Что значит режим чс для населения и когда вводится

Меры режима чрезвычайного положения

В период действия режима ЧС осуществляются специальные меры, призванные устранить ситуацию и ее причины. Они подразделяются на:

1. Совместные меры, которые используются при назначении режимов природно-техногенного и социального характеров. К таким мерам могут относиться — частичное или полное приостановление деятельности определенных государственных органов; ограничение свободы передвижений по участку, где введен режим ЧС; введение специального режима въезда на такие территории, а также выезда из нее; усиление охраны правопорядка и объектов, которые обеспечивают жизнедеятельность населения; установление определенных ограничений для осуществления некоторых видов финансовой деятельности; установление специального порядка продажи и приобретения продовольственных товаров; ограничение или запрет на проведение всевозможных собраний или митингов, а также других массовых мероприятий; ограничение, действующее в отношении транспортных средств и их передвижений по территории; приостановление или запрет деятельности вредных и опасных производств; эвакуация некоторых материальных ценностей из зоны действия режима ЧС, когда существует определенная угроза их утери; эвакуация населения. Что еще входит в понятие режима чрезвычайного положения?

2. Контркриминогенные меры, например – комендантский час, запрещение деятельности некоторых общественных объединений, которые могут воспрепятствовать ликвидации обстоятельств возникновения ЧС, личный досмотр граждан и проверка их документов, досмотр жилища и личных автомобилей; запрещение либо ограничение продажи предметов оружия, взрывчатки, ядовитых веществ и т.п.; введение специального режима приобретения лекарственных препаратов, а также средств, которые содержат спирт и психотропные вещества; продление сроков заключения для лиц, которые были задержаны по подозрению в совершении противоправных действий, связанных с возникновением ЧС.

3. Техногенно-природные меры – эвакуация населения в другие районы, с предоставлением переселенцам временного жилья; введение карантина, а также осуществление санитарных и противоэпидемиологических мероприятий; мобилизация государственных и местных ресурсов; отстранение от должностей некоторых руководителей организаций, которые выполняли свои обязанности ненадлежащим образом, а также временное назначение на эти должности других лиц; в некоторых случаях, когда необходимо проведение неотложных работ по ликвидации причин либо последствий ЧС, мобилизация населения, а также транспортных средств отдельных граждан с целью проведения определенных работ.

В Кемеровской области число спасателей и пожарных за 3 года снизилось на 32,2%

Подробно о ситуации в МЧС мы писали летом прошлого года. Тогда мы выяснили, что в ведомстве на протяжении 3 лет сокращают сотрудников и не повышают зарплаты — таким образом, оптимизация оплаты труда за счет уменьшения численности военнослужащих и гражданского персонала провалилась. Так, с 2013 по 2016 год численность работников МЧС РФ снизилась на 27,1% с 24,8 тыс. до 18,1 тыс. человек. Особенно серьезно она упала в Дагестане (почти наполовину), в проблемном Приморском крае количество сотрудников МЧС снизилось на 40% — с 459 до 276. В Тверской области — на 38%, с 257 до 161 человек, в Чечне — на 37%, с 263 до 167.

В Кемеровской области, где произошла трагедия в «Зимней вишне», в чем винят сегодня также и сотрудников МЧС, число спасателей и пожарных снизилось за 3 года на 32,2%: с 439 до 298 человек.

В Приволжском федеральном округе в результате реформы штат сотрудников МЧС сократился с 2013 по 2016 год на 28,2% — с 4,5 тыс. до 3,2 тыс. человек. В Татарстане численный состав МЧС сократился на 26%: в 2013 году здесь работало 440 человек, в 2016-м — всего 327.

Численность сотрудников МЧС по субъектам РФ

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 2017 2016 2015 2014 2013
Всего должностей в соответствии со штатным расписанием январь-декабрь январь-декабрь январь-декабрь январь-декабрь январь-декабрь
Российская Федерация 18 111 21 243 23 472 24 830
Центральный федеральный округ 4 359 5 120 5 765 5 975
Белгородская область 180 199 226 247
Брянская область 189 212 235 237
Владимирская область 167 213 228 239
Воронежская область 322 365 405 461
Ивановская область 145 164 179 181
Калужская область 148 182 203 212

За деятельность по обеспечению безопасности ответственны не только спасатели. Так, за безопасность в ЧС и безопасную деятельность в области использования атомной энергии в январе-августе 2017 года отвечали 311,3 тыс. человек (включая работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера), за пожарную безопасность — 230,6 тыс. человек, за безопасность на водных объектах — 5,2 тыс. Средняя численность работников, отвечающих за обеспечение безопасности в ЧС в ПФО — 63,5 тыс. человек, пожарных — 50,5 тыс. В Татарстане примерно такое же соотношение: 9,2 тыс. отвечающих за безопасность в случае ЧС и почти 8 тыс. — за обеспечение пожарной безопасности.

В Кемеровской области по безопасности в случае ЧС в августе 2017 года работали 5,7 тыс. человек, обеспечивали пожарную безопасность 3,6 тыс. человек.

Сергей Афанасьев

АналитикаПроисшествияОбществоИнфраструктура Татарстан

Что означает режим ЧС для предпринимателей

В связи с тем, что режим чрезвычайной ситуации может существенным образом ударить по бизнесу, КЧ обязана разработать механизмы поддержки малых и средних предприятий. Из-за падения спроса, невозможности реализовать товары и услуги в нужном объеме, нарушения поставок существует реальный риск закрытия многих компаний в России. В связи с этим правительство планирует следующий комплекс мер по поддержке бизнеса:

  • налоговые каникулы до 6 месяцев (кроме НДС);
  • отсрочку выплаты процентов по кредитам для предприятий тех отраслей, которые в наибольшей степени пострадают от последствий ЧС;
  • мораторий на банкротство, если эта инициатива исходит от кредиторов;
  • отсрочка платежей за аренду муниципалитетам;
  • запрет на взыскание долгов со стороны банков-кредиторов;
  • отсрочка выплаты взносов по страхованию сроком до полугода для предприятий малого бизнеса.

Эти и другие меры должны поддержать предпринимателей и снизить последствия режима ЧС для экономики России.

15.Характеристика геологических чс.

К
стихийным бедствиям геологического
характера можно отнести оползни, сели,
снежные лавины, обвалы, просадки земной
поверхности в результате карстовых
явлений.

Оползни
это скользящее смещение масс горных
пород вниз по склону под влиянием силы
тяжести. Образуются они в различных
породах в результате нарушения их
равновесия или ослабления прочности.
Вызываются как естественными, так и
искусственными (антропогенными)
причинами. К естественным относятся:
увеличение крутизны склонов, подмыв их
оснований морскими и речными водами,
сейсмические толчки. Искусственными
являются разрушение склонов дорожными
выемками, чрезмерным выносом грунта,
вырубкой леса, неразумным ведением
сельского хозяйства на склонах.

Сходят
они в любое время года, но большей часть
в весенне-летний период.

Классифицируются
оползни
по
масштабам явления,скорости
движения и активности, механизму
процесса, мощности и месту образования.

По
масштабам оползни классифицируются на
крупные, средние и мелкомасштабные.

Крупные
вызываются, как правило, естественными
причинами и образуются вдоль склонов
на сотни метров. Их толщина достигает
10 — 20 и более метров. Средние
и мелкомасштабные
имеют меньшие размеры и характерны для
антропогенных процессов. Масштаб
часто характеризуется вовлеченной в
процесс площадью.

По
скорости движения

весьма разнообразны. По активности
оползни подразделяются на активные
и неактивные.
Главными факторами здесь являются
породы склонов и наличие влаги.

В
зависимости от количества влаги они
делятся на сухие,
слабо
влажные,
влажные
и очень влажные.

По
механизму процесса
подразделяются:
на оползни сдвига, выдавливания,
вязкопластические, гидродинамического
выноса, внезапного разжижения.

По
месту образования
они подразделяются
на горные, подводные, смежные и
искусственных земляных сооружений
(котлованов, каналов, отвалов пород).

Сель
(селевой поток)
 —
бурный грязевый или грязе-каменный
поток, состоящий из смеси воды и обломков
горных пород, внезапно возникающий в
бассейнах небольших горных рек.
Характеризуется резким подъемом уровня
воды, волновым движением, кратковременностью
действия (в среднем от одного до трех
часов), значительным эрозионно-аккумулятивным
разрушительным эффектом.

Непосредственными
причинами зарождения седей служат
ливни, интенсивное таяние снега, прорыв
водоемов, реже землетрясения, извержения
вулканов.

Все
сели по механизму зарождения подразделяются
на три типа: эрозионный, прорывной и
обвально-оползневый.

При
эрозионном вначале идет насыщение
водного потока обломочным материалом
за счет смыва и размыва прилегающего
грунта и затем уже формируется селевая
волна.

При
обвально-оползневом происходит срыв
массы до насыщенных горных пород (включая
снег и лед). Насыщенность потока в этом
случае близка к максимальной.

При
движении сель представляет собой
сплошной поток грязи, камней и воды.

На
основе главных факторов возникновения
сели классифицируются следующим образом;


зонального проявления. Главным фактором
формирования являются климатические
условия (осадки). Носят они зональный
характер. Сход происходит систематически.
Пути движения относительно постоянны;


регионального проявления. Главный
фактор формирования — геологические
процессы. Сход происходит эпизодически,
а пути движения непостоянны;


антропогенные. Это результат хозяйственной
деятельности человека. Происходят там,
где наибольшая нагрузка на горный
ландшафт. Образуются новые селевые
бассейны. Сход — эпизодический.

Классификация
селевых бассейнов по повторяемости
селей характеризует интенсивность
развития или его селеактивность:

— высокой
селевой активности (с повторяемостью
один раз в 3 — 5 лет и чаще);

— средней
селевой активности (с повторяемостью
один раз в 6 —15 лет);

— низкой
селевой активности (с повторяемостью
один раз в 16 лет и реже).

Классифицируются
сели также и по их воздействию на
сооружения:

1.
Маломощный — небольшие размывы, частичная
забивка отверстий водопропускных
сооружений,

2.
Среднемощный — сильные размывы, полная
забивка отверстий, повреждение и снос
бесфундаментных строений.

3.
Мощный — большая разрушительная сила,
снос мостовых ферм, разрушение опор
мостов, каменных строений, дорог.

4.
Катастрофический — полное разрушение
строений, участков дорог вместе с
полотном и сооружениями, погребение
сооружений под наносами.

Какими бывают режимы

Согласно пункту 6 статьи 4.1 Закона № 68-ФЗ от 21.12 1994, в зависимости от обстановки в России могут действовать следующие режимы:

  1. Повседневная деятельность – опасность отсутствует, но изучается состояние окружающей среды и техногенных процессов, составляются прогнозы, оцениваются возможные последствия, разрабатываются программы по предупреждению ЧС.
  2. Повышенная готовность – есть реальная угроза возникновения аварии, катаклизма или массовой заболеваемости людей. Власти усиливают контроль за состоянием окружающей среды, мониторят опасные природные явления, обеспечивают круглосуточное дежурство на стационарных пунктах, непрерывно собирают и передают сведения о негативных факторах, информируют население, принимают активные меры по предупреждению ЧС, повышают устойчивость и безопасность, восполняют материальные ресурсы для будущего устранения последствий, при необходимости начинают эвакуацию людей.
  3. Чрезвычайная ситуация – проблема возникла и требует срочного решения. Правительство непрерывно контролирует распространение катаклизма (инфекции, радиации), оповещает органы власти всех уровней и население, защищает людей и территории, ликвидирует последствия.

Фото: freepik.com/jcomp

Постановление Правительства № 304 от 21.05.2007 подразделяет ситуации в разрезе введения ЧС по охвату территории, количеству погибших или заболевших граждан, а также ущербу, нанесённому в результате негативных обстоятельств природного и техногенного характера.

Таблица 1. Виды ЧС

Наименование Распространение Количество пострадавших человек Причинённый ущерб
Локальная На территории конкретной организации (объекта) 10 До 240 тыс. руб.
Муниципальная В зону попадает один или несколько территориальных округов 50 12 млн руб.
Региональная Поражает одну или множество областей 50–500 12 млн–1,2 млрд руб.
Федеральная Охватывает всю страну свыше 500 От 1,2 млрд руб.

На заметку! По состоянию на 8 апреля 2020 года, в России количество заражённых коронавирусом составляет уже свыше 7 000 человек, 61 из них погиб (по данным портала coronavirus-monitor.ru). Динамика заболеваемости на федеральном уровне растёт с каждым днём, а значит, власти в любой момент могут объявить режим чрезвычайной ситуации.

1 апреля 2020 года Госдума законом № 98 от 01.04.2020 внесла изменения в ФЗ № 68 от 21.12.1994 в части полномочий принятия решения о вводе специальных режимов. Раньше на федеральном уровне их могли объявить только члены государственной комиссии по ЧС, а теперь Правительство РФ приняло на себя такие полномочия. А, кроме того, к поводам для объявления режима ЧС добавили распространение опасных заболеваний. На местном уровне как состояния готовности, так и ЧС могут объявлять на основании решения глав городского поселения, района, округа, руководителя высшего исполнительного органа власти субъекта РФ.

Классификация чрезвычайных ситуаций

Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от их характера, сферы возникновения, масштабов и размеров ущерба.

По характеру источников возникновения:

  • природного;
  • техногенного;
  • экологического;
  • биолого-социального характера.

По сфере возникновения:

  • террористического характера
  • гуманитарного характера.

По масштабу и размеру ущерба

В основе классификации ЧС по масштабу лежат величина территории, на которой распространяется ЧС, число пострадавших и размер ущерба. По масштабу чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы на :

  1. Локального характера, — зона чрезвычайной ситуации (территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей) не выходит за пределы территории объекта, при этом количество пострадавших (людей, погибших или получивших ущерб здоровью) не более 10 человек, либо размер материального ущерба (размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь) составляет не более 100 000 рублей;
  2. Муниципального характера, — зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей, и чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
  3. Межмуниципального характера, — зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей;
  4. Регионального характера, — зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших свыше 50 человек, но не более 500 человек, либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей;
  5. Межрегионального характера, — зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших свыше 50 человек, но не более 500 человек, либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей;
  6. Федерального характера, — количество пострадавших свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн рублей.

Классификация не распространяется на чрезвычайные ситуации возникающие вследствие лесных пожаров.

Чрезвычайная ситуация муниципального характера

Чрезвычайная ситуация относится к ЧС муниципального характера, если зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения. При этом количество пострадавших составляет не более 50 человек, либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера.

Чрезвычайная ситуация имеет межмуниципальный характер, если зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей.

Для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС муниципального и межмуниципального характера привлекаются следующие медицинские формирования:

  • Спасатели, пожарные;
  • Медицинские силы и средства объектов (здравпункт объекта, объектовые медицинские формирования ГО: санитарные посты и санитарные дружины);
  • Станция скорой медицинской помощи. Выездные бригады СМП (общепрофильные линейные врачебные бригады скорой помощи, линейные фельдшерские бригады скорой медицинской помощи, специализированные линейные бригады скорой медицинской помощи, бригады интенсивной терапии, психиатрические бригады скорой медицинской помощи);
  • Лечебно-профилактические учреждения (в том числе клиники и МСЧ ФМБА), предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС и формируемые на их базе подразделения (бригады специализированной медицинской помощи, врачебно-сестринские бригады, бригады доврачебной помощи, медицинские отряды);
  • Подразделения ЦГСЭН территориального уровня;
  • Формирования Минобороны, МВД и отраслевого здравоохранения РЖД России, других ведомств, расположенными на данной территории и предназначенными для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС (бригадами специализирован¬ной медицинской помощи, врачебно-сестринскими бригадами, подвижными группа¬ми специалистов);
  • Территориальные медицинские формирования ГО (медицинские отряды, медицинские мобильные отряды, бригады специализированной медицинской помощи, подвижные госпитали);
  • Штатные формирования постоянной готовности территориального центра медицины катастроф (подвижные госпитали, бригады специализированной медицинской помощи);
  • По результатам оценки обстановки оформляется запрос в региональный центр ВЦМК о привлечении к ликвидации медицинских последствий ЧС дополнительных сил и средств Центра (подвижные госпитали, бригады специализированной медицинской помощи).

Стадии развития чрезвычайной ситуации

Чрезвычайная ситуация любого типа в своем развитии проходят четыре типовые стадии (фазы):

  • предварительная — образуются и нарастают предпосылки к возникновению природного или техногенного бедствия, накапливаются отклонения от нормального состояния или процесса;
  • первая — инициирование природного или техногенного бедствия и последующее развитие процесса чрезвычайного события, во время которого оказывается воздействие на людей, объекты экономики, инфраструктуры и природную среду;
  • вторая — осуществляется ликвидация последствий природного или техногенного бедствия, ликвидация чрезвычайной ситуации (эта стадия может начинаться и до завершения первой стадии);
  • третья — осуществляется ликвидация долговременных последствий природного и техногенного бедствия.

Существующие классификации чрезвычайных ситуаций

В настоящее время существует несколько классификаций чрезвычайных ситуаций. Исходя из характера причин ЧС, их можно разделить на две большие группы:

  • конфликтные;
  • бесконфликтные.

К первой группе относятся все виды ЧС, вызванные военными действиями, конфликты на религиозной и национальной почве, террористические акты, разгул преступности, революции, беспорядки и др. Это чрезвычайные ситуации, причиной которых являются деструктивные действия человека или конфликты между группами людей. К ЧС второго вида относятся аварии и катастрофы в промышленности и чрезвычайные ситуации природного характера, а также экологические бедствия.

Тема 02 - Классификация ЧСТема 02 — Классификация ЧС

Чрезвычайные ситуации бывают ненамеренными и намеренными. В последнем случае обычно идет речь о терактах.

Важнейшим фактором, по которому классифицируется и оценивается чрезвычайная ситуация, является ее масштаб и размер ущерба, нанесенного ЧС. Здесь оцениваются последствия чрезвычайных ситуаций: величина очага поражения, потери среди населения, ущерб, нанесенный инфраструктуре и окружающей среде. Данный аспект очень важен для планирования и проведения аварийно-спасательных и других работ.

Чрезвычайные происшествия природного характера и способы оповещения в них

Исходя из классификации по степени ущерба, ЧС бывают:

  • Локального характера. В этом случае зона ЧС не выходит за территорию объекта, где случилось происшествие. Число погибших не превышает десяти человек, а ущерб – 100 тыс. рублей;
  • Муниципального характера. Зона ЧС не выходит за границы населенного пункта или же города федерального значения. Число пострадавших не превышает 50 человек, а размер ущерба – 5 млн рублей;
  • Межмуниципального характера. При такой чрезвычайной ситуации зона поражения распространяется на несколько населённых пунктов, количество пострадавших превышает 50 человек, а материальный ущерб составляет свыше 5 млн рублей;
  • Регионального характера. Число пострадавших свыше 50, но не более 500 человек, а размер ущерба – больше 5 млн рублей, но не превышает 500 млн рублей. При этом чрезвычайная ситуация не выходит за границы одного субъекта РФ;
  • Межрегионального характера. В этом случае зона ЧС затрагивает сразу несколько федеральных субъектов, количество пострадавших не более 500 человек, а размер ущерба не превышает 500 млн рублей;
  • Федерального характера. К этой группе относится чрезвычайная ситуация, в результате которой количество пострадавших превышает 500 человек либо размер материального ущерба составляет более 500 млн рублей.

Также чрезвычайные ситуации мирного времени классифицируются по характеру поражающего действия (фактор ЧС). Это момент очень важен, ибо именно природа источника ЧС определяет характер проведения аварийно-спасательных и других неотложных мероприятий в зоне бедствия. Источник бедствия может быть:

  • тепловой;
  • механический;
  • биологический;
  • радиационный;
  • химический.

Крупнейшие техногенные катастрофы новейшего времениКрупнейшие техногенные катастрофы новейшего времени

По природе возникновения чрезвычайные ситуации подразделяются на:

  • природные;
  • техногенные;
  • экологические;
  • социальные;
  • комбинированные.

По скорости развития событий чрезвычайные ситуации бывают:

  • внезапные – землетрясения, взрывы, транспортные аварии;
  • стремительные – пожары, выбросы радиоактивных или отравляющих веществ;
  • умеренные – наводнения, извержения вулканов.

Наказание за нарушения

Членам общества, не соблюдающим правила поведения при объявленных режимах, грозит административная ответственность по статье 20.6.1 КоАП РФ:

  • гражданам – предупреждение или штраф 1–30 тыс. руб.;
  • должностным лицам – от 10 до 50 тыс. руб.;
  • индивидуальным предпринимателям – от 30 до 50 тыс. руб.;
  • организациям – от 100 до 300 тыс. руб.

А если в результате такого несоблюдения пострадает или погибнет человек, то суммы значительно возрастут. Так, при условии, что нет уголовно наказуемого деяния, граждан оштрафуют на 15–50 тыс. руб., ИП и юридических лиц – на сумму от 500 тыс. до 1 млн руб. или вменят приостановку деятельности до 90 суток, а их работников – на 300–500 тыс. руб. с возможностью дисквалификации на 1–3 года.

Более строгое наказание предусмотрено в случае нарушения ограничительных мероприятий (карантина) или предписания при возникновении угрозы распространения заболевания или объявлении ЧС. По ст. 6.3 КоАП РФ граждан могут привлечь к ответственности:

  1. Административной – штраф 15–40 тыс. руб. для физлиц, при нанесении вреда здоровью окружающих – 150–300 тыс. руб.
  2. Уголовной – от 2 до 7 лет тюремного заключения при массовом заражении или смерти граждан.

Кроме этого, за действия, которые привели к сбоям в работе предприятий критической инфраструктуры, предусмотрены штрафы для:

  • граждан – 300–400 тыс. руб.;
  • должностных лиц – 5–10 млн руб.;
  • юрлиц – 600–900 тыс. руб.

За распространение ложной информации об эпидемии, ЧС и принимаемых мерах для их устранения граждан могут оштрафовать на 300–700 тыс. руб. или привлекать к исправительным до 1 года или обязательным – до 360 ч работам. Для СМИ и юрлиц за аналогичные действия предусмотрена санкция 1,5–3 млн руб., если же фейки приведут к массовым беспорядкам или причинению вреда имуществу, жизни, здоровья граждан – 3–5 млн руб.

Жесткие наказания оправданы в период готовности или ЧС?

Да, правила должны соблюдать все
Нет, такие высокие штрафы — это повод для коррупции

Управление РСЧС

На каждом уровне системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационные органы

Координационными органами РСЧС являются:

  • на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;
  • на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ;
  • на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
  • на объектовом уровне – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

На межрегиональном уровне в пределах соответствующего федерального округа функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации, взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.

Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС, и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.

Компетенция КЧС, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании. КЧС федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.

Постоянно действующие органы

Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:

  • на федеральном уровне – МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти, для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
  • на межрегиональном уровне – региональные центры ГОЧС МЧС России; на региональном уровне – главные управления МЧС России по субъектам РФ;
  • на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления;
  • на объектовом уровне – структурные подразделения или работники организаций, уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Постоянно действующие органы управления РСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством РФ и иными нормативно- правовыми актами.

Органы повседневного управления

Органами повседневного управления РСЧС являются:

  • центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
  • центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
  • центры управления в кризисных ситуациях органов управления ГОЧС, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
  • единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

Введен ли режим ЧС в России

Официальную трактовку режима ЧС в России дает ФЗ № 68. Первого апреля 2020 г. в данный закон в перечень причин для введения режима ЧС был добавлен пункт «распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих».

Следовательно, пандемия коронавируса – это законный повод для введения в РФ режима ЧС.

В настоящее время (конец апреля 2020 г.) в целом в нашей стране режим ЧС не введен (в Москве тоже), только в некоторых городах (например, Элисте, Абакане).

Правительство пока надеется удержать «взрывное» распространение КОВИД-19 мерами по самоизоляции граждан.

Карантин, как мера борьбы с грозным заболеванием и профилактики ЧС, в РФ пока обязателен только для следующий групп населения:

  1. людей, инфицированных коронавирусом (как больных, так и носителей);
  2. лиц, контактировавших с заболевшими;
  3. всех граждан, прибывших из-за рубежа.

Чем отличается самоизоляция от карантина, можно прочитать в другой публикации нашего блога.

Введут ли режим ЧС на всей территории России из-за COVID-19, зависит от дальнейшего хода событий как в стране в целом, так и в отдельных субъектах РФ. Президент Владимир Путин оставил решение о смягчении или ужесточении ограничительных мер на усмотрение глав регионов.

Правомерен вопрос: «Почему не вводят режим ЧС в России в целом?».

Во-первых, это чрезвычайно затратное мероприятие для государства. Во-вторых, пока удается не допустить тотального заражения всего населения страны при помощи мер самоизоляции.

Пресс-секретарь Президента Дмитрий Песков в одном из интервью сказал, что борьбе с КОВИД-19 власти принимают те меры, которые считают в текущий момент наиболее эффективными.

В чём разница ЧС и ЧП? | Почему не вводят режим ЧС в России?В чём разница ЧС и ЧП? | Почему не вводят режим ЧС в России?

Режим ЧС – это …

ЧС – это чрезвычайная ситуация, возникшая на определенной территории под влиянием природных, техногенных или социальных факторов, приведшая (или в состоянии привести) к материальным потерям, а также к ущербу здоровья и жизни людей.

Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

Чувствуете разницу в формулировке «ЧС» и «режим ЧС»? Поясню: ЧС – это непосредственно ситуация, а режим ЧС – это комплекс мероприятий, направленных на локализацию и устранение возникшей ситуации.

Что такое режим ЧС (кратко и упрощенно):

  1. запрет на въезд (вход) в зону ЧС (за редким исключением);
  2. запрет на перемещение на территории ЧС (за исключением служб быстрого реагирования и прочих спец.формирований);
  3. отсрочка обязательств физических и юридических лиц по платежам, налогам и сборам, по выполнению условий заключенных договоров. Примечание: как правило, в договорах есть пункт о прекращении взаимных обязательств в случае форс-мажорных (это каких?) обстоятельств. ЧС как раз является таким обстоятельством;
  4. введение карантина – при необходимости;
  5. бесплатное обеспечение населения все необходимым, в том числе – медицинской помощью.

Примечание: п. «б» ст. 3 – это ЧС природного и техногенного характера, в том числе – эпидемии (что это?).

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий