Разметка для пожарной техники во дворах

Радиус разворота легкового автомобиля таблица

ЧТО ТАКОЕ РАДИУС РАЗВОРОТА? Как нетрудно догадаться, радиус разворота – это радиус полуокружности, которую описывает автомобиль при развороте с места на 180 градусов при условии, что руль повернут до упора. Правда, как мы убедимся чуть ниже, само словосочетание «радиус разворота» весьма коварное.

НА ЧТО ВЛИЯЕТ РАДИУС РАЗВОРОТА? Радиус разворота – показатель, во многом отражающий маневренность автомобиля. Чем он больше, тем больше места требуется автомобилю для совершения полного разворота на 180 градусов – то есть, в условиях, когда ширина дороги известна и ограничена, этот показатель отражает то, сможете ли вы развернуться на ней в один прием, или же придется сдавать назад и быстро крутить рулем на втором (а то и третьем) заходе. Однако очевидно, что сам по себе радиус разворота говорит не только о способности развернуться, но и о том, насколько маневренным является автомобиль: чем меньше это значение, тем удобнее будет управлять машиной в стесненных условиях и легче парковаться.

КАК ЗАМЕРЯЕТСЯ РАДИУС РАЗВОРОТА? Даже для замера этого элементарного на первый взгляд показателя существует две методики: «от бордюра до бордюра» и «от стены до стены».

Первый отражает радиус полуокружности, которую описывают колеса автомобиля при развороте: то есть, чтобы его замерить, нужно отметить мелом стартовое положение наружного (относительно поворота) колеса, затем вывернуть руль до упора, развернуться на 180 градусов, отметить мелом конечную точку, замерить расстояние между ними и разделить его пополам. Соответственно, эта методика замера отражает, какой должна быть ширина гладкой дороги, чтобы автомобиль смог развернуться, не съехав с нее.Однако в реальной жизни стоит учитывать тот факт, что у автомобиля есть передний свес – то есть, расстояние от оси передних колес до конца переднего бампера. И если дорога, к примеру, ограничена высокими бордюрами, то развернуться на ней, даже «укладываясь» по показателю от бордюра до бордюра, не выйдет: автомобиль упрется в препятствие выступающим вперед бампером. Для отражения этого «реального» радиуса разворота используют показатель «от стены до стены»: соответственно, чтобы замерить его, нужно закрепить мел на стержне, установленном на наружном (относительно поворота) углу бампера автомобиля, затем выполнить разворот, замерить диаметр получившейся полуокружности и разделить его пополам.

Разумеется, автопроизводители стремятся показать свои автомобили максимально маневренными, так что в брошюрах и списках характеристик практически всегда указывается радиус разворота от бордюра до бордюра, так как он меньше, чем от стены до стены. В реальной жизни, сравнивая машины по показателю маневренности, стоит учитывать не только на эту цифру, но и длину переднего свеса.

МОЖНО ЛИ ИЗМЕНИТЬ РАДИУС РАЗВОРОТА АВТОМОБИЛЯ? Несложно догадаться, что радиус разворота зависит прежде всего от габаритных размеров автомобиля и угла поворота передних колес. Габариты машины поменять, очевидно, нельзя, а угол поворота колес на гражданских автомобилях ограничен параметрами работы рулевого управления, а на машинах с приводом на переднюю ось еще и рабочими диапазонами шарниров равных угловых скоростей (ШРУС, или «гранат»), которые крайне не любят работать при вывернутых колесах. Поэтому, не углубляясь в теорию, можно ответить так: без вмешательства в конструкцию с потерей гарантии нормальной работоспособности изменить радиус разворота машины нельзя.

Наглядным примером «вмешательства в конструкцию» можно считать автомобили, подготовленные для соревнований по дрифту: у них угол поворота передних колес («выворот») стараются сделать максимальным. Но нужно это уже не для уменьшения радиуса разворота, а для того, чтобы поддерживать как можно больший угол заноса при движении в повороте – то есть, это делается отнюдь не для улучшения показателей «гражданской» эксплуатации.

Обязательные нормативы

Площадка должна иметь покрытие, движение по которому возможно в любое время года, а видимость безупречна в любое время суток. Также, покрытие должно обладать высокой прочностью, выдерживать нагрузку полностью снаряженного автомобиля, а это – 46 тонн и нагрузка на каждую ось – до 15,5 тонн. Мягкий грунт должен укрепляться щебнем или другим твердым материалом.

На площадке должен быть естественный или искусственно созданный уклон. Он служит для того, чтобы на участке не скапливалась вода послей дождей. Максимальный уклон – 6 градусов. Контур разворотных платформ оборудуется водоотводной системой, в том числе водосборниками.

Как и где должна располагаться

Все тупиковые заезды во дворы и внутренние проезды с тупиками должны заканчиваться пожарной разметкой. Максимальная длина тупикового проезда составляет 150 метров.

Разметка может располагаться вблизи естественных и искусственных водоемов, а также других источников воды для гашения возгораний.

В зоне пожарной разметки не должно быть:

  • проводов и ЛЭП;
  • парковок для личного транспорта жильцов дома;
  • деревьев, кустарников и зеленых насаждений. При этом спецмашины могут подъезжать к домам по газону, при условии, что грунт выдержит вес транспортного средства.

Какие должны быть соблюдены размеры

Площадки не могут быть сделаны по произвольному проекту, так как существуют единые стандарты и требования. Согласно ГОСТ, при нанесении и утверждении разметки должны быть соблюдены следующие размеры:

  1. Не менее 15х15 метров для разворотных площадок, с учетом габаритов ТС и радиуса разворота.
  2. Удаленность мест для разворота техники от зданий и сооружений – не меньше 5 метров и не больше 15 метров.
  3. Подъезды к водоемам для гашения пламени также должны быть оборудованы пожарной площадкой. Ее размеры – 12х12 метров.

В габариты разворотных площадок разрешено включать пожарный подъезд, примыкающие тротуары (по обе стороны), расстояние от внутреннего края подъездного пути до стены дома.

Ширина подъездных путей зависит от высоты дома.

  • 350 см – для домов, высота которых не превышает 13 метров.
  • 420 см – для зданий с высотой в пределах 13-46 метров.
  • 600 см – для жилых помещений с высотой более 46 метров.

Тротуар на включается в ширину основных подъездных путей.

Максимальное расстояние от зданий до подъездных путей составляет:

  1. 5-8 м – для строений высотой 28 метров.
  2. 3,5 м – для зданий до 13 метров.
  3. 4,2 м– для объектов от 14 до 46 метров включительно.

Если во дворе имеются арочные проемы, то они должны быть не ниже 4,5 метров и не уже 3,5 метров. Это минимальные размеры для проезда спецтехники.

Старые дворы могут не соответствовать требованиям пожарной безопасности, но и сносить дома из-за этого никто не будет. Поэтому, существуют исключения из правил. Если придомовая территория не оборудована спецплощадкой для пожарной службы, то жильцы должны ответственно относиться к парковке личных автомобилей, чтобы в случае возгорания пожарный транспорт смог беспрепятственно проникнуть во двор.

Вопрос 51. Оценочные показатели.

АТС
должен иметь возможность существенно
изменять направление движению на
ограниченном пути. Это необходимо при
маневрировании в местах погрузки и
разгрузки на небольшой площади, на
городских дорогах, характеризующихся
большим количеством поворотов. Иногда
возникает необходимость движения задним
ходом или потребность в полном развороте,
причем почти всегда, имеющаяся для
этого площадь ограничена.

Рис.
2.6. Показатели маневренности автопоездов
при круговом движении.

Минимальный
радиус поворота.

Расстояние от центра поворота до оси
следа переднего, забегающего колеса
при максимальных углах поворота
управляемых колес.

Внешний,
габаритный радиус поворота.

Расстояние от центра поворота до наиболее
удаленной внешней, габаритной точки
при максимальных углах поворота
управляемых колес.

Внутренний,
габаритный радиус.

Расстояние от центра поворота до наиболее
приближенной к центру поворота габаритной
точки при максимальных углах поворота
управляемых колес.

Эти
три радиуса характеризуют площадь,
необходимую для маневрирования и
разворота автопоезда. По рекомендациям
ЕЭК ООН регламентируется минимальный
внешний, габаритный радиус поворота,
который не должен превышать 12,5 м.
Внутренний габаритный радиус
регламентируется только для автопоездов,
он должен быть не менее 5,3 м.

Поворотная
ширина АТС по следу колес.

Разность самого большого и самого малого
радиусов поворота по осям следов
соответствующих колес (наиболее
удаленного и наиболее приближенного к
центру поворота).

Габаритная
полоса движения

равна разности радиусов поворота точек,
наиболее удаленной и наиболее приближенной
к центру поворота.

На
криволинейных участках дорог:

ГПД
= R
н
– R
вн,
(2.11)

где Rн
– наружный, габаритный радиус, либо
принимается по исходным данным, либо
рассчитывается по формуле (6.2):

,
(2.12)

где L– база
автомобиля, м (из исходных данных); L1– передний
свес, м (из исходных данных); п
– максимальный угол поворота внешнего
управляемого колеса, град. п
определяется из формулы (6.3) для минимально
возможного радиуса поворота R:

,
(2.13)

Rвн– внутренний,
габаритный радиус, определяется по
формуле (6.4), м:

,
(2.14)

Эти
два показателя характеризуют ширину
коридора, необходимого при совершении
крутых поворотов, а также возможность
движения в проездах заданной формы и
размеров. Эти показатели в России не
регламентируются. По ограничениям
габаритных радиусов можно считать, что
ГПД должна быть в пределах 7,2 м.

Удельная
тяговая сила.

Определяется отношением тяговой силы
на ведущих колесах, к силе тяжести АТС
при повороте его с минимальным радиусом
на минимально устойчивой скорости
(около 5 км/час). Чем меньше эта сила, тем
меньше нагружается двигатель при
переходе от прямолинейного к криволинейному
движению.

К-т
использования сцепной силы при повороте
.
Определяют как отношение суммарной
силы, действующей в контакте колес с
дорогой, к потенциально возможной силе
по сцеплению. Чем меньше это отношение,
тем выше потенциальная возможность
автопоезда к совершению крутых поворотов.

Усилие
на рулевом колесе
.
Измеряют при плавном повороте управляемых
колес из нейтрального положения до
упора в одну и другую стороны.

Сложность
осуществления управляемого движения
задним ходом автопоезда. Определяется
экспериментально при движении задним
ходом: а) по длине пути, пройденного
автопоездом с закрепленным рулевым
колесом до начала складывания б) по
числу поворотов рулевого колеса на
единицу пути при управляемом движении
автопоезда относительно прямой линии.

Все
показатели маневренности носят частный
характер и могут быть использованы
только для сравнительной, качественной
оценки автопоездов.

Основными,
конструктивными факторами, определяющими
показатели маневренности, являются
база и максимальный угол поворота
управляемых колес, изменение которых
существенно влияет на радиус поворота
и другие показатели. Кардинальное
улучшение показателей маневренности
может быть получено, если сделать
управляемыми и передние и задние колеса.
Для автопоездов большая полоса движения
необходима при седельном их варианте.
В этом случае для улучшения показателей
маневренности используют системы
управления колесами полуприцепа
(прицепной тележки).

Зона для разворота

При наличии в конце проезда тупика обустраивают площадку для разворота спецтехники. Это делают с целью обеспечения свободного маневрирования машин в условиях ограниченного пространства. Учитывая габариты автомобилей, площадку делают не менее 15×15 метров.

По нормативам платформа может включать в себя и сам проезд, и прилегающий тротуар, а также пространство между тротуаром и стеной при условии, что асфальтное покрытие рассчитано на вес автомобиля при полном снаряжении. При этом в нормативных актах не указана возможность включения в круговой разворотный проезд пожарных машин газонов.

Советы на заметку

Оптимальные размеры стоянки для автомобиля зависят только от бюджета и индивидуального проекта. Можно построить маленькую коморку или больше просторное место, где посиделки с друзьями – это обычное явление. Оборудовать помещение подвальным пространством и смотровой ямой, будет однозначным плюсом. А размеры гаража для машины увеличатся только в глубину на 2 метра.

Большая гаражная площадь позволит оборудовать место для хранения катера, лодки, квадроцикла и других небольших транспортных средств.

Помните, что все указанные в статье размеры основаны на многочисленном опыте в строительстве и эксплуатации подобных помещений. Вы, как будущий владелец, должны следовать собственному комфорту, удобству для вашей семьи и требованиям безопасности.

Что такое пожарный проезд

Это незагражденный сквозной проезд, который используется для прохождения пожарных автомобилей (ПА) до места возгорания за минимальный промежуток времени.

Современные нормы и требования

При проектировании пожарного проезда должно учитываться следующее:

  1. Дистанция до других сооружений – до 300 м.
  2. Наличие светоотражающих знаков.
  3. В тупиковых дворах (где нет сквозного прохода) должна быть площадка для разворота пожарных машин любого размера.
  4. Оборудование водостоков, чтобы избежать скопления лишней воды.
  5. Толщина асфальта должна соответствовать установленной норме, которая высчитывается в зависимости от показателя максимально разрешенной нагрузки на грунт (песок, щебень и т. д.).

Регламент строительства

При возведении сооружения ответственные лица должны побеспокоиться о размещении пожарного прохода для техники. Регламент строительства включает в себя следующие требования по расстоянию от дороги до других объектов:

  • до деревьев – от 4 м;
  • до построек – от 3 м;
  • до мест содержания животных – от 4 м.

Размеры пожарной машины в плане радиуса поворота играют весомую роль для установки габаритов площадки для спецтехники.

Если ширина здания до 18 метров, можно оборудовать только один подъезд. Для более широких сооружений проезд должен быть устроен с двух сторон.


Знак Пожарный проезд

Расчет ширины проезда

Ширина пожарного проезда высчитывается исходя из числа этажей в ближайших от него домах. Она составляет 3,5–6 метров.

Дело в том, что для тушения на высоких этажах требуется участие более эффективной пожарной техники, размер которой превышает габариты стандартных автомобилей тушения.

Количество этажей Ширина проезда, м
5 и ниже 3,5 м
6–16 4,2 м
17 и выше 6 м

Способы оформления пожарного проезда

Самый распространенный вариант – арка. Она может вести в ворота:

  • полузакрытые;
  • закрытые.

Арки возводятся через 300 метров друг от друга (в новых домах – через 180 метров). Их высота – от 4 м.

Покрытие площадки должно быть удобным для ее использования при любых погодных условиях, прочным, выдерживать тяжеловесные ПА. Мягкая почва не подходит для пожарной техники, поэтому часто покрытие площадки засыпают щебнем.

Исключения из правил

Требования к ширине дороги для техники меняются, когда:

  • огнестойкость стен сооружений соотносится с первой или второй степенями пожарной безопасности;
  • площадка располагается в зоне повышенной сейсмоактивности;
  • одно здание поблизости имеет огнеупорность 3–5 степени;
  • проезд находится между двухэтажными сооружениями с легковоспламеняющимися конструкциями.

Организация кругового проезда пожарной техники. Минимальные радиусы разворота автотранспорта и пожарной техники Оборудование тупикового проезда разворотной площадкой

Для обеспечения безопасности жильцов многоквартирных, а в больших городах, мегаполисах, таких как Москва с Санкт-Петербургом, еще и высотных домах; работников, сотрудников предприятий/организаций, многочисленных посетителей, находящихся в многоэтажных зданиях общественного назначения – офисных, торговых, деловых, развлекательных, административных центрах, возможность беспрепятственного подъезда к ним спецтехники пожарных подразделений МЧС России крайне востребована.

Свободные пути следования людей – не загроможденные старой мебелью, грудами ненужной документации коридоры, лестничные клетки запасных выходов, незакрытые на навесные/врезные замки двери; ключи от которых имеются неизвестно где.

Как уменьшить текущий радиус разворота автомобиля

Также автолюбителям стоит принимать во внимание тот факт, что главным фактором при измерении радиуса разворота транспортного средства выступают его габариты. Этот показатель изменить практически невозможно, если требуется сохранить первоначальный облик машины

Однако, можно пойти несколько другим путем и прибегнуть к некоторым доработкам подвески и механизма рулевого управления. При этом нужно учитывать, что здесь возможности модернизации также будут ограниченными, по той простой причине, что доработке будут подвергаться внутренние параметры управления рулевым колесом, а никак не конструктивные элементы транспортного средства, расположенные снаружи (к примеру, шарниры). Здесь особое внимание можно уделить максимальному повороту колес.

Как уже было сказано ранее, добиться наименьшего показателя радиуса разворота можно лишь при увеличении выворота колес. Для этого, существует несколько проверенных способов, а именно:

  • автолюбитель может укоротить сошки на цапфе;
  • можно настроить угол развала колес;
  • кроме того, есть возможность удалить лишние ограничительные шайбы с рейки;
  • также автолюбитель может установить короткоходную рейку.

Разумеется, все эти варианты могут незначительно уменьшить показатель радиуса разворота, однако, не стоит забывать о том, что здесь происходит внесение изменений в штатную конструкцию авто, что необходимо регистрировать в органах ГИБДД.

Исключения

При проектировании социальных объектов – школ, больниц – проезды обустраивают с обеих сторон независимо от общих норм и габаритов зданий. Действуют исключения и для зоны исторической застройки:

  • ширину сокращают до 20% при уровне огнестойкости соседних зданий 1 и 2 класса и отсутствии в них окон;
  • если степень огнестойкости классифицируют как 3-5, то расстояние увеличивают на 25%;
  • если соседние здания не более двух этажей возведены из легковоспламеняющихся материалов, то расстояние увеличивают на 20%;
  • при сейсмической активности местности до 9 баллов все величины возрастают на 25%.

Что такое радиус разворота

Уже из названия характеристики можно догадаться о её сути. Под этим параметром подразумевается полуокружность, которую описывает автомобиль во время манёвра при полностью вывернутом рулевом управлении. Знать это значение нужно обязательно. Более того, необходимо отличать разворот по малому и большому радиусу.


Схематичное изображение поворота авто

Некоторые производители указывают в качестве радиуса разворота два параметра, разделённых между собой дробью. Минимальный показатель поворота автомобиля соответствует следу от наружного колеса, который оставляет транспортное средство при манёвре. Такой показатель называется «от бордюра до бордюра». Это значение не учитывает размеры переднего свеса, от длины которого зависит точность показателя.

На практике удобнее использовать другое значение — радиус «от стены до стены». В этом случае учитываются препятствия, которые входят в минимальное пространство по наружным габаритам и могут быть задеты бампером. Но и на этом ещё не всё. Существует ещё один нюанс, который нужно учитывать водителю при езде в ограниченном пространстве.


Значение для авто с прицепом

При повороте некоторая часть кузова смещается во внутреннюю сторону. Потому при выезде со стоянки нельзя резко выворачивать руль до предельного положения. При таких действиях можно задеть соседний автомобиль. Чтобы понять какой радиус нужен для разворота, необходимо определить минимальный габаритный коридор для своей машины. Для этого нужно знать расстояние, которое отделяет максимальную и минимальную окружности.

Такая осведомлённость позволит не только без проблем маневрировать в сложных условиях и делать правильные манёвры на узкой дороге, но и выполнять поворот на дороге согласно разъяснениям ГИБДД 2020 года.

Насколько важен параметр

Современным водителям приходится ездить в непростых условиях: машин много, а места для них часто не хватает. Особенно это касается парковочных мест в больших городах и людных местах. Часто водителю приходится втискиваться между машинами впритык и выполнять сложные манёвры среди других автомобилей.

Радиус поворота отображает маневренность автомобиля, его способность выполнять повороты на узкой дороге и в ограниченном пространстве. Чем меньшим является этот параметр, тем более комфортным и простым будет управление ТС во время передвижения в ограниченном пространстве. Если известен радиус разворота и ширина дороги, то можно путём проведения несложных расчётов узнать вероятность осуществления манёвра за один раз.

Производители автомобилей обязательно указывают интересующее нас значение для каждого автомобиля. Этот показатель можно найти в практическом руководстве или техническом описании. Но здесь может ждать подвох. Многие производители указывают минимальный показатель — разворот по малому радиусу. Это позволят им представить своё творение более маневренным, чем есть на самом деле. Чтобы узнать действительный показатель, необходимо учитывать размеры свеса автомобиля.


Сравнение показателей маневренности с разными прицепами и без них

Как измеряем

Мы уже говорили выше о двух значениях, которые отображают радиус поворота автомобиля. Для вычисления каждого из них используются разные методы.

  1. Для вычисления параметра «от бордюра до бордюра» необходимо при помощи мела сделать отметку начального положения наружного колеса. Выворачиваем руль пока он не примет граничное положение, разворачиваем автомобиль на 180 градусов. Отмечаем конечное положение колеса. Между полученными отметками измеряем расстояние. Половина от этого результата будет отражать искомое значение. Он будет обозначать необходимую ширину дороги, которая потребуется для разворота авто.
  2. Более реальное значение отображает характеристика «от стены до стены». Для её вычисления потребуется зафиксировать стержень на наружном углу бампера. На стержне крепится мел и выполняется разворот машины, как это делалось в предыдущем случае. Получится полуокружность, в которой потребуется измерить диаметр. Половина этого значения будет отражать нужный нам радиус разворота машины.

В свободном доступе имеются таблицы с радиусом разворота легкового автомобиля. Также найти нужный показатель для конкретной марки машины можно в руководстве по эксплуатации и техническом описании

В любом случае, на этот параметр нужно обращать внимание. Эти знания позволят избежать неприятных ситуаций на дороге и паркинге. Лучшие цены и условия на покупку новых авто

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

Советы дальнобойщику

Управлять фурой так же трудно, как водить корабль по морю, здесь нужны навыки, многолетний опыт и профессионализм:

  • Никаких резких движений – сзади груз, который превосходит массу тягача. Его инерция толкает машину вперед, и это нужно постоянно помнить, потому что резко изменить направление проблематично.
  • Опасный момент вождения – это повороты, т. к. ведомая конструкция стремится по инерции вперед, что чревато складыванием пополам. Не стоит делать резких движений, а только плавно управлять техникой и не «газовать».
  • Когда выпадают осадки, то такие физические законы, как трение – не действуют, поэтому нужно правильно выбрать скорость пропорционально качеству дорожного полотна.
  • При поворотах на перекрестках помните, что водители соседних машин начинают движение раньше, чем задняя часть автопоезда проедет мимо. Не ленитесь посмотреть в зеркала, чтобы исключить столкновение.
  • Помните, что лихачи совершают рискованные обгоны, занимая освободившееся место между двигающимся транспортом. В случае экстренной ситуации нарушители успеют затормозить, а у вас сзади груз, так что мгновенно остановиться не получится.
  • Следует постоянно помнить, что у полуприцепа самостоятельная траектория движения, поэтому выбирайте радиус немногим больше, чтобы исключить выезд его за линию дороги.
  • Не стоит обгонять, когда не просматривается впереди лежащая дорога, резко свернуть или затормозить уже не получится.

Надеемся, что приведенные в статье рекомендации по прохождению сложных участков дороги помогут дальнобойщикам избежать нарушений ПДД. Помните, что опытный шофер видит далеко, а профессионал уверенно контролирует ситуацию вокруг управляемого транспортного средства.

https://youtube.com/watch?v=mtbbQxohmJI

https://youtube.com/watch?v=mtbbQxohmJI

https://youtube.com/watch?v=YdwliogcPsI

https://youtube.com/watch?v=dgu1aWsSIgY

Разновидности оформления

Пути для спецтехники и машин оперативных служб выделяют специальной разметкой, а бордюры покрывают краской со светоотражающими частицами. Дополнительно устанавливают антивандальные сигнальные спецсредства и дорожные указатели, отметки о специализированном пожарном проезде, предупреждающие парковку гражданских машин. Обязательное условие при оформлении пожарного проезда – установка знака «Машины не ставить».

При проектировании учитывают уклон дороги. Он не должен превышать 6 градусов. Радиусы поворотов для свободного маневрирования автомобилей – не менее 12 метров.

Разворотная платформа оснащается водоприемниками, куда стекает лишняя жидкость во время тушения пожара. На закруглениях разворотов и проездов устанавливают бортовые камни криволинейного типа.

Дополнительно просчитывают толщину дорожного покрытия с учетом технических характеристик ПА. Если для подъезда техники используют кровлю стилобата, то она должна выдерживать нагрузку из расчета 16 тонн на одну ось.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий