Рсчс — это что? рсчс: задачи, уровни, режимы функционирования

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:

а) в режиме повседневной деятельности:• изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
• сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
• разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
• планирование действий органов управления и сил единой системы, организация их подготовки и обеспечение деятельности; подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
• пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
• руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
• проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
• осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
• проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;
• ведение статистической отчётности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также в разработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;

б) в режиме повышенной готовности:• усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
• введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления; непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приёмах и способах защиты от них;
• принятие оперативных мер но предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;
• уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов; приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайную ситуацию, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
• восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций; проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

в) в режиме чрезвычайной ситуации:• непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;
• оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;
• проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
• организация работ но ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;
• непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по её ликвидации;
• организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
• проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.

Следующая страница Ликвидация чрезвычайных ситуаций

2.1. Принципы построения

Единая
система объединяет органы управления,
силы и средства федеральных органов
исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного
самоуправления и организаций, в полномочия
которых входит решение вопросов в
области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет
свою деятельность в целях выполнения
задач, предусмотренных Федеральным
законом «О защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера»от
21 декабря 1994 года № 68-ФЗ и Постановлением
Правительства РФ № 794 от 30 декабря 2003 г
» О единой государственной системе
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций».

Организационно
Единая система построена по
производственно-территориальному
принципу и состоит из функциональных
и территориальных подсистем каждая из
которых имеет пять уровней:

— федеральный,
охватывающий всю территорию Российской
Федерации;

— региональный,
охватывающий территорию нескольких
субъектов Российской Федерации;

— территориальный,
охватывающий территорию субъектов
Российской Федерации (республика, край,
область);

— местный,
охватывающий территорию района (города,
населенного пункта);


объектовый, охватывающий территорию
объекта производственного или социального
назначения.

Функциональные
подсистемы единой системы создаются
федеральными органами исполнительной
власти для организации работы в области
защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности
этих органов.

Функциональные
подсистемы РСЧС создаются в министерствах,
ведомствах и организациях Российской
Федерации
. Они решают задачи по наблюдению
и контролю за состоянием окружающей
Среды, и обстановкой на потенциально
опасных объектах, ликвидации возникающих
чрезвычайных ситуаций, защите при этом
персонала и населения, территорий. Так,
функциональная подсистема экологической
безопасности строится на базе сил и
средств Минприроды России, наблюдения
и контроля за стихийными явлениями и
состоянием окружающей Среды — Росгидрометео,
контроля обстановки на потенциально
опасных объектах — Госатонадзора России
и Госгортехнадзора России, экстренной
медицинской помощи в экстремальных
условиях — Минздравмедпрома России и
т.п.

Организация,
состав сил и средств функциональных
подсистем, а также порядок их деятельности
определяются положениями о них,
утверждаемыми руководителями федеральных
органов исполнительной власти по
согласованию с Министерством Российской
Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий.

Территориальные
подсистемы единой системы создаются в
субъектах Российской Федерации для
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций в пределах их территорий и
состоят из звеньев, соответствующих
административно-территориальному
делению этих территорий. Каждая
территориальная подсистема предназначена
для предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций на подведомственной
ей территории.

Организация,
состав сил и средств территориальных
подсистем, а также порядок их деятельности
определяются положениями о них,
утверждаемыми в установленном порядке
органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации.

Основные принципы и способы защиты населения.

Защита населения в нашей стране
осуществляется в соответствии с тремя
основными принципами:

  1. Мероприятия по защите населения
    разрабатываются и реализуются
    заблаговременно;

  2. Планирование мероприятий осуществляются
    с учетом природных, экономических и
    социальных особенностей территории,
    то есть вероятных Чрезвычайных Ситуаций;

  3. Объём и содержание мероприятий по
    защите населения должны отвечать
    необходимой достаточности и соответствовать
    наличию сил и средств.

Защита населения осуществляется с
помощью следующих способов:

  1. Оповещение;

  2. Противорадиационная (ПР) и противохимическая
    (ПХЗ) защита;

  3. Использование защитных сооружений;

  4. Использование средств индивидуальной
    защиты;

  5. Эвакуация населения.

Основные мероприятия:

  1. Проведение радиационной и химической
    разведок с систематическим контролем
    степени радиоактивного и химического
    заражения территории;

  2. Комплексное использование защитных
    сооружений коллективного типа и средств
    индивидуальной защиты;

  3. Использование режима радиационной
    защиты.

Режим радиационной защиты предназначен
для максимально возможного ослабления
ионизирующего излучения путем
использования ослабляющих свойств
защитных сооружений и обычных зданий.
Он делится на следующие этапы:

  1. Пребывание в защитных сооружениях
    коллективного типа;

  2. Чередование пребывания в защитных
    сооружениях и зданиях;

  3. Чередование пребывания в зданиях и на
    открытой местности.

3. Эвакуация населения – наиболее
эффективный способ защиты населения,
но требует значительных материальных
затрат и высокой организованности.

Структура рсчс

Система РСЧС состоит из территориальных
и функциональных подсистем и действует
на федеральном, межрегиональном,
региональном, муниципальном и объектовом
уровнях.

Для организации работ в области защиты
населения и территорий от ЧС федеральные
органы исполнительной власти создают
функциональные подсистемы РСЧС.
Правительство РФ в соответствии со
своими решениями утверждает положения
о функциональных подсистемах, создаваемых
федеральными органами исполнительной
власти по согласованию с Министерством
РФ по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий (МЧС
России). Федеральные органы исполнительной
власти определяют организацию, состав
сил и средств функциональной подсистемы
положениями, утверждаемыми по согласованию
с МЧС России.

Территориальные подсистемы РСЧС
создаются в субъектах РФ для предупреждения
и ликвидации ЧС в пределах их территорий
и состоят из звеньев, соответствующих
местному административно-территориальному
делению. Организация, состав сил и
средств территориальных подсистем, а
также порядок их деятельности определяется
положениями, утверждаемыми в установленном
порядке органами исполнительной власти
субъектов РФ.

На каждом уровне РСЧС создаются
координационные органы
, постоянно
действующие органы управления, органы
повседневного управления, силы и средства
и др.

Гражданская оборона: определение и её основные задачи.

Гражданская
оборона (ГО) — система мероприятий по
подготовке к защите и по защите

населения,
материальных и культурных ценностей
на территории Российской Федерации от
опасностей, возникающих при ведении
военных действий
или вследствие этих
действий, а также при возникновении ЧС
природного и техногенного характера.

Основные
задачи ГО

1)Обучение
населения способам защиты от опасностей,
возникающих в военное время

2)Оповещение
населения об опасностях, возникающих
в военное время

3)Эвакуация
населения, материальных и культурных
ценностей в безопасные районы

4)Предоставление
населению убежищ и средств индивидуальной
защиты

5)Проведение
мероприятий по световой и другим видам
маскировки

6)Проведение
аварийно—спасательных работ в случае
возникновения опасностей для населения
при ведении военных действий или
вследствие этих действий

7)Первоочередное
обеспечение населения, пострадавшего
от опасностей военного времени

8)Борьба
с пожарами, возникшими при ведении
военных действий или вследствие этих
действий

9)Обнаружение
и обозначение районов,, подвергшихся
радиоактивному, химическому, биологическому
и иному заражению; обеззараживание
населения, техники, зданий, территорий
и другие мероприятия

10)Восстановление
и поддержание порядка в районах
пострадавших в военное время

11)Срочное
восстановление функционирования
необходимых коммунальных служб в военное
время

12)Срочное
захоронение трупов в военное время

13)Разработка
и осуществление мер, направленных на
сохранение объектов, существенно
необходимых для устойчивого функционирования
экономики и выживания населения в
военное время

14)Обеспечение
постоянной готовности сил и средств
гражданской обороны

15)
Обеззараживание населения, техники ,
зданий, территорий и др. мероприятий.

Руководство и управление го.

Руководство
гражданской обороной

Руководство гражданской
обороной в
Российской Федерации осуществляет
Правительство Российской Федерации.

Государственную
политику в области гражданской обороны
осуществляет федеральный орган
исполнительной власти, уполномоченный
Президентом Российской Федерации на
решение задач в области гражданской
обороны.

Руководство
гражданской обороной в федеральных
органах исполнительной власти и
организациях осуществляют их руководители.

Руководство
гражданской обороной на территориях
субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований осуществляют
соответственно главы органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
и руководители органов местного
самоуправления.

Информация
об изменениях:

Федеральным
законом
от
19 июня 2007 г. N 103-ФЗ в пункт 4 статьи 11
настоящего Федерального закона внесены
изменения

Органами,
осуществляющими управление гражданской
обороной, являются:

1)
федеральный
орган исполнительной власти,

уполномоченный на решение задач в
области гражданской обороны;

2)
территориальные
органы

— региональные центры по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных
бедствий и органы, уполномоченные решать
задачи гражданской обороны и задачи по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций по субъектам Российской
Федерации.

Территориальные
органы

— региональные центры по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных
бедствий и органы, уполномоченные решать
задачи гражданской обороны и задачи по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций по субъектам Российской
Федерации, комплектуются военнослужащими
спасательных воинских формирований
федерального органа исполнительной
власти, уполномоченного на решение
задач в области гражданской обороны,
лицами начальствующего состава
федеральной противопожарной службы и
гражданским персоналом.

Руководители
указанных территориальных органов
назначаются в установленном порядке
руководителем федерального органа
исполнительной власти, уполномоченного
на решение задач в области гражданской
обороны, из числа военнослужащих
спасательных воинских формирований
этого федерального органа исполнительной
власти, лиц начальствующего состава
федеральной противопожарной службы и
гражданского персонала, за исключением
лиц, назначаемых на должность и
освобождаемых от должности Президентом
Российской Федерации;

3) структурные
подразделения
 федеральных
органов исполнительной власти,
уполномоченные на решение задач в
области гражданской обороны;

4)
структурные
подразделения (работники) организаций
,
уполномоченные на решение задач в
области гражданской обороны, создаваемые
(назначаемые) в порядке,
установленном Правительством Российской
Федерации

Три режима функционирования РСЧС

В РСЧС установлено три режима функционирования.

При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации органы управления и силы РСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности.

Решением руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, могут устанавливаться следующие режимы функционирования:

  • режим повышенной готовности — при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • режим чрезвычайной ситуации — при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При введении соответствующего режима функционирования РСЧС определяются:

  • обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;
  • границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации;
  • силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации;
  • должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил единой системы, а также мерах по обеспечению безопасности населения.

При устранении обстоятельств, послуживших основанием для ведения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил единой системы.

При угрозе возникновения или возникновении региональных и федеральных чрезвычайных ситуаций режимы функционирования органов управления и сил соответствующих подсистем единой системы устанавливаются решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

Основные задачи рсчс

В соответствии с Федеральным законом
«О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера» основными
задачами РСЧС
являются:

  1. Разработка и реализация правовых и
    экономических норм по обеспечению
    защиты населения и территорий от ЧС;

  2. Осуществление целевых и научно-технических
    программ , направленных на предупреждение
    ЧС и повышение устойчивости функционирования
    организаций , а также объектов социального
    назначения от ЧС;

  3. Обеспечение готовности к действиям
    органов управления, сил и средств,
    представляемых и выделяемых для
    предупреждения и ликвидации ЧС;

  4. Создание резервов финансовых и
    материальных ресурсов для ликвидации
    ЧС;

  5. Осуществление государственной
    экспертизы, надзора и контроля в области
    защиты населения и территорий от ЧС;

  6. Ликвидация чрезвычайных ситуаций;

  7. Осуществление мероприятий по социальной
    защите населения, пострадавшего от ЧС,
    проведение гуманитарных акций

  8. Реализация прав и обязанностей населения
    в области защиты от ЧС, а также лиц,
    непосредственно участвующих в их
    ликвидации

  9. Международное сотрудничество в области
    защиты населения и территорий от ЧС.

Характеристика стихийных бедствий гидрометеорологического характера.

Наводнения– характеризуются
повышением уровня воды в водоемах,
затоплением прилегающих территорий,
это угроза для жизни и здоровья людей
и окружающей природной среды.

Повышение уровня воды без угрозы
населению и материального ущерба –
разлив.

По причинам повышения уровня воды в
водоемах, наводнения различают:

  • в виде половодья;

  • паводка.

Половодье– наводнение, при котором
повышение уровня воды обусловлено
весенним снеготаянием. Оно может быть
один раз в год и длиться несколько
недель.

Паводок– наводнение, при котором
повышение уровня воды обусловлено
обильными осадками. Он может быть
несколько раз в год и длиться несколько
дней.

Уровень воды при половодье зависит:

  1. От толщины снега в весенний период;

  2. От интенсивности изменения температуры
    во время снеготаяния;

  3. Глубины промерзания почвы в местах
    таяния снежного покрова.

Опасные явления при наводнениях:

  1. Затопление обширных территорий;

  2. Разрушения и повреждение жилых построек;

  3. Разрушение дорог, мостов, линий связи;

  4. Уничтожение сельскохозяйственных
    угодий.

) Бури, ураганы, смерчи– стихийные
бедствия, характеризуются движением
масс воздуха с большой скоростью. При
буре скорость движения воздуха примерно
21 – 32 м/с, при урагане более 32 м/с, смерч
– вихреобразное движение воздуха со
скоростью более 200 м/с.

Параметры смерча:

  1. Всасывающая воронка;

  2. Диаметр и высота воронки;

  3. Скорость её движения;

  4. Возможный путь.

) Сели– водо-грязекаменный
поток в горной местности.

Причины возникновения: обусловлены
размывом больших масс грунта в
весенне-летний период.

Основное опасное явление: перемещение
потока с высокой скоростью на значительные
расстояния.

Режимы функционирования рсчс

В
зависимости от обстановки, масштабов
прогнозируемой или возникшей ЧС
природного и техногенного характера
решением соответствующего руководителя
органа исполнительной власти в пределах
соответствующей конкретной территории
устанавливаются следующие режимы
функционирования РСЧС:

1.РЕЖИМ
ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

при нормальной производственно-промышленной,
радиационной, химической, биологической
(бактериологической), сейсмической и
гидрометеорологической обстановке,
при отсутствии эпидемий, эпизоотии,
эпифитотий и пожаров.

Мероприятия:

   наблюдение
и контроль
за состоянием
окружающей природной среды, обстановкой
на потенциально опасных объектах и на
прилегающих к ним территориях;

   планирование
и выполнение целевых и научно-технических
программ и мер по предотвращению ЧС
природного и техногенного характера,
обеспечению безопасности и защиты
населения, сокращению возможных потерь
и ущерба, а также по повышению устойчивости
функционирования промышленных объектов
и отраслей экономики в ЧС природного и
техногенного характера;

   создание
и поддержание в готовности сил и средств
ликвидации последствий ЧС;

   совершенствование
подготовки органов управления по делам
ГОЧС, сил и средств
к действиям
в ЧС природного и техногенного характера,
организация обучения населения способам
защиты и действиям при этих ситуациях;

   создание
и пополнение резервов финансовых и
материально-технических ресурсов для
ликвидации ЧС природного и техногенного
характера;

   осуществление
целевых видов страхования;

   участие
в проведении заблаговременных мероприятий
по подготовке к ведению ГО.

Управлениеосуществляется
из пунктов постоянного расположения
органов повседневного управления.

2.РЕЖИМ
ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ

при ухудшении производственно-промышленной,
радиационной, химической, биологической
(бактериологической), сейсмической и
гидрометеорологической обстановки,
при получении прогноза о возможности
возникновения ЧС.

Мероприятия:

   формирование
при необходимости оперативных групп
для выявления причин ухудшения обстановки
непосредственно в районе возможной ЧС,
выработка предложений по ее нормализации;

   усиление
дежурно-диспетчерских служб;

   усиление
наблюдения и контроля
за состоянием
окружающей природной среды, обстановкой
на потенциально опасных объектах и
прилегающих к ним территориях,
прогнозирование возможности возникновения
ЧС природного и техногенного характера
и их масштабов;

   принятие
мер по защите населения и окружающей
природной среды

   приведение
в состояние готовности сил и средств,
уточнение планов их действий

Управление осуществляется
из пунктов постоянного расположения
органов повседневного управления и
(при необходимости) из вспомогательных
пунктов управления (подвижных и
стационарных).

3.
РЕЖИМ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

при возникновении и во время ликвидации
ЧС природного и техногенного характера.

Мероприятия:

   выдвижение
оперативных групп в район ЧС;

   разведка
зоны ЧС;

   уточнение
решения по ликвидации ЧС;

   организация
ликвидации ЧС, защиты населения и
территорий, проведение аварийно-спасательных
и других неотложных работ, эвакуация
населения;

   организация
работ по обеспечению устойчивого
функционирования отраслей экономики
и промышленных объектов, первоочередному
жизнеобеспечению пострадавшего
населения
, оказанию экстренной медицинской
помощи, проведению других неотложных
мероприятий;

   непрерывный контроль
за состоянием
окружающей природной среды в районе
ЧС, за обстановкой на аварийных объектах
и прилегающих к ним территориях.

Управлениеосуществляется
из пунктов повседневного управления и
вспомогательных пунктов управления
(подвижных и стационарных) в зависимости
от развития ЧС.

Характеристика стихийных бедствий (геофизического) геологического характера.

1.Землетрясение – это сдвиг или разрыв
земной поверхности, обусловленный
накоплением энергии внутри Земли.

Наиболее катастрофическими землятресениями
являются – тектонические, которые
обусловлены выходом энергии между
тектоническими плитами.

Опасные явления при землетрясении:

  1. Разрушение зданий и сооружений;

  2. Разлет фрагментов зданий и сооружений
    на значительном расстоянии;

  3. Разлет битых стекол с режущим эффектом;

  4. Разрыв проводов, которые при разлете
    обладают режущим эффектом;

  5. Падение мебели и тяжелых предметов в
    жилых и служебных помещениях;

  6. Трещины и разрывы Земной коры;

  7. Панические действия людей.

) Оползни – это смещение больших масс
грунта на склонах крутизной 19и
более.

Опасные явления:

  1. Объем смещаемого грунта;

  2. Скорость движения;

  3. Время суток.

В) Обвалы – срыв больших масс грунта в
горной местности. Опасные явления
аналогичны оползням.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий