Россия в борьбе с терроризмом. национальный антитеррористический комитет

Нужна защита закона

Третий. Разработать и принять закон о внесении дополнений в Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону «О ветеранах»), дополнив его Республикой Дагестан, Чеченской Республикой, государствами, где российские военнослужащие выполняют (выполняли) миротворческие функции, а также государствами — бывшими республиками СССР, в которых в конце 80-х — начале 90-х годов двадцатого столетия происходили вооруженные конфликты с участием российских военнослужащих.

Вот, например, есть Закон РФ «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах». Но распространяется ли он на участников контртеррористических операций, проводимых на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации после 1 августа 1999 г.?

Правовая база

Федеральный закон РФ «О противодействии терроризму» предполагает в особых случаях введение режима контртеррористической операции (КТО). Пункт 5 статьи 3 данного закона гласит: «контртеррористическая операция — комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.» На территории или объектах, в пределах которых введен правовой режим КТО, на период проведения операции допускается применение следующих мер и временных ограничений:

  • проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов — доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;
  • удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;
  • усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;
  • ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;
  • использование транспортных средств, принадлежащих организациям, независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств, определяется Правительством Российской Федерации;
  • приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;
  • приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;
  • временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;
  • введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;
  • ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;
  • беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;
  • проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;
  • ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

На отдельных участках территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, могут устанавливаться (вводиться) как весь комплекс мер и временных ограничений, так и отдельные меры и временные ограничения.

Состав НАК по должностям

Состав Национального антитеррористического комитета по должностям, утверждённый Указом Президента Российской Федерации № 1258 от 2 сентября 2012 года:

  1. Директор ФСБ России (председатель Комитета).
  2. Министр внутренних дел Российской Федерации (заместитель председателя Комитета).
  3. Заместитель директора ФСБ России — руководитель аппарата Национального антитеррористического комитета (заместитель председателя Комитета).
  4. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе.
  5. Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.
  6. Первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию).
  7. Первый заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию).
  8. Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
  9. Министр иностранных дел Российской Федерации.
  10. Министр обороны Российской Федерации.
  11. Министр юстиции Российской Федерации.
  12. Министр здравоохранения Российской Федерации.
  13. Министр промышленности и торговли Российской Федерации.
  14. Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
  15. Министр транспорта Российской Федерации.
  16. Министр энергетики Российской Федерации.
  17. Директор СВР России.
  18. Директор ФСО России.
  19. Директор Росфинмониторинга.
  20. Начальник Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации — первый заместитель Министра обороны Российской Федерации.
  21. Заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации.
  22. Председатель Следственного комитета Российской Федерации.

Об определении КТО в разных странах

Федеральный закон РФ трактует КТО, как комплекс специальных, войсковых, оперативно–боевых и прочих действий, предполагающих использование оружия, боевой техники и спецсредств, проводимый для предотвращения террористических актов, обезврежения террористов и защиты населения.

В законах разных стран:

  • Белоруссии, Украины — «О борьбе с терроризмом»;
  • Казахстана, Таджикистана — «О противодействии терроризму»,-

а также непризнанных государств:

ПМР (Приднестровье), ДНР (Донецкая Народная Республика) — «О противодействии терроризму», — определение КТО несколько различается в формулировках, будучи идентичным по сути.

Правовая база

Федеральный закон РФ «О противодействии терроризму» предполагает в особых случаях введение режима контртеррористической операции (КТО). Пункт 5 статьи 3 данного закона гласит: «контртеррористическая операция — комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.» На территории или объектах, в пределах которых введен правовой режим КТО, на период проведения операции допускается применение следующих мер и временных ограничений:

  • проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов — доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;
  • удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;
  • усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;
  • ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;
  • использование транспортных средств, принадлежащих организациям, независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств, определяется Правительством Российской Федерации;
  • приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;
  • приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;
  • временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;
  • введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;
  • ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;
  • беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;
  • проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;
  • ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

На отдельных участках территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, могут устанавливаться (вводиться) как весь комплекс мер и временных ограничений, так и отдельные меры и временные ограничения.

История

Понятие теракта в его нынешнем виде (любые действия, создающие опасность гибели людей или значительного ущерба, совершенные для устрашения или чтобы повлиять на решения властей) было введено новым уголовным кодексом России, принятым в 1996 году. До этого терактом считалось покушение на государственного деятеля.

В 1998 году был принят закон «О борьбе с терроризмом», который ввел понятие контртеррористической операции и режима КТО.

23 сентября 1999 года президент Борис Ельцин ввел режим контртеррористической операции на территории Чечни после вторжения боевиков из Чечни в Дагестан. Этот режим был отменен только через десять лет, 16 апреля 2009 года.

Боевые столкновения, теракты и полицейские операции происходят не только на территории Чечни, но и на территории Ингушетии, Дагестана, и Кабардино-Балкарии. На отдельных территориях неоднократно временно вводился режим КТО.

Террор Северного Кавказа

В последние годы органы гос. власти предприняли значительные усилия для нормализации обстановки в Северо-Кавказском федеральном округе, реализовав меры противодействия терроризму. В декабре 2014 года директор ФСБ РФ А. Бортников отметил результат координации профилактических и силовых операций — террористических преступлений стало в три раза меньше сравнительно с этим же периодом 2013 года: 218 преступлений против 78.

Однако напряжённость обстановки в регионе всё ещё высока — активны и северокавказское бандподполье, и международный терроризм, несмотря на непосредственное участие в борьбе с ним всех правоохранительных органов, силовых структур и специальных служб. Проводятся мероприятия оперативные и боевые, выявляются, предупреждаются, пресекаются, раскрываются и расследуются террористические акты. Так, в течение 2014 года спецслужбам и правоохранительным органам удалось предотвратить 59 преступлений террористического характера и восемь готовившихся терактов. Тридцать человек, связанных с бандитским подпольем, удалось склонить к отказу от террора.

Полагаются ли участнику боевых действий гарантии, выплаты и льготы

На основании пунктов 7-9 «Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ», утверждённого приказом Министра обороны РФ от 2 ноября 2009 года № 1177 «О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ», в Вооруженных Силах РФ удостоверения выдаются:

для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ, за исключением территорий, указанных в абзаце втором настоящего пункта, — документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления Министерства обороны РФ, направлявшими указанных лиц, в том числе органами военного управления Министерства обороны РФ, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР.

Медаль «Участнику военной операции в Сирии»

На оборотной стороне медали: в центре сверху — рельефное одноцветное изображение эмблемы Министерства обороны Российской Федерации (увенчанный короной двуглавый орёл с распростёртыми крыльями. В правой лапе орла — меч, в левой — дубовый венок. На груди орла — треугольный, вытянутый книзу щит со штоком, восходящим к короне. В поле щита — всадник, поражающий копьём дракона), под ней — рельефная надпись в четыре строки «УЧАСТНИКУ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ В СИРИИ», по кругу — рельефная надпись: в верхней части — «МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ», в нижней части — «РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

30 сентября 2015 года авиагруппа Воздушно-космических сил Российской Федерации, состоящая из бомбардировщиков и штурмовиков под прикрытием истребителей, а также вертолётов, приступила к нанесению ударов по позициям вооружённых формирований Исламского государства. В операции также были задействованы базирующиеся в России стратегические самолёты Дальней авиации РФ и подразделения специального назначения, обстрелы некоторых целей крылатыми ракетами производили и корабли Каспийской флотилии и Черноморского флота .

Основные направления совершенствования социальной защиты участников боевых действий

Нетрудоспособным членам семьи погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 г. №5-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), предоставляются следующие социальные гарантии:

Из практики применения законодательства о социальной защите участников боевых действий и членов их семей рассмотрю еще один вопрос. Он связан с определением порядка использования внебюджетных средств, выделяемых для оказания материальной помощи семьям погибших и раненых при исполнении обязанностей военной службы военнослужащих дополнительно к установленным законодательством обязательным выплатам.

Нормы международного гуманитарного права при ведении боевых действий

Другим основным принципом международного гуманитарного права, применяемого в вооруженном конфликте, является принцип равного обращения с участниками вооруженных конфликтов и запрещения их дискриминации. Он предусматривает, что с индивидами, находящимися под защитой права вооруженных конфликтов, следует обращаться без дискриминации по причинам расы, пола, национальности, языка, религии, имущественного и социального положения, политических или иных убеждений или другого статуса, либо других аналогичных критериев.

1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.

Разница между участником боевых действий и участников контртерористических операций

То есть, если можно так выразится «ареал распространения» контртеррористической операции (КТО) гораздо меньше нежели у вооруженного конфликта или зоны боевых действий, а сама КТО исходя из буквального прочтения является всего лишь разовым «мероприятием», состав участников которого определяется конкретными приказами командования данной контртеррористической операции., а не местностью и периодом нахождения, определяемых правительственными постановлениями, как это установлено для факта признания участником вооруженного конфликта.

Если по статье 2 принятого еще в 1993 году закону № 4328-1 всем военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайных ситуаций и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии зачитываются в выслугу лет и трудовой стаж один месяц службы за три месяца без учета конкретно выполнявшихся данным военнослужащим задач и непосредственного его участия в контртеррористической операции, и важно лишь установить факт прохождения военной службы в условиях военного конфликта на определенной территории в определенное время (это важно, потому что, если сама часть была включена в состав сил, выполняющих боевую задачу, а конкретный военнослужащий в зону боевого конфликта не направлялся, то на льготы по выслуге он права не имеет), то принятым позднее Федеральным законом от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» определено, что такое контртеррористическая операция, которая трактуется как: «специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции. Зоной проведения контртеррористической операции являются отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружения, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция» (ст 3 закона)

Глобальная угроза

Террористические организации действую в России чаще всего при участии и под руководством иностранных граждан, которые прошли подготовку за границей и финансово поддерживаются источниками, связанными с международным терроризмом. Согласно данным ФСБ РФ, уже в 2000 году в Чечне было около трёх тысяч иностранных боевиков. Вооружёнными силами России в боевых действиях 1999-2001 годов уничтожено более тысячи иностранцев из арабских стран: Ливана, Палестины, Египта, ОАЭ, Иордании, Йемена, Саудовской Аравии, Афганистана, Туниса, Кувейта, Таджикистана, Турции, Сирии, Алжира.

В последние годы международный терроризм усилился до степени глобальной угрозы. В России именно с этим связано создание Национального антитеррористического комитета (НАК). Этот коллегиальный орган, который координирует деятельность исполнительной власти как федеральной, так и субъектов РФ, местного самоуправления, а также готовит соответствующие предложения Президенту РФ. НАК был образован согласно Указу о противодействии терроризму 2006 года. Председателем комитета является директор ФСБ РФ генерал армии А. В. Бортников. Под его началом работают практически все руководители силовых структур, правительственных ведомств и палат парламента РФ.

Имею ли я право на получение удостоверения участника боевых действий

Я,проходил службу на Северном Кавказе, Пограничные Войска. В период с 2000 по 2002 гг. в венном билете написано проходил военную службу в составе Объединенной групировки войск (сил) по проведению контртерористических операций на территории Северо-Кавказкого региона. Могу ли я,на основании этого получить удостоверение. Обращался в военкомат с этим вопросом, ответ был такой что вы не внашей компетенции.

» По просьбе органа опеки и попечительства по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы, выписки из трудовой книжки, справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.

Без границ

Терроризм — угроза безопасности всего мира, всех стран и всех граждан, их населяющих, это потери экономические и политические, это огромное психологическое давление, оказываемое на людей. Размах бандитизма в современности настолько широк, что для него не существует никаких государственных границ.

Что может сделать отдельное государство против терроризма? Его международный характер диктует ответные меры, выстраивание целой системы противодействия. Именно это и предпринимает Россия в борьбе с терроризмом. Наступление его в международных масштабах ощущает и Российская Федерация, поэтому встал вопрос об участии её армии даже за пределами территорий страны.

Террор и международные отношения

Трансграничные формы терроризма — самая опасная форма преступности. Современные реалии превратили её в фактор дестабилизации развития международных отношений. Террористические посягательства на использование средств массового поражения (ядерного оружия) являются серьёзной угрозой для существования всего человечества. А мировое сообщество в силу завышенных амбиций отдельных его членов не может даже определиться в точной терминологии, касающейся этого явления, хотя в общем и сложилось некое совместное понимание основных составляющих данное явление.

Прежде всего, терроризм — это противозаконное насилие с применением оружия, стремление запугать общественность мира в самых широких слоях его населения, это невинные жертвы. Если террористический акт затрагивает интересы более одной страны, там, естественно, содержится и международный элемент. Политическую направленность международное сообщество не считает чертой международного терроризма, как это ни странно. Впрочем, в последние годы, когда он невероятно окреп по всему миру, Комитет Генеральной Ассамблеи ООН пытается снова начать работу над определением, касающимся международного терроризма.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий