Конституционные обязанности можно подразделить на общие и конкретные.

К первой группе относятся следующие обязанности российских граждан:

  • соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы (ч. 2 ст. 15), уважать права и свободы других, нести иные установленные законом обязанности;
  • сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
  • заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы (ст. 44).

Эти обязанности распространяются на все без исключения категории населения страны.

Выполнение их обеспечивается мерами воспитательного воздействия, а в случае их недостаточности – средствами административного и уголовного права.

Вторая группа обязанностей, предусмотренная Конституцией РФ, включает в себя:

  • родительские обязанности (в частности, родители обязаны заботиться о детях, их воспитании, трудоспособные дети старше 18 лет обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях) (ст. 38);
  • обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);
  • воинскую обязанность (защита Отечества, воинская или альтернативная служба) (ст. 59).

Данный круг обязанностей адресован к конкретным категориям населения: родителям, налогоплательщикам, военнообязанным.

В нормах Конституции РФ, закрепляющих обязанности, обобщены те наиболее важные требования, в исполнении которых проявляется ответственность личности перед государством, обществом, надлежащее его отношение к государственным и общественным интересам.

показать содержание

Принципы правового статуса человека и гражданина

Принципы правового
статуса личности – это признаваемые и
охраняемые государством и правом
основные начала, исходя из которых
осуществляется использование прав и
свобод человека и гражданина и выполнение
его обязанностей. Хотя принципы правового
статуса закрепляются конституционным
правом, они имеют универсальное значение,
то есть применяются во всех отраслях
российского законодательства.

Такими принципами
являются:

1. Равноправие
граждан
. Это
основополагающий принцип, который
включает в себя три аспекта: равенство
всех перед законом и судом; равенство
прав и свобод человека и гражданина;
равноправие мужчины и женщины. В самом
общем виде этот принцип закреплен в
статье 19 Конституции РФ.

Равенство всех
перед законом и судом означает, что
закон в равной мере обязателен для всех,
а суд в равной мере доступен и справедлив
для всех.

Равенство
прав и свобод человека и гражданина
означает их признание за всеми людьми
в равной мере независимо от пола, расы,
национальности, места жительства,
религиозных убеждений, принадлежности
к общественным объединениям, а также
других обстоятельств.

С учетом исторических
традиций Конституция РФ закрепляет
равенство мужчин и женщин в их правах,
свободах и возможностях для их реализации.

2.
Неотчуждаемость
.
Этот принцип состоит в том, что основные
права и свободы человека неотчуждаемы
и принадлежат каждому от рождения. Он
закреплен в пункте 2 статьи 17.

3.
Непосредственное действие прав и свобод
.
Этот принцип закреплен в статье 18
Конституции. Она гласит, что права и
свободы человека и гражданина являются
непосредственно действующими. Они
определяют смысл, содержание и применение
законов, деятельность законодательной
и исполнительной власти, местного
самоуправления и обеспечиваются
правосудием.

4. Гарантированность
права, свобод и обязанностей
.
Конституционные права и свободы не
только представляются, их реализация
обеспечивается совокупностью гарантий
– экономических, политических, правовых.
Предметом рассмотрения конституционного
права являются правовые конституционные
гарантии, об этом идет речь в статьях
2, 45 и ряде других статей Конституции
РФ.

5.
Соответствие международно-правовым
актам
. Этот
принцип закреплен в пункте 1 статьи 17.
В которой говорится, что в Российской
Федерации признаются и гарантируются
права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и
нормам международного права.

6. Запрет
на незаконное ограничение конституционных
прав и свобод личности
.
В общем виде этот принцип закреплен в
статье 55 Конституции, которая устанавливает,
что в Российской Федерации «не должны
издаваться законы, отменяющие или
умаляющие права и свободы человека и
гражданина». Это положение дополняется
нормой Конституции о том, что «любые
нормативные правовые акты, затрагивающие
права, свободы и обязанности человека
и гражданина, не могут применяться, если
они не опубликованы официально для
общего сведения» (п.3 ст. 15 Конституции
РФ).

Конституция как
Основной Закон государства не может
закрепить все возможные права и свободы,
а устанавливает лишь наиболее важные
их них. В этой связи ст. 55 Конституции
РФ подчеркивает: «Перечисление в
Конституции Российской Федерации
основных прав и свобод не должно
толковаться как отрицание или умаление
других общепризнанных прав и свобод
человека и гражданина».

Запрет на ограничение
прав и свобод не является абсолютным.
Человек живет в обществе и его интересы,
зачастую, пересекаются с интересами
других людей, поэтому в п. 3 ст. 17 Конституции
РФ подчеркивается, что «осуществление
прав и свобод человека и гражданина не
должно нарушать права и свободы других
лиц». Эти ограничения возможны только
в случаях, установленных законодательством.
Как закрепляется в п. 3 ст. 55 Конституции
РФ, «права и свободы человека и гражданина
могут быть ограничены федеральным
законом только в той мере, в какой это
необходимо в целях защиты основ
конституционного строя, нравственности,
здоровья, прав и законных интересов
других лиц, обеспечения обороны страны
и безопасности государства». На основании
этой нормы, например, в ст. 56 Конституции
РФ, закрепляется, что «в условиях
чрезвычайного положения для обеспечения
безопасности граждан и защиты
конституционного строя в соответствии
с федеральным конституционным законом
могут устанавливаться отдельные
ограничения прав и свобод с указанием
пределов и срока их действия».

Юридические гарантии административно-правового статуса граждан

Гарантии административно-правового статуса граждан комплекс организационных, экономических, политических, идеологических и юридических мер, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственности граждан в сфере государственного управления. Существуют экономические, политические, идеологические (культурно-нравственные) и специальные юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

Экономические гарантии – состояние развития экономической сферы общества, возможность экономического (материально-финансового) обеспечения реализации прав и обязанностей граждан, характеризующиеся:

  • уровнем экономического развития общества;
  • признанием и защитой равным образом частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности;
  • запретами принудительного внесудебного отторжения собственности;
  • обеспечением условий для свободного перемещения товаров, услуг;
  • поддержкой государством добросовестной конкуренции и ограничением монополизации и др.

Политические гарантии – состояние развития политической сферы общества, состояние государственной власти, развитие институтов демократии, характеризующиеся:

  • уровнем политической стабильности в обществе;
  • эффективностью деятельности органов государственной власти;
  • созданием условий для реализации народом власти непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления;
  • социализацией государственной власти, ее ориентированием на создание достойных условий жизни граждан;
  • наличием многопартийности;
  • наличием общественных объединений, в том числе профессиональных союзов и религиозных объединений;
  • поддержанием (стимулированием) политической активности граждан и др.

Идеологические (культурно- нравственные) гарантии – определяются состоянием духовно-нравственной сферы общества, уровнем политической и правовой культуры, характеризуются:

  • уровнем общественного, в том числе правового, сознания граждан, их убежденности следовать действующим социальным нормам;
  • состоянием социальных норм в обществе, их качеством;
  • уровнем общественного порядка и др.

Специальные юридические гарантии – закрепленные в законодательстве средства, а также система государственных органов, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственность граждан в сфере государственного управления.

Виды специальных юридических гарантий:

  1. нормативно-правовое закрепление прав, свобод и обязанностей граждан в сфере государственного управления;
  2. ответственность органов государственного управления, местного самоуправления и их должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан;
  3. наличие юридических процедур;
  4. право граждан на обжалование незаконных действий (решений) органов управления и их должностных лиц;
  5. право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов, органов местного самоуправления и их должностными лицами;
  6. контрольно-надзорная деятельность органов и должностных лип государственных органов и местного самоуправления;
  7. прокурорский надзор;
  8. обращения граждан.

Существуют следующие виды обращений граждан.

Предложение — обращение граждан в письменной или устной форме, направленное на привлечение внимания к несовершенству регулирования, организации или деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в той или иной сфере управленческой деятельности с указанием на пути их устранения.

Заявление — обращение гражданина в письменной или устной форме по поводу реализации принадлежащих ему прав, свобод или законного интереса либо информирующее о факте нарушения законности (совершения правонарушения).

Жалоба — обращение гражданина в письменной или устной форме по поводу нарушения принадлежащих ему прав и свобод действиями или решениями органов государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями и их должностными лицами.

Ходатайство — письменное обращение гражданина в орган государственной власти, местного самоуправления, учреждения и предприятия о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий, льгот с предоставлением соответствующего документа.

показать содержание

Как получить официальный статус лица без гражданства в 2021 году

  • разрешение на временное проживание;
  • вид на жительство.

Вид на жительство оформить сразу не получится, поскольку процедура предусматривает необходимость пребывания на территории страны не менее 1 года с момента пересечения государственной границы.

Получение вида на жительства происходит по следующему алгоритму действий:

  • посетить отделение миграционной службы при УМВД по месту фактического пребывания;
  • подать установленный пакет документов;
  • пройти дактилоскопическую процедуру;
  • сделать фотографии на документы.

Необходимые документы

Апатриду помогут любые документы, с помощью которых возможно идентифицировать его личность:

  • свидетельство о рождении;
  • недействительный паспорт;
  • заявление, с которым апатрид обращался для получения разрешение на временное проживание.

Пригодятся любые документы, способные подтвердить личность заявителя.

Установление личности

Статья 10.1 ФЗ устанавливает порядок прохождения процедуры установления личности. Для этого апатриду нужно лично посетить отделение Главного управления МВД РФ по вопросам миграции с соответствующим заявлением.


Форма бланка заявления об установлении личности

В документе указываются:

  • полное Ф.И.О.;
  • дата рождения;
  • точный период нахождения на территории РФ и цель прибытия.

Кроме того, необходимо приложить оригиналы документов, удостоверяющих личность.

После регистрации заявления сотрудник МВД предоставляет заявителю опись всех переданных документов.

Важно! Миграционной службой могут быть затребованы дополнительные документальные данные, позволяющие идентифицировать заявителя.

Не исключается, что на беседу будут приглашены свидетели, знакомые, друзья, соседи и иные лица, имеющие гражданство РФ. Кроме того, дополнительно проводятся опознания и опросы. После завершения проведения проверки апатриду в течение 90 дней предоставляется особая справка с фотографией 3×4 см — временное удостоверение личности.

Возможен ли отказ

Основными причинами отказа в предоставлении временного разрешения или вида на жительства является:

  • выявление потенциальной угрозы интересам государства со стороны апатрида. Такое случается, если сотрудники миграционной службы сочтут обоснованным подозрения в возможном нанесении вреда здоровью нации или существенного ущерба общественному порядку;
  • депортация. Заявитель ранее уже был принудительно депортирован за пределы страны за нарушение законодательства;
  • выявлено наличие текущей или непогашенной судимости.

Конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

В
соответствии с ФЗ «О правовом положении
иностранных граждан в Российской
Федерации

иностранный
гражданин — физическое лицо, не являющееся
гражданином Российской Федерации и
имеющее доказательства наличия
гражданства (подданства) иностранного
государства;

лицо без гражданства
— физическое лицо, не являющееся
гражданином Российской Федерации и не
имеющее доказательств наличия гражданства
(подданства) иностранного государства;

Федеральный
закон «О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации» всех
законно находящихся в Российской
Федерации иностран­ных граждан
дифференцирует на временно пребывающих,
временно проживающих и постоянно
проживающих.

Постоянное
проживание иностранных
граждан в Российской Феде­рации
оформляется документом, именуемым «вид
на жительство». До получения вида на
жительство иностранный гражданин обязан
про­жить в России не менее года на
основании разрешения на временное
проживание.

Новой
формой контроля иностранных граждан
является миграционная
карта. Она
заполняется ино­странными гражданами,
въезжающими в Российскую Федерацию, и
со­держит о них необходимые сведения.

Иностранный
гражда­нин, прибывший в Россию, обязан
зарегистрироваться в течение трех
рабочих дней со дня прибытия в установленном
законом порядке в ор­ганах внутренних
дел по месту пребывания.

Иностранные
граждане не обладают правом избирать
и быть избран­ными в органы государственной
власти, а также участвовать в референ­думе
Российской Федерации и референдумах
субъектов Федерации. Вместе с тем
постоянно проживающие в Российской
Федерации ино­странные граждане в
случаях и порядке, предусмотренных
федеральны­ми законами, имеют право
избирать и быть избранными в органы
мест­ного самоуправления, а также
участвовать в местном референдуме.

Иностранные
граждане не могут быть призваны на
военную службу. Однако они могут поступать
на военную службу по контракту и могут
быть приняты на работу в Воору­женные
Силы РФ, другие войска, воинские
формирования и органы в качестве лица
гражданского персонала в соответствии
с федеральны­ми законами.

Иностранный
гражданин не имеет права (1)находиться
на муници­пальной, государственной
службе; (2)быть членом экипажа военного
ко­рабля Российской Федерации, быть
командиром воздушного судна гра­жданской
авиации и замещать иные должности,
допуск иностранных граждан к которым
ограничен Федеральным законом.

Иностранный
гражданин имеет право осуществлять
трудовую деятельность только при наличии
разрешения на работу. Однако

Предусматривается
ответственность за нарушение установленных
правил пребывания и проживания иностранных
граждан в Российской Федерации, вплоть
до административного выдворения
иностранного гражданина за пределы
страны.

Иностранные
граждане, совершившие преступления,
администра­тивные или иные правонарушения
на территории Российской Федера­ции,
подлежат ответственности на общих
основаниях с ее гражданами.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий