Реферат: медико-психологическая защита населения и лиц, участвующих в его спасении при чрезвычайных ситуациях

Литература:

Александровский Ю.А.Психогении в экстремальных условиях

Зубков В.И. Риск как предмет социологического анализа / В.И. Зубков // Социологические исследования. – 1999. – № 4. – С. 3-6.

Канеман Д. Принятие решений в неопределенности : правила и предубеждения / Д. Канеман, П. Словик, А. Тверски. – Харьков : Фолио, 2005. – 623 с.

Караяни А.Г. Слухи как средство информационно-психологического противодействия / А.Г. Караяни // Психологический журнал. –2003. – Т. 24. – № 6. – С. 47-54.

Лагадек П. Чрезвычайное положение в условиях технологических аварий и социальной дестабилизации / П. Лагадек. – Москва : АН СССР ИНИОН, 1988. – 22 с.

О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций : Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 г. № 794. – Электронный ресурс. – Режим доступа : http://www.garant.ru .

О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера : Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ (с изменениями на 27 июля 2010 года). – Электронный ресурс. – Режим доступа : http://www.garant.ru.

О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций : Постановление Правительства РФ от 03.09.1996 г. N 924 (с изменениями от 05.04.1999 г., 08.09.2003 г., 23.12.2004 г.). – Электронный ресурс. – Режим доступа : http://www.garant.ru .

Поляков С.В. Последствия сильных землетрясений
/ С.В. Поляков. – Москва : Стройиздат, 1978. – 310 с.

Прангишвили А.В. Социальная психология паники в свете понятия установки / А.В. Прангишвили // Исследования по психологии установки. – Тбилиси. : Мецниереба, 1967. – 175 с.

Решетников М.М. Психофизиологические аспекты состояния, поведения и деятельности пострадавших в очаге стихийного бедствия
/ М.М. Решетников, Ю.А. Баранов, А.П. Мухин, С.В. Чермянин // Психологический журнал. – 1989. – Т. 10. – № 4. – С. 125-128.

Российский опыт противодействия ЧС // Катастрофы и человек. Книга 1. / под ред. Ю.Л. Воробьева. – Москва : АСТ-ЛТД, 1997. – 228 с.

Смакотина Н.Л. Основы социологии нестабильности и риска: философский, социологический и социально-психологический аспекты / Н.Л. Смакотина. – Москва : МИЭМ, 1999. – 328 с.

Шерковин Ю.А. Слухи как социальное явление и как орудие психологической войны / Ю.А. Шерковин, А.П. Назаретян // Психологический журнал. 1984. – Том 5. – № 5. – С. 41-51.

Шойгу С.К. Катастрофы и государство / С.К. Шойгу, Ю.Л. Воробьев. – Москва : Энергоатомиздат, 1997. – 160 с.

Шойгу Ю.С. Культурно-специфические и культурно-неспецифические реакции пострадавших в чрезвычайных ситуациях / Ю.С. Шойгу, М.В. Павлова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 12. – 2010. – № 1.– С. 300.

Шойгу Ю.С. Оценка социально-психологических факторов риска и оперативное прогнозирование неблагоприятных социально- психологических последствий чрезвычайных ситуаций федерального характера / Ю.С. Шойгу, Л.Г. Пыжьянова // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. – 2011. – № 3. – С. 87-92.

Шойгу Ю.С. Принципы оказания экстренной психологической помощи в условиях чрезвычайных и экстремальных ситуаций / Ю.С. Шойгу // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 12. – 2010.– № 1. – С. 162-165.

Шойгу Ю.С. Прогнозирование и управление социально-психологическими рисками во время чрезвычайной ситуации / Ю.С. Шойгу, Л.Г. Пыжьянова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2011. – № 4. – С. 76-83.

Экстренная психологическая помощь / под ред. Ю.С. Шойгу. – Москва : Асмин принт, 2012. – 320 с.

Для цитирования статьи:

Шойгу Ю.С., Пыжьянова Л.Г., Портнова Ю.М. Особенности организации и оказания экстренной психологической помощи в чрезвычайной ситуации (на примере работы психологов при ликвидации пожара в торговом центре «Адмирал» г. Казань). // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 3(19). – С. 67-73.

Shoigu Julia S., Pyzhyanova Larisa G., Portnova Julia M. (2015). Features of organization and provision of emergency psychological assistance in an emergency situation (psychologist assistance during fire suppression in Admiral Shopping Center, the city of Kazan). National Psychological Journal. 3, 67-73.

На месте катастрофы:

1. По возможности сохраняя спокойствие, необходимо покинуть место источника травмы, помогая в этом также и другим пострадавшим

Важно: неспециалистам не следует пытаться оказывать первую помощь другим на месте катастрофы. Убедиться в том, что опасности больше нет, они технически не могут — а в случае, когда она есть, задержка приведет к тому, что спасать придется ещё и всех, кто задержался для оказания помощи

Тут знаете как? — как в самолёте предупреждают: в случае разгерметизации кабины вначале наденьте кислородную маску на себя, и только потом — на ребенка. Если ближе к катастрофам земным — то вначале удалите из места катастрофы себя вместе со всеми, кого можете прихватить без потери скорости удаления.

2. Выйдя из зоны непосредственyой опасности, нужно оказать первую помощь прежде всего себе, потом близким

Важно: первое, что требуется — оценить обстановку. При наличии физических повреждений прежде всего необходимо оказать доврачебную помощь

В случае серьезных повреждений — вызвать скорую, наложить повязки, и т.п. В общем, обеспечить всю ту помощь, которая требуется помимо психологической, для того, чтобы пострадавшие вернулись в безопасный мир — домой, на работу и т.п.

Если близкий вам человек находится в ступоре (остановившийся взгляд, неподвижность и т.п.) — не отпускайте его одного. Обимите и поезжайте домой вместе с ним, рассказывая о своих планах словами: «Сейчас сядем в такси, поедем домой, я всё время буду с тобой» и т.д.

Если в ступоре находится незнакомец — вы можете ему помочь, просто подойдя поближе, взяв за руку, начав разговаривать: «Кто вы? Могу ли я чем-то вам помочь?» Можно похлопывать человека по плечу, прикрыть чем-то теплым, если началась дрожь, побуждать разговаривать. Слёз бояться не следует: выражение эмоционального аффекта это гораздо лучше, чем ступор.

Требования к Слушателям:

Обратите внимание! Больше нет необходимости сразу отправлять бумажные документы почтой, Вы это можете сделать в любое удобное время.Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора.Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми.

Граждане Российской Федерации предоставляют заявление о приёме на обучение и копии следующих документов:

  • Паспорта.
  • Страхового номера индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).
  • Диплома о высшем или среднем профессиональном образовании*.
  • При поступлении на основе неоконченного образования – справки об обучении из организации высшего или среднего профессионального образования, в которой обучается студент.
  • Документа, подтверждающего факт изменения фамилии, имени или отчества (если необходимо).

Внимание! Принимаются лица от 18 лет. Гражданам иностранных государств и лицам без гражданства следует уточнить список документов в отделе по организации приема по телефону или через форму заявки на консультацию

Гражданам иностранных государств и лицам без гражданства следует уточнить список документов в отделе по организации приема по телефону или через форму заявки на консультацию.

Подробнее о процессе поступления можно узнать здесь.

Цели и задачи курса

Приоритетная цель курса – подготовка специалистов, в совершенстве владеющими технологиями экстренного психологического реагирования и посткризисной психологической поддержки при кризисах и тяжёлых жизненных ситуациях. На лекциях и практических занятиях будут подробно рассмотрены как общие принципы помощи, так и различные нюансы, которые следует учесть при взаимодействии с людьми, пережившими насилие, ограбление, техногенную или природную катастрофу, потерю близкого, утрату здоровья, аварию и т.п.

Программа даст ответы на вопросы

  • Какие ситуации требуют экстренной психологической помощи?
  • Как организовать поддержку людям во время эпидемий и массовых заболеваний?
  • Каким образом можно помочь гражданам, попавшим в чрезвычайную ситуацию?
  • Как помочь людям, которые потеряли близкого человека или перенесли тяжёлую утрату?
  • Какую помощь можно предложить жертвам, пережившим насилие?
  • Как помочь людям, имеющим серьёзные заболевания?

Результат обучения

  • Вы способны оказать эффективную психологическую помощь гражданам при различных авариях, военных конфликтах, природных катастрофах, эпидемиях;
  • Вы можете эффективно общаться с людьми, которые попали в кризисную или тяжёлую жизненную ситуацию;
  • Вы умеете поддерживать детей и взрослых, потерявших близких людей.

После подготовки на курсе, вы научитесь оказывать квалифицированную психологическую помощь гражданам, попавшим в экстремальные ситуации. Вы сможете трудоустроиться в реабилитационные центры, подразделения МЧС, открыть частную практику. Благодаря вашей работе люди смогут намного легче переносить катастрофы, конфликты, серьёзные утраты.

Дома, после случившегося:

1. Острый эмоциональный шок, в норме — от 3 до 5 часов с момента происшествия

Это время невероятного психического напряжения. Мобилизуются все психические резервы личности, и человеку необходимо что-то делать, по возможности — целесообразное: выбираться из места катастрофы, обследоваться у врача, сообщать на работу о случившемся, успокаивать родственников, и т.п.

В это время следует позаботиться о следующем этапе, обеспечить себе будущую возможность отдыха, отреагирования и востановления сил. Пытаться насильно «загонять» человека отдыхать на этом этапе не нужно: какой уж тут отдых, когда тело дрожит, как провод под напряжением, сердце выпрыгивает из груди и голова кружится от волнения. Поднявшуюся энергию лучше сливать в деятельность, психологическая помощь будет в том, чтобы подсказать ему направление этой деятельности.

2. Психофизиологическая демобилизация, от 1 до 3 суток с момента происшествия

Это время тоски и растерянности. Накатывает ощущение собственного бессилия и паника, возникает вопрос «За что мне это? Почему именно я?», возможна тошнота и рвота, снижение аппетита, тяжесть в голове и забывание элементарных вещей. Хочется забиться в норку и там сидеть, не высовываясь.

Наилучшей помощью на этом этапе будет — обеспечить человеку покой. Взять на себя все бытовые задачи, организовать ему возможность отдыха, быть рядом, но не требовать от него какого-либо взаимодействия. По-прежнему желателен тактильный контакт — держать за руку, чаще и дольше обнимать, можно без всяких слов. Если пострадавший — ребенок, то необходимо быть готовым к некоторому регрессу: те умения, которые у него уже были достаточно усвоены, могут куда-то пропасть, чаще и больше ребенок будет проситься на ручки, и желательно обеспечить ему эту возможность.

3. Стадия разрешения, от 3 до 12 суток с момента происшествия

Обычно на этой стадии человеку кажется, что он вернулся в норму: он возвращается к работе, активной деятельности и т.п. Однако в этот период ещё сохраняется сниженный эмоциональный фон, повышенная утомляемость, ограничение контактов с окружающими, снижение эмоцинальной окраски речи и замедленость движений. Часто появляются кошмарные сновидения, в которых пострадавший заново переживает весь ужас происшедшего. К концу этого периода появляется желание выговориться, направленное обычно на тех близких, которые не были свидетелями катастрофы.

На этой стадии с пострадавшим нужно разговаривать о том, что произошло, как произошло, и какие чувства он испытал, когда это происходило. Можно выслушать историю несколько раз, желательно обнимать, гладить по голове и выражать своё сочувствие другими тактильными способами, побуждать к эмоциональным реакциям, а не успокаивать. Злиться, плакать и рыдать в этой ситуации — нормально: подобное отреагирование является естественным биологическим механизмом совладания с психотравмирующей ситуацией. Не нужно говорить «Не плачь, успокойся!» — лучше что-нибудь типа «Да, я представляю, как тебе было тяжело, и твои слёзы вполне оправданны».

4. Стадия восстановления, начинается приблизительно с 12-го дня после происшествия

Человек действительно возвращается в норму по объективным наблюдениям. Возвращается эмоциональная окраска речи и мимических реакций, сновидения перестают быть кошмарными, возвращается способность радоваться и шутить, активизируется межличностное общение, состояние тела стабилизируется: прекращаются непривычные головные боли, возвращается полноценный аппетит, отсутствует тошнота, уменьшается усталость и другие астенические проявления.

К сожалению, если восстановление по каким-то причинам произошло не полностью, то именно в этот момент начинают проявляться психосоматические расстройства, связанные с желудочно-кишечным трактом, сердцем и т.д., и невротические реации — фобии, навязчивые действия, депрессия и т.п. Поэтому в течение месяца после катастрофы необходимо особенно внимательно следить за самочувствием, и если в течение месяца состояние пострадавшего не пришло в норму — обращаться к специалистам.

Ольга ПОДОЛЬСКАЯ

Материал из , запись была сделана в 2010 году после теракта в московском метро.

Особенности психоневротических расстройств и методы их профилактики и лечения у пострадавшего населения

Население, пострадавшее при ЧС и спасатели были разделены по категориям для облегчения выбора вида помощи, которая должна различаться по объему, методу и организации:

1 группа
– раненые с различными видами поражения (травматическое, ожоговое, химическое, радиационное), у которых помимо общей психической реакции могут быть нарушения психики, характерные для специфической травмы;

2 группа
– лица, потерявшие родных и близких, понесшие материальный ущерб. Психические реакции пострадавших помимо общего шока усугубляются фактом потери;

3 группа –
лица, психически травмированные самим фактом ЧС, не имеющие прямого ущерба или ранений;

4 группа
– лица, имеющие сочетанные поражения (ранения и потери одновременно).

Универсальными формами реагирования являются страх и депрессия, проявление которых у каждого отдельного индивидуума различно. Несмотря на это существует определенная систематика психоневротических расстройств
, базирующаяся в основном на времени их возникновения.

1 группа
– нарушения, возникающие непосредственно в момент катастрофы;

2 группа
– нарушения психики, возникающие спустя некоторое время после начала ЧС, еще в очагах поражения;

3 группа
– состояния, осложняющие ранения и соматические нарушения, возникающие после катастрофы.

4 группа –
нарушения, отсроченные во времени, возникающие иногда даже после полной ликвидации катастрофы.

Психоневротические нарушения базируются на естественных формах реагирования человека в экстремальных ситуациях, и при оценке состояния пострадавшего следует учитывать индивидуальную оценку своего состояния пациентом, насколько он воспринимает его как болезненное, также следует оценить, нарушает ли данное состояние социальную адаптацию индивида, его профессиональную деятельность.

Исходя из вышесказанного, можно заметить, что хотя психические реакции возникают практически у всех, клинически проявляются они далеко не у каждого.

Основную массу психоневротических нарушений, возникающих у пострадавших непосредственно в момент возникновения ЧС, составляют различные по своей структуре психогенные нарушения тревожно – депрессивного характера


. Такие пациенты суетливы, беспокойны, не находят себе места, их поведение создает вокруг напряженную, тревожную, суетливую обстановку. Такие реакции наиболее характерны для привычно повторяющихся стихийных бедствий, например, при землетрясениях, и носят пролонгированный характер. Вторую по численности группу расстройств составляют депрессивные состояния


с выраженной общей заторможенностью, с безразличием к окружающему, которые возникают сразу после возникновения катастрофы и непосредственно после нее.

Могут наблюдаться истероформные реакции


, протекающие с демонстративным пренебрежением опасностью, отрицанием степени риска. Однако на фоне внешней неустрашимости имеется тщательно маскируемая тревожная напряженность, которая проявляется в неожиданных и опасных ситуациях в виде паники, импульсивного бегства или других проявлений.

Следующая многочисленная группа расстройств – реакции паранойяльного типа


, при которых отмечается подозрительность, ожидание повторения катастрофы, недоверие к действиям спасателей, подозрительное отношение к окружающим и т.д.

Выводы

При организации работы психологов по оказанию психологической помощи в острый период после происшествий, произошедших на базе детских учебных учреждений, необходимо учитывать ряд особенностей:

  1. Основными характеристиками состояния детей в первые часы и дни после ЧС является потеря чувства безопасности, психоэмоциональное напряжение, дезориентация, трудность осмысления произошедших внезапных трагических событий, потребность в помощи со стороны взрослого человека, ориентация на поведение взрослого, потребность в сплочении с другими пострадавшими детьми. Наблюдается также зависимость эмоционального состояния детей и их представлений о ситуации от состояния и представлений взрослых, находящихся рядом.

  2. Как показывает опыт оказания ЭПП детям различных возрастов, сплочение является эффективным способом их адаптации к острой стрессовой ситуации. В связи с этим, рекомендуется использовать групповой формат работы с детьми, пережившими схожий травматический опыт (малыми группами, по 4–5 человек).

  3. Необходимость своевременного проведения массовых собраний: а) с педагогическим составом в целях общего информирования о ситуации и особенностях восприятия информации детьми различного возраста, для дальнейшей грамотной передачи ими информации о произошедшем событии учащимся; б) с родителями, в том числе с привлечением в роли спикеров ответственных за различные направления деятельности, в целях профилактики возникновения слухов и удовлетворения потребности в актуальной информации.

  4. В первые дни после подобного рода происшествий удовлетворение потребности в восстановлении целостной и достоверной картины произошедшего, в оценке и прогнозе событий, в прояснении собственного поведения в ЧС и собственных специфических состояний способствует снижению психоэмоционального напряжения, повышению адаптационных возможностей, а также профилактике возникновения негативных психических последствий.

В заключении важно отметить, что категория нуждающихся в психологической помощи в острый период не ограничивается непосредственно пострадавшими и свидетелями события. Дополнительное влияние оказывает и широта общественного резонанса, эмоционально вовлекая в ситуацию тех, кто не был непосредственным участником

Можно с уверенностью говорить, что подобные ситуации отражаются на большем количестве людей, что обуславливает необходимость формирования системы психологического сопровождения и реализации комплексного подхода в целях сохранения психического здоровья, как детей, так и взрослых, что, безусловно, требует консолидации сил специалистов различных профилей.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий