Содержание
- 1 Нужна защита закона
- 2 Правовая база
- 3 Состав НАК по должностям
- 4 Об определении КТО в разных странах
- 5 Правовая база
- 6 История
- 7 Террор Северного Кавказа
- 8 Полагаются ли участнику боевых действий гарантии, выплаты и льготы
- 9 Медаль «Участнику военной операции в Сирии»
- 10 Основные направления совершенствования социальной защиты участников боевых действий
- 11 Нормы международного гуманитарного права при ведении боевых действий
- 12 Разница между участником боевых действий и участников контртерористических операций
- 13 Глобальная угроза
- 14 Имею ли я право на получение удостоверения участника боевых действий
- 15 Без границ
- 16 Террор и международные отношения
Нужна защита закона
Третий. Разработать и принять закон о внесении дополнений в Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону «О ветеранах»), дополнив его Республикой Дагестан, Чеченской Республикой, государствами, где российские военнослужащие выполняют (выполняли) миротворческие функции, а также государствами — бывшими республиками СССР, в которых в конце 80-х — начале 90-х годов двадцатого столетия происходили вооруженные конфликты с участием российских военнослужащих.
Вот, например, есть Закон РФ «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах». Но распространяется ли он на участников контртеррористических операций, проводимых на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации после 1 августа 1999 г.?
Правовая база
Федеральный закон РФ «О противодействии терроризму» предполагает в особых случаях введение режима контртеррористической операции (КТО). Пункт 5 статьи 3 данного закона гласит: «контртеррористическая операция — комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.» На территории или объектах, в пределах которых введен правовой режим КТО, на период проведения операции допускается применение следующих мер и временных ограничений:
- проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов — доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;
- удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;
- усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;
- ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;
- использование транспортных средств, принадлежащих организациям, независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств, определяется Правительством Российской Федерации;
- приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;
- приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;
- временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;
- введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;
- ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;
- беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;
- проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;
- ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
На отдельных участках территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, могут устанавливаться (вводиться) как весь комплекс мер и временных ограничений, так и отдельные меры и временные ограничения.
Состав НАК по должностям
Состав Национального антитеррористического комитета по должностям, утверждённый Указом Президента Российской Федерации № 1258 от 2 сентября 2012 года:
- Директор ФСБ России (председатель Комитета).
- Министр внутренних дел Российской Федерации (заместитель председателя Комитета).
- Заместитель директора ФСБ России — руководитель аппарата Национального антитеррористического комитета (заместитель председателя Комитета).
- Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе.
- Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.
- Первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию).
- Первый заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию).
- Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
- Министр иностранных дел Российской Федерации.
- Министр обороны Российской Федерации.
- Министр юстиции Российской Федерации.
- Министр здравоохранения Российской Федерации.
- Министр промышленности и торговли Российской Федерации.
- Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
- Министр транспорта Российской Федерации.
- Министр энергетики Российской Федерации.
- Директор СВР России.
- Директор ФСО России.
- Директор Росфинмониторинга.
- Начальник Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации — первый заместитель Министра обороны Российской Федерации.
- Заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации.
- Председатель Следственного комитета Российской Федерации.
Об определении КТО в разных странах
Федеральный закон РФ трактует КТО, как комплекс специальных, войсковых, оперативно–боевых и прочих действий, предполагающих использование оружия, боевой техники и спецсредств, проводимый для предотвращения террористических актов, обезврежения террористов и защиты населения.
В законах разных стран:
- Белоруссии, Украины — «О борьбе с терроризмом»;
- Казахстана, Таджикистана — «О противодействии терроризму»,-
а также непризнанных государств:
ПМР (Приднестровье), ДНР (Донецкая Народная Республика) — «О противодействии терроризму», — определение КТО несколько различается в формулировках, будучи идентичным по сути.
Правовая база
Федеральный закон РФ «О противодействии терроризму» предполагает в особых случаях введение режима контртеррористической операции (КТО). Пункт 5 статьи 3 данного закона гласит: «контртеррористическая операция — комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.» На территории или объектах, в пределах которых введен правовой режим КТО, на период проведения операции допускается применение следующих мер и временных ограничений:
- проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов — доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;
- удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;
- усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;
- ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;
- использование транспортных средств, принадлежащих организациям, независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств, определяется Правительством Российской Федерации;
- приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;
- приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;
- временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;
- введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;
- ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;
- беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;
- проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;
- ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
На отдельных участках территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, могут устанавливаться (вводиться) как весь комплекс мер и временных ограничений, так и отдельные меры и временные ограничения.
История
Понятие теракта в его нынешнем виде (любые действия, создающие опасность гибели людей или значительного ущерба, совершенные для устрашения или чтобы повлиять на решения властей) было введено новым уголовным кодексом России, принятым в 1996 году. До этого терактом считалось покушение на государственного деятеля.
В 1998 году был принят закон «О борьбе с терроризмом», который ввел понятие контртеррористической операции и режима КТО.
23 сентября 1999 года президент Борис Ельцин ввел режим контртеррористической операции на территории Чечни после вторжения боевиков из Чечни в Дагестан. Этот режим был отменен только через десять лет, 16 апреля 2009 года.
Боевые столкновения, теракты и полицейские операции происходят не только на территории Чечни, но и на территории Ингушетии, Дагестана, и Кабардино-Балкарии. На отдельных территориях неоднократно временно вводился режим КТО.
Террор Северного Кавказа
В последние годы органы гос. власти предприняли значительные усилия для нормализации обстановки в Северо-Кавказском федеральном округе, реализовав меры противодействия терроризму. В декабре 2014 года директор ФСБ РФ А. Бортников отметил результат координации профилактических и силовых операций — террористических преступлений стало в три раза меньше сравнительно с этим же периодом 2013 года: 218 преступлений против 78.
Однако напряжённость обстановки в регионе всё ещё высока — активны и северокавказское бандподполье, и международный терроризм, несмотря на непосредственное участие в борьбе с ним всех правоохранительных органов, силовых структур и специальных служб. Проводятся мероприятия оперативные и боевые, выявляются, предупреждаются, пресекаются, раскрываются и расследуются террористические акты. Так, в течение 2014 года спецслужбам и правоохранительным органам удалось предотвратить 59 преступлений террористического характера и восемь готовившихся терактов. Тридцать человек, связанных с бандитским подпольем, удалось склонить к отказу от террора.
Полагаются ли участнику боевых действий гарантии, выплаты и льготы
На основании пунктов 7-9 «Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ», утверждённого приказом Министра обороны РФ от 2 ноября 2009 года № 1177 «О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ», в Вооруженных Силах РФ удостоверения выдаются:
для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ, за исключением территорий, указанных в абзаце втором настоящего пункта, — документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления Министерства обороны РФ, направлявшими указанных лиц, в том числе органами военного управления Министерства обороны РФ, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР.
Медаль «Участнику военной операции в Сирии»
На оборотной стороне медали: в центре сверху — рельефное одноцветное изображение эмблемы Министерства обороны Российской Федерации (увенчанный короной двуглавый орёл с распростёртыми крыльями. В правой лапе орла — меч, в левой — дубовый венок. На груди орла — треугольный, вытянутый книзу щит со штоком, восходящим к короне. В поле щита — всадник, поражающий копьём дракона), под ней — рельефная надпись в четыре строки «УЧАСТНИКУ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ В СИРИИ», по кругу — рельефная надпись: в верхней части — «МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ», в нижней части — «РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
30 сентября 2015 года авиагруппа Воздушно-космических сил Российской Федерации, состоящая из бомбардировщиков и штурмовиков под прикрытием истребителей, а также вертолётов, приступила к нанесению ударов по позициям вооружённых формирований Исламского государства. В операции также были задействованы базирующиеся в России стратегические самолёты Дальней авиации РФ и подразделения специального назначения, обстрелы некоторых целей крылатыми ракетами производили и корабли Каспийской флотилии и Черноморского флота .
Основные направления совершенствования социальной защиты участников боевых действий
Нетрудоспособным членам семьи погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 г. №5-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), предоставляются следующие социальные гарантии:
Из практики применения законодательства о социальной защите участников боевых действий и членов их семей рассмотрю еще один вопрос. Он связан с определением порядка использования внебюджетных средств, выделяемых для оказания материальной помощи семьям погибших и раненых при исполнении обязанностей военной службы военнослужащих дополнительно к установленным законодательством обязательным выплатам.
Нормы международного гуманитарного права при ведении боевых действий
Другим основным принципом международного гуманитарного права, применяемого в вооруженном конфликте, является принцип равного обращения с участниками вооруженных конфликтов и запрещения их дискриминации. Он предусматривает, что с индивидами, находящимися под защитой права вооруженных конфликтов, следует обращаться без дискриминации по причинам расы, пола, национальности, языка, религии, имущественного и социального положения, политических или иных убеждений или другого статуса, либо других аналогичных критериев.
1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.
Разница между участником боевых действий и участников контртерористических операций
То есть, если можно так выразится «ареал распространения» контртеррористической операции (КТО) гораздо меньше нежели у вооруженного конфликта или зоны боевых действий, а сама КТО исходя из буквального прочтения является всего лишь разовым «мероприятием», состав участников которого определяется конкретными приказами командования данной контртеррористической операции., а не местностью и периодом нахождения, определяемых правительственными постановлениями, как это установлено для факта признания участником вооруженного конфликта.
Если по статье 2 принятого еще в 1993 году закону № 4328-1 всем военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайных ситуаций и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии зачитываются в выслугу лет и трудовой стаж один месяц службы за три месяца без учета конкретно выполнявшихся данным военнослужащим задач и непосредственного его участия в контртеррористической операции, и важно лишь установить факт прохождения военной службы в условиях военного конфликта на определенной территории в определенное время (это важно, потому что, если сама часть была включена в состав сил, выполняющих боевую задачу, а конкретный военнослужащий в зону боевого конфликта не направлялся, то на льготы по выслуге он права не имеет), то принятым позднее Федеральным законом от 25 июля 1998 года № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» определено, что такое контртеррористическая операция, которая трактуется как: «специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции. Зоной проведения контртеррористической операции являются отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружения, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция» (ст 3 закона)
Глобальная угроза
Террористические организации действую в России чаще всего при участии и под руководством иностранных граждан, которые прошли подготовку за границей и финансово поддерживаются источниками, связанными с международным терроризмом. Согласно данным ФСБ РФ, уже в 2000 году в Чечне было около трёх тысяч иностранных боевиков. Вооружёнными силами России в боевых действиях 1999-2001 годов уничтожено более тысячи иностранцев из арабских стран: Ливана, Палестины, Египта, ОАЭ, Иордании, Йемена, Саудовской Аравии, Афганистана, Туниса, Кувейта, Таджикистана, Турции, Сирии, Алжира.
В последние годы международный терроризм усилился до степени глобальной угрозы. В России именно с этим связано создание Национального антитеррористического комитета (НАК). Этот коллегиальный орган, который координирует деятельность исполнительной власти как федеральной, так и субъектов РФ, местного самоуправления, а также готовит соответствующие предложения Президенту РФ. НАК был образован согласно Указу о противодействии терроризму 2006 года. Председателем комитета является директор ФСБ РФ генерал армии А. В. Бортников. Под его началом работают практически все руководители силовых структур, правительственных ведомств и палат парламента РФ.
Имею ли я право на получение удостоверения участника боевых действий
Я,проходил службу на Северном Кавказе, Пограничные Войска. В период с 2000 по 2002 гг. в венном билете написано проходил военную службу в составе Объединенной групировки войск (сил) по проведению контртерористических операций на территории Северо-Кавказкого региона. Могу ли я,на основании этого получить удостоверение. Обращался в военкомат с этим вопросом, ответ был такой что вы не внашей компетенции.
» По просьбе органа опеки и попечительства по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы, выписки из трудовой книжки, справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.
Без границ
Терроризм — угроза безопасности всего мира, всех стран и всех граждан, их населяющих, это потери экономические и политические, это огромное психологическое давление, оказываемое на людей. Размах бандитизма в современности настолько широк, что для него не существует никаких государственных границ.
Что может сделать отдельное государство против терроризма? Его международный характер диктует ответные меры, выстраивание целой системы противодействия. Именно это и предпринимает Россия в борьбе с терроризмом. Наступление его в международных масштабах ощущает и Российская Федерация, поэтому встал вопрос об участии её армии даже за пределами территорий страны.
Террор и международные отношения
Трансграничные формы терроризма — самая опасная форма преступности. Современные реалии превратили её в фактор дестабилизации развития международных отношений. Террористические посягательства на использование средств массового поражения (ядерного оружия) являются серьёзной угрозой для существования всего человечества. А мировое сообщество в силу завышенных амбиций отдельных его членов не может даже определиться в точной терминологии, касающейся этого явления, хотя в общем и сложилось некое совместное понимание основных составляющих данное явление.
Прежде всего, терроризм — это противозаконное насилие с применением оружия, стремление запугать общественность мира в самых широких слоях его населения, это невинные жертвы. Если террористический акт затрагивает интересы более одной страны, там, естественно, содержится и международный элемент. Политическую направленность международное сообщество не считает чертой международного терроризма, как это ни странно. Впрочем, в последние годы, когда он невероятно окреп по всему миру, Комитет Генеральной Ассамблеи ООН пытается снова начать работу над определением, касающимся международного терроризма.