Насосы пожарных автомобилей

Заливка всасывающей линии

  • Прежде чем залить выкидную всасывающую линию, необходимо соединить всасывающие и выкидные рукава с сеткой, проверить плотность прилегания деталей друг к другу.
  • Закрыть сливной кран и вентили, проверить плотность закрытия клапана сетки.
  • Открыть вентиль цистерны и вакуум-клапан.
  • При появлении воды в смотровом глазке и выходе пузырьков провести закрытие вакуум-клапана.
  • Включение сцепления и закрытие вентиля цистерны.
  • Прибавить газ по манометру до показателей 2-4 атм. и провести регулировку выкидного штуцера.
  • Установить давление на допускаемые показатели, в случае необходимости, открыть вентили теплообменника – это заключительный этап процесса заливки всасывающей линии.

Статьи по теме

Замена тормозной жидкости: правила и рекомендации

Как снять тормозной диск, даже если он прикипел

Почему горит лампочка abs: причины и последствия

Горит лампочка ручника: как решить проблему

Автоматическая система торможения: что это такое и как работает

Минимальная толщина тормозного диска: не пропустить момент!

Как проверить тормозные диски: несколько простых советов

Тормозной суппорт: разбираемся в назначении и устраняем неисправности

Какой смазкой смазывать суппорты: выбор лучшего состава

Как часто менять тормозную жидкость и зачем это делать

Какую смазку использовать для суппортов: делаем правильный выбор

10 причин, почему клинят задние тормоза

Скрипят колодки при торможении на автомобиле: ищем причину и способы устранения

Ремонт дисковых тормозов: нюансы и советы профессионалов

Регулировка привода стояночного тормоза: почему нужно делать и что понадобится

Техническое обслуживание

Содержание работ Технические требования (методика проведения)
1. Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО)
1.1. Проверка работоспособности сливных кранов, кранов на пеносмесителях, кранов эжекторов, привода дозатора Открыть полностью и закрыть все краны, ручку привода дозатора повернуть из одного крайнего положения в другое. Вращение ручек должно быть плавным без заеданий.
1.2. Проверка целостности коммуникаций насоса и уровня масла в насосе Осмотреть наружные поверхности насоса и коммуникаций. Не должно быть трещин, пробоин и других повреждений, а также подтеканий масла. Уровень масла должен быть между рисками на щупах. При необходимости долить масло.
1.3. Проверка наличия масла в масляных бачках для смазки вакуумных насосов Поддерживать уровень масла в бачках не менее 1/3 объема.
1.4. Проверка работоспособности вакуумных агрегатов и функционирования системы смазки вакуумных насосов Проверку провести в режиме испытания пожарного насоса на «сухой вакуум». При включении вакуумного насоса маслоподводящая трубка должна полностью заполниться маслом.
1.5. Чистка насоса Очистить наружные поверхности насоса от пыли и грязи, потеков и смазки.
1.6. Проверка герметичности насоса и его коммуникаций на работающем насосе (проверка производится при задействовании насоса на объекте, периодичность проверки устанавливается регламентом проверок пожарной насосной станции) Провести внешний осмотр работающего насоса на наличие течи и каплеобразования. Допускается утечка воды из дренажных отверстий насоса в виде отдельных капель в количестве не более 60 капель в мин.
2. Техническое обслуживание ТО-1
2.1. Выполнить работы ЕТО См. выше
2.2. Проверка затяжки крепежных деталей Проверить затяжку крепежа насоса и его элементов.
2.3 Проверка расхода масла Средний расход масла за цикл работы в 30с должен быть не менее 2мл. При несоответствии прочистить жиклер маслопровода капроновой леской сечением 0,4…0,5мм. Применение проволоки не допускается во избежание обламывания и попадания в рабочий зазор вакуумного насоса.
3. Техническое обслуживание ТО-2
3.1. Выполнить работы ТО-1 См. выше
3.2. Замена масла в масляной ванне редуктора и полостях насоса Слить отработанное масло из редуктора и полостей насоса, вывернув сливные пробки в редукторе и в корпусах насосов. Залить новое масло через отверстие в верхней части одного из корпусов насоса, закрытое пробкой-сапуном, до уровня верхней риски щупов (- 10 л). Измерение уровня масла производить после установления общего уровня в сообщающихся полостях насосов через полость редуктора.
3.3. Смазка винтов напорных вентилей Полностью открыть (вывернуть до упора) вентили и закачать смазку через пресс-масленки.

Водокольцевой насос

Относится к категории низковакуумного насосного оборудования. Конструкция представляет собой корпус с установленными внутри пластинами. Пластины крепятся к ротору. При погружении пластин в жидкость (чаще всего это вода) происходит изменение ее объема.

В процессе работы оборудования создаются условия, достаточные для обеспечения 90-95-процентного вакуума. Для повышения показателя нужно заменить воду другой жидкостью, имеющей более высокую точку кипения, и обеспечить охлаждение откачиваемого воздуха.

Среди преимуществ такого вакуумного насоса нужно обязательно выделить его высокий моторесурс, обеспечивающийся отсутствием трущихся уплотнителей и предельной простотой конструкции.

Но есть у водокольцевого агрегата и ряд недостатков, а именно:

  • необходимость организации улавливания и утилизации либо же рециркуляции теряющейся рабочей жидкости с включением отходящих газов;
  • необходимость регулярного пополнения объема рабочей жидкости в оборудовании;
  • необходимость обеспечения охлаждения применяемой жидкости для уменьшения давления образующихся паров.

Сборка водокольцевого вакуумного насоса выполняется в несколько простых шагов.


Деталь вакуумного насоса

Первый шаг. Подготовьте корпус подходящего размера. Корпус насоса должен иметь цилиндрическую форму.

Второй шаг. Поместите внутрь корпуса вал с закрепленным рабочим колесом. Колесо должно быть оснащено лопастями сравнительно небольшого размера.

Третий шаг. Обеспечьте подачу рабочей жидкости в корпус насоса. Жидкость должна подаваться так, чтобы под ее воздействием лопасти вращались. Образованная центробежная сила заставит жидкость направиться к стенкам корпуса, а в центре устройства создастся вакуум.

Подобные насосы обычно применяются в сельском хозяйстве и на производстве, в городской квартире от них вряд ли будет какая-либо польза, но владельцу частного дома такой агрегат может пригодиться.


Водокольцевой

Узнайте, как правильно выбрать насосную станцию, а также ознакомьтесь с нюансами оборудования, из нашей новой статьи.

Пожарный вакуумный насос АВС-02Э (взамен газоструйного аппарата)

  • Максимальное разрежение, создаваемое вакуумным насосом 0,85-0,9 кгс/см2
  • Время создания разрежения 0,8 кгс/см2 в объеме насосной установки 5-7 с
  • Время водозаполнения пожарного насоса с высоты всасывания 3,5 м — 10-15 с
  • Время водозаполнения пожарного насоса с высоты всасывания 7,5 м — 20-35 с
  • Номинальное напряжение питания 12 В (постоянный ток)
  • Электропотребление за один рабочий запуск 0.2-1.2 А-час
  • Средний расход масла за один рабочий запуск 1-5 мл
  • Размеры вакуумного агрегата (длина x ширина x высота) — 400 x 220 x 220 мм

  • Габаритные размеры пульта управления для АВС-01Э (ширина x высота x глубина) — 140 x 150 x 75 мм

  • Габаритные размеры пульта управления для АВС-02Э (ширина x высота x глубина) — 75 x 103 x 65 мм

  • Масса изделия (общая) — 18 кг, не более

Цена: 53650 руб.

Заказать

Пожарный вакуумный насос АВС-02Э применяется в пожарных автомобилях взамен газоструйного аппарата), является автономной вакуумной системой водозаполнения пожарных насосов. Насос применяется для комплектации любых насосных установок пожарных машин.

Состав насоса:

  • вакуумный агрегат (вакуумный электронасос шиберного типа);
  • пульт (блок) управления;
  • датчик заполнения;
  • коммуникации (воздухопроводы и электрокабели);
  • комплект монтажных частей.

Особенности и преимущества насоса:

  • Автономная работа независимо от привода пожарного насоса(проверки на «сухой вакуум» производятся без запуска двигателя, что принципиально упрощает данные проверки, позволяет экономить топливо и положительно сказывается на ресурсе двигателя)
  • Высокая производительность вакуумного агрегата(с АВС нормальное водозаполнение становится возможным даже при не полной герметичности всасывающих рукавов и насосной установки, а время вакуумирования насосной установки при проверке на «сухой вакуум» не превышает 7 секунд)
  • Изделие очень просто монтируется в любом пожарном автомобиле(замена газоструйного аппарата на вакуумный насос типа АВС может производиться непосредственно в пожарных частях, без привлечения дополнительных специалистов)
  • Простота в управлении и обслуживании(управление осуществляется нажатием одной кнопки, кроме того, в модели АВС-01Э имеется функция автоматического отключения, а все обслуживание заключается в контроле наличия масла и его дозаправке — примерно один раз в месяц)
  • Высокая надежность и устойчивость к различным нештатным ситуациям в работе(гарантируется долговечность в эксплуатации, кроме того, в модели АВС-01Э имеется функция электронной защиты привода вакуумного насоса)
  • Изделие рассчитано на присоединение к насосам типа ПН-40 и стандартным вакуумным затворам
  • Гарантия качества от производителя(каждое изделие проходит полный цикл приемочных испытаний на специальных стендах)

Мотопомпы

Насосы пожарные

Забор и подача воды /ЗИЛ 131, АЦ-40Забор и подача воды /ЗИЛ 131, АЦ-40

Автономная работа независимо от привода пожарного насоса(проверки на «сухой вакуум» производятся без запуска двигателя, что принципиально упрощает данные проверки, позволяет экономить топливо и положительно сказывается на ресурсе двигателя) Высокая производительность вакуумного агрегата(с АВС нормальное водозаполнение становится возможным даже при не полной герметичности всасывающих рукавов и насосной установки, а время вакуумирования насосной установки при проверке на «сухой вакуум» не превышает 7 секунд) Изделие очень просто монтируется в любом пожарном автомобиле(замена газоструйного аппарата на вакуумный насос типа АВС может производиться непосредственно в пожарных частях, без привлечения дополнительных специалистов) Простота в управлении и обслуживании(управление осуществляется нажатием одной кнопки, кроме того, в модели АВС-01Э имеется функция автоматического отключения, а все обслуживание заключается в контроле наличия масла и его дозаправке — примерно один раз в месяц) Высокая надежность и устойчивость к различным нештатным ситуациям в работе(гарантируется долговечность в эксплуатации, кроме того, в модели АВС-01Э имеется функция электронной защиты привода вакуумного насоса) Изделие рассчитано на присоединение к насосам типа ПН-40 и стандартным вакуумным затворам Гарантия качества от производителя(каждое изделие проходит полный цикл приемочных испытаний на специальных стендах)     Мотопомпы Насосы пожарные

Проверка технического состояния ПН забором и подачей воды из водоема

Методика проверки работы пожарного насоса

Включить насос и подать воду при полном открытии задвижек на насосе в соответствии с номинальными значениями частоты вращения вала насоса.

Определить величину напора, создаваемого насосом, по показаниям штатных манометра и мановакуумметра.

Показания приборов, переведенные в м, вод. ст., при работе от открытого водоисточника складываются.

Сравнить фактическое значение напора при номинальной частоте вращения вала с нормативными значениями.

Примечание: В том случае, если двигатель не обеспечивает номинальную частоту вращения вала насоса, проверку производить при максимально возможной частоте вращения.

Методика проверки работы пожарного насоса

Технические условия: Изменение напора (уменьшение) по сравнению с номинальным значением не должно превышать 15%

Нормативные значения основных параметров пожарных насосов

Частота вращения 1/с (об/мин)

Пожарный насос ПН-40УВ

1-корпус; 2-крышка; 3-вал; 4-рабочее колесо; 5,6-подшипники; 7-уплотнительный стакан; 8-червяк привода тахометра; 9-шестерня привода тахометра; 10,21-манжеты; 11-щуп; 12-муфта-фланец; 13,20-прокладки; 14-сливной краник; 15,28-шайбы; 16,26 -гайки; 17-шпонка; 18, 22-резиновые кольца; 19-уплотнительное кольцо; 23-болт; 24-проволока; 25-сливная пробка; 27-корпус привода тахометра; 29-кольцо; 30-шплинт; 31-шланг.

Классификация ПН

Пожарные машины комплектуются тремя видами агрегатов.

Струйные

Один из самых популярных видов оборудования, которое устанавливается на технику, задействованную во время тушения пожаров. Струйные ПН бывают двух типов:

  1. Водоструйные, которые устанавливают на каждую спецмашину. Второе их название – гидроэлеватор. С его помощью производят забор воды из водоисточников с заболоченными берегами, которые представляют трудность для подъезда машин. Второе назначение ВПН – откачка воды из помещений. Гидроэлеватор относят к устройствам эжекторного типа с трансформацией потенциала в кинетическую энергию.
  2. Газоструйные, которые обеспечивают заполнение всасывающих рукавов и центробежных агрегатов водой. Используют отработанные среды двигателя внутреннего сгорания. Газы проходят по корпусу, в результате создается разряженная зона, благодаря которой и возможен напор на насосе пожарного автомобиля.

Визуально работу водоструйного насоса можно представить на схеме:

Объемные

Это устройства, в которых передвижение воды или газа обеспечивается изменением объема рабочей камеры. Они также делятся на несколько типов:

Водокольцевые. Объем камеры меняется при помощи использования роторной установки. Коэффициент полезного действия в них очень низкий, и перед началом в агрегат необходимо заливать дополнительную жидкость.

Поршневые. В этих насосах для пожарного автомобиля изменение объема зависит от работы поршневого элемента. Главный плюс такого оборудования – высокий КПД и хорошая всасываемость, минус – невозможность регулировки подачи огнетушащих средств.

Пластинчатые. В них работают лопатки ротора. За счет прижимания лопастей создается дополнительный объем. За счет их же движения жидкость проталкивается к выходу.

Шестеренчатые. Их работа обеспечивается двумя колесами.

Центробежные

Это оборудование для автоцистерн и автонасосов. Оно различается по нескольким параметрам:

  • Давлению: до 2 МПа, до 5 МПа и установки, создающие оба варианта.
  • Количеству колес: стандартные 1-ступенчатые для создания нормального напора, 2-ступенчатые и выше – для поддержания высокого давления.
  • Расположению вала: наклонный, вертикальный, горизонтальный.
  • Напору: норма до 100 метров, высокий уровень – до 300, комбинированный тип – установки, создающие и нормальный, и высокий уровень напора.
  • Расположению в ПА: впереди, посередине, сзади.

Принцип действия центробежного агрегата основан на вращении колеса, которое за счет своего движения передает энергию жидкости. Чем выше скорость вращения, тем больше давление, под которым «зуб» выдает воду в диффузор.

Для предупреждения закручивания воды на входе устанавливают разделитель. Чтобы увеличить скорость делают переход большего сечения в меньшее. Дополнительно устанавливают пенообразователь. Для распределения жидкости в рукава используют коллектор.

Одно из условий безопасности эксплуатации центробежных агрегатов – соблюдение температурного режима. Огнетушащее вещество нельзя охлаждать ниже 30°С. Именно поэтому на ПА насосы устанавливают в отделение, где поддерживается плюсовая температура.

Перед включением систему заполняют водой, чтобы предупредить появление примесей воздуха. Максимальный размер частиц, которые могут присутствовать при этом в воде, – 3 мм, а их концентрация на общий объем – менее 0.5%.

У центробежных агрегатов есть свои плюсы:

  • постоянное давление сразу после подключения к водоисточнику;
  • длительный срок эксплуатации;
  • возможность подключения к различным типам ПА;
  • высокий уровень КПД от 58%.

Минусы также присутствуют:

  • изменение давление отражается на КПД;
  • отсутствует возможность самостоятельного всасывания жидкости;
  • не работает, если в воде присутствуют загрязнения крупных фракций (камни, тина).

Описание, особенности

Следует отметить, что центробежный насос 100/100 и все его детали изготовлены из качественных и надежных материалов (например, одно из главных составляющих — рабочее колесо выполнено из бронзы, что гарантирует низкий коэффициент его трения, коррозионную стойкость и долгую эксплуатацию). Сальниковый узел уплотнения вала не требует дополнительной смазки, а необслуживаемые подшипники имеют запас смазки на весь срок службы. Работа насоса характеризируется мягким ходом и пониженным вибрационным фоном.

Комплектация модели насоса состоит из следующих составляющих:

  • центробежный насос;
  • всасывающий коллектор;
  • система подачи и плавного дозирования пенообразователя;
  • патрубок забора пенообразователя из внешней емкости;
  • напорный коллектор с запорной арматурой (обеспечивает раздельную или совместную подачу огнетушащих средств к потребителям);
  • вакуумная система водозаполнения;
  • мановакуумметры (2шт) всасывающей и напорной линий;
  • тахометр электронный цифровой (показывает частоту вращения вала, а также отображает время наработки насоса);
  • пульт управления вакуумной системой водозаполнения.

Кольцевание цистерны

  • Подготовка всасывающей и выкидной линий, прежде чем начать забор из водоема кольцеванием.
  • Закрытие сливного краника и вентилей аппарата.
  • Включение сцепление.
  • Полное открытие вентилей, обеспечивающих кольцевание – приток воды в цистерну и ее вывод из емкости.
  • Установка средних оборотов под контролем, с использованием тахометра.
  • Прикрыть вентили до появления необходимых показателей разрежения по вакуумметру и приступить к заливке.

Данные способы позволяют в экстренных ситуациях воспользоваться системой подачи воды, однако после этого необходимо проверить насос на сухой вакуум, а также цистерну на герметичность, и устранить все неполадки для стабильного функционирования оборудования в будущем. Починку оборудования необходимо доверять профессионалам, знакомым со всеми аспектами строения агрегатов – только он может полноценно закрыть все бреши.

Регулярная проверка пожарного насоса на сухой вакуум позволяет избежать внезапных поломок, и избежать необходимости прибегать к кольцеванию и заливке.

Проверка насоса на сухой вакуум

Схема пожарного насоса ПН-40УВ

Необходимо закрыть все краны и задвижки на насосе, включить двигатель и создать разрежение в насосе при помощи вакуумной системы 73-76 кПа (0,73-0,76 кгс/см 2 ). Падение разрежения в насосе должно быть не более 13 кПа (0,13 кгс/см 2 ) за 2,5 минуты.

Если насос не выдерживает испытания на вакуум, необходимо произвести опрессовку насоса воздухом под давлением 200-300 кПа (2-3 кгс/см 2 ) или водой под давлением 1200—1300 кПа (12-13 кгс/см 2 ). Перед опрессовкой места соединений целесообразно смочить мыльным раствором.

Для измерения разрежения в насосе необходимо использовать приставной вакуумметр с соединительной головкой или резьбой для установки на всасывающий патрубок насоса или вакуумметр, установленный на насосе. В этом случае на всасывающий патрубок устанавливают заглушку.

Регулировка и ремонт узла после проверки вакуумного усилителя тормозов

В целом регулировка ВУТ сводится к настройке свободного хода тормозной педали. Чтобы правильно его выставить, необходимо настроить длину штока. С помощью регулировочного болта контролируется зазор/выступ. Правильная настройка положения самого болта позволит установить идеальный момент срабатывания клапанов.

Когда будет закончена проверка на герметичность, не забудьте отрегулировать свободный ход педали тормоза. Настройка длины штока приводит к возникновению зазора, который определяет степень давления на тормозной цилиндр

Поэтому очень важно правильно выставить длину штока и поставить подходящий зазор.

Свободный ход педали при неработающем моторе должен составлять от пяти до четырнадцати миллиметров. Этот зазор контролируется болтом, находящимся над плоскостью вакуумного усилителя тормозов. Маленький зазор приводит к заеданию рабочего цилиндра, вследствие чего происходит быстрый износ колодок и повышается потребление топлива автомобилем. Кроме того, машина начинает произвольно притормаживать, как будто вы едете на ручном тормозе. Большой же зазор, напротив, приводит к увеличению хода педали, что свидетельствует о нарушении герметичности в узле.

Выше мы рассказали, как провести проверку работы тормозного вакуумного устройства и отрегулировать его работу в случае необходимости. Теперь скажем несколько слов о его ремонте.

Чтобы обеспечить собственную безопасность при поломке усилителя, безотлагательно примите меры по его ремонту или замене. И если вакуумные шланги в бензиновых автомобилях или насосы в дизельных вы можете заменить самостоятельно, не прибегая к услугам автосервиса, то более серьезные работы рекомендуется доверить профессионалам.

Конечно, это стоит определенных денег, но когда на кону собственная безопасность, лучше не экономить. Обратитесь к специалистам. Они не только грамотно проведут проверку, но и качественно, с гарантией выполнят все необходимые работы

Следует отметить, что после ремонта важно синхронизировать колеса при торможении и провести проверку системы ABS/ESP. Для этого необходим диагностический стенд и специализированное оборудование.

Бывают случаи, когда отремонтировать «вакуумник» выходит дороже, чем приобретение усилителя, бывшего в употреблении, но находящегося в исправном состоянии. Поэтому рекомендуется при необходимости поискать устройство на разборках.

Если вы чувствуете уверенность в собственных силах и решили после проверки самостоятельно отремонтировать неисправный вакуумный усилитель, то действуйте следующим образом.

Для начала в моторном отсеке демонтируйте всю обивку и снимите накладку ветрового стекла. Не снимайте трубки, ведущие к ГТЦ. Это может привести к попаданию в систему воздуха

Далее открутите цилиндр от вакуумного усилителя и осторожно наклоните вперед, чтобы предотвратить деформацию тормозных трубок. Шланг передачи вакуума перед этим необходимо снять со штуцера усилителя.

Внимательно изучите рекомендации, которые дает производитель и приступайте к демонтажу усилителя. Открутите крепежные болты и отсоедините клемму провода, идущего к стоп-сигналу.

Только после этого снимите педаль, используя специальный инструмент. Если вы хорошо разбираетесь в конструкции автомобиля, то справитесь с проверкой и ремонтом ВУТ. Однако лучше предварительно зайти в Интернет и найти инструкцию со схемой усилителя. Это заметно ускорит реализацию поставленной задачи и повысит ваши шансы на успех.

Методика испытания пожарного насоса, газоструйного вакуумаппарата на производительность ПН-40УВ. Параметры работы ПН-40, ПН-60, ПН-100. Параметры пожарных насосов. Устройство. Возможные неисправности и методы устранения

Определить техническое состояние пожарного насоса и пеносмесителя по фактическим значениям параметров технических характеристик

Проверка работоспособности газоструйного вакуумаппарата и герметичности вакуумной системы ПН, емкости для воды и пенообразователя

Работоспособность вакуумной системы и герметичность насоса и его коммуникаций проверяется в следующей последовательности: закрыть все задвижки, вентили и сливной кран насоса, закрыть заглушкой всасывающий патрубок. При работающем двигателе включить вакуумную систему, не включая насоса, и довести разрежение до 0,073-0,076 МПа (550 – 570 мм. рт. ст.).

При нормально работающей вакуумной системе эти показатели должны быть достигнуты за 20 секунд.

Герметичность насоса считается удовлетворительной, если падение разрежения не превышает величины 0,013 МПа (100 мм рт. ст.) за 2,5 мин.

При снижении этих показателей выяснить причину и устранить неисправность.

Обнаружить места неплотностей можно опрессовкой насоса водой или воздухом. Опрессовка водой производится на работающем насосе созданием в нем давления 1,2-1,3 МПа при закрытых напорных задвижках. Опрессовка воздухом производится от внешнего источника воздуха созданием давления в насосе 0,2… 0,3 МПа.

Во время опрессовки воздухом неработающий насос и коммуникации нужно покрыть мыльной пеной.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий