Экологическая экспертиза: что это такое, виды, объекты и субъекты проверки, порядок проведения

Виды экологических экспертиз

В зависимости от вида проведенной экологической экспертизы могут изменяться разнообразные сопутствующие ей факторы, а также их правовое регулирование. Поэтому для правильного определения необходимых экспертиз и обеспечения полноценного исполнения процессуальных нормативов, следует разбираться в том, какой вид экоэкспертизы применяется в конкретной ситуации. В первую очередь, как это было указано в основном ФЗ, регулирующем проведение экологической экспертизы, таковые исследования могут подразделяться на:

  • Государственные. Данные экспертизы проводятся государственными экспертами, а их обеспечение полностью ложится на плечи федерального или регионального бюджета. Именно таковые экологической экспертизы являются обязательными к проведению в регламентированном законом случае.
  • Общественные. Таковые экологической экспертизы исполняются по желанию и инициативе граждан, или общественных организаций, в том числе тех, чья деятельность направлена на природоохранные мероприятия. При этом существует целый ряд нормативов и ограничений, применяемых к этому виду экспертиз.

Помимо этого, в большинстве случаев экспертиза требует привлечения разнопрофильных экспертов по конкретным отраслям знаний. Соответственно, будут различаться и виды проводимых исследований, и квалификация специалистов. При этом, таковые экологические экспертизы чаще всего являются комплексными, то есть затрагивают несколько отдельных областей знаний и наук с целью максимально полноценного исследования воздействия объектов на окружающую среду.

Другим критерием разделения исследований, может быть их подотчётность и ответственность. Так, экологические экспертизы разделяются на:

Федеральные

Данный порядок проведения исследований предусматривает контроль за объектами особого значения, экологическое состояние которых важно с точки зрения федерального уровня. Кроме того, данный уровень устанавливает требования, обязательные к экспертизам во всех субъектах РФ.
Региональные

Региональная организация экспертизы относится к объектам меньшего влияния и масштаба, а также предусматривает ответственность региональных властей за проведение таковых исследований, выдачу и контроль их заключений.

Что это такое

Под экологической экспертизой принято понимать проверку соответствия документов. На базе данных, полученных в ходе проведения данного мероприятия, будет осуществляться дальнейшая хозяйственная деятельность в соответствии с нормативами законодательства. В процессе организации этого мероприятия определяется, допустима ли реализация объекта.

Организацией и фактическим проведением мероприятия занимается федеральный исполнительный орган под названием Росприроднадзор. Также с ним взаимодействуют структуры государственной власти.

Еще один распространенный термин – общественная экологическая экспертиза. Ее проведение осуществляется на основании инициативы граждан, объединений общественного характера, государственных органов местного самоуправления. Это все субъекты, которые обеспечивают охрану окружающей среды.

Все объекты, в отношении которых она проводится, могут иметь федеральное или региональное значение.

Как проводится оценка воздействия на окружающую среду?

Начинать всегда стоит с технического задания на оценку воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду.

Содержание ТЗ на разработку ОВОС и обосновывающую документацию:

  • Общее описание намечаемой деятельности;
  • Цели ее реализации;
  • Возможные альтернативы;
  • Описание условий ее реализации;
  • Другая информация, предусмотренная действующими нормативными документами.

Разработке ОВОС предшествуют несколько этапов:

  • Техническое задание передается в орган местного самоуправления;
  • График проведения общественных обсуждений;
  • Информирование общественности о намерениях по строительству/реконструкции объекта;
  • Публикация с кратким описанием намечаемой деятельности, форме, сроках и месте доступности ТЗ по ОВОС размещается в печатных изданиях местного, регионального и федерального уровней (для объектов федеральной экспертизы);
  • В течение 30 дней инициатор общественных обсуждений принимает и документирует замечания и предложения от общественности;
  • Данные замечания и предложения учитываются при составлении окончательного варианта ТЗ по ОВОС и должны быть отражены в материалах по оценке воздействия на окружающую среду;
  • Далее можно приступать к разработке проекта ОВОС.

После чего начинается следующий этап общественных обсуждений всей проектной документации, разработанной в соответствии с Постановлением №87, включая предварительный вариант материалов по ОВОС.

Информация о сроках и месте доступности предварительного варианта материалов по ОВОС, о дате и месте проведения общественных обсуждений и других форм общественного участия публикуется в СМИ.

Через 30 дней проводятся общественные слушания с участием общественности либо обсуждение результатов этапа ознакомления общественности с проектной документацией – полученных опросных листов (в случае дистанционной формы общественных обсуждений – опроса). Составляется протокол.

Далее еще в течение 30 дней собираются предложения и замечания от общественности. Местным органом самоуправления выдается документ о результатах общественных обсуждений с перечнем замечаний и предложений или их отсутствия.

На следующем этапе оценки воздействия проектная документация и предварительный вариант материалов ОВОС дорабатывается в соответствие с полученными замечаниями и предложениями.

Документы на ГЭЭ

После всех указанных этапов необходимо подготовить материалы на Государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ).

ГЭЭ предоставляется Росприроднадзором и его территориальными органами. Чтобы выполнить все условия процедуры опять рекомендуем обратиться к НПА. Здесь стоит ознакомиться с Административным регламентом федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по организации и проведению ГЭЭ в соответствии с Приказом Минприроды №204.

После подачи документации на экспертизу идет ее проверка на комплектность. Если пакет документов собран полностью и верно оформлен, то заявитель получает договор и счет на оплату экспертизы, при некомплектности дается месяц на ее устранение. Производится оплата, ее подтверждение отправляется в терр. упр. Росприроднадзора, где издается Приказ о начале процедуры экологической экспертизы. Процесс длится 2 месяца с возможностью продления на месяц. Росприроднадзор определяет календарный план экспертизы, назначается экспертная комиссия. заказчик имеет право на участие в экспертной комиссии.

Практика экологических компаний:

  • Заявку на ГЭЭ можно подать через личный кабинет природопользователя. В этом случае материалы необходимо правильно разбить и скомпоновать, т.к. к заявлению можно прикрепить только 10 файлов по 20 мб каждый;
  • Чтобы получать ответы на электронную почту, а также стать участником рабочих заседаний экспертной комиссии, необходимо это четко обозначить в заявлении;
  • В настоящий момент при прохождении ГЭЭ в Центральном аппарате РПН личные контакты с экспертами исключаются. Все вопросы по ходу экспертизы решаются через консультанта РПН. Что-то обсудить можно только при участии в рабочих заседаниях экспертной комиссии.

Несмотря на возможные трудности пройти ГЭЭ реально, в этом Вам готовы помочь специалисты ЭкоПромЦентра. Обратитесь к нам за консультацией прямо сейчас!

Порядок проведения государственной экологической экспертизы

Государственная экологическая экспертиза проводится на 2 уровнях:

  • на федеральном госуслуга предоставляется Росприроднадзором и его территориальными органами (п. 9 Административного регламента, утвержденного приказом Минприроды от 06.05.2014 № 204);
  • на региональном процедуру осуществляет уполномоченный орган госвласти субъекта РФ (абз. 3 п. 1 ст. 6 ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 № 174-ФЗ). 

Срок реализации государственной экологической экспертизы по общему правилу не должен превышать 2 месяцев (п. 4 ст. 14 закона № 174-ФЗ), но:

  • По желанию заказчика в допустимых законом случаях может быть увеличен на 1 месяц.
  • При отсутствии согласия более чем трети списочного состава экспертной комиссии с результатами, занесенными в проект сводного заключения по итогам обследования приказом Росприроднадзора, может быть увеличен (п. 22 Положения о порядке проведения ГЭЭ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 № 698). Общий срок проведения экспертизы при этом не может превышать 6 месяцев (абз. 4 п. 12 указанного Положения). 

Заказчик государственной экологической экспертизы обязан оплатить ее проведение предварительно (п. 2 ст. 14 закона № 174-ФЗ). Размер и порядок внесения госпошлины и иных видов оплаты определяются уполномоченным госорганом на основании сметы расходов (п. 23 Административного регламента).

Специализированное подразделение Росприроднадзора или уполномоченный орган госвласти субъекта РФ формируют экспертную комиссию, которая будет заниматься проведением государственной экологической экспертизы (п. 5 ст. 14 закона № 174-ФЗ).

Итоги экспертизы отражаются в заключении экспертной комиссии (п. 7 указанной статьи). 

Виды

  • возведение и реконструкция зданий, находящихся на территории природных зон, в отношении которых действует природная охрана;
  • особо опасные объекты, а также элементы, сложные с технической точки зрения;
  • площади, предназначенные для размещения отходов, относящихся к 1-5 классу опасности;
  • земли, на которых обезвреживаются отходы, не предназначенные для этих целей;
  • искусственно созданные участки, прилегающие к водной среде.

Что касается общественной проверки, ее инициаторами являются преимущественно граждане и объединения общественного типа. В целях решения этой задачи создаются общественные комиссии, которые выполняют свою работу на базе государственной регистрации заявления.

Общественные объединения, инициировавшие проведение экспертизы, могут рассчитывать на предоставление со стороны заказчика проектной документации, а также на ознакомление с нормативно-технической документацией. Также они могут принимать в процессе участие в роли наблюдателей. Например, присутствовать на заседаниях, в рамках которых проводятся обсуждения, и принимаются решения.

Также на практике существуют другие разновидности экологической экспертизы:

  1. Ведомственная. Ее базовая направленность является технологической, а целевая задача заключается в доказательстве экологической безопасности проекта.
  2. Научная. Она организуется для проверки определенных фактов научного происхождения, ее положения не регулируются на законодательном уровне.
  3. Коммерческая. Законом она не регулируется, проведение осуществляется в добровольном порядке в целях получения информации о степени безопасности объекта для окружающей среды, услуга является востребованной среди большого количества специализированных компаний.

Это основные и самые распространенные разновидности ЭЭ. Каждая из них имеет свои особенности и нюансы.

Порядок проведения экологической экспертизы представлен ниже на видео.

Проведение экологической экспертизыПроведение экологической экспертизы

Правовое регулирование и законы об экологической экспертизе

Главным правоустанавливающим документом, который регулирует вопросы применения экологической экспертизы, даёт её определение и обозначает порядок применения данных процессуальных исследований, является ФЗ №174 от 23.11.1995. Так, определение экологической экспертизы подразумевает совокупность исследований, каковые будут оценивать воздействие на окружение планируемой деятельности. При этом опирается данный закон на Конституцию РФ, предусматривающую обязательность защиты природы со стороны государства и его граждан в положениях ст. 58.

Вышеозначенным законом регламентируются основные принципы, на которых базируется проведение экологической экспертизы, регулируются виды и способы проведения таковых экспертиз, ответственность за нарушение положений такового закона. В частности, нарушения, связанные с проведением экологической экспертизы, могут влечь за собой административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность. При этом, закон также определяет объекты, в которых возникает необходимость проведения означенных экспертиз.

Обратите внимание

Закон чётко определяет порядок и виды существующих экологических экспертиз, нормативы по выдаче их заключения и иные принципы осуществления экспертной деятельности. Таким образом, для признания действительности и юридической силы конкретной экспертизы, она должна полностью соответствовать положениям данного Федерального закона.

Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня

Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня перечислены в ст. 11 закона № 174-ФЗ. К ним в том числе относятся:

  • проекты документации нормативно-технического характера, методические рекомендации и инструкции в сфере охраны окружающей среды (далее — ОС), утверждаемые компетентными госорганами РФ;
  • проекты документации о разделе продукции, целевых программ федерального уровня, реализация которых предполагает воздействие на ОС;
  • проекты техдокументации на новые изобретения;
  • документы, содержащие обоснования лицензий, выдаваемых на отдельные виды деятельности, реализация которых может оказывать влияние на ОС;
  • материалы, содержащие обоснования получения конкретными участками статуса особо охраняемых природных территорий;
  • проектная документация объектов, реализация которых предполагается на землях ООПТ федерального уровня, объектов, используемых под размещение опасных отходов, ликвидации горных выработок, создания искусственных земельных участков и т. д. 

Примеры объектов ГЭЭ федерального уровня: объект размещения отходов южного участка Ириклинского месторождения известняков, реконструкция свалки до уровня полигона промотходов на станции Орск и т. д. 

Государственной экологической экспертизе подлежат все объекты, реализация которых может повлечь негативные последствия для ОС (абз. 2 ст. 3 закона № 174-ФЗ).

Реализация проекта, подлежащего экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещается. Также без одобрения компетентной комиссии объект не может быть профинансирован (абз. 2 п. 5 ст. 18 указанного закона).

Срок проведения ГЭЭ для объектов, перечисленных в пп. 7.1, 7.3 ст. 11 закона № 174-ФЗ, не может превышать 3 месяцев (абз. 3 п. 11 приказа Минприроды № 204). 

Цель проведения ОВОС и на основании каких документов

Главная цель проведения оценки воздействия на окружающую среду: предотвращение или смягчение воздействия любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.

Нормативно-правовые акты:

  • Приказ Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. №372 “Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации”;
  • ФЗ от 23 ноября 1995 г. №174-ФЗ “Об экологической экспертизе” (с изменениями и дополнениями);
  • Приказ Госкомэкологии РФ от 17.06.1997 г. №280 “Об утверждении “Регламента проведения государственной экологической экспертизы” (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.07.1997 №1359).

Обязанности специалиста

Эксперт должен:

  1. Выполнять полный, всесторонний, комплексный и объективный анализ материалов, применяя передовые научно-технические достижения.
  2. Определять соответствие документации нормативным и нормативно-техническим актам, принятым на региональном и федеральном уровнях в сфере охраны природы, давать заключения по ней.
  3. Выполнять предписания законодательства, регламентирующего проведение экспертизы.
  4. Соблюдать сроки и порядок выполнения проверки, установленные федеральным исполнительным органом.
  5. Обеспечивать обоснованность и объективность выводов, сформулированных в экспертном заключении.
  6. Участвовать в подготовке обоснований учета заключений общественной экспертизы, аргументированных предложений, поступивших от общественных объединений и граждан, по экологическим аспектам деятельности, подлежащей экспертизе.
  7. Обеспечивать сохранность документации и других материалов, конфиденциальность информации, представленной на проверку.

Статья 16. Оценка воздействия на окружающую среду

1. Процедуру оценки воздействия на окружающую среду и здоровье населения обеспечивает заказчик планируемой хозяйственной деятельности, а для действующих объектов — владелец предприятия либо центральные и местные исполнительные органы.

2. Оценка воздействия на окружающую среду и здоровье населения является обязательной и неотъемлемой частью предпроектной и проектной документации, а для действующих предприятий проводится по инициативе контролирующих органов республиканского и областного значения, центральных исполнительных органов, общественных объединений граждан, проживающих в зоне действия предприятия, органов суда и прокуратуры, а также самого предприятия либо по решению центрального исполнительного органа Республики Казахстан в сфере охраны окружающей среды и его подразделений на местах.

3. Оценка воздействия на окружающую среду проводится на всех стадиях проектирования и с учетом:

1) состояния окружающей среды по месту осуществления планируемой деятельности;

2) альтернативных вариантов достижения целей планируемой деятельности, включая отказ от этой деятельности;

3) перспектив социально-экономического развития региона;

4) иных требований действующего законодательства Республики Казахстан в области охраны окружающей среды.

4. Оценка воздействия на окружающую среду должна включать:

1) определение видов и уровней воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, в том числе экологического риска;

2) прогнозирование изменений состояния окружающей среды в случае осуществления намечаемой деятельности и их социально-экономических последствий;

3) выработку мер по обеспечению охраны окружающей среды в процессе осуществления планируемой деятельности;

4) проработку всех нормативных требований в этой области.

5. По результатам проведенной оценки воздействия на окружающую среду заказчиком подготавливается и представляется в составе экспортируемых материалов заявление об экологических последствиях планируемой или осуществляемой хозяйственной деятельности, служащее основанием для подготовки решений о ее реализации.

Что такое ОВОС?

Оценка воздействия на окружающую среду – это процесс, включающий в себя последовательные мероприятия, с помощью которых можно выявить негативно влияющие на окружающую среду факторы.

Процесс состоит из двух основных этапов, на которых необходимо:

  • Оценить существующее состояние территории, учесть все компоненты природной среды и спрогнозировать степень неблагоприятного воздействия на окружающую среду, рассмотреть все возможные варианты строительства и проектных решений и выбрать оптимальный;
  • Разработать меры по уменьшению и предотвращению воздействий, учитывая общественное мнение.

Порядок проведения общественной экологической экспертизы

Подача заявления

В первую очередь подается заявление о проведении общественной экологической экспертизы в местное самоуправление.

Соответственно субъектами подачи заявления являются лица, обладающим правом инициации такой процедуры:

  • граждане,
  • общественные организации (объединения),
  • общественные организации-организаторы, осуществляющие свою деятельность в сфере охраны окружающей среды.

В заявлении должна быть информация о:

  • идентификационные данные заявителей,
  • адреса регистрации и местонахождения,
  • составе экспертной комиссии,
  • об объекте общественной экологической экспертизы,
  • сроки проведения экспертизы.

Рассмотрение заявления органом местного самоуправления

Местная администрация в течение 7 дней должна зарегистрировать заявление о проведении общественной экологической экспертизы либо отказать в такой регистрации.

Если в течении 7 дней в регистрации не было отказано, то считается, что заявление принято и зарегистрированным.

Основания отказа в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы:

  • экспертиза была ранее проведена дважды в отношении объекта экспертизы,
  • если объект экспертизы составляет государственную тайну,
  • общественная организация не зарегистрирована в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации,
  • если в уставе общественной организации не установлено основной деятельностью охрана окружающей среды. Таким образом, орган местного самоуправления осуществляет контроль по допуску профессионального лица к организации и проведению экологической экспертизы;
  • нарушена форма заявления о проведении общественной экологической экспертизы.

Основания для отказа в регистрации поступившего заявления являются исчерпывающим и никакие другие условия не могут быть основанием для отказа в регистрации местным самоуправлением заявления о проведении общественной экологической экспертизы.

Как выбрать хорошую экспертную компанию – 4 признака того, что вы сотрудничаете с профессионалами

Если еще в середине прошлого века понятие экологическая экспертиза вызывала у большинства людей недоумение, то сейчас отношение к этому термину изменилось самым кардинальным образом. Экологическая проверка на чистоту и безопасность уже давно стала нормой.

Если с необходимостью проведения экспертизы вопросов больше ни у кого не возникает, то вот проблема выбора экспертной компании стоит довольно остро. Тем более, что подобрать хорошую организацию не так уж и просто, учитывая разнообразие профильных организаций.

Заголовки сайтов пестрят заявлениями о том, что только эта компания самая лучшая, проводит экологический аудит быстрее и качественнее всех. От потока информации просто голова кругом.

Детально разберемся, какие признаки отличают по-настоящему хорошую компанию.

Признак 1. Эксперты компании предоставляют заказчику четкий план действий

Наличие четкого планирования свидетельствует о накопленном опыте, что уже само по себе — верный признак профессионализма.

Признак 2. В предоставленном экспертном заключении подробно освещен каждый этап проверки

Любая уважающая себя организация проводит все запланированные мероприятия поэтапно. При этом переход на следующую стадию проводится только после того, как все мероприятия предшествующего этапа полностью выполнены.

При таком подходе предоставить клиенту подробный отчет каждого этапа не вызовет затруднений.

Признак 4. Экспертная компания имеет большое количество положительных отзывов

Люди, которые получили полное удовлетворение от сотрудничества с компетентной компанией, всегда захотят отразить свои положительные эмоции. Поэтому большое количество хвалебных рецензий свидетельствует о том, что таким специалистам можно доверять.

Рекомендуем посмотреть короткий ролик о том, как работает экологическая лаборатория.

Как работает экологическая лабораторияКак работает экологическая лаборатория

Документы

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные к представлению документы:

  1. Проекты нормативно‑технических и инструктивно‑методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
  2. Проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов.
  3. Проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе федерального уровня, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  4. Вышеуказанные объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня (п.1-п.3) и ранее получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы в случаях:
    • доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
    • реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и(или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
    • истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
    • внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.

А) В случае проведения государственной экологической экспертизы по объектам, указанным под п.п.1, 2, в том числе для повторного рассмотрения

Документация, подлежащая государственной экологической экспертизе объектов регионального уровня в объеме, который определен в установленном законодательством порядке, и содержащая материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе.

Б) В случае проведения государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в п.3 в том числе для повторного рассмотрения

Документация, подлежащая государственной экологической экспертизе объектов регионального уровня и содержащая материалы оценки воздействия объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, на соответствующую особо охраняемую природную территорию.

II. Дополнительные документы (в случае обращения представителя заявителя):

  1. Учредительные документы, содержащие полномочия представлять интересы заявителя (для руководителей юридических лиц).Доверенность с правом подачи и получения документов, составленной в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации.
  2. Договор, содержащий указание на полномочия доверенного лица по представлению заявителя при получении государственной услуги, решение собрания.

III. Документы, представляемые заявителем по собственной инициативе:

А) В случае проведения государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в п., п.1, 2 раздела I, в том числе для повторного рассмотрения

  1. Положительные заключения и (или) документы согласований исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, получаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
  2. Заключения федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами.
  3. Заключения общественной экологической экспертизы в случае ее проведения.
  4. Материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных уполномоченными органами государственной власти Санкт‑Петербурга.

Б) В случае проведения государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в п.3 раздела I, в том числе для повторного рассмотрения

  1. Заключения общественной экологической экспертизы в случае ее проведения.
  2. Материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных уполномоченными органами государственной власти Санкт‑Петербурга.

Порядок проведения

  • материалы оценки влияния на окружающую среду;
  • положительные заключения от органов контроля;
  • результаты других экспертиз;
  • итоги обсуждений объектов.

Далее алгоритм совершаемых мероприятий выглядит следующим образом:

  • регистрация материалов и обеспечение проверки полноты их предоставления;
  • создание комиссии государственной экологической экспертизы, выбор кандидата на руководящий пост и должность ответственного секретаря;
  • подготовка заключений индивидуального, группового, сводного типа;
  • подписание документов, предполагающее их утверждение.

Полученное в итоге заключение наделяется юридическим статусом после подписей и печатей руководителей, а также специалистов уполномоченных государственных структур. При необходимости повторного проведения экспертизы организуется арбитражное судебное разбирательство.

Особенности общественных экологических экспертиз

Как уже говорилось выше, общественные экспертизы имеют целый ряд ограничений. Так, законодательство строго регулирует порядок их организации и проведения

Кроме того, для проведения таковых экспертиз важно также и состояние проверяемого объекта. Так, запрещается проведение общественных экспертиз на объектах в случаях, когда:

  • Таковой объект уже дважды подвергался общественной экологической экспертизе;
  • Устав организации не демонстрирует соответствия выдвигаемым требованиям, а именно – не отражает заинтересованность организации в принципах природоохраны;
  • Если общественная организация требующая таковой экспертизы не может обеспечить необходимые условия её проведения;
  • В случае обращения незарегистрированной общественной организации;
  • В ситуациях, когда объект экологической экспертизы содержит в себе охраняемую законом тайну.

Важный факт

Подвергаться общественной экологической экспертизе объекты и проекты могут в полном масштабе как до проведения госэкспертизы, так и параллельно с таковым исследованием либо после него при соблюдении установленных ограничений.

При этом проведение общественных экспертиз должно сопровождаться участием экспертов, каковые соответствуют установленным законодательством требованиям. Также, организаторы общественных исследований должны в обязательном порядке получить государственную регистрацию заявления о проведении таковых экспертиз и уведомить населения о ведении экспертизы, её целях и последующих результатах. Финансирование общественных исследований за счёт государственных средств не проводится. В случае, если общественную экологическую экспертизу изъявят желание провести несколько различных организаций, они могут провести одно исследование вместо нескольких в комиссионном формате.

Отказ в регистрации заявления

Он допускается только в случаях, закрепленных 24 статьей ФЗ № 174. Перечень оснований, приведенный в норме, считается закрытым. Отказ в регистрации заявления допускается, если:

  1. Общественная экологическая экспертиза проводится в отношении объекта, ранее уже проверенного дважды.
  2. Общественное объединение не зарегистрировано по правилам, закрепленным законодательством. Речь идет об отсутствии госрегистрации в статусе юрлица на день обращения.
  3. Устав объединения не соответствует положениям, закрепленным 20 статьей ФЗ № 174.
  4. Не выполнены требования к содержанию заявки, предусмотренные ст. 23 Закона.

Общественная экологическая экспертиза объекта не может проводиться, если сведения о нем составляют тайну, охраняемую законом (государственную, коммерческую и пр.).

Незаконный отказ должностных лиц местных структур власти в госрегистрации заявления влечет ответственность, согласно нормам законодательства.

Примеры результатов общественных экспертиз

В 1996 г. по инициативе жителей п. Коренево была проведена проверка проекта рекультивации затопленного карьера. Используя результаты экспертизы, гражданам удалось в суде отменить решение о землеотводе и не допустить превращения карьера в место размещения отходов.

В том же 1996 г. в г. Сергиевом Посаде было отменено решение о возведении завода по переработке ракетного топлива. Вместе с общественной экспертизой в городе собирались подписи местных жителей против реализации проекта, велась активная кампания в СМИ.

В 1997 г. в г

Троицке местная дума, приняв во внимание мнение населения и рассмотрев заключение общественной экспертизы, отменила ряд решений, допускавших строительство в городе мусороперерабатывающего завода. В процессе экспертизы были организованы слушания, в которых участвовали депутаты и члены комиссии

Заключение было направлено в Минздрав, который сформировал собственную комиссию. По ее решению проект строительства завода был заблокирован.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий