«техники рефлексивного слушания»

Содержание

  • Что это за метод?
  • Когда применять?
  • Основные правила

Приветствую всех читателей! Сегодня хотелось бы поговорить о вербальных навыках. Все мы их используем. Но кому-то они нужны больше ввиду работы или стиля жизни, а кому-то меньше. Наверняка вы сталкивались с тем, что необходимо часто и подолгу выслушивать целые монологи? Это очень утомляет. А так же, возникает проблема: ведь ценной информации там всего горстка, а дослушать нужно. Сегодня я расскажу вам о небольшом ухищрении, которое облегчит вашу жизнь в таких ситуациях.

Пассивное слушание – это умение молчать, давая собеседнику право выговориться. Казалось бы, звучит просто, да? Но тут необходима определенная дисциплина и усилия, чтобы не просто слышать, но слушать и уметь сориентироваться в ситуации.

Можно ли совмещать разные типы слушания?

Итак, мы уже немного разобрались, в чем состоит нерефлексивное слушание. На практике все сводится к молчаливому восприятию слов собеседника, а значит, оно вполне может стать своеобразным «вступительным этапом» для любого разговора.

В качестве единственного типа слушания собеседника нерефлексивный вид общения используется редко. Как правило, это случается тогда, когда активные формы слушания неуместны. К примеру, если один из собеседников желает выговориться либо же слишком подавлен или, наоборот, возбужден, активная манера общения излишня, нужно просто выслушать. Также не следует переходить от нерефлексивной манеры восприятия информации к активной при вероятности развития конфликта, например при назревающем семейном скандале.

В остальных же случаях нерефлексивное слушание вполне может выступить в качестве прелюдии к активному участию в разговоре. Более того, сочетание рефлексивной и пассивной манер восприятия информации принято применять при ведении дискуссий, научных споров или же при обсуждении каких-либо актуальных для общающихся между собой людей вопросов.

Можно ли совмещать разные типы слушания?

Итак, мы уже немного разобрались, в чем состоит нерефлексивное слушание. На практике все сводится к молчаливому восприятию слов собеседника, а значит, оно вполне может стать своеобразным «вступительным этапом» для любого разговора.

В качестве единственного типа слушания собеседника нерефлексивный вид общения используется редко. Как правило, это случается тогда, когда активные формы слушания неуместны. К примеру, если один из собеседников желает выговориться либо же слишком подавлен или, наоборот, возбужден, активная манера общения излишня, нужно просто выслушать. Также не следует переходить от нерефлексивной манеры восприятия информации к активной при вероятности развития конфликта, например при назревающем семейном скандале.

В остальных же случаях нерефлексивное слушание вполне может выступить в качестве прелюдии к активному участию в разговоре. Более того, сочетание рефлексивной и пассивной манер восприятия информации принято применять при ведении дискуссий, научных споров или же при обсуждении каких-либо актуальных для общающихся между собой людей вопросов.

Трудности эффективного слушания (по А. П. Панфиловой)

А.П.Панфилова выделила следующие трудности эффективного слушания:

Высокая скорость умственной деятельности. Мы в среднем думаем в 4 раза быстрее, чем говорим. Поэтому, когда кто-либо говорит, то наш мозг отвлекается от речи говорящего и свободен большую часть времени от работы по восприятию поступающей информации.
Потребность в ответной реплике. Если речь собеседника формирует желание ответить и перебить его, человек перестает его слушать, так как мысленно ищет аргументы для своего собственного возражения.
Отключение внимания

Отвлечь внимание собеседника может все, что раздражает и действует необычно.
Антипатии к чужим мыслям. Каждый человек больше всегда ценит свои мысли, и для него легче и приятнее отслеживать именно их, чем следить за рассуждениями собеседника.
Избирательность внимания

Мы привыкли одновременно воспринимать (в том числе и слушать) большое количество информации, при этом не уделяя одинаковое внимания разным объектам восприятия (мимика, слова, интонации, позы, жесты и т.д.). Для многих людей достаточно сложный процесс — внимательно слушать и одновременно фиксировать что-либо еще, поэтому люди зачастую выбирают то, что для них представляет наибольший интерес. Такие переключения внимания затрудняют его фиксирование и концентрацию на чем-либо одном.

Внешними помехами слушания являются:

  • отвлекающая внешность собеседника, манеры (неадекватность мимики, жестов, жеманность и т.д.);
  • собеседник говорит не очень громко;
  • плохая акустика;
  • внешние шумовые помехи (грохот, шум транспорта и т.д.);
  • слишком низкая или слишком высокая температура в помещении;
  • окружающая обстановка (витрины в помещении, пейзаж за окном, картины);
  • прерывание разговора телефонными звонками и т.д.;
  • отвлечение внимания собеседника на посторонние предметы, которые не значимы для результата беседы (к примеру, поглядывание па часы);
  • необходимость делать сразу несколько дел, чрезмерная загрузка на работе;
  • монотонность речи, акцент у говорящего, переменный медленный или быстрый темп речи;
  • сжатость во времени общения;
  • неприятный запах в помещении.

Можно также добавить следующие причины невнимательного слушания:

  • эмоциональная неуравновешенность — потому что полностью заняты своими внутренними эмоциональными переживаниями и не владеем собой;
  • поглощенность собственными мыслями — не только потому, что нам предмет разговора неинтересен, но и потому, что мы заняты собственными мыслями;
  • выставление оценок сказанному — потому что очень заняты оценкой высказываний собеседника и считаем себя умнее остальных;
  • уязвленное самолюбие — потому что неприятно слушать информацию, которая воспринимается нами как уязвление нашего авторитета. Вместо того чтобы выслушать информацию, мы готовим защиту сразу;
  • невладение техникой слушания — потому что мы не умеем слушать.
  • потеря внимательности к близким — мы часто не слушаем того, кто нам дороже и ближе всех.

Нерефлексивное слушание

Происходит наименьшее вмешательство в речь во время беседы при наибольшей сосредоточенности на ней. При молчаливом слушании, не влезая в разговор со своими высказываниями, человек облегчает другому процесс передачи знаний. Так лучше усваивается суть передаваемой информации, улавливается смысл слов. Значимым показателем этого слушания может быть телесная реакция, например кивок или движения головой.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Виды слушания 440 руб.
  • Реферат Виды слушания 240 руб.
  • Контрольная работа Виды слушания 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Нерефлексивное слушание в процессе общения дозволяет участнику, имеющему сложности в самовыражении (застенчивость, нерешительность, заикание и др.), сконцентрироваться и спокойно высказать свое мнение. Также оно действенно в разговоре с человеком, когда ему необходимо высказать свою жизненную позицию или освободиться от эмоций.

Виды слушания, приёмы эффективного слушания.

Направленное,
критическое слушание.
При таком виде
слушания участник общения сначала
осуществляет критический анализ
сообщения (зачастую заранее, приходя с
установкой на критическое восприятие
информации), т.е. определяет, насколько
правдивой, достоверной или вероятной
может быть информация, и только после
этого понимает, согласен ли он с ней и
хочет ли воспринять и ответить.

Эмпатическое
слушание. Эмпатия — это способность
человека эмоционально откликаться на
переживания и чувства других людей

При
эмпатическом слушании участник общения
уделяет большее внимание «считыванию»
чувств, а не слов, пониманию того, какое
у собеседника отношение к тому, что он
говорит

Нерефлексивное
слушание
. Этот вид слушания предполагает
минимальное вмешательство в речь
говорящего при максимальной
сосредоточенности на ней. Умение
внимательно молчать, не вмешиваясь в
речь говорящего своими репликами и
замечаниями, облегчает слушателю процесс
самовыражения и помогает ему лучше
понять смысл передаваемой информации,
уловить, что стоит за словами. Важным
сигналом такого слушания является
невербальная реакция, т.е. контакт глаз,
кивок или покачивание головой и т.п.

Активное
рефлексивное слушание
. Вид слушания,
в котором на первый план выступает
отражение информации, называют активным
рефлексивным слушанием. Рефлексивное
слушание предполагает анализ получаемой
информации в процессе слушания и
мгновенный отклик на нее с помощью
вопросов или реплик.

Приемы
эффективного слушания

1.
Выявить свои привычки слушания, слабые
и сильные стороны, характер допускаемых
ошибок.

2.
Не уходите от ответственности за общение.
Она обоюдна, поскольку в общении участвуют
двое, причем в роли слушающего они
выступают попеременно. Умейте указать
собеседнику, что вы действительно
слушаете и понимаете его. Этого можно
добиться уточняющими вопросами, активными
эмоциями. Как может собеседник узнать,
что вы его понимаете, если вы сами не
скажите ему об этом?

3.Будьте
внимательны. Умейте поддерживать с
собеседником визуальный контакт, но
без назойливости или взгляда. Следите,
чтобы ваши позы и жесты говорили о том,
что вы слушаете собеседника. Помните,
что партнер хочет обращаться с
внимательным, живым собеседником.

4.
Умейте сосредотачиваться на том, что
говорит собеседник

Это требует
сознательных усилий, поскольку
сосредоточенное внимание удерживается
недолго. Старайтесь до минимума свести
ситуационные помехи (телевизор, телефон).

5.
Старайтесь понять не только смысл слов,
но и чувства собеседника. Помните, что
люди передают свои мысли и чувства
«закодированными», в соответствии
с принятыми социальными нормами.

6.
Умейте быть наблюдательным. Следите sa
неречевыми сигналами говорящего,
поскольку на эмоциональное общение
приходится большая часть общения.

7.
Придерживайтесь одобрительной реакции
по отношению к собеседнику. Ваше одобрение
помогает ему точнее выразить свои мысли.

8.
Прислушивайтесь к самому себе. Ваша
озабоченность и эмоциональное возбуждение
мешают слушать партнера. Если. его речь
и поведениэ затрагивают ваши чувства,
постарайтесь выразить их, это прояснит
ситуацию. Вам станет легче слушать
собеседника.

9.
Помните, что часто цель собеседника —
получить от вас что-либо реальное или
изменить ваше мнение, или заставить вас
сделать что-либо. В этом случае действие
— лучший ответ собеседнику.

Активное слушание – что же это

Беседуя с кем-либо, часто мысленно мы не вовлечены в процесс полностью. Наш мозг занят отвлеченными процессами:

  • сильными эмоциональными переживаниями;
  • размышлениями о личных проблемах;
  • субъективной оценкой собеседника.

Это привычные сценарии коммуникации, которые кажутся нормальными. Мы слушаем, но не слышим! Так выражается пассивный подход к контакту с людьми, становясь причиной многих сложностей. Активное слушание представляет собой полную противоположность привычной манеры общения

Это процесс осознанного взаимодействия, в котором внимание приковано к мыслям и чувствам собеседника. Фоновые шумы в голове отсутствуют, посторонние процессы (например, оценка внешности) тоже

Мы поглощены моментом здесь и сейчас, поэтому направляем беседу в необходимое русло, получить массу полезной информации. Она не будет искажена нашими субъективными ментальными фильтрами. Кроме того, обучившись технике активного слушания, можно посылать сигналы о заинтересованности собеседнику. Они станут крепким фундаментом для плодотворных взаимоотношений в будущем.

Что же это такое? Обобщенное определение

Каждый человек, хотя бы поверхностно изучавший психологические дисциплины, обязательно сталкивался при проверочных или экзаменационных работах с таким заданием: «Укажите, в чем заключается суть нерефлексивного слушания». На первый взгляд, никаких сложностей в его исполнении возникнуть не должно. Следует попросту написать или же озвучить определение этого типа слушания.

Однако все не так просто, как кажется. Существует три отличных подробных определения данного понятия. Поэтому при просьбе «Укажите, в чем заключается суть нерефлексивного слушания» требуются пояснения или же дополнения к данной формулировке. Если их нет, то, как правило, озвучивается поверхностное, обобщенное определение данного понятия. Оно же и дает представление о сути этого вида слушания.

Нерефлексивный вид слушания – это специфическая манера восприятия информации и общения, при которой один человек говорит, а другой молчит.

Активное слушание упражнения

Существует огромное разнообразие различных упражнений на выработку техники активного слушания. Упражнение «активное слушание» предполагает наличие нескольких участников, длиться оно будет 60 минут. Все участвующие садятся по кругу. Упражнение выполняется в парах, поэтому каждому участнику предлагают на выбор подобрать напарника.

Далее раздаются карточки, с написанными правилами активного слушания. В парах распределяются роли. Один партнер будет «слушающим», а второй – «говорящим». Задание включает несколько последовательных этапов, рассчитанных на ограниченный промежуток времени. Ведущий говорит, что нужно сделать, когда начать задание, а когда его закончить.

Итак, первый этап заключается в том, что «говорящий» на протяжении пяти минут рассказывает своему партнеру по паре о трудностях личной жизни, проблемах во взаимодействии с другими

Особое внимание «говорящий» должен уделить тем качествам, которые порождают такие трудности. «Слушающий» в это время должен соблюдать правила активного слушания, тем самым помогая собеседнику говорить о себе

Ведущий через пять минут останавливает общение. Далее, «говорящему» предлагается в течение одной минуты рассказать «слушающему», что помогает открыться и свободно рассказывать о своей жизни, а что, наоборот, затрудняло такое повествование

К данному этапу важно отнестись серьезно, потому что так «слушающий» может выяснить для себя, что он делает неправильно

По прошествии минуты ведущий дает второе задание. «Говорящий» должен на протяжении пяти минут рассказывать партнеру по паре о сильных сторонах своей личности в общении, что помогает ему устанавливать взаимодействие, строить отношения с другими субъектами. «Слушающий» опять должен активно слушать, используя при этом определенные правила и приемы и учитывая информацию, полученную от своего партнера на протяжении предыдущей минуты.

По прошествии пяти минут ведущий останавливает общение и предлагает третий этап. Теперь «слушающий» должен за пять минут рассказать «говорящему», что он запомнил и понял для себя из двух рассказов партнера о себе. В это время «говорящий» должен молчать и только лишь движениями головы показывать выражает ли он согласие с тем, что говорит «слушающий», или нет. Если «говорящий» показывает, что партнер его не понял, то «слушающий» поправляет себя, пока «говорящий» не кивнет, подтверждая правильность слов. После окончания рассказа «слушающего», его партнер может отметить, что было искажено или пропущено.

Вторая часть упражнение предполагает смену ролей «слушающего» на «говорящего» и наоборот. Эти этапы повторяются, но при этом ведущий каждый раз начинает новый этап, дает задание и заканчивает его.

Последним этапом будет совместное обсуждение того, какая роль бы тяжелее, какие методы активного слушания было выполнять легче, а какие, наоборот, труднее, о чем тяжелее говорить, о трудностях в общении или о сильных сторонах, что чувствовали партнеры в роли «говорящего», какое влияние оказали различные действия «слушающего».

В результате данного упражнения образуется умение слушать партнера по общению, осознаются барьеры слушания такие как: оценка, желание давать советы, поведать что-то из прошлого опыта. Навыки активного слушания позволят улучшить повседневное взаимодействие с людьми в личной жизни, а также в общественной. Также они являются незаменимыми помощниками в ведении бизнеса, особенно, если он связан со сферой продаж.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Виды слушания (по Келли)

Келли, американский исследователь общения, выделяет 4 вида слушания:

  • эмпатическое слушание;
  • нерефлексивное слушание;
  • активное рефлексивное слушание; 
  • направленное критическое слушание.

Эмпатическое слушание

При данном виде слушания участник уделяет внимание «прочтению» чувств, а не слов, а также пониманию того, как слушатель относится к тому, что он говорит. Эмпатическое слушание бывает двух видов:

  • эффективное, если у слушающего говорящий вызывает положительные эмоции (уверенность в себе, радость, удовлетворение, удовольствие и т.д.),
  • неэффективное, если своими словами говорящий вызывает отрицательные эмоции (печаль, страх, тревога, разочарование, огорчение, безысходность и т.д.)

Нерефлексивное слушание. Предполагает максимальной сосредоточенности на речи собеседника при минимальном вмешательстве в речь. Умение внимательно молчать, не вмешиваться со своими комментариями и при этом демонстрировать свою поддержку и доброжелательность, для говорящего облегчает процесс самовыражения и помогает лучше понять слушающему смысл передаваемой информации. Данный вид слушания целесообразно применять в ситуациях, когда:

  • собеседник не уверен в себе, застенчив, ему сложно общаться;
  • собеседник просит выслушивать его до самого конца;
  • партнер хочет высказать свое отношение к чему-либо, свою точку зрения;
  • собеседнику трудно выразить словами то, что его беспокоит, и любое вторжение в разговор создает еще большие трудности;
  • собеседнику необходимо обсудить вопросы важные для него и испытывает при этом негативные эмоции (чувствует неудовлетворение, обеспокоен, обижен).

При нерефлексивном слушании необходимо подавать сигналы, которые показывают собеседнику вашу включенность в разговор и внимание, такие как: кивок головой «понимаю», «да-да» и т.д. Иногда бывает выслушать партнера достаточно просто, но если ваше мнение в значительной степени отличается от точки зрения партнера, то нужно перейти к рефлексивному слушанию

Активное рефлексивное слушание. При данном виде слушания осуществляется такой процесс организации коммуникации, при которой участники беседы друг друга лучше понимают. Все высказываются более осмысленно, уточняют и проверяют свое понимание, выясняют совместно степень его адекватности.

При данном виде слушания устанавливается активная обратная связь, позволяющая собеседникам понимать друг друга лучше. Для того, чтобы обеспечить понимание, слушающему необходимо дать понять говорящему какая его информация принята точно, а какая нет, чтобы говорящий свое сообщение мог скорректировать и сделать данное сообщение еще более понятным. Именно данный обмен сигналами прямой и обратной связи является процессом активного рефлексивного слушания. 

Направленное критическое слушание. При данном виде слушания собеседники сначала проводят критический анализ сообщения и затем делают попытку его понимания. В некоторых ситуациях оно уместно вполне (на деловых конференциях, дискуссиях, совещаниях и т.п., то есть там, где обсуждаются идеи, решения, новый опыт, проекты и т.д.) Там же, где происходит процесс обсуждения новой информации, сообщаются новые знания – информационные доклады, семинар, лекции и т.п., – критическое слушание является малоперспективным.

Слушание: понятие и механизм

Слушание – это рецептивный вид речевой деятельности, при помощи которого реализуется процесс приема и последующей переработки речевого сообщения на основе функционирования слухового анализатора.

Так же, как и говорение, слушание относится к видам речевой деятельности, которые осуществляют устное общение в любых ситуациях и сферах коммуникации. Поэтому, эффективной коммуникация является лишь в случае достижения абсолютного взаимопонимания.

Для создания ситуации, которая может быть названа коммуникативно-речевой, необходимо обязательное наличие слушателя. Пара «говорящий – слушающий» является обязательным условием данной ситуации.

Цель слушания реализуется в предмете деятельности и состоит в выявлении смысловых связей, осознании речевого сообщения, поступающего на слух, произведенного говорящим, в понимании и восстановлении данной мысли.

Предметное содержание чужой мысли в слушании раскрывается на основе вероятностного прогнозирования, через анализ смысловых связей высказывания и их последующий синтез.

Смысловое решение называют единицей слушания, обычно предшествующей действиям в обратной связи.

Механизмами слушания выступают общефункциональные механизмы памяти, механизмы опережающего отражения и т.д.

Продуктом слушания является умозаключение, к которому человек приходит в процессе слушания и базирующееся на результатах внутреннего осмысления чужой мысли, выбора (отбора), выявлении смысловых связей, внутрипонятийных соответствий.

Осмысление – это процесс раскрытия и создания смысловых отношений между выявленными понятиями, словами. Результат осмысления может быть, как положительным (понимание), так и отрицательным (непонимание).

Как и все виды речевой деятельности слушание мотивируется задачами, психологическими установками, потребностями слушающего. Потребности, мотивы в получении конкретной информации взаимосвязаны с условиями сферы деятельности, ситуации, которой окружен человек.

Умение активно и целенаправленно слушать других имеет важное значение для взаимопонимания. Но слышать и слушать – это не одно и то же

Слышать значит воспринимать звук физически, в то время как слушать означает сосредоточивание на воспринимаемом, понимание значения принимаемых звуков.

Умение слушать является необходимым условием точного понимания позиции соучастника. Умение слушать включает следующие позиции:

  • восприятие информации от говорящих, при котором участник сдерживает свои эмоции;
  • незначительное воздействие на говорящего, которое помогает развивать мысли говорящего;
  • поощрительное отношение к говорящему, которое помогает ему продолжать общение.

Стиль слушания зависит от следующих факторов: 

  • социальный статус, 
  • принадлежность к тому или иному полу, возраст, 
  • личность, 
  • характер и интересы, 
  • конкретная ситуация,
  • выполняемая среди участников общения роль.

Многие участники беседы зачастую невнимательно слушают своего собеседника, больше внимания уделяя собственным мыслям, поводом для которых являются высказывания собеседника.

С какими сложностями может столкнуться слушатель?

Как правило, при вопросе о сложностях, с которыми придется столкнуться тому, кто начинает овладевать искусством нерефлексивного восприятия информации, первое, что приходит на ум — это необходимость сдерживания собственной вербальной активности.

Но умение не перебивать собеседника, не вставлять в его рассказ оценочных суждений и не высказывать собственную точку зрения – далеко не самое трудное в искусстве нерефлексивного восприятия речи другого человека.

Слушающего чей-либо рассказ подстерегают следующие сложности:

  • потеря концентрации, при этом смысл речи собеседника ускользает частично или полностью;
  • временное «отключение» от содержания рассказа, при такой реакции часть произнесенного попросту не воспринимается;
  • додумывание, своеобразная попытка «чтения мыслей».

Преодолеть каждую из данных разновидностей трудностей бывает намного сложнее, чем научиться не перебивать собеседника.

Потеря концентрации – особенное состояние, при котором человек слушает, но одновременно с этим «витает в облаках». Часто при такой реакции слушающий теряет нить рассказа, не улавливает последовательности излагаемых собеседником информационных данных. Как правило, подобная реакция характерна для разговоров на мало интересные слушателю темы

Но потерять внимание к содержанию речи рассказчика слушатель может и рефлекторно. К примеру, если собеседник много раз повторяет одно и то же

Так происходит и в случае монотонности речи, невыразительности рассказа, отсутствии в ней эмоциональной окраски.

Временное «отключение» внимания подразумевает под собой полное «выпадение» слушателя из реальности. То есть человек не просто пропускает мимо ушей какие-либо детали рассказа, он в принципе не слышит речь собеседника.

Додумывание нередко становится прямым следствием «отключения» от идущего разговора. После того как разум слушателя «включается», человек осознает, что упустил большую часть рассказа и, соответственно, пытается ее представить. А этот процесс неминуемо ведет к тому, что слушатель начинает додумывать за рассказчика и последующие речевые эпизоды. Иными словами, начинает заниматься «чтением мыслей» говорящего, вместо того, чтобы просто слушать его.

Из всех трудностей, подстерегающих того, кто овладевает искусством нерефлексивного слушания, додумывание наиболее опасно. Наличие этой реакции не позволяет правильно понять собеседника. Иными словами, слушатель приходит к каким-либо конкретным выводам, основываясь не на словах рассказчика, а на собственном представлении о содержании его речи.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий