Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс)

Самоизоляция – что это такое?

Региональные власти начали опубликовать постановление о режиме самоизоляции для лиц старше 65 лет. Первый указ, в котором была введена мера по самоизоляции, был принят в Москве. Однако нигде в законодательстве нет определения термина «самоизоляция». Ни в одном из словарей тоже нет определения самоизоляции.

Есть определение «самоизоляции личности» – системное, интегральное качество личности, проявляющееся в критической жизненной ситуации (в соответствии с диссертацией кандидата психологических наук А.В. Смирнова, опубликованной в 2002 году).

Также есть определение термина «изоляционизм» термин, преимущественно используемый для обозначения направления во внешней политике, в основе которого лежит идея невовлечения в дела иных государств. В свободном понятии – это политическая самоизоляция.

Но вот в отношении самоизоляции людей такого термина нет. Если разобрать слово по смысловому понятию – это изоляция человека (в пространстве) по собственному желанию. Однако это бы обозначало, что самоизоляция носит рекомендательных характер, к которому не должны обязывать.

Стоит обратить внимание на от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В соответствии с пунктом 1 статьи 33 данного закона, все граждане, у которых были выявлены, заподозрены инфекционные заболевания или они контактировали с зараженными, должны быть госпитализированы или изолированы в установленном порядке в соответствии с российским законодательством

В данном Федеральном законе говорится непосредственно о принудительной изоляции и то только для тех, кто заражен или контактировал с зараженным.

В указах и постановления местного правительства речь идет об обязательном соблюдении режима изоляции для местных жителей старше 65 лет и людей, у которых есть некоторые хронические заболевания:

Однако режим обязательной самоизоляции применяется не ко всем гражданам. Большинство субъектов РФ сделали отсылку на то, что руководители и сотрудники некоторых учреждений могут не соблюдать режим самоизоляции.

Поэтому вопросы об определении самоизоляции, законности ее ввода и наложение штрафов остаются открытым.

Режим ЧС позволил бы гражданам претендовать на дополнительную поддержку государства?

Граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, а также на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах ЧС6.

Однако в большинстве случаев ущерб необходимо доказывать в судебном порядке. А это расходы, время и нервы. Кроме того, оказание единовременной материальной помощи при ЧС носит точечный характер, компенсация не выплачивается каждому.

Помимо прочего работодатели получат право расторгать с работниками трудовые договоры без каких-либо дополнительных выплат (п. 7 ст. 83 ТК РФ).

Так помог бы нам режим чрезвычайной ситуации? Для борьбы с коронавирусом власти ввели жесткие ограничения. При режиме ЧС запретов стало бы больше. А вот предусмотренные меры поддержки вряд ли бы реанимировали экономику и улучшили положение граждан. Полагаю, бизнесу скорее бы помогло ослабление ограничений, а возобновление работы предприятий приостановило бы увеличение количества безработных в стране.

(Об антикризисных мерах, предусмотренных для предпринимателей в период распространения коронавирусной инфекции, читайте в публикациях «Полный список мер поддержки бизнеса», «Как получить субсидию на выплату зарплаты работникам?», «Расходы на защиту от коронавируса можно учесть при расчете налога на прибыль», «Предприниматели – на налоговых каникулах», «Арендные отношения в условиях пандемии» и «Как добиться уменьшения размера арендных платежей?». О мерах социальной поддержки населения – в публикациях «Как государство позаботится о нас во время пандемии?», «Вернут ли деньги по распоряжению правительства за сорванную из-за пандемии поездку?», «Введены временные правила трудоустройства иностранцев».)

Управление РСЧС

На каждом уровне системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационные органы

Координационными органами РСЧС являются:

  • на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;
  • на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ;
  • на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
  • на объектовом уровне – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

На межрегиональном уровне в пределах соответствующего федерального округа функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации, взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.

Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС, и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.

Компетенция КЧС, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании. КЧС федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.

Постоянно действующие органы

Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:

  • на федеральном уровне – МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти, для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
  • на межрегиональном уровне – региональные центры ГОЧС МЧС России; на региональном уровне – главные управления МЧС России по субъектам РФ;
  • на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления;
  • на объектовом уровне – структурные подразделения или работники организаций, уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Постоянно действующие органы управления РСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством РФ и иными нормативно- правовыми актами.

Органы повседневного управления

Органами повседневного управления РСЧС являются:

  • центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
  • центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
  • центры управления в кризисных ситуациях органов управления ГОЧС, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
  • единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

Основные условия введения чрезвычайного положения

Введение режима чрезвычайного положения (ЧП), права и обязанности, а также ответственность населения регулируются от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и статьей 56

Чрезвычайное положение вводится на территории всей России или в ее отдельных регионах при следующих условиях:

  • попытках присвоения власти;
  • вооруженного мятежа и террористический актов;
  • захвате особо важных объектов или местностей;
  • угрозе безопасности здоровья или жизни населения;
  • чрезвычайных ситуациях, которые повлекли или могут повлечь человеческие жертвы или нанести значительный материальный ущерб.

Режим ЧП может быть введен только указом Президента России, который подлежит незамедлительной передачи на утверждение Советом Федерации. Указ о введение ЧП должен быть обнародован по радио или телевидению, а также официально опубликован.

Такой режим вводится по всей России на срок до 30 суток, а в отдельных регионах – 60 суток. После указанного времени действие режима ЧП может быть продлено новым указам Президента на те же сроки. Если обстоятельства, из-за которых был введен режим ЧП, были устранены ранее, то Президент РФ отменяет введение режима частично или полностью.

При введении ЧП возможно введение следующих мер:

  • приостановление полномочий органов власти;
  • запрет свободного передвижения населения и транспорта, включая проверку документов и личный досмотр;
  • введение комендантского часа;
  • введение цензуры;
  • установление особого порядка приобретения товаров первой необходимости;
  • частичная или массовая эвакуация населения и культурных ценностей и другие.

Граждане, пострадавшие от обстоятельства, в результат которых был введен режим ЧП, имеют право на помощь в трудоустройстве (при необходимости) и возмещение материального ущерба, включая предоставление жилых помещений. Правила и размеры выплат должны быть урегулированы в указе Президента о введение ЧП.

Ответственность за нарушение правил режима ЧП предусмотрена статьей 32 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ и статьей 20.5 КоАП РФ:

  • для граждан – штраф в размере от 500 до 1 000 рублей или арест на срок до 30 суток;
  • для должностных лиц – штраф в размере от 1 до 2 тысяч рублей или арест на срок до 30 суток.

После отмены ЧП все ограничения прав и свобод граждан и предприятий утрачивают силу без специального оповещения. Кроме этого, все административные производства по делам о нарушении режима должны быть прекращены, а задержанные лица – освобождены.

Таким образом, режим чрезвычайного положения предполагает максимальные полномочия властей, а также возможность ограничения конституционных прав и свобод граждан. При этом одним из оснований введения этого режима является угроза безопасности здоровья и жизни населения – что может подходить под нынешнюю ситуацию (правда, не в таких масштабах, как это есть в России).

Как составить приказ

Документ составляют в свободной форме, унифицированного бланка не существует. Распечатывают его, как правило, на фирменном бланке организации.

В приказе необходимо указать такую информацию:

  1. Название и реквизиты компании.
  2. Название документа.
  3. Дату составления, номер приказа.
  4. Суть приказа: о введении режима повышенной готовности.
  5. Основание для издания приказа. Например, при издании такого документа в связи с угрозой распространения коронавируса нужно написать соответствующую формулировку, а также указать, в соответствии с каким нормативным актом вводится режим повышенной готовности. К примеру, в Москве был издан Указ мэра 5 марта 2020 года № 12-УМ, обязующий работодателей проводить мероприятия для снижения распространения заболевания.
  6. Поручения для ответственных работников организовать выполнение необходимых мер. В случае пандемии коронавирусной инфекции это измерение температуры, обработка помещений, выдача работникам дезинфицирующих составов и т.д. Такие меры зависят от конкретной ситуации.
  7. Назначение ответственного за исполнение приказа.

В конце документа расписываются руководитель организации и работники, названные в приказе.

Образец приказа о введении на предприятии режима повышенной готовности мы подготовили на примере ситуации пандемии новой коронавирусной инфекции.

Образец приказа

Общество с ограниченной ответственностью «Артемида»
ООО «Артемида»

Приказ

«25» марта 2020 года

№ 34

О введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции

В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, в целях обеспечения требований указа мэра Москвы от 5 марта 2020 года № 12-УМ

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Ввести режим повышенной готовности на территории ООО «Артемида» с «26» марта 2020 года.
  2. Организовать измерение температуры тела всех сотрудников перед началом рабочего дня/смены и отстранение от работы работников с повышенной температурой тела (выше 37 градусов по Цельсию).
  3. Назначить ответственным за организацию термометрии специалиста по охране труда Рупасова Алексея Алексеевича.
  4. Назначить ответственным за направление домой сотрудников с повышенной температурой тела для получения медицинской помощи начальника отдела кадров Смирнову Оксану Петровну.
  5. Назначить ответственным за организацию мер дезинфекции заведующего АХЧ Михайлова Сергея Сергеевича.
  6. Руководителям отделов Потапову Степану Степановичу, Романову Ивану Ивановичу, Львову Семену Семеновичу организовать дистанционную работу сотрудникам, вернувшимся из стран с повышенным риском заражения.
  7. Начальнику отдела кадров Смирновой Оксане Петровне организовать оформление отпуска сотрудникам, вернувшимся из стран с повышенным риском заражения, которых невозможно перевести на дистанционный режим работы, с их письменного согласия.
  8. Специалисту отдела кадров Воронцовой Тамаре Николаевне довести до сведения всех работников данный приказ.
  9. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Генеральный директор Зайцев / Г.Н. Зайцев

С приказом ознакомлены:

Рупасов / А.А. РупасовСмирнова / О.П. СмирноваМихайлов / С.С. МихайловПотапов / С.С. ПотаповРоманов / И.И. РомановЛьвов / С.С. ЛьвовВоронцова / Т.Н. Воронцова

В каком случае власти должны ввести режим ЧС?

Ответ на этот вопрос можно найти в Постановлении Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304, которое закрепляет признаки каждого из уровней режима ЧС4.

  • Локальный уровень: зона ЧС не выходит за пределы территории организации. Количество погибших и получивших ущерб здоровью – не более 10 человек. Размер материального ущерба – не более 240 тыс. руб. Например, разлив нефти на территории ООО при разгерметизации танков танкера из-за навигационной аварии. При этом нефть не попала на смежные участки.
  • Муниципальный уровень: зона ЧС не выходит за пределы муниципального образования. Количество погибших и получивших ущерб здоровью – не более 50 человек. Размер материального ущерба – не более 12 млн руб. Например, шквальный ветер в поселении или городе.
  • Региональный уровень: зона ЧС не выходит за пределы территории субъекта РФ. Количество погибших и получивших ущерб здоровью – свыше 50 человек, но не более 500. Размер материального ущерба – не более 1,2 млрд руб. Например, землетрясения в Республике Тыва 6 июня 2012 г.
  • Федеральный уровень: количество погибших и получивших ущерб здоровью – более 500 человек. Размер материального ущерба – свыше 1,2 млрд руб. Например, наводнение в Иркутской области в июле 2019 г.

Какие ограничения могут вводиться при режиме повышенной готовности и режиме ЧС?

Во время обоих режимов мероприятия по защите населения и территорий проводятся исходя из принципа необходимой достаточности2. Например, может быть ограничен доступ людей и транспортных средств в зону ЧС и на территорию, где существует угроза возникновения ЧС; приостановлена деятельность организаций, если есть угроза безопасности жизнедеятельности работников и иных граждан3.

Так, сегодня в большинстве регионов не работают объекты розничной торговли, физической культуры и спорта, рестораны и кафе, косметические салоны и т.д.; закрыты детсады, школы и вузы; работники преимущественно переведены на удаленную работу, учащиеся – на дистанционное обучение; действует режим самоизоляции – на улицу рекомендовано выходить только при острой необходимости; в некоторых регионах введен пропускной режим.

Основные понятия и правовая база

Разбираясь с вопросами, что значит режим повышенной готовности, кто его вводит, каковы связанные с ним правила и ограничения, какая следует ответственность, в первую очередь нужно изучить положения закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ. Все меры, которые сегодня проводятся в России в связи с эпидемией коронавируса, основаны именно на этом законе.

Внимание! Конкретные меры определяются компетентным органом, который ввел режим повышенной готовности в зависимости от обстановки и причин угрозы. Именно поэтому в каждом регионе они свои

Правила поведения являются обязательными для граждан в силу подп. «у» п. 1 ст. 11 ФЗ № 68.

Режим повышенной готовности

В соответствии с п. 6 ст. 4.1 закона № 68-ФЗ повышенная готовность — это один из режимов функционирования системы органов власти. В эту систему входят органы управления на всех уровнях власти (общероссийском, региональном и муниципальном), в задачи которых входит защита населения от ЧС. На уровне субъектов и населенных пунктов это соответствующие администрации, правительства и министерства. Ключевая фигура в данном случае — глава региона.

Повышенная готовность объявляется при угрозе возникновения ЧС. В теории этот режим может быть введен на уровне всей страны Правительством РФ, но сейчас ситуация такова, что в каждом регионе вводятся собственные меры защиты в зависимости от местной обстановки, а соответствующий режим объявляет глава субъекта.

При введении режима повышенной готовности орган власти определяет:

  • список мер, направленных на предупреждение развития ЧС;
  • обстоятельства, которые привели к введению данного режима;
  • границы территории, на которой действует режим;
  • временной период;
  • силы и средства, которые будут использованы для работы над предупреждением ЧС;
  • список ответственных ведомств и чиновников.

На конец апреля 2020 года режим повышенной готовности из-за коронавируса введен на всей территории России.

Помимо режима повышенной готовности упомянутый закон включает и возможность объявления ЧС в случае, когда данная ситуация уже возникла и требует ликвидации. Это следующий, более серьезный режим функционирования органов власти. В России он пока не введен.

Чрезвычайное положение

Режим, с которым повышенную готовность путать не следует, — чрезвычайное положение (ЧП). Вводится указом президента на территории всей страны или в конкретном регионе на основании закона «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 № 3-ФКЗ в случае, когда налицо непосредственная угроза жизни и здоровью населения, устранение которой требует чрезвычайных мер.

Именно режим ЧП вводит ограничения на передвижение, жесткое усиление охраны общественного порядка, распределения продовольствия и товаров первой необходимости, эвакуации. В России данный режим пока не введен. В последний раз он вводился президентом летом 2019 года в Иркутской области в связи с наводнением.

Карантин

Распоряжения местных властей о введении режима повышенной готовности чаще всего содержат ограничения для граждан, которые в СМИ и на практике называют самоизоляцией и карантином. Путать эти понятия также не стоит.

Понятие «карантин» используется в санитарном законодательстве. По закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ это ряд ограничительных мероприятий, направленных на предотвращение распространения заболевания. Карантин вводится Правительством РФ или региональной администрацией на основании предписаний главных санитарных врачей соответствующего уровня.

В России режим карантина не введен, а в рамках предупреждения распространения коронавируса действуют рекомендации. В частности, для предприятий разработано письмо Роспотребнадзора «О рекомендациях по профилактике коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников» от 07.04.2020 № 02/6338-2020-15. Несмотря на то что меры эти рекомендательные, в ряде регионов уже начали привлекать к ответственности за их несоблюдение по ст. 6.3 и ст. 20.6.1 КоАП РФ.

Самоизоляция

Закон о режиме повышенной готовности не содержит понятия «самоизоляция», этот термин появился в СМИ и обращениях глав регионов к населению. Конкретные меры по самоизоляции определяются нормативной базой, действующей на федеральном и региональном уровнях — смотреть надо и общероссийское законодательство, и местное.

До введения поправок в ст. 6.3 и 20.6.1 КоАП, а также в местные кодексы об административных правонарушениях, в силу отсутствия ответственности по факту, данный режим был рекомендательным. После обновления законодательства за нарушение режима самоизоляции начали штрафовать.

Подпишитесь на рассылку

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий