Рсчс: расшифровка, структура и задачи

Структура РСЧС

Структура (что это?) РСЧС состоит из 5 уровней и относится к иерархическому типу организации.

На схеме изображены следующие уровни системы (от высшего к низшему):

  1. федеральный (государственный уровень);
  2. межрегиональный (уровень 6 федеральных округов: Центрального, Северо-Западного, Южного, Приволжско-Уральского, Сибирского, Дальневосточного);
  3. региональный (дифференциация (это как?) по субъектам РФ);
  4. муниципальный (уровень муниципальных образований);
  5. объектовый (конкретные объекты, например, АЭС (атомные электростанции), крупные промышленные предприятия и т.д.).

Каждый из перечисленных уровней находится в координационном подчинении у вышестоящего уровня, но действует автономно.

Например, если произошло землетрясение на Курильских островах (а там они случаются довольно часто), то будет действовать региональный уровень РСЧС (Сахалинской области), а также муниципальный и объектовый.

В случае необходимости будут задействованы вышестоящие межрегиональный и федеральный уровни.

Каждый из уровней РСЧС имеет собственный комплекс сил и средств, способный в автономном режиме выполнять поставленные перед РСЧС задачи.

В этот комплекс входят:

  1. органы управления:
    1. координационные органы (комиссии), осуществляют координацию работы вверенных им сил, а также организуют взаимодействие с остальными уровнями РСЧС;
    2. постоянно действующие органы управления (подразделения МЧС различного уровня);
    3. органы повседневного управления – пункты управления РСЧС, осуществляют непрерывный мониторинг в режиме реального времени вверенных территорий;
  2. непосредственно силы и средства, находящиеся в состоянии постоянной готовности (специалисты, техника, оснащение, т.е. аварийно-спасательные службы и общественные формирования), готовые выполнять аварийно-спасательные работы в зоне ЧС в течение 3 суток в автономном режиме;
  3. резервы материальных ресурсов (финансы, оборудование для обеспечения жизнедеятельности людей, медикаменты, продукты, вещи);
  4. системы обеспечения связи и оповещения населения.
Структура РСЧС. Видеоурок по ОБЖ 9 классСтруктура РСЧС. Видеоурок по ОБЖ 9 класс

Принципы создания рассматриваемой системы с учетом действующей обстановки в стране

Во-первых, это, конечно, необходимость соблюдения всестороннего подхода в процессе формирования системы (учет техногенного, природного происхождения ЧС, их стадий развития и последствий, мер противодействия им и необходимого количества участников).

Во-вторых, признание, если можно так сказать, «ненулевого риска» (факта того, что нельзя исключить риски возникновения ЧС в рамках всевозможных потенциальных угроз).

В-третьих, базирование на основополагающем принципе превентивности (предупреждения) в отношении безопасности (максимально возможное сокращение вероятности возникновения ЧС и систематическое проведение профилактических мероприятий).

Управление РСЧС

На каждом уровне системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационные органы

Координационными органами РСЧС являются:

  • на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;
  • на региональном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ;
  • на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
  • на объектовом уровне – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

На межрегиональном уровне в пределах соответствующего федерального округа функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации, взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.

Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС, и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.

Компетенция КЧС, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании. КЧС федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.

Постоянно действующие органы

Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:

  • на федеральном уровне – МЧС России, подразделения федеральных органов исполнительной власти, для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;
  • на межрегиональном уровне – региональные центры ГОЧС МЧС России; на региональном уровне – главные управления МЧС России по субъектам РФ;
  • на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления;
  • на объектовом уровне – структурные подразделения или работники организаций, уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Постоянно действующие органы управления РСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством РФ и иными нормативно- правовыми актами.

Органы повседневного управления

Органами повседневного управления РСЧС являются:

  • центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
  • центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
  • центры управления в кризисных ситуациях органов управления ГОЧС, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
  • единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

История МЧС России

Она тесно сопряжена с историей гражданской обороны (04.10.2010 – 78 лет). Периодом ее образования считается 04.10.1932 г., когда Совет народных комиссаров СССР принял «Положение о противовоздушной обороне СССР», в котором впервые были определены мероприятия и конкретные средства касаемо непосредственной защиты всех граждан страны и ее территорий. Это начальный этап по развитию государственной системы в этой области (день рождения Местной противовоздушной обороны). В 1961 г. было принято решение преобразовать МПВО в ГО.

РСЧС (функции и задачи которой мы рассматриваем) – это результат пересмотра старых взглядов в отношении защиты всего населения страны и ее территорий от всевозможных противников (включая вероятность использования оружия массового уничтожения).

27 декабря 1990 г. ознаменовалось принятием постановления Совета министров РСФСР № 606 «Об образовании Российского корпуса спасателей на правах Государственного комитета РСФСР». Именно эта дата – день, когда было образовано Министерство по чрезвычайным ситуациям России (впоследствии – День спасателя РФ).

10 января 1994 г. ГКЧС России преобразовали в современное Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, министром которого был назначен С. Шойгу.

А 9 декабря 1992 г. бывшие Высшие центральные курсы гражданской обороны трансформировались в нынешнюю Академию гражданской защиты МЧС России (унитарное учебное заведение, не имеющее аналогов в мире).

Итак, можно сказать, что сформированные в настоящее время задачи и структура РСЧС берут начало со времен МПВО.

Классификация ЧС исходя из масштабов распространения и степени тяжести их последствий

Принято выделять:

  • локальные действия в чрезвычайных ситуациях (воздействие поражающих факторов и очага ЧС остается в пределах производственного участка, которые могут быть оперативно ликвидированы собственными средствами и силами);
  • местные (воздействие поражающих факторов и очага чрезвычайной ситуации сохраняется в пределах населенного пункта);
  • территориальные (воздействие поражающих факторов и очага ЧС остается в пределах определенного субъекта: республики, области, края, автономного образования);
  • региональные (воздействие поражающих факторов и очага чрезвычайной ситуации распространяется на несколько субъектов РФ);
  • федеральные (воздействие поражающих факторов и очага ЧС охватывает от четырех и более субъектов РФ);
  • глобальные (воздействие поражающих факторов и очага ЧС выходит за пределы всего государства).

Итак, подытожив все вышесказанное, будет не лишним в очередной раз подчеркнуть, что тщательно проработанные основные задачи РСЧС и их грамотное воплощение на практике способны заблаговременно предотвратить разрушительное воздействие различных ЧС, а также в случае необходимости оперативно ликвидировать их последствия.

Принципы, лежащие в основе РСЧС

В основе создания РСЧС лежат следующие принципы:

  • все население РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которые находятся на территории РФ, а также территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности РФ подлежат защите от ЧС;
  • организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
  • реализация мероприятий по защите населения и территории от ЧС должна осуществляться с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;
  • организационная структура системы должна соответствовать государственному устройству РФ и решаемым задачам;
  • при формировании системы должен соблюдаться комплексный подход, предусматривающий учет всех видов ЧС природного и техногенного характера, всех стадий их развития, а также всех возможных мер по противодействию им и требуемого для этого состава участников;
  • система должна строиться с учетом признания «ненулевого риска», то есть факта невозможности исключить риск возникновения ЧС во всех случаях потенциальных угроз, отдания предпочтения превентивной безопасности, предусматривающей прежде всего профилактическую работу, максимально возможное снижение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Презентация на тему: » Вопрос 1. РСЧС создана с целью: А. прогнозирования ЧС на территории Российской Федерации и организации проведения аварийно- спасательных и других работ;» — Транскрипт:

1

Вопрос 1. РСЧС создана с целью: А. прогнозирования ЧС на территории Российской Федерации и организации проведения аварийно- спасательных и других работ; Б. объединение усилий органов власти, организаций и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; В. первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях на территории Российской Федерации.

2

Вопрос 2 Ядерное оружие – это: А) высокоточное наступательное оружие, основанное на использование ионизирующего излучения при взрыве ядерного заряда в воздухе, на земле (на воде) или под землёй (под водой); Б) оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании светового излучения за счёт возникающего при взрыве большого потока лучистой энергии, включающей ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи; В) оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании внутриядерной энергии.

3

Вопрос 3. Какими путями отравляющие вещества (ОВ) проникают в организм человека: А) в результате их попадания на одежду, обувь и головные уборы; Б) в результате вдыхания заражённого воздуха, попадания ОВ в глаза, на кожу или при употреблении заражённой пищи и воды; В) в результате их попадания на средства защиты кожи и органов дыхания.

4

A.Воздушный B.Наземный C.Подземный D.Надводный E.Подводный F.Высотный Вопрос 4. Составь соответствие названий и изображений видов ядерных взрывов.

5

Вопрос 5. К основным поражающим факторам ядерного взрыва являются: 1.Ударная волна. 2. Сильный шум при взрыве. 3.Световое излучение. 4. Высокая температура нагретого взрывом воздуха. 5. Радиоактивное заражение местности.

6

Вопрос 6. Наиболее опасным видом ионизирующего излучения является: 1.Альфа – частицы. 2.Бета – частицы. 3.Гамма – частицы. 4.Все выше перечисленное.

7

Вопрос 7. На чём основано действие химического оружия: А) на радиоактивных свойствах веществ; Б) на токсических свойствах некоторых веществ; В) на основе ионизации веществ.

8

Вопрос 8 От каких поражающих факторов оружия массового поражения защищает убежище: А) от всех поражающих факторов ядерного взрыва; Б) от всех поражающих факторов ядерного взрыва, от химического и бактериологического оружия; В) от химического и бактериологического оружия, а также радиоактивного заражения; Г) от ударной волны ядерного взрыва и обычных средств поражения.

9

Вопрос 9. Бактериологическое оружие это: А) специальные боеприпасы и боевые приборы, снаряжаемые биологическими средствами, предназ­наченными для массового поражения живой силы, сельскохозяйственных животных и посевов сельско­хозяйственных культур; Б) специальное оружие, применяемое для массово­го поражения сельскохозяйственных животных и ис­точников воды; В) оружие массового поражения людей на опреде­ленной территории.

10

Вопрос 10. Введение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается: А) с началом объявления о мобилизации взрослого населения; Б) с момента объявления или введения Президен­ том Российской Федерации чрезвычайного положе­ния на территории Российской Федерации или в от­дельных ее местностях; В) с момента объявления состояния войны, факти­ ческого начала военных действий или введения Пре­зидентом Российской Федерации военного положе­ния на территории Российской Федерации или в от­дельных ее местностях.

Профилирующие направления деятельности рассматриваемой системы

Продолжаем рассматривать РСЧС. Структура, задачи и функции ее есть важнейший элемент системы нац. безопасности РФ.

Основными направлениями ее деятельности выступают:

1. Разработка предложений касаемо государственной политики в отношении защиты всего населения страны и ее территорий от ЧС, их своевременная реализация. Данная функция исполняется органами управления совместно с силами и средствами страны (ранее эта проблема решалась ими разрозненно).

2. Управление рабочими моментами данной системы. Руководящим органом выступает МЧС России, координирующее работу органов государственного управления, а также местного самоуправления в рамках рассматриваемой проблемы. Для того чтобы повысить эффективность указанной деятельности, Правительство РФ создало коллегиальный орган управления — Межведомственную комиссию по предупреждению и ликвидации ЧС, которая занимается межотраслевым регулированием в рассматриваемой области. Ее решения обязательны для выполнения федеральными органами исполнительной власти, субъектами РФ. В структурных элементах РСЧС данная функция осуществляется органами управления ГОЧС и комиссиями по ЧС.

3. Контроль, предназначенный для обеспечения надлежащего соблюдения соответствующих нормативно-правовых актов, отдельных норм, правил и стандартов в сфере защиты от ЧС федеральными органами исполнительной власти, ее органами субъектов РФ, организациями, органами местного самоуправления. На федеральном уровне данная функция осуществляется МЧС РФ.

4. Производственная деятельность, которая заключается в проведении профилактических мероприятий, направленных на предупреждение ЧС, сокращение их масштабов, минимизацию ущерба и потерь от их последствий и неотложных работ аварийно-спасательной направленности по ликвидации данного рода последствий.

5. Разного рода обеспечение деятельности рассматриваемой единой системы (материально-технической, финансовой и др.). Резервы необходимых для ликвидации последствий воздействия ЧС материальных ресурсов включают: пищевое сырье, продовольствие, инженерное, вещевое и медицинское имущество, средства связи и транспортные средства, медикаменты, топливо, строительные материалы, средства индивидуальной химической и радиационной защиты и т. п.

6. Международное сотрудничество. Оно выражено открытостью России к целенаправленной интеграции РСЧС в формирующиеся в мире системы предупреждения и последующей ликвидации ЧС. Сотрудничество реализуется посредством заключения контрактов и других международных актов, разработке совместной правовой базы касаемо вопросов взаимной либо коллективной заинтересованности, а также деятельности в специализированных международных учреждениях и организациях.

1.5. Режимы функционирования рсчс

В
зависимости от обстановки, масштаба
прогнозируемой или возникшей ЧС решением
соответствующих органов исполнительной
власти субъектов РФ и органов местного
самоуправления в пределах конкретной
территории устанавливается один из
следующих режимов
функционирования
РСЧС:

  • режим
    повседневной деятельности

    при нормальной производственно-промышленной,
    радиационной, химической, биологической
    (бактериологической), сейсмической и
    гидрометеорологической обстановке,
    при отсутствии эпидемий, эпизоотии и
    эпифитотий;

  • режим
    повышенной готовности

    — при ухудшении производственно-промышленной,
    радиационной, химической, биологической
    (бактериологической), сейсмической и
    гидро метеорологической обстановки,
    при получении прогноза о возможности
    возникновения ЧС;

  • режим
    ЧС


    при возникновении и во время ликвидации
    ЧС.

Основными
мероприятиями
,
осуществляемыми при функционировании
РСЧС являются:

а)
в режиме повседневной деятельности:


осуществление наблюдения и контроля
за состоянием окружающей природной
среды, обстановкой на потенциально
опасных объектах и на прилегающих к ним
территориях;


планирование и выполнение целевых и
научно-технических программ и мер по
предупреждению ЧС, обеспечению
безопасности и защиты населения,
сокращению возможных потерь и ущерба,
а также по повышению устойчивости
функционирования промышленных объектов
и отраслей экономики в ЧС;


совершенствование подготовки органов
управления по делам ГО
и ЧС, сил и средств
к действиям при ЧС, организация обучения
населения способам защиты и действиям
при ЧС;


создание и восполнение резервов
финансовых и материальных ресурсов для
ликвидации ЧС;


осуществление целевых видов страхования;

б)
в режиме повышенной готовности:


принятие на себя соответствующими
комиссиями по ЧС непосредственного
руководства функционированием подсистем
и звеньев РСЧС, формирование при
необходимости оперативных групп для
выявления причин ухудшения обстановки
непосредственно в районе возможного
бедствия, выработки предложений по ее
нормализации;


усиление дежурно-диспетчерской службы;


усиление наблюдения и контроля за
состоянием окружающей природной среды,
обстановкой на потенциально опасных
объектах и прилегающих к ним территориях,
прогнозирование возможности возникновения
ЧС и их масштабов;


принятие мер по защите населения и
окружающей природной среды, по обеспечению
устойчивого функционирования объектов;


приведение в состояние готовности сил
и средств, уточнение планов их действий
и выдвижение при необходимости в
предполагаемый район ЧС;

в)
в режиме ЧС:


организация защиты населения;


выдвижение оперативных групп в район
ЧС;


организация ликвидации ЧС;


определение границ зоны ЧС;


организация работ по обеспечению
устойчивого функционирования отраслей
экономики и объектов, первоочередному
жизнеобеспечению пострадавшего
населения;


осуществление непрерывного контроля
за состоянием окружающей природной
среды в районе ЧС, за обстановкой на
аварийных объектах и на прилегающей к
ним территории.

Принципы построения и функционирования рсчс:

   защите
от ЧС подлежит все население Российской
Федерации, иностранные граждане и лица
без гражданства, находящиеся па территории
Российской Федерации, а также территория,
объекты экономики, материальные и
культурные ценности Российской Федерации;

   к организация и
проведение мероприятий по предупреждению
и ликвидации ЧС является обязательной
функцией федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, а также
предприятий, учреждений и организаций
независимо от их организационно-правовых
форм и форм собственности (далее
организации);

   реализация
мероприятий по защите населения и
территорий от ЧС осуществляется с учетом
разделения предметов ведения, полномочий
и ответственности между федеральными
органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного
самоуправления;

   заблаговременное
и дифференцированное планирование
мероприятий по защите населения и
территорий от ЧС и их непрерывное осуществление как
в мирное, так и в военное время с учетом
разумной достаточности их объемов и
сроков реализации;

   согласованность
и комплексность подхода к проведению
мероприятий по защите населения и
территорий от ЧС и по гражданской обороне
(ГО);

   соответствие
организационной структуры РСЧС
государственному устройству Российской
Федерации
и решаемым задачам.

Направления
работы РСЧС (в рамках ГО) в мирное время:

   обучение
населения способам защиты от опасностей,
возникающих при ведении военных действий
или вследствие этих действий;

   разработка
и осуществление мер, направленных на
сохранение объектов, необходимых для
устойчивого функционирования экономики
и выживания населения в военное время;

   создание
и поддержание в готовности фонда защитных
сооружений и средств индивидуальной
защиты;

   заблаговременная
подготовка к эвакуационным мероприятиям,
а также подготовка районов эвакуации
населения;

   совершенствование
систем оповещения населения;

   планирование
мероприятий ГО;

   обеспечение
готовности сил и средств
к ведению
ГО, создание и содержание в целях ГО
запасов материально-технических,
продовольственных, медицинских и иных
средств.

С
момента объявления состояния войны,
фактического начала военных действий
или введения Президентом Российской
Федерации военного положения на
территории Российской Федерации или в
отдельных ее местностях РСЧС переводится
на функционирование в условиях военного
времени, Порядок перевода и режимы
функционирования РСЧС в условиях
военного времени устанавливаются
Правительством Российской Федерации,

Урок 10Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Содержание урока

Силы и средства РСЧС

Силы и средства РСЧС

К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Тушение лесного пожара с воздуха

Тренировка спасателей по спасению утопающего человекаМосква, спасательная станция «Мещерская», июнь 2002 г.

Диспетчерская центра управления по делам ГО и ЧС

Состав сил и средств единой системы определяется Правительством Российской Федерации.

Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.

В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее — силы постоянной готовности).

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

Перечень сил постоянной готовности федерального уровня утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями.

Перечень сил постоянной готовности территориальных подсистем утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Запомните!

Общеобразовательные учреждения являются объектом функциональной подсистемы РСЧС, создаваемой Министерством образования и науки РФ, для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

Следующая страница Вопросы. Задания. Практикум

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий