Караульная служба пожарной охраны

Содержание на гауптвахте

Камеры в помещении для содержания арестованных плохо отапливались, оборудовались простыми нарами, которые убирали в дневное время, на окнах находились решётки, полы были бетонными.

Принимать пищу и отправлять естественные надобности надлежало за короткое время. Степень строгости к провинившимся зависела от заступающего караула и курировавших гауптвахту военнослужащих комендантского взвода.

Трения, возникающие в процессе прохождения службы и зависящие от рода войск, выливались в излишние придирки и издевательства выводящих караулов к арестованным.

Серьёзным испытанием был арест в зимнее время. Нахождение в холодной камере без возможности согреться, усугублялось обязательными уборками снега или привлечением по разнарядкам частей, использовавших труд арестованных солдат на подсобных работах.

Кроме этого, находящиеся на «губе» военнослужащие изучали воинские уставы и занимались строевой подготовкой на караульном плацу. Несколько суток, проведённых на гауптвахте, как правило, хватало для воспитательного воздействия на нарушителя. Повторно попасть сюда охоты уже не возникало.

Начгарнизона

Положение о пожарно-спасательных гарнизонах предусматривает два типа руководителей: территориального уровня или местный начгарнизона. Он имеет следующие обязанности:

  • начальник непосредственно или через управленческое подразделение руководит военизированным объединением;
  • устанавливает регламенты выезда на ЧС руководящих сотрудников для проведения АСР и тушению возгораний;
  • руководит всеми сотрудниками и командирами;
  • в качестве ответственного руководителя выезжать на ЧС;
  • контролировать обстановку и ситуацию на вверенной территории;
  • организует и контролирует работу всех служб;
  • руководитель относится к комсоставу, и непосредственно организуют ПТП в гарнизоне;
  • назначает ответственных сотрудников, определяет их конкретные функции;
  • создавать графики дежурств командного состава, как оперативного руководителя;
  • устанавливает порядок работы на тушение возгораний на вверенной территории;
  • обеспечивает прохождение аттестационных комиссий командным составом на право осуществлять руководство работой и отрядами, контролирует своевременность графика;
  • определение функций внештатных служб;
  • руководит деятельностью аэромобильной группы и опорных пунктов при ликвидации масштабных ЧС на вверенной территории;
  • содействовать юным пожарникам, добровольным отрядам, социальным компаниям в делах обеспечения безопасности территорий и людей от возгораний и других чрезвычайных ситуаций;
  • устанавливать порядок вовлечения гарнизона в ликвидацию возгораний и спасательные работы;
  • контролировать соблюдение всех, действующих на территории РФ, нормативов: правил ОТ, ППБ, гигиенических и других требований ЛС и ответственными сотрудниками;
  • формирование и утверждение регламента необходимых мероприятий;
  • распоряжаться профильными вопросами, которые в обязательном порядке исполняются комсоставом и ответственными сотрудниками;
  • содействовать развитию профессионального спорта.

Заступление на дежурство

Гарнизон пожарной охраны: цель создания и их виды

АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

/ Энциклопедия / Термин, определение и понятие

Гарнизон пожарной охраны – это совокупность дислоцированных на определенной территории органов управления, подразделений пожарной охраны, пожарно-технических научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, иных, предназначенных для тушения пожаров, противопожарных формирований независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Внимание!!! С 2015 года используется термин: Пожарно-спасательный гарнизон

Построение местного гарнизона пожарной охраны г. Омска

Цель создания

Гарнизоны пожарной охраны создаются с целью координации деятельности различных видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований при реагировании на пожары и чрезвычайные ситуации различного характера на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Виды

Гарнизон пожарной охраны образуется на территории субъекта Российской Федерации (территориальный), города и сельского района (местный).

Гарнизоны городов и сельских районов входят в состав соответствующих гарнизонов пожарной охраны субъектов Российской Федерации. Границы местного гарнизона определяются приказом начальника соответствующего территориального органа управления ГПС (см.

Государственная противопожарная служба МЧС России) субъекта Российской Федерации.

Начальники (руководство) и их обязанности

Начальником гарнизона является старший по должности начальник пожарной охраны. Он является старшим руководителем тушения пожара в гарнизоне и несет персональную ответственность за четкость организации гарнизонной службы.

Общее руководство территориальным гарнизоном пожарной охраны осуществляется начальником Главного управления.

Начальниками гарнизонов пожарной охраны являются:

  • территориального – старшее должностное лицо Главного управления, из числа начальствующего состава федеральной противопожарной службы (далее – ФПС), допущенное в установленном порядке к руководству тушением пожаров;
  • местного – начальник подразделения ФПС по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования или сотрудник ФПС, допущенный в установленном порядке к руководству тушением пожара; при отсутствии на территории муниципального образования ФПС – должностное лицо подразделения иных видов пожарной охраны, определяемое начальником Главного управления по согласованию с органом местного самоуправления и имеющее обязательный допуск для выезда на пожары в качестве руководителя тушения пожара.

Начальники территориального и местного гарнизонов пожарной охраны, являющиеся сотрудниками ФПС, назначаются приказом начальника Главного управления по согласованию с начальником соответствующего регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Начальник местного гарнизона пожарной охраны, не являющийся сотрудником ФПС, назначается приказом руководителя органа местного самоуправления и согласовывается с начальником соответствующего Главного управления.

Начальник гарнизона управляет силами и средствами пожарной охраны гарнизона через оперативного дежурного по гарнизону и старшего диспетчера (радиотелефониста) Центрального пункта пожарной связи (ЦППС).

Основные обязанности начальника гарнизона пожарной охраны:

  • организация и контроль гарнизонной службы;
  • определение должностных лиц гарнизона пожарной охраны и разработка их должностных обязанностей;
  • определение порядка руководства тушением пожаров;
  • определение порядка выезда оперативных должностных лиц гарнизона пожарной охраны на пожары и проведение аварийно-спасательных работ, а также их компетенции;
  • организация в установленном порядке получения допусков на право руководства тушением пожаров оперативных должностных лиц гарнизона пожарной охраны;
  • руководство нештатными службами гарнизона пожарной охраны;
  • организация пожарно-тактической подготовки в гарнизоне пожарной охраны;
  • обобщение передового опыта несения службы пожарной охраны;
  • организация и руководство работой опорных пунктов по тушению крупных пожаров (далее – ОПТКП);
  • организация нештатных оперативных штабов пожаротушения, определение порядка их привлечения к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ;
  • контроль за выполнением правил охраны труда при несении гарнизонной службы.

Кимстач И.Ф. —М., 1977; приказ МЧС России № 240 от 05.05.

2008 «Об утверждении Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»

Информация о пожаре

Необходимо отметить тот факт, что эффективность тушения пожара зависит не только от быстроты прибытия пожарных подразделений по адресу вызова. Еще в машине командир подразделения получает информацию о том, что происходит на пожаре. Именно это чаще всего и становится критерием эффективного тушения очагов возгорания.

Но надо учитывать и то, что обстановка на пожаре меняется быстро. Часто буквально несколько минут могут стать причиной, что полученная информация уже давно устарела. То есть она становится ненужной

Поэтому важно на пожаре организовать разведку до того, как прибудут основные силы и средства

То есть разведданные должны быть своевременными в первую очередь. То есть информация должна доходить до подразделений быстро с небольшими перерывами. Чем чаще, тем лучше.

Второй критерий правильно проведенной разведки – непрерывность передачи данных. То есть еще до того, как начался выезд и следование на пожар, информация в полном объеме должна поступать на пульт управления. И она не должна прекращаться, пока пожар не ликвидирован.

Получение достоверной информации – залог успеха

Третий критерий – достоверность. Нельзя принимать решения на догадках или предположениях. Поэтому собираемая из разных источников информация анализируется, после чего передается подразделениям, которые следуют к месту пожара.

Четвертый – целеустремленность. Разведчикам нельзя разбрасываться на сборе информации. Их задача – найти те цели, которые помогут сократить время тушения пожара и увеличить эффективность действий подразделений, которые следуют к месту возгорания.

Снижение ущерба от пожара

Быстрота выезда и следования к месту пожара вызова зависит и от того, как быстро была передана информация о случившемся несчастье. Одно дело, если кто-то позвонил, увидев дым или пламя огня. Другое – если включилась система пожарной сигнализации. В последнем случае все происходит намного быстрее. А значит, приезд пожарных произойдет также быстро, что снизит материальные и людские потери. При этом на начальной стадии горения потребуется меньше сил и средств.

Но необходимо учитывать и тот факт, что сам процесс движения пожарной автоколонны формируется и случайными характеристиками. Иногда лучше провести маршрут по более длинному пути, чем использовать короткий. К примеру, о загруженности города транспортом, о которой уже говорилось выше. Нередко пожарным приходится двигаться не через центр города, а по окраине по окружной дороге. И это получается быстрее.

пожарная машина в пробке

Но существуют правила расположения пожарных гарнизонов, которые оговорены в главном законодательном документе Российской Федерации о пожарной безопасности – ФЗ-123. Где в главе 17, а точнее в пункте 76, указано, что дислокация пожарных подразделений определяется из условия, что пожарные автомобили должны в минимальные сроки доезжать о точки возникновения пожара. В городской черте время прибытия на пожар не должно превышать 10 минут, в сельской местности не более 20 минут.

Поэтому предлагаются способы снижения временных периодов при везде и следовании на пожар кроме месторасположения. Вот они:

  • обеспечение объектов разного назначения автоматическими системами оповещения;
  • модернизация пожарных автомобилей, увеличение их мобильных характеристик;
  • совершенствование пожарной техники;
  • организация дозорной службы;
  • проведение пропаганды противопожарной безопасности;
  • подготовка сотрудников и работников объектов по правилам и нормативам пожарной безопасности.

Пожарная сигнализация увеличивает скорость прибытия пожарных

Способы реализации задач ГС ГПС:

Основные задачи гарнизонной службы пожарной охраны и другие аспекты реализуются такими способами:

  • контролирование и учет техсредств и личного состава, их состояния, готовности к выполнению профессиональной деятельности;
  • составляются планы их использования, в которых разрабатывается порядок применения;
  • составляется расписание отправления на происшествия и другие регламенты работ;
  • создаются условия для профподготовки личного состава, включая руководителей;
  • проводятся тактические и теоретические учения на уровне гарнизона;
  • проводятся сборы, профессиональные соревнования и прочие подготовительные мероприятия;
  • формируется противопожарная связь с четкой системой приема и обработки информации о ЧС;
  • создаются структуры управления, работающие автоматизировано;
  • формируется своевременное обеспечение информацией сотрудников ГПС;
  • создаются регламенты привлечения сотрудников, свободных от дежурств, к устранению крупных возгораний – на уровне района, республики, области;
  • формирование нештатных организаций;
  • определяются должностные лица с разработкой их функций и круга ответственности;
  • вырабатываются инструкции о взаимных, совместных действиях пожарных и профильных отделов городов, поселков, сельских поселений, производственных объектов.

Формирование боеготовности пожарных посредством учебных действий

Как происходит выезд на пожар

Как только дежурный принял сигнал о пожаре, он включает тревогу, которая становится причиной сбора личного состава в гараже в полном обмундировании. Старший командир получает от дежурного путевку, где указывается адрес пожара, а также карточку пожара, она же является оперативным планом тушения.

После чего командир проверяет личный состав на предмет полной боевой готовности. Далее производится погрузка в автомобили. Командир садится в первый из них. Начинается выезд на пожар и движение по намеченному маршруту.

Маршрут следования у всех машин должен быть один. Прибыть подразделения на пожар должны одновременно. Иногда маршруты составляются так, что автомобили едут к месту пожара по разным дорогам. На то должно быть распоряжение начальника караула или должны быть заранее продуманы пути подъезда.

Еще в машине командир подразделения изучает карточку тушения пожара, где особое внимание уделяет местам расположения источников водоснабжения. Он обязательно поддерживает связь с руководством

Выезд пожарной машины на пожар

И еще один момент. Если по пути следования командир подразделения обнаружил другой пожар, то он обязан выделить часть сил и средств для его ликвидации. О чем он должен сообщить дежурному по гарнизону. И другие позиции, касающиеся следования пожарной колоны:

  • если в пути один из автомобилей вышел из строя, другие продолжают движение;
  • если из строя вышла машина, на которое ехал командир, то последний пересаживается в другую;
  • если вышли из строя все машины, то начальник подразделения должен найти возможности следования личного состава (даже пешком), взяв с собой пожарный инструмент и инвентарь;
  • если следование к месту пожара производится по железной дороге или водным путем, то автомобили должны на платформах хорошо быть закреплены;
  • если перевозка производится в зимнее время года, то воду из системы охлаждения машин, а также из цистерн, надо слить;
  • на платформе выставляется постовой или в каждой машине должен находиться водитель;
  • остальные едут в одном месте.

Перевозка пожарных машин на ж/д платформе

Организация комендантской службы

В отличие от организации гарнизонной службы, которая охватывает в большей части хозяйственную деятельность воинского формирования, комендантская служба в основном направлена на поддержание дисциплины и порядка в местах дислокации воинских частей. Но этим не исчерпывается смысл комендантской службы. Военный комендант территориального образования не подчинен напрямую начальнику гарнизона. Но эти должностные лица обязаны взаимодействовать в следующих ситуациях:

  • при объявлении мобилизации военный комендант обращается к начальнику гарнизона за выделением личного состава для организации пунктом сбора, регистрации и размещения мобилизуемых, охраны периметра их сосредоточения, обеспечения внутреннего порядка, если сил военной полиции недостаточно;
  • военный комендант организует регулирование движения военной техники при движении по дорогам общего пользования или в границах населенных пунктов. Устраивает и согласовывает с местными органами власти мостовые и понтонные переправы, проходы;
  • устраивает заграждения, ограничивающие движение гражданской техники и гражданского населения в местах проведения военных учений или боевых действий;
  • организует охрану маршрутов движения военной техники и материального снабжения воинских формирований;
  • привлекает личный состав гарнизонов для проведенияпротиводиверсионныхмероприятий, розыска и задержания военнослужащих, самовольно покинувших расположение в/ч или захвативших оружие;

Важная функция комендантской службы – конвоирование и охрана гауптвахт и дисциплинарных воинских частей. Кроме охраны нарушителей воинской дисциплины и военных преступников, комендантская служба задействуется при оказании помощи военным прокурорам:

  • Охране места совершения преступления;
  • Должностных лиц военной прокуратуры, потерпевших и свидетелей;
  • Военных судов и военных судей.

Гарнизонная и комендантская службы являются независимыми. Возглавляются не подчиненными друг другу должностными лицам, однако – в тесном взаимодействии и с привлечением личного состава для решения общих задач.

Перспективы и оплата труда

Движение по карьерной лестнице зависит от диплома, личных качеств и умения выполнять поставленные задачи.

Наличие документа об окончании колледжа позволяет занять должность начальника оперативного расчета, стать инспектором пожарной охраны.

Высшее образование предполагает неограниченное продвижение вверх.

Официальный оклад в подразделениях МЧС не превышает уровня средней заработной платы по стране. Но благодаря надбавкам (от 40 до 60%), ежегодной дополнительной материальной помощи, проездным льготам уровень дохода специалистов пожарного дела достаточно высок. Даже новичок в профессии может рассчитывать на получение 30–40 тысяч в месяц.

Расчет времени выезда и следования

Не существует каких-то определенных нормативов, которыми можно обосновать время выезда и следования. Можно провести расчет этих показателей чисто математическим путем. Но и полученный результат нельзя считать окончательным, то есть точным.

Есть формула, по которой проводят расчет времени выезда и следования. Вот она:

Тсл=L/Vсл, где:

  • L – протяженность маршрута, по которому должен двигаться колона до места пожара;
  • Vсл – средняя скорость, с которой колона движется по маршруту следования.

Случайные факторы, мешающие увеличению скорости пожарной машины

Первый показатель – величина относительно стандартная. То есть определяется кратчайший путь, длина которого и закладывается в эту формулу. Что касается скорости движения, то здесь много будет зависеть от большого количества разных факторов. К примеру:

  • движение по городу утром затрудняется большим количеством автотранспорта, владельцы которых спешат на работу;
  • в этом плане ночью двигаться по городу проще и быстрее;
  • движение по дорогам с низким качеством покрытия снижает скорость следования.

Поэтому скорость движения колоны рассчитывается с учетом определенных коэффициентов. То есть:

Vсл= Vmax x C1 x C2, где:

  • Vmax – это максимальная скорость следования, которая обычно варьируется в диапазоне 25-45 км/ч;
  • С1 – это коэффициент, контролирующий качественное состояние дорожного полотна, который варьируется в пределах 0,36-0,4;
  • С2 – коэффициент, определяющий тепловую составляющую работающего мотора пожарной машины, летом коэффициент равен 0,8, зимой 0,9.

В видео показано, как движется по городу колонна из пожарных автомобилей:

Колонна пожарной техники проследовала по городуКолонна пожарной техники проследовала по городу

Руководство и ответственные

Отдельные положения законодательных актов четко определяют, на кого можно возложить обязанности и функции для ряда должностных лиц.

Правила назначения

Начальниками гарнизонов утверждаются для территориальных образований – руководитель ГУ МЧС, для местных – руководитель пожарной службы.

Обязанности

На руководителя гарнизона возлагается ответственность за:

  • управление отделами, нештатными службами, должностными лицами;
  • подбор сотрудников и утверждение их обязанностей;
  • организацию и контроль прохождения службы;
  • определение графика выезда на пожары и назначения руководителя тушения огня;
  • своевременные прохождения обучений и аттестации работников, которые ему подчиняются;
  • оперативную обстановку;
  • контроль за соблюдением охраны труда;
  • порядок распределения техники и оборудования на пожары и АСР;
  • разработку и утверждение планов, графиков функционирования подразделения;
  • контроль режима проведения противопожарных профилактических мероприятий;
  • тушение пожаров и АСР.

На заместителей начальника гарнизона возлагаются те же обязанности, что и на руководителя, только в рамках их подразделений.

Оперативный дежурный берет на себя ответственность за:

  • оперативное руководство в период дежурства;
  • контроль выполнения нормативов при несении службы;
  • выезд на пожары;
  • знание обстановки, устранение выявленных недочетов;
  • подключение служб жизнеобеспечения;
  • подготовку учений в гарнизоне и помощи в проведении;
  • своевременную постановку техники на службу;
  • исполнение обязанностей диспетчерами.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий