Фз о пожарной безопасности

Содержание текста ФЗ №69

Последующий текст ФЗ № 69 о пожарной безопасности разъясняет направления противопожарной системы по отдельности:

  • Вторая глава. Здесь описывается структура пожарной безопасности, ее цели, миссию и задачи. Отдельно прописаны категории: от гослужб до частной охраны. Означен перечень: состава, его права, назначение и обязанности, особенности финансирования, поставок спецтехники и соцзащита. Устанавливаются последовательность регистрации и предписания к службам различного уровня.
  • Третья глава. В этом разделе говорится о том, что органы пожарной безопасности, какого либо уровня они ни были, располагают большим объемом правомочий. Они вменяются инстанциям и службам в связи с тем, что от их действий зависит здоровье и благополучие граждан. Глава содержит четыре статьи, в каждой из которых расписаны полномочия и меру ответственности каждого органа и каждой службы, профессионально занимающихся противопожарной безопасностью.
  • Четвертая глава. Здесь регламентируются мероприятия, которые направлены на предотвращение, предупреждение и тушение возгораний. Устанавливаются требования по разработке новых более эффективных средств пожаротушения, ими занимаются научно-технические организации под руководством специальных органов. Предписывается порядок исследований и реализации новых средств и способов тушения пожаров и спасения людей.
  • Пятая глава. Раздел посвящен правам и обязанностям граждан по предупреждению, предотвращению и тушению возгораний. Определяется круг лиц, действия которых попадают под ответственность. Таковыми являются граждане, чьи действия стали причиной возгораний, чье неучастие в комплексе противопожарных мероприятий стало косвенно причиной возникновения огня.
  • Шестая глава. В заключительный раздел включены дополнительные сведения и требования, а так же условия реализации закона.

Любое действие на пожаре регламентируется законом

Разработка ФЗ по пожарной безопасности регулирует только Конституция России. Другие акты и законы дополняют и уточняют.

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

Чаще всего за нарушения пожарной безопасности инспекторы наказывают руководителя фирмы. Именно он отвечает за соблюдение пожарных требований. Реже к ответственности привлекают сотрудников, ответственных за пожарную безопасность, но если ответственный не выполнил приказ руководителя, ответственности ему не избежать.

Административная ответственность. За пожарные штрафуют самостоятельно. Инспектор составляет протокол, а главный государственный инспектор по пожарному надзору, его заместитель, назначает штраф.

Но есть нарушения, протокол по которым инспектор должен направить в суд. Речь идет о нарушении требований пожарной безопасности, повлекшем возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека. За это предусмотрено наказание вплоть до административного приостановления деятельности компании на срок до 90 суток () – это одна из наиболее широко применяемых сейчас мер воздействия на нарушителей. Но применять эту меру может только суд. Деятельность может быть возобновлена судом до истечения назначенного срока, если предприниматель докажет, что нарушения устранены.

Уголовная ответственность. Закон предоставляет дознавателям Государственной противопожарной службы право возбуждать и расследовать уголовные дела по . Если из-за нарушений правил пожарной безопасности был причинен тяжкий вред здоровью человека, виновному грозит ответственность от штрафа в размере до 80 тыс. руб. до лишения свободы на срок до трех лет.

Тяжкий вред здоровью предполагает опасность для жизни или:

  • потерю зрения, речи, слуха или какого-нибудь органа;
  • прерывание беременности;
  • психическое расстройство;
  • заболевание наркоманией или токсикоманией;
  • неизгладимое обезображивание лица;
  • стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть;
  • полную утрату профессиональной трудоспособности.

Уголовная ответственность наступит, даже если виновный причинил такой вред неосторожно. Суды, как правило, наказывают за это преступление руководителей фирм или предпринимателей

Реже сотрудников, назначенных ответственными за пожарную безопасность.

Если нарушения пожарной безопасности повлекли за собой смерть человека или группы лиц, выносится еще более строгое наказание – лишение свободы до семи лет. 

Комментарии к статье 20.4 КоАП РФ, судебная практика применения

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 29.11.2006 содержатся следующие разъяснения (извлечение):

Предупреждение, как вид наказания по статье 20.4 КоАП РФ, может быть назначен всем субъектам, указанным в санкции статьи

«Вопрос 15: Можно ли в соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ назначить должностным лицам, лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическому лицу административное наказание в виде предупреждения?

Ответ: Согласно ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32, 11.16 Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Поскольку штраф имеет материальное выражение, законодателем в зависимости от субъекта административной ответственности указаны суммы штрафа, которые могут быть наложены на граждан, должностных лиц, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц.

Однако структура санкции не позволяет сделать вывод о том, что предупреждение может быть наложено только на граждан.

Из буквального толкования указанной нормы следует, что такой вид административного наказания, как предупреждение, может быть назначен всем субъектам, указанным в санкции ч. 1 ст. 20.4 Кодекса».

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2010 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.03.2011 года приведена следующая правовая позиция (извлечение):

Составление протокола инспекторами городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору

«Вопрос 4. Обладают ли государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и совершенных индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами?

Ответ: …государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, независимо от того, какими лицами совершены эти правонарушения»

Требования противопожарной безопасности, которые должны соблюдаться

Диспозиция статьи КоАП по вопросам противопожарной безопасности является бланкетной. Это означает, что для привлечения виновных к ответственности нужно установить, какие требования были нарушены или не выполнены.

Можно выделить следующие требования противопожарной безопасности, которые нужно соблюдать собственникам и арендаторам помещений:

  1. Ознакомление с правилами противопожарной безопасности персонала, обеспечение его осведомленности и обучения.
  2. Требования к эксплуатационным характеристикам помещения, которые могли бы минимизировать риски причинения ущерба пожаром.
  3. Оснащение всех объектов средствами пожаротушения, сигнализации, локализации возгораний.
  4. Безопасное выполнение работ, предполагающих применение открытого огня и нагрев поверхностей.
  5. Исполнение законных предписаний надзорных органов.

В первую группу входят те, которые связаны с работой зданий и не требующих внесения изменений в конструктивную часть. Соответственно, их проще устранить. Примерами организационных нарушений может являться загромождение эвакуационных путей, допуск к работе лиц без инструктажа, ненадлежащий учет систем пожаротушения и пр.

Нарушения нережимного характера более существенные, на их устранение нужно потратить немало финансовых и временных затрат. В данную группу, например, входят: отсутствие необходимого количества эвакуационных выходов, превышение допустимой площади пожарного отсека, отсутствие систем автоматической защиты от пожара.

Статистика в области привлечения к административной ответственности показывает, что чаще всего выявляются следующие нарушения в области противопожарной безопасности:

  • загромождение эвакуационных путей и выходов>;
  • неисправность пожарной сигнализации, систем пожаротушения, противопожарных дверей и пр. (в задачи ответственного лица входит необходимость регулярной проверки указанных систем на работоспособность);
  • перепланировка помещения, в результате которой был затруднен доступ к системам первичного пожаротушения и пр.

Хотя на практике реальные причины пожаров другие: неисправность электропроводки, неосторожное обращение с огнем (в том числе, курение), использование мощных электроприборов без заземления

Какие были внесены изменения?

Последние изменения в закон были внесены 29 июля 2017 года с принятием ФЗ номер 216. Изменения произошли только в статье 20, добавилась часть 8. В новой восьмой части, согласно изменениям в ФЗ 69, пишется о том, что только в инновационных научно-технических центрах безопасность сотрудников при возгорании контролируется и регулируется не ФЗ 69, а ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Статья 19 регулирует и контролирует полномочия в области пожаров и возгораний органов местного самоуправления. Среди полномочий любые способы организации добровольных групп и обучение граждан первой помощи при возникновении возгораний. Контроль и помощь в устройстве технического оснащения зданий и помещений, установка схем и маршрутов, оснащение районов городов системами воды или водонапорными башнями, совершение неотложных мер по спасению граждан в случаях, если возгорание произошло.

Ст. 20 регулирует и контролирует создание и принятие органами государственной власти и федеральными органами актов и законов, помогающих спасать и предупреждать граждан в случаях возникновения возгораний. Правовые акты и законы создаются и принимаются при соглашении с Правительством Российской Федерации. Единственные территории — это инновационные научно-технологические центры, в которых действует не ФЗ 69, а закон об инновационных научно-технологических центрах.

22 статья регулирует и контролирует процессы и действия по тушению пожаров и проведению противопожарных работ. Аварийно-спасательные работы включают в себя меры по спасению граждан, имущества, детей и домашних питомцев и проведение операций по устранению очага возгорания, доведение пожара до минимума во избежание появления чрезвычайных ситуаций. Федеральные органы исполнительной власти контролируют установку и создание технических средств по вызову пожарных бригад. Выезды пожарных бригад являются безусловными, сотрудники не имеют права отказаться. Работники бригад имеют право на запрещение и ограничение доступа для окружающих лиц внутрь помещения и приостановку работы организации.

Согласно 25 статье пожарные бригады, государственные, муниципальные и федеральные органы, работающие в описываемой сфере, обязаны проводить обучение и пропаганду защиты и спасения во время возникновения возгорания. В организациях проводится инструктаж и описывается и рассказывается пожарно-технический минимум. Порядок обучения сотрудников организаций, компаний и фирм определяется Федеральным органом исполнительной власти. Обучение происходит непосредственно на территории организации.

Статья 28 утратила силу 22 августа 2004 года при принятии Федерального закона номер 122.

30 описывает особый режим, включаемый при возникновении возгораний и чрезвычайных ситуаций

Если органы местного самоуправления или государственные и федеральные органы установили на определенной территории особый противопожарный режим, меры предосторожности усиливаются в разы. Совершаются дополнительные действия по предотвращению возгораний, гражданам запрещено посещать леса, создаются условия по локализации уже возникших пожаров и т

д.

Согласно 34 статье, граждане в сфере противопожарной безопасности имеют право на:

  • Защиту собственной жизни, здоровья и имущества;
  • Получение ответов на интересующие вопросы по защите жизни и здоровья и ответы на вопросы об эффективности определенных действий во время возгорания;
  • Получение денежных сумм, согласно законам РФ, по возмещению ущерба;
  • Участие в расследовании и выявлении причин возникновения пожара;
  • Сбор в добровольные группы по осуществлению мер для тушения пожара и защиты граждан.

Однако гражданин обязан соблюдать меры пожарной безопасности, по первой надобности вызвать бригаду и не пытаться потушить сильный огонь самостоятельно, иметь в помещениях или зданиях системы или технические оснащения для тушения возгораний, содействовать бригаде, федеральным, государственным и муниципальным органам и органам, проводящим расследования.

Скачать новую редакцию закона

Закон о пожарной охране создан и принят государством для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан

Лица, проживающие или находящиеся на территории Российской Федерации, обязаны соблюдать меры защиты и предосторожности. Лица и организации, не соблюдающие описанные меры, либо бездействуют при возникновении возгораний будут нести ответственность по всей строгости закона, так как это угрожает жизни и здоровью окружающих людей

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Комментарий к Статье 20.4 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе обеспечения защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1, выражается в нарушении требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.

Требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Основным нормативным документом, регламентирующим обеспечение пожарной безопасности, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Нарушение требований пожарной безопасности состоит в невыполнении либо ненадлежащем выполнении требований пожарной безопасности.

Положения комментируемой части 1 не распространяются на случаи, предусмотренные статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса.

3. Объективная сторона части 2 состоит в совершении действий, предусмотренных частью 1, но в условиях особого противопожарного режима.

Противопожарным режимом следует считать правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушения пожаров.

4. Объективная сторона части 3 заключается в нарушении стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий.

Объективная сторона данного правонарушения предусматривает наличие последствий в виде пожара и причинно-следственных связей между нарушением норм пожарной безопасности и возникновением пожара.

5. Объективная сторона части 4 выражается в выдаче сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен.

6. Объективная сторона части 5 состоит в продаже продукции или оказании услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия.

Представляется, что не совсем логично закреплять в данной статье правонарушения, предусмотренные частями 4 и 5 комментируемой статьи. Данные правонарушения логичное было бы квалифицировать по статье 19.19 — нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации. Нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений.

7. Объективная сторона части 6 проявляется в несанкционированном перекрытии проездов к зданиям и сооружениям, установленным для пожарных машин и техники.

8. Субъектами правонарушения выступают граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица.

9. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные 1, 2 и 3 частями, могут быть как умышленными, так и неосторожными, правонарушения, предусмотренные 4, 5 и 6 частями, являются умышленными.

10. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел и должностные лица органов государственного пожарного надзора.

11. Рассматривают дела об административных правонарушениях должностные лица органов государственного пожарного надзора

Статья 19. Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности

К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в соответствии с законами указанных субъектов Российской Федерации осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения.

Комментарий к статье 20.4 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе обеспечения защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1, выражается в нарушении требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.

Требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Основным нормативным документом, регламентирующим обеспечение пожарной безопасности, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Нарушение требований пожарной безопасности состоит в невыполнении либо ненадлежащем выполнении требований пожарной безопасности.

Положения комментируемой части 1 не распространяются на случаи, предусмотренные статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса.

3. Объективная сторона части 2 состоит в совершении действий, предусмотренных частью 1, но в условиях особого противопожарного режима.

Противопожарным режимом следует считать правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушения пожаров.

4. Объективная сторона части 3 заключается в нарушении стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий.

Объективная сторона данного правонарушения предусматривает наличие последствий в виде пожара и причинно-следственных связей между нарушением норм пожарной безопасности и возникновением пожара.

5. Объективная сторона части 4 выражается в выдаче сертификата соответствия на продукцию без сертификата пожарной безопасности в случае, если сертификат пожарной безопасности обязателен.

6. Объективная сторона части 5 состоит в продаже продукции или оказании услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия.

Представляется, что не совсем логично закреплять в данной статье правонарушения, предусмотренные частями 4 и 5 комментируемой статьи. Данные правонарушения логичное было бы квалифицировать по статье 19.19 — нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации. Нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений.

7. Объективная сторона части 6 проявляется в несанкционированном перекрытии проездов к зданиям и сооружениям, установленным для пожарных машин и техники.

8. Субъектами правонарушения выступают граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица.

9. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные 1, 2 и 3 частями, могут быть как умышленными, так и неосторожными, правонарушения, предусмотренные 4, 5 и 6 частями, являются умышленными.

10. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел и должностные лица органов государственного пожарного надзора.

11. Рассматривают дела об административных правонарушениях должностные лица органов государственного пожарного надзора

Ответственность за нарушение правил ПБ

На сегодняшний день существует 3 типа пресечений за нарушение требований правил пожарной безопасности. К ним относятся:

  • дисциплинарные;
  • административные;
  • криминальные.

Ниже будет рассмотрено детально каждое из этих взысканий – к кому, и за какие проступки они применяются.

Дисциплинарные взыскания

Дисциплинарная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности предусмотрена за несоблюдение обязанностей по пожаробезопасности лицами, на которых они были возложены работодателем в соответствии с трудовым договором или контрактом. К сотруднику могут применяться следующие виды взысканий:

  • замечания;
  • вынесение выговора;
  • увольнение (если для этого имеются веские основания)

Административная ответственность

Административное взыскание за нарушение правил пожарной безопасности предусмотрено в случае противоправного действия/бездействия должностными лицами, что стало причиной возникновения возгорания на объекте. За совершение противоправных действий к физическим или юридическим лицам могут применяться следующие взыскания:

  • вынесение предупреждения;
  • наложение административного штрафа;
  • лишение определенных прав, которые были предоставлены физлицу;
  • выполнение административного ареста;
  • приостановление профессиональной деятельности в административном порядке.

Штраф

Административные штрафы за нарушение правил пожарной безопасности могут предусматриваться в следующих случаях.

  1. Нарушение пожарной безопасности объекта, вследствие чего возник пожар без причинения сильного вреда человеку. За это предусмотрен штраф в размере 1,5÷2 т. руб. – на гражданские лица, 3÷4 т. руб. – на должностное лицо, 30÷40 т. руб. – на юридические лица.
  2. Самопроизвольное перекрытие или изменение конструкции проездов к объектам, которые предусмотрены для пожарной техники. В этом случае предусмотрен штраф 0,3÷0,5 т. руб. – на граждан, 0,5÷1 т. руб. – на должностных лиц, 5÷10 т. руб. – на юридических лиц.
  3. Невыполнение в указанные сроки предписаний контролирующих органов по пожарной безопасности. Размер штрафа за нарушение правил пожарной безопасности в этом случае составит: 0,3÷0,5 т. руб. – на граждан, 1÷2 т. руб. – на должностных лиц, 10÷20 т. руб. – на юридических лиц.
  4. Заведомо ложный вызов пожарников влечет за собой штрафные санкции в размере от 1 до 1,5 т. руб.
  5. Нарушение соответствующих технических регламентов, требований существующих стандартов влечет за собой штраф за нарушение правил пожарной безопасности в размерах: 4÷5 т.руб. – на должностных лиц, 40÷50 т.руб. – на юридических лиц.

Уголовная ответственность

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности этого вида предусматривается в следующих случаях.

  1. Умышленные действия, которые повлекли за собой уничтожение/повреждение чужого материального имущества. Наказание за этот проступок может быть в виде штрафа в размере до 40 т. руб., обязательных работ на период 100÷180 часов, исправительных работ до 1-го года или заключением на период до 2-х лет.
  2. Несоблюдение правил пожарной безопасности сотрудником, на которого были возложены эти обязательства, вследствие чего кто-то могу получить серьезный вред здоровью. Уголовная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в этом случае предусматривает наложение финансовых взысканий в размере до 80 т. руб., ограничением свободы на период до 3-х лет либо заключением на 3 года с запретом занимать руководящую должность, либо проводить определенную профессиональную деятельность.
  3. Если перечисленные действия или бездейственность повлекли за собой смерть одного человека, то наказание предусматривает заключение на срок до 5-ти лет, а также наложение запрета занимать некоторые должности и вести профессиональную деятельность.
  4. Какая ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, повлекшая смерть 2-х и более людей, описано в уголовном кодексе. В этом случае виновнику грозит лишение свободы на срок до 7-ми лет и ограничение занимать определенные должности и проводить определенную профессиональную деятельность на период до 3-х лет.

Штраф и уголовная ответственность за нарушения правил ПБ

Заключение

Несмотря на суровые наказания за несоблюдение норм пожарной безопасности, достаточно часто такого типа нарушения все же случаются. Это ведет за собой как огромные материальные и финансовые потери, так и смертельные исходы. Поэтому, чтобы избежать подобных ситуаций, следует серьезно относиться к существующим правилам пожарной безопасности и выполнять их на всех уровнях, начиная с руководителя, и заканчивая простым сотрудником.

Проверки пожарной безопасности

Проверки пожарной безопасности проводит МЧС России. При проведении плановой проверки не позднее чем за три дня до начала контрольного мероприятия инспектор должен уведомить руководителя организации, а руководство предприятия обязано обеспечить присутствие своих представителей при проведении мероприятий по контролю. Основанием для проведения проверки является письменное распоряжение или приказ, подписанный руководителем контрольного органа. Проверка предприятия начинается с предъявления инспектором распоряжения на проверку и служебного удостоверения.

Помимо проверок по графику, инспекторы по пожарному надзору могут проводить внеплановые проверки. Например, если у ведомства имеется информация (от граждан, государственных органов, СМИ) о возникновении угрозы чрезвычайной ситуации. Понятно, что именно это довольно широкое обоснование используется сейчас при интенсивных проверках клубов и иных заведений с массовым скоплением людей.

Добавим, что все проверки должны проводиться с учетом требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Наиболее распространенные нарушения правил пожарной безопасности:

  • загромождение путей эвакуации;
  • несоблюдение режима курения;
  • использование неисправного электрооборудования;
  • отсутствие первичных средств пожаротушения;
  • установка в организациях глухих решеток на окнах;
  • отсутствие систем пожарной сигнализации и пожаротушения;
  • отделка путей эвакуации легкосгораемыми материалами.

По итогам контрольного мероприятия инспектор составляет акт в двух экземплярах, в котором отражается краткая характеристика пожарной безопасности объекта. В течение 10 дней со дня окончания проверки акт вручается под роспись представителю организации или направляется по почте. В случае выявления административного правонарушения инспектором составляется протокол в порядке, установленном законодательством, как в отношении юридического, так и физического лица, допустившего нарушения. 

Частые вопросы

Разрешена ли реализация (продажа) пиротехнических изделий в торговом комплексе, расположенном в жилом здании?

Требования пожарной безопасности при распространении и использовании пиротехнических изделий содержат нормы, бытового назначения торговыми предприятиями в том случае, если объекты торговли находятся в жилых зданиях.

Какую ответственность будет нести арендодатель, предоставивший помещения арендатору для реализации пиротехнических изделий, при нарушении последним правил реализации пиротехнических изделий, правил пожарной безопасности?

Если в договоре аренды прямо не предусмотрена обязанность сторон по соблюдению требований пожарной безопасности, то ответственность за несоблюдение требований пожарной безопасности будет нести арендатор. В то же время при наличии соответствующих оснований к административной ответственности может быть привлечен и арендодатель.

Последняя актуализация: 21 июня 2017 г.

Документы по теме:

  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
  • Уголовный кодекс Российской Федерации
  • Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»
  • Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
  • Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
  • Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»
  • Строительные нормы и правила СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»
  • Свод правил СП 12.13130.2009
  • Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2009 г. № 1052 «Об утверждении требований пожарной безопасности при распространении и использовании пиротехнических изделий»
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий