Мероприятия по предупреждению чс

Общая характеристика ЧС

Чрезвычайные ситуации, случившиеся в мирное время, как правило, сопровождаются человеческими жертвами, разрушением и уничтожением материальных объектов: оборудования, инженерных коммуникаций, транспортных средств, сооружений, зданий. В условиях ЧС требуется проведение неотложных мероприятий по ликвидации последствий произошедших событий, в том числе спасательных работ.

Главными причинами большинства чрезвычайных ситуаций, в которых замешана личность человека, являются:

  • нарушения в сфере общественных отношений;
  • плохая отлаженность работы контролирующих систем;
  • отсутствие координации между деятельностью людей и окружающей природой.

Развитие общей культуры всего человечества, к сожалению, отстает от быстрого развития научно-технического прогресса в нашем веке. Это создает разрыв между вероятным риском, растущим вместе с внедрением новых технологий, и готовностью людей обеспечить собственную безопасность.

Примечание

В Российской Федерации произошедшая ситуация объявляется чрезвычайной после оценки ее масштаба уполномоченными лицами (специальными комиссиями по ЧС, МЧС России, Правительством РФ). Они же принимают решение о том, вводить или нет режим чрезвычайной ситуации на определенной территории.

Правительство РФ имеет право вводить режим ЧС как на федеральном уровне, так и на региональном. Такое изменение в законодательных актах РФ появилось на фоне эпидемии коронавируса, объявленной пандемией, 1 апреля 2020 года в виде Федерального закона № 98-ФЗ и было подписано президентом России В.В. Путиным.

В ликвидации ЧС, как правило, участвуют следующие структуры субъектов Российской Федерации, на территории которых она возникла:

  • органы исполнительной власти;
  • органы самоуправления;
  • организации, учреждения, предприятия всех организационно-правовых форм.

Чрезвычайные ситуации, происходящие в мирное время, принято делить на 5 групп:

  1. ЧС, которым сопутствуют выбросы опасных веществ в природную среду: радиоактивное загрязнение различного происхождения; утечка ядовитых и химически опасных веществ; утечка бактериологических опасных веществ в окружающую среду.
  2. ЧС, сопровождаемые взрывами или пожарами, а также связанные с их последствиями.
  3. ЧС на коммуникациях транспортного назначения: крупные аварии на инженерных сетях различного назначения, на трубопроводах, на водных коммуникациях; сход с рельсов или столкновение поездов в метро и на железной дороге; иные транспортные аварии, приведшие к катастрофе.
  4. ЧС, носящие военно-политический характер: массовые волнения, сопровождаемые попыткой захвата государственных учреждений; вооруженные нападения; падение ядерного оружия; ракетно-ядерный удар с неизвестного корабля.
  5. ЧС, возникшие в результате стихийных бедствий: природные пожары, наводнения, цунами, заторы льда, смерчи, бури, ураганы, снежные лавины, селевые потоки, оползни, вулканы, землетрясения.

2.1. Общая характеристика ЧС природного характера

Как было сказано выше, к природным относятся ЧС, связанные с проявлением стихийных явлений природы.

ЧС природного происхождения угрожают жизни людей, а также наносят значительный материальный ущерб и ущерб биосфере. Размер ущерба от таких ЧС зависит не только от интенсивности самих природных катастроф, но и от уровня развития общества и его политического устройства. природные катастрофы страшны своей неожиданностью. За короткий промежуток времени они опустошают огромные территории, уничтожают жилища, имущество, коммуникации и другие элементы инфраструктуры. Ежегодно в результате природных катастроф погибают десятки и сотни тысяч человек. За каждой крупной катастрофой, словно лавина, следуют новые: голод, инфекции, мародёрство, нищета, бродяжничество.

ЧС природного происхождения в последние годы имеют устойчивую тенденцию роста. активизируются действия вулканов на Камчатке, учащаются случаи землетрясений (Камчатка, Сахалин, Курилы, Забайкалье, Северный Кавказ), возрастает их разрушительная сила. Почти регулярными становятся наводнения, нередки оползни вдоль рек и в горный районах. Снежные заносы, ледяные дожди, сход снежных лавин, ледников, бури, ураганы, смерчи, огромные лесные, степные и торфяные пожары ежегодно наблюдаются на территории России. Они в свою очередь приводят к техногенным и социальным ЧС. (Например, ледяной дождь в декабре 2010 г. привёл к обесточиванию населённых пунктов ряда районов Московской области на протяжении нескольких недель. Люди остались без электричества, а многие, кроме того, без воды и тепла при средних температурах ниже 10С).

На территории России, обладающей большим разнообразием геологических, климатических и ландшафтных условий, наблюдается более 30 видов опасных природных явлений.

Несмотря на глубокие различия в характере событий, все опасные природные явления подчиняются некоторым общим закономерностям:

  1. Для каждого вида опасного природного явления характерна определённая пространственная локализация.
  2. Чем выше интенсивность (мощность) опасного природного явления, тем реже оно случается.
  3. Каждому опасному природному явлению (ЧС природного характера) предшествуют некоторые специфические признаки.
  4. При всей неожиданности опасных природных явлений и процессов (природных ЧС), их появление может быть с определёнными точностью и своевременностью предсказаны.
  5. Возникновение опасных природных явлений, как правило, не может быть предотвращено человеком.
  6. Во многих случаях могут быть предусмотрены пассивные и активные защитные мероприятия от природных опасностей.

На возникновеие опасных природных явлений (процессов) большое значение может оказать деятельность человека (антропогенне влияние). Известны многочисленные факты, когда нарушение равновесия в природной среде в результате деятельности человека приводило к усилению опасных природных воздействий. Так, согласно международной статистике, около 80% современных оползней связано с деятельностью человека. В результате вырубок лесов возрастает активность селей, увеличивается количество паводков. Генерация парниковых газов промышленностью и сельским хозяйством, возможно, приводит к потеплению климата планеты, изменению уровня Мирового океана, тайфунам, смерчам и другим опасным явлениям.

Природные процессы протекают в единой природной системе, поэтому существует взаимосвязь между природными катастрофами. В частности, выявлена тесная связь между землетрясениями и цунами, тропическими циклонами и наводнениями.

Нередко природные катастрофы приводят к техногенным и социальным ЧС. Например, землетрясения вызывают пожары, взрывы транспортируемого газа, возгорание нефтескважин, прорывы плотин. Вулканические извержения поражают пастбища, приводят к гибели скота, голоду. Паводок вызывает загрязнение почвенных вод удобрениями и иными химикатами, отравление колодцев, а также возрождение инфекций, заболеваний в связи с разрушением скотомогильников.

Человечество накопило большой опыт прогнозирования природных катастроф и ликвидации их последствий. Однако любые действия против стихийных природных процессов требуют глубоких знаний механизмов их происхождения, характера протекания и умения спрогнозировать возможные последствия.

Управление РСЧС

На каждом уровне системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационные органы

Координационными органами РСЧС являются:

  • на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;
  • на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ;
  • на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
  • на объектовом уровне – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

На межрегиональном уровне в пределах соответствующего федерального округа функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации, взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.

Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС, и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.

Компетенция КЧС, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании. КЧС федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.

Постоянно действующие органы

Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:

  • на федеральном уровне – МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти, для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
  • на межрегиональном уровне – региональные центры ГОЧС МЧС России; на региональном уровне – главные управления МЧС России по субъектам РФ;
  • на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления;
  • на объектовом уровне – структурные подразделения или работники организаций, уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Постоянно действующие органы управления РСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством РФ и иными нормативно- правовыми актами.

Органы повседневного управления

Органами повседневного управления РСЧС являются:

  • центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
  • центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
  • центры управления в кризисных ситуациях органов управления ГОЧС, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
  • единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера.

В
зависимости от механизма и природы
происхождения опасные природные явления
разделяются на следующие группы (классы):

Геофизические
опасные явления:

 землетрясения;

 извержения
вулканов;

 цунами.

Геологические
опасные явления (экзогенные геологические
явления):

 оползни;

 сели;

 обвалы,
осыпи;

 лавины;

 склонный
смыв;

 просадка
(провал) земной поверхности в результате
карета;

 абразия,
эрозия;

 курумы;

 пыльные
бури.

Метеорологические
и агрометеорологические опасные явления:

 бури
(9-11 баллов);

 ураганы
(12-15 баллов);

 смерчи
(торнадо);

 шквалы;

 вертикальные
вихри (потоки);

 крупный
град;

 сильный
дождь (ливень);

 сильный
снегопад;

 сильный
гололед;

 сильный
мороз;

 сильная
метель;

 сильная
жара;

 сильный
туман;

 засуха;

 суховей;

 заморозки.

Морские
гидрологические опасные явления:

 тропические
циклоны (тайфуны);

 сильное
волнение (5 баллов и более);

 сильные
колебания уровня моря;

 сильный
тягун в портах;

 ранний
ледяной покров или припай;

 напор
льдов, интенсивный дрейф льдов;

 непроходимый
(труднопроходимый) лед;

 обледенение
судов;

 отрыв
прибрежных льдов.

Гидрологические
опасные явления:

 высокий
уровень воды:

o половодье;

o дождевые
паводки;

o заторы
и зажоры;

o ветровой
нагон;

 низкий
уровень воды;

 ранний
ледостав и появление льда на судоходных
водоемах и реках;

 повышение
уровня грунтовых вод (подтопление).

Природные
пожары:

 чрезвычайная
пожарная опасность;

 лесные
пожары;

 пожары
степных и хлебных массивов;

 торфяные
пожары;

 подземные
пожары горючих ископаемых.

Не
каждое опасное природное явление
приводит к возникновению ЧС, особенно
если в месте его возникновения нет
никакой угрозы жизнедеятельности
человека. Так, например, не учитывается
как наводнение ежегодный паводок, если
он никому не угрожает. Нет оснований
считать чрезвычайными ситуациями бури,
штормы, лавины, ледоставы, извержения
вулканов в тех местах, где человек не
живет и не ведет никаких работ. ЧС
складывается только тогда, когда в
результате опасного природного явления
возникает реальная угроза человеку и
окружающей его среде.

Многие
опасные природные явления тесно связаны
между собой. Землетрясение может вызвать
обвалы, оползни, сход селя, наводнение,
цунами, лавины, активизацию вулканической
деятельности. Многие штормы, ураганы,
смерчи сопровождаются ливнями, грозами,
градобитием. Сильная жара сопровождается
засухой, понижением грунтовых вод,
пожарами, эпидемиями, нашествиями
вредителей. Попробуйте проследить эти
связи и механизмы их образования при
изучении отдельных тем.

По
локализации природные опасности могут
быть с определенной степенью условности
разделены на 4 группы:

  • литосферные
    (например, землетрясения, вулканы,
    оползни);

  • гидросферные
    (например, наводнения, цунами, штормы);

  • атмосферные
    (например, ураганы, бури, смерчи, град,
    ливень);

  • космические
    (например, астероиды, планеты, излучения).

Предупреждение чрезвычайных ситуаций

Проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера приобретают все более острый и актуальный характер. Не только в России, но и во всем мире нарастает озабоченность в связи с возрастающим количеством ежегодно возникающих чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, увеличением их масштабов, ростом потерь и ущерба. Складывающаяся обстановка требует принятия мер по совершенствованию управления безопасностью. Но даже самые эффективные меры по предотвращению не могут свести риск возникновения чрезвычайных ситуаций к нулю (принцип “ненулевого”, “приемлемого” риска). Сегодня исключить чрезвычайные ситуации нельзя, но существенно снизить число, уменьшить масштабы и смягчить последствия чрезвычайных ситуаций возможно.

Деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций является более важной, чем их ликвидация. Связано это с тем, что социально-экономические результаты превентивных действий по предотвращению чрезвычайных ситуаций (снижение потерь и ущерба) могут быть более эффективными для граждан, общества и государства

С экономической точки зрения это обходится в десятки, а иногда и сотни раз дешевле, чем ликвидация последствий техногенных аварий и стихийных бедствий.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Это понятие характеризуется также как совокупность мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их масштабов в случае возникновения. Предупреждение чрезвычайных ситуаций основано на мерах, направленных на установление и исключение причин возникновения этих ситуаций, а также обусловливающих существенное снижение потерь и ущерба в случае их возникновения.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения рисков их возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) проводится по следующим направлениям:

  • мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций;
  • рациональному размещению производительных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;
  • предотвращению в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала;
  • предотвращению аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;
  • разработке и осуществлению инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;
  • декларированию промышленной безопасности;
  • лицензированию деятельности опасных производственных объектов;
  • страхованию ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
  • проведению государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;
  • государственному надзору и контролю по вопросам природной и техногенной безопасности;
  • информированию населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;
  • подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Декларирование промышленной безопасности

Эффективным мероприятием по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера служит декларирование промышленной безопасности, одной из основных задач которой является возложение на предпринимателя обязанностей по осуществлению комплекса работ по оценке опасностей эксплуатируемых им объектов с учетом принятых им мер по предупреждению возникновения и развития аварий. Декларация промышленной безопасности представляется надзорным органам в качестве обязательного элемента для получения лицензии на эксплуатацию объектов, а также органам местного самоуправления для информирования о проделанной работе. Тем самым повышается ответственность руководителей организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты в части обеспечения безопасности.

В соответствии с положениями федерального закона Российской Федерации “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” (1997), наряду с всесторонней оценкой риска аварии на объекте и связанной с ней угрозы для производственного персонала, населения и территории декларация промышленной безопасности объекта должна содержать анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности объекта функционировать в соответствии с требованиями безопасности, а также готовности к локализации, ликвидации и смягчению последствий аварии в случае ее возникновения.

Меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций и уменьшению их масштабов в случае возникновения

Предупреждение большинства опасных природных явлений (землетрясений, ураганов, смерчей) невозможно. Однако существует целый ряд опасных природных явлений и процессов, негативному развитию которых может воспрепятствовать целенаправленная деятельность людей. К ним относятся мероприятия по предупредительному спуску лавин, уменьшению масштабов наводнений и другие. Мерами, направленными на предупреждение аварий в техногенной сфере, являются совершенствование технологических процессов, повышение надежности технологического оборудования, своевременное обновление основных фондов и многое другое.

Превентивные меры по снижению возможных потерь и ущерба, уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций осуществляются по ряду направлений. Одним из них может быть инженерная защита территорий и населенных мест от поражающего воздействия стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф. Так, гидротехнические сооружения (плотины, шлюзы, насыпи, дамбы) используют также для защиты от наводнений. Для уменьшения ущерба от оползней, селей, лавин применяются защитные инженерные сооружения в населенных пунктах горной местности.

Другим направлением уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций служат мероприятия по повышению физической стойкости объектов к воздействию поражающих факторов при авариях, природных и техногенных катастрофах.

Уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций (особенно в части потерь) способствуют создание и использование систем своевременного оповещения населения, персонала объектов и органов управления. Это позволяет своевременно принять необходимые меры по защите населения и тем самым снизить потери.

К организационным мерам, уменьшающим масштабы чрезвычайных ситуаций, могут быть отнесены охрана труда и соблюдение техники безопасности, поддержание в готовности убежищ и укрытий, эвакуация населения, обучение населения.

Планирование предупредительных мероприятий на различных территориях страны осуществляется с учетом опасностей, характерных для той или иной территории. С этой целью производится зонирование территории страны, регионов, городов и населенных пунктов по критериям природного и техногенного рисков; выделяются зоны возможного опасного землетрясения, вероятного катастрофического затопления, возможного радиоактивного загрязнения и химического заражения.

Снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций способствует рациональное размещение объектов экономики таким образом, чтобы они не попадали в зоны высокой природной и техногенной опасности. Они должны быть отнесены от жилых зон и друг от друга на расстояние, обеспечивающее безопасность населения и соседних объектов. Вокруг радиационно и химически опасных объектов предусматриваются санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения. При этом не должно допускаться размещение зданий и объектов экономики на земельных участках, загрязненных органическими и радиационными отходами, в зонах оползней, селевых потоков и снежных лавин, возможного катастрофического затопления, сейсмических районах и зонах, непосредственно прилегающих к активным разломам земной коры.

В проектах планировки необходимо предусматривать ограничение развития в крупных городах потенциально опасных объектов экономики, их постепенный вывод из городов, модернизацию, обеспечивающую снижение до приемлемого уровня риска поражения населения, среды его обитания и объектов экономики.

В районах, подверженных воздействию землетрясений, наводнений, селей, оползней, обвалов, должно предусматриваться местное зонирование территорий. В зонах с наибольшей степенью риска размещаются парки, сады, открытые спортивные площадки и т. д. В сейсмических районах целесообразно рассредоточенное размещение объектов экономики, особенно пожаро- и взрывопожароопасных объектов. Для городов, расположенных в районах с сейсмичностью 7–9 баллов, как правило, должны планироваться одно- двухсекционные жилые здания не более 4 этажей, а также малоэтажная застройка с приусадебными участками. Пожаро- и взрывоопасные объекты необходимо выносить за пределы населенных пунктов.

В настоящее время в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации о соблюдении при градостроительной деятельности требований безопасности территорий и поселений и защиты их от воздействия чрезвычайных ситуаций в градостроительную документацию всех видов включаются разделы о защите территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также определяются мероприятия по гражданской обороне.

Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Надзор и контроль в области защиты от чрезвычайных ситуаций

В соответствии с федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (ст. 26) государственная экспертиза проектов и решений организуется и проводится по тем объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или влиять на обеспечение защиты населения.

Цель государственной экспертизы в области защиты населения и территорий — выявление степени соответствия объектов экспертизы установленным нормам, стандартам и правилам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также в области проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны.

Экспертный совет при Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций должен рассматривать программные документы федерального уровня, проекты нормативных правовых актов и нормативно-технических документов.

Государственная экспертиза проектов МЧС России должна рассматривать градостроительную документацию по планированию развития территории субъектов Российской Федерации, генеральные планы городов, отнесенных к группам по гражданской обороне или с численностью населения 250 тыс. человек или более, декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов, проекты строительства потенциально опасных промышленных, энергетических и транспортных объектов.

Важным направлением деятельности органов управления РСЧС всех уровней в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций может быть осуществление надзора и контроля.

Основными методами надзора и контроля, осуществляемого МЧС России и его территориальными органами, являются участие в проведении государственной экспертизы градостроительной документации, организации и проведении декларирования безопасности опасных производственных объектов, а также участие в расследовании чрезвычайных ситуаций.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий