Гост р 42.3.02-2014 гражданская оборона. технические средства связи и управления. классификация. общие технические требования

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на технические средства связи и управления гражданской обороны, предназначенные для обеспечения управления гражданской обороной в условиях воздействия дестабилизирующих факторов в военное и мирное время.

Системы управления гражданской обороной создаются заблаговременно в мирное время и включают в себя федеральную, межрегиональную (в границах федеральных округов), региональную (в границах субъектов РФ), местную (в границах муниципальных образований) и объектовую системы управления.

Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к техническим средствам связи и управления гражданской обороной и их классификацию, применяется при создании, развитии и совершенствовании систем связи и управления гражданской обороны, а также при проведении опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ.

Похожие:

Книга 1 Основные принципы построения и организации технической эксплуатацииПравила технической эксплуатации первичных сетей Взаимоувязанной сети связи Российской Федерации. Книга Основные принципы построения… Курс лекций по предмету «Алалия» лекции, 2004 2005 гг. Принципы организации…Принципы – основные положения была разработаны Натальей Николаевной Трауготт, Верой Константиновной Орфинской, Борисом Моисеевичем…
Реферата «Основные принципы организации пэвм» по дисциплине «Вычислительная…Тема реферата «Основные принципы организации пэвм» по дисциплине «Вычислительная техника и основы программирования» Общие положенияОсновные принципы организации поисково-спасательного обеспечения полетов авиации
Проектная документацияОсновные принципы разработки планировочной организации территории, установление функциональных и территориальных зон 29 1. система управления безопасностью дорожного движения в тдк россии…Подготовки и переподготовки специалистов по безопасности движения на автомобильном и городском электротранспорте
1 Орган управления гочс является постоянно действующим органом управления…Он специально уполномочен решать задачи го, задачи по предупреждению и ликвидации чс в организации «Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации»Федерации устанавливают основные положения и порядок работы железных дорог и работников железнодорожного транспорта, основные размеры,…
Основные задачи и функции отдела по гражданской обороне и чрезвычайным…Разработка предложений по созданию, функционированию и развитию органов управления, системы гражданской обороны и звена зато сибирский… «Утверждаю» Первый заместитель начальника Управления гражданской защиты МосквыГлавного управления мчс россии по г. Москве и учреждений, подведомственных Управлению гражданской защиты Москвы путем проведения…
Правила технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспортаПравила устанавливают основные положения и порядок работы промышленного железнодорожного транспорта и его работников, основные размеры,… Об организации вводного инструктажа по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациямВ целях реализации требований положения об организации обучения населения в области Гражданской обороны и Чрезвычайных ситуаций,…
Принципы управления рисками: подход m o RЭффективное управление рисками позволяет организации получить существенные выгоды, среди которых Мастерская-служба «Галина»Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены гост 0-92 «Межгосударственная…
Приборы отопительные общие технические условияЦели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены гост 0-92 «Межгосударственная… Основные функциональные возможностиС: Предприятие 0 Управление производственным предприятием и является комплексным решением, охватывающим основные контуры управления…

Руководство, инструкция по применению

Инструкция, руководство по применению

Управление РСЧС

На каждом уровне системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационные органы

Координационными органами РСЧС являются:

  • на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;
  • на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ;
  • на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
  • на объектовом уровне – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

На межрегиональном уровне в пределах соответствующего федерального округа функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации, взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.

Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС, и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.

Компетенция КЧС, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании. КЧС федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.

Постоянно действующие органы

Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:

  • на федеральном уровне – МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти, для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
  • на межрегиональном уровне – региональные центры ГОЧС МЧС России; на региональном уровне – главные управления МЧС России по субъектам РФ;
  • на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления;
  • на объектовом уровне – структурные подразделения или работники организаций, уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Постоянно действующие органы управления РСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством РФ и иными нормативно- правовыми актами.

Органы повседневного управления

Органами повседневного управления РСЧС являются:

  • центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
  • центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
  • центры управления в кризисных ситуациях органов управления ГОЧС, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
  • единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями:

Издание официальное

3.1.1

гражданская оборона: Система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

(1)

3.1.2    пункт управления гражданской обороны: Специально оборудованное защитное сооружение, помещение, транспортное средство или их комплекс, предназначенные для размещения и обеспечения работы органа, осуществляющего управление гражданской обороной.

3.1.3    система связи гражданской обороны: Организационно-техническое объединение сил и средств связи, обеспечивающих обмен информацией в системе управления гражданской обороной.

система управления гражданской обороны: Составная часть общегосударственной системы управления, предназначенная для решения задач гражданской обороны и представляющая совокупность взаимосвязанных между собой органов управления, пунктов управления и системы средств управления гражданской обороны, состоящих из системы связи, оповещения, автоматизированных информационно-управляющих и других специальных систем.

[ГОСТ Р 42.0.02-2001. статья 3[

3.1.4

3.1.5    внешний воздействующий фактор: Явление, процесс или среда, внешние по отношению к изделию или его составным частям, характеризующиеся физическими величинами, которые вызывают или могут вызвать ограничение или потерю работоспособного состояния изделия или перехода его в предельное состояние в процессе эксплуатации.

3.1.6    техническое средство связи: Техническое устройство, осуществляющее передачу, обработку и прием сообщений в системе связи.

услуга электросвязи: Деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.

3.1.7

3.2 В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:

АРМ — автоматизированное рабочее место:

ГО — гражданская оборона:

ЕДДС — единая дежурно-диспетчерская служба:

ПУ — пункт управления гражданской обороны:

ТЗ — техническое задание.

5 Общие технические требования

5.1    Требования к АРМ оперативного дежурного ГО

5.1.1    АРМ оперативного дежурного ГО предназначено для приема и передачи команд управления, автоматизации процесса управления силами и средствами ГО и представляет собой программно-технический комплекс средств связи и управления приема, обработки, передачи и отображения информации (обстановки).

5.1.2    АРМы оперативного дежурногоГО должны устанавливаться на ПУ ГО всех уровней управления ГО.

5.1.3    АРМы оперативного дежурного ГО всех уровней управления ГО должны программно и технически сопрягаться.

5.2 Требования к оконечным абонентским терминалам

5.2.1    Оконечный абонентский терминал предназначен для обеспечения должностного лица органа (пункта) управления ГО требуемой услугой связи.

5.2.2    Оконечный абонентский терминал должен представлять собой телефонный, видеотеле-фонный. факсимильный аппарат, радиостанцию, персональный компьютер.

5.2.3    Оконечный абонентский терминал должен обеспечивать целостность восприятия и использования должностным лицом (пользователем) всех (или определенных) видов ресурсов и услуг, предоставляемых системой связи и управления ГО.

5.2    .4 Оконечный абонентский терминал должен сопрягаться с соответствующей сетью связи ГО и предоставлять требуемую должностному лицу ГО услугу связи и (или) автоматизации.

5.3    Требования к вспомогательному оборудованию технических средств связи и

управления

5.3.1    Вспомогательное оборудование предназначено для подключения, формирования, преобразования. обработки сигналов и сообщений, передаваемых или принимаемых по сетям связи ГО. а также систем электропитания.

5.3.2    Вспомогательное оборудование должно обеспечивать:

—    живучесть и защищенность;

—    способность своевременно устанавливать связь;

—    максимальные удобства пользования средствами связи и автоматизации;

—    бесперебойность функционирования;

—    своевременность и достоверность передачи заданного потока сообщений;

—    безопасность связи;

—    возможность широкого маневра средствами, каналами и видами связи;

—    электромагнитную совместимость.

5.4    Технические средства связи и управления ГО должны быть стойкими, прочными и устойчивыми к внешним воздействующим факторам.

5.5    Характеристики технических средств связи и управления ГО должны определяться организа-циями-разработчиками самостоятельно в ТЗ на разработку и быть следующими:

—    наработка на отказ должна составлять не менее 30000 ч;

—    срок службы до списания — не менее 12 лет;

—    ресурс составных частей технических средств оповещения населения до первого капитального ремонта — не менее 25000 ч.

3

Библиография

(1)    Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»

   Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»

УДК 614.8 084:006.354    ОКС    13.200    ОКП80    3000

13.320

Ключевые слова: гражданская оборона, технические средства связи и управления, классификация, требования гражданской обороны, воздействующие факторы

Редактор А В Барандвев Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор ЮМ. Прокофьева Компьютерная верстка И А НалойкиноО

Сдано в набор 01.10.2014 Подписано в печать 23 10 2014. Формат 60 — 84Гарнитура Ариал Уел. печ л. 0.83 Уч.-мзд. л. 0.54. Тираж 39 экз Зак 4349

Издано и отпечатано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ-. 123995 Мос»за. Гранатный пер 4 www gosbnfo ru    inlo@gosbnfo ru

4 Классификация

4.1    Технические средства связи и управления гражданской обороны подразделяются:

—    по функциональному действию:

—    по виду передачи или приема информации по каналам связи;

—    по условиям эксплуатации.

4.2    Технические средства связи и управления гражданской обороны по функциональному действию подразделяются следующим образом:

—    АРМ оперативного дежурного ГО:

—    оконечный абонентский терминал;

—    вспомогательное оборудование.

ГОСТ P 42.3.02—2014

4.3    Минимально необходимые для установки на пунктах управления гражданской обороны технические средства связи и управления гражданской обороны по виду передачи или приема информации подразделяются на следующие группы:

—    телефонная (проводная, радио, космическая);

—    документальная (телеграфная, передача данных, факсимильная);

—    видеоизображение.

4.4    Технические средства связи и управления гражданской обороны по условиям эксплуатации подразделяются на следующие группы:

—    для стационарных помещений, сооружений;

—    для защитных сооружений и убежищ;

—    для подвижных пунктов управления.

Структура РСЧС

Структура (что это?) РСЧС состоит из 5 уровней и относится к иерархическому типу организации.

На схеме изображены следующие уровни системы (от высшего к низшему):

  1. федеральный (государственный уровень);
  2. межрегиональный (уровень 6 федеральных округов: Центрального, Северо-Западного, Южного, Приволжско-Уральского, Сибирского, Дальневосточного);
  3. региональный (дифференциация (это как?) по субъектам РФ);
  4. муниципальный (уровень муниципальных образований);
  5. объектовый (конкретные объекты, например, АЭС (атомные электростанции), крупные промышленные предприятия и т.д.).

Каждый из перечисленных уровней находится в координационном подчинении у вышестоящего уровня, но действует автономно.

Например, если произошло землетрясение на Курильских островах (а там они случаются довольно часто), то будет действовать региональный уровень РСЧС (Сахалинской области), а также муниципальный и объектовый.

В случае необходимости будут задействованы вышестоящие межрегиональный и федеральный уровни.

Каждый из уровней РСЧС имеет собственный комплекс сил и средств, способный в автономном режиме выполнять поставленные перед РСЧС задачи.

В этот комплекс входят:

  1. органы управления:
    1. координационные органы (комиссии), осуществляют координацию работы вверенных им сил, а также организуют взаимодействие с остальными уровнями РСЧС;
    2. постоянно действующие органы управления (подразделения МЧС различного уровня);
    3. органы повседневного управления – пункты управления РСЧС, осуществляют непрерывный мониторинг в режиме реального времени вверенных территорий;
  2. непосредственно силы и средства, находящиеся в состоянии постоянной готовности (специалисты, техника, оснащение, т.е. аварийно-спасательные службы и общественные формирования), готовые выполнять аварийно-спасательные работы в зоне ЧС в течение 3 суток в автономном режиме;
  3. резервы материальных ресурсов (финансы, оборудование для обеспечения жизнедеятельности людей, медикаменты, продукты, вещи);
  4. системы обеспечения связи и оповещения населения.
Структура РСЧС. Видеоурок по ОБЖ 9 классСтруктура РСЧС. Видеоурок по ОБЖ 9 класс

1.5. Режимы функционирования рсчс

В
зависимости от обстановки, масштаба
прогнозируемой или возникшей ЧС решением
соответствующих органов исполнительной
власти субъектов РФ и органов местного
самоуправления в пределах конкретной
территории устанавливается один из
следующих режимов
функционирования
РСЧС:

  • режим
    повседневной деятельности

    при нормальной производственно-промышленной,
    радиационной, химической, биологической
    (бактериологической), сейсмической и
    гидрометеорологической обстановке,
    при отсутствии эпидемий, эпизоотии и
    эпифитотий;

  • режим
    повышенной готовности

    — при ухудшении производственно-промышленной,
    радиационной, химической, биологической
    (бактериологической), сейсмической и
    гидро метеорологической обстановки,
    при получении прогноза о возможности
    возникновения ЧС;

  • режим
    ЧС


    при возникновении и во время ликвидации
    ЧС.

Основными
мероприятиями
,
осуществляемыми при функционировании
РСЧС являются:

а)
в режиме повседневной деятельности:


осуществление наблюдения и контроля
за состоянием окружающей природной
среды, обстановкой на потенциально
опасных объектах и на прилегающих к ним
территориях;


планирование и выполнение целевых и
научно-технических программ и мер по
предупреждению ЧС, обеспечению
безопасности и защиты населения,
сокращению возможных потерь и ущерба,
а также по повышению устойчивости
функционирования промышленных объектов
и отраслей экономики в ЧС;


совершенствование подготовки органов
управления по делам ГО и ЧС, сил и средств
к действиям при ЧС, организация обучения
населения способам защиты и действиям
при ЧС;


создание и восполнение резервов
финансовых и материальных ресурсов для
ликвидации ЧС;


осуществление целевых видов страхования;

б)
в режиме повышенной готовности:


принятие на себя соответствующими
комиссиями по ЧС непосредственного
руководства функционированием подсистем
и звеньев РСЧС, формирование при
необходимости оперативных групп для
выявления причин ухудшения обстановки
непосредственно в районе возможного
бедствия, выработки предложений по ее
нормализации;


усиление дежурно-диспетчерской службы;


усиление наблюдения и контроля за
состоянием окружающей природной среды,
обстановкой на потенциально опасных
объектах и прилегающих к ним территориях,
прогнозирование возможности возникновения
ЧС и их масштабов;


принятие мер по защите населения и
окружающей природной среды, по обеспечению
устойчивого функционирования объектов;


приведение в состояние готовности сил
и средств, уточнение планов их действий
и выдвижение при необходимости в
предполагаемый район ЧС;

в)
в режиме ЧС:


организация защиты населения;


выдвижение оперативных групп в район
ЧС;


организация ликвидации ЧС;


определение границ зоны ЧС;


организация работ по обеспечению
устойчивого функционирования отраслей
экономики и объектов, первоочередному
жизнеобеспечению пострадавшего
населения;


осуществление непрерывного контроля
за состоянием окружающей природной
среды в районе ЧС, за обстановкой на
аварийных объектах и на прилегающей к
ним территории.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ Р 42.0.02-2001 Гражданская оборона. Термины и определения основных понятий

OK (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001—96) 001 Общероссийский классификатор стандартов

ОК 005 Общероссийский классификатор продукции

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому ретулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение. в котором дана ссылка на него, рекомендуется принять в части, не затрагивающей эту ссылку.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий