Автоматизированная система централизованного оповещения

Системы звуковой трансляции

Системы оповещения ROXTON является многоприоритетными, по этой причине музыкальная трансляция позволяет не мешать выполнению основных функций. В системах ROXTON музыкальная трансляция осуществляется:

  • со встроенных источников;
  • c отдельных комбинированных источников ROXTON CD-8121;
  • при помощи программного обеспечения.

Область применения

Бары, рестораны, автозаправочные станции АЗС относятся к категории зданий с постоянным и временным пребыванием людей требующей противопожарной защиты, в том числе системы оповещения и управления эвакуацией СОУЭ. В зданиях небольшой этажности можно применить бюджетное централизованное решение – СОУЭ 3 типа, не требующее большой зональности. В качестве оптимального бюджетного решения для небольших коммерческих объектов подойдет комбинированная система оповещения ROXTON SX-240 (или ROXTON SX-480). Функция высокоприоритетного экстренного оповещения реализованного в системе может использоваться и для объявлений, например, на перечисленных объектах.

Системы оповещения гражданской обороны

В целях совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, во исполнение федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями и дополнениями), правительство Российской Федерации утвердило положение №794 от 30/12/2003 о создании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Необходимость данного положения обусловлена возникновением прогнозируемых или стихийных: техногенных, природных и чрезвычайных ситуаций (ЧС), требующих оперативного взаимодействия и полной координации со стороны единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. В число основных задач данной системы входит оповещение ответственных должностных лиц оперативных единых дежурно-диспетчерских служб ЕДС МЧС РФ, управлений, ведомств, служб оповещения населения, находящегося в районе ЧС. На решение комплекса этих задач направлена работа действующих, модернизируемых, а также вновь создаваемых систем оповещения гражданской обороны (ГО).

Системы оповещения ГО строятся на различных уровнях взаимодействия:

  • федеральная система оповещения;
  • региональные системы оповещения;
  • территориальные системы оповещения;
  • местные системы оповещения;
  • локальные системы оповещения (ЛСО);
  • объектовые системы оповещения (ОСО).

Федеральная системы оповещения

Работает в автоматическом режиме и обеспечивает поступление сигналов и информации оповещения от пунктов управления МЧС России до всех региональных центров (РЦ), органов управления по делам ГО и ЧС и до федеральных органов исполнительной власти.

Региональные системы оповещения

Обеспечивают автоматическую передачу сигналов (распоряжений) и информации оповещения от пунктов управления (РЦ) до подчиненных им органов управления по делам ГО и ЧС, сил, соединений и частей войск ГО.

Территориальные системы оповещения

Обеспечивают передачу сигналов (распоряжений) и информации оповещения от органов управления гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации до:

  • органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории города и прилегающих к нему районов;
  • руководителей организаций и служб, обеспечивающих ГО в республиках, краях, областях, автономных областях и округах, в Москве и Санкт-Петербурге;
  • диспетчеров оперативных дежурных служб на потенциально опасных объектах и других крупных объектах экономики;
  • населения, проживающего на территории того или иного субъекта Российской Федерации.

Местные системы оповещения

Обеспечивают передачу сигналов (распоряжений) и информации оповещения от органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории города и прилегающих к нему районов до:

  • оперативных дежурным служб (диспетчеров) потенциально опасных объектов;
  • руководящему составу гражданской обороны города, городского и сельского районов, и руководителям районных и городских служб гражданской обороны;
  • населению, проживающему на территории города, городского или сельского района.

Средства местных систем оповещения можно условно разделить на средства оповещения ответственных должностных лиц и средства оповещения населения.

Локальные системы оповещения будут рассмотрены далее.

Объектовые системы оповещения

Используются в государственных организациях и предназначены для доведение сигналов и информации оповещения до:

  • руководителей и персонала объекта;
  • объектовых сил и служб гражданской обороны.

Региональная автоматизированная система централизованного оповещения РАСЦО

Региональные системы оповещения обеспечивают автоматическую передачу сигналов (распоряжений) и информации оповещения от пунктов управления (РЦ) до подчиненных им органов управления по делам ГО и ЧС, сил, соединений и частей войск ГО.

Региональная автоматизированная система централизованного оповещения РАСЦО является составной частью системы управления гражданской обороной и мероприятиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории Субъекта РФ и предназначена для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до (см. рис.1):

  • главного управления МЧС России по субъекту РФ;
  • единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;
  • органов местного самоуправления;
  • сил и средств гражданской обороны;
  • руководящего состава гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС субъекта РФ;
  • специально подготовленных сил и средств РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории субъекта РФ;
  • дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;
  • населения субъекта РФ об опасностях, возникающих при ведении военных действий, а также угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Рис. 1 — Структура РАСЦО (кликните для увеличения)

  • подсистема управления и каналов связи;
  • подсистема электросиренного оповещения;
  • подсистема речевого оповещения на базе сети проводного вещания (абонентская сеть и сеть уличных громкоговорителей);
  • подсистема оперативного задействования каналов радиовещательных и телевизионных станций;
  • подсистема задействования систем оповещения объектов, сопряжённых с РАСЦО;
  • автоматизированные подсистемы оповещения организаций по телефонным линиям.

История

Памятник обороне Ленинграда

Во время блокады Ленинграда радиосеть несла информацию для населения о налётах и воздушной тревоге. Знаменитый метроном вошел в историю блокады Ленинграда как культурный памятник сопротивления населения.

Тогда в городе работало более 1 тыс. громкоговорителей, 400 тыс. радиоточек. Если не было программ вещания, то транслировался метроном с замедленным ритмом 50-55 тактов в минуту. Сеть была включена круглосуточно, что давало возможность населению и службам быть уверенными в работе сети. По приказу штаба МПВО дежурный Центральной станции радиосети прерывал вещание программы, включал электропроигрыватель с грамзаписью текста тревоги. Эту запись дополняло 400 электросирен. По окончании грамзаписи включался метроном с учащенным ритмом 160—180 тактов в минуту. Когда опасность миновала, по приказу штаба вновь включался электропроигрыватель, на улицах и в домах раздавался сигнал отбоя тревоги, сопровождающийся звуками фанфар.

Подключение системы оповещения к РАСЦО

Региональная автоматизированная система централизованного оповещения (РАСЦО) – это комплекс технических средств, предназначенный для своевременного информирования населения об угрозах чрезвычайных ситуаций.

Согласно требованиям, сопряжение объектовой системы оповещения с РАСЦО необходимо на обеспечивающих жизнедеятельность и социально важных предприятиях и на объектах, где находится более 50 человек одновременно – в жилых домах, медицинских, образовательных и культурных учреждениях, торговых/офисных центрах, на предприятиях и т.д.

Порядок подключения к РАСЦО состоит из следующих этапов:

  • Получение ТУ на подключение к РАСЦО.
  • Разработка и согласование рабочей/проектной документации.
  • Организация канала связи в соответствии с ТУ.
  • Монтаж, пусконаладка и тестирование системы.
  • Сдача объекта надзорным организациям.

Оповещение промышленных объектов

Среди различного рода объектов (зданий сооружений 3,4 типов) особо следует выделить распределенные – объекты, разбросанные на больших расстояниях (территориях) и подлежащие оповещению. Это могут быть комплексы зданий, отдельно стоящие сооружения, корпуса предприятий (цеха), корпуса общежитий, принадлежащие одной организации (структуре управления). Спецификой данных объектов является не только большие расстояния, но и зачастую возможность интеграции отдельных систем, как между собой, так и со средствами пожарной автоматики.

Система оповещения ROXTON 8000 является оптимальным решением для оповещения (данных объектов) – госпиталей, крупных торгово-офисных центров, зон отдыха, промышленных предприятий и реализуется при этом следующим образом. На центральном посту координированного управления размещается периферийная часть системы – блоки контроля и управления:

  • Блоки контроля и управления ROXTON PS-8208 (до 9-ти блоков);
  • Аудио-процессоры ROXTON AP-8264 (до 9-ти блоков);
  • Микрофонные консоли ROXTON PS-8208 (до 8-ми блоков);
  • Программное обеспечение ROXTON-SOFT работающее совместно с адаптером разветвителем ROXTON RS-8108 (до 8-ми блоков);
  • При необходимости в системе может быть реализован дополнительный канал обратной связи.

Дистанционно на расстоянии до 1200м, размещается исполнительная часть системы – до 64-х терминальных устройств:

  • комбинированная система ROXTON RA-8236 (до 8-ми зон, 360Вт/100В) работающая как самостоятельно, так и в составе системы;
  • комбинированный преобразователь ROXTON RP-8264 (до 8-ми зон, до 2кВт/100В) работающий в составе с дополнительными усилителями мощности;
  • комбинированный усилитель ROXTON RA-8050 (до 50Вт/100В) работающий в составе системы.

Вопросы интеграции в системе оповещения ROXTON 8000 решаются оптимальным образом. Например, активация от системы пожарной сигнализации может осуществляться, как централизовано – подачей сигналов на блок ROXTON PS-8208, так и дистанционно – подачей сигнал на терминалы ROXTON RA-8236 и ROXTON RP-8264, при этом активация определяется (контролируется) дистанционно.

Отдельно хотелось бы подчеркнуть, что распределенная цифроаналоговая система оповещения ROXTON 8000, может использоваться в качестве локальной системы оповещения территорий примыкающих к особо опасным объектам.

Пример. Система оповещения о чрезвычайных ситуациях в поселке может быть построена следующим образом. При поступлении на блок (централизованного) контроля и управления ROXTON PS-8208 сигналов управления (на низком контактном уровне) от системы регионального оповещения (РАСЦО или П-166) происходит активация — включение (до 64-х) терминалов ROXTON и трансляция в них речевого сообщения. В состав системы оповещения ROXTON 8000 входит бюджетное решение – терминальный усилитель ROXTON RA-8050. Терминал ROXTON RA-8050 – компактный моноблок настенного (или стоечного) исполнения, включающий: полный трансляционный 50Вт усилитель, аккумулятор и зарядное устройство. К выходу данного терминала можно подключить рупорный громкоговоритель уличного исполнения, мощностью до 50Вт/100Вт, например ROXTON HS-50T. Терминал, предназначен для внутреннего использования, поэтому его необходимо поместить в небольшой термо-шкаф, который вместе с подключенным к нему громкоговорителем можно размещать в удобном для этого месте, например, на фонарных столбах.

Объектовые (использующиеся в организациях) системы оповещения

При аварии, последствия которой не выходят за пределы объекта, задействуется объектовая система оповещения. Такая система строится на базе существующей производственной сети связи, сети звукофикации объекта и нижнего уровня специальной аппаратуры комплекса оповещения П-164.

Основной задачей объектовой системы оповещения ГО является доведение сигналов и информации оповещения до:

  • руководителей и персонала объекта;
  • объектовых сил и служб гражданской обороны.

Оборудование обеспечивает подачу предупредительного сигнала «сирена» или передачу речевой информации, разъясняющей обстановку и передающей команды для управления действиями населения и сотрудников предприятий. Одновременно оборудование может быть использовано в системе местного вещания как односторонняя командно-поисковая связь и для ретрансляции вещательных программ.

Такая система позволяет оперативно формировать или выбирать подготовленные варианты оповещения:

  • речевые сообщения с микрофона;
  • речевые сообщения с винчестера ПЭВМ;
  • сиренного оповещения, записанного на винчестер ПЭВМ;
  • речевые сообщения с магнитофона;
  • ретрансляция принимаемого вещательного сигнала радиостанций;
  • переключение программ проводного вещания.

Особенностью этой системы является то, что всеми этими режимами работы можно управлять путем использования удаленного доступа с более высокого уровня местной системы оповещения, построенной на базе КТС АСО.

Согласно материалам, представленным в «Концепции развития системы связи МЧС России на период до 2010 года», в качестве средства оповещения должностных лиц на всех уровнях предполагается использовать АСО-16 и АСО-8 из КТС АСО.

Они обеспечивают автоматизированную передачу речевых сообщений по коммутируемым телефонным линиям большой группе абонентов и ориентированы на применение оперативными службами. Системы аттестованы и разрешены к использованию на линиях ГТС и МГТС. База данных оповещаемых абонентов и заранее подготовленные тексты сообщений для оповещения хранятся в ПЭВМ. Программный синтезатор речи с неограниченным словарем позволяет изменять тембр голоса (с выбором из двух мужских и двух женских голосов) и темп синтезируемых из текста сообщений. Имеется также возможность записи текущего сообщения с микрофона.

Управляющая программа обеспечивает необходимый сервис по подготовке и оперативному редактированию базы данных и текстов сообщений, конфигурирование системы, прослушивание текущего сообщения, запуск сеанса оповещения и контроль за его ходом, просмотр результатов и вывод протокола сеанса оповещения, а также сеансового статистического отчета о работе каналов аппаратуры АСО.

Программа поддерживает создание и хранение в базе данных списков абонентов, заранее подготавливаемых для тех или иных прогнозируемых ситуаций, требующих оповещения. В одном сеансе может производиться оповещение одним сообщением произвольной комбинации списков и/или отдельных абонентов, выбираемых оператором АСО.

Для передачи сообщений одновременно используются все подключенные к аппаратуре АСО телефонные линии, что обеспечивает минимальное время оповещения. Для абонентов, остающихся не оповещенными, производится требуемое количество попыток дозвона. В промежутках между сеансами оповещения телефонные линии и ПЭВМ, работающие в составе АСО, могут использоваться для выполнения любых других задач.

Урок 16Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

Важным условием своевременного принятия необходимых мер по защите населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время является оповещение.

Под оповещением понимают доведение до органов управления, сил и средств РСЧС, а также населения сигналов оповещения и информации о чрезвычайной ситуации и порядке действий в создавшихся условиях.

Передача сигналов и информации осуществляется с помощью специальных систем оповещения, которые создаются на всех уровнях управления РСЧС: федеральном, межрегиональном, территориальном, муниципальном и объектовом. Эти системы оповещения являются автоматизированными и обеспечивают передачу по сетям связи команд управления. По этим командам включаются средства оповещения — электрические сирены, громкоговорители, радиовещательные и телевизионные станции. Система оповещения населения на территории субъекта Российской Федерации приведена на схеме 20.

Электрические сирены (рис

29), размещенные на территориях городов и населенных пунктов, при включении обеспечивают передачу своим звуком предупреждающего сигнала «Внимание всем!». Услышав данный сигнал, люди должны включить телевизоры, радиоприемники, радиоточки и прослушать речевое сообщение о случившемся и порядке действий в создавшейся ситуации

Передача речевого сообщения осуществляется сразу же после сигнала «Внимание всем!».

На ограниченных территориях могут быть использованы вспомогательные средства оповещения: сирены ручного привода, электромегафоны, подвижные звукоусилительные станции. Их применение позволяет проводить оповещение в ночное время, когда основные средства — квартирные громкоговорители, радиоприемники и телевизоры — выключены. На шумных производствах и в лечебных учреждениях могут быть установлены световые табло (транспаранты) с текстами поступивших сигналов и команд. В качестве вспомогательных средств возможно использование гудков производственных предприятий и звуковых сигналов транспортных средств (рис. 30).

Типовые тексты информации для населения в чрезвычайных ситуациях заранее разработаны органами управления ГОЧС и записаны на магнитные носители на русском и национальных языках.

Для защиты населения, проживающего в районах потенциально опасных объектов, на этих объектах создают локальные системы оповещения. Такие системы есть на ядерно и радиационно опасных объектах, химически опасных объектах, на гидротехнических сооружениях, при авариях, на которых может образоваться зона катастрофического затопления.

Зоны действия локальных систем оповещения установлены:• в районах размещения ядерно и радиационно опасных объектов — в радиусе 5 км вокруг объекта (включая поселок объекта);
• в районах размещения химически опасных объектов — в радиусе 2,5 км вокруг объекта;
• в районах размещения гидротехнических объектов — на расстоянии до 6 км от объектов.

Для своевременного оповещения и оперативного информирования о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций предусмотрено размещение современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей. Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей — это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных
сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения при этом.

Вопросы и задания

1. Дайте определение понятия «оповещение».

2. Какими способами осуществляют оповещение?

3. Что относится к вспомогательным средствам оповещения? Приведите примеры.

4. В каком порядке проводят оповещение граждан?

Задание 31

Совместно с преподавателем подготовьте текст речевой информации (оповещения) для учащихся вашей школы в случае возникновения пожара. Используйте для этой цели план эвакуации из школы при пожаре.

Отличительные особенности

Имеется возможность выполнения запуска автоматизированной системы оповещения АСО предприятия, организации или ведомства от городской или областной системы оповещения.

Высокая скорость оповещения (при использовании 8 телефонных линий – 100 абонентов менее чем за 7 минут), обусловленная оптимизированным алгоритмом выборки абонентов из базы, в зависимости от их приоритетов и количества попыток оповещения.

Максимальная достоверность результатов оповещения (в отличие от систем рассылки голосовой почты), корректная отработка оповещения абонентов, использующих аппаратуру АОН или автоответчик.

Программная возможность организации оповещения с помощью коротких текстовых сообщений (SMS). SMS-рассылка: 100 шт. за 3-5 мин. Зависит от оператора и его оборудования.

Автоматическое формирование индивидуальных сообщений, с выборкой данных из различных электронных таблиц (списки должников и т. п.).

Оповещение складов и парковок

Специфика оповещения складов и парковок примерно одинакова, предполагает использование СОУЭ 3 типа и сводится к решению следующих задач:

  • многозонная реализация;
  • возможность ручной и полуавтоматической трансляции речевых, в том числе экстренных объявлений;
  • возможность автоматического включения от средств пожарной автоматики.

Особенностью данных объектов являются большие озвучиваемые площади, предполагающие использование систем оповещения большой зональности и мощности. Для реализации объекта состоящего не более чем из 5-ти зон мощностью до 480Вт, в качестве СОУЭ можно использовать комбинированную систему ROXTON SX-480. Для дистанционного управления – микрофонную консоль ROXTON SX-R31. При необходимости увеличения зональности, в качестве решения можно использовать комбинированную 8-ми зонную систему ROXTON RA-8236, управляемую блоком цифровых сообщений ROXTON VF-8160 и микрофонными консолями ROXTON RM-8064 (до 8-ми консолей). На базе данного решения можно реализовать 512-ти зонную систему, включающую 64 комбинированные системы (терминалы) с возможностью их разбивки на 8 функциональных групп. Разбивка терминалов на группы существенно повышает гибкость управления. При необходимости увеличения мощности, в качестве терминала можно выбрать комбинированную систему ROXTON RP-8264, отличающуюся от ROXTON RA-8236 тем, что к ней можно подключить до 4-х внешних усилителей общей мощностью до 2кВт.

Системы звуковой трансляции

Системы оповещения ROXTON является многоприоритетными, по этой причине музыкальная трансляция позволяет не мешать выполнению основных функций. В системах ROXTON музыкальная трансляция осуществляется:

  • со встроенных источников;
  • c отдельных комбинированных источников ROXTON CD-8121;
  • при помощи программного обеспечения.

Область применения

Бары, рестораны, автозаправочные станции АЗС относятся к категории зданий с постоянным и временным пребыванием людей требующей противопожарной защиты, в том числе системы оповещения и управления эвакуацией СОУЭ. В зданиях небольшой этажности можно применить бюджетное централизованное решение – СОУЭ 3 типа, не требующее большой зональности. В качестве оптимального бюджетного решения для небольших коммерческих объектов подойдет комбинированная система оповещения ROXTON SX-240 (или ROXTON SX-480). Функция высокоприоритетного экстренного оповещения реализованного в системе может использоваться и для объявлений, например, на перечисленных объектах.

Централизованная система оповещения и музыкальной трансляции, с возможностью дистанционной регулировки уровня громкости

На рис.4 изображено малобюджетное решение – локальная система оповещения, выполненная базе комбинированной системы ROXTON RA-8236, блока сообщений ROXTON VF-8160, комбинированного проигрывателя ROXTON CD-8121, аттенюатора ITC ESCORT T-6F.

Рис.4 — Централизованная система оповещения и музыкальной трансляции, с возможностью дистанционной регулировки уровня громкости

В данной системе, в отличие от системы, изображенной на рис.3, реализована возможность дистанционной регулировки уровня звукового сигнала, что актуально (например, в фитнес центрах), для фоновой музыкальной трансляции. Регулировка уровня громкости, осуществляется аттенюатором ITC ESCORT T-6F, с встроенным реле принудительного включения на полную громкость. Включение осуществляется сигналом 24В, поступающим от блока ROXTON RA-8236, при его высокоприоритетной активации.

Данная система может эффективно применяться в физкультурно-оздоровительных комплексах, торговых предприятиях, в сфере обслуживания и мн. др.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий